Реферат по предмету "Экономика"


Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал АлтГУ в г. Славгороде
Кафедра экономических дисциплин
Курсовая работа
По предмету: «Экономика социально-трудовых отношений»
На тему: «Система непрерывного образования в условиях рыночныхотношений»
Выполнила студентка
3 курса 76 группы
Руденко Т.С.
Научный руководитель
ассистент
Дудник Ю.Д.
Славгород 2009

Реферат
В современных условиях развития цивилизации проблема образованияприобретает всеобщий характер. Мировые, федеральные и региональные образовательныепроблемы находят отражение в содержании образования подрастающего поколения. Необходимостьсистемы непрерывного образования диктуется глобальными изменениями, произошедшимив мире. Поэтому данная тема очень актуальна в наши дни.
Предметом данной работы является непрерывное образование вусловиях рынка.
Объект исследования: непрерывное образование.
Темой курсовой работы является система непрерывного образованияв условиях рыночных отношений.
Цель работы заключается в том, чтобы показать на практическомпримере необходимость развития непрерывного систематического образования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в теории и практике непрерывное образование (напримере сельскохозяйственного);
2. проанализировать основные тенденции решения проблемы непрерывного (в частностисельскохозяйственного) образования;
3. исследовать государственные меры по данной проблеме.
В результате работы были систематизированы знания по теме иизучены причины, по которым следует поддерживать развитие и становление непрерывногообразования.
Были использованы следующие методы исследования: системныйанализ, метод логики, прогнозирование, статистические методы обработки и представленияэкспериментальных данных.
Данная работа может быть использована при изучении непрерывного(сельскохозяйственного) образования в условиях рынка (в Алтайском крае).
Подводя итог рассматриваемой темы, можно сделать вывод, что:
1) непрерывное образование — важнейший компонент развития и процветания в условияхрынка;
2) появился лозунг: образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь;
3) государство может активно влиять на развитие непрерывного образования какна региональном, так и на общегосударственном уровне;
4) бизнес — организации могут активно вмешиваться и предлагать свои методы обучения;
5) в последние годы все больше и больше людей стали воспринимать непрерывноеобразование как часть своей жизни.
Курсовая работа содержит: титульный лист, реферат, содержание,введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников.

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты непрерывного образования
1.1 Понятие непрерывного образования
1.2 Система непрерывного образования в России: основныепроблемы и тенденции развития
1.3 Бизнес-образование в России
2. Непрерывное образование в алтайском крае (на примересельскохозяйственного образования)
2.1 Дефицитные и избыточные профессии Алтайского края
2.2 Непрерывное сельскохозяйственное образование вАлтайском крае
3. Модернизация региональнойсистемы непрерывного образования Алтайского края
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена общемировой тенденциейобщественного развития, которая характеризуется технологическими нововведениямии изменением социальной структуры и, в конечном итоге, переходом к постиндустриальномуобществу. В этих условиях возникает необходимость изучения теоретических вопросовсовременного этапа модернизации и направлений экономического и социального развития.
Осознание наукой объективной тенденции общественного развитияв сторону рыночной экономики, создание гражданского общества и возрастание демократическихначал требует систематизации новых явлений в сфере образования и разработки принципиальноновых моделей развития процесса обучения и профессиональной подготовки на основеконцепции непрерывности.
Автоматизация и информатизация требуют постоянного обновлениязнаний у работников, способных к нововведениям, неординарным решениям. В рыночнойэкономике растет спрос на обновление и расширение знаний, на работников нового типа.Отсюда новая социально — экономическая ситуация актуализировала не только научныйинтерес к теории непрерывного образования, но и поставила задачу практической реализацииэтой концепции. Чтобы остаться в общей линии развития мировой цивилизации, необходимоодновременно решать две сложнейшие задачи: возрождение и дальнейшее развитие промышленности,а также создание условий для перехода к постиндустриальному обществу. Последнеепредставляет собой долгосрочный процесс формирования новых личностных и социальныхустановок и ориентации, вплетающихся в социально-экономическую, правовую, институциональнуюи культурную среду общества. И непрерывному образованию в этом процессе принадлежитглавенствующая роль.
Главной чертой современной экономики России является созданиепринципиально новых институциональных условий рыночных отношений, и на этой основе- новых моделей поведения предприятий. В этих условиях актуальной для российскихпредприятий становится задача организации обучения всех кадров и особенно управленческих,которая рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ,как их стратегия постоянного обновления методов повышения эффективности всех видовдеятельности. Результат образования оценивается на основании того, насколько продуктивнымив экономическом и социальном смысле оказываются люди, получившие образование.
Цель работы заключается в том, чтобы показать на практическомпримере необходимость развития непрерывного систематического образования.
1. Теоретические аспекты непрерывного образования1.1 Понятие непрерывного образования
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людейпо получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общегои профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченныйсистемой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностямличности и общества [41, c.81].
Идея непрерывного образования занимает заметное место в рядупрогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этойидеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человекупостоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всейжизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Поэтому каждое государствоищет свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основосуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г.Коптаж [32, c.210].
Идея непрерывного образования — детище XX в., но ее истоки можнонайти у древних философов — Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки[32, с.211].
Непрерывное образование развивалось как факт практики и как педагогическаяконцепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференцииЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. Наосновании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э.Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывногообразования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципомобразовательных реформ [12, с.318].
Центральной идеей непрерывного образования является развитиечеловека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывногообразования.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте,индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждомуправо и возможности реализации собственной программы его получения и пополненияв течение всей жизни.
Основные принципы и задачи непрерывного образования.
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующиепринципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения,открытости, непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образованияк человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации,самообразования [30, с.112].
Принцип демократизма предполагает доступность образования влюбом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами,возможностями и потребностями [30, с.112].
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов,организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовностик быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства,общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методическихсистем и технологий [30, с.112].
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требуетболее быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системынепрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильногообновления их деятельности [30, с.112].
Принцип открытости системы непрерывного образования требуетот учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышениюквалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей [30, с.112].
Принцип непрерывности образования является систематизирующим.Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производствадолжны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества.Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность»содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержанииобразования должны получить отражение проблемы развития общества, производства,науки, культуры. Образование должно предопределяться будущей необходимостью. Знанияна всю жизнь необходимо теперь трактовать как знания через всю жизнь [30, с.112].
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы:основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительноеобразование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыреподсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительноеобщее, дополнительное профессиональное [30, c.113].

