Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Воспитание специальной выносливости в боксе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ 1. Основные методы и средства силовой подготовки спортсменов 2. Формы проявления быстроты в спортивной деятельности 3. Формирование выносливости у спортсменов и факторы её обуславливающие 18 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25 2.1.

Задачи и методы исследования 2. Методика исследования двигательных способностей 3. Организация исследований 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 ВВЕДЕНИЕ Поединок атлетов на ринге предъявляет повышенные требования к уровню развития физических качеств спортсменов. Одними из основных физических качеств в контактных видах едино-борств является сила, быстрота и выносливость, высокий уровень развития, которые создают предпосылки для достижения

победы в бою. Современный уровень развития контактных видов единоборств (бокса) требует поиска новых путей повышения скоростно-силовой подготовленно-сти атлетов. Выявление нетрадиционных методов скоростно–силовой подготовки, основанных на выполнении упражнений с сохранением координационной структуры ударного движения, частоты ударов в определённое время, будет способствовать решению задачи совершенствования функциональной и си-ловой подготовки.

Цель: Изучить особенности методики воспитания специальной вынос-ливости у боксёров. Объект исследования: Скоростная выносливость как физическое каче-ство. Предмет исследования: Особенности методики воспитания скоростной выносливости у боксёров. Задачи: Выявить методы и средства подготовки спортсменов. Определить формы проявления быстроты. Изучить особенности методов воспитания специальной выносливости

у боксёров. ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ 1. Основные методы и средства силовой подготовки спортсменов В аспекте формирования силовых способностей влияние различных видов спорта проявляется в неодинаковом соотношении уровней развития собственно-силовых и скоростно-силовых способностей, а так же силовой выносливости у атлетов, т. к. в одних видах спорта необходима в большей степени сила, а в других – сила и скорость.

Скоростно-силовые способности характеризуют виды спортивной дея-тельности, где на ряду с большими величинами развитого в движении усилия требуется высокая скорость. Этот вид способностей проявляется в различных видах прыжков, метаниях, при выполнении акцентированных ударов, быст-рых защит и неожиданных продвижений в боксе. Степень проявления спор-тивно - силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от

способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма (В.П. Фи-лин). Под силовой выносливостью спортсмена понимаются способность ат-лета противостоять утомлению, вызываемому силовой тренировочной рабо-той. Проблема выбора наиболее эффективных упражнений и способов вос-питания мышечной силы давно интересуют спортсменов, в литературе встречаются описание большого количества методических указаний по вос-питанию

силы. При этом авторы предлагают различные названия методов воспитания силы, однако единого мнения по этому вопросу, а так же обще-принятой классификации методов до сих пор нет. [9,23] Классификация методов силовой подготовки. Автор и год Название метода В.М. Зациорский 1966г. 1. Повторных усилий 2. Максимальных усилий 3. Динамических усилий В.К. Петров 1969г.

1. Максимальных усилий 2. Повторных усилий с большой нагрузкой 4 - 7(П. М) повторный мак-симум в подход до отказа. 3. Повторных усилий умеренно большой нагрузки (8 - 12 ПМ до отказа; 30% от максимального отягощения). С.М. Вайцеховский 1970г. 1. Повторных усилий 2. Максимальных усилий 3.

Изометрических напряжений 4. Изокинетических упражнений. Ю.В. Верхошанский 1970г. 1. Повторных усилий 2. Прогрессивно-возрастающего сопротивления (метод "Де Лорма"). 3. Кратковременных максимальных напряжений 4. Изометрических напряжений. 5. Ударный метод В.В. Кузнецов 1970г. 1. Кратковременных усилий 2. Метод до отказа 3. Повторный метод 4.

Интервальный метод 5. Круговой метод 6. Вариативного воздействия 7. Сопряженного воздействия Н.Г. Озолин 1970г. 1. Повторный метод 2. Метод до отказа 3. Больших усилий 4. Максимальных усилий 5. Изометрический метод 6. Валовой метод В.Н. Платонов 1986г. 1. Изометрический метод 2. Изотонический метод 3.

Изокинетический метод 4. Метод переменных сопротивлений Ю.В. Верхошанский 1988г. 1. Метод повторных максимальных усилий 2. Повторно-серийный метод 3. Комплексный метод 4. Изометрические упражнения (напряжения) 5. Ударный метод (режим) Кроме этого, в научно-методической литературе встречаются следую-щие методы, не вошедшие в эти классификации: • "метод безнагрузочных напряжений" (А.

В. Ковалик, 1967) • "метод избирательно – направленных нагрузок" (А.И. Кузнецов, 1969) • "метод электростимуляции" (Я.Н. Коц, 1971) • "метод статико-диагностических усилий" (И.М. Добровольский, 1972) • "метод вторичных ударов" (Ф.К. Агашин, 1977) • "метод последовательного возбуждения" (И.

Н. Кравцов 1978, 1985) • "метод ступенчатых усилий" (А.В. Волков, А.А. Еретик, Д.И. Лавриненко, 1980), а так же "методика параллельного развития абсолютной и взрывной силы" (К. Димитров, Д. Бахчеванов, 1971) По мнению Ю.В. Верхошанского (1977), целесообразно систематизи-ровать методы силовой подготовки по тому специфическому характеру силы, которую они развивают.

Исходя из этого, можно выделить четыре основные группы методов: направленные на развитие абсолютной силы, быстрой силы, взрывной силы и реактивной способности, силовой выносливости. Такая классификация так же предусматривает, что внутри каждой группы возмож-на дифференциация методов в зависимости от типа напряжения мышц в спортивных упражнениях (изотонических, изометрических, ауксотониче-ских). Любые целостные двигательные действия включают моменты динами-ческого и статистического напряжения

мышц, т.е. совершаются фактически в комбинированном, смешанном (ауксотоническом) режиме мышечных на-пряжений. Но в одних случаях могут преобладать динамические усилия, в других – статистические (изометрические), в третьих - те и другие (А.П. Матвеев, 1991г). В связи с этим средства и методические направления воспи-тания силовых и скоростно-силовых способностей необходимо подбирать с учётом специфики двигательной деятельности в конкретном виде спорта. [1,14] С этих же позиций можно интерпретировать результаты исследования

Ю.И. Смирнова (1968) установившего, что достижения в Скоростно-силовых движениях определяются набором следующих факторов: а) динамическая сила; б) статическая сила; в) максимальная скорость движения; г) способность к быстрому началу движения; д) градиант мышечного напряжения. В 60-х годах для совершенствования силы широко стала применяться так называемая изометрическая тренировка. Суть её заключается в использо-вании статических усилий длительностью около 5 -

6 секунд. Однако надо отметить, что статические усилия в спорте требуются от-носительно редко, причём лишь в качестве компонента динамических двига-тельных актов. Вследствие этого изометрические упражнения рекомендуется приме-нять в качестве вспомогательного средства спортивной тренировки, основу которой составляют динамические упражнения. (Н.В. Зимнин, 1969; P. Von Van Ugtvanch, Vrijans, 1971;

H. Stoboy, 1973) Исследование, проведённое А. Demeter (1967), позволило автору сде-лать ряд выводов [25]: - лицам со слабым физическим развитием и детям заниматься изомет-рическими упражнениями противопоказано; - для женщин и начинающих спортсменов изометрические упражнения должны носить местный характер и воздействовать на отдельные группы мышц; - для хорошо тренированных спортсменов количество упражнений в одной тренировке не должно быть больше 8 - 10, а в продолжительности од-ного упражнения не более 10 -

