Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Концептуальный подход к теории безопасности жизнедеятельности

Зыкин Петр Васильевич
Внастоящее время в науке существуют кибернетический, философский, социологический,социально-психологический, правовой, математический и другие подходы кобъяснению и построению теории безопасности жизнедеятельности. Следует отметить,что под безопасностью жизнедеятельности, мы понимаем все виды деятельностилюдей, которые позволяют обеспечивать безопасные условия для жизни на Земле.
Безопасностьжизнедеятельности есть одна из характеристик и критериев функционирования иразвития социальных, экономических, технических, экологических и биологическихсистем. Поэтому построение теории безопасности жизнедеятельности невозможно вотрыве от теории эффективности развития экономических и социальных систем, надежноститехнических систем и т.д. Таким образом, существуют базовые явления социально-экономическогои технического порядка, от которых зависит уровень безопасностижизнедеятельности.
Признакамибезопасности социальной системы являются высокая продолжительность жизни, авысокий уровень социальной напряженности — симптом опасного состояниясоциальной системы.
Следовательно,состояние социально-экономической системы, а также безопасностьжизнедеятельности является несущей конструкцией национальной безопасности, целькоторой — развитие, здоровье, нормальное состояние общества и личности. Всеостальные виды безопасности, в том числе криминальная, военная и другие, выступаютсредствами достижения этой цели.
Отсюдаможно сделать вывод, что безопасность жизнедеятельности, точнее ее модель, имеетне только структурное, но и иерархическое строение, основанное на учете “деревацелей”. В более конкретном виде социальная безопасность означает выполнениесоциальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов,целей всего населения страны и выражается в ряде показателей.
Устойчивое,стабильное развитие социально-экономической системы — главное условиебезопасности жизнедеятельности. Международная и национальная безопасностьРоссии — это эффективность ее внутренней и внешней политики, проводимойвластью.
Необходиморазличать общую и специальные, частные теории безопасности жизнедеятельности.
Общаятеория безопасности жизнедеятельности обслуживает систему безопасности в целом,а частные теории – ее составляющие, виды, направления, в том числе созданиеспециальных программ по борьбе с терроризмом и др. Необходимо вначале иметьконцепцию национальной безопасности, а затем на нее основе строить военную, уголовнуюдоктрину и т.д.
Конечно,нельзя сводить систему безопасности жизнедеятельности к пассивной безопасности,например защите. Безопасность жизнедеятельности должна предполагать активнуюответную реакцию, а также мониторинг объекта воздействия со стороны угрозы.
Вусловиях существования советского государства безопасность жизнедеятельностиопределялась, исходя из партийно-классовых интересов. Все то, что не входило врамки идеологических мифов правящей партии, относилось к опасностям, угрожающимгосударству. В соответствии с этим формировался образ врага. К числу враговотносили каждого, кто высказывал малейшее несогласие с политикой партии и еевождей. В результате сложилась ситуация, когда государство и партия объявиливойну своему народу. Об этом говорит число жертв массовых репрессий. Однакоделалось это под прикрытием лозунга об обострении классовой борьбы.
Всовременной России на смену идеологическому пониманию стало приходитьобщепринятое в мировой теории и практике понимание безопаснойжизнедеятельности. То есть, вместо государственной безопасности речь стала идтио национальной безопасности.
Внациональной безопасности необходимо различать внешний и внутренний контурыбезопасности жизнедеятельности. Внешний контур безопасности жизнедеятельностисостоит из двух уровней: общепланетарного (глобального) и межгосударственного.При анализе внешнего контура безопасности жизнедеятельности важно иметь в видуугрозы экологического, военного, радиационного, эпидемиологического, криминального,природного и культурного – нравственного порядка.
Внутреннийконтур безопасности жизнедеятельности предполагает предотвращение угрозыэкономического характера, например превращения продовольственного рынка вкриминальный, а также угрозы, связанные с террористическими актами, чрезвычайнымиситуациями социального, природного и техногенного происхождения, соблюдениеКонституции Российской Федерации и прав человека.
Обеспечениесистемы безопасности жизнедеятельности осуществляется на разных уровнях:международном, государственном, региональном, местном, организационном, профессиональноми личностном.
Основнымв теории безопасности жизнедеятельности является понятие угрозы. Классификациюугроз можно производить на основании учета источника их происхождения. Всоответствии с этим можно выделить:
— угрозы природного характера (наводнения, цунами, землетрясения, бураны, сели, тайфуныи т. д.)
