--PAGE_BREAK--
На производстве:
*создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
*сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.
В складском хозяйстве:
*автоматизация учета и контроля за движением материального потока;
*автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
*сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.
В торговле:
*создание единой системы учета материального потока;
*автоматизация заказа и инвентаризация товаров;
* создание времени обслуживания покупателей.
1.3 Управление информационным обеспечением
в логистических системах
Совершенствование управления любой организацией требует первоначального определения объектов и субъектов управления, т. е. тех областей, на которые должно быть направлено управленческое воздействие, и тех, кем это воздействие должно осуществляться. Объектами управления логистическими информационными системами являются потоки информации, связанные с снабжением, производством, запасами и распределением готовой продукции в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (как внутри отдельных организаций, так и за их пределами).
Субъектом управления информационными потоками в логистических системах являются конкретные структурные подразделения или лица, принимающие решения. Возможно, с развитием логистических информационных систем в будущем можно будет говорить о полном обособлении субъекта информационной логистики. В настоящее время представляется обоснованным объединение субъекта управления информационным обеспечением логистических систем и субъекта информационного обеспечения систем управления в целом с обособлением (по мере необходимости) логистической составляющей последнего. Субъектом информационного обеспечения, т. е. органом, занимающимся разработкой и внедрением новых и поддержкой действующих информационных систем организации, является подсистема информационного обеспечения. Подсистема информационного обеспечения имеет разветвленную структуру, большой объем выполняемых функций и соответствующую организацию, т. е. сама является сложной системой и требует комплексного рассмотрения всех перечисленных составляющих, что соответствует методологии системного подхода.
Субъектом информационного обеспечения, т. е. органом, занимающимся разработкой и внедрением новых и поддержкой действующих информационных технологий в логистической организации, является подсистема информационного обеспечения. Обобщенное представление о виде и составе функций подсистемы информационного обеспечения дают данные табл. 1.
Таблица 1
Виды и состав функций подсистемы информационного обеспечения логистической организации
Виды функций
Наименование функции
Состав основных процедур по функции
Первичные
Организация массивов информации
Разработка структурированных массивов данных
Мониторинг соответствия массивов данных требованиям классификаторов и унифицированных систем документации
Организация потоков информации
Определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления
Определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления
Разработка документооборота
Использование комплекса технических средств для организации потоков информации
Установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов
Организация процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации
Обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами
Распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передаче информации от места ее возникновения до потребления
Вторичные
Обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области логистики
Анализ отечественных и зарубежных изданий по интересующей тематике
Выборка интересующего материала по заданным направлениям
Рассылка материала по заинтересованным подразделениям
Сбор заявок на тематические обзоры
1.4 Программные средства, используемые в информационных технологиях
Необходимость охвата и взаимодействия множества разобщенных звеньев хозяйственных субъектов логистических систем требует использования адекватных методов сбора, хранения, обработки и передачи информации, что обеспечивается только самыми современными программными средствами. Многообразие всех программных средств может быть разбито на две большие группы — системные и прикладные программные средства. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных средств и вычислительных сетей как таковых. К системным программным средствам относятся: 1) операционные системы; 2) операционные оболочки; 3) операционные среды; 4) тестовые и диагностические программы; 5) антивирусные программы.
Каждый персональный компьютер обязательно комплектуется операционной системой и оболочкой или операционной средой, без которой не могут работать прикладные программы, и для каждой операционной системы (среды) создается свой набор прикладных программ. При этом успех той или иной операционной системы (среды) определяется успехом созданного набора прикладных программ. Основной операционной средой, на которую ориентированы современные программы, является Windows. Данное положение определяется достаточно высокой информационной емкостью логистических задач и наличием большого спектра оптимизационных процессов.