12 секунд; в большинстве случаев достаточно 5 - 6 упражнений, длительностью 3 - 4 секунды; - паузы отдыха между упражнениями - до 90 секунд. Автор Ю.В. Менхин (1967, 1985) рассматривает изометрию, как осо-бую методику развития физических качеств и выделяет в ней ряд самостоя-тельных методов совершенствования физических способностей [2]: 1. Метод изометрических упражнений предполагает максимальные мышечные напряжения в течение 6 секунд,

направлен на повышение уровня силы. 2. Метод статистических упражнений предусматривает, возможно, бо-лее долгое удержание мышечного напряжения на уровне 50 - 80% от макси-мальных возможностей, предназначен для совершенствования выносливости к статистическим усилиям. 3. Метод скоростно-изометрических упражнений, включающий бы-строе изометрическое напряжение с последующим удержанием достигнутого уровня усилия в течении 5 -

6 секунд - это способ комплексного развития максимальной силы и способности к мощному начальному мышечному на-пряжению, необходимому для осуществления быстрых движений. В 70-ые годы за рубежом для увеличения мышечной силы стали широ-ко рекламироваться изометрические упражнения, которые являются специ-фическим средством силовой подготовки. Изометрические упражнения яв-ляются разновидностью упражнений с отягощениями, режим напряжения мышц

при этом динамический, скорость движения поддерживается постоян-ной при помощи специально механического устройства. При изокинетических упражнениях нагрузка на мышцы меняется та-ким образом, что она всё время вызывает максимальное усилие, на которое способны мышцы в любой заданной точке движения. Изокинетические упражнения обеспечивают максимальную нагрузку на мышцы на всей траектории тренировочного движения. (J. Counsilman, 1969; А.Н. Кусакин, 1972)

Основное достоинство изокинетических упражнений (постоянная ско-рость движения) является одновременно и их недостатком, так как во многих видах спорта движение происходит с ускорением. (D. Mott, 1973). Большой практический интерес представляет изучение эффективности применения различных режимов работы мышц, как средств силовой подго-товки. Экспериментально установлено преимущество методик, сочетающих преодолевающий и уступающий режимы работы

мышц для повышения тре-нировочного воздействия скоростно-силовых упражнений (Ю.В. Верхошан-ский, 1963; В.В. Кузнецов, 1967; Б.Н. Шустин, 1970). Применение сочетаний режимов в структуре специально-вспомогательных упражнений оказалось эффективным средством для формирования как силовых, так и скоростно-силовых качеств. Сравнительный анализ эффектов трёх способов силовой тренировки (изометрического и изокинетического

в двух режимах – низкоскоростном и высокоскоростном) был проведён Д.Ю. Бравой (1984). В результате исследо-вания установлено, что каждый из рассмотренных способов силовой трени-ровки характеризуется высокой специфичностью тренировочных эффектов. Изометрическая тренировка увеличивает статическую силу при относитель-ном уменьшении динамической силы и ухудшении скоростно-силовых свойств, тренируемых мышц.

Низкоскоростная изометрическая тренировка по своему эффекту занимает промежуточное положение между изометриче-ской и изокинетической высокоскоростной тренировками. В последнее время с целью совершенствования скоростно-силовых способностей вместе с формированием биодинамики спортивных движений апробированы способы тренировки, основанные на применении тренажер-ных устройств. Поиск путей, позволяющих интенсифицировать процесс ско-ростно-силовой подготовки на основе использования

технических средств, продолжается. В настоящее время разрабатываются "биомеханические мето-ды" тренировки скоростно-силовых качеств, основанные на явлении резонан-са и реализуемые в условиях использования специализированных биомеха-нических тренажеров (Ц.Н. Кравцов, В.В. Кузнецов, В.Н. Хайченко, 1976; Ф.К. Агашин, 1977; В.Т. Назаров, Г.А. Спивак, 1987). Рассмотрим средства воспитания силы.

К ним относятся силовые уп-ражнения, выполнение которых связано с преодолением повышенных сопро-тивлений или с противодействием посредством мышечных напряжений (Л.П. Матвеев, 1959), а так же движения основанные на применении концентриро-ванных во времени (с ускорением) усилий мышц (А.Б. Гандельсман, К.Н. Смирнов, 1970). [17] Средства воспитания силы весьма многообразны. Преимущественно их классифицируют в зависимости от природы

сопротивления, которое они соз-дают. В соответствии с этим различные авторы выделяют: 1. Упражнения с внешним отягощением, в качестве которого исполь-зуют: а) вес предметов, б) противодействие характера, в) сопротивление упругих предметов, г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу или песку и так далее). 2. Упражнения с отягощением, равным весу собственного тела; 3. Упражнения в самосопротивлении (Л.П. Матвеев, 1959):

1. Упражнения с различными отягощениями, 2. Упражнения в преодолении собственного веса, 3. Упражнение с партнером, 4. Упражнение "своего" вида спорта с отягощением, 5. Рывко-тормозные упражнения (инерционные движения), 6. Волевые упражнения, 7. Изометрические (статические) упражнения (Н.Г. Озылин, 1970). Кроме указанных классификацией в спорте существуют деление сило-вых упражнений по

степени избирательного воздействия: а) локальные, для мышц плечевого пояса, ног, брюшного пресса и т.д. б) общего воздействия, а так же по режиму функционирования мышц - динамические и статические (изометрические) упражнения. Динамические упражнения, в свою очередь, делятся на собственно-силовые и скоростно-силовые, а так же на преодолевающие и уступающие (В.М. Зациорский, 1967) В процессе тренировки физические упражнения вызывают комплекс биологических и психических изменений

в организме спортсмена. Факторами, обуславливающим эти изменения, являются: - характер выполненных упражнений и их количество; - интенсивность тренировочной работы и её длительность; - общая продолжительность тренировки; - величина интервалов отдыха и их характер (В.А. Парфёнов, В.Н. Пла-тонов, 1979). В тренировочном процессе при реализации задач силовой подготовки атлетов управляющие воздействия должны быть направлены в первую оче-редь на увеличение базовых силовых возможностей, характерных

для пред-ставителей данного вида спорта. [3,4] В дальнейшем, на основе высокого уровня общей силовой подготов-ленности, необходимо формировать специфические для данного вида спорта силовые способности. 1.2. Формы проявления быстроты в спортивной деятельности В спортивной практике скоростные способности атлета проявляются в виде различных форм быстроты (Н.В. Зимкин, 1956; В.С. Фарфель, 1960; В.М. Зациорский,

1966; Л.П. Матвеев, 1977): - быстрота простой и сложной реакции (измеряется латентным време-нем реагирования); - быстрота отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощен-ных внешним сопротивлением); - быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений (измеряется чис-лом движений в единицу времени). Указанные скоростные способности установлены так же при исследо-вании боксёров (И.

