Реферат по предмету "Культура и искусство"


Логико-гармоническая последовательность Гайдна на примере "Венгерского рондо"

Введение
Актуальность. Музыкальная форма Гайдна представляет собойраннюю классическую форму, в которой еще не так четко выявлены контрасты, нетак четко выявлена форма. Так как она проявляется например в произведенияхМоцарта или Бетховена. Поэтому Гайдн связан не только с когнитивными процессамит.е. с познанием этой музыки более углубленной, но и в вышей мере связан с темпониманием как становилась классическая музыка, а как классическая формаприобретала ту ступень совершенства, идеала, которая потом стала образцом всехэпох. Актуальность исследования также связана и с опытом исполнения этой музыкив классе фортепиано, ее подробным анализом позволит сделать академическоеисполнение этой музыки более осмысленной и качественной.
Состояние проблемы. По музыкальной форме Гайдна нетспециальных работ, о его музыке можно узнать из биографических исследований иотдельных теоретических работ связанных с общими проблемами. Например из книгиМазеля «Проблемы классической гармонии». Тем боле, что «Венгерское рондо» нестановилось объектом исследования ни для одного ученого. Нам не удалось найтине одной работы посвященной именно разбору этого произведения, следовательно…
Новизна нашей работы определяется обращением к данной музыки, создания подробной схемы, полным анализом этого произведения.
Объект исследования: являются проблемы классическойгармонии.
Предмет: Логико — гармоническая последовательность Гайдна напримере «Венгерского рондо».
Цель: Раскрыть гармоническое содержание и особенности«Венгерского рондо » Гайдна.
Задачи:
1. На основе изученной литературе реферировать материалсвязанный с изучением гармония Гайдна.
2.Раскрыть историю создания рондо.
3. Изучить гармонический язык Гайдна представить модельотдельных гармонических оборот присущих «Венгерскому рондо» Гайдна.

1. Обзор основныхисточников посвященных изучению гармонии венского классицизма
Конец XVIII — начало XIX века, период венского классицизма — расцвет мажоро-минорной системы и, следовательно,гармонии как действенного организующего фактора. Система эта настолько слита смузыкальным классицизмом, что понятия «классическая гармония», «функциональная гармония», «гармониямажоро-минора» подчас отождествляются.И хотя такое отождествление, разумеется, неточно (действие мажоро-минора хронологически гораздо шире эпохи венских классиков), но все же оно неслучайно.Классицизм неразрывно связан смажоро-минорной системой во всех аспектах своего музыкального мышления; он определяется функциональной гармонией, немыслим вне ее законов. С другой стороны,именно в музыке классиков этасистема достигла кульминации в развитии чистых своих форм, обрела почву для предельного выявлениявсех заложенных в ней возможностей, впервую очередь формообразующих. Если к характеристикеформ мажоро-минорной системы до конца ХУШ века все время приходилосьделать оговорки либо в аспекте фактуры, либов аспекте освоения склада, регистров, то период классицизма все оговорки снимает. Формы, в которые отлиласьэта система в творчестве венскихклассиков, с полным правом могут называться классическими — то естьобразцовыми, совершенными. В этом именносмысле для краткости мы и будем в дальнейшем употреблять термин «классическая гармония» даже в техслучаях, когда речь пойдет опроявлении форм мажоро-минора в музыке других эпох.
По-видимому, эстетическиеустановки классицизма имеют точки соприкосновенияс возможностями мажоро-минорной системы как формы логической организациивыражения.
Эстетика венскогоклассицизма рождена идеалами Просвещения. Точки соприкосновения «общего склада музыкальной мысли эпохи венскихклассиков» с «общим эстетическим строем века Просвещения» ярко и убедительно раскрывает В. Конен (72,с. 340; 73). Однако втворчестве композиторов-классиков идеал разумного равновесия не просто постулируется, а диалектическиутверждается через первоначальное отрицание, что значительно динамизируетформу. Особенно ярко это выражено взрелом творчестве Бетховена, которого от Моцарта и Гайдна отделяет рубежстолетий. «Как и у композиторов-классицистовXVIII века, чувство гармонии с миром — важнейшая чертабетховенской эстетики. Но рождается оно почти неизменно в результате титанической борьбы, предельного напряжения душевных сил, преодолевающих гигантскиепрепятствия. Как героическоежизнеутверждение, как торжество завоеванной победы возникает у Бетховена чувство гармонии счеловечеством и Вселенной» (78, с. 30). В этом новом поворотеклассицистского искусства — в усилении конфликтности его драматургии —несомненно сказывается влияниеисторических событий конца XVIII века. Поэтому в музыке классиков сочетается «ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепноеравновесие между частями» (78, с.30) и активная действенность. «Музыка действия, а не созерцания», — говорит обискусстве французской революции Б. Асафьев (ПО, с. 129), и этоопределение вполне может быть распространено на венский классицизм.
Классицизм стремится квысокой обобщенности в отражении действительности.Отражаемое явление характеризуется прежде всего наиболее существенными сторонами, внимание к общему стоит над отражением деталей. К какой бы сфере нипринадлежало отражаемое явление,раскрывается оно всегда через категории добра и зла, чувства и долга,гнева и радости, вне личностных характеристик. С этим связан присущий классицизму лаконизм, стремление выразить главное через минимум необходимого и в то жевремя достаточного. (Например, вобласти формы — установление пятичастности как норматива простых форм рондо: меньшее количество частей сняло бы специфичность рондальности, большее —оказалось бы излишеством, так как неявляется необходимым.) Все это — проявление своего рода культа разума — не сухой рассудочности, а разумности какпримата активной воли над порывом эмоций, проявления сознательного начала в его активности. «Есличеловек в ярости, то он не обращаетвнимания ни на какой порядок, меру и цель, кажется, что и музыка такжедолжна забыть себя, но, будь она яростной истрастной или нет, она никогда не должна доходить до изображения чего-то отвратительного и в самых ужасныхситуациях не должна оскорблять слух,а напротив, должна довольствоваться тем, чтобы все время сохранять меру», — пишет В. Моцарт в письмеот 26 сентября 1787 года (цит. по: 759, с. 70).
Действенность,процессуальность — важнейшая черта классицистского искусства. Оно стремится отразить становление (этим обусловлена и неразрывно связанная с классицизмом кристаллизациясамой динамичной, самойдиалектической формы — сонатной). Отражение процесса становления требуетсоздания эффекта преодоления. Чтобысоздать этот эффект, необходимы такие средства выражения, такаялогическая система, которая обеспечивает наиболее жесткую психологическую установку — тогда каждое «наступление» нанорматив воспринимается как преодоление. Как говорилось выше, таким условиям отвечают системы, в наибольшейстепени преломляющие «материальноподтвержденные» законы. Характерно, что поверяемые разумом нормы действуют не только в музыке, но и в других видах искусства той эпохи — симметрия,выверенность линий в архитектуре, строгие законы расположения главных ивторостепенных фигур в живописи. Вмузыке именно классицизм установил нормативыво всех аспектах ее организации: типовые схемы форм, типовой состав оркестра, законы расположения голосови т. п. Отсюда проистекает относительная всеобщность, допущение только одного, «единственно верного» решения, что в значительноймере порождает стилистическуюблизость музыкального языка композиторов рубежа XVIII—XIX веков.
Эстетическое значениеклассицистского норматива принципиальноотлично от догматического норматива полифонии «строгого стиля». Там норматив принимается как свышеустановленная непоколебимая данность. Здесь норматив — желанный идеал,трудно, в нелегкой борьбе достигаемый итог,предполагающий «торжество», «радостьутверждения правильных, разумных соотношений с четкой иерархической имногостепенной градацией главного и второстепенного, высшего и низшего, центрального и подчиненного» (Ю. Холопов,759, стб. 1050).
Сопоставляяхарактеристику стиля классицизма со всем тем, что говорилось выше о мажоро-минорной системе,нетрудно понять, почему именно эта система в творчестве венских классиков сталагосподствующей формой логическойорганизации и во многом определилаих музыкальное мышление. Она господствует во всех аспектах — выявлению логики ладофункциональных отношенийподчинены все компоненты музыкальногоязыка. Мелодия организуется в тесной связис опорой на тоны аккордов — основных тканевых и ладофункциональных единиц. Развитие темы часто связано сзавоеванием ею от проведения кпроведению нового функционального содержания (см., например, у Бетховена развитие главных тем во II части Симфонии № 2 и в I части Симфонии № 3). Ритм соотношения протяженности ладогармонических функций выходит нановый, высший уровень, образующийсжатия и расширения гармонического и ладофункционального масштаба, «дыхание» функций и отсюда — дополнительные возможности динамизации развития.Фактура из почти стереотипно-формульногофигурирования аккорда или аморфной полифоническойрезультативности превращается в мощный фактор тематического представительства и динамического преобразования. Конструкция формы, от соотношения мельчайшихединиц (мотивов и субмотивов) докрупных разделов и даже частей цикла, подчинена логике ладогармонической функциональности (тональные соотношения, тональное и функциональное движение). Привсем том указанные закономерности,как и закономерности в других аспектах музыкальнойсистемы (например, квадратность в объединении тактов), обнаруживаются не в их прямолинейном действии, но через их преодоление, через «наступление» напредустановленный норматив иодновременно сопротивление самого норматива, как бы противящегося его нарушению. Такое противоборство, каквнутри одного аспекта связей (например, прерванные кадансы и т. п.), так и«меж-аспектное» (например,несовпадение данной гармонии с характерной для нее метрической долей), рождаетпостоянную динамику — отличительнуючерту музыкального искусства венского классицизма.
2. Историческая справка о рондо
Богато песенное искусство каждого народа. Каких только песенне создает народ, песен – помощников в жизни, в труде, в радости и горе! Песнитрудовые и шуточные, вольнолюбивые и молодецкие и скорбные, героические походныеи обрядовые – всех не перечтешь. Большой любовью у многих народов пользуютсяхороводные песни. Их поют «на миру» и не в одиночку, а дружным коллективом, онис групповыми движениями, иногда с пляской или же с театрализованной игрой.Хороводы водили и водят у нас в России и во многих других странах. Известны также хороводные песни — ронды во Франции. Эти деревенские ронды «танцевали вмесяце мае по случаю праздников, — рассказывает французский ученый А. Прюньер.– молодые девушки и молодые женщины одевались в зеленные наряды, украшалиголовы цветочными венками и отправлялись на лужайки водить под пение хороводы».Само французское слово «рондо» (Ia ronde) означает круг из танцующих, движением по кругу, атакже круговое пение.
Если бы мы могли перенестись на много веков назад всредневековую Францию, полюбоваться на такой хоровод, вслушаться в пение егоучастников, то легко бы заметили особенность строения французских рондо:солисты запевалы поют свою мелодию каждый раз на новые слова, хор же дружно повторяетнеизменный припев, по – французски – рефрен.
Таким образом, слово «рондо» приобретает как бы второезначение, указывая не только на движение хоровода по кругу, но и на строениетекста песни, которая в этом хороводе поется. Не только исполнители, но и самапесня словно движется по кругу, возвращаясь к одним и тем же словам припева.Например, в украинской песне «Вышли в поле косари» рассказ о различных этапахкосьбы каждый раз прерывается энергичным припевом – обращением к работникам:
Гей, ну – те, косари,
Ведь не рано начали!
Вообще сам принцип чередования изменяемой части с неизменно,периодически повторяемо, встречается не только в песнях, — он широкораспространен в различных жанрах народной музыки, у разных народов.
Профессиональная,«композиторская» музыка на всем пути своегоразвития тесно соприкасается с народным творчеством и многое заимствует от него.Так принцип и систематического возвращения к одной и той же мысли, о котором унас идет речь, породил определенный тип строения музыкальных произведений, илииначе, определенную музыкальную форму – рондо.
Рондо – название такой формы, в которой основная темавозвращается несколько раз (не менее трех), чередуясь с другими музыкальнымимыслями. Форма рондо, как мы увидим в дальнейшем, широко использовалась напротяжении веков в самых разнообразных инструментальных и вокальныхпроизведениях.
Впервые в западноевропейской профессиональной музыке мывстречаемся с этой формой во Франции, в творчестве композиторов романтиков –клавесинистов XVII – первой половины XVIIIвека.
Следующий этап в развитии формы рондо – вторая половинаклассиков – И. Гайдна(1732 – 1809), В. Моцарта (1756 – 1791), Л. Бетховена(1770 – 1827).
Третий этап развития рондо — эпоха свободного рондо XIX и XX веков. Западноевропейскиекомпозиторы — романтики, русские композиторы – классики XIXвека.
Четвертый этап формы рондо. Советские композиторы которыеявились подлинными наследниками лучших традиций русской и западной классики.
Композиторы классики.
Стремление композиторов — классиков отобразить контрастыокружающего мира, запечатлеть его многообразие в пределах одной музыкальнойформы, одного произведения или даже крупной части вызвало к жизни новый типмузыкальной композиции (так называемую сонатную форму), и в то же время заметносказалось на рондо. Промежуточные части, вводимые между повторениями основнойтемы (рефрена), — они называются здесь не куплетами, как у французскихклассиков, а эпизодами, — становятся крупнее по размерам, увеличиваетсяосновная тема – рефрен. Главное же, эпизоды создают теперь значительныйконтраст как основной теме, так и друг другу, и это отныне считаетсяхарактерной особенностью формы рондо. В связи с возрастанием значения каждогоэпизода сокращается их общее число. Типичное для классик рондо обычно включаетвсего два эпизода, три раза звучит в нем основная тема – рефрен, и состоит оновсего из пяти частей(у французских классиков количество эпизодов и,соответственно, всех частей рондо бывало различным и, чаще, большим). Елиобозначить основную тему буквой А и эпизоды — последующими буквами алфавита, тосхема строения классического рондо будет выглядеть так: А Б А В А
Важной чертой венских классиков является стремление кнепрерывному развитию, тяга к единству, к сплочению частей формы. В рондопоэтому возникает необходимость в связка, связующих частях, особенно нужны длятого, чтобы подготовить возвращение основной темы поле ухода в контрастирующуюмузыку эпизода. В конце рондо, вслед за повторением основной темы, прозвучавшейв последний раз, вводится особая заключительная часть – кода. Когда подводититог развитию, повторяет и подчеркивает наиболее существенные для данного произведенияинтонации наиболее, яркие мелодические обороты, а так же, благодаря своемузаключительному характеру, замыкает форму, как бы «ставит точку».
Разумеется, отмеченные нами общие свойства классическогорондо по – разному обнаруживают сквозь конкретный художественный замысел.
3. Гармоническое содержание «Венгерского рондо » Гайдна
В биографической литературе мы не нашли обозначении илиобъяснения понятию «венгерское». Но зная биографию Гайдна, что жил он в именииЭстергази венгерского князя. Общение Й. Гайдна и князя было на уровне простоголюда. Все относились к нему как к крестьянину, Гайдн даже кушал и общался сослугами.
Гайдн любил и знал много народной музыки и не мог неиспользовать ее в своем творчестве. Любые понравившиеся мелодии, чаще всего этобыли те мелодии которые звучали на скрипках в любом ресторане Австрии и Вены.

Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что музыкальный стильклассицизма сконцентрировал и обобщил все принципы мажоро-минорной ладогармоническойсистемы. Закономерности, сложившиеся в классическом искусстве, надолго сталинормами гармонии и лада вообще и определили развитие музыкального языка намногие десятилетия вперед.
Вкратце, мы проследили путь развития формы рондо – отпростых клавесинных миниатюр до больших, сложных по замыслу и построениюпроизведений. Путь этот растянулся в веках, он длится уже около трех столетий.Однако выразительные возможности рондо еще далеко не исчерпаны композиторами. Ив «чистом» виде, и в сочетании с принципами других форм еще долго будет служитьвоплощению новых, интересных творческих замыслов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Транспортно-экспедиционные операции
Реферат Государственная служба как публично-правовой институт
Реферат Анализ и оценка конкурентоспособности организации
Реферат Государственно-правовые концепции М. Олсона
Реферат Тесты как инструмент измерения уровня знаний по теме: "Кислородсодержащие органические соединения с элементами экологии"
Реферат Краткий анализ современного состояния рыбоводства в ТООСХП "Сходня"
Реферат Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе
Реферат Менеджмент физической культуры и спорта (ФКиС)
Реферат Государственное и местное управление в России
Реферат Как правильно оформить прием на работу нового сотрудника
Реферат А. Н. Евдокимова Научный Е. В. Клименко Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Реферат Andrew Johnson
Реферат Государственное регулирование экономики в США
Реферат Кадровая политика в бизнесе
Реферат Государственный контроль качества продукции