Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурная и духовная жизнь японцев

Федеральное агентство по культуре икинематографии Российской Федерации
Пермский государственный институтИскусства и Культуры
Факультет культурологии
Кафедра Социально – культурнойдеятельности
Реферат
Культурная и духовная жизнь японцев
Исполнитель: Корытова Александра
Викторовна, студентка гр. МК – 11
Научный руководитель: Лепоринская Т.Н.
Пермь 2006

Содержание
1. Введение
2. Краткая характеристика этнонима
3. Статистическая оценка населения
4. История заселения японскихостровов
5. Антропологическая характеристика
6. Языковая характеристика
7. Письменность
8. Мифологические представленияЯпонцев о зарождении мира
9. Особенности культурной жизни
10. Особенности традиционногосельского хозяйства
11. Традиционное жилище
12. Традиционная одежда
13. Традиционная кухня
14. Духовная жизнь Японцев
Заключение
Список использованных источников

1. Введение
Икебана, харакири, садкамней, самурай, кимоно, театр кабуки, чайная церемония, сад песка, борьбасуммо, синтоизм. Что означают все эти понятия, какой загадочный смысл таят всебе? Да и вообще кто такие японцы, какими они представляют мир вокруг себя,что является основой их мировоззрения, как по их представлениям зародился мир иони сами? На все эти и многие другие вопросы я и постараюсь ответить в своемреферате.
Спектр знанийсовременного человека относительно Японии настолько примитивен и необширен, чтобытующие дилетантские представления становятся основополагающим. Например,такие как, японцы употребляют в пищу всё, что движется, независимо от того,готово блюдо или только поймано из окружающей среды; постоянно кивают головойкак болванчики; не смотрят в глаза собеседника, так как будто в чем-топровинились; часами наблюдают за самыми обыденными картинами природы; стараютсяне пускать к себе иностранцев; специально обучают девушек для ублажения (как духовного,так и плотского) мужчин и некоторые другие подробности, не раскрывающиесущности этого загадочного и таинственного народа. Такие ассоциации возникают учеловека, знакомого с японской культурой, так же как с культурой древнихамериканских или африканских племен, то есть по принципу: где-то что-то слышал,когда-то видел японский мультик или боевик. А заглянуть в душу народа «страныцветущей сакуры» является делом более трудоемким, требующим анализа получаемойинформации и изучения более традиционных и научных источников, именно по такомупринципу я буду строить свою работу.
С одной стороны, конечно,нам никогда не понять менталитет другого народа и даже при попыткевоспроизвести какое-либо из японских чудес у себя дома вряд ли увенчаетсяуспехом. Совершенно верно по этому поводу сказали Пронников В. А. и Ладаков И.И. в своей книге «Японцы»: «Для японского сада характерна атмосфератаинственности, что и положили в основу паркового искусства…Если попытатьсяперенести японский парк в какую-либо другую страну, то ничего не получиться.Дух, атмосфера – вот, что главное в японском парке».
Как о людях с такойглубокой и загадочной философии, как японцы можно так рассуждать («Воздаяние задобро и зло неотступно, как тень. Радость и страдание следует за добрымидеяниями, как «эхо в ущелье» — буддийские проповедники). Вообще японская поэзиятребует отдельного внимания и изучения, потому что именно в стихах, кажущихсяна первый взгляд странными и неглубокомысленными скрывается таинственный мирмировоззренческих концепций японского народа. Японские поэты – «творцы ихранители японской старины» (Мещеряков А. Н.).
Моя задача не просторассмотреть японцев как народ и тем более не осудить их традиции, верования ипредставления о мире, а пропустить через себя полученную информацию в целяхличного духовного обогащения и приобретения жизненного опыта в формированиимировоззренческих установок.
Тут будет уместновозражение о том, что, не зная как следует свою историю, я берусь изучатьисторическое прошлое, совершенно отличного от нас этноса, но это лишь оттого,что история самой Японии интересует меня меньше, чем их мир мыслей и поступков.

