Реферат по предмету "Философия"


Наука

Со дер жа ние. стр. Вве де ние. 3 1. Нау ка и ее функ циив об ще ст ве. 5 1.1. Фун да мен таль ное и при клад ное в нау ке. 5 1.2. Нау ка и тех но ло гия. 3. Наука и искусство предвидения. 11 1.4. Нау ка и це ло ст ное раз ви тие че ло ве ка. 12 2. Со ци аль ные и пси хо ло ги че скиеосо бен но сти нау ки.

14 3. Нау ка и фи ло со фия. 20 4. Нау ка и об ра зо ва ние. 26 За клю че ние. 30 Спи сок ис поль зо ван нойли те ра ту ры. 31 Вве де ние.Нау ка яв ля ет ся од нойиз оп ре де ляю щих осо бен но стей со вре мен ной куль ту ры и, воз мож но, са мымди на мич ным ее ком по нен том. Се го дня не воз мож но об су ж дать со ци аль ные,куль тур ные, ан тро по ло ги че ские про бле мы,

не при ни мая во вни ма ние раз ви тиена уч ной мыс ли. Ни од на из круп ней ших фи ло соф ских кон цеп ций XX в. не мог ла обой ти фе но ме на нау ки,не вы ра зить сво его от но ше ния к нау ке в це лом и к тем ми ро воз зрен че скимпро бле мам, ко то рые она ста вит. Что та кое нау ка? Ка ко ва глав ная со ци аль наяроль нау ки?

Су ще ст ву ют ли гра ни цы на уч но го по зна ния и по зна ния во об ще?Ка ко во ме сто ос но ван ной на нау ке ра цио наль но сти в сис те ме дру гих спо со бовот но ше ния к ми ру? Воз мож но ли вне на уч ное по зна ние, ка ков его ста туси пер спек ти вы? Мож но ли на уч ным спо со бом от ве тить на прин ци пи аль ныево про сы ми ро воз зре ния как воз ник ла Все лен ная, как поя ви лась жизнь,как про изо шел че ло век, ка кое ме сто за ни ма ет фе но

мен че ло ве ка в все об щейкос ми че ской эво лю ции?Об су ж де ние всех этих имно же ст ва дру гих ми ро воз зрен че ско - фи ло соф ских во про сов со про во ж да лоста нов ле ние и раз ви тие со вре мен ной нау ки и бы ло не об хо ди мой фор мойосоз на ния осо бен но стей как са мой нау ки, так и той ци ви ли за ции, в рам кахко то рой на уч ное от но ше ние к ми ру ста ло воз мож ным. Се го дня эти во про сысто ят в но вой и весь ма ост рой фор ме.

Это свя за но пре ж де все го с той си туа ци ей,в ко то рой ока за лась со вре мен ная ци ви ли за ция. С од ной сто ро ны, вы яви лисьне ви дан ные пер спек ти вы нау ки и ос но ван ной на ней тех ни ки. Со вре мен ноеоб ще ст во всту па ет в ин фор ма ци он ную ста дию раз ви тия, ра цио на ли за циявсей со ци аль ной жиз ни ста но вит ся не толь ко воз мож ной, но и жиз нен ноне об хо ди мой. С дру гой сто ро ны, об на ру жи лись пре де лы раз ви тия ци ви ли за цииод но сто рон не тех но ло

ги че ско го ти па и в свя зи с гло баль ным эко ло ги че скимкри зи сом, и как след ст вие вы явив шей ся не воз мож но сти то таль но го управ ле ниясо ци аль ны ми про цес са ми. В по след ние го ды вни ма ние к этим во про сам в на шей стра не за мет но сни зи лось.Ду ма ет ся, что од на из глав ных при чин это го в об щем рез ком па де нии пре сти жана уч но го зна ния в на шем об ще ст ве, в той ка та ст ро фе, ко то рую пе ре жи ва етнау ка

Рос сии в по след ние го ды. Ме ж ду тем со вер шен но яс но, что без раз ви тойнау ки Рос сия не име ет бу ду ще го как ци ви ли зо ван ная стра на. 1. Нау ка и ее функ ции воб ще ст ве. 1.1. Фун да мен таль ное и при клад ное в нау ке.Нау ка есть по сти же ниеми ра, в ко то ром мы жи вем. По сти же ние это за кре п ля ет ся в фор ме зна нийкак мыс лен но го по ня тий но го, кон цеп ту аль

но го, ин тел лек ту аль но го мо де ли ро ва ния дей ст ви тель но сти. Со от вет ст вен но это му нау ку при ня тооп ре де лять как вы со ко ор га ни зо ван ную и вы со ко спе циа ли зи ро ван нуюдея тель ность по про из вод ст ву объ ек тив ных зна ний о ми ре, вклю чаю щеми са мо го че ло ве ка. Вме сте с тем про из вод ст во зна ний в об ще ст ве неса мо дос та точ но, оно не об хо ди мо для под дер жа ния и раз ви тия жиз не дея тель но стиче ло ве ка.

Ста нов ле ние и раз ви тие опыт ной нау ки в XVII сто ле тии при ве лок ко рен ным пре об ра зо ва ни ям об раза жиз ни че ло ве ка. Как от ме чал Б.Рас сел Поч ти все, чем от ли ча ет ся но вый мир от бо лее ран них ве ков, обу слов ле нонау кой, ко то рая дос тиг ла по ра зи тель ных ус пе хов в XVII ве ке Но выймир, на сколь ко это ка са ет ся ду хов ных цен но стей, на чи на ет ся с

XVII ве ка . 1 Мыш ле ние лю дей ста ло опи рать сяна пред став ле ние о на ли чии за ко нов при ро ды, де лая не ве ро ят ным та киеве щи, как ма гия и кол дов ст во. В 1700 го ду ми ро воз зре ние об ра зо ван ныхлю дей бы ло впол не со вре мен ным, то гда как в 1600 го ду, за ис клю че ни емочень не мно гих, оно бы ло еще боль шей ча стью сред не ве ко вым . 1 По бе данау ки и ко ло ни за ция ев ро пей ца ми дру гих ма те ри ков при ве ли к то му,что лю ди

XVII ве ка по чув ст во ва ли се бя жи вы ми людь ми, а не не сча ст ны мигреш ни ка ми, как они все еще на зы ва ли се бя в мо лит вах . 1 По доб ная оцен ка на уч нойре во лю ции XVII в. да на и В. И. Вер над ским В об щем хо де ис то рии че ло ве че ской куль ту ры, в обыч ных о ней пред став ле ни ях от ме чал он нет мес та ис то рии то го пе ре ло ма, ко то рый со вер шил сяв че ло ве че ст ве вхо ж де ни ем точ но го зна ния в его жизнь и при вел впер выев мно го ты ся че лет

нем его су ще ст во ва нии к но вым, не слы хан ным рань шефор мам и ук ла дам бы та и об ще ст вен но гостроя.Пе ре ломэтот со вер шил ся в XVII сто ле тии. В это сто ле тие впер вые нау ка о при ро де и ма те ма ти ка вы дви ну лисьв жизнь, по лу чи ли зна че ние как из ме няю щие ус ло вия че ло ве че ско го су ще ст во ва нияис то ри че ские си лы . 2 Со вре мен ное раз ви тиенау ки ве дет к даль ней шим пре об ра зо ва ни ямвсей сис те мы жиз не

дея тель но сти че ло ве ка. Осо бо впе чат ляю ще ее воз дей ст виена раз ви тие тех ни ки и но вей ших тех но ло гий,воз дей ст вие на уч но-тех ни че ско го про грес са на жизнь лю дей. Нау ка соз да етно вую сре ду для бы тия че ло ве ка. Как и ис кус ст во пи шет М. Хай дег гер нау ка не есть про сто куль тур ное за ня тие че ло ве ка. Нау ка - спо соб, при том ре шаю щий, ка ким для нас пред ста етто, что есть.

Мы долж ны, по это му ска зать дей ст ви тель ность, внут ри ко то ройдви жет ся и пы та ет ся ос та вать ся се го дняш ний че ло век, все боль ше оп ре де ля ет сятем, что на зы ва ют за пад но ев ро пей ской нау кой . 3 Пер вое, ис ход ное чле не ние нау ки - вы де ле ние ее в струк ту ре фун да мен таль ных и при клад ных исс ле до ва ний,фун да мен таль ных и при клад ных на ук. Го во ря пре дель но крат ко, фун да мен таль ныеис сле до ва ния - это та кие ис сле до ва ния, ко

то рые от кры ва ют но вые яв ле нияи за ко но мер но сти. Это ис сле до ва ния то го, что ле жит в при ро де ве щей,яв ле ний, со бы тий. Нау ка при клад ная ста вит пе ред со бой за да чу ре ше нияоп ре де лен ной тех ни че ской прбле мы обыч но в не по сред ст вен ной свя зис ма те ри аль ны ми ин те ре са ми об ще ст ва. Но при про ве де нии фун да мен таль но гоис сле до ва ния мож но ста вить и чис то на уч ную за да

чу, и кон крет ную прак ти че скуюпро бле му. При этом не важ но, ка ко вы суть субъ ек тив ные на ме ре ния и ус та нов киис сле до ва те ля. Он это го час то не зна ет, а ес ли и зна ет, то оши ба ет ся.Толь ко вре мя смо жет по ка зать, ку да соб ст вен но от но си лась по ста нов каза да чи. Тем не ме нее ока за лось, пи шет при ме ни тель но к фи зи ке ака де микА. М. Про хо ров, удоб ным раз бить фун да мен таль ные ис сле до ва ния на двеболь шие груп пы.