П. Дектярёв, 1970). При этом выявлены 4 ортогональных фактора определяющих проявление скоростных качеств боксёра: - патентное время реакции; - время выполнения одиночного удара; - максимальный темп выполнения серий ударов; - скорость передвижения. Выделенные формы проявления быстроты обусловлены различными пусковыми механизмами и относительно независимы друг от друга. Например, быстрота двигательной реакции в большой степени обу-словлена свойствами зрительного, слухового

и др. анализаторов, быстрота отдельного движения - фактором нервно регуляторного характера, обуслав-ливающего координационные отношения между центральной нервной сис-темой и мышцами. С учетом этого, в последние годы, вместо термина "быстрота" чаще используется термин "скоростные способности" выделяя два их типа: быст-роту, как способность к экстренным двигательным реакциям, и быстроту, как способность, определяющую скоростные характеристики движений (Л.

П. Матвеев, 1991). Одни спортсмены могут отличаться быстрым реагированием, но мед-ленно выполнять различные движения, другие же наоборот. Современная спортивная деятельность требует высокого уровня разви-тия у атлетов всех указанных выше форм проявления быстроты, однако в разных видах спорта соотношение этих уровней различно. В спортивных единоборствах и играх реагирования атлетов протекает по механизму простых и сложных двигательных реакций. Под простой реак-цией понимают ответ за ранее обусловленными действиями

на известный, но внезапный сигнал. В боксе, например, такими внезапными сигналами могут быть обманные или действительные удары противника, изменение его поло-жения на ринге - неожиданное открытие уязвимых мест. Ответные действия при этом являются различные защитные или ударные движения. Сложные двигательные реакции в спорте чаще всего проявляются в виде реакций выбора, реакция с переключением, реакция на движущийся объект, а так же реакция предвосхищения, которая обусловлена способно-стью атлета

к антиципации (предвидению). В современном спорте высших достижений непременным условием эффективности технико-тактических действий является развитая способность к антиципации, т.е к предвидению действий противников, высокий уровень развития, который даёт возмож-ность спортсмену не только эффективно контролировать свои действия, но и прогнозировать действия соперника и своевременно их разгадывать в ходе поединка (Е.Н. Сурков, 1982). Двигательные реакции с переключением по ходу выполнения действий имеют место в

случаях, когда боксёр, фехтовальщик или игрок для получе-ния преимущества над противником вынужден быстро перейти от одних дей-ствий к другим. Например, в боксе неожиданно перейти от защитных дейст-вий к атакующим и наоборот, быстро изменить способ и направление пере-движений, мгновенно перейти от подготовительных обманных действий к непосредственной атаке, от одиночных лёгких, и быстрых тактических уда-ров к сильным, и акцентированным сериям и т.д. (Н.А. Худадов, Б.Н.

Супов, 1981). Изучение времени реакции и быстроты действий боксёров и фехто-вальщиков (Н.А. Худадов, 1955г; Ш. Закиров, 1964г; В.С. Колер, 1967г; И.П. Дегтярёв, 1970г; А.В. Родионов, 1973г) выявило, что моторный компонент двигательной реакции спортсменов меньше патентного периода зрительно-двигательной реакции, который, по данным психологических исследований, находится в пределах 0,1 - 0,3 сек. Исходя из этого, в условиях современных поединков спортсмен не

должен успевать защититься от ударов противника на ближней и средней дистанциях, так как время проведения атаки на этих дистанциях колеблется от 0,08 до 0,14 секунд. Однако практика показывает, что квалифицированные спортсмены успешно ведут поединки на ближней и средней дистанциях, своевременно защищаясь и контратакуя противника. Объясняется это высоким уровнем развития механизма антиципации (пред-видения) у опытных атлетов. [10]

Быстроту простой и сложной двигательной реакции в спортивной практике совершенствуют с помощью ряда методов. Наиболее часто, для воспитания простой реакции применяют повторный метод, основанный на повторном, возможно более быстром, реагировании занимающихся на вне-запный, заранее обусловленный сигнал или изменение ситуации. Наряду с повторным методом для совершенствования быстроты про-стой реакции применяют расчленённый, сенсорный и идеомоторный метод тренировки. Расчленённый метод заключается в отдельном совершенствовании

уп-ражнений "на быстроту реакции" и непосредственно связанного с ней движе-ния, а так же скорости последующего действия. Сенсорный метод совершенствования быстроты реакции, предложен-ный С.Г. Геллерштейном (1958) и заключающийся в воспитании у спортсме-на точности временных дифференцировок и её переносе на быстроту реак-ции. Сенсорный метод тренировки быстроты реакции предусматривает три этапа. На первом этапе тренировки спортсмен, максимально быстро реагируя на сигнал, подаваемый тренером,

после каждой попытки получает информа-цию о времени выполнения упражнения. На втором этапе тренировка быстроты реакции происходит аналогич-ным образом, но при этом спортсмен должен самостоятельно оценить время выполнения упражнения, после чего информацию о фактическом времени он получает от тренера. Таким образом, на втором этапе путём постоянного со-поставления самооценки и фактического времени выполнения упражнения происходит совершенствование точности восприятия "чувства

времени" у атлета. На третьем этапе, когда "чувство времени" достигло высокого уровня развития, т.е. когда самооценка и фактическое время совпадают, спортсмен выполняет упражнение с различной, заранее заданной скоростью. Этот прием помогает формировать у атлета способность управлять быстротой реакции. [2] В последние годы для повышения быстроты реакции применяется иде-омоторный метод тренировки, входящий в арсенал средств психологической подготовки спортсменов.

В основе идеомоторной тренировки лежит мыслен-ное, контролируемое сознанием выполнение упражнения, суть идеомоторной тренировки заключается в том, что до начала выполнения упражнения в го-ловном мозге атлета формируется предельно точный мысленный образ пред-стоящего движения и, лишь затем, это движение начинает выполняться в со-ответствии с мысленной программой. Идеомоторную тренировку рекомендуется применять как в работе с новичками, так и с квалифицированными

спортсменами. При составлении, индивидуальных идеомоторных программ следует учитывать следующие моменты (В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккен-хайм, Р. Фрестер, 1985г): - содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабаты-вать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. В процессе обу-чения изменяется потребность спортсмена в информации. Поэтому програм-мы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учи-тывать уровень

подготовленности спортсмена в данный момент; - число повторений в идеомоторной тренировке (2 - 5) зависит от уров-ня подготовленности спортсмена и задач обучения. Более сложные двига-тельные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть со-кращены; - информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями,

как надо выполнять упражнения. Исследованиями установлено, что идеомоторная тренировка, допол-ненная электростимуляционной активацией наиболее функционально важ-ных мышц, резко увеличивает свою эффективность (С.А. Гукасян, 1982). Совершенствование быстроты реакции выбора в тренировочном про-цессе происходит посредством постепенного увеличения числа возможных внезапных сигналов и ответных действий. В спортивном поединке атлетам часто приходится переключаться от одних активных действий к другим, на-

пример, от нападения к обороне, от маневрирования к атакующим и контр-атакующим действиям и т.д. Для тренировки быстроты двигательной реакции с переключением по ходу выполнения действий применяют как общеподготовительные, так и специальные упражнения своего вида спорта. Упражнения подбираются та-ким образом, чтобы в процессе тренировки совершенствовалось моторное переключение, связанное с движениями, а также латентное и моторное пере-ключение, связанное с реагированием и движениями.