2. Краткая характеристикаэтнонима
Название страны – Японияво всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков,составляющих собственное название этой страны – Нихон (или более официальноеназвание – Ниппон). Первый из этих знаков обозначает – солнце, второй – кореньили основу. Отсюда иносказательно Японию обозначают как страну восходящего солнца.Самоназвание Японцев «Нихондзин» («дзин» по-японски значит «человек»).
3. Статистическаяоценка населения
В Японии проживает более127 миллионов человек. Прирост населения каждые 10-12 лет в среднем 1%. ВЗарубежной Европе 15 тысяч японцев, В Зарубежной Азии – 119910 тысяч, в Америке– 1580, в Австралии – 5, в мире в целом –125,5 миллионов человек.
Также японцы проживают вСША (Калифорния, Гавайские острова) – 800 тысяч, Бразилии – 750, Перу – 70,Канаде – 65, Аргентине – 40 тысяч человек и других странах Америки, Европы,Азии и Австралии.
Средняя продолжительностьжизни населения наивысшая в мире: 77,1год у мужчин, 83,99- у женщин. Долягородского населения примерно 80%. Среди лиц старше 15 лет 91,7% окончилиразличные учебные заведения, при этом 24,3% общего числа окончили начальные исредние школы 1-ой ступени, 45,7% — средние школы 2-ой ступени, 11,9% — профессиональныешколы и колледжи, 14,6% — университеты и аспирантуры.
4. Историязаселения японских островов
Государство Япониярасположено в западной части Тихого океана на цепи островов (всего их более4000, самые крупные – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку). Острова омываются водамиТихого океана, Японского, Охотского и Восточно-Китайского морей.
Для географическогоположения характерна значительная вытянутость с севера-востока на юго-запад,что обусловило разнообразие природных условий. Крайне северные районы странынаходятся в холодном климатическом поясе, центральный – в умеренном, южный – всубтропическом.
К главным островам страны– Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо прилегает до 4 тысяч малых островковвулканического происхождения, некоторые островки имеют коралловоепроисхождение, то есть не пригодны для жизни. К малым островным группам в Тихомокеане относятся Идзуноситито, Огасавара (Бонин), Ёрито (Сернистые). Восточнаяокраина – островок Маркуса (Минами-Торисима), южная окраина – остравная группаРюкю (Нансэй), состоящая из более чем 211 островов. Самым Западным являетсяостров Хонсю.
На протяжении большейчасти четвертичного периода Япония была связана сухопутным мостом с Евразией исоставляла с ним единое целое. Японское море было тогда огромным внутреннимозером. Поэтому древнейшие люди, близкие к обитавшему в Восточной Азиисинантропу, вполне могли проникнуть на её территорию. Были найдены каменныеорудия, сопоставимые с нижнепалеотическими. Бесспорно, датируется лишьпамятники эпохи мезолита (10 – 6 тысячелетия до нашей эры). Древнейшие из неолитическихкультур Японии, культура протодземонов, датирующаяся 7 тысячелетием до нашейэры. С 7 по 1 тысячелетия до нашей эры – неолитическая культура дземон (чтодословно переводится как «веревочный узор»), распадающаяся на более узкие посвоим хронологическим и географическим рамкам локальные культуры, идентичные покаменному и по хозяйственно – культурному типу поселения. Это были племена сохотничьим и собирательным хозяйством, также они занимались своеобразнымрыболовством – собирали моллюсков в прибрежных районах. Скорее всего, населениеэпохи дземон по своему языковому и физическому типу было близко современнымайнам, которые и могут рассматриваться как наиболее прямые потомки первых людей,заселявших территорию Японии и относящихся к ней островов.
Древнейшие айнскиеплемена расселялись морским путем из Юга – Восточной Азии вдоль Филиппинского иРюкюского архипелагов. В физическом облике и даже в отдельных этнографическихчертах (например, татуировки) в современном населении островов Рюкюпрослеживаются некоторые элементы айнского субстрата в большей степени, чемсреди населения Центральной Японии. Были ли японские острова к моменту приходадревних айнов необитаемыми или же айны включили в свой состав потомковпалеотического и мезолитического населения страны, сказать трудно и по сейдень.