— угрозы техногенного характера (аварии, катастрофы, пожары, взрывы и т.п.)
-угрозысоциального характера (социально-психологические, связанные с социальнойнапряженностью, конфликтностью и пр.);
— угрозы военного характера (применение агрессором ядерного, химического, биологическогооружия, обычных средств массового поражения)
Целии задачи формирования у студентов колледжей безопасности жизнедеятельности.
Важностьформирования у молодежи безопасной жизнедеятельности в настоящее времяпризнается во всем мире. В Российской Федерации в базисный учебный планобразовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденныйМинистерством образования, вошла новая дисциплина – “Безопасностьжизнедеятельности”.
Подготовкастудентов колледжей по безопасной жизнедеятельности является важнойсоставляющей единого педагогического процесса и утверждает триединую задачуобучения в данной области:
1.Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровеньбудущих членов общества, способных не только освоить, но и творческииспользовать достижения научно-технического прогресса для безопаснойжизнедеятельности.
2.Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения в сфере безопаснойжизнедеятельности, учитывая познавательные способности и возможностиобучающегося.
3.Воспитать студента как личность, способную добиться успеха не только впрофессиональной деятельности, но и в создании условий для безопаснойжизнедеятельности.
Минимальноесодержание безопасного образования призвано способствовать формированиюцелостной картины знаний, навыков и умений в области безопаснойжизнедеятельности, освоению студентами опыта безопасной деятельности человека, сложившегосяпри ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Курсбезопасной жизнедеятельности в системе обучения студентов колледжей ставитцелью:
-формированиеу обучающихся правильного восприятия места и роли человека в глобальной системе“Биосфера-человек”, понимания взаимосвязи и взаимозависимости ее составляющихкомпонентов в обеспечении безопасной жизнедеятельности;
-выработкуу студентов колледжей осознанной ответственности за негативные стороныдеятельности человека, нарушающие природное равновесие окружающей среды, повышающиефакторы риска и опасности;
-осознаниефакторов опасности в современном обществе, получение знаний, навыков и уменийпредвидеть, распознать и оценивать их поражающее действие;
-научитьопределить средства и способы защиты от поражающих и вредных факторов, созданныхэтими опасностями в результате чрезвычайных ситуаций мирного и военноговремени;
Учитываяширокий охват учебной дисциплиной “Безопасность жизнедеятельности” важнейшихоснов жизни и безопасности личности и общества, в корне разрешения которыхлежат вопросы духовного и морально-нравственного порядка, что в глубинномвосприятии находит выражение в личностном отношении к социуму, природе, роднойземле, государству, его историческим истокам, традициям и культуре, естественноотсюда плавно вытекает одна из генеральных целей предмета, которая определяетсякак воспитание патриотизма.
Изложенныеподходы подготовки студентов колледжей к безопасной жизнедеятельностипредставляют собой базовый компонент воспитательного процесса становленияличности, способной всей своей деятельностью не только активно содействоватьпрогрессивному развитию системы “Биосфера-человек”, но и быть готовой испособной при необходимости защитить себя, интересы общества и государства.
Решениеэтих и других воспитательно-образовательных задач при подготовке студентов побезопасной жизнедеятельности позволит в дальнейшем продвигать важнейшиесоциальные проблемы, стоящие перед обществом, создавая позитивную идеологиюлюдей, где главной ее ценностью реально должны стать жизнь и здоровье, а такжеблагополучие человека.
Вближайшее время практическое решение задач подготовки студентов к безопаснойжизнедеятельности должно резко сократить неоправданные жертвы и потери здоровья,связанные с незнанием и неумением студентов обеспечить безопасный образ жизни, чтов целом обслуживает важнейшее направление гуманизации образования.
Социально-психологическое измерение безопаснойжизнедеятельности.
Подбезопасной жизнедеятельностью следует понимать систему мер, направленную напрофилактику и ликвидацию угроз для нормального, устойчивого развития личности,социума, общества в целом и государства.
Понятийныйаппарат для анализа проблем, связанных с обеспечением безопаснойжизнедеятельности, сложился еще не в полной мере. Как правило, для этих целейиспользуют такие термины, как “угроза”, “опасность”, “вред”, “ущерб”, “риск” ит.д. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других – какпредположенные явления.