[15] В качестве примеров общеподготовительных упражнений, формирую-щих моторное переключение, может быть бег с резким изменением направ-ления движения, с чередованием ускорений, с мгновенной фиксацией на мес-те или выполнением различных упражнений и т.д. [24] Аналогичными могут быть упражнения по совершенствованию па-тентного и моторного переключений, но при этом перед занимающимися ставится задача как можно быстрее выполнять переключения в ответ на раз-личные

условные сигналы: свистком, хлопком, голосом и пр. Подобным же образом строятся специально-подготовительные упраж-нения с переключением и упражнения с партнёром. При воспитании быстро-ты реакции на движущийся объект большое значение придается выработке у спортсмена умения своевременно увидеть объект, передвигающийся с боль-шой скоростью (удар в боксе, мяч в играх, оружие в фехтовании). С этой це-лью подбирают упражнения, в которых скорость движения

объекта, внезап-ность его появления, дистанция и прочие факторы многократно изменяются. Улучшению реакции на движущийся объект способствуют спортивные игры (особенно баскетбол и ручной мяч), игра в футбол на небольшой пло-щадке, подвижные игры, упражнения с теннисным мячом типа баскетболь-ных маневрирований в различных направлениях, в боксе – ведение трениро-вочного поединка одновременно против 2 противников и т.д. Следует также отметить, что в отдельных случаях, как уже отмечалось выше,

например, на ближней и средней дистанциях в единоборствах, невозможно успеть среаги-ровать на объект, движущийся с большой скоростью. В этих случаях, боль-шое значение имеет способность атлета, заранее предусматривать, предви-деть вероятные направления перемещения объекта. Быстрота указанных действий, как уже отмечалось ранее, обусловлена антиципационной способностью атлета. При этом необходимо отметить, что вероятностное прогнозирование является лишь частным случаем многооб-

разных проявлений антиципации. По данным Е.Н. Сурикова (1982), антици-пационные процессы характеризуются многоуровневым строением и обу-словлены сложностью решаемых спортсменом задач. При совершенствовании у атлетов быстроты реакции предвосхищения, необходимо акцентировать внимание занимающихся на типовых положениях противника, предшествующих началу его действий и служащих сигналом для встречных контрдействий. При этом следует обучать занимающихся умеренно правильно распределить своё

внимание, т.е. удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов, типовых положений противни-ка. Обычно в зоне внимания опытного спортсмена находится несколько объ-ектов (положение различных частей тела противника, распределение веса те-ла, направление и скорость движения конечностей, дистанция и пр), которые воспринимаются дифференцировано. Новички же видят лишь общий облик соперника. Скоростные способности атлета, проявляющиеся быстроте отдельных движений и действий, выполняемых в

высоком темпе, обусловлены не толь-ко уровнем развития его быстроты, но и других физических качеств: силы, выносливости, а так же зависят от координационных способностей и степени владения техникой. Спортивная практика показывает, что добиться существенного увели-чения быстроты движений значительно труднее, чем силы и выносливости. Например, в отличии дистанций и тяжелой атлетики мировые рекорды в спринте долгие годы существенно не меняются. Следует отметить, что основное методическое условие – повторное

выполнение упражнения с максимальной скоростью – является фактором, лимитирующим развитие быстроты и приводящим к стабилизации скорости движения на достигнутом уровне, т.е. к образованию так называемого "ско-ростного барьера". [20] Исходя из сказанного, в видах спорта, где скорость движений не явля-ется ведущим качеством, определяющим достижения атлета, рациональнее добиваться повышения быстроты путём совершенствования его силовых и скоростно-силовых способностей, а так же скоростной выносливости

и тех-ники движений, нежели затрачивать длительное время на небольшие сдвиги в уровне развития скорости. В спортивных играх и единоборствах, характеризующихся комплекс-ным проявлением различных форм быстроты, воспитание быстроты движе-ний происходит, как правило, в единстве с формированием физических ка-честв атлета, а также совершенствованием быстроты его простой и сложной реакции. Коротко остановимся на основных методах и формах воспитания быст-роты движений в спорте.

Методика совершенствования быстроты движений предусматривает широкое использование основных методов тренировки: ме-тодов строго загламентированного упражнения, соревновательного и игрово-го (Л.П. Матвеев, 1977). Кроме этого, выделяют две формы воспитания бы-строты движений (В.М. Зациорский, 1966): • целостное воспитание быстроты в определенном движении; • аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движения, например, совершенствование в технике движения.

1.3. Формирование выносливости у спортсменов и факторы её обуславливающие Деятельность спортсмена связана с выполнением мышечных усилий, в результате которых совершается механическая работа. В физике механическая работа определяется произведением силы на путь её действия (А=FхS). Чем длительнее работа, тем труднее её выполне-ние с прежней эффективностью, в связи с нарастанием утомления, под кото-рым понимается вызванное нагрузкой временное снижение работоспособно-сти. [21]

Выделяют четыре основных типа утомлений (В.М. Зациорский, 1966): 1. Умственное, например, при игре в шахматы; 2. Сенсорное, в результате напряжений деятельности анализаторов, например, зрительного у стрелков; 3. Эмоциональное, как следствие интенсивных эмоциональных переживаний, например, после выступления в ответственных соревнованиях; 4. Физическое, вызванное мышечной деятельностью.

Последний вид утомления наиболее интересен для спорта, т. к. связан с воспитанием выносливости. [3] В спортивной практике способность атлета противостоять утомлению и длительно совершать тренировочную работу без снижения её эффективно-сти определяют таким качеством, как выносливость. Выносливость, прояв-ляющуюся в специфической деятельности, называют специальной выносли-востью. Мерилом выносливости является продольное время выполнения уп-ражнения заданной интенсивности, а также

максимальное количество произ-веденной механической работы, т.е. работы "до отказа". В понятие "выносливость" различные авторы вкладывают разный смысл. Представляется удачным выделение Я.А. Эголинским (1966) силовой выносливости, под которой понимается способность длительное время вы-полнять работу, связанную с большими физическими усилиями. Аналогичную позицию выдвигает и Ю.В. Верхошанский (1977), харак-теризующий силовую выносливость, как

способность мышц к сохранению эффективности их функционирования в условиях длительной работы. Одной из основных способностей, которой должны обладать предста-вители скоростно-силовых видов спорта, является способность развивать большую мощность в короткий промежуток времени при выполнении спе-цифической деятельности. Уровень развития выносливости зависит от ряда факторов, среди кото-рых важнейшую роль играют степень функционального состояния кардио-респираторной системы спортсмена, способность мышц к

утилизации кисло-рода и снабжению их энергией, а также психологическая устойчивость к пре-одолению неприятных ощущений, вызванных утомлением и накоплением в мышцах продуктов распада. [26] (В.А. Парфенов, В.Н. Платонов, 1979). Необходимые энергетические ресурсы в организме спортсмена выраба-тываются в ходе двух, отличных по своей биохимической природе, процес-сов: аэробного и анаэробного. Аэробные возможности являются физиологической основой общей вы-носливости спортсмена, позволяющими

длительно выполнять тренировоч-ную (соревновательную) работу, за счет энергии окислительных процессов. Под анаэробной производительностью спортсмена понимается его спо-собность совершать мышечную деятельность в условиях неадекватного снабжения кислородом. Анаэробная производительность играет важную роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности, где отсутствует возможность обеспечить работающие ткани соответствующим количеством кислорода и где в процессе выполнения работы имеют место значительные нарушения во внутренней

среде организма. (Н.И. Волков, В.А. Данилов, В.М. Корягин, 1977). В зависимости от характера энергетических превращений, происходя-щих при работе в условиях дефицита кислорода в организме спортсмена, вы-деляют два вида анаэробной производительности. Алактатная анаэробная способность, т.е. не связанная с образованием молочной кислоты – лактатом, обусловлена запасом в мышцах, богатых энергией фосфорных соединений – аденозинтрифосфата (АТФ) и креатинфосфата

(КФ), при расщеплении кото-рых освобождается большое количество энергии. Гликолитическая анаэробная способность, т.е. лактатная зависит от свойств органов и тканей образовывать энергию путём ферментативного распада углеводов, при этом происходит расщепление гликогена, содержа-щегося в мышцах атлета, до ацетилкарбоновой, а затем до молочной кисло-ты. Упражнения, требующие проявления скоростной выносливости преду-сматривают развитие у спортсмена гликолитической

анаэробной способно-сти. Гликолитические анаэробные возможности спортсмена во многом обу-словлены адаптацией его тканей к резким изменениям внутри организма и способностью мышц справляться с воздействием кислой среды. В этой связи большое значение имеет психологическая устойчивость спортсмена, позво-ляющая ему продолжать спортивную деятельность и преодолевать болезнен-ные ощущения, возникающие в мышцах при их утомлении. [13,27] Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что тренировка вынос-ливости заключается

в тренировке "системы транспортирования кислорода", т.е. в увеличении поступления крови и кислорода к работающим мышцам, а также в адаптации скелетных мышц приводящей к повышению их возможно-сти к аэробному метаболизму (Д.О. Холлоши, 1982). [8] Максимальные двигательные движения зависят от энергетических за-пасов индивидуума и быстроты этих запасов посредствам аэробного и ана-эробного процессов. Максимальная мощность, демонстрируемая атлетом, с увеличением

времени работы убывает по экспоненте, всё больше завися от аэробного энергетического механизма и всё меньше от анаэробного преобразования энергии (Ф.Д. Нейгл, 1982). Воспитание общей выносливости, т.е. выносливости к длительной не-прерывной работе умеренной или большой интенсивности является фунда-ментом, создающим предпосылки для перехода к повышенным тренировоч-ным нагрузкам и с целью вызвать эффект "переноса" выносливости на спе-цифическую спортивную

деятельность (Л.П. Матвеев, 1977). Аэробные способности атлетов формируются независимо от приме-няемых средств тренировки. Функциональные возможности спортсмена при тренировке выносливости повышаются во всех сходных упражнениях, на-пример, в кроссовом беге, езде на велосипеде и в беге на лыжах, в продолжи-тельной гребле и в плавании. [16,29] Неспецифический характер аэробных возможностей создает условия для вариативности средств, применяемых для воспитания выносливости в различных видах спорта.

К средствам воспитания относятся общеподготовительные упражне-ния, применяемые с целью повышения функциональных возможностей кар-дио-респираторной и других систем организма, обеспечивающих общий уро-вень работоспособности спортсмена. К средствам воспитания выносливости относятся также специально-подготовительные и соревновательные упражнения, способствующие повы-шению уровня специальной работоспособности. [10] В последние годы разрабатываются дополнительные средства трени-ровки выносливости у спортсменов, основанные

на повышении устойчивости атлета к гипоксическим состояниям, т.е. недостатку поступления кислорода. Для этих целей используются специальные загубники и маски, нагрудные жилеты, тренировки в условиях барокамеры, выполнение упражнений в мас-ке с вдыханием смеси, соответствующей по составу горным условиям, а так-же упражнения с ограниченным дыханием, например, дыхание только через нос, задержки дыхания и пр. Кроме этого, широко используются повышенные температурные воз-действия окружающей среды: тренировки

на местности в условиях жаркого климата, специальные режимы посещения сауны. Наиболее разработана и популярна в настоящее время тренировка выносливости в условиях Средне-горья (1800 - 2300м. над уровнем моря). Проведение 2 - 4 недельных сборов в горах эффективно на разных этапах подготовки спортсменов и при правиль-ной последующей организации тренировок способствует повышению рабо-тоспособности атлетов с 16 по 40 день после списка

их с гор. [19] Важным средством воспитания выносливости является волевая подго-товка. Воля проявляется в сознательной регуляции спортсменом своих дей-ствий, направленных на преодоление различных трудностей. В спортивной практике условно выделяют ряд типов специальной вы-носливости (Л.П. Матвеев, 1977): - выносливость стайерского и марафонского типа, проявляющаяся в бе-ге на длинные дистанции, а также в упражнениях аналогичных по длительно-сти работы; - выносливость в беге на средние

дистанции и аналогичных видах спорта, где интенсивность соревновательных упражнений отличается суб-максимальной мощностью; - выносливость спринтерского типа, проявляющаяся в способности на-ращивать мощность работы до максимума и поддерживать её на этом уровне в условиях необходимого кратковременного выполнения упражнения; - выносливость силового характера, свойственная тяжелоатлетам и борцам зависящая от развития собственно-силовых качеств атлета и прояв-ляющаяся в способности сохранить и наращивать мощность усилий по ходу

соревнований, длящихся несколько часов подряд; - игровая выносливость и выносливость, проявляющаяся в единоборст-вах, где упражнения максимальной интенсивности чередуются с паузами от-носительного отдыха, где повышенные требования предъявляются к устой-чивости против сенсорного и эмоционального утомления; - многоборная выносливость, типичная для спортсменов-многоборцев, зависящая от высокого уровня развития выносливости в каждом виде упраж-нений. [5,28] Среди разновидностей выносливости выделяют также координацион-

ную выносливость. В качестве средств развития координационной выносливости приме-няются сложно-координационные спортивные упражнения в целом и их от-дельные подсистемы. Методические указания по развитию координационной выносливости. Изменяемые факторы Дозировка Интенсивность движений 70 - 85% максимальных возможностей Количество повторений

До первых признаков нарушения структуры движений Количество используемых двигательных действий 8 - 10 Отдых между выполнением новых заданий 3 - 5 При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм спортсмена определяется следующими параметрами: - интенсивность упражнения; - длительность упражнения; - количество повторений; - продолжительность интервалов отдыха; - характер отдыха. В зависимости от изменения одного или нескольких параметров или их сочетаний изменяется и степень

тренирующего воздействия на организм спортсмена. Выводы по I главе Качественные характеристики движения (быстро, сильно, продолжи-тельно) обусловлены состоянием и функциональными возможностями всех физиологических систем организма, мотивацией, смысловой структурой мо-торного действия и двигательной установкой. В этой связи, вместо понятия "физические качества" вводится понятие "двигательные способности" под которыми понимаются психомоторные свойства

человека. В процессе актив-ных тренировок развиваются четыре основные формы двигательных способ-ностей: моторная оперативность, координационные способности, силовые способности и двигательная выносливость. Изменение особенностей развития физических качеств в возрастном аспекте, несомненно, имеет большое значение, т. к. в юношеском возрасте закладывается фундамент спортивного мастерства и формируются основные двигательные способности. Таким образом, можно заключить, что общепринятой является необхо-димость в

процессе всесторонней подготовки спортсменов отводить значи-тельное место физической подготовке, которая направлена на воспитание и совершенствование тренируемых для спортивной деятельности двигатель-ных качеств и способностей. ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи и методы исследования С целью решения поставленной проблемы были сформулированы сле-дующие задачи исследования: 1. Изучить особенности развития специальной выносливости боксеров-юношей 2.

