Реферат по предмету "Экономическая теория"


Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конку 2

--PAGE_BREAK-- 1.2 Теории  монополии и конкуренции.
В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые, тем не менее, не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным. Важным фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п.

Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию.

Рассматривая конкуренцию при капитализме, Фридрих Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Карл Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается, прежде всего, на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-1941) в своем труде «Финансовый капитал» (1910) особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Таким образом, в теории Р.Гильфердинга монополия и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил.

Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал Владимир Ильич Ленин (1870-1924). Его взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм как высшая стадия капитализма». Установление господства монополий, как считал В.И.Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции монополистическим капитализмом. В.И.Ленин характеризует монополистический капитализм как паразитический, загнивающий капитализм. Если конкуренция была фактором технического и экономического прогресса, то монополия – мощный фактор застоя и регресса. Захватив господствующее положение, монополии не проявляют интереса ни к обновлению продукции, ни к повышению ее качества, ни к снижению издержек производства.

Почти в то же время сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор – австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). Эффективной Й.Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й.Шумпетер именует эффективной монополией. Его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

В тридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции.

Автором первой был американский ученый Эдвард Чемберлин (1899-1967).  В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. [2]

Английский экономист Джоан Робинсон (1903-1983) разработала теорию несовершенной конкуренции. В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она заявила: «Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай»[3]. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства. Такая монополия именуется монопсонией.

При сходстве многих моментов, теории Чемберлина и Робинсон глубоко различны. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж.Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное регулирование цен.[4]


1.3 Противоположность и единство конкуренции и монополии.
Конкуренция и монополизм – это не две различные, взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

На  первый  взгляд  может  показаться,  что  конкуренция  и   монополия совершенно несовместимы  друг  с  другом.  Ведь  монополизация  способна  в конечном  счете  устранить  свободную  конкуренцию,  а  последняя,  в  свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке. Между  тем,  монополия  находится  в  весьма  сложной  и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Тот  факт,  что  производство  и  реализация какого-то   продукта   захвачены   монополистической   группой   крупных предпринимателей,  получающих  от  этого  большую  выгоду,  вызывает  острое соперничество.  С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания  ведет  к  монополии.

Если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то  он, добившись такой цели, начинает господствовать  на  рынке.  Одним  словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

    В  современных  условиях  крупные  капиталистические   объединения   не уничтожили конкуренцию,  а  сосуществуют  вместе  с  ней. 

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции. 2.1.  Понятие конкуренции, её роль в экономике.
Рыночнойконкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка.

Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Сущность конкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:

·        обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя;

·        стимулирование роста эффективности производства;

·        дифференциация товаропроизводителей;

·        давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

·        ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование;

·        стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.[5]
 2.2 Положительные и отрицательные стороны конкуренции.
Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

Конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
2.3Типы и формы конкуренции.
Таблица 1

Типы конкуренции.


По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают:

·        Внутриотраслевуюконкуренцию — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

·        Межотраслевуюконкуренцию- конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Для совершенной конкуренции характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Типология конкурентной структуры рынков. Характеристика основных типов рыночных структур.
Под типом рыночной структуры понимается совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция.

Выделяют 4 основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Для диагностики типа рыночной структуры обычно анализируются четыре фактора, определяющие степень конкуренции на рынке:

1.     число и размер фирм на рынке;

2.     характеристика товара (в первую очередь степень его однородности у различных фирм);

3.     наличие барьеров на входе в отрасль и выходе из нее;

4.     степень доступности рыночной информации, необходимой для нормального функционирования фирмы.[6]

Условия функционирования рынка совершенной конкуренции приводят к тому, что для всех покупателей и продавцов устанавливается единая цена, которая в долгосрочном периоде равна минимальным средним издержкам. При изменении спроса или предложения цена в краткосрочном периоде становится выше или ниже минимальных средних издержек, стимулируя, соответственно, расширение или сокращение выпуска за счет межотраслевого перераспределения факторов производства. Из условий функционирования рынка совершенной конкуренции следует также, что в долгосрочном периоде у всех фирм, работающих в отрасли, средние экономические издержки оказываются одинаковыми.

Существуют разные виды монополий, которые можно свести к трем основным: естественная, административная и экономическая.

Таблица 2

Виды монополий.

       
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной фирмой. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. У естественного монополиста минимальный эффективный объем выпуска соответствует или даже превосходит суммарный рыночный спрос на продукцию отрасли. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна, так как будет приводить к росту средних издержек и, соответственно, провоцировать повышение цен на производимую продукцию. Примером естественных монополий могут служить энергосети («Мосэнерго»), железная дорога («РЖД»), водопроводные сети («Горводоканал») и т.д. Как правило, естественные монополисты лишаются государством свободы в ценообразовании, что является своеобразной платой за отсутствие конкуренции. В таком случае цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополистов устанавливает само государство.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это может быть предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это могут быть организационные структуры для государственных предприятий, когда они в рамках одной отрасли объединяются и подчиняются главкам, министерствам, ассоциациям. В таком случае государственные предприятия выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной в рыночных условиях. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала, его инновационной направленности. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.[7]


Глава 3. Монополия, её сущность, виды, примеры. 3.1. Основные черты монополии.
Монополия- наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.[8]

Полнота имеющейся информации укрепляет власть монополиста над рынком. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Монополистическая структура рынка там защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Отраслевые барьеры входа — это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, которые, с одной стороны, позволяют существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства, а с другой стороны, препятствуют потенциальным новичкам получить прибыль в таком же объеме, в каком получали укоренившиеся фирмы до входа.[9] Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1.     преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2.     легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

3.     нечестная конкуренция.

В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. Крупные предприятия имеют более низкие издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы может служить российское предприятие«Центр им. Хруничева» — производитель тяжелых космических ракет «Протон».

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые. Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Надлежащим образом оформленное и запатентованное изобретение дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию).

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг— умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирмаимеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Роль монополии в экономике.
Противоречиво оценивается роль монополий в экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд обстоятельств позволяет выступить в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению качества продукции. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.


3.3. Типы и виды монополий.
Монополии можно классифицировать по различным основаниям.

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

·        Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей).

·        Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

·        Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

·        Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

·        Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.).

·        Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод, и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую.

·        Технологические монополии.

Легальные монополии. Они образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:

1.     Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.

2.     Авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами.

3.     Товарные знаки – закрепляет исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами.

Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.


3.4 Принципы антимонопольной политики.
Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика проводится по нескольким направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияний конкурирующих компаний, запрещение установления монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Последний – это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. долл. и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии.

Закон Клейтона (1914 г.) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния. В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, т.е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные.

В наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их. Кроме регулирования цен определенную пользуможет принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.[10]

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения— ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром», наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура(железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности(подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.[11]

В отличие от естественной, искусственная монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Употребление термина «искусственная монополия» в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии — картеле и картелеподобной структуре рынка.[12] В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики  является противодействие формированию таких монополий и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры, разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила» игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.[13]

Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также над соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.