Во 2 тысячелетии до нашейэры Южную Японию начинают заселять малайско – полинезийские по своему языку и южно-монголоидныепо расовому типу племена, которые смешиваясь с более древним айноязычнымнаселением, включают в себя немало айнских элементов. В хозяйственно –культурном отношении эти племена мало отличались друг от друга.
В 6 – 5 веках до нашейэры в этническом и культурном облике населения Южной Японии происходятсущественные сдвиги. Через Цусимский пролив сначала на север острова Кюсю,затем на остров Сикоку и на юго-запад острова Хонсю проникают из южной Кореиплемена – носители энеолитической культуры яёй. Племена культуры яёй былизначительно выше по уровню хозяйственно – культурного развития, чем племенакульту дземон. Им было известно поливное рисосеяние, они уже имели навыкискотоводства, занимаясь разведением коров, свиней, лошадей. Также у них былинекоторые связи с высокоразвитыми цивилизациями Восточной Азии. Из Китая иКореи к этим племенам проникли металлические, бронзовые и железные орудия иоружия, гончарные изделия. В племенных объединениях зарождается раннеклассовыеотношения, далеко заходит имущественное расслоение, появляется рода – племеннаязнать.
Появившиеся племенныеобъединения, начинают называться «царствами». В течение 1 – ых веков нашей эрымежду крупными «царствами» идет ожесточенная борьба за господство. Победуодерживает «царство» Ямато, которому удалось захватить наиболее богатые иплодородные земли и утвердить тем самым свое господство над всей Центральной иЮжной Японией. Завершается консолидация древнейших племен в народность, котораяразвивается, испытывая внешнее влияние более древних и развитых цивилизаций(Китайской, Корейской, Индийской), в это время появляются железные орудия.
В 5 – 6 века из Китая иКореи переселяется множество людей, сыгравших немаловажную роль в формированиикультуры и искусства (архитектура, роспись дворцов, храмов, погребальныхкурганов, одежда и образ жизни знати соответствует привезенным образцам). Но попричине своего изолированного положения, японская народность прошласвоеобразный, отличный от народов Евразии, путь развития.
Все это время Япония неимеет определенной столицы, столицей был тот город, из которого был родомправящий на данный момент царь, а правящие роды постоянно сменяли один другого.Только с 710 года отстраивается первая столица – город Нара, имеющий данный статустолько лишь до 794 года, после столицей Японии становится город Хэйан (нынепереименованный в Киото), который выполнял функции столицы вплоть од 12 века,затем и по сей день столицей становится город Токио.
До середины 16 векаЯпония оставалась почти неизвестной для Европейцев страной. Первое открытиеЯпонии состоялось в 1540 году, когда туда проникли испанские и португальскиекупцы и католические миссионеры, причем некоторые японцы принимаюткатоличество. В 1639 году доступ иностранцам в Японию был запрещен, портыстраны стали закрыты для всех иностранных судов, кроме китайских и голландских.В 1854 году политику изоляционизма приходиться отменить из-за тяжелоговнутреннего экономического положения.
В начале 19 века в Япониивозникают элементы буржуазных отношений. После Буржуазной революции 1867-1868годов, Япония формируется в буржуазную нацию. После 2-ой Мировой Войны в образежизни и бытовой культуре происходят крупные сдвиги в направлении сближения ссовременной культурой.
5. Антропологическаяхарактеристика
Население Японииотличается национальной гомогенностью. Примерно 99% в составе населенияприходиться на японцев и менее 1% — на неяпонцев. Японцы относятся кспецифическому варианту ране переходным группам между монголоидными и экваториальнымирасами.
Наиболее крупныенациональные меньшинства образуют корейцы (примерно, 700 тысяч человек),которые были ввезены в качестве рабочей силы во время 2-ой Мировой Войны ирассеялись в городах Центральной и Южной Японии.