Разработать методику развития специальной выносливости боксеров. Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы: - теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; - педагогические наблюдения; - педагогическое тестирование; - педагогический эксперимент. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Изучение и обобщение имеющейся по данной проблеме научно-методической литературы позволило сформировать

концепцию, а на этой ос-нове определить подходы к решению обозначенной проблемы. Педагогические наблюдения. В основе использования этого метода ле-жал анализ и оценка эффективности педагогических воздействий и организа-ция занятий. В процессе взаимодействия экспериментатора и испытуемых преду-сматривалось открытое наблюдение, т.е. занимающиеся знали, что за ними ведется наблюдение.

Использовали также непосредственное наблюдение в той его части, где фиксировался словесный отчет о характере применения того или иного вари-анта тренировочного воздействия. Педагогическое тестирование. Метод педагогических контрольных ис-пытаний используется для диагностики физического развития и контроля за динамикой изменения специальной выносливости боксеров в ответ на зара-нее обусловленные воздействия. В целом в работе применялись стандартизи-рованные тесты, применительно

к специфике вида спорта. В процессе тесто-вых испытаний соблюдались основные требования по стандартизации и уни-фикации. [6] Педагогический эксперимент. В соответствии с целью и гипотезой ис-следования, вязанной с определением влияния индивидуально-типологических особенностей на динамику развития специальной выносли-вости, были проведены лабораторный, естественный и формирующий экспе-рименты. В процессе лабораторного эксперимента нами выяснялось, как реа-гируют боксеры с различными типологическими

особенностями на нагрузку, направленную на развитие скоростно-силовой выносливости, по результатам эффекта последействий. В естественном эксперименте изучали динамику психических состоя-ний, развивающихся в процессе занятий при использовании различных вари-антов нагрузки. Формирующие эксперименты позволяли выявить особенность предла-гаемых вариантов нагрузки на развитие того или иного проявления специ-альной выносливости у боксеров.

Методы математической статистики. Результаты исследования анали-зировались с использованием количественных и качественных методов, наи-более полно соответствующих цели и задачам, сформулированным в работе. Одновременно проводили вычисление средней арифметической дисперсии, среднеквадратического отклонения. Принимая во внимание неравное коли-чество испытуемых в экспериментальных группах, достоверность различий между этими группами рассчитывалась по методу непараметрических крите-риев

Вилкоксона - Манна Уитни [12]. Результаты исследований обработаны на ЭВМ ЕС – 1020 в вычисли-тельном центре Сибирского Государственного университета физической культуры. 2.2. Методика исследования двигательных способностей Быстрота исследовалась с использованием следующих тестов: резуль-тат бега на 30м, максимальная частота движений кисти за 10 сек время ре-акции на свет, реакция выбора из трех альтернатив, максимальное количест-

во ударов по тензоподушке за 10 сек. Скоростно-силовые способности исследовались с применением теста: прыжок в длину с места (в метрах). Силовые способности изучались с применением следующих тестов: сила удара правой и левой прямой, а также боковой левой и правой (в услов-ных единицах). Выносливость исследовалась с применением тестов: общая выносли-вость результат бега за 5 минут (в метрах). Скоростная выносливость исследовалась с применением теста: макси-мальная частота нанесения удара за 10

сек. Силовая выносливость изучалась с помощью тестов: изменение коли-чества и силы (суммарного тоннажа) ударов, выполненных в единицу време-ни. Для этого использовали тензоплатформу. Тензоплатформа включает в себя: 1. Регулятор грубой и точной настройки. 2. Мост. 3. Индикатор разбаланса моста. 4. Счетчик количества попыток. 5. Счетчик суммарного тоннажа. 6. Счетчик величины одной попытки.

7. Кнопку сброса. 8. Кнопку контроля правильности работы прибора. 9. Регулятор уровня. 10. Задатчик времени работы. 11. Телефоны, через которые выводятся сигналы обратной связи. Прибор работает следующим образом: перед началом работы необхо-димо с помощью ручек грубой и точной настройки на индикаторе "О" уста-новить "

О" моста. Свидетельство готовности к работе свечение светодиода зеленого цвета, в противном случае горит красный. Установив переключателем задатчика времени нужный интервал, не-обходимо держа в нажатом положении кнопку контроля, с помощью ручки "установка уровня" установить на счетчике 3 (величина одиночной попытки) значение уровня порога. После этого необходимо нажать кнопку сброса. Установить интервал времени работы и нажать кнопку запуск.

При ударе значение силы одиноч-ного удара заносится в счетчик 3 и суммирующий счетчик 2 при последую-щих ударах значения счетчика 3 будет отображать величину одного удара в данной попытке, а счетчик 2 накопленную сумму величины одиночных уда-ров. Счетчик 1 покажет количество ударов. По прошествии времени прибор прекращает реагировать на удары по платформе. Для повторного запуска не-обходимо операции, описанные выше.

При торировке платформы использовался метод "свободного падения" ядра с высоты 1 м. Импульс ускорения, полученный платформой, определял-ся высотой падения. При определении линейной характеристики деформации системы па-дения ядра проводилось с разной высоты, испытания показали достаточно высокую однородность показателей используемой тензоплатформы и линей-ность получаемых характеристик. Данные представлялись в условных еди-ницах.

В первом случае наносили удары три раунда по две минуты, под звук метронома 150 ударов в минуту (стандартная нагрузка). Во втором случае, используя три раунда по две минуты, боксера обязывали нанести возможно большее количество ударов максимальным усилием (интенсивная нагрузка), мы же постарались зафиксировать и количество, и тоннаж наносимых уда-ров. Для определения среднего коэффициента восстановления была приме-нена следующая формула: А (Г+Д+Е+Ж+3) /(В*К), где

А - средний коэффициент восстановления; Г, Д, Е, Ж, 3 - число ударов сердца в первую, вторую, третью, четвер-тую и пятую минуту восстановления соответственно; В - общее время восстановления (5 мин); К - пульс после разминки. Сила удара на 1 кг веса определялась по формуле: Б= б/(а*и), где Б - сила удара на 1 кг веса; б - тоннаж нанесенных ударов; а - количество ударов; и - весовая категория.

Коэффициент выносливости боксера в данном раунде определялся по формуле: X = А/Б, где X - коэффициент выносливости; А - средний коэффициент восстановления; Б - сила удара на 1 кг веса. Общий коэффициент выносливости определялся по формуле: Кобщ = (КЗ/К1+К2+КЗ), где К1, К2, КЗ - коэффициенты выносливости в 1, 2 и 3 раунде соответственно. [11] 2.3. Организация исследований Исследования проводились с 2003 по 2004 и включали в себя следую-

щие два этапа: Первый этап формирование основного направления работы. Теорети-ческий анализ имеющейся литературы и ее обобщение, формирование на этой основе концептуальных подходов к решению выдвинутой гипотезы, по-ставленных задач и выбор основных методов и методик исследования. Опре-деление предмета и объекта исследования. Второй этап - педагогический эксперимент. В педагогическом экспе-рименте изучали закономерности развития скоростно-силовой выносливости.

Планирование нагрузки проводилось в соответствии с разработанной нами программой. На общеподготовительном этапе использовалась одна из форм интер-вального метода тренировки с применением средств ОФП, отражающих спе-цифику бокса по физиологической направленности. [13,22] Упражнения для совершенствования скоростной выносливости при помощи бега: Характер работы - повторный. Длительность - 10 сек.

Длительность раунда - 2 мин. Количество раундов в серии - 4. Отдых между раундами - 3 мин. Количество серий - 2. Отдых между сериями – 6 мин. Интенсивность максимальная. Упражнения для совершенствования скоростно-силовой выносливости при помощи бега: Характер работы повторный. Длительность - 15 сек.

Длительность раунда - 2 мин. Количество раундов в серии - 3. Отдых между раундами - 15 сек. Количество серий - 3. Отдых между сериями 6, 4, 2 мин. Интенсивность субмаксимальная. Упражнения для совершенствования общей выносливости при помощи бега: Характер работы - переменный. Длительность - 3 мин.

Количество раундов - 10 (8 ускорений в серии). Отдых между раундами - 1 мин. Интенсивность - средняя (до 160). На специально-подготовительном этапе упражнения выполнялись на типовых боксерских мешках. Удары наносились максимально быстро и точ-но с сохранением техники ударных движений и соответственно ударных по-ложений, способствующих переходу боксера от атакующих к защитным дей-ствиям и обратно. [18,28] Упражнения для совершенствования скоростной выносливости' при помощи типовых

боксерских мешков: Характер работы - повторный. Длительность - 10 сек. Длительность раунда - 2 мин. Количество раундов в серии - 4. Отдых между раундами 3 мин. Количество серий - 2. Отдых между сериями - 6 мин. Интенсивность максимальная. Упражнения для совершенствования скоростно-силовой выносливости при помощи типовых боксерских мешков:

Характер работы - повторный. Длительность - 15 сек. Длительность раунда - 2 мин. Количество раундов в серии - 3. Отдых между раундами - 15 сек. Количество серий - 3. Отдых между сериями - 6, 4, 2 мин. Интенсивность субмаксимальная. В процессе практического применения средств и методов подготовки, способствующих развитию специальной

выносливости, мы следовали прави-лу "изолированного тренирующего воздействия", то есть строили каждое тренировочное занятие так, чтобы в нем решалась преимущественно одна ка-кая-либо задача (развивался один из компонентов выносливости). Необходи-мость такой "изоляции" тренирующего воздействия обусловлена тем обстоя-тельством, что при развитии одного компонента выносливости происходит угнетение других. [20] Таблица 1. Распределение тренировочной нагрузки в педагогическом эксперимен-те с различной

направленностью на развитие специальной выносливости у боксеров. Средства Распределение вре-мени по группам уп-ражнение в кон-трольной группе, мин. 1-й эксперимент, преоб-ладание скоростно-силовой направленности, мин. ОФП 1. Выносливость общая 360 81 2. Упражнения на координацию 160 3. Быстрота 190 4. Сила 285 200 5. Скоростная выносливость 100 6.

Упражнения на вестибулярную устойчи-вость 225 160 7. Скоростно-силовая выносливость 220 8. Упражнения на расслабление 210 160 Суммарное время ОФП 1080 1271 СПФ 9. Быстрота 450 280 10. Упражнения на координацию 573 320 11. Скоростная выносливость 180 140 12. Скоростно-силовая выносливость 280 13. СТТМ 351 345 14.

Условный бой 300 270 15. Спарринг 135 120 Суммарное время СПФ 1989 1755 Общее время тренировочной нагрузки 3069 3026 Темпы изменения показателей, характеризующих специальную выносливость к нагрузке, различающейся направленностью воздейст-вия. Таблица Динамика показателей, характеризующих выносливость боксеров по-слеприменения различных вариантов нагрузки № п/п Наименование показателя Эксперимент n=37

Контрольная n=47 1 Суммарный тоннаж (усл. ед) 22,06+18,77 12,36+10,74 2 Сила удара на 1 кг веса (усл. ед) 13,86+9,25 2, 20+10,46 3 Коэффициент выносливости (усл. ед) 16,41+11,72 3,66+10,36 4 Суммарный тоннаж 1 р. (усл. ед) -1,09+5,79 1,43+7,77 5 Суммарный тоннаж 2 р. (усл. ед) 9,36+8,08 3, 20+9,10 6

Суммарный тоннаж 3 р. (усл. ед) 19,36+12,70 9,97+14,28 7 Коэффициент выносливости 1 р. 2,55+6,73 2,16+7,38 8 Коэффициент выносливости 2 р. 16,62+6,63 5,12+9,58 9 Коэффициент выносливости 3 р. 24,45+14,56 14,05+15,52 10 Общий коэффициент выносливости 11,42+6,49 5,80+8,05 11

Сила удара на 1 кг веса 1 р. (усл. ед) -0,303+5,76 0,36+3,11 12 Сила удара на 1 кг веса 2р. (усл. ед) 8,66+7,93 3,06+6,52 13 Сила удара на 1 кг веса 3р. (усл. ед) 17,65+10,52 7,09+6,00 14 Сила левого прямого (усл. ед) -0,78+3,23 -0,16+3,78 15 Сила правого прямого (усл. ед) 3,46+3,87 1,74+5,56 16

Сила бокового левого (усл. ед) 2,29+4,61 -0,17+6,76 17 Сила бокового правого (усл. ед) 1,61+5,60 1,66+8,35 18 Количество ударов на 10 сек. 8,29+3,81 10,23+7,65 19 Бег 30 м. (сек) 2,32+3,10 1,46+1,97 20 Бег за 5 мин. (м) 6,07+5,80 2,31+4,17 21 Прыжок в длину с места (м) 2,45+2,39 0,93+2,21 Результаты, представленные в таблице, показывают, что

в целом темпы прироста результата в показателях специальной выносливости на примене-ние различной нагрузки существенно различаются. Обращает на себя внима-ние более высокий темп прироста результатов в большинстве показателей эксперимента с направленностью тренировочного процесса на развитие ско-ростно-силовой выносливости делается на развитие скоростной выносливо-сти, и результатами контрольной группы, тренировавшейся по общепринятой методике. Это относится, в первую очередь, к таким показателям, как сум-марный тоннаж,

в первом эксперименте темп прироста составил 22,06%, в то время как во втором 6,86% и в контрольной группе 12,36%. Выше темп при-роста наблюдается в таких тестовых показателях, как относительная сила удара на 1 кг веса (соответственно по экспериментам 13,86%; 2,00%; 2, 20%). Применительно к коэффициенту выносливости увеличение в первом экспе-рименте составило 16,41%. Значительно меньше в контрольной группе 3,66%. Сравнивая темп изменения показателей, характеризующих

специаль-ную выносливость по раундам ведения поединка, можно отменить большое увеличение после эксперимента во втором, и особенно в третьем раунде. Так, суммарный тоннаж после первого раунда существенно изменяется после вто-рого эксперимента (7,06%) и значительно меньше после первого (-1,09%). Применительно ко второму и особенно третьему раунду наблюдается боль-шое увеличение суммарного тоннажа после первого эксперимента (соответ-ственно 9,36%; 19,36%), меньше во втором (8,59%;

14,07%) и значительно меньше в контрольной группе (3, 20%; 9,97%). Подобная направленность на-блюдается и относительно такого показателя, как относительная сила удара на 1 кг веса. Большой темп прироста характерен для боксеров после второго эксперимента (2,47%) и меньше по результатам первого (-0,30%), но во вто-ром и в третьем раунде выше уже у боксеров, тренировавшихся с направлен-ностью на развитие скоростно-силовой выносливости (соответственно 8,66%;

17,65%); меньше после второго и особенно в контрольной группе. Анализируя коэффициент выносливости, необходимо отметить отсут-ствие различий в темпах развития в первом раунде во всех группах, и значи-тельное увеличение по результатам первого эксперимента во втором и осо-бенно в третьем раунде (12,62%; 24,4%;). Это наблюдается и в отношении общего коэффициента выносливости (соответственно по экспериментам 11,42%; 6,06%; 5,80%) [7].