Помнению многих авторов, опасность – это комплекс условий и факторов, нарушающихнормальное развитие человека и общества.
Дляраскрытия содержания опасности необходимо знать конкретные условия и факторы еесоздающие.
Структуравоздействия опасности может рассматриваться в двух основных аспектах:статическом и динамическом.
Статическийаспект предполагает: а) источник (субъект) опасности; б) объект, подвергающийсяопасности; в) средства, которыми источник опасности воздействует на объектопасности.
Динамическийаспект предполагает: а) цель, которую источник ставит по отношению к объекту;б) процесс самого воздействия на объект; в) результат этого воздействия.
Приведемклассификацию особенностей.
1.Относительно источника все опасности могут быть классифицированы по сферамвозникновения:
а)опасности природного характера;
б)опасности техногенного характера;
в)эпидемиологические опасности;
г)опасности социального характера;
Опасностисоциального характера, в свою очередь, могут быть классифицированы по сферам:
а)опасности политического характера, то есть возникающие во властных отношениях;
б)в сфере государственных институтов (военных и т.д.);
в)в экономической сфере;
г)в духовной сфере жизни общества;
д)в социальных организациях, профессиональной деятельности и поведении личности.
Каждаяиз этих групп опасностей может быть, в свою очередь, также разбита на какие-тосвои подгруппы или конкретные виды опасностей.
Поскорости развития (нарастания);
а)быстро развивающаяся опасность;
б)медленно развивающаяся опасность.
Позаряду деструктивности, заложенной в опасности:
а)весьма значительная опасность;
б)средняя опасность;
в)незначительная опасность.
2.Относительно объекта все опасности могут быть классифицированы следующимобразом.
Порефлексии:
а)опасность, адекватно отражаемая объектом;
б)опасность, неадекватно отражаемая объектом.
Повосприятию:
а)опасность, активно воспринимаемая объектом;
б)опасность нейтрально воспринимаемая;
в)опасность, пассивно воспринимаемая.
Постепени информированности:
а)объект способен устранить опасность;
б)объект способен частично справиться с опасностью;
в)объект не способен справиться с опасностью.
Постепени подготовленности к реакции на опасность:
а)объект подготовлен к реакции на опасность хорошо;
б)объект подготовлен частично;
в)объект не подготовлен.
3.По степени осознания объектом возможных воздействий:
а)полностью осознанная объектом опасность;
б)частично осознанная опасность;
в)неосознанная опасность.
Постепени угрозы для объекта:
а)вымышленная опасность;
б)действительная опасность;
Впоследнем виде опасностей могут быть выделены: реальная опасность; формальнаяопасность; абстрактная опасность.
Поизученности объектом угрожающих ему опасностей:
а)известная опасность;
б)не изученная опасность.
Относительносредств действия все опасности могут быть классифицированы по следующимоснованиям.
Поструктурной организации:
а)простая опасность;
б)сложная опасность
Повозможности противодействия этим средствам:
а)предотвратимая опасность;
б)непредотвратимая опасность.
4.Относительно цели, имеющейся у источника опасности.
Поналичию цели:
а)спланированная опасность по отношению к объекту;
б)стихийно возникшая опасность.
Понаправлению цели:
а)опасность для индивида;
б)опасность для небольшой группы людей;
в)опасность для больших групп людей.
Последняяопасность в свою очередь может подразделяться на следующие виды: федеральную, региональную
Территориальную,местную и объектовую опасности.
Поколичеству объектов, на которые направлено действие источников опасности:
а)многоцелевая опасность;
б)одноцелевая опасность.
5.Относительно процесса воздействия опасности на объект все опасности могут бытьклассифицированы следующим образом.
Поспособу воздействия на объект:
а)прямая опасность;
б)косвенная опасность.
Повремени воздействия на объект:
а)постоянно действующая опасность;
б)периодически действующая опасность.
6.Относительно результата воздействия опасности на объект все опасности могутбыть классифицированы по степени допустимого воздействия опасности на объект:
а)допустимая опасность, когда нанесенный ущерб возможно восстановить;
б)недопустимая (катастрофическая) опасность, когда нанесенный ущерб невосстанавливается и приводит к гибели объекта.
Приведенныепонятия относятся к основным понятиям теории личной и национальнойбезопасности. В зависимости от подхода к толкованию данных понятий ихсодержание значительно отличается. Так, с правовой точки зрения опасностьпонимается по-своему, с психологической — по другому. Кроме того, естьобъективное и субъективное толкование этого понятия.