Од на из них на прав ле на на уве ли че ние объ е ма на ших зна ний,при зва на удов ле тво рять по треб ность че ло ве че ст ва в це лом и, пре ж девсе го кон крет но го че ло ве ка - ис сле до ва те ля - во все бо лее глу бо компо зна нии объ ек тив но го ми ра. Дру гая груп па ис сле до ва ний име ет сво ейце лью по лу че ние фун да мен таль ных зна ний, не об хо ди мых для от ве та наво прос о том, как дос тичь то го или ино гокон крет но го прак ти че ско го

ре зуль та та. Как пра ви ло, на ка ком-то оп ре де лен номэта пе раз ви тия нау ки пред мет ное со дер жа ние той или дру гой груп пы фун да мен таль ных ис сле до ва ний раз лич но, но ме то до ло ги че ски они близ кидруг дру гу, и ме ж ду ни ми нель зя про вес ти рез кую гра ни цу. 4 Не сле ду ет ду мать, чтоес ли ста вит ся чис то на уч ная за да на, то та кое ис сле до ва ние не мо жетдать прак ти че ско го вы хо да. В рав ной ме ре не сле ду ет ду мать, что ес листа вит ся фун

да мен тальн ое ис сле до ва ние, на прав лен ное на ре ше ние прак ти че ски важ ной за да чи,то та кое ис сле до ва ние не мо жет иметь об ще на уч ной зна чи мо сти. Это нетак. И сви де тель то му - ис то рия раз ви тия нау ки.Но вей шая ис то рия го во ритнам о взаи мо дей ст вии, пе ре пле те нии, взаи мо пре вра ще нии этих двух группфун да мен таль ных ис сле до ва ний. Од на ко так бы ло да ле ко не все гда.

Ипреж не все го, по то му что от нюдь не сра зу на по верх ность вос при ятия об ще ст вен но стивы плы ла при клад ная зна чи мость фун да мен таль но го ис сле до ва ния.В те че ние ве ков фун да мен таль ныеис сле до ва ния, т. е. ис сле до ва ния, ни как не свя зан ные со зло бой дня,шли от дель но от при клад но го, ни ка ких прак ти че ских за дач не ре ша ли.Шло чис тое удов ле тво ре ние аб ст ракт ной лю бо зна тель но сти.

Ве ли чай шие дос ти же нияНо во го вре ме ни ни как не свя за ны с прак ти кой в точ ном смыс ле это го сло ва.Ско рее на обо рот, нау ка шла по за ди, объ яс няя, а не пред ска зы вая, не пред ви дяно во го и не тол кая к изо бре те нию, соз да нию но во го.По смот рим с этой точ кизре ния на та кую по са мой сво ей су ти фун да мен таль ную нау ку как фи зи ка.Ос но ву ос нов со вре мен нойци ви ли за ции со став ля ет энер ге ти ка,

Де ни Па пен 1680 , То мас Нью ко мен 1717 , И.И. Пол зу нов 1761 , Джеймс Уатт 1720 , Ро берт Фул тон 1805 , ДжорджСте фен сон 1815 сде ла ли дос туп ной те п ло вую энер гию для про из вод ст ваме ха ни че ской ра бо ты, нау чи лись ис поль зо вать энер гию сжа то го па ра.Ха рак тер но, что все они, за ис клю че ни ем Д. Па пе на. са мо уч ки, та лант ли выеизо бре та те

ли, на шед шие тех ни че ски осу ще ст ви мое и эко но ми че ски вы год ноере ше ние ак ту аль ной про бле мы, ре ше ние, от крыв шее до ро гу на уч но-тех ни че ской,ин ду ст ри аль ной ре во лю ции. И все это не смот ря на гос под ство ан ти на уч нойтео рии фло ги сто на.Па пен, на чав ший за мет норань ше ос таль ных, по лу чил пра виль ное об ра зо ва ние, как фи зик мно гоепо нял, но ни че го сде лать не смог, не смог реа ли зо вать свое по ни ма ние.

Под черк нем, что все, что со вер ши ли эти лю ди, бы ло сде ла но до соз да ниятер мо ди на ми ки, до то го, как бы ло сфор му ли ро ва но та кое ут вер жден ие,как за кон со хра не ния энер гии. Зна ме ни тый цикл Кар но, КПД иде аль ной те п ло войма ши ны, сколь ко-ни будь ос мыс лен ные под хо ды к пер во му и вто ро му на ча ламтер мо ди на ми ки - все это ста ло яс ным в хо де и в ре зуль та те фун да мен таль ныхис сле до ва ний, по став лен ных и про ве ден ных, по сле то го как тех ни

че скийи те хно ло ги че ский про рыв уже был сде лан. Ис то рия раз ви тия нау киизо би лу ет по доб ны ми при ме ра ми.Го су дар ст во, лю бое го су дар ст воза ин те ре со ва но в раз ви тии фун да мен таль ной нау ки как ос но вы но вой,пре ж де все го во ен ной тех ни ки. Это ру ко во ди те ли об ще ст ва по ни ма ливсе гда, об ще ст во - поч ти ни ко гда.

Но и ру ко во ди те ли поч ти ни ко гдане по ни ма ли, что нау ка име ет свои соб ст вен ные за ко ны раз ви тия, что онаса мо дос та точ на и са ма се бе ста вит за да чи. И что де ла ют нау ку лю диуче ные, т. е. весь ма свое об раз ные. Пре ж де все го уче ный не мо жет быть че ло ве компред взя той идеи, пред за дан но го об раза мыс лей, пред пи сан но го по ве де ния.Имен но это их свой ст во, им мант ное фун да мен таль ной нау ке,

и при во дитк труд но стям во взаи мо по ни ма нии и взаи мо дей ст вии уче ных с кор пу сомоб ще ст вен но го мне ния.Как ви дим, фун да мен таль ныеи при клад ные ис сле до ва ния иг ра ют раз лич ные ро ли в об ще ст ве и по от но ше ниюк са мой нау ке. Нау ка раз ви ва ет ся ши ро ким фрон том, име ет слож ную струк ту ру,ко то рую во мно гом мож но упо до бить струк ту ре вы со ко ор га ни зо ван ныхсис тем, пре ж де все го жи вых сис тем.

В жи вых сис те мах есть под сис те мыи про те каю щие в них про цес сы, ко то рые на прав ле ны на под дер жа ниеса мих сис тем имен но в жи вом, дея тель ном, ак тив ном со стоя нии, но есть под сис те мыи про цес сы, на прав лен ные на взаи мо дей ст вие с ок ру жаю щей сре дой, на осу ще ст в ле ние ме та бо лиз масо сре дой. Ана ло гич ным об ра зом и в нау ке мож но вы де лить под сис те мыи про цес сы, ори ен ти ро ван ные, пре ж де все го на под дер жа ние нау ки в ак тив ном и дея тель но

ст ном со стоя нии, аесть под сис те мы и про цес сы, ори ен ти ро ван ные на внеш ние про яв ле ниянау ки, ее вклю чен ность в иные ви ды дея тель но сти. Раз ра бот ка фун да мен таль нойнау ки на прав ле на, пре ж де все го, на внут рен ние по треб но сти и ин те ре сынау ки, на под дер жа ние функ цио ни ро ва ния нау ки как еди но го це ло го, идос ти га ет ся это пу тем раз ра бот ки обоб щен ных идей и ме то дов по зна ния,ха рак те ри зую щих глу

бин ные ос но ва ния бы тия. Со от вет ст вен но это муго во рят о чис той нау ке, тео ре ти че ской нау ке, о по зна нии ра ди по зна ния.При клад ные нау ки на прав ле ны во вне, на ас си ми ля цию с ины ми, прак ти че ски ми ви да ми дея тель но сти че ло ве ка, и осо бона ас си ми ля цию с про из вод ст вом. От сю да и го во рят о прак ти че ской нау ке,на прав лен ной на из ме не ние ми ра. 1.2. Нау ка и тех но ло гия.По сколь ку ос нов ное зна че ниепри клад ных на ук есть ис сле до ва ние

дей ст ви тель но сти, то ос та ет ся от кры тымво прос о при ло же ниях нау ки, ее ре зуль та тов. Во про сы при ло же ний нау ки,ее вклю чен но сти в раз но об раз ные сфе ры прак ти че ской дея тель но сти че ло ве каны не ха рак те ри зу ют ся как во про сы тех но ло гии. Она суть при ме не ниезна ний на прак ти ке с це лью про из вод ст ва пред ме тов по треб ле ния, с це льюиз ме не ния, со вер шен ст во ва ния и кон тро ли ро ва ния ус ло вий жиз ни.

Ко гда ны не рас смат ри ва ют сяпро бле мы тех но ло гии, то не из беж но вста ет во прос о на прав лен но сти еераз ви тия, ее воз дей ст вия на жизнь об ще ст ва. Как ино гда го во рят ка ж доетех но ло ги че ское дос ти же ние по не об хо ди мо сти ам би ва лент но, т. е.оно мо жет слу жить в за ви си мо сти от под хо да к не му или сло жив шей ся си туа циина поль зу или же во вред че ло ве ку. Бо лее то го, тех но ло гии, за дей ст во ван ныево бла го че ло

ве ка, мо гут иметь в хо де сво его раз ви тия и от ри ца тель ныепо боч ные по след ст вия, так что тех но ло ги че ское раз ви тие ну ж да ет сяв по сто ян ном по ни ма нии и кон тро ле. По след нее ста ло бо лее чем оче вид нымв на ше вре мя, в пе ри од стре ми тель но го тех но ло ги че ско го раз ви тияоб ще ст ва. Ны не об ще ст во ов ла де ло та ки ми мощ ны ми си ла ми, дей ст виеко то рых срав ни мо с гео ло ги че ски ми и гро зит че ло ве че ст ву са мо унич то же ни ем.

