Реферат по предмету "Психология"


Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности юношества в психологической поддержке

1. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ.
Готовностьк школе. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Отличительнаяособенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учебаявляется обязательной, обще­ственно значимой деятельностью. За нее несетответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системестрогих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным со­держаниемстановится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый типвзаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не простовзрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он являетсяофициальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которуюученик получает на уроке, — не выражение личного отношения учителя к ребенку, аобъективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Пло­хую оценкунельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношениядетей в классе отличаются от тех, которые скла­дываются в игре. Главныммерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценкаучителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательнойдеятельности порождает но­вый тип взаимоотношений, строящихся на общейответственности.
Усвоениезнаний и перестройка, изменение самого себя становят­ся единственной учебнойцелью. Знания и учебные действия усваи­ваются не только для настоящего времени,но и для будущего, впрок.
Знания,которые получают дети в школе, имеют научный харак­тер. Если прежде начальноеобучение представляло собой подгото­вительную ступень к систематическомуусвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такогоусвоения, которое начинается с первого класса.
Основнаяформа организации учебной работы детей — урок, на ко­тором время рассчитано доминуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко ихвыполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требованиякасаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.
Ученикдолжен ответственно относиться к учебе, сознавать ее обще­ственную значимость,подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы емунеобходимо иметь развитые познава­тельные интересы, достаточно широкийумственный кругозор.
Ученикусовершенно необходим  тот комплекс качеств, который ор­ганизует умение учиться.Сюда входятпонимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознаниеспособов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Важнаясторона психологической готовности к школе — доста­точный уровень волевогоразвuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к  школьному обучению — многокомпонентное образование, котороетребует комплексных психологических исследований.
Вструктуре психологической готовности принято выделять следую­щие компоненты (подaнным  Л.АВенгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, ЯЯ.Коломинского, Е.АПашко и др.):
1. Личностнаяготовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новойсоциальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.Эта личностная  готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной сдеятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит иопределенный уровень развития мотивационной сферы. Го­товым к школьномуобучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной(атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получатьновые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будуще­мушкольнику необходимо  произвольно управлять своим поведением, познавательнойдеятельностью, что становится возможным при сфор­мированной иерархическойсистеме мотивов. Таким образом, ребе­нок должен обладать развитой учебноймотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовеньразвития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребен­кадолжна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фонекоторой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальнаяготовность ребенка к школе. Данный компонент готовностипредполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенокдолжен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементамитеоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления иосновными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном,мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия спредметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагаетформирова­ние у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, вчастности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в само­стоятельнуюцель деятельности. Обобщая, можно говорить, что раз­витие интеллектуальнойготовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированноевосприятие;
аналитическоемышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями,способность воспроизвести образец);
рациональныйподход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическоезапоминание;
интереск знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладениена слух разговорной, речью и способность к понима­нию и применению символов;
развитиетонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
 3. Соцuально-псuxoлогuческаяготовность к школьному обучению.
Этоткомпонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодарякоторым они могли бы общаться с дру­гими детьми, учителем. Ребенок приходит вшколу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточногибки­ми способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимыумения войти в детское общество, действовать совмес­тно с другими, умениеуступать и защищаться. Таким образом, дан­ный компонент предполагает развитие удетей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаямдетской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника вситуации школьного обучения.
Спроблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучениюсталкиваются практически е психологи, ра­ботающие в учреждениях народногообразования. Ежегодно, начи­ная с апреля-мая и по август, дети, достигшиесемилетнего возраста, потоком устремляются в школу. В разных школах существуютсвои способы и методы организации приема детей.
Современнаяшкола находится в поиске моделей обучения, ко­торые могут обеспечить разностороннееразвитие личности с уче­том их индивидуальных психофизиологических иинтеллектуаль­ных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуали­зацииучебного процесса, обеспечивающей максимально комфорт­ные условия для ребенка(при подборе соответствующего содер­жания, соблюдении дидактических принциповдоступности, по­сильности), является дифференцированное обучение, в основе ко­тороголежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на основе глубокойпсихофизиологической и психолого-педагогической диа­гностики.
Нижеприводятся методики диагностирования детей при по­ступлении в школу. Онипомогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определитьстепень школьной зрелос­ти ребенка. Все методики апробированы и прикомплектовании разноуровневых классов.
Готовностьдетей к школе может определяться по таким пара­метрам, как планирование,контроль, мотивация, уровень разви­тия интеллекта.
1.Планирование — умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкийуровень — действияребенка не соответствуют цели;
среднийуровень — действияребенка частично соответствуют со­держанию цели;
высокийуровень — действияребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2.Контроль — умениесопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
 низкийуровень — полноенесоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этогонесоответствия не видит);
среднийуровень — частичноесоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельноребенок не может уви­деть это неполное несоответствие);
высокийуровень — соответствие результатов усилий ребенка по­ставленной цели, ребенок можетсамостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения — стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствахокружающего мира и ис­пользовать их:
низкийуровень — ребенокориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступныорганам чувств;
среднийуровень — ребенокстремится ориентироваться на неко­торые обобщенные свойства окружающего мира — находить и ис­пользовать эти обобщения;
высокийуровень — явновыражено стремление находить скры­тые от непосредственного восприятия свойстваокружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти зна­нияв своих действиях.
4.Уровень развития интеллекта:
низкий — неумение слушать другого человека,выполнять логи­ческие операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего — неумение слушать другого человека,ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний — неумение слушать другого человека,простые логи­ческие операции — сравнение, обобщение в форме словесных по­нятий- выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций — абстракция, конкретизация, анализ, синтез — допускаются ошибки;
высокий — возможны некоторые ошибки впонимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но этиошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий — возможность слушать другогочеловека, выпол­нить любые логические операции в форме словесных понятий.
РЕБЕНОКК ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ
Неумеет планировать и контролировать свои действия, мо­тивация учения низкая (ориентируетсятолько на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнятьлоги­ческие операции в форме понятий.
РЕБЕНОКК ШКОЛЕ ГОТОВ
Умеетпланировать и контролировать свои действия (или стремится к этому),ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающегомира, стремится использо­вать их в своих действиях, умеет слушать другогочеловека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в формесловесных понятий.
Углубленноеобследование детей осуществляется перед поступ­лением в школу (апрель-май). Наосновании результатов обсле­дования окончательное заключение о готовности детейк школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из пси­холога,физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноу­ровневой дифференциациикомиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.
Приопределении уровня готовности ребенка к школьному обу­чению ориентиром можетслужить карта-характеристика, в кото­рой заложены три уровня готовности кобучению по следующим     параметрам:
1.  Психологическая и социальная готовность.
2.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. 3. Развитиепознавательной деятельности.
4.  Состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
 
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ (СООТВЕТСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ОБВОДИТСЯКРУЖКОМ)
А.Желание учиться в школе
1. Ребенок хочет идти вшколу.
2.Особого желания идти в школу пока нет.
3.Идти в школу не хочет.
Б. Учебная мотивация
1.Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели илиприобретают самостоятельную привлека­тельность.
2.Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторонаучения (возможность общаться со сверс­тниками, иметь школьные принадлежности...)
3.Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе
ребенок не видит,
В. Умение общаться,адекватно вести себя и реагировать на        ситуацию
1. Достаточно легковступает в контакт, правильно восприни­мает ситуацию, понимает ее смысл,адекватно ведет себя.
2. Контакт и общениезатруднены, понимание ситуации и реа­гирование на нее не всегда или не совсемадекватны.
3. Плохо вступает вконтакт, испытывает сильные затруднения         в общении, в пониманииситуации.
Г. Организованностьповедения
1. Поведениеорганизованное.
2. Поведение недостаточноорганизованное.
3. Поведениенеорганизованное.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Выше среднего, средний: большинствопоказателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Нижесреднего:большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается3-м уров­нем.
2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
А.Фонематический слух, артикуляционный аппарат
1.Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизно­шении нет, речьправильна, отчетлива.
2. Вфонематическом строе речи, в звукопроизношении есть    заметные нарушения(необходимо обследование логопеда).
3.Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки
1.Рука развита хорошо, ребенок  уверенно  владеет карандашом, ножницами.
2.Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает снапряжением.
3.Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В.Пространственная ориентация, координация движений, те­лесная ловкость
1.Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, коорди­нирует движения,подвижен, ловок.
2.Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,координации движений, недостаточно ловок.
3.Ориентация в пространстве, координация движений разбиты плохо, неуклюж,малоподвижен.
Г.Координация в системе глаз — рука
1.Может правильно перенести в тетрадь простейший графи­ческий образ (узор,фигуру), зрительно воспринимаемый на рас­стоянии (с классной доски).
2.Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится втетрадь с незначительными искажениями.
3.При переносе графического образа, зрительно воспринимае­мого с расстояния,допускаются грубые искажения.
Д.Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов вкартинках-нелепицах, картинках с множе­ством контуров)
1. Соответствует среднимпоказателям возрастной группы.
2. Ниже среднихпоказателей возрастной группы.
3. Намного ниже среднихпоказателей возрастной группы.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКАУРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Вышесреднего, средний:большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Нижесреднего:большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.
Низкий: большинство показателей готовностиоценивается 3- м уровнем.
 
3.РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
А.Кругозор
1.Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок можетрассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временахгода.
2.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру­жающем отрывочны,бессистемны.
Б.Развитие речи
1.Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаютсяотдельные грамматические погрешности, она не­достаточно выразительна.
3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего однослож­ные, в речи много ошибок(нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).
В.Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с инте­ресом, самостоятельно,не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы­полнении заданийтребуется внешняя стимуляция, круг интересу­ющих вопросов довольно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданийтребуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру необнаруживается, любознательность не проявляется.
Г.Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения,установления закономерностей)
1.Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скры­тый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкиеразличия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и уста­новления закономерныхсвязей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3.Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок можетперенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4.Привыполнениизаданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установлениязакономерностей, нужна обу­чающая помощь; воспринимается помощь с трудом,самостоятель­ный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д.Произвольность деятельности
1.Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватныесредства, проверяет результат, сам преодоле­вает трудности в работе, доводитдело до конца.
2.Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адек­ватные средства,проверяет результат, однако в процессе деятель­ности часто отвлекается,трудности преодолевает только при пси­хологической поддержке.
3.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи впроцессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельностьиз-за возникающих трудностей, сти­мулирующая, организующая помощьмалоэффективна.
Е.Контроль деятельности
1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может самсопоставить все полученные результаты с постав­ленной целью.
 2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют постав­ленной цели,самостоятельно ребенок не может видеть это непол­ное соответствие.
3.Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видитэтого несоответствия.
Ж.Темп деятельности
1. Соответствует среднимпоказателям возрастной группы.
2. Ниже среднихпоказателей возрастной группы.
3. Намного ниже среднихпоказателей возрастной группы.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКАУРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выше среднего, средний: большинство показателей оцени­вается1-м уровнем.
Нижесреднего: большинство показателей оценивается2-м уровнем.
Низкий:большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Оченьнизкий: интеллектуальные умения оцениваются4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.
4.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
1.Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретныеобстоятельства, если таковые имелись, по­влиявшие на развитие ребенка: тяжелыероды, травмы, длитель­ные заболевания).  .
2.Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ре­бенок начал ходить,говорить).
3. Состояниесоматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма,болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Группаздоровья_______________________________________
Заключение___________________________________________
Рекомендации поиндивидуальной работе с ребенком.
Возможендругой подход при обследовании будущих первокласс­ников. В основе его принципдостаточного минимума: оценива­ются только те психические свойства (качества)ребенка, без зна­ния которых невозможно определить степень его готовности кшкольному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него типкласса. Такими показателями считаются:
способностьребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственнойдеятельности);
способностьк саморегуляции учебной деятельности (осозна­ние цели, умение планироватьдействия по достижению целей,  контролировать результаты, ориентироваться наобразец);
способностьудерживать в памяти небольшие порции инфор­мации, указания учителя, необходимыедля выполнения задания (кратковременная память);
способностьосуществлять элементарные умозаключения, рас­суждать;
словарноеразвитие и способность фонематического восприятия  (слуха).
Вэтом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обучению определяется припомощи комплекса, состоящего из одного слож­ного и трех простых тестов. Кпростым относятся тест фонемати­ческого слуха, тест копирования бессмысленныхслогов и тест сло­варя. Сложным является тест кратковременной памяти и умозак­лючений.Испытание проводится в течение 15-20 мин.
ТЕСТФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
 
Проверяющийпредлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем сло­во, например «окно». Я буду всевремя повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Кактолько услы­шишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как быукажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал поошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда вконце ты скажешь: «Все пра­вильно». Понятно?»
Послеудовлетворительного ответа можно приступить непосред­ствено к испытанию. Оновключает четыре задания. Первое за­дание ознакомительно-тренировочное (егорезультаты не учиты­ваются при выставлении оценки за выполнение данноготеста).  Остальные три задания — зачетные.
Первоезадание — контрольная фонема Р
Рама, рама, рама, рама,рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа,рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок,коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик,окрик.
Второезадание — контрольная фонема С
Сон, сон, сон, сон, сон,сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, cон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса,коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет,рассвет, расцвет, рас­свет, рассвет, рассвет, рассвет.
        
Третьезадание — контрольная фонема Ч
Челка,челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить,чадить, чадить, чадить, щадить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать,щикать, чикать, чикать.
Почесть,почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.
Четвертоезадание — контрольная фонема Г
Гора,гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.
Голос, голос, голос,голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб,краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки,пороги, пороги.
Еслив том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенокне смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующихзадания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленномтемпе (1 слово за 1,5 с).
Шкалаоценок
Системавыставления оценок в данном тексте имеет сущест­венную особенность: с однойстороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнениивсех трех за­четных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количест­везачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — водном или в трех. Приналичии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, котороевыполнено наихуд­шим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях,не суммируются). Используется четырех балльная шкала оценок:
0баллов — если хотя бы в одном, задании дошкольник не смог правильно заметить«лишнее» слово, несмотря на повторное за­медленное предъявление данного рядаслов.
1балл — заметил«лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.
2 балла — заметил «лишнее» слово при обычномтемпе предъ­явления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» словоназвал лишь после прослушивания всего ряда.
3балла — во всехзаданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал«лишнее» слово.
Шкалаэта применяется как к шестилеткам, так и к семилет­кам. Ведь сам по себевозраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется последующим единым кри­териям:Количество полученных Уровень развития баллов фонематического слуха Низкий 1 Средний 2-3 Высокий
ТЕСТКОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ
 
Этомогут быть бессмысленные слоги, написанные каллигра­фическим почерком. Одиннабор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке.«Посмотри, говорит проверяющий, — тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать,но попробуй это перерисовать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, исделай также вот на этом листочке». При этом время выполнения задания неограничивается.
Бывает,несмелый ребенок заявляет, что он не может выпол­нить задание, потому что неумеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик,затем простой гео­метрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только за­
тем, после неоднократногопоощрения выполненных действий, ­буквенные слоги. Оценивается, конечно, толькоэто последнее задание.
Шкалаоценок
1 балл — каракули.
2 балла – есть сходство собразцом, но распознается не более трех букв.
3 балла -  прочитывается,по крайней мере, 4 буквы.
4 балла – можно прочитатьвсе буквы.
5баллов — каждая буква написана четко, вся фраза имеет наклон не более чем на 30градусов.Количество полученных Уровень развития Баллов саморегуляции 1 , Низкий 2-3 Средний 4-5 Высокий
ТЕСТСЛОВАРЯ
 
Как идругие тесты проверочного комплекса, данный тест по­строен по принципу выборки:берется определенная (стандарт­ная) совокупность слов и определяется, какие изних ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарномразвитии ребенка вообще. В распоряжении проверяющих пять стандартныхвзаимозаменяемых наборов. Поэтому в процессе об­следования будущихпервоклассников проверяющие могут и долж­ны чередовать эти комплексы: одномуребенку дается один на­бор, другому — другой и т. п.
Наборыслов
1.Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соеди­нять, кусать,острый.
2.Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разде­лять, бить, тупой.
З.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связы­вать, щипать,колючий.
4.Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5.Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить,шершавый.
Приступаяк проверке словарного запаса ребенка, учитель го­ворит: «Представь себе, что тывстретился (встретилась) с ино­странцем — человеком из другой страны, которыйплохо понима­ет русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означаетслово «велосипед». Как ты ответишь?»     .
Посколькусвои ответы ребенок дает в словесной форме, мож­но судить о его словаре — какпассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет теили иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, топроверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого словас помощью жестов или движений.
Следуетподчеркнуть, что тест не предполагает проверку уме­ния владеть понятием,обозначенным определенным словом. Случается, что ребенок этим понятием владеет,но, не будучи знаком, с соответствующим словом литературного языка, упот­ребляетвместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалект­ное слово.
Нельзяв подобной ситуации предлагать детям слова-сино­нимы, которые, по мнениюпроверяющего, они знают, посколь­ку тест направлен не на проверку овладения темили  иным понятием, а на знание слов, причем именно таких, которые принадлежатлитературному языку.
Оценкойпо данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из десяти словнабора.
Шкалаоценок
0баллов — отсутствуетпонимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильнообъясняет его содержа­ние, например: «Мех — его кладут в подушку и спят нанем».
1балл — понимаетзначение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования,практических действий или жестов.
1,5балла — ребеноксловесно описывает предмет, например: «Велосипед — на нем катаются, у негобывает два колеса, а бывает и больше — два больших и одно маленькое». Или: «Это- чтобы на нем кататься». «Зонтик — чтобы прятаться от дождя».
2балла — ребенок даетопределение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание народ и отдельные ви­довые признаки). Например: «Письмо — это бумага, на которойможно написать о себе и послать в конверте по почте».
Такимобразом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2 х 10 =20 баллов.
Посколькус возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилетоклогично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развитияданной способ­ности рекомендуется пользоваться следующей таблицей: Уровень словарного развития Возрастные (сумма набранных баллов) группы низкий средний высокий шестилетки 6,5 7-12 12,5 Семилетки 11,5 12-15 15,5
ТЕСТКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И  УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
 
Каквидно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это виспользовании одного и того же учеб­ного материала для оценивания двух хотя ивзаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти илогического мышления. Последняя способность представлена од­ним из видовумозаключений.
Тестированиеначинается обращением проверяющего к ребенку:
— Тылюбишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно от­вечает утвердительно.)
Сейчася начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точноповторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)
Жили-былитри мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.
Еслиребенок не может полностью и без существенных искаже­ний воспроизвести эти трифразы, проверяющий говорит: «Ниче­го, не унывай. Сразу это не получится. Давайпопробуем еще раз. Слушай внимательно… Жили-были...»
Впротоколе фиксируется количество повторений, которые по­требовались ребенку длявыполнения задания. Этот показатель слу­жит для оценки уровня кратковременнойсмысловой памяти об­следуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений,тем выше его уровень. При этомиспользуется следующая таблица: Уровень развития кратковременной смысловой Возрастные памяти (количество потребовавшихся повторений) группы низкий средний высокий шестилетки 8 5-7 1-4 Семилетки 7 4-6 1-3
Кактолько ребенок даст правильный и полный ответ, прове­ряющий переходит кпроверке его способностей осуществлять про­стейшие умозаключения:
— Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто измальчиков самый высокий?
Еслиребенок не в состоянии дать правильный ответ, прове­ряющий говорит:
— Ну-ка давай подумаемеще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяетсялишь заклю­чительная часть рассказа — сам вопрос.)
Послетого как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:
— Акто из мальчиков самый низкий?
Приопределении уровня развития способности ребенка осу­ществлять простейшиеумозаключения учитывается общее коли­чество повторений, которые потребовалисьему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом ис­пользуетсяследующая таблица:
 
Возрастные группы Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом). низкий средний высокий Шестилетки 10 5-9 1-4 Семилетки 8 4-7 1-3 /> /> /> /> />
Наблюденияза выполнением ребенком всех четырех описан­ных выше тестов дают возможностьсудить об уровне его умствен­ной активности. При этом используются следующиекритерии:
1.Низкий уровень умственной активности: к выполнению зада­ний ребенок приступает только последополнительных побужде­ний, а во время работы часто отвлекается; при выполнениитеста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обна­ружениеошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагаетсязамыслом теста, а возможность сугубо внеш­ней реакции (например, хлопнутьладонью по столу).
2.Средний уровень: ребенокне проявляет интереса к выполне­нию предлагаемых заданий, хотя в работувключается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначалепро­являет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро уга­сает.Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не насущность задания, а на какие-либо второстепен­ные моменты: «А кто нарисовал этикрасивые буквочки?», «А иноп­ланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициативав общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.
3.Высокий уровень умственной активности ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям,обстановке, в ко­торой проводится собеседование, к учителю. Охотно 'поддержива­етс ним разговор, сам: задает вопросы. В выполнение заданий вклю­чается безпромедления, прилагает усилия к преодолению труд­ностей, нередко пытаетсяпродолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается вигровую ситуа­цию, внося в нее элементы фантазирования.
АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ
 
Итак,в результате применения проверочных тестов выявляют­ся шесть показателей,характеризующих степень готовности ре­бенка к школьному обучению. По каждому изпоказателей ребе­нок относится к одному из трех уровней: низкому, среднему иливысокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку простав­лением отметки всоответствующей графе.

КАРТОЧКАПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКА
Фамилия,имя…… ..............................................
Датаобследования ....................................................Психологические показатели готовности Оценочные уровни
1.          Умственная активность
2.          Саморегуляция
3.          Фонематический слух
4.          Словарное развитие
5.          Кратковременная память
6.          Умозаключение (мышление)
 
Наосновании этих данных решается вопрос о зачислении ре­бенка в класс тогоили иного типа. Каким образом это делается?
Еслибы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все — средний уровень или все — высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющиенизкий уровень направлялись бы в класс повышенного индивидуального внима­ния,имеющие средний уровень — в класс нормального обучения, а те, кто оцениваютсяпо высокому уровню, — в класс ускоренно­го обучения. Но так бывает крайнередко. Чаще оценки распреде­ляются в двух или даже трех уровнях, причем двауровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим всевозможные варианты и подварианты.
Вариант1. Наличиепоказателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).
1-йподвариант. Преобладающимявляется средний или низкий уровень. Независимо от того, какраспределились остальные одна ­две оценки, ребенок рекомендуется соответственнов класс особо­го типа илив класс повышенного индивидуального внимания.При этом родители ребенка должны получить рекомендации, каким образом следуетразвивать отстающие способности в условиях се­мейного воспитания.
2-йподвариант. Преобладающимявляется высокий уровень.
Здесьдолжен быть болеедифференцированный, взвешенный под­ход. Если остальныеодна — две оценки относятся к среднему уров­ню, ребенок рекомендуется в классускоренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне,зачисление ребенка в такой класс ставится под вопрос. Можно порекомендо­ватьродителям потренировать отстающую способность в течение лета, в конце августапроверить ребенка еще раз.
Низкиеоценки по двум показателям принципиально не меня­ют ситуацию, однако должнырассматриваться, как более серьез­ное противопоказание в отношении возможногозачисления дан­ного ребенка в класс ускоренного обучения. Вконечномсчете, решающей должна стать предосенняя перепроверка отстающих спо­собностей.Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низкомуровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус(как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.
Вариант2. Отсутствиепреобладающего уровня (здесь возмож­ны несколько подвариантов).
1-йподвариант можновыразить формулой «2, 2, 2». Ребенок  рекомендуется в класс обычного типа.Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на форсированноеразвитие отстающих способностей.
2-йподвариант имеетформулу «3,3, -». Ребенок рекомендует­ся в класс повышенного индивидуальноговнимания (при усло­вии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов,т.е. детей с преобладанием низкого уровня).
3-йподвариант выражаетсяформулой «-, 3, 3». Ребенок реко­мендуется в класс обычного типа с перспективойперехода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способ­ностей,которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, чтотакая перспектива сопряжена с необходимос­тью догнать ушедший вперед класс, аэто возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем ивысокой ум­ственной активностью.
4-йподвариант выражаетсяформулой «3, -, 3». Маловероятен, но если встретится, ребенок рекомендуется вкласс обычного типа.
Родителии учитель принимают меры к форсированному раз­витию отстающих способностей уребенка.
Представленныеспособы диагностики готовности ребенка к школьному обучению (с помощьюкарты-характеристики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудоемкие.Проведенная рабо­та поможет учителю не только правильно организовать набор уча­щихсяв первые классы, но и осуществлять дифференцированный индивидуальный подходы кним в процессе всего периода обучения.
МОТИВАЦИЯУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
 
Личностно-ориентированноеобучение предполагает прежде все­го активизацию внутренних стимулов учения.Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. Поизменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ре­бенка,степени овладения учебной деятельностью и об удовлетво­ренности ребенка ею.
Разработаныразличные способы изучения школьной мотива­ции учащихся начальных классов.Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.
Детямпредлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствиерисунков теме указывает на:
а)мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школь­ной мотивации ипреобладание других, чаще всего игровых моти­вов. (В этом случае дети рисуютмашины, игрушки, военные дей­ствия, узоры и прочее);
б)детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнемпритязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорноотказывается рисо­вать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет илюбит рисовать);
в)непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего
этосвойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют иликопируют у других детей сюжеты, не имею­щие отношения к данной теме.) Такиеситуации оцениваются 0 баллов.
Присоответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а)учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мо­тивации, учебнойактивности и наличии у школьника познава­тельных мотивов (30 баллов);
б)ситуации не учебного характера с внешними школьными ат­рибутами свойственны детямс положительным отношением к шко­ле по внешней мотивации (20 баллов);
в)игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­тельным отношением к школе,но преобладанием игровой моти­вации (10 баллов).
Оцениватьуровень школьной мотивации можно также и с по­мощью специальной анкеты, ответына 10 вопросов которой оце­ниваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0баллов, ней­тральный — 1, Положительный — 3 балла).
Вопросыанкеты
1.Тебе нравится в школе или не очень?
2.Утром, Когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешьв школу или тебехочется остаться дома?
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всемученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Тыхотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Тыхотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Тычасто рассказываешь о школе родителям?
8. Тыбы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. Утебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся,набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,20-24 балла характерны для сред­ней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнююмотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкетадопускает повторные опросы, что позволяет оценить ди­намику школьной мотивации.Снижение уровня школьной моти­вации может служить критерием школьнойдезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и раз­витии.В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваиваетновую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладеваетновой для него деятель­ностью, активно вступает в новые отношения. Однако участи де­тей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно иболезненно.
Понятие«школьная адаптация» стало использоваться в пос­ледние годы для описанияразличных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связис обучением в школе.
Сэтим понятием связывают отклонения в учебной деятельнос­ти — затруднения вучебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть упсихически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическимирасстройствами, но не рас­пространяются на детей, У которых нарушения учебнойдеятель­ности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, фи­зическимидефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмовприспособления ребенка к школе в фор­ме нарушений учебы и поведения,конфликтных отношений, пси­хогенных заболеваний и реакций, повышенного уровнятревож­ности, искажений в личностном развитии.
Главнаяпричина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейноговоспитания. Если ребенок прихо­дит в школу из семьи, где он не чувствовалпереживание «мы», они в новую социальную общность — школу — входит с трудом.Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общностиво имя сохранения неизменного «я» ле­жит в основе школьной дезадаптации детей,воспитанных в се­мьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где  роди­телейот детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другаяпричина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, чтотрудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение кним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением кре­бенку и его учебе в семье.
Обобщеннокартину школьной дезадаптации можно предста­вить следующим образом:
ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВФорма дезадаптации причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интел­лектуальное и психо­моторное развитие ре­бенка, отсутствие по­мощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе ко­торых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендацииро­дителям Неспособность произ­вольно управлять сво­им поведением Неправильное воспи­тание в семье (отсут­ствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей; ана­лиз собственного по­ведения, учителем с целью предотвратить возможное неправиль­ное поведение Неспособность при­нять темп школьной жизни (чаще встреча­ется у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым ти­пом нервной систе­мы) Неправильное воспи­тание в семье или иг­норирование взрослы­ми индивидуальных особенностей детей Работа с семьей, оп­ределение оптималь­ного режима нагрузки ученика
Школьный невроз, или «фобия школы», — не­
умение разрешить про­тиворечие между се­мейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы се­мейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бес­сознательно исполь­зуют их для решения своих проблем) Необходимо подклю­чение школьного пси­холога — семейная те­рапия или групповые занятия для детей в сочетании с группо­выми занятиями для их родителей
Вполнеестественно, что преодоление той или иной формы дез­адаптации прежде всегодолжно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень частодезадаптация ребенка в шко­ле, неспособность справиться с ролью учениканегативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникаетобщая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его соци­альнуюотгороженность, отвержение.
Нижеприводится методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации)ребенка.
Ребенокдолжен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья,коллектив, среда неформального общения).
1.Семья
1.Друг.
2.Привязан к родителям.
3.Замкнут, отгорожен.
4.Конфликтен.
5.Примыкает к одному из родных.
6.Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
7.Выталкивается из семьи.
2.Коллектив
1.Руководитель.
2.Авторитетный помощник
3.Формальный помощник
 4.Имеет временные роли.
5. Неимеет определенной роли, но авторитетен.
6. Неимеет роли и поддержки в коллективе.
7.Изолирован.
3.Среда неформального общения
1.Лидер.
2.Приветствуемый. .
3.Независим в группе.
4. Примыкаетк группе без проблем.
5:Вне группы, но пользуется авторитетом.
6.Примыкает к группе ценой жертв (притыкаемый).
7.Отвергаемый.
Определивпозицию ребенка по уровням его средовой адапта­ции, можно построить график. Накаждом из трех направлений ста­вится точка. Для наглядности и из расчета, чтосфера дезадаптивно­го всегда захватывает смежные области, через поставленнуюточку проводится окружность, примерно в одну треть радиуса. На схеме возникаюттри круга, отстоящие от центра схемы на определенном расстоянии илинаслаивающиеся на него и друг на друга.
Чемближе к центру и чем больше наслоение, тем лучше идет адаптация.
Припоявлении зазора между кругами следует предположить, что имеются признакисредовой дезадаптации, которые нужно по­мочь ликвидировать. Расхождениявсех трех кругов сигнализиру­ют о необходимости предпринять срочные мерыпедагогической реабилитации.
Стоитучесть, что данная схема ориентирована на внутреннюю сторону адаптации, т.е. насодержание переживаний учащегося. Естественно, что она должна сопоставляться свнешней стороной адаптации, отражающейся в картине поведения.
Таким образом, у каждогоучителя должно быть комплекс­ное представление о готовности ребенка к школьномуобуче­нию, на основе которого с помощью различных способов он сам можетучаствовать в диагностике этого параметра, распре­делении- детей по классам иуровням обучения, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивныеили негатив­ные изменения в ребенке при овладении учебной деятельнос­тью. Ихзнание поможет учителю лучше сориентироваться в труд­ностях школьной адаптациидетей, определить виды помощи кон­кретному ребенку с тем, чтобы для каждогоученика его шко­ла стала действительно школой радости, личных достижений иуспеха. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложныхэтапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизниребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологическиграмотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьныхстрессов у детей.
В тоже время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе иобучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своейжизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенностипсихического и физиологического состояния детей, возникающего с началомобучения в школе.
Школас первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации егоинтеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности оченьмногие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той жепозе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать всевремя не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и невыражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того,ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразупризнают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другимивзрослыми в школе.
Поэтомунеобходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенокпривык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Еслипедагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, тоего адаптация к школе пройдет эффективнее.

2. ПОТРЕБНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ.
Вжизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственнойкомпетентности субъект впервые ставит перед собой сам — это юношеский период,этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющеемолодому человеку или девушке ряд ключевых вопросов: Кто я, что для меняглавное в этой жизни? Что я хочу — от себя, от значимых для меня людей, отвсего этого мира? Что я могу и что я умею — а чему мне еще предстоит научиться?В этот момент субъекту предстоит построить свою компетентность по отношению ковсей жизнедеятельности — пока еще не дифференцированно, в наиболее общем виде.В то же время, столь глобальная, «вселенская»  постановка задачи и ееновизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств еерешения делает данную возрастную ситуацию весьма драматичной. Социокультурнаяситуация современной России осложняет решение данной возрастной задачи еще изатрудненностью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старшихпоколений: традиции оказываются прерванными, советы — неподходящими в силурастерянности самих представителей старшего поколения перед вставшими и передними новыми задачами. Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннююкризисность, содержание которой и связано со становлением процессовсамоопределения, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.Переживание конкретной проблемной для личности ситуации (ситуации конфликта,потери, выбора и др.) может «накладываться» на эту внутреннююкризисность и усиливать возможные неблагоприятные признаки прохожденияпроблемной жизненной ситуации. Неблагоприятные же последствия острогонегативного переживания молодым человеком своей жизненной проблемы в юношескомвозрасте и отсутствие у него адекватных способов действия могут быть весьмасерьезными — вплоть до суицидальной попытки, обращения к психоактивнымвеществам. В такой ситуации зачастую молодой человек не может самостоятельнонайти разрешение проблемной жизненной ситуации — и в этом случае необходимапомощь профессионала — психолога, социального педагога. Задача, которая в этотмомент стоит перед профессионалом, может быть сформулирована как развитиепсихологической компетентности юноши/девушки: создать условия для осознаниясобственных личностных смыслов в сложной, проблемной, неопределенной ситуации,помочь найти возможные пути решения и, кроме того, обеспечить его способамиподобной внутренней работы в дальнейшем.
Спецификастановления личности в юношеском возрасте — «чувствительность»субъекта ко всему, что затрагивает его индивидуальность, основы его«Я», предполагает определенную избирательность в подходах, средствахпсихологической работы. В частности, «прямые», директивные обращениямогут быть отвергнуты личностью — или, наоборот, восприняты юношей или девушкойнекритично, как «сверхценная» истина. С нашей точки зрения, наиболееоптимальными могут стать такие пути психолого-педагогической работы с молодымилюдьми, которые отличаются следующим:
  -недирективность, ориентация на возникновение у личности собственных смыслов,ресурсов относительно проблемной ситуации и на их основе — самостоятельныхдействий по преобразованию проблемной ситуации;
  -«самоподдержка» — обращение к таким средствам, которые и вдальнейшем могли бы быть использованы личностью самостоятельно в критическихситуациях;
  -возможность обращения к символическим формам, в которые облекаются размышленияи переживания юноши;
  -соответствие используемых психолого-педагогических технологий культурнымтрадициям.
   Наоснове этих моментов можно сформулировать следующие задачи по развитиюличностной психологической компетентности юноши/девушки: создание условий дляосознания юношей/девушкой своей проблемной ситуации; для актуализациисобственных внутренних ресурсов личности и интегративного проживания иосознания субъектом актуальной проблемы; совместное с индивидом построениесхемы действий в реальной проблемной ситуации.
Созданиеоптимальных условий для развития психологической компетентности в юношескомвозрасте предполагает, организацию проживания и рефлексии проблемных жизненныхситуаций юноши/девушки в ходе групповой работы по сочинению и разыгрываниюистории о личностной проблеме на основе структуры сюжета народной волшебнойсказки. Ролевые игры являются эффективным средством развития психологическойкомпетентности в юношеском возрасте.
Юность- период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь отнеуверенного, непоследовательного отрока, при­тязающего на взрослость, додействительного повзросления.
Вюности у молодого человека возникает проблема выбора жuз­ненных ценностей. Юностьстремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе «Кто Я?», «КакимЯ должен быть?», по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место средикатегорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другиехарактеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. В юностимолодой человек расширяет диапазон добраи зла до предельных границ и испытываетсвой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго доужасного, низменного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушенияхи восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем томмногообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердцачеловека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодойчеловек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстилсяпороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализуи сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих соб­ственных склонностей иценностных ориентаций, предстоит созна­тельно разрушить или принять историческиобусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детствеи отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства,новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивнуюпозицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция являетсяединственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.
Какбы страстно ни была направлена юность на поиск своего мес­та в мире, сколь быни была она интеллектуально готова к осмысле­нию всего сущего, многого она незнает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких идругих людей «Если, бы молодость знала...». Кроме того, именно в юностипо-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Этостремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убежде­ния и ужесформированные ценностные ориентации молодого челове­ка. Юность — период жизни,когда над другими чувствами может до­минировать всепоглощающая страсть кдругому человеку.
Юность- период, когда молодой человек продолжает рефлексиро­вать на свои отношения ссемьей в поисках своего места среди близ­ких по кропи. Он проходит черезобособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто, был ответствен занего в детстве и отрочест­ве. Это уже не подростковый негативизм, а частолояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежниенепосредствен­ные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех,если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовнос любовью и доверием к своим близким.
Юность- период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержаниемкоторых является он сам, его друг, его де­вушка, все человечество. Юноша идевушка — каждый сам по себе ­стремятся к идентификации с собой, сосверстниками того же пола, атак же друг с другом. В этом возрасте юность готовапережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по временипроявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испыты­ваютглубокое чувство, другие — поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качествличности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетияхлюбовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные суспехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от мерыразвития нравственного самосознания.
Начавв отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способыобщения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для,себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию сидеалом, а у дру­гих — выбор для подражания антигероя и связанные с этимпоследст­вия развития личности.                                       ,
Юношапродолжает открывать через постоянные рефлексии свою ус­кользающую, как и вотрочестве, сущность. Он остается легкоранимым ироничный взгляд, меткое словодругого человека могут разом обезору­жить молодого человека и сбить с него такчасто демонстрируемый апломб.
Лишьк концу юношеского возраста молодой человек начинает ре­ально овладеватьзащитными механизмами, которые не только позво­ляют ему внешне защищать себя отстороннего вторжения, но и укреп­ляют его внутренне. Рефлексия помогаетпредугадать возможное пове­дение другого и подготовить встречные действия,которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию,ко­торая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизничеловек решает, в какой последовательности он приложит свои способности дляреализации себя в Труде и в самой жизни.
Юность- чрезвычайно значимый период в жизни человека. Всту­пив в юность подростком,молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда ондействительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовногоразвития и земного сущест­вования. Он планирует свое место среди людей, своюдеятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности можетничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности.Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусеподростка.
Юность- период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством ивзрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человекакак личности, когда молодой чело­век, пройдя сложный путь онтогенетическойидентификации уподобле­ния другим людям, присвоил от них социально значимыесвойства лич­ности, способность к сопереживанию, к активному нравственному от­ношениюк людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональныхролей, норм, правил поведения в обществе и др.
Вюности получает новое развитие механизм идентификации-обо­собления. Именно вюности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способностипереживать эмоционально эти состоя­ния как свои. Именно поэтому юность можетбыть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своемпереживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своемотношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствованиячеловека, делая его богаче и одновременно ранимее.
 В тоже время именно в юности обостряется потребность к обособ­лению, стремлениеоградить свой уникальный мир от вторжения сто­ронних и близких людей для того,чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить своюиндивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление каксредство удержания дистан­ции при взаимодействии с другими позволяет молодомучеловеку «со­хранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.
Идентификация-обособлениев юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чемчеловек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственномобщении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добраи зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможнойбезоглядной влюбленности и возможной неудержи­мой ненависти. Любовь — всегдаидентификация в высшей степени. Ненависть — всегда  отчуждение в крайнейстепени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния.Именно в юно­сти происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечностии духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самыхмрачных глубин бесчеловечности.
Пройдяпуть первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределынепосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входяв период юности, обретает воз­можность второго рождения личности. Юношествосамоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексиядает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания,побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — холод­ного анализа исоотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека запределы его внутреннего мира и по­зволяют занять позицию в этом мире. Именно вэтом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь«нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться  духовному рос­ту,к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственныхориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфереценностных ориентаций и притяза­ний на признание, способности к рефлексии и всфере других особен­ностей, характеризующих личность.
Вюности человек стремится к самоопределению как личность и как человек,включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии- важнейшая проблема юности. Зна­менательно, что в юности некоторая частьмолодежи начинает тяго­теть к лидерству как предстоящей деятельности. Этакатегория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этогоизучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юношанесет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собойкак личность в ситуациях горячечных моло­дежных споров и в ситуациях выборалинии поведения и совершаемо­го поступка. Юность обретая потенциал личности,входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение отнепосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей).Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захле­стывает эмоционально исоздает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительностилюбой независимо­сти, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опытастар­шего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудно­го сыначерез трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимыхлюдей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей квозвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способногопроидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уж окончательно принятьих как тако­вых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоян­ствомировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не тольконезависимость, но и понимание необходимости зависи­мости — ведь личность несетв себе бытие общественных отношений.

Литература.
 
1.         Е.И.Рогов Настольная КнигаПрактического Психолога в образовании.
2.        В.С.Мухина ВозрастнаяПсихология. М.: 2000
3.        Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
4.        В.И.Слободчиков  Психология развития человека. М., 2000.
5.        Е.Е.Кравцова  Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,1997.
6.        Лисина Н.И.,Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. –Кишенев, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат События и люди Казахской степи периода XVIII – середины XIX вв.как объект новейшего мифотворчества
Реферат Отчет по магазину Алеся
Реферат Размеры и структура нашей Галактики
Реферат Политическая интеграция между РФ и КНР
Реферат Clean Clear And Beautiful Skin Essay Research
Реферат Цивилизационный подход к истории
Реферат Духовные практики, ориентированные на работу с телом в России и на Востоке
Реферат Исследование параллельной работы трёхфазных двухобмоточных трансформаторов
Реферат Формирование имиджа муниципальных служащих
Реферат Environmental Health Essay Research Paper CONTENTSSubject
Реферат Творческий путь Александра Сергеевича Пушкина как журналиста
Реферат Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах
Реферат Содержание и особенности античной культуры
Реферат Современная старина бисерное рукоделие
Реферат Советский дизайн 1920-1930гг