Следует обратить внимание на меньший уровень различия в темпах прироста результата в показателях, характеризующих силу удара. Практиче-ски достоверные различия между экспериментальными группами отсутству-ют. С чем это может быть связано? Очевидно, с большой направленностью на воспитание выносливости, позволяющей поддерживать определенный уровень силы на все время ведения поединка. Определенные различия отмечаются в отношении показателей быстро-ты.

В частности, количество ударов за 10 сек значительно изменяется у бок-серов контрольной группы 10,23%; после первого эксперимента 8,29% и зна-чительно меньше после второго 4,76%.6 динамике изменения скоростных ка-честв (бег 30 м) большее увеличение характерно после первого эксперимента 2,32, чем в контрольной группе, но различия не достигают уровня достовер-ности Р > 0,05. Большой темп прироста наблюдается и по такому показателю, как бег 5 мин. и прыжок в длину

с места, он достоверно выше после первого эксперимента в сравнении с контрольной группой. Выводы по II главе Таким образом, рассматриваемые данные показывают, что различия в системе планирования нагрузки означают существенное влияние на динами-ку развития двигательных способностей, так, скоростно-силовая направлен-ность тренировочного процесса значительнее влияет на развитие специаль-ной выносливости, при этом темп изменения ряда признаков применительно к раундам особенно высок во втором и в третьем

(суммарный тоннаж, коэф-фициент выносливости, сила удара на 1 кг веса спортсмена). Применительно ко второму эксперименту с акцентом на скоростной вариант нагрузки отмечается более высокий темп прироста показателей по раундам только в отношении первого раунда, для них же характерно и боль-шее увеличение силы удара, хотя достоверный уровень отмечается в двух случаях из четырех (сила левого прямого и правого бокового). Контрольная группа более высокий уровень изменения результата име-ла только

в показателях максимального количества ударов за 10 сек. Одновременно показанные признаки указывают на то, что чаще они связаны с индивидуальными особенностями боксеров. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема изучения закономерностей физического развития человека давно привлекла к себе внимание исследователей. Так, например, ещё в трудах П.Ф. Лесгафта (1874, 1876) были сформу-лированы "

Основы естественной гимнастики" и " Отношение анатомии к фи-зическому воспитанию", а также рассмотрены особенности появления мы-шечной силы человека. П.Ф. Лесгафт отмечает, что для развития физических сил человека не-обходимо упражнять мышцы. Для этого существуют следующие главные способы: 1) увеличение числа движений; 2) ускорение производимых движений; 3) отягощение и сопротивление производимым движениям, которое осуществляется:

а) различными тяжестями, б) весом собственного тела, г) силою другого лица До 50-х годов при обосновании физиологической природы мышечной силы и механизмов формирования двигательных возможностей не в полной мере учитывалось значение рефлекторной деятельности нервной системы, раскрытое И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Трудами А.Н. Крестовникова (1951, 1954), Н.В. Зимкина (1956), В.С. Фарфеля (1960) убедительно показано, что в основе формирования двига-тельного

навыка лежит механизм временных связей. Двигательные умения и навыки приобретаются и совершенствуются в процессе физических упраж-нений, при выполнении которых происходят глубокие изменения в деятель-ности мышц, центральной нервной системы и внутренних органов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абдель Фатах Мабрук Хедр. Исследования методов совершенство-вания выносливости у юных боксеров 14-*15 лет:

Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М 1979. – 18 с. 2. Богуславский В.Г. Методика сопряженного развития специальной выносливости и технического совершенствования юных боксеров: Авторе-ферат диссертации кандидата педагогических наук. – Киев, 1989. – 21 с. 3. Бутенко Б, Н Худадов Н.А Мамчупп Н.А Гильдин Л.С Огурен-ков В.Н. Физическая подготовка юных боксеров //

Бокс: Ежегодник. – М 1964. – с.77-93. 4. Бутенко Б.Н. Специализированная подготовка боксера. – М.: Физ-культура и спорт, 1967. – 69 с. 5. Бутенко В.Н. Калмыков В. Развитие специальной выносливости бок-сера // Бокс: Ежегодник. – М 1970 – с.56-65. 6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. –

М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с. 7. Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. – 2-е издание. – М.: Медицина, 1966. – с.228-238 8. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 1967 №3 – с.15-21 9. Гандельсман А.Б Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. –

М.: Физкультура и спорт, 1966. – 188 с. 10. Гандельсман А.Б. Условия достижения высокой работоспособности на дистанции // Теория и практика физической культуры. – 1964 №4. – с.15-19. 11. Градополов К.В. Бокс. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 340 с. 12. Градополов К.В. Бокс. Учебник для ИФК. – 4-е издание. –

М.: Физ-культура и спорт, 1965. – 338 с. 13. Дегтярев Н.П. Исследование факторной структуры скоростных вы-носливостей боксеров в специальных заданиях.: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М 1969. – 22 с. 14. Дегтярев И.П Концев К.Н Гаськов К.В. Планирование структуры средств тренировки на предсоревновательном этапе подготовки юных боксе-ров

// Бокс: Ежегодник. – М 1985. – с.16-18 15. Джероян Г.О Худадов М.А. Предсоревновательная подготовка боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – с.66-71 16. Донской Д.Д. Наумов В.М. Лыжные гонки. – М.: Физкультура и спорт, 1957. – с.31-43. 17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического вос-питания. –

Л 1979. – 83 с. 18. Ким В.В. Методика тренировки и оценки специальной выносливо-сти студента-боксера. – Свердловск, 1981. – 32 с. 19. Киселев В.А. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение специальной выносливости боксеров на предсоревновательном этапе: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М 1982. – 23 с. 20. Клевенко В.М. О специальной физической подготовке боксеров //

Говорят мастера ринга. – М.: Физкультура и спорт, 1963. – с.13-16. 21. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта // Психология и современный спорт. – М 1973. – с.224-319. 22. Кургузов Г.В. Русанов В.Я. Метод интервальной тренировки для повышения специальной работоспособности боксеров. // Бокс: Ежегодник. – М 1985. – с.15-16. 23.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с. 24. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М.: Физкуль-тура и спорт, 1977. – 235 с. 25. Морозов Г.М. Бокс в Соединенных Штатах Америки: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М 1955. – 18 с. 26. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. –

М.: Физ-культура и спорт, 1969. – 223 с. 27. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – с. 19. 28. Набатникова М.Я. Проблемы совершенствования специальной вы-носливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и боль-шой мощности.: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. –

М 1974. – 52 с. 29. Огольцов Н.Г. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 128 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.