На уч ные ис сле до ва ния про ни ка ют в тон чай шие ме ха низ мы ге не ти че ско гоуправ ле ния жи вы ми сис те ма ми, что мо жет при вес ти к ко рен ным, не об ра ти мымиз ме не ни ям в хо де эво лю ци он ных про цес сов.Че ло век все боль ше осоз на етне толь ко то, что он вла сте лин ми ра , но так же и то, сколь зыб ко са мо егосу ще ст во ва ние. Об этом вла ст но за яв ля ют воз ник шие в на ше вре мя мно гиегло баль ные про бле мы, и в ча ст но

сти эко ло ги че ский кри зис.От сю да и вста ют во про сыо на прав лен но сти тех но ло ги че ско го раз ви тия об ще ст ва и об от вет ст вен но стиза по след ст вия это го раз ви тия.При от ве те на эти во про сыраз да ют ся го ло са, что от вет ст вен на за от ри ца тель ные по след ст виятех но ло ги че ско го раз ви тия са ма нау ка. По доб ная гу ма ни сти че ская кри ти ка нау ки по лу чи ла дос та точ ное рас про стра не ние.

По лу ча ет ся,что са мо про из вод ст во зна ний вред но для че ло ве ка. Ли ния рас су ж де нийздесь дос та точ но про стая по сколь ку нау ка яв ля ет ся тео ре ти че ским ба зи сомны неш них на уч но-тех ни че ских раз ра бо ток и оп ре де ля ет са му воз мож ностьпо след них, то она, на пра вах со ро ди те ля, и не сет от вет ст вен ность запо яв ле ние на свет тех но ло ги че ских нов шеств как по ло жи тель ных, так иот ри ца тель ных.

Но это да ле ко не так. Вы бор ос нов ных на прав ле нийв об ще ст вен ном раз ви тии не по сред ст вен но за тра ги ва ет са ми ба зис ныефор мы ор га ни за ции жиз ни лю дей. Со от вет ст вен ноэто му ко рен ные во про сы раз ви тия об ще ст ва оп ре де ля ют ся ин те ре са миоп ре де лен ных групп, сло ев, клас сов - по ли ти че ских сил. Бо лее то го, всенаи бо лее зна чи мые на уч но-тех ни че ские про грам мы раз ви тие ядер ной энер

ге ти ки,элек тро ни ки и т.п. при ни ма ют ся на уров не прави тельств, пар ла мен тов.От сю да сле ду ет за клю чить, что от вет ст вен ность за тех но ло ги че скоераз ви тие не сут пре ж де все го по ли ти че ские си лы и ор га ни за то ры про из вод ст ва биз нес . 1.3. Нау ка и искус ст вопред ви де ния.К чис лу важ ней ших функ цийнау ки от но сит ся пред ви де ние. В свое вре мя по это му во про су бле стя щевы ска зал ся

В. Ост вальд Про ник но вен ное по ни ма ние нау ки нау ка- это ис кус ст во пред ви де ния. Вся ее цен ность в том, в ка кой ме ре и с ка койдос то вер но стью она мо жет пре ду га дать бу ду щие со бы тия. Мерт во вся коезна ние, ко то рое ни че го не го во рит о бу ду щем, и та ко му зна нию долж нобыть от ка за но в по чет ном зва нии - нау ка . 4 На пред ви де нии фак ти че скиос но вы ва ет ся вся прак ти ка че ло ве ка.

Вклю ча ясь в лю бой вид дея тель но сти,че ло век за ра нее пред по ла га ет пред ви дит по лу чить не ко то рые впол неоп ре де лен ные ре зуль та ты. Дея тель ность че ло ве ка в сво ей ос но ве ор га ни зо ва наи це ле на прав лен на, и в та кой ор га ни за ции сво их дей ст вий че ло век опи ра ет сяна зна ния. Имен но зна ния по зво ля ют ему рас ши рить аре ал сво его су ще ст во ва ния,без че го не мо жет

про дол жать ся его жизнь. Зна ния по зво ля ют пред ви детьход со бы тий, по сколь ку они не из мен но вклю ча ют ся в струк ту ру са мих ме то довдей ст вия. Ме то ды ха рак те ри зу ют лю бой вид дея тель но сти че ло ве ка,и в их ос но ве ле жит вы ра бот ка осо бых ору дий, средств дея тель но сти. Каквы ра бот ка ору дий дея тель но сти, так и их при ме не ния ос но ва ны на зна ни ях,что и да ет воз мож ность ус пеш но пред ви деть ре зуль та ты этой

дея тель но сти.Го во ря о пред ви де нии,не об хо ди мо так же иметь в ви ду его от но си тель ный ха рак тер. Бу ду щееот кры то, оно все гда в чем-то не пред ска зуе мо. Как го во рят до ро га в бу ду щеевы мо ще на слу чай но стя ми, и его ана лиз тре бу ет не пре рыв ных уси лий, по сто ян ноюов ла де ния все но вы ми слу чай но стя ми. Имею щее ся зна ние со став ля ет ос но вупред ви де ния, а прак ти ка ве дет к не пре рыв но му уточ

не нию, рас ши ре ниюэтих зна ний. Ос вое ние но вой прак ти ки вклю ча ет в се бя и ли нию пре ем ст вен но сти,и учет но виз ны. Ис кус ст во пред ви де ния и опи ра ет ся на эти ком по нен тыв дея тель но сти че ло ве ка. 1.4. Нау ка и це ло ст ноераз ви тие че ло ве ка.Пер вич ным в по ни ма ниипри ро ды нау ки яв ля ет ся ее воз дей ст вие на са мо го че ло ве ка, на сис те муего ин те ре сов, по треб но стей и воз мож но стей к дей ст вию в ор га ни за циисво его бы

тия и его со вер шен ст во ва ния. Нау ка не есть не что внеш нее поот но ше нию к сущ но сти че ло ве ка, она, ско рее, свя за на, так ска зать, сса мой его су тью. По след няя вы ра жа ет ся, пре ж де все го, в по треб но стяхче ло ве ка. Имен но по треб но сти, их так или ина че упо ря до чен ные сис те мыоп ре де ля ют то, что мож но на звать фе но ме ном че ло ве ка. По треб но сти че ло ве ка весь ма раз но об раз ны, ие рар хи че

ски ор га ни зо ва ныи ис то ри че ски мно гие из них об нов ля ют ся. В на ше вре мя при ня то вы де лять три ви да ба зис ных по треб но стей ви таль ные био ло ги че ские , со ци аль ные при над леж ность к оп ре де лен ной груп пе и по зна ния. По след нюю груп пуис ход ных по треб но стей пи шут П. В. Си мо нов и П. М. Ер шов со став ля ютиде аль ные по треб но сти по зна ния ок ру жаю ще го ми

ра и сво его мес та в нем,по зна ния смыс ла и на зна че ния сво его су ще ст во ва ния на зем ле как пу темпри свое ния уже имею щих ся куль тур ных цен но стей, так и за счет от кры тиясо вер шен но но во го, не из вест но го пред ше ст вую щим по ко ле ни ям. По зна ваядей ст ви тель ность, че ло век стре мит ся уяс нить пра ви ла и за ко но мер но сти,ко то рым под чи нен ок ру жаю щий мир. Его за га доч ность так труд но пе ре но сит сяче ло ве ком, что он

го тов на вя зать ми ру ми фи че ское, фан та сти че ское объ яс не ние,лишь бы из ба вить ся от бре ме ни не по ни ма ния, да же ес ли это не по ни ма ниене по сред ст вен но не гро зит ему ни го ло дом, ни опас но стью для жиз ни . 5 Весь ма важ но от ме тить,что по треб ность по зна ния не яв ля ет ся про из вод ной от био ло ги че скойи со ци аль ной по треб но стей, а ве дет свое про ис хо ж де ние от уни вер саль ной,свой ст вен ной все му жи во му по треб но сти в ин фор ма ции.