На острове Хоккайдо, восновном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округахпроживает около 16 тысяч айнов. Древнейшие айнские племена принадлежат кспецифической ветви австралоидной расы. Сейчас анский народный костюм,обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве развлечения длятуристов с целью заработать деньги.
Эта (одна изнациональностей в Японии), официально именуются «буракуминами» — потомки такназываемых людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и других,которые в феодальной Японии стали вне сословий, выделялись в бесправную группуи жили в специальных поселках (где они живут и по сей день). В Японии окала 600таких поселений, общая численность Эта 2-3 миллиона человек (преимущественно вЮго-Западной Японии). По расовому признаку и диалекту они не отличаются отокружающего населения, официально уравнены в правах с остальными Японцами, ноих дискриминация сохраняется во всех сферах общества и производственной жизни.
Некоторыми особенностямикультуры (народный костюм, обычаи) отличаются жители Рюкю. Ране онипредставляли свою государственность, а сейчас влились в японскую нацию вкачестве её особой этнографической группы, распадающиеся в свою очередь наболее мелкие подгруппы. Этнографическим своеобразием отличаются и крестьянскоенаселение некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.
6. Языковаяхарактеристика
Официальный язык в Японии– японский, относится к Японской группе, Алтайской языковой семьи. Долгое времясчиталось, что японский язык не входит ни в одну из известных языковых семей,занимая в генеалогической классификации языков изолированное положение. Однакоисследования последних десятилетий позволяют обоснованно утверждать, чтояпонский язык родственен корейскому, и отнести оба эти языка к алтайской семье,в которую входят также тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки.Таким образом, в своей основе японский язык — это речь пришельцев с Азиатскогоконтинента, поселившихся на Японских островах, по-видимому, задолго до началанашей эры. Правда, некоторыми своими чертами японский язык обязан еще болеедревнему населению Японии, говорившему, судя по всему, на одном из языковавстранезийской (иначе малайско-полинезийской) семьи.
В основу общеяпонскогогосударственного литературного языка (кокучо или хедзюнго) легли диалекты равниныКанто в окрестностях Токио, вытесненный около середины 20 века старымлитературным языком – бунго, но вобравший в себя некоторые его элементы. Нотакже в стране выделяются три большие группы диалектов, распадающиеся намногочисленные говоры. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические илексические особенности и на слух непонятны носителям других диалектов.
Японский язык считаетсясамым трудным в мире. Возможно, для самих Японцев он труден не меньше, чем длявсех остальных. Одна из трудностей заключается в наличии различных форм речи,выражения вежливости, почтения или формальности. Все три тесно связаны, но притом совершенно различны. Для каждого стиля речи присуща своя отдельная лексика– вежливого, почтительного, формального и неформального. Письменный и устныйязыки существенно отличаются друг от друга. Существуют различия между мужским иженскими формами речи.
Существует множествоспособов выразить одну и ту же мысль или понятие, точно так же одно выражениеможет подходить для многих случаев жизни. Слово «домо» — «спасибо», «привет»,«здорово», «давненько не виделись», «ужасно извиняюсь», «хорошо-хорошо» ипрочее. Не существует способа четко сказать «да» или «нет». «Хай» чаще всегопереводиться как «да», однако на самом деле оно означает «Я слышал вас и понялвас, и теперь думаю, что ответить». Есть способ сказать «нет» только в техслучаях, когда отказ не вызовет обиды. Но Японцы знают, когда они подразумевают«нет». Даже если не произносят вслух, «я подумаю об этом» — форма оченьтвердого отказа, а если Японец скажет «са», значит нужно начать все сначала.
7. Письменность
Первые памятники японскойписьменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своейписьменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Носкоро стало ясно, что китайские иероглифы, не имеющие окончаний не подходят дляяпонского письма. Стали появляться гибриды, к каждому китайскому иероглифу добавились,по меньшей мере, два различных чтения. Они употребляются в зависимости отконтекста: иногда брали литературный вариант, иногда более подходящий японский.
