Большоезначение для предприятия при выходе на внешний рынок имеет знакомство со всеминормативными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность. От знанияэтих документов зависит успешность экспорта и выбор правильного режимаэкспорта.
Юрий Николаевич Грачев
Схематичноэволюцию системы государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности (ВЭД) можно представить в следующем виде:
1.Период до 1987 года. Существовала государственная монополия на всевнешнеэкономические операции, осуществляемые через Министерство внешнейторговли (МВТ) и Государственный комитет по внешним экономическим связям(ГКЭС).
2.Предоставление в 1987 году права ведения ВЭД ряду отраслевых министерств иведомств с одновременной передачей им профильных объединений МВТ и ГКЭС с ихреорганизацией в Министерство внешних экономических связей (МВЭС).
3.В 1991 году происходит дальнейшая либерализация ВЭД с одновременным созданием«института спецэкспортеров» для стратегически важных сырьевых товаров,регистрацией участников ВЭД с выдачей им специальной учетной карточки изанесением предприятия в специальный реестр с указанием разрешеннойноменклатурой экспорта.
4.С 1993 года и по настоящее время происходит продолжение процесса либерализацииВЭД: отменяется система регистрации, упразднено понятие «спецэкспортеров»,сокращены списки лицензируемых экспортных товаров, отменены экспортные пошлинына большинство товаров, снижаются ввозные пошлины и т.д. Это обусловлено,во-первых, решением России стать членом Всемирной торговой организации (ВТО), аво-вторых, как следствие, реформой российской таможенно-тарифной политики.
Целии задачи государственного регулирования ВЭД можно свести к следующим:
1.Фискальная задача. Увеличение доходной части бюджета, привлечение в экономикувалютных средств извне, создание как можно большего положительного сальдовнешней торговли. В последние годы положительное сальдо внешней торговли Россииросло достаточно быстрыми темпами за счет опережающего роста экспортной выручкипри одновременном сохранении объема импорта (или даже иногда его небольшомсокращении).
2.Протекционистские цели. Это прежде всего защита отечественного производителя отзарубежных конкурентов (временная или постоянная), демпинговые иантидемпинговые процедуры, гибкое регулирование экспортных и импортных пошлин.В качестве примера можно привести изменение экспортных пошлин на нефтепродуктыпри резких колебаниях внутреннего спроса, изменение экспортных пошлин на уголь,для защиты отечественных производителей повышение импортных пошлин намедикаменты, сахар и другие, производимые в России, товары.
3.Стимулирующая (преференциальная) задача. Заключается в системе льгот дляэкспортеров или импортеров той или иной продукции, определяемых на конкретныймомент (например, экспорт машин и оборудования или импорт ядохимикатов длясельского хозяйства); возврат поставщику НДС при экспорте своей продукции;система дотаций отдельным отраслям промышленности при экспорте.
Говорясегодня о механизмах государственного регулирования ВЭД в России, их можносвести к следующим основным направлениям:
таможенно-тарифноерегулирование;
нетарифноерегулирование.
Таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта в той или иной степенисвойственно всем без исключения странам. Степень «жесткости» этогорегулирования зависит от степени развития страны, открытости ее экономики и ееместа в мировой экономической системе.
Регулированиесостоит из системы таможенных пошлин (экспортных и импортных). Величина(размер) пошлины на тот или иной товар называется ставкой таможенной пошлины.Совокупность ставок сведена в таможенный тариф. Этот свод пошлин не являетсянеизменным, он может изменяться в зависимости от ситуации на внешнем иливнутреннем рынках. Величина ставок определяется Правительством РФ.
Системаявляется гибкой, и ставки регулярно пересматриваются. Пошлины делятся наспецифические (пошлина взимается за единицу веса, объема или количествапродукции) и адвалорные (ставка таможенной пошлины взимается в процентах оттаможенной стоимости товара).
Подтаможенной стоимостью товара понимается декларированная в грузовой таможеннойдекларации (ГТД) стоимость экспортируемого или импортируемого товара. При этомтаможенные органы по их усмотрению в случае возникновения сомнений в истинностизаявленной таможенной стоимости товара имеют право на собственную проверку.
Самопо себе понятие таможенной стоимости товара является весьма важным, так какчаще всего в зависимости от этой величины исчисляется величина таможеннойпошлины и таможенных платежей. Под последними понимаются суммы, которыедекларант должен заплатить за совершение таможенных процедур.
Сводэкспортных и импортных таможенных пошлин, составленный по группам товаров всоответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)образует соответственно экспортный или импортный таможенный тариф.
Тарифопределяет базовые ставки таможенных пошлин (в % от стоимости — адвалорнаяставка или в евро — специфическая ставка). Экспортер или импортер платиттаможенную пошлину в рублях по курсу ЦБ РФ. Важно отметить, что она должна бытьоплачена до поступления товара на таможню.
Базовыеставки действуют при работе российского партнера с партнерами из тех стран, скоторыми у России зарегистрирован режим наибольшего благоприятствования. Еслиже страна-партнер не имеет такого режима, то базовая ставка увеличивается в двараза.
Крометого, существует система преференций по таможенному тарифу (например, по зонамсвободной торговли со странами СНГ). Помимо этого, представляются преференции ввиде снижения таможенных пошлин при импорте из развивающихся стран или отменыих при импорте из наименее развитых стран. Эти списки регулярнопересматриваются Правительством РФ на основе рекомендаций ООН.
Дляоблегчения и унификации таможенных процедур при прохождении товара черезграницу используется специальный таможенный документ, называемый ГТД (грузоваятаможенная декларация). Это своего рода «заграничный паспорт» экспортируемогоили импортируемого товара, сопровождающий товар при пересечении границы.
Нетарифное регулирование. В целом эта система запретов или ограничений экспорта или импортав целях защиты внутреннего рынка и экономических интересов страны. Их можновесьма условно разделить на три группы:
фискальныемеры;
нефискальныемеры;
административно-техническиемеры.
Фискальные меры — это дополнительные налоги и сборы (например, акцизы, гербовые,консульские, лицензионные и другие сборы). Получить дополнительные налоги исборы позволяет в первую очередь валютный контроль экспорта и импорта. Основнойзадачей валютного регулирования является увеличение валютной выручки отэкспортно-импортных операций, увеличение поступлений валюты в госбюджет,перекрытие путей и каналов «бегства» капитала за рубеж. По отдельным данным,незаконными путями страну покидает или не возвращается в нее от 20 до 25 млрддолларов в год (что, кстати, сравнимо с ежегодно выплачиваемыми Россией суммамиза обслуживание иностранных кредитов).
Основнымипутями «бегства» капитала являются: невозврат валютной выручки и занижениеконтрактных цен при экспорте, завышение контрактных цен и фиктивные контракты снепоставкой товара иностранным поставщиком при импорте при авансовых платежах,перевод средств за фиктивные услуги (например, по маркетингу, рекламе и т.п.) вофшорные компании. Для перекрытия этих и других путей используются следующиеосновные методы.
Приэкспорте:
—обязательная продажа экспортером валютной выручки через уполномоченный банк;
—ограничение числа и жесткий контроль за деятельностью банков, уполномоченных наведение экспортно-импортных операций;
—возврат экспортеру НДС после соответствующего оформления документов опрохождении экспортируемого товара через таможню.
Приимпорте:
—обязательное депонирование в уполномоченном банке рублевого эквивалента суммеимпортного контракта, уплаченного в виде предоплаты, на случай непоставкииностранным контрагентом товара.
Вобоих случаях (как по экспорту, так и по импорту) действует обязательный паспортсделки. С одной стороны, являясь, по сути, выжимкой, квинтэссенцией контракта,он служит для облегчения таможенных процедур, с другой же — повышает степеньконтроля за выполнением банком своих обязательств по выполнению валютной частисделки. При несоблюдении условий паспорта сделки банк может лишиться права наобслуживание экспортно-импортных операций. Таким образом, паспорт сделкиувязывает в единую цепочку российского субъекта экспортной или импортнойсделки, уполномоченный банк и таможню.
Кнефискальным мерам относятся преждевсего квотирование и лицензирование экспорта и импорта. Как правило, эти мерыявляются временными и применяются в ограниченный период времени по тому илииному товару или по группе товаров в зависимости от конкретных условий (экономическаяситуация в стране или на мировом рынке, политическая ситуация, санитарныеусловия и т.п.).
Квотированиезаключается в том, что тому или иному субъекту ВЭД (фирме, предприятию и т.п.)выделяется определенное количество (квота) товара для экспорта или импорта наопределенный период времени.
Какправило, квотирование применяется в основном при экспорте. Но оно может бытьприменено и при импорте, особенно если речь идет об ответных мерах или мерах позащите собственного рынка. При импорте особенно эффективно применениеквотирования в комбинации с повышением ставок таможенных пошлин.
Лицензированиеэкспорта или импорта того или иного товара заключается в выдаче разрешения(лицензии) предприятию или фирме на закупку или продажу данного товара определенногоколичества и на определенный временной период. Собственно, лицензия в данномконтексте — это документ, разрешающий внешнеторговую операцию тому или иномусубъекту по тому или иному товару (или группе товаров). Различаютсядолгосрочные (генеральные) и разовые (на одну сделку) лицензии. Имеются группытоваров, по которым существует постоянный режим лицензирования.
Режеприменяется лицензирование при импортных операциях. К постоянно лицензируемымобъектам при импорте относятся алкогольная и табачная продукция, средствахимзащиты растений, высокочастотные устройства, шифр-средства. Для защитыотечественного рынка может вводиться временный режим лицензирования по той илииной группе товаров.
Крайнейстепенью лицензирования является эмбарго — полный запрет на экспорт или импорттого или иного товара. Здесь можно вспомнить пресловутый «список КОКОМ» —запрет на продажу новых технологий из капиталистических стран в СССР и странысоциалистического лагеря в 50 — 80-е годы, а также полное эмбарго на ввоз в Россиюмяса из стран Европы по санитарным соображениям в 2001 году.
Несмотряна то, что Россия входит в «Международную гармонизированную систему описания икодирования товаров», где определены требования практически ко всем видампродукции, соответствующими распоряжениями могут быть введены дополнительныетребования (например, к упаковке пищевых товаров, требования к инструкции нарусском языке для импортных лекарств и т.п.).
Взаключение отметим, что все нетарифные методы регулирования вводятся в действиесоответствующими законами, указами и постановлениями правительства, но отнюдьне решениями местных властей. Как правило, они должны объявляться за три месяцадо начала срока их действия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/