По след нее на хо дитсвое от ра же ние, на при мер, в том, что В. А. Эн гель гардт к чис лу ат ри бу товжиз ни от но сил уз на ва ние. Ес ли не при зна вать стрем ле ние к по зна нию вка че ст ве ба зис ной по треб но сти че ло ве ка, то ее ни шу зай мут иные, вспо мо га тель ныепо треб но сти, сре ди ко то рых осо бо аг рес сив на во ля к вла сти. По ка мыне при зна ем пи шет Г. Баш ляр что в глу би нах че ло ве че ской ду ши при

сут ст ву етстрем ле ние к по зна нию, по ни мае мо му как долг, мы бу дем склон ны рас тво рятьэто стрем ле ние в ниц ше ан ской во ле к вла сти . 6 Удов ле тво ряя и раз ви ваяпо треб но сти по зна ния, че ло век де ла ет воз мож ным свое ком плекс ное, це ло ст ноераз ви тие. Нау ка соз да ет иде аль ный мир, сис те му иде аль ных пред став ле нийо ми ре, пред ва ряя этим прак ти че ские дей ст вия. Тем са мым нау ка ха рак те ри зу ет сяря дом взаи мо до пол няю щих функ ций

в жиз не дея тель но сти и лич но сти, иоб ще ст ва. При об щей оцен ке иде аль но го ми ра, ми ра зна ний осо бо об ра ща ютвни ма ние на два ас пек та. Пре ж де все го от ме ча ет ся, что во вле че ние вна уч ную дея тель ность, при об ще ние к сфе ре зна ний по вы ша ет и об щую куль ту руче ло ве ка. Как ска зал А. Пу ан ка ре Че ло век не мо жет от ка зать ся от зна ния, не опус ка ясь, по это му-

то ин те ре сынау ки свя щен ны. 7 Дан ная оцен ка нау ки до пол ня ет ся ее ха рак те ри сти койкак стра те ги че ско го ре сур са об ще ст ва. В ка че ст ве по ка за те ля на цио наль но гобо гат ст ва пи шет А.Б. Ми гдал вы сту па ют не за па сы сы рья или циф рыпро из вод ст ва, а ко ли че ст во спо соб ных к на уч но му твор че ст ву лю дей . 8 В раз ви тии нау ки во пло ще на, пре ж де все го, эво лю ция мыш ле ния че ло ве ка,его ин тел лек

та. Имен но нау ка ра ди каль ным об ра зом со дей ст ву ет ста нов ле ниюи обо га ще нию аб ст ракт но-ло ги че ско го мыш ле ния, де лая его все бо лее утон чен ным и изо щрен ным. Вме сте с тем при ро да че ло ве ка да ле ко не сво дит ся к мыс ли тель ной дея тель но сти. Важ ней шейха рак те ри сти кой жиз не дея тель но сти че ло ве ка яв ля ет ся ее эмо цио наль но-нрав ст вен ныйас пект, пред став ле ния о ко то ром во пло ще ны глав ным об ра зом в ис кус ст ве.

Со от вет ст вен но это му взаи мо дей ст вие нау ки и ис кус ст ва обу слов ли ва етце ло ст ное раз ви тие че ло ве че ской лич но сти, по мень шей ме ре, ее ду хов но гоми ра. 2. Со ци аль ные и пси хо ло ги че скиеосо бен но сти нау ки.Уже в да ле кой древ но стиот кры тие но во го в при ро де ве щей пе ре жи ва лось от дель ным ин ди ви домкак со ци аль ная цен ность, пре вос хо дя щая лю бые дру гие.

Быть мо жет, пер выйуни каль ный пре це дент свя зан с на уч ным от кры ти ем, ко то рое ле ген да при пи сы ва етод но му из древ не гре че ских муд ре цов Фа ле су VII ве ка до н. э пред ска зав ше му сол неч ноеза тме ние. Ти ра ну, по же лав ше му воз на гра дить его за от кры тие, Фа лес от ве тил Для ме ня бы ло бы дос та точ ной на гра дой,ес ли бы ты не стал при пи сы вать се

бе, ко гда ста нешь пе ре да вать, дру гим то, че му от ме ня нау чил ся, а ска залбы, что ав то ром это го от кры тия яв ля юсь ско рее я, чем кто-ли бо дру гой .В этой ре ак ции ска за лась пре вос хо дя щая лю бые дру гие цен но сти и при тя за ниясо ци аль ная по треб ность в при зна нии пер со наль но го ав тор ст ва. Пси хо ло ги че скийсмысл от кры тия зна чи мость для лич но сти обо ра чи вал ся со ци аль ным зна

чи мость для дру гих, не пре мен но со пря жен наяс оцен кой об ще ст вен ных за слуг лич но сти в от но ше нии без лич но ст но гона уч но го зна ния . Свой ре зуль тат, дос тиг ну тый бла го да ря внут рен неймо ти ва ции, а не из го тов лен ный по за ка зу дру гих, ад ре со ван этим дру гим,при зна ние ко то ры ми ус пе хов ин ди ви ду аль но го ума вос при ни ма лось каквыс шая на гра да. Уже этот эпи зод да ле кой древ но сти ил лю ст ри ру ет из

на чаль нуюсо ци аль ность лич но ст но го па ра мет ра нау ки как сис те мы дея тель но сти.Но ис то ри че ский опыт сви де тель ст ву ет,что со ци аль ность нау ки вы сту па ет при об ра ще нии не толь ко к во про суо вос при ятии зна ния, но и к во про су о его про из вод ст ве. Ес ли вновь об ра тить ся к древ ним вре ме нам,то фак тор кол лек тив но сти про из вод ст ва зна ний уже то гда по лу чил кон цен три ро ван ноевы ра же ние в дея тель но сти ис сле до ва тель скихгрупп,

ко то рые при ня то на зы вать шко ла ми.Мно гие про бле мы от кры ва лисьи раз ра ба ты ва лись имен но в этих шко лах, став ших цен тра ми не толь ко обу че ния,но и твор че ст ва. На уч ное твор че ст во и об ще ние не раз дель ны. Ме нял ся- от од ной эпо хи к дру гой - тип их ин те гра ции. Од на ко во всех слу ча яхоб ще ние вы сту па ло не отъ ем ле мой ко ор ди на той.

По треб ность в ис сле до ва нии это го ас пек та по ро ди лана 3ападе спе ци аль ную ме то до ло гию дис курс - ана ли за .Ни од ной строч ки не ос та вилСо крат, но он соз дал мыс лиль ню - шко лу со вме ст но го ду ма ния, куль ти ви руяис кус ст во май ев ти ки по ви валь но го ис кус ст ва как про цес са ро ж де нияв диа ло ге от чет ли во го и яс но го зна ния. Мы не ус та ем удив лять сябо гат ст ву идей Ари сто те ля, за бы вая, что им со б ра но и обоб ще

но соз дан ноемно ги ми ис сле до ва те ля ми, ра бо тав ши ми по его про грам мам. Иные фор мысвя зи по зна ния и об ще ния ут вер ди лись в Сред не ве ко вье, ко гда до ми ни ро ва липуб лич ные дис пу ты, шед шие по же ст ко му ри туа лу его от го ло ски в про це ду рахза щи ты дис сер та ций . Им на сме ну при шел не при ну ж ден ный дру же ский диа логме ж ду людь ми нау ки в эпо ху

Воз ро ж де ния.В но вое вре мя с ре во лю ци ейв ес те ст во зна нии воз ни ка ют и пер вые не фор маль ные объ е ди не ния уче ных,соз дан ные в про ти во вес офи ци аль ной уни вер си тет ской нау ке. На ко нецв XIX в. воз ни ка ет ла бо ра то рия как центрис сле до ва ний и очаг на уч ной шко лы. Сейс мо гра фы ис то риинау ки но вей ше го вре ме ни фик си ру ют взры вы на уч но го твор че ст ва вне боль ших креп ко спа ян ных груп пах уче ных. Энер ги ей этих групп бы ли ро ж де ныта кие ра ди

каль но из ме нив шие об щий строй на уч но го мыш ле ния на прав ле ниякак кван то вая ме ха ни ка, мо ле ку ляр наябио ло гия, ки бер не ти ка.Ряд по во рот ных пунк товв про грес се пси хо ло гии оп ре де ли ла дея тель ность на уч ных школ, ли де ра мико то рых яв ля лись В. Вундт, И. П. Пав лов, 3. Фрейд, К. Ле вин, Ж. Пиа же, Л.С. Вы гот ский и др. Ме ж ду са ми ми ли де ра ми и их по сле до ва те ля ми шлидис кус сии, ко то

рые слу жи ли ка та ли за то ра ми на уч но го твор че ст ва,из ме няв ши ми об лик пси хо ло ги че ской нау ки. Они ис пол ня ли осо бую функ циюв судь бах нау ки как фор мы дея тель но сти, пред став ляя ее ком му ни ка тив ное из ме ре ние .Оно, как и лич но ст ное из ме ре ние , не от чле ни мо от пред ме та об ще ния - тех про блем, ги по тез,тео ре ти че ских от кры тий, по по во ду ко то рых оно воз ни ка ет и раз го ра ет ся.Го во ря о со ци аль ной обу слов лен но стижиз ни нау ки, сле ду ет

раз ли чать не сколь ко ас пек тов. Осо бен но сти об ще ст вен но гораз ви тия в кон крет ную эпо ху пре лом ля ют ся сквозь приз му дея тель но сти на уч но го со об ще ст ва осо бо го со циу ма , имею ще го свои нор мыи эта ло ны. В нем кон ги тив ное не от де ли мо от ком му ни ка тив но го, по зна ниеот об ще ния. Ко гда речь идет не толь ко о сход ном ос мыс ле нии тер ми нов безче го об мен идей не воз мо жен , но и об их пре об ра зо ва нии ибо имен но оносо вер ша ет ся в на уч ном ис сле до

ва нии как фор ме твор че ст ва , об ще ниевы пол ня ет осо бую функ цию. Оно ста но вит ся креа тив ным. Об ще ние уче ных не ис чер пы ва ет сяоб ме ном ин фор ма ци ей. Ил лю ст ри руя важ ные пре иму ще ст ва об ме на идея мипо срав не нию с об ме на ми то ва ра ми, Бер нард Шоу пи сал Ес ли у вас яб ло кои у ме ня яб ло ко, и мы об ме ни ва ем ся ими, то ос та ем ся при сво их - у ка ж до гопо яб ло ку. Но ес ли у ка ж до го из нас по од ной идее и мы пе ре да ем

их другдру гу, то си туа ция ме ня ет ся. Ка ж дый из нас ста но вит ся бо га че, а имен но- об ла да те лем двух идей .Эта на гляд ная кар ти напре иму ществ ин тел лек ту аль но го об ще ния не учи ты ва ет глав ную цен ностьоб ще ния в нау ке как твор че ско го про цес са, в ко то ром воз ни ка ет третьеяб ло ко , ко гда при столк но ве нии идей про ис хо дит вспыш ка ге ния . Про цесспо зна ния пред по ла га ет транс фор ма цию зна че ний.