Рисунок 1.1 — Структура непрерывного образованияОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
/>

/>/> ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональное
Профессиональное Докторантура Аспирантура Повышение квалификации Магистратура Бакалавриат Переподготовка Высшее Профессионально-техническое Среднее специальное
/>
/>
 Общее
Общее Среднее
Общекультурная подготовка,
физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д. Дошкольное /> /> /> /> /> /> /> /> />
Отношения между элементами подсистемы основного образованиястроятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокогоуровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы,существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованиемболее высокого уровня по сравнению с основным. В каждой из подсистем имеются основныеи дополнительные, основные и параллельные, государственные и негосударственные учебныезаведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма и т.д.[5, с.173].1.2 Система непрерывного образования в России: основныепроблемы и тенденции развития
Задачи перевода российской экономики на траекторию быстрого,устойчивого и, главное, инновационного роста, естественно, резко актуализируют проблемукачества профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов;нет необходимости в очередной раз доказывать, что глубокие профессиональные знанияперсонала организаций становятся ключевым стратегическим фактором развития бизнеса,его конкурентоспособности. Между тем современное состояние рынка труда, не секрет,таково, что профессии, связанные с компетентным, ответственным и творческим участиемв собственно производственных процессах (и процессах, непосредственно обслуживающихреальный сектор экономики) становятся все более дефицитными.
В соответствии с федеральным законодательным актом «Обобразовании» (№ 3366-1 от 10 июля 1992 г.) система отечественного образования включает в себя: образовательные стандарты различных уровней и направленности;реализующие эти стандарты образовательные учреждения (организации) разных организационно-правовыхформ, типов и видов; государственные и муниципальные органы управления образованием;государственно-общественные и общественные объединения, функционирующие в образовательнойсфере. В то же время система, о которой идет речь, представляет собой и единствотаких имеющих четкую содержательно-целевую специфику элементов (подсистем), илиступеней, как: общее среднее образование; довузовское профессиональное образование,в свою очередь имеющее начальную и среднюю ступени (НПО и СПО); высшее профессиональноеобразование. Конечно, все перечисленные элементы национальной образовательной системыпризваны, преломляя лучший отечественный и зарубежный опыт, взаимосвязано«работать» на социально-экономическое развитие страны. Но вряд ли этотак. Вряд ли — хотя бы потому, что в отношении каждого из элементов в отдельностипостсоветская история России высветила острейшие демодернизационные проблемы, причемнаибольшие «издержки реформирования» пришлись, пожалуй, именно на довузовскоепрофессиональное образование. Изменение основных показателей НПО и СПО в постсоветскийпериод показано в таблице, из которой следует, что наиболее сложное положение сегоднясложилось в первой из этих подсистем довузовской профессиональной подготовки кадров.Так, за указанный период количество учреждений начального профессионального образованиясократилось более чем на 30% при уменьшении численности учащихся на 23%, а выпускквалифицированных рабочих кадров в 2008 г. по отношению к 1993 г. составил 73,9%. В общей структуре занятых доля лиц, имеющих довузовское профобразование — чуть более 43% [17, c.17].
До недавнего времени большинство учреждений НПО и СПО находилосьв ведении Федерального агентства по образованию России, но в результате последовавшегоперераспределения полномочий и ответственности между уровнями госвласти Рособразованиев 2006 г. завершило передачу этих учреждений в ведение органов управления образованиемсубъектов РФ [5, с.39].
Согласно вышеупомянутому федеральному законодательному акту«Об образовании», начальное профессиональное образование нацеливаетсяна подготовку работников квалифицированного труда по всем направлениям общественно-полезнойдеятельности на базе основного и полного общего (среднего) образования. НПО можетбыть получено в соответствующих учреждениях (организациях НПО), а также в учрежденияхсреднего и высшего профессионального образования (при наличии лицензий). Длительностьобучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося: поступившиепосле девяти классов обучения в общеобразовательной школе проходят двух — или трехгодичную,а после одиннадцати классов — одно — или двухгодичную подготовку. Впрочем, в некоторыхзаведениях НПО, особенно в обнаруживающих стремление трансформироваться в техникумы,сроки обучения могут продлеваться до трех — четырех лет [17, с.17].

Таблица 1.1 — Динамикаосновных показателей развития системы довузовского профессионального образованияв России в 1993 — 2008 гг. Наименование Единица измерения Значение показателей 1993 1995 2000 2006 2008 Подсистема НПО Число учреждений ед. 4273 4166 3893 3392 3206 Численность учащихся тысяч чел. 1742 1689 1679 1509 1417 Выпуск квалифицированных рабочих тысяч чел 922 841 763 703 681 Подсистема СПО Число учреждений ед. 2607 2634 2703 2905 2847 Численность студентов тысяч чел 1994 1930 2361 2591 2514 Выпуск специалистов тысяч чел 546 474 579 684 700 Численность преподавателей тысяч чел 116 111 131 151 148
Что касается среднего профессионального образования, то онозаконодательно нацеливается на подготовку специалистов «среднего звена»,на удовлетворение потребностей личности в обретении более высокого профессиональногообразовательного потенциала на основе общего (среднего) или начального профессиональногообразования. СПО может быть получено в соответствующих учреждениях (средних специальныхучебных заведениях — ссузах) или на первой ступени обучения в учреждениях высшегопрофессионального образования.
Совершенствование системы довузовскогопрофессионального образования немыслимо без ее включения в процесс реализации современнойконцепции непрерывного образования, справедливо декларируемый во всех новейших профильныхправительственных документах, включая «Концепцию модернизации российского образованияна период до 2010 года». Обеспечение непрерывности развития профессиональногообразования предполагает:
а) четкое определение роли, задач ифункций каждой ступени (элемента, звена, подсистемы) этого образования с целью рациональной«взаимостыковки» ступеней в едином процессе обретения обучаемыми все болеевысоких профессиональных знаний, умений и навыков;
б) улучшение качества госстандартовпрофобразования и реализуемых на всех ступенях образовательных программ с точкизрения их преемственности и непротиворечивости;
в) формирование общественно-психологическойатмосферы, поддерживающей систематический профессиональный рост, овладение вершинамипрофессионального мастерства;
г) создание правовых, организационныхи экономических условий для задействования механизмов интеграции образовательныхучреждений [7, с.100-101].
В ряде субъектов РФ в годы нового столетияразворачивались интеграционные процессы с участием учреждений НПО и СПО, причемпоследние в ходе интеграции укреплялись за счет активов первых и посредством реорганизациипрофессиональных лицеев; расширялась деятельность созданных на базе ссузов образовательныхкомплексов, функционирующих на договорных началах и включающих профессионально-техническиеорганизации, общеобразовательные школы и производственные предприятия. Впрочем,поэтапная реорганизация, включая интеграцию, довузовского образования так или иначепроисходит во всех российских регионах.
Необходимо отметить, что в ходе реализацииопределенных «приоритетных направлений модернизации профессионального образования»на базе передовых учреждений НПО были созданы 10 многоуровневых средних профессиональныхучебных заведений. Дальнейшее же реструктурирование сети учреждений довузовскогообразования намечается в виде процессов: а) объединения ряда техникумов с профессиональнымиучилищами; б) формирования ресурсных центров на основе инновационных образовательныхорганизаций; в) закрытия малоперспективных техникумов и училищ и создания на ихбазе филиалов учреждений СПО родственной отраслевой направленности; г) вхожденияучреждений НПО и СПО в автономные некоммерческие образовательные I организации собъединением соответствующих кадровых и материальных ресурсов. При этом будут учитыватьсярезультаты работы вышеупомянутых десяти много — I уровневых колледжей и техникумов,созданных в 2001-2003 гг. на базе лучших профессиональных лицеев и училищ [30, c.116-117].
В целом анализ накапливаемого в российскихрегионах опыта реализации концепции непрерывности довузовского профессиональногообразования и проведения интеграционных мероприятий выявляет следующие направленияпредстоящего совершенствования соответствующей работы.
1. Активизация деятельности учрежденийначального и среднего профессионального образования (организуемой совместно с профильнымтерриториальным бизнесом) по приему дополнительных контингентов школьников. Посколькуже в этом отношении в настоящее время активизируется вузовский менеджмент, здесьнеизбежна определенная конкуренция.
2. Развертывание многообразных формстратегического партнерства организаций довузовского профобразования как со школами,так и с производственными предприятиями. Едва ли не самая перспективная ныне формаинтеграции этих организаций с «внешними» контрагентами — стратегическиеальянсы, основанные на договорных отношениях и предполагающие взаимовыгодное«симметричное» партнерство заинтересованных сторон. Такое партнерствоне мыслимо вне тщательного обоснования условий и алгоритмов интеграции, так какее конечный эффект должны ощущать все интегрируемые субъекты.
3. Концентрация усилий на образовательныхприоритетах региона при создании интегрированных комплексов; такая концентрациязаранее нацеливает интеграционные процессы «на конечный результат», т.е.содействует повышению качества услуг профессионального образования. Специфическитерриториальный аспект интеграции актуален и в плане усиления взаимодействия компактнорасположенных организаций общеобразовательной школы, профессионального образованияи промышленности [7, с.98].
4. Усиление системности действий послепринятия интеграционных решений. Как представляется, после заключения каждого соответствующегодоговора о сотрудничестве требуются: ▪ разработка согласованного плана совместнойдеятельности по достижению целей, сформулированных заинтересованными сторонами;▪ отбор «команды» высококвалифицированных менеджеров, способнойэтот план реализовать; ▪ налаживание системы учета и контроля совместно осуществляемыхмероприятий; ▪ обеспечение воспроизводства контура «общеобразовательнаяшкола — профессиональная школа — производство» [7, c.102].
В макроуровневом стимулировании формированияи развития инновационного потенциала организаций НПО и СПО в настоящее время задействуютсяпрежде всего такие инструменты, как федеральные целевые программы, прямо или косвеннозатрагивающие сферу образования, и инвестиционные конкурсы на лучшие инновационныепроекты, проводимые Миноборонннауки России. Применительно к первым следует отметитьнеобходимость ликвидации множественности и «рассыпанности» формулируемыхпрограммных задач модернизации довузовского профобразования, более жесткой их увязкис общими промышленно-инновационными и социально-культурными приоритетами развитиястраны. Вообще, приходится констатировать низкое качество целевых программ в образовательнойсфере. Это проявляется в слабой отработанности алгоритмов обоснования выбора целейпрограммных мероприятий, в дефицитности объемов и недостаточности взаимоувязки источниковресурсного обеспечения программ, в отсутствии единой системы оценки эффективностиих реализации, а также адекватного информационного сопровождения [1, с.83].
На региональном уровне управления учреждениямидовузовского образования реализация программно-целевого подхода к инновационномуразвитию профобразования в идеале предполагает комплексность, взаимоувязанностьвнедрения новшеств во все сферы деятельности учебных заведений. Настоящая практикадалека от идеальной. В данном контексте стоит вернуться к затронутому выше сюжетуо становлении системы непрерывного образования — несомненно инновационном в принципепроцессе, предполагающем применение реинжиниринговых технологий. Однако пока многоуровневоепрофессиональное образование остается нереализованной организационной инновацией,прежде всего в связи с тем, что каждый уровень сохраняет фактическую автономностьфункционирования. Ее ликвидация требует дополнительных действий по интеграции учебныхпланов, программ и государственных образовательных стандартов; сопряжению финансово- экономических механизмов работы различных учреждений; усилению мотивации контингентаобучаемых; формированию психологической установки на постоянную самостоятельнуюработу над повышением своего профессионального уровня.
Среди недостатков сложившейся практикирегионального программно-целевого планирования, затрудняющих эффективную реализациюинновационных подходов в управлении территориальными образовательными системами,можно отметить:
1) отсутствие как четких перспективныхориентиров промышленно-инновационного развития территорий, так и прогнозов развитиясоответствующих рынков труда, эволюции профессионально — квалификационной структурыкадров [31, с.65];
2) слабую сопряженность целевых образовательныхпрограмм и механизмов стратегического планирования социально-экономического развитиятерриторий в целом [31, с.65];
3) недостаточное ресурсное обеспечениеобразовательных программ из субфедеральных бюджетов, а также пассивность региональныхпредприятий-работодателей в финансовой поддержке реализации инновационных проектовв профессиональном образовании [31, с.65];
4) непроработанность системы мониторингавыполнения программ, о которых идет речь [31, с.65].
В реализуемой в данное время целевойпрограмме «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образованияв городе Москве на 2008 — 2010 годы» один из акцентов сделан на усиление интеграционныхаспектов деятельности этих учреждений, сопряженное с повышением их инвестиционнойпривлекательности.
Среди запрограммированных результатов- рост численности обучаемой молодежи на две с лишним тысячи человек на основе вводав эксплуатацию новых учебных и учебно-производственных площадей, отвечающих современнымтребованиям; увеличение доли выпускников четвертого-пятого квалификационных разрядовс 8,5 до 25%, а удельного веса школьников 9-11 классов общеобразовательных школ,продолжающих свое обучение в профессиональных колледжах, — с 24,3 до 38%. В настоящеевремя в стадии разработки находится такая важная столичная правовая новация, какпроект закона «О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве»;этот акт призван обеспечить правовые предпосылки ускоренного формирования единойобщегородской системы воспроизводства соответствующих кадров, а также системы независимойоценки качества профессиональной подготовки и уровня квалификации. Однако и этотакт не позволит преодолеть ограничения, вытекающие из действующего федеральногозаконодательства, на корректировку которого потребуется значительное время [7, с.99].
Таким образом, проблемы совершенствованиядовузовской профессиональной подготовки молодежи носят сложный и системный характер.Во многом их решение связано с общегосударственным видением индустриального развития,со стратегическими оценками структурных пропорций развития отдельных сфер экономики.Наблюдается явный дефицит работников еще плохо структурированной промышленной сферы,способных профессионально и ответственно производить столь необходимые обществуматериальные блага с применением не только своего интеллектуального труда, но ифизического. Такие профессионалы несомненно будут еще больше востребованы на грядущемэтапе широкого применения инновационных промышленных технологий и роста общественнойпотребности в сложных технико-технологических системах.1.3 Бизнес-образование в России
Существует много способов повысить свойобразовательный уровень и развить интеллект. Наряду с самообучением можно заниматьсяна различных курсах, слушать лекции, посещать семинары, участвовать в тренингах.Можно также поступить в бизнес-школу, где сочетание различных методов обучения- от лекционно-семинарских занятий и изучения кейсов до деловых игр — обеспечиваеткачественную подготовку компетентных работников.
Выделяют много способов взаимодействиябизнеса и системы образования.
В случае первого высшего образованияшироко распространяется практика, когда бизнес дает советы, чему и как учить людей,- очень опасно.
Первое высшее образование закладываетмировоззрение людей, основу культуры, которой они будут пользоваться всю жизнь.А бизнес ориентирован на сегодняшний день, на решение сегодняшних задач, которыеон ставит системе первого высшего образования. Но образовательный цикл подготовкиспециалиста в вузе длится 6 лет, и невозможно предсказать, будет ли человек востребованпосле того, как закончит образование. Но, несмотря на это, бизнес может оказатьогромную поддержку первому высшему образованию. В первую очередь это мастер-классы.Молодым людям необходимо общаться с профессионалами той специальности, которой ониучатся. Очень важно, чтобы бизнес давал возможность прохождения практики молодежи.В России сейчас нет обязательного распределения на практику. В этой области наблюдаютсяколоссальные проблемы. Предприниматели жалуются на неопытных специалистов, а моглибы помочь. Наконец бизнес может предоставить возможности для написания дипломныхработ, тем самым приближая студента к тому, чем он будет заниматься, когда приобрететпрофессию.
Гораздо больше возможностей взаимодействиябизнеса с бизнес школами, поскольку последние решают более краткосрочные задачи.Здесь уже согласие образовательных программ абсолютно необходима, но инициативностьдолжна исходить от бизнеса. Навыки и знания во многом связан с использованием кейс-методов.Смысл кейсового метода заключается в изучении опыта других компаний.
Кейс — это 10-30 страниц текста, которыйсодержит подробное описание компании, ее положение на рынке в определенный моментвремени, особенности организационной структуры и так далее [18, с.17]. В ней такжепредставлена проблема, с которой столкнулся менеджмент компании. Студенты знакомятсяс кейсом и ищут свои пути решения поставленной задачи, получается почти реальнаяпрактика. Этот метод очень популярен на западе и только набирает обороты в России.Но количество отечественных кейсов очень мало. Компании не желают раскрывают проблемныеситуации, с которыми они когда-то столкнулись, и конкретные способы выхода из них.Западные же кейсы имеют специфику, отличную от российской.
Сейчас большинство преподавателей ислушателей хотят использовать нетрадиционные методы обучения: семинары, тренинги,кейсы, симуляции. Они отдают им предпочтения, утверждая, что на практике знанияи навыки усваиваются лучше, чем при монотонном чтении лекций. Но ведь на практикенужно применять полученные знания. Поэтому лекции необходимы. Их смысл заключаетсяв том, чтобы дать студенту систематизированные знания, которые он не сможет получитьпри самостоятельном изучении материала.
Правильное сочетание различных методовобучения в соответствии с выбранной программой обеспечивает подготовку компетентныхи опытных менеджеров. Тренинги, симуляции различных ситуаций и деловые игры — оченьсхожие методы обучения. Смысл их заключается в практическом освоении необходимыхуправленцу навыков.
Смешанное обучение — это корпоративноеобразование, которое позволяет объединять работу с обучением. Смешанное обучениевключает дистанционное образование, очные занятия и самоподготовку [23, с.33].
Дистанционное обучение — совокупностьтехнологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставлениеобучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, атакже в процессе обучения [18, с.17].
Современное дистанционное обучение строитсяна использовании следующих основных элементов:
1) дистанционные курсы;
2) веб-страницы и сайты;
3) электронная почта (в том числе исписки рассылки);
4) форумы и блоги;
5) чат и интернет-пейджер;
6) теле- и видеоконференции;
7) виртуальные классные комнаты и т.д.[18, с.17].
Для истории российского дистанционногообразования характерно явное разделение на два этапа: этап становления и многолетнегосуществования в форме крупнейшей в мире системы заочного обучения (со второй половины20-х до начала 90-х годов прошлого века) и (с начала 90-х и по сегодняшний день)- формирования современной системы ОДО (открытого дистанционного образования), основаннойна применении информационных и коммуникационных технологий во всех формах образованияи в значительной мере противопоставляющей себя оставшейся в наследство от советскогопериода системе заочного обучения [29, с.31].
Получение качественного бизнес — образования- один из возможных путей развития карьеры. Современный бизнес делает ставку натворческий потенциал и совершенствование кадров, так как (по опыту американскихфирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. дол[18, с.33].
С изменением содержания профессий, перестройкойпрофессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсеминая общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации.Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированныекадры, предопределена на отставание в развитии.
2. Непрерывное образование в алтайском крае (на примересельскохозяйственного образования)2.1 Дефицитные и избыточные профессии Алтайского края
Проблемы развития и использованиятрудовых ресурсов Алтайского края, проявившиеся в последние годы, сейчас резко обострилисьв связи с необходимостью обеспечения устойчивой конкурентоспособности организацийза счет развития систем качества товаров, работ и услуг, которые в свою очередьосновываются на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности всовершенствование производства.
В 2004 году численность трудовыхресурсов в крае составляла 1618,9 тысяч человек, увеличившись за пять лет на 9 %.В 2006 — 2010 годах будут происходить противоположные процессы: общая численностьтрудовых ресурсов уменьшится почти на 20 тысяч человек, так как в трудоспособныйвозраст вступит на 11,6 тысяч меньше граждан, родившихся в период низкой рождаемостиконца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия, одновременно на 7,2 тысячи увеличитсячисленность граждан, достигших пенсионного возраста. Данный факт отразится на формированииконтингента учащихся и студентов учреждений профессионального образования, приведетк уменьшению рабочих мест в сфере образования [36, с.60].
Произошло увеличение возрастатрудовых ресурсов и занятых в экономике. Относительно благоприятная возрастная структурасложилась в организациях мукомольно-крупяной и перерабатывающей промышленности,заготовительной отрасли, лесном хозяйстве, лесной и деревообрабатывающей, медицинскойпромышленности, промышленности строительных материалов и строительстве, электроэнергетике,в которых от 30 до 45 процентов специалистов и каждый четвертый-пятый рабочий находитсяв возрасте до 30 лет. В торговле и общественном питании доля молодежи до 30 летпревышает 40 процентов. В то же время в таких отраслях как химическая и нефтехимическая,легкая промышленность, цветная металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, образование,здравоохранение, транспорт каждый второй работник находится в возрасте старше 50лет. Сложная ситуация в отраслях науки и научного обслуживания, проектных и проектно-изыскательскихорганизациях, конструкторских подразделениях крупных организаций, где более 60%работников старше 50 лет. В сельских районах каждый пятый работник находится в предпенсионномвозрасте [36, с.60-61].
На этом фоне важно определитьнаправления действий, способствующих созданию условий для притока молодых работниковв основные производственные отрасли, формирующие валовой региональный продукт. Профессиональноеобразование имеет более половины населения края (56,5%) в возрасте 15 лет и старше,что вдвое выше, чем было зафиксировано по итогам переписи 1989 года (27,7%). В предстоящие5 лет показатель будет расти в основном за счет выпускников вузов, прием в которыев 2002 — 2005 годах был на 30% выше показателей предыдущих лет. При позитивных измененияхинтеллектуального потенциала рабочей силы в целом, организации и целые отрасли будутиспытывать потребность в квалифицированных специалистах и рабочих так как, в последниегоды в крае образовался дефицит кадров одних специальностей и профессий и избытокдругих [27, с.126].
В ходе экономических реформна рынке труда произошло сокращение занятости в экономике края на четверть, одновременнозначительно изменилась структура занятости. Практически не изменился спрос на рабочуюсилу в отраслях лесного хозяйства, транспорте и связи. Увеличивается численностьработников в торговле и общественном питании, электроэнергетике, материально-техническомснабжении, сбыте, заготовках. Сократилось число занятых в промышленности (в 2 раза),строительстве (в 3 раза), сельском хозяйстве (на 21%) [25, с.148].
На краевом рынке труда отмечаетсянесоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по ряду направлений:
1. наибольшее количество вакансий сосредоточенов городах;
2. большинство безработных — женщины,а две трети от общего числа вакансий — рабочие места для мужчин;
3. две трети безработных граждан имеютвысшее и среднее специальное образование, в то время как более 80% вакансий составляютзаявки для рабочих [25, с.148].
Постоянную потребность в обеспеченииквалифицированными кадрами испытывают организации двух основных отраслей: промышленность(нужны квалифицированные рабочие), сельское хозяйство (нужны как специалисты, таки рабочие). Нужны кадры и организациям бюджетной сферы.
Основными причинами «дефицита»кадров являются:
1) изменившаяся структура выпускаучебными заведениями профессионального образования специалистов и рабочих кадров.Увеличились объем и доля подготовки специалистов с высшим образованием, снизиласьподготовка рабочих кадров.
Увеличение вузами выпуска специалистовпо экономике и управлению (в 7 раз), по гуманитарно-социальным (в 3,3 раза) и педагогическим(в 2,3 раза) специальностям не обусловлено потребностями рынка труда. Как следствие- от 15 до 60% этих специалистов испытывают трудности в трудоустройстве. Не находятприменения выпускники техникумов, получившие образование в области экономики и управления[40, с.152].
В последние годы профессиональнымучилищам не удается произвести полный набор на обучение по ряду востребованных нарынке труда рабочих профессий, снизилась численность обучающихся по таким дефицитнымпрофессиям, как станочник, токарь, слесарь, машинист котлов. Вместе с тем пятаячасть поваров, продавцов, закройщиков; треть парикмахеров, бухгалтеров, операторовсвязи, портных, швей, социальных работников и более половины секретарей-референтовпосле окончания училищ пополняют ряды безработных.
2) необоснованно завышенныйспрос работодателей на специалистов с высшим образованием. В целом по краю на должностяхрабочих профессий занято около 13% граждан с высшим, 33,5% — со средним специальнымобразованием [40, с.153].
3) социально непривлекательныеусловия и оплата труда.
В сельской местности низкийуровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, некомфортные условия труда,характерные для многих организаций, делают их социально непривлекательными для молодыхспециалистов и рабочих в плане трудоустройства. Не смотря на все усилия государства,привлечь молодежь на сельскохозяйственные работы, это удается лишь на 1/3 от всехвыпускников аграрных вузов, колледжей, училищ [11, с.222].2.2 Непрерывное сельскохозяйственное образование в Алтайскомкрае
Алтайский край — регион производства и переработки сельскохозяйственнойпродукции. По состоянию на 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано около 60 тыс. субъектов хозяйственной деятельности, где трудится примерно 1,1 млн чел. [36,с.60].
Из всей земельной площади в 16,8 млн га земли сельскохозяйственногоназначения занимают 10,5 млн га. Край входит в первую пятерку среди регионов РФ.Доля края в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции России — 3,3- 3,5 % [4, с.24].
В Алтайском крае существует несколько высших и средних специальныхсельскохозяйственных учебных заведений. Среди них можно назвать следующие: Алтайскийгосударственный аграрный университет в городе Барнауле, Бийский лесхоз-техникум,Каменский аграрный техникум, Рубцовский сельскохозяйственный техникум, Славгородскийаграрный техникум, Павловский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственныйтехникум «Бийский», Тальменский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственныйколледж республики Алтай, Сельскохозяйственный колледж при Горно-Алтайском университете,Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленногокомплекса.
Все выше перечисленные учебные заведения в той или иной формеобеспечивают Алтайский край необходимыми выпускниками-аграрниками.
Алтайский государственный аграрный университет был создан в1943 году, является высшим учебным заведением федерального подчинения и находитсяв ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Университет ведет программы дополнительногообразования: профессиональную переподготовку и повышение квалификации по 11 основнымобразовательным программам, а также профессиональную подготовку рабочих по 3 программам.Созданы факультет заочного (2001 год) и дополнительного образования, хотя подготовкаспециалистов высшей квалификации для сельскохозяйственного производства по заочнойформе обучения началась в Алтайском сельскохозяйственном институте с 1947 года.Факультет ведет работу в 2 направлениях: заочное и дополнительное образование. Позаочной форме обучаются более 4 тысяч студентов. К подразделениям дополнительногообразования относятся отдел довузовской подготовки с ежегодным контингентом от 300до 500 человек, отдел повышения квалификации и профессиональной переподготовки сконтингентом около 200 слушателей и отделение рабочих профессий [35, с.168].
Система аграрного образования Алтайского края включает в себя:1высшее учебное заведение, 9 учебных заведений среднего профессионального образования.
Среди факторов внешней среды, благоприятствующих развитию высшегоаграрного образования в Алтайском крае, можно отметить:
аграрную специфику региона;
наличие множества организаций АПК;
высокую оценку качества подготовки специалистов АГАУ руководителямиорганизаций АПК и других представителей регионального бизнеса;
потенциальный интерес сельской молодежи к получению высшегообразования;
региональную политику превращения Алтайского края в особуюаграрную экономическую зону.
Стратегическое видение роли аграрного университета на Алтаесформулировано в «Основных направлениях развития Алтайского аграрного университетана 2006 — 2010 годы», утвержденных ученым советом. В соответствии с этим документомАГАУ выступает интегратором не только аграрного образования Алтайского края, нои аграрной наукой, обмена передового опыта и практического внедрения научных рекомендацийв агропромышленный комплекс.
Все новые профессиональные программы отвечают современным запросамразвития агропромышленного комплекса края.
Алтайский государственный аграрный университет сегодня и вдальнейшем остается центром подготовки, переподготовки и повышения квалификацииспециалистов и руководителей АПК Алтайского края.
Изменение в ситуации на рынке труда вследствие введения многообразияформ собственности, многоукладности в сельском хозяйстве, проводимых реформ и новыхвзглядов на управление, использование земельных и трудовых ресурсов поставило задачуперед учеными и профессорско-преподавательским составом АГАУ видеть перспективуна ближайшие годы в перестройке структуры подготовки специалистов, формированиигибкой, но стабильной кадровой политики в крае.
Являясь вузом, который удовлетворяет запросы сельского населенияи производства региона, агроуниверситет ведет последовательную политику сохранениябазовых сельскохозяйственных специальностей. В последнее десятилетие в вузе начатообучение по специальностям: землеустройство, городской и земельный кадастр, комплексноеиспользование водных ресурсов, плодоовощеводство и виноградарство, технология производстваи переработки сельскохозяйственной продукции, электрификации и автоматизации сельскогохозяйства и т.д.
Политика университета направлена на расширение спектра реализуемыхобразовательных программ в отраслях сопутствующих АПК. Это позволило обеспечитьстабильно высокий уровень приема на первый курс.
/>
Рисунок 2.1 — Динамика приема на 1 курс
Динамика приема студентов на 1 курс значительно колебаласьпо годам как по очной, так и по заочной формам обучения. В 2007 и 2008 годах благодаряактивизации профориентационной работы прием студентов был увеличен до 1260-1300человек за счет набора на сверхплановые места [36, с.59].
Прием студентов на заочную форму обучения в последние годыимеет тенденцию к увеличению, и это происходит за счет сверхпланового набора.
Как по очной, так и по заочной формам обучения доля студентовв группе сельскохозяйственных специальностей составляет около половины всего контингентастудентов.
/>
Рисунок 2.2 — Структура контингента студентов по очной формеобучения
/>
Рисунок 2.3 — Структура контингента студентов по заочной формеобучения
Существенные изменения в структуру подготовки за последние5 лет внесло внедрение системы непрерывного аграрного образования в крае: школа- техникум (колледж) — университет [19, с.49-50]. АГАУ постоянно ведет работу сосредними специальными учебными заведениями этого профиля. Наличие большого количествавыпускников со средним специальным образованием, а также материальные сложностидля многих жителей Алтая, не позволяющие обучаться с отрывом от производства, даютоснование и далее укреплять заочное образование. Практически по всем специальностямзаочного отделения ведется подготовка выпускников сельскохозяйственных колледжейпо сокращенной программе высшего профессионального образования. Их доля в общемконтингенте заочников достигает 70%, а по отдельным специальностям — 100%. Подготовкаи переподготовка специалистов проводится с учетом региональных требований [19, с.50].
Современная рыночная экономика предъявляет повышенные требованияк кадрам сельского хозяйства. В системе профессионального образования в АПК странывсе шире получают распространение компьютерные методы обучения, ориентированныена идеи программирования по различным учебным дисциплинам. Для успешного обученияв Алтайских аграрных университетах ведутся разработка и изготовление моделей и тренажеров,систем и аппаратуры управления экономическими, техническими системами и технологическимипроцессами.
Встал вопрос в дальнейшем совершенствовании учебного процесса,подготовке специалистов по эффективной организации агробизнеса в сельскохозяйственныхпредприятиях. Методологической ее основой выступил бизнес-тренинг — это такой методгруппового обучения студентов и специалистов, при котором путем многочисленных,особым образом организованных упражнений по воссозданию и восприятию проблемныхкоммерческих ситуаций проводится их анализ и вырабатывается эффективное разрешение.
Сельское хозяйство претерпевает сильнейший упадок, для того,чтобы хоть как-то подняться и выйти на новый уровень развития, необходимо создатьсоответствующий контингент работников, занимающихся в этой отрасли. И не простозанимающихся, а знающих свое дело. Задача аграрных учебных заведений предоставитьстране грамотных специалистов, которые знают свое дело и хотят им заниматься.
3. Модернизация региональной системы непрерывного образованияАлтайского края
Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которымичеловечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности.Глобальная угроза наших дней — отставание способности человека адаптироваться кизменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В сегодняшнем мире знанияобновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое формальное образование,получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не можетобеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимымиему для эффективного выполнения социальных ролей. Принятая практически всеми передовымистранами, концепция непрерывного образования выдвигает образование взрослых на определяющиепозиции в основных направлениях социально-экономического развития современного мира,в том числе и России.
В современных условиях система образованиястановится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальнуюстабильность, развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае. Уровеньобразованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры вкрае является обязательным условием развития общества и экономики.
2008 год — особый для системы образования Алтайского края.Это год, когда в крае одновременно впервые реализуются приоритетный национальныйпроект «Образование», и в его рамках ещё два проекта, право на участиев которых выиграно в серьёзнейших конкурсах федерального уровня. Это, в первую очередь,комплексный проект модернизации образования, в рамках которого в край планируетсяпривлечь федеральные средства объёмом более 700 миллионов рублей, охватывающий всесферы общего образования и влекущий за собой важнейшие институциональные измененияв российской школе, а также краевая программа «Модернизация технологическогооборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 годы" собщим объемом финансирования 261 млн. рублей, позволяющая на современном уровнерешать вопросы обеспечения здоровья обучающихся. Цель политики модернизации краевойсистемы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономикии социальной сферы края в формировании условий для удовлетворения потребностей граждан,общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональныхмеханизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развитияфундаментальности и практической направленности образовательных программ, формированиясистемы непрерывного образования [26, с.43-44].
Эти и многие другие прорывные достиженияв системе образования края были бы невозможны без системной долговременной работыпо всем направлениям совершенствования такой важной социальной сферы, как образование.Кроме того, каждый из вышеперечисленных конкурсов был выигран не в последнюю очередьпри означенном администрацией Алтайского края серьёзном софинансировании данныхпроектов за счёт средств краевого бюджета (в частности, на поддержку комплексногопроекта модернизации образования из регионального бюджета запланировано более 1миллиарда рублей). Другой важной составляющей этих успехов стало введение новыхмеханизмов управления системой образования, среди которых развитие системы образовательныхокругов Алтайского края, расширение общественного участия в управлении образованием,совершенствование законодательной базы образования [26, с.45].
Значительная по объему и содержанию законодательная работав сфере образования проделана и в Алтайском крае. Результатом ее явилось созданиезаконодательного поля не только для реализации нацпроекта «Образование»,но и для модернизации образования в крае в целом: по всем узловым направлениям развитияобразования в крае разработаны и приняты в виде закона или постановления краевыецелевые и ведомственные программы с финансовым обеспечением, среди которых — программыпо развитию дошкольного образования и обеспечению пожарной безопасности общеобразовательныхучреждений. Важными для нашего края явились принятые в декабре 2007 года измененияв Закон Алтайского края «Об образовании», определившие статус и особенностифинансирования малокомплектных школ, которых в крае более 70% [26, с.48].
Очень существенное, определяющее влияние на развитие образованияв крае оказал приоритетный национальный проект «Образование». Главнымего эффектом стало значительный рост внимания власти всех уровней и общества в целомк проблемам образования. Реализация национального проекта «Образование»в Алтайском крае в 2008 г. позволила закрепить ряд позитивных системных эффектов,запущенных нацпроектом в предыдущие годы и существенно расширить объёмы инновационно-проектнойдеятельности в сфере образования.
Значительно увеличились ресурсные поступления в сферу образованияиз всех уровней бюджета: 652,2 млн. рублей в 2006 г. (в том числе из краевого бюджета — 173,2 млн. рублей), 779,6 млн. рублей в 2007 г. (196,3 млн. рублей из краевого бюджета). В общем же расходы на образование в консолидированномбюджете края по сравнению с 2005 г. (до начала проекта) выросли более чем на третьи составили 11,1 млрд. рублей в 2008 г [5, с.176].
Современное общество и скорость распространения информациисоздают идеальную возможность дистанционного обучения, самосовершенствования и быстрогообмена знаниями, вследствие чего реализации направления «Внедрение современныхобразовательных технологий» было уделено особое внимание. Актуальность данногонаправления также обусловлена большим количеством сельских школ в Алтайском крае(84%), где доступ к сетевым ресурсам — единственное средство существенно расширитьобразовательное пространство [7, с.100].
Важное место при реализации национального проекта отводитсяподдержке талантливой молодежи: в 2006-2007 годах отмечены денежными премиями 162молодых таланта, победивших во всероссийских и краевых конкурсных мероприятиях.И здесь администрация края не осталась в стороне, учредив ежегодные именные стипендиигубернатора Алтайского края для трёхсот одарённых учащихся [7, с.100-101].
Основной целью развития системы общего образования являетсяобеспечение прав граждан на получение доступного качественного общего образованиянезависимо от места жительства. Для достижения цели в ближайшие годы необходимообеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества предоставления услугв сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в краевую систему образованияновые организационно — экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использованиеимеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повыситькачество образования на основе обновления его структуры, содержания повысить инновационныйпотенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
1) совершенствование содержания и технологий образования.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программныхмероприятий:
внедрение новых образовательных технологий и принципов организацииучебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывногообразования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационныхтехнологий, развитие единой образовательной информационной среды;
повышение квалификации педагогических работников;
2) развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программныхмероприятий:
организация проведения единого государственного экзамена, итогикоторого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективностьвступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования,а также осуществление государственного контроля качества образования на основе независимойоценки уровня подготовки выпускников;
организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростковв каникулярный период;
социальная поддержка студенческой молодежи;
3) укрепление материально-технической базы образовательныхучреждений края.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программныхмероприятий:
обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием,школьной, корпусной мебелью, компьютерной техникой и программным обеспечением, учебно-нагляднымипособиями, мягким инвентарем, материалами, необходимыми для организации учебно-воспитательногопроцесса;
приобретение автобусов для организации перевозки учащихся;
повышение уровня пожарной безопасности образовательных учреждений;
развитие материальной базы детского спорта и другое.
Основная цель профессионального образования-подготовка квалифицированногоработника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированногов смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальностина уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальнойи профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получениисоответствующего образования.
Решение задачи коренного улучшения системы профессиональногообразования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальнойи прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагаетсовместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательскихкругов.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что на сегодняшний день внашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий всфере непрерывного образования, а так же вопрос необходимости инвестирования в образование.
В системе образования наметилось много новых проектов, основанныхна широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.Но для выполнения основной задачи — обеспечения разнообразного непрерывного образования- требуется разработка новых концепций. Такая измененная образовательная система,в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениямипедагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества:от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности;от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухихбаллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощиобучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многимдипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.
Автоматизация и информатизация требуют постоянного обновлениязнаний у работников, способных к нововведениям, неординарным решениям. В рыночнойэкономике растет спрос на обновление и расширение знаний, на работников нового типа.Отсюда новая социально — экономическая ситуация актуализирована не только научныйинтерес к теории непрерывного образования, но и поставила задачу практической реализацииэтой концепции. Чтобы остаться в общей линии развития мировой цивилизации необходимоодновременно решать две сложнейшие задачи: возрождение и дальнейшее развитие промышленности,а также создание условий для перехода к постиндустриальному обществу. Последнеепредставляет собой долгосрочный процесс формирования новых личностных и социальныхустановок и ориентации, вплетающихся в социально-экономическую, правовую, институциональнуюи культурную среду общества. И непрерывному образованию в этом процессе принадлежитглавенствующая роль. Предпосылкой способности общества к модернизации, восприятиюновых реалий и идей является обращение к человеку как цели и средству этой модернизации.Данная идея лежит в основе новых теорий устойчивого развития человечества, новойконцепции национального богатства, составной частью которой становится человеческийи интеллектуальный капитал. Одной из основных форм создания и накопления человеческогокапитала является не просто образование, а непрерывное образование.
Список использованной литературы
1. Алексеев, А.В. Новая экономика — новоеобразование? / А.В. Алексеев, О.В. Бауск // Эко. — 2006. — № 6. — С.81-87.
2. Алиева, С.В. Обоснование механизмауправления образовательными процессами в подготовке специалистов/ С.В. Алиева// Соц. — гум. знания. — 2006. — №5. — С.145-155.
3. Алферов, А. Научно — методическоеобеспечение процесса профессиональной подготовки и повышение квалификации/ А. Алферов// Муниципальная власть. — 2007. — № 2. — С.49-54.
4. Ахренов, В. Непрерывное профессиональноеобразование: стратегия развития/ В. Ахренов // Учитель. — 2004. — № 5. — С.23-27.
5. Барабанова, И.П. Современные тенденцииразвития системы высшей школы/ И.П. Барабанова // Соц. — гум. знания. — 2008. — № 5. — С.171-177.
6. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональноеобразование/ В.Н. Введенский // Соц. — гум. знания. — 2004. — № 3. — С. 208-217.
7. Винник, И.А. Обучение через опыт/И.П. Винник // Молодежь и общество. — 2008. — № 3. — С.96-102.
8. Винслав, Ю. Профессиональное образованиеи экономика/ Ю. Винслав // Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8. — С.55-71.
9. Власов, М.В. Оптимизация процессовуправления новыми знаниями/ М.В. Власов // Менеджмент. — 2007. — № 4. — С.3-7.
10. Власова, Л. Работодатель недоволен/Л. Власова // Экономика и жизнь. — 2008. — № 4. — С.31.
11. Гегель, А.А. Выбор профессии: проблемыстановления современного специалиста/ А.А. Гегель // Соц. — гум. знания. — 2007.- № 5. — С.221-231.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социологиятруда: учебник/ Б.М. Генкин. — М.: Норма, 2007. — 448 с.
13. Голубов, И.И. Бизнес — тренинг всистеме профессионального образования и повышения квалификации кадров/ И.И. Голубов// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2007. — № 3. — С.63-65.
14. Горбачев, В.Г. Модернизационные«волны» в высшей школе современной России/ В.Г. Горбачев // Соц. — гум.знания. — 2008. — № 5. — С.178-188.
15. Гордеева, М. В поисках новых путейразвития/ М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2009. — № 26. — С.17.
16. Гордеева, М. Важны и содержание,и форма/ М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2008. — № 33. — С.25.
17. Гордеева, М. Образовательный микс/М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2009. — № 17. — С.17.
18. Гордеева, М. Учусь как хочу/ М. Гордеева// Экономика и жизнь. — 2008. — №37. — С.33.
19. Жеруков, Б.Х. Аграрное образованиев России и проблемы вхождения в Европейское образовательное пространство/ Б.Х. Жеруков// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2005. — №12. — С.49-51.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналоморганизации: стратегия, маркетинг, интернационализация/ А.Я. Кибанов, И.Б. Дураков// Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 301 с.
21. Колозариди, П. Зачем бизнесу студенты/П. Колозариди // Абитуриент. — 2009. — №4. — С.12-14.
22. Кольчугина, М. Бизнес-образованиев России/ М. Кольчугина // МЭ и МО. — 2008. — №2. — С.61-69.
23. Кочергов, Д. Учимся на ситуациях/Д. Кочергов // Экономика и жизнь. — 2007. — № 38. — С.33.
24. Крыштафович, А.Н. Управление знаниями- перспективное направление менеджмента/ А.Н. Крыштафович // Менеджмент. — 2003.- №1. — С.42-51.
25. Кузьмина, А. Потенциал рабочей силыи рынок образовательных услуг/ А. Кузьмина // Вопросы экономики. — 2007. — №1.- С.144-146.
26. Лисов, В. Довузовское профессиональноеобразование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации/ В. Лисов // Российскийэкономический журнал. — 2008. — №7-8. — С.35-55.
27. Лисов, С. Об интеграционном взаимодействииучреждений среднего профессионального образования и бизнес — структур/ С. Лисов// Российский экономический журнал. — 2007. — №9-10. — С.125-127.
28. Мау, В. Бизнес — образование рубежавеков: вызовы времени и тенденции развития/ В. Мау // Вопросы экономики. — 2007.- №10. — С.75-89.
29. Мильнер, Б.З. Управление знаниями/Б.З. Мильнер // Экономика и жизнь. — 2004. — №5. — С.31.
30. Мясоедова, Т.Г. Управление знаниямикак функция деятельности организации/ Т.Г. Мясоедова // Менеджмент. — 2007. — №5.- с.110-117.
31. Николаева, М. Актуальные проблемысоциального маркетинга в области образования/ М. Николаева // Маркетинг. — 2006.- №2. — С.63-70.
32. Остапенко, Ю.М. Экономика труда/Ю.М. Остапенко // Учебное пособие. — 2-изд., — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
33. Острецов, В.Н. Пути реформированияаграрного образования на основе интеграции с наукой и производством/ В.Н. Острецов// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2005. — №8. — С.54-56.
34. Педагогика: большая современная энциклопедия.- Мн.: Педагогика, 2005. — 364с.
35. Педагогический энциклопедическийсловарь. — М.: Педагогика, 1998. — С.312.
36. Рубцов, С.Ф. Модернизация региональнойсистемы непрерывного сельскохозяйственного образования/ С.Ф. Рубцов // Экономикас/х и перераб. предприятий. — 2009. — №9. — С.59-62.
37. Стахеева, Л.М. Интегрированные структурыв системе непрерывного сельскохозяйственного образования/ Л.М. Стахеева // Экономикас/х и перераб. предприятий. — 2007. — №10. — С.70-73.
38. Управление персоналом: энциклопедическийсловарь. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 320 с.
39. Хайруллина, В.Г. Творческий компоненттруда и культурообразовательный процесс/ В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарныезнания. — 2007. — №5. — С.307-314.
40. Чащарина, О.М. Как кризис изменитпрограммы бизнес — образования/ О.М. Чащарина // Эко. — 2009. — №8. — С.151-159.
41. Экономика труда: Учебник/ Под ред.Н.А. Горелова. — СПб.: Норма, 2007. — 430 с.
42. Экономика труда: социально-трудовыеотношения: Учебник/ Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Д. Одегова. — М.: Изд. «Экзамен»,2004. — 736 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.