Прикладные программные средства, используемые для реализации информационных технологий в логистике, можно разделить на два класса: а) программные средства управления общими бизнес-процессами (независимо от их специализации); б) профессионально-ориентированные программные средства, направленные на решение логистических задач. Программные средства управления общими бизнес-процессами (независимо от их специализации) имеют широкое распространение на рынке компьютерных технологий, что обусловлено необходимостью их применения во всех сферах управленческой деятельности. В эту группу программ входят: 1) текстовые процессоры; 2) табличные процессоры; 3) программы деловой и презентационной графики; 4) системы управления базами данных; 5) программы-планировщики; 6) программы электронной почты; 7) интегрированные офисные пакеты.
Профессионально-ориентированные программные средства в отличие от рассмотренных выше направлены на управление логистическими процессами. Эти программные средства в качестве элемента информационной технологии логистической системы имеют решающее значение для эффективности управленческого труда, оперативности принятия управленческих решений, качества информационной среды в целом. К профессионально-ориентированным программным средствам относятся автоматизированные рабочие места специалистов по логистике (АРМ логистика), модуль “Логистика” в составе корпоративных информационных систем и др.
Сетевые технологии — это обеспечение коммуникационных связей компьютеров, объединенных между собой с помощью специальной аппаратуры на основе совместного использования'(разделения) файлов, ресурсов и программ. Разделение файлов дает возможность использовать общую информацию вместе с другими пользователями сети. В зависимости от того, каким способом установлена связь, можно просто передавать файл с одного компьютера на другой или отправить файл на какой-то промежуточный пункт, где информация будет находиться, пока ее не получит другой пользователь сети. Разделение ресурсов — возможность совместно (как правило, по очереди) использовать определенные компьютерные ресурсы (диск, принтер, модем) таким образом, чтобы все компьютеры в сети могли пользоваться ими. Разделение программ — возможность использовать одни и те же программы сразу всеми пользователями сети.
Использование сетевых технологий в логистических организациях актуально по следующим причинам: I) практически все управленческие решения, принимаемые в логистической организации, требуют взаимного обмена информацией в режиме реального времени, возможности параллельного доступа в централизованные базы данных; 2) отдельные периферийные технические средства логистической организации невыгодно (из-за распыления ресурсов) и неэффективно (в силу невозможности использовать весь предлагаемый потенциал) использовать индивидуально (например, лазерные принтеры, сканеры и пр.).
В общем случае все компьютерные сети могут быть разделены на две группы: а) глобальные вычислительные сети б) локальные вычислительные сети. Их отличия состоят в следующем: 1) первые связывают компьютеры на значительных расстояниях, вторые — на небольших расстояниях в рамках одной организации; 2) в первом случае прокладываются специальные линии связи, в то время как во втором случае используются общедоступные каналы связи — телефонная линия, спутниковая связь.
1.5 Управление информационной системой с обратной связью
Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, и следовательно на дальнейшие решения.
Здесь можно привести несколько примеров:
*принятие решений относительно числа обслуживаемых потребителей зависит от числа заказов и объема складских запасов;
*стремление конкурирующих фирм выпускать новые изделия увеличивает затраты на исследования и технические усовершенствования, что приводит к соответствующим изменениям в технологии производства и снижению производственных издержек соответственно.
В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых руководителями предприятий, на основе рис. 3. Замечу, что их решения окружающими обстоятельствами. не являются выражениями «свободной воли», а являются строго обусловленными
Практика отечественных предприятий показывает, что поставка товаров потребителю в среднем занимает неделю, с момента получения заказа от клиента. Запаздывание бухгалтерских операций и закупок составляют в розничном звене в среднем 3 недели от момента продажи вплоть до ее отражения в заявках на выполнение заказа. Оптовику требуется 1 неделя для оформления заказа, а отправка товара розничному звену занимает еще неделю. Аналогичные запаздывания имеют место также между оптовым звеном и заводским складом.
У производителя уходит в среднем 6 недель с момента принятия решения об изменении темпа выпуска продукции до момента, когда производство достигает нового уровня. Однако в высокоорганизованных логистических системах, функционирующих в странах с развитым рыночным хозяйством, периоды запаздывания значительно сокращаются.
--PAGE_BREAK--