Ссоциально-психологической точки зрения основу личной и национальнойбезопасности составляет теория социальных конфликтов: глобальных, геополитических,межгосударственных, региональных, внутриполитических, организационных, личностныхи т.д.
Конфликтологическийподход к построению личной и национальной безопасности позволяет определить наиболеезначимые личностные и национальные интересы, жизненно важные зоны, угрозы ихсуществованию.
Вданном случае представляется целесообразным изложить динамическиехарактеристики конфликта.
Основные стадии развития конфликта.
Процессразвития конфликта, или его разрешение и последствия (конструктивные идеструктивные). Следует отметить, что четко отделить структурные и динамическиепараметры конфликта иногда бывает довольно сложно.
Зарождениеконфликта связано с появлением противоречия в целях, интересах, мотивах и т.д.участников. Он становится для них психологической реальностью после осознанияэтого противоречия в реальном инциденте. Далее конфликт проходит стадиюконфликтных действий и приходит к определенному завершению. То есть, в развитииконфликта выделяются четыре основные стадии:
— возникновение конфликтной ситуации — латентный период, часто протекает нанеосознанном уровне, по крайней мере для одной из сторон;
— осознание конфликта — условия конфликта восприняты, стороны знают о своемучастии в конфликте;
— конфликтные действия – открытая антипатия, негативная оценка противниками другдруга, так называемая стадия открытого конфликта;
— завершение конфликта — готовность к разрешению конфликта; выбор тактики истратегии поведения в конфликте, а также способов его разрешения.
Традиционнодинамика конфликта рассматривается как последовательная смена этих четырехстадий — от возникновения объективной конфликтной ситуации через осознание еехотя бы одним из участников и переходу к конфликтному взаимодействию. Известно,что конфликтное поведение усиливает эмоции, обостряет эмоциональный фон.Действия, направленные как на усиление собственной позиции (достижение иудовлетворение своих целей и интересов), так и на противодействие другойстороне, приводят к усилению негативных эмоций, обид и влияют на эскалациюконфликтного взаимодействия. Стадия завершения конфликта предполагает полноеили частичное разрешение конфликта.
Полноеразрешение — устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта,сопровождается удовлетворенностью сторон его исходом. Частичное разрешениепоявляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность принеустраненных противоречиях, либо при сохранении субъективнойнеудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причинпротиворечий.
Существуетиная точка зрения на динамику конфликта. Считается, что любой конфликт состоитиз мелких “элементарных” конфликтов, или конфликтных шагов. Конфликт начинаетсяс появления основной проблемы, в которой заложено противоречие. Исходноепротиворечие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающиенедовольство друг другом, этот этап в развитии конфликта, называемыйпредконфликтным, может быть быстротечным или растянутым по времени.
Переходк следующему этапу связан с инцидентом т.е. появляется какой-то повод, факт, событие,которое приводит к столкновению, противоборству. После этого конфликтнаяситуация становится открытой и в ходе конфликта его участники добиваютсяразличных результатов, но рано или поздно вынуждены принимать решение иразрешить конфликт. Знание стадий развития конфликта позволяет выбрать нужныеметоды, способы и средства для его предупреждения, регулирования и управления.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта festival.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла
Реферат Концепции маркетинга и их взаимосвязь с социально-экономическими условиями общества
Реферат Лекции - терапия (В12 - дефицитная анемия)
Реферат Физиология крови. Эритроциты
Реферат Красота язык сверхсознания
Реферат Рынок ценных бумаг в россии на современном этапе
Реферат Аннотация программы дисциплины «Документирование управленческой деятельности» Цель и задачи дисциплины
Реферат Модель социальной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра
Реферат Унифицированная система отчетно-статистической документации. Понятие бухгалтерской отчетности
Реферат Вузькі місця в договорах оренди нерухомого майна: аналіз судової практики
Реферат Приватизация муниципального жилищного фонда Проблемы и правовые последствия
Реферат Геоекономічне позиціювання і Україна: національні інтереси в контексті сучасного класифікаційного аналізу
Реферат Прогноз движения денежных средств
Реферат Сущность, основы организации и задачи учета оплаты труда
Реферат Организация малого предприятия по производству полуфабриката основного компонента для производства