Ес ли об ще ние вы сту па етв ка че ст ве не пре мен но го фак то ра по зна ния, то та кая ин фор ма ция немо жет ин тер пре ти ро вать ся толь ко как про дукт уси лий ин ди ви ду аль но гоума. Она по ро ж да ет ся пе ре се че ни ем мыс ли, иду щей из мно гих ис точ ни ков.Ре аль ное дви же ние на уч но гопо зна ния вы сту па ет в фор ме по рой весь ма на пря жен ных диа ло гов, про сти раю щих сяво вре ме ни и про стран ст ве.

Ведь ис сле до ва тель за да ет во про сы не толь копри ро де, но так же дру гим ее ис пы та те лям, ища в их от ве тах ин фор ма цию при ем ле мую или не при ем ле мую , без ко то рой не мо жет воз ник нуть его соб ст вен ноере ше ние. Это по бу ж да ет под черк нуть важ ный мо мент. Не сле ду ет, как этообыч но де ла ет ся, ог ра ни чи вать ся ука за ни ем на то, что зна че ние тер ми на или вы ска зы ва ния са мо по се бе не мо и со об ща ет не что су ще ст вен ноетоль ко в це ло

ст ном кон тек сте всей тео рии. Та кой вы вод лишь час тич но ве рен,ибо не яв но пред по ла га ет, что тео рия пред став ля ет со бой не что от но си тель нозамк ну тое. Ко неч но, лю бой тер мин ли шен ис то ри че ской дос то вер но стивне кон тек ста кон крет ной тео рии, сме на по сту ла тов ко то рой ме ня ет иего зна че ние.Про сле жи вая со ци аль ныйпа ра метр нау ки как дея тель но сти, мы ви дим мно го об ра зие его се

че ний .Эта дея тель ность впи са на в кон крет но-ис то ри че ский со цио куль тур ныйкон текст. Она под чи не на нор мам, вы ра ба ты вае мым со об ще ст вом уче ных. В ча ст но сти, во шед ший в это со об ще ст во при зван про из во дить но воезна ние и над ним не из мен но тя го те ет за прет на по втор . Еще один уро веньпред став ля ет при ча ст ность к шко ле или на прав ле нию, к кру гу об ще ния,вхо дя в ко то рый ин ди вид ста но вит ся че ло ве ком нау ки.

Нау ка, как жи вая сис те ма это про из вод ст во не толь ко идей, но и тво ря щих их лю дей. Внут ри са мойсис те мы идет не зри мая не пре рыв ная ра бо та по по строе нию умов, спо соб ныхре шать ее на зре ваю щие про бле мы. Шко ла как един ст во ис сле до ва ния, об ще нияи обу че ния твор че ст ву, яв ля ет ся од ной из ос нов ных форм на уч но - со ци аль ныхобъ е ди не ний, при том древ ней шей фор мой, ха рак тер ной для по зна ния навсех уров нях его эво лю ции.

В от ли чие от ор га ни за ций ти па на уч но - ис сле до ва тель ско гоуч ре ж де ния шко ла в нау ке яв ля ет ся не фор маль ным, т. е. не имею щим юри ди че ско госта ту са объ е ди не ни ем. Ее ор га ни за ция не пла ни ру ет ся за ра нее и нере гу ли ру ет ся рег ла мен том.Не вся кая шко ла ли ди ру етв пер спек тив ном на прав ле нии ис сле до ва ний. Воз мож ны си туа ции, ко гдапро грам ма се бя ис чер па ла, но шко ла про дол жа ет ее от стаи вать.

В этихслу ча ях шко ла объ ек тив но ста но вит ся пре гра дой на пу ти ис сле до ва нияпро блем, в ко то рых она пре ж де ус пеш но про дви га лась. Од на ко и эти слу чаиут ра ты не ко гда жиз не спо соб ным на уч ным кол лек ти вом сво ей про дук тив но стиза слу жи ва ют серь ез но го ана ли за, по сколь ку они по зво ля ют вы явить фак то ры,от дей ст вия ко то рых эта про дук тив ность за ви се ла. По доб но то му, какизу че ние па то ло ги че ских со стоя ний мо жет про лить свет на ра бо ту

здо ро во гоор га низ ма. В этом от но ше нии она по доб ната ким не фор маль ным объ е ди не ни ям уче ных, как не зри мые кол лед жи . Этимтер ми ном обо зна че на не имею щая чет ких гра ниц сеть лич ных кон так тов ме ж дууче ны ми и про це дур вза им но го об ме на ин фор ма ци ей на при мер, так на зы вае мы мипре прин та ми, т. е. све де ния ми о еще не опуб ли ко ван ных ре зуль та тах ис сле до ва ний . Не зри мый кол ледж от но сит сяк вто рич но му - экс тен сив но му - пе рио ду рос та на

уч но го зна ния. Он объ е ди ня етуче ных, ори ен ти ро ван ных на ре ше ние со во куп но сти взаи мо свя зан ныхпро блем, по сле то го как в не драх не боль шой ком пакт ной груп пы сло жит сяпро грам ма ис сле до ва ний. В кол лед же име ет ся про дук тив ное яд ро ,об рас таю щее мно же ст вом ав то ров, ко то рые ре про ду ци ру ют в сво их пуб ли каци ях,пре прин тах, не фор маль ных уст ных кон так тах и т. д. дей ст ви тель но но ва тор скиеидеи это го яд ра , обо лоч ка во круг яд ра мо жет

сколь угод но разр ас тать ся,ве дя к ре про дук ции зна ния, уже во шед ше го в фонд нау ки.К со ци оп си хо ло ги че скимфак то рам на уч но го твор че ст ва от но сит ся оп по нент ный круг уче но го.По ня тие о нем вве де но с це лью ана ли за ком му ни ка ций уче но го под уг ломзре ния за ви си мо сти ди на ми ки его твор че ст ва от кон фрон та ци он ных от но ше нийс кол ле га ми. Из эти мо ло гии тер ми на оп по нент яв ст ву ет, что име ет сяв ви ду тот, кто воз ра жа ет , кто

вы сту па ет в ка че ст ве ос па ри ваю ще гочье-ли бо мне ние. Речь пой дет о взаи мо от но ше ни ях уче ных, воз ра жаю щих,оп ро вер гаю щих или ос па ри ваю щих чьи-ли бо пред став ле ния, ги по те зы,вы во ды. У ка ж до го ис сле до ва те ля име ет ся свой оп по нент ный круг. Его мо жетини ции ро вать уче ный, ко гда бро са ет вы зов кол ле гам. Но его соз да ют иса ми эти кол ле ги, не при ем лю щие идеи уче но го, вос при ни маю щие их какуг

ро зу сво им воз зре ни ям а тем са мым и сво ей по зи ции в нау ке и по то муот стаи ваю щие их в фор ме оп по ни ро ва ния.По сколь ку кон фрон та цияи оп по ни ро ва ние про ис хо дят в зо не, ко то рую кон тро ли ру ет на уч ноесо об ще ст во, вер ша щее суд над свои ми чле на ми, уче ный вы ну ж ден не толь коучи ты вать мне ние и по зи цию оп по нен тов с це лью уяс нить для са мо го се бясте пень на деж но сти сво их ока зав ших ся под ог нем кри ти ки дан ных, но иот ве чать оп по нен там.

По ле ми ка, хо тя бы и скры тая, ста но вит ся ка та ли за то ром ра бо ты мыс ли.Ме ж ду тем, по доб но то мукак за ка ж дым про дук том на уч но го тру да сто ят не зри мые про цес сы, про ис хо дя щиев твор че ской ла бо ра то рии уче но го, к ним обыч но от но сят по строе ние ги по тез,дея тель ность во об ра же ния, си лу аб ст рак ции и т. п в про из вод ст веэто го про дук та не зри мо уча ст ву ют оп по нен ты, с ко то ры ми он ве дет скры туюпо ле ми ку.

Оче вид но, что скры тая по ле ми ка при об ре та ет наи боль ший на калв тех слу ча ях, ко гда вы дви га ет ся идея, пре тен дую щая на ра ди каль ноеиз ме не ние ус то яв ше го ся сво да зна ний. И это не уди ви тель но. Со об ще ст водолж но об ла дать сво его ро да за щит ным ме ха низ мом , ко то рый пре пят ст во валбы все яд но сти , не мед лен ной ас си ми ля ции лю бо го мне ния. От сю да ито ес те ст вен ное со про тив ле ние об ще ст ва, ко то рое при хо дит ся ис пы ты ватька

ж до му, кто при тя за ет на при зна ние за его дос ти же ния ми но ва тор ско гоха рак те ра.При зна вая со ци аль ностьна уч но го твор че ст ва, сле ду ет иметь в ви ду, что на ря ду с мак ро ско пи че скимас пек том ко то рый ох ва ты ва ет как со ци аль ные нор мы и прин ци пы ор га ни за циими ра нау ки, так и слож ный ком плекс от но ше ний ме ж ду этим ми ром и об ще ст вом име ет ся мик ро со ци аль ный. Он пред став лен, в ча ст но сти в оп по нент номкру ге.

Но в нем, как и в дру гих мик ро со ци аль ных фе но ме нах, вы ра же нотак же и лич но ст ное на ча ло твор че ст ва. На уров не воз ник но ве ния но во гозна ния - идет ли речь об от кры тии, фак те, тео рии или ис сле до ва тель скомна прав ле нии, в рус ле ко то ро го ра бо та ют раз лич ные груп пы и шко лы мы ока зы ва ем ся ли цом к ли цу с твор че ской ин ди ви ду аль но стью уче но го.Ее иг но ри ро ва ние столь же не пра во мер но, как ре дук ция про цес са на уч но гопо зна ния к внут

ри пси хи че ским вспыш кам ге ния .На уч ная ин фор ма ция ове щах сли ва ет ся с ин фор ма ци ей о мне ни ях дру гих по по во ду этих ве щей.В ши ро ком смыс ле и до бы ва ние све де ний о ве щах, и до бы ва ние све де нийо мне ни ях дру гих по по во ду этих ве щей мо жет быть на зва но ин фор ма ци он нойдея тель но стью. Она столь же древ няя, как са ма нау ка. Для то го что бы ус пеш новы пол нить свою глав ную со ци аль ную роль ко то рая за клю ча ет ся в

про из вод ст вено во го зна ния , уче ный дол жен быть ин фор ми ро ван о том, бы ло что из вест нодо не го. В про тив ном слу чае, он мо жет ока зать ся в по ло же нии от кры ва те ляуже ус та нов лен ных ис тин. 3. Нау ка и фи ло со фия.Нау ка в сво их глу бин ныхос но ва ни ях все гда бы ла свя за на с фи ло со фи ей, хо тя эта связь не все гдаосоз на ва лась, а ино гда при ни ма ла урод ли вые фор мы - как, на при мер, вна шей стра не на про тя же нии 20-50-х гг.

Взаи мо дей ст вие фи ло со фии и нау кихо ро шо про сле жи ва ет ся в твор че ст ве мно гих вы даю щих ся ес те ст во ис пы та те лей.Осо бен но оно ха рак тер но для пе ре лом ных эпох, ко гда соз да ва лось прин ци пи аль ноно вое на уч ное зна ние. Мож но вспом нить, ска жем, Пра ви ла умо зак лю че нийв фи зи ке , раз ра бо тан ные ве ли ким Нью то ном, ко то рые за ло жи ли ме то до ло ги че скийфун да мент клас си че ской нау ки и на сто

ле тие впе ред ста ли эта ло ном на уч но гоме то да в фи зи ко-ма те ма ти че ском ес те ст во зна нии. Зна чи тель ное вни ма ниефи ло соф ским про бле мам уде ля ли и соз да те ли не клас си че ской нау ки Эйн штейн и Бор, Борн и Гей зен берг, а у нас в Рос сии - В. И. Вер над ский,пред вос хи тив ший в сво их фи ло соф ских раз мыш ле ни ях ряд осо бен но стей на уч но го ме то да и на уч ной кар ти ными ра на ших дней.

Вы со ко оце ни вая роль фи ло соф скоймыс ли в нау ке, В. И Вер над ский, од на ко, про во дил ме ж ду ни ми гра ни цу,хо ро шо по ни мая, что ка ж дая из этих сфер че ло ве че ской куль ту ры име етсвою спе ци фи ку. Иг но ри ро ва ние этой ав то но мии на уч ной дея тель но сти,гру бое вме ша тель ст во в на уч ные ис сле до ва ния фак то ров вне на уч ных,да еще в дог ма ти зи ро ван ном ви де, при во ди ло к тя

же лым по след ст ви ям.При ме ры об ще из ве ст ны. Тра ги че ской ска за лась судь ба мно гих вы даю щих сяуче ных всем па мят ны име на Н. И. Ва ви ло ва, Н. К. Коль цо ва и дру гих.Бы ли ре прес си ро ва ны це лые нау ки и на прав ле ния на уч но го по ис ка ге не ти ка,ки бер не ти ка, ре ля ти ви ст ская кос мо ло гия и др Не ком пе тент ное вме ша тель ст вов нау ку не раз соз да ва ло пре пят ст вия для сво бод но го на

уч но го ис сле до ва ния.Нель зя за быть и по пыт ки тех или иных ес те ст во ис пы та те лей от стаи ватьсвои не со стоя тель ные кон цеп ции с по мо щью псев до фи ло соф ской ри то ри ки.При ме ра ми это го изо би лу ет раз ви тие прак ти че ски всех на ук оп ре де лен нойэпо хи. Но все они не бро са ют тень на са мую идею свя зи нау ки и ес те ст во зна ния,со труд ни че ст ва спе циа ли стов раз ных об лас тей нау ки с фи ло со фа ми.

Дог ма ти че ские ис ка же ния ро ли фи ло со фии в по зна нии, со вер шен ных вэпо ху так на зы вае мой идео ло ги зи ро ван нойнау ки, бы ли ре ши тель но осу ж де ны на Пер вом со ве ща нии по фи ло соф скимво про сам со вре мен но го ес те ст во зна ния, со сто яв шем ся в 1958г. Со ве ща ниена нес ло ощу ти мый удар по не ве же ст вен ным тол ко ва ни ям дос ти же ний со вре мен нойнау ки, ко то рые кон ст руи ро ва лись толь ко на ци та тах из ав то ри тет ныхв то вре

мя фи ло соф ских тек стов, и серь ез но по дор ва ло ду тые ре пу та цииав то ров та ких тол ко ва ний. Но по тре бо ва лась еще мно го лет няя ин тен сив наяи не про стая ра бо та, ко то рую при хо ди лось вес ти в ус ло ви ях весь ма же ст ко гоидео ло ги че ско го дав ле ния, что бы за кон чи лась, так ска зать, хо лод наявой на ме ж ду фи ло со фа ми и спе циа ли ста ми в об лас ти ес те ст вен ных, об ще ст вен ных, тех ни че ских на ук и ста лона ла жи вать ся со труд ни че ст во ме ж ду ни

ми.Ну ж да ет ся в фи ло соф скомос мыс ле нии и со вре мен ная нау ка, ко то рая име ет ряд осо бен но стей, ка че ст вен ноот ли чаю щих ее от нау ки да же не дав не го про шло го. Го во ря об этих осо бен но стях,сле ду ет иметь в ви ду не толь ко на уч но-ис сле до ва тель скую дея тель ностьса му по се бе, но и ее роль в ка че ст ве ин тел лек ту аль но го фун да мен татех но ло ги че ско го про грес са, стре ми тель но ме няю ще го со вре мен ныймир, а так же со ци аль ные

по след ст вия со вре мен ной нау ки.От ме тим, во-пер вых, сле дую щиемо мен ты в из ме не нии об раза нау ки на ших дней а Ко неч но, вы дви же ниеприн ци пи аль но но вых идей в нау ке ос та ет ся де лом срав ни тель но не мно гихнаи бо лее круп ных уче ных, ко то рым уда ет ся за гля нуть за го ри зон ты по зна ния,а не ред ко и су ще ст вен но их рас ши рить. Но все же для на уч но го по зна нияв це лом ста но вят ся все бо лее ха рак тер ны ми кол лек тив

ные фор мы дея тель но сти,осу ще ст в ляе мые, как вы ра жа ют ся фи ло со фы, на уч ны ми со об ще ст ва ми .Нау ка все бо лее ста но вит ся не про сто сис те мой аб ст ракт ных зна ний о ми ре,но и од ним из про яв ле ний че ло ве че ской дея тель но сти, при няв шей фор муосо бо го со ци аль но го ин сти ту та. Изу че ние со ци аль ных ас пек тов ес те ст вен ных,об ще ст вен ных, тех ни че ских на ук в свя зи с про бле мой на уч но го твор че ст вапред став ля ет со бой ин те рес ную, по ка еще

во мно гом от кры тую про бле му.б В со вре мен ную нау кувсе бо лее про ни ка ют ме то ды, ос но ван ные на но вых тех но ло ги ях, а с дру гойсто ро ны но вые ма те ма ти че ские ме то ды, ко то рые серь ез но ме ня ют преж нююме то до ло гию на уч но го по зна ния сле до ва тель но, тре бу ют ся и фи ло соф скиекор рек ти вы по это му по во ду. Прин ци пи аль но но вым ме то дом ис сле до ва ниястал, на при мер, вы чис ли тель ный экс пе ри мент, ко то рый по лу чил сей часса мое ши ро кое рас про стра

не ние. Ка ко ва его по зна ва тель ная роль в нау ке?В чем со сто ят спе ци фи че ские при зна ки это го ме то да? Как он влия ет наор га ни за цию нау ки? Все это пред став ля ет боль шой ин те рес.в Сфе ра на уч но го по зна ниястре ми тель но рас ши ря ет ся, вклю чая пре ж де не дос туп ные объ ек ты и вмик ро ми ре, вклю чая тон чай шие ме ха низ мы жи во го, и в мак ро ско пи че скихмас шта бах.

Но не ме нее важ но, что со вре мен ная нау ка пе ре шла к ис сле до ва ниюобъ ек тов прин ци пи аль но но во го ти па - сверх слож ных, са мо ор га ни зую щих сясис тем. Од ним из та ких объ ек тов яв ля ет ся био сфе ра. Но и Все лен ная мо жетрас смат ри вать ся в из вест ном смыс ле в ка че ст ве та кой сис те мы. г Еще од на ха рак тер наячер та со вре мен ной нау ки со сто ит в том, что она пе ре шла к ком плекс

но му ис сле до ва нию че ло ве ка ме то да ми раз ных на ук. Объ е ди не ние ос но ва ний этих ме то довне мыс ли мо без фи ло со фии.д Зна чи тель ные из ме не нияпро ис хо дят в сис те ме на уч но го зна ния. Оно все бо лее ус лож ня ет ся, зна нияраз ных на ук пе ре кре щи ва ют ся, вза им но оп ло до тво ряя друг дру га в ре ше нииклю че вых про блем со вре мен ной нау ки.

Пред став ля ет ин те рес по строе ниемо де лей ди на ми ки на уч но го зна ния, вы яв ле ние ос нов ных фак то ров, влияю щихна его рост, вы яс не ние ро ли фи ло со фии в про грес се зна ний в раз лич ныхсфе рах изу че ния ми ра и че ло ве ка. Все это - так же серь ез ные про бле мы,ре ше ние ко то рых не мыс ли мо без фи ло со фии.Во-вто рых, ана лиз фе но ме нанау ки сле ду ет вес ти с уче том той ог ром ной ро ли, ко то рую она иг ра ет всо вре мен ном ми ре.

Нау ка ока зы ва ет влия ние на все сто ро ны жиз ни как об ще ст вав це лом, так и от дель но го че ло ве ка. Дос ти же ния со вре мен ной нау ки пре лом ля ют сятем или иным об ра зом во всех сфе рах куль ту ры. Нау ка обес пе чи ва ет бес пре це дент ныйтех но ло ги че ский про гресс, соз да вая ус ло вия для по вы ше ния уров ня ика че ст ва жиз ни. Она вы сту па ет и как со ци аль но-по ли ти че ский фак тор го су дар ст во, об ла даю щее раз ви

той нау кой и на ос но ве это го соз даю щеепе ре до вые тех но ло гии, обес пе чи ва ет се бе и боль ший вес в ме ж ду на род номсо об ще ст ве.В-треть их, до воль но бы ст рооб на ру жи лись и не ко то рые опас но сти, свя зан ные с воз мож ным при ме не ни емдос ти же ний со вре мен ной нау ки. Ска жем, со вре мен ная био ло гия изу ча еттон кие ме ха низ мы на след ст вен но сти, а фи зио ло гия про ник ла так глу бо ков струк ту ру моз га, что ока зы ва ет ся воз мож ным эф фек тив но вли

ять на че ло ве че скоесоз на ние и по ве де ние. Се го дня ста ли оче вид ны ми до воль но су ще ст вен ные не га тив ные по след ст вия не кон тро ли руе мо го рас про стра не ния пе ре до вых тех но ло гий,кос вен но соз даю щее да же уг ро зу са мо му вы жи ва нию че ло ве че ст ва. По доб ныеуг ро зы про яв ля ют ся, на при мер в не ко то рых гло баль ных про бле мах - ис чер па нияре сур сов, за гряз не ния сре ды оби та ния, уг ро зе ге не ти че ско го вы ро ж де нияче ло ве

че ст ва и др.На зван ные мо мен ты, ха рак те ри зую щиерез кое уси ле ние воз дей ст вия нау ки на тех но ло гию, об ще ст во и при ро ду,за став ля ют ана ли зи ро вать не толь ко по зна ва тель ную сто ро ну на уч ныхис сле до ва ний, как это бы ло рань ше, но и че ло ве че ское из ме ре ние нау ки.С на шей точ ки зре ния, оченьваж ным пред став ля ет ся сей час об стоя тель ный ана лиз всех от ме чен ных сто ронфе но ме на нау ки в це лом, то есть в един ст ве его по зна ва тель ных и че ло ве че

скихас пек тов. Де ло в том, что про ис хо дя щие сей час из ме не ния об раза и ста ту санау ки вы зы ва ют ее рас ту щий от рыв от обы ден но го соз на ния. В ка че ст веком пен са ции мы име ем пыш ный рас цвет все воз мож ных псев до на ук, для обы ден но госоз на ния бо лее по нят ных, но не имею щих к нау ке ров ным сче том ни ка ко гоот но ше ния. В со вре мен ных ус ло ви ях псев до нау ка при об ре та ет та куюмощь в соз на нии не ко то рых сло

ев лю дей вклю чая по рой и уче ных , что онана чи на ет пред став лять опас ность для здо ро во го раз ви тия са мой нау ки.Вот по че му не об хо дим глу бо кий ана лиз ос но ва ний на уч но го ме то да,его от ли чий от спо со бов рас су ж де ния, при ме няе мых псев до нау кой.Да лее, на стоя тель но не об хо ди мопро дол жить изу че ние нау ки в ее свя зи с про грес сом со вре мен нойтех но ло гии и из ме не ни ем ее со ци аль ной ро ли.

Мно гие из тех, кто от нюдьне от ка зы ва ет ся от ис поль зо ва ния дос ти же ний нау ки в сво ей по все днев ной жиз ни, изо бра жа ют на уч но-тех ни че ский про гресс как не кое го мон ст ра , по дав ляю ще го и по ра бо щаю ще го че ло ве ка, то есть как без ус лов ное зло . Сей час, как из ро га изо би лия, сы п лют ся об ви не ния в ад рес не толь кона уч но-тех ни че ско го про грес са, но и са мой нау ки, ко то рые счи та ют сяпо рвав ши ми с че ло ве че ски ми це ля ми

. И хо тя в дан ном слу чае кри ти ка в зна чи тель ной сте пе ни бьет ми мо це ли- нау ка об ви ня ет ся в гре хах , в ко то рых по вин на не столь ко она са ма,сколь ко та сис те ма ин сти ту тов, в рам ках ко то рых она функ цио ни ру ет ираз ви ва ет ся - кри ти ки нау ки пра вы в од ном в эпо ху, ко гда со всей яс но стьюоб на ру жи лось, что раз ви тие нау ки мо жет при во дить к со ци аль но-от ри ца тель нымпо след ст ви ям, ори ен та цию уче но го на по лу че ние объ ек тив но ис тин но гозна

ния, яв ля ясь без ус лов но не об хо ди мым сти му лом его дея тель но сти,тем не ме нее не яв ля ет ся дос та точ ной. Боль шую ак ту аль ность при об ре та етво прос о со ци аль ной от вет ст вен но сти уче но го за воз мож ное ис поль зо ва ниеего от кры тий как важ ней шей эти че ской нор ме на уч ной дея тель но сти. Этоткруг про блем так же тре бу ет не ос лаб но го вни ма ния.Со вре мен ное на уч ное итех но ло ги че ское раз ви тие, та ким об ра зом, по-но во му ста вит во

про сыи об эти ке нау ки. До не дав не го вре ме ни мно гие бы ли убе ж де ны, что эти ка нау ки со сто ит в реа ли за ции ос нов ных норм-ус ло вий дос ти же ния объ ек тив но сти зна ния бес при стра ст но стии доб ро со ве ст но сти в тео ре ти че ских изы ска ни ях, вы со ко го про фес сио на лиз ма,чис то ты про ве де ния экс пе ри мен та. Счи та лось, что на уч ные ре зуль та ты, по лу чен ные при со блю де нии этих ус ло вии, не пре мен нопри не сут лю дям поль зу.

В на стоя щее вре мя ста ло оче вид но, что сле до ва ниетоль ко тра ди ци он ным эти че ским нор мам на уч ной дея тель но сти не все гдаве дет к же лае мой це ли. Это не зна чит, од на ко, что тра ди ци он ных эти че скиере гу ля ти вы от хо дят на вто рой план. Они по-преж не му до ми ни ру ют в ис сле до ва тель скойдея тель но сти. И де ло не толь ко в том, что их со блю де ние яв ля ет ся не об хо ди мымус ло ви ем со хра не ния

нау ки как осо бо го ти па куль ту ры, иг раю ще го вче ло ве че ском об ще ст ве не ме нее важ ную роль, чем гу ма ни тар ная куль ту ра.Де ло в том, что толь ко са мое стро гое со блю де ние та ких эти че ских норм,как бес при стра ст ность и не пред взя тость при про ве де нии на уч ных ис сле до ва ний,спо соб но обес пе чить наи луч шее вы пол не ние кри те рия эти че ско го. Про дол жаямысль Со кра та, мож но ска зать, что толь ко объ ек тив ное зна ние за ко нов при ро дымо

жет дать воз мож ность ис поль зо вать дос ти же ния нау ки на бла го че ло ве ка. 4. Нау ка и об ра зо ва ние.По сколь ку со вре мен ныйспе циа лист дол жен быть под го тов лен так, что бы все гда быть го то вым ид тино га в но гу с про грес сом нау ки и тех но ло гии, его об ра зо ва ние долж новос пи ты вать в нем спо соб ность как к ин тел лек ту аль но му твор че ст ву, так и к ин тел лек ту аль но ак тив но мувос при ятию сде лан но го дру ги ми.

По пря мо му смыс лу сло ва, нау ка - этото, че му мож но нау чить или нау чить ся, т. е. пе ре дать и по лу чить зна ние и уме ние или же до быть это зна ние и уме ние са мо му.Об ра зо ва тель ный про цесс это про цесс пе ре да чи и по лу че ния зна ния иуме ния, под кре п лен ный до бы чей оно го.А до бы ча зна ния, соз да ние но во го зна ния и уме ния - это про цесс фун да мен таль но гоис сле до ва ния, при чем без от но си тель но к то му - при клад но го или аб ст ракт

но го. Для то го что бы этот про цессшел, не об хо ди ма со от вет ст вую щая ат мо сфе ра, ат мо сфе ра ин тел лек ту аль но голич но го об ще ния и не толь ко в це поч ке уче ник учи тель, но и во взаи мо дей ст вииучи тель - учи тель, уче ник - уче ник. Для это го ну жен уни вер си тет.Раз ви вая ин фор ма ци он ныетех но ло гии, мир, по край ней ме ре, мироб ра бот ки и пе ре да чи зна ния ухо дит от идеи кам пус - цен три ро ван но гоуни вер си те та.

К со жа ле нию, все боль шуюпри тя га тель ность при об ре та ет идея вир ту аль но го уни вер си те та. Нона до по нять, что об ра зо ва ние не мо жет быть ре аль ным в вир ту аль ном ми ревир ту аль ных ре аль но стей.А для че го же нуж но ре аль ноеоб ра зо ва ние? Для то го что бы со от вет ст во вать из вест ной мак си ме Воль те ра,что толь ко че ло век об ра зо ван ный, че ло век про све щен ный сво бо ден ?

Или по том, что, по Бэ ко ну зна ние си ла ? Или, воз вра ща ясь на зем лю,по то му, что че ло ве че ско му об ще ст ву нуж на хо ро шо вы пол нен ная слож наяра бо та, тре бую щая, в свою оче редь, хо ро шо об ра зо ван ных ра бот ни ков?Хо ро шо об ра зо ван ныера бот ни ки мо гут быть по лу че ны толь ко с по мо щью сис те мы на стоя ще говыс ше го об ра зо ва ния. Да вать выс шее об ра зо ва ние, - зна чит го то вить мо ло дых лю дей к бу ду щейдос та точ но слож

ной ра бо те. При этом ра бо та, по лу чае мая по за вер ше нииоб ра зо ва ния, долж на удов ле тво рять как ра бо то да те ля, так и ра бот ни ка.Ра бо та идет ус пеш но, ивсе сто ро ны взаи мо дей ст вия ис пы ты ва ют чув ст во удов ле тво ре ния, ес лимо ло дые ра бот ни ки про яв ля ют твор че ское от но ше ние к де лу и са мо от да чу,ес ли они чес то лю би вы и при том де мон ст ри ру ют ко манд ный дух. Эти ка че ст ваочень важ ны. Ими дол жен об ла дать лю бой че ло век.

Но они не мо гут быть поза ка зу или при ка зу вло же ны в мо ло до го че ло ве ка. Они долж ны быть раз ви тыв про цес се обу че ния, долж но быть раз ви то то доб рое, что в за ро ды ше войфор ме су ще ст ву ет в ка ж дом че ло ве ке. По су ще ст ву это во прос не об ра зо ва ния,а вос пи та ния, во прос фор ми ро ва ния це ло ст ной лич но сти.Но это го ма ло. Для ус пеш но стира бо ты и удов ле тво рен но сти ра бо то да те ля и ра

бот ни ка мо ло дые лю ди,при сту пая к ра бо те, долж ны иметь пол ную ин фор ма цию обо всех, в том чис лено вей ших дос ти же ни ях в сво ей об лас ти и об ла дать дос та точ но глу бо ки мизна ния ми со от вет ст вую щих фун да мен таль ных на ук, умея все это при ме нитьк де лу. Та кая по ста нов ка во про са тра ди ци он на для ака де ми че ской об ще ст вен но сти.За да ча фор му ли ру ет сяпре дель но яс но нау чить мо ло дых лю дей при ме нять весь ар се нал со

вре мен ныхна уч ных ме то дов для дос ти же ния тре буе мых ре зуль та тов в кон крет нойоб лас ти, лег ко адап ти ру ясь при этом к ме няю щим ся ус ло ви ям. Ре ше на эта за да ча мо жетбыть толь ко на ба зе проч но го фун да мен таль но го об ра зо ва ния. Ла зер ныетех но ло гии, био тех но ло гии, ин фор ма ци он ные тех но ло гии, тех но ло гиисо вре мен ных ма те риа лов по ка зы ва ют что для то го что бы в на ше вре мястать, ска жем, хо ро шим ин

же не ром, не об хо ди мо по лу чить хо ро шее фун да мен таль ноеоб ра зо ва ние. Обу че ние фун да мен таль ным нау кам долж но тес но со сед ст во ватьс соб ст вен ны ми фун да мен таль ны ми ис сле до ва ния ми. Здесь вста ет за ко но мер ныйво прос а за чем то му же ин же не ру фун да мен таль ное зна ние? Раз ве не дос та точ но кон крет но го, ре цеп тур но го зна ния, зна ния- уме ния де лать ве щи, ис хо дя из прак ти киде ла?

Осо бен но, ес ли в про цес се об ра зо ва ния изу чить тща тель но и кон цен три ро ван но,да же обоб щен но всю пре ды ду щую прак ти ку, до су ти де ла от но ся щую ся.Хо чет ся на де ять ся, что от вет на этот во прос пред став ля ет ся са мо оче вид ным.К со жа ле нию, это не все гдатак. Ведь путь по сте пен но го при об ре те ния фун да мен таль ной нау кой при клад но гока че ст ва до лог и тер нист. Об ще ст во, жи ву щее сию ми нут ны ми ин те ре са

ми,не склон но под дер жи вать имен но фун да мен таль ную ком по нен ту об ра зо ва ния.Оно, об ще ст во, со скри пом го то во об су ж дать во прос о кад ро вом обес пе че ниина уч но-тех ни че ско го про грес са, о кад ро вом со про во ж де нии раз во ро тара бот по соз да нию тех но ло ги че ской ба зы это го про грес са, но оно и слы шатьне хо чет об опе ре жаю щем со про во ж де нии, о ра бо те на пер спек ти ву, что воз мож но толь ко на ос но ве фун да мен таль нойнау ки.

Фун да мен таль ная нау кавнут рен не спо соб на к кад ро во му са мо вос про из вод ст ву. Для то го что быэта ре про дук тив ная спо соб ность нау ки не бы ла по дав ле на, не об хо ди мыкак ин сти ту ты эли тар но го фун да мен таль но го об ра зо ва ния, по доб ныемо с ков ско му физ те ху, так и со от вет ст вую щий уро вень ма те ма ти че скойес те ст вен но на уч ной и гу ма ни тар ной фун да мен таль но сти во всей ши ро койсе ти выс ших учеб ных за ве де ний стра ны.

За клю че ние.Нау ка есть по сти же ниеми ра, в ко то ром мы жи вем. Со от вет ст вен но это му нау ку при ня то оп ре де лятькак вы со ко ор га ни зо ван ную и вы со ко спе циа ли зи ро ван ную дея тель ностьпо про из вод ст ву объ ек тив ных зна ний о ми ре, вклю чаю щем и са мо го че ло ве ка.Вме сте с тем про из вод ст во зна ний в об ще ст ве не са мо дос та точ но, ононе об хо ди мо для под дер жа ния и раз ви тия жиз не дея тель но сти че ло ве ка.

Что бы по лу чить хо ро шую ра бо ту, мо ло дой че ло век дол жен про де мон ст ри ро вать пол ноеи жи вое зна ние то го, что и как де ла ет ся пря мо сей час в из бран ной им об лас тиче ло ве че ской ак тив но сти. Что бы удер жать это ра бо чее ме сто че рез пятьлет по сле окон ча ния уни вер си те та, он дол жен быть фун да мен таль но об ра зо ванс тем, что бы на этом фун да мен те уметь по стро ить но вое зда ние но во го кон крет но гозна ния в со от вет ст вии с но вы ми тре бо ва ния ми дня.

Что бы че рез де сять- пят на дцать - два дцать лет стать ли де ром, ру ко во ди те лем не по вы слу гелет и по фор ме, а по су ти де ла, вы пу ск ник уни вер си те та дол жен быть фун да мен таль нооб ра зо ван в гу ма ни тар ной об лас ти, в об лас ти на ук о че ло ве ке, на уксо ци аль ных. Рос сия мо жет иметь дос той ное бу ду щее лишьна пу ти со хра не ния и раз ви тия об ра зо ва ния и соз да ния но вых со вер шен ныхтех но ло гий. Все сто рон няя об ра зо ван ностьна се ле ния - глав

ная опо ра нау ки. Фун да мен таль ная нау ка от ве ча ет это муус ло вию. Список использованной литературы. 1. РасселБ. История западной философии. М 19592. ВернадскийВ.И. Труды по всеобщей истории науки. М 19883. ХайдеггерМ. Время и бытие. М 19934. СкачковЮ.В. Полифункциональность науки. Вопросы философии , 1995, 115.

СимоновП.В Ершов П.М Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М 19896. БашлярГ. Новый рационализм. М 19877. ПуанкареА. О науке. М 19838. МигдалА.Б. Поиски истины. М 19879. КарловН.В. О фундаментльном и прикладном в науке и образовании, или Не возводи дом свойна песке . Вопросы философии , 1995, 1210.

Вопросы философии , 1995 2 - 12



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Nazi Germany
Реферат Проектирование автогенератора с кварцевым резонатором в контуре
Реферат Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности юношества в психологической поддержке
Реферат Валютне регулювання і контроль в Україні
Реферат История формирования уголовно-правовой характеристики неприкосновенности частной жизни
Реферат Логико-гармоническая последовательность Гайдна на примере "Венгерского рондо"
Реферат Особенности инфляционных процессов в России 2
Реферат Социология П.Л. Лаврова. Задачи и методы
Реферат Философия Сократа, Сенеки и Эпиктета
Реферат Фізіолого-гігієнічна характеристика і значення бігових вправ
Реферат Кадры, которые мы нанимаем. Анализ потребности в персонале
Реферат Curriculum vitae валдис Затлерс Дата рождения
Реферат Тема революции и гражданской войны ААФадеева ИЭБабеля БЛПастернака МАБулгакова
Реферат Денежно-кредитная политика в России и инструменты ее реализации
Реферат Chopin