Каждый китайский иероглифобозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записывались какзаимствованные слова китайского происхождения, так и корни собственных японскихслов. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку«кака», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах –округлом (хирогана) и угловатом (катакана). В современном японском тексте корнибольшинства слов пишутся иероглифами, грамматическое окончание и служебныеслова – «хироганой», заимствованные слова европейского происхождения –«катаканой», хотя есть и тексты сплошь написанные «хираганой».
Для говорения и чтениянужно знать минимум 2000 китайских иероглифов, образованные японцы знают 5000 идаже 8000 иероглифов, в некоторых из которых более 30 черточек.
Существуютиероглтфы-пиктограммы, представляющие собой изображение каких-либо предметов,существ, объектов, явлений природы, например:
— солнце; — человек;
— дождь; — рот;
— гора; — глаз;
— дерево; — рука.
Иероглифы-идеогарммы –рисунки, не воспроизводящие буквально какие-то объекты, в них вложен некийусловный смысл. Они могут символизировать действие, состояние, отношения междупредметами, передавать отвлеченные понятия и тому подобное, например:
— щебетать («рот» +«птица»); — три;
— верх; — мужчина («сила»+ «поле»);
— восток («солнце,встающее из-за деревьев»).
Иероглтфы-фоноидеограммысоставляют самую большую группу иероглифов. Для создания нового слова брали ужесуществующий иероглиф, имеющий тоже звучание, что и это слово («фонетик»), идобавляли к нему несколько новых элементов, определяющего класс понятий,которому относиться данное слово («детерминатив»). Этим пользовались по причинеограниченного количества слогов в китайской речи.
— внутри; — открытое море(«вода»);
— [взаимо] отношения(«человек»); — верность («сердце»).
8. Мифологическиепредставления японцев о зарождении мира
Пока хризантемы такпрекрасны,
Украшу волосы цветами.
Не знаю, кто умрет скорее:
Увянут ли цветы,
Иль я уйду.
Кокинсю.
Японские мифы былизаписаны в начале 8 века в мифологическо-исторических сводах «Кодзики» («Записио делах древности», 712 год) и «Нихон сёки» («Анкалы Японии», 720 год), которыебыли составлены по прямым указаниям императоров. Идеологическая цель данныхкниг – обоснование легитимности правящего рода и «склеивание» воедино мифологическихпредставлений различных социальных и этническо-территориальных групп, входящихв состав древнего государства Ямато, установление родственных отношений междубогами, принадлежавшими к различным традициям. Эти мифы оказывали очень большоевлияние на формирование японского менталитета. Их делили на три основныегруппы.
1)Мифы о разделении Небаи Земли. «В древности, когда Небо-Земля былине разделены и Инь-Ян не былиразделены, мешанина эта была подобна Куринному яйцу, темна и содержала почку. Ивот, чисто-светлое истончилось-растянулось и стало небом, а тяжело-мутноеудержалось-застряло и стало землей…» Сначала земля-твердь плавала наповерхности воды в виде острова. Потом между Небом и Землей возникло нечто, поформе напоминающее почку тростника и оно превратилось в божество, имя его –Куни-но Микотати-но Микото. Затем появились еще боги – Идзанага-но Микото,Идзанами-но Микото. «Став на Небесном плывущем мосту. Взяли они НебесноеЯшмовое Копье, опустили его в океан, пошевелили им и нашли дно, стали скидыватькапли с острия копья и, застывая, они стали образовывать остров – Оногоро-сима.Два божества тогда спустились на этот остров и восхотели заключить брачныйсоюз, для порождения других стран» («Нихон сёки»). Идзанага и Идзанами рождают«все десять тысяч вещей» и многие божества: Аматэрасу (богиня Солнца), Цукиёми(бог Луны) и Сусаноо (бог Бури) и отправляют по небесному Столпу их на небо.Страна мертвых у Японцев называется Ёмоцукуни.
2)Мифы о богах РавниныВысокого неба (Такамагахара). Боги Аматерасу и Сусаноо продолжают рождениедетей, но Сусаноо совершает ряд тяжких преступлений, стыдясь своих поступков,он прячется в Небесной Пещере, в это время в мире наступает тьма. Но все жебоги изгоняют его с неба, и снова водворяется свет.
3)Миф о схождении наземлю «императорской» династии. Ниниги-но Микото, внук Аматэрасу, получаетповеление управлять Срединной Страной Тростниковых Равнин (одно из древнейшихназваний Японии). Однако в этой стране было множество «дурных божеств», и«всякая трава, и все деревья наделены речью», то есть земля находилась всостоянии неупорядоченности и хаоса, для покорения следовало её «попортить».Посланцы богов Высокого Неба усмирили непокорные земные божества, Ниниги-ноМикото, именуемый «царственным внуком», покинул Небесный Каменный Престол,раздвинул Небесные Восьмислойные облака и спустился с Неба на пик Такатихо,который располагался на острове Кюсю. После брака с дочерью местного божества ирождения детей он умирает. Их внуком является Камуямато Иварэбико Хоходэми-ноСумэрамикото – легендарный японский первоимператор, более известный под именемДзимму.
Для японцев рождениедетей является практически основной целью жизни, что подтверждают многиепроизведения искусства, например стихи:
«Не знаю лица,
Не знаю и дома того,
Кто ввел меня в рощу
И спал там со мной».
Зачастую язык любовныхотношений используется для описания событий, не имеющих к любви абсолютноникакого отношения.
9. Особенностикультурной жизни
Я красотой цветовплениться не устал,
И слишком праздно потерялих сразу…
Всегда жалею их,
Но так их жаль,
Как этой ночью, — не былони разу!
Аривар Нарихир (9 век)
Япония расположена намногочисленных (около 1000) островах Тихого океана, цепочкой протянувшегосявдоль азиатского континента. Особенность географического положения страны, незнавшей в древности и в средневековье иностранных нашествий, во многом повлиялона своеобразие Японской культуры, обусловлено сохранением древней культуры донастоящего времени. Классическая поэзия, живопись, чайные церемонии,архитектура декоративных садов, аранжировка цветов (икэбана), различные видытеатра – опера ноо; кукольный театр бунраку, дворцовый – букаку, храмовые –дэнгаку и кагура, городской современный театр – кабуки и ёсэ. Многообразиекультурных традиций несет отпечаток различных эпох, является органичной частьюживой культуры Японии. Каждый район, каждый маленький городок имеет своиособенности, исторические памятники, связанные с ними легенды, предания,обряды, праздники. Японцы строго придерживаются традиции семейной обрядности,соблюдение которых считается необходимым условием приличий и достойногообщественного поведения.
Природа была всегда дляЯпонии высшим проявлением истины и красоты. Существуют особенные ритуалылюбования сакурой или снегом, осенней луной или красной листвой клена, влитературе и в искусстве воспевается каждое из времен года. Поэтическоеотношение японцев к природе и сегодня остается важной особенностью японскойкультуры, а такие японские символы, как икэбана, бонсай, чайная церемония, по-прежнемусоставляют часть духовной жизни японцев.
Икебана. В Японии издревлебыло особенно отношение к цветам. Придворный кавалер отправлял даме письмо сприкрепленной лиловой кистью глицинии. Суровый воин, отложив окровавленный меч,откровенн любуется белой хризантемой. Монах подносил прячущемуся в темнотебронзовому Будде вазу с ветками сосны и цветущей сливы. То есть этиблагоговейные подношения вошли в обычай после утверждения в Японии буддизма.Существует предание, что обычай ставить цветы в храме вел сановник Оно-ноИмоко, его считают основателем школы аранжировки цветов Икэбана.
Канонический стильаранжировки цветов рикка («прямостоящие цветы») родился в Киото в 1462 г.,когда монах сенсей Икэнобо расположил цветы, изображая мифологическую гору Меруиз буддийской космогонии и, соответственно, всю Вселенную.
Восемнадцатый век золотойвек стиля рикка Основные каноны:
а) семь ветвей;
б) вершина;
в) утес, с которогопадает водопад, достигает людских поселений, устремившись в долину у подножьягоры.
В современной композицииуже 9 ветвей.
Сэн-Но Рикю — основательнового стиля в аранжировке цветов – нагэирэ («брошенные цветы»), в вазе толькоодин цветок. Новый стиль сэйкэ («живые цветы»), композиция из трех основныхветвей, расположенных ассиметричным треугольником. Идея – выразить сущностьцветка в его естественной линии роста. Три ветви – син (истина), соэ(сопровождение), тай (противоположная). Стиль – морибака (основатель ОхараУнсин) – «нагромождение цветов». В основе три ветви, но они расположены внизкой широкой посуде. Стиль икэбана (свободный стиль), не скрупулезноеследование писанным и неписанным правилам, а самовыражение мастера и хрупкаякрасота цветов, соединяющих в себе случайное и вечное.
Бонсай (растения вгоршке) – искусство разведения карликовых деревьев. Впервые появилось в эпохуКанакура. Первое изображение бонсай находят на японских свитках 14-го века.Несмотря на свое китайское происхождение, именно в руках японцев техника бонсайдостигает высшей степени утонченности и изощренности, завоевывая мировуюпопулярность. Иногда берут карликовые деревья созданные самой природой, нообычно их уродуют. Наиболее популярны вечнозеленые растения – кедр, сосна,можжевельник. А также берут цветущие и плодовые растения – вишню, сливу,азалию. Нередко используют — бамбук, клен, дуб.
Японскому искусствуприсуще неприязнь к симметрии. Центр – это место, где соединятся небо и земля,точка через которую происходит сообщение человека и божества. Чтобы не нарушатькосмическую гармонию и не препятствовать духовному пути, ничто не должнозанимать центр. Уход за маленьким деревом превращается в непрерывный диалог междуприродой и собственным сердцем.
Чайная церемония(«тяною») признана утверждать в сердце покой и безмятежность, воплощениеэстетики изысканной красоты, основатель – Сэн-Но Рикю.
Чайная церемония выглядиточень просто. Гость входит небольшую комнату, застланную татами, где над углямигреется чайник. Комната пуста. В алькове – ваза с цветком, над ним на стенесвиток с рисунком или образцом каллиграфии. Хозяин приветствует гостя поклоном.Затем он бамбуковым черпаком насыпает в плошку измельченный в порошок зеленыйчай, заливает его небольшим количеством горячей воды, венчиком взбивает в пену,наливает в чашку и с поклоном передает её гостю. Для освоения этой на первыйвзгляд простой церемонии требуются годы.
Чайный ритуал был завезенв Японию из Китая в 12 веке монахами дзэн. Классические японские черты ему былиприданы позднее, в 17 век, мастером Сэн-Но Рикю. Разработанный ритуал – «Путьчая» — он считал единственно правильным способом пить чай. Каждый предмет,задействованный в церемонии – черпак, венчик, чайник, чашка – это произведениеискусства. Гость должен высказать хозяину свое восхищение ими. Чаще всегоиспользуют специальный керамический чайник, хранящийся в шелковом мешочке.Чашка – центральный предмет ритуала – обычно тяжелая, грубоватая на вид, чутьассиметричная. Сначала гостю предлагают съесть небольшое угощение, затем емуподают чашку. Он должен с поклоном принять её правой рукой, поставить на левуюладонь, повернуть по часовой стрелке на девяносто градусов и только тогдасделать первый глоток (пить можно слегка прихлебывая). Когда чай выпит, гостьсалфеткой вытирает край чашки и поворачивает её против часовой стрелки,возвращая в прежнее положение (на самом деле ритуал гораздо сложнее и длитьсяпорядка нескольких часов). Комнаты для чайных церемоний есть во многих храмах,дворцах и замках. Одна из старейших – в храме Надзэндзи в Киото. Каждая детальв церемонии наполнена глубоким смыслом: и оформление входа в чайный домик, иего внутреннее убранства, и позы участников, и форма чайников и рисовогопеченья.
Народное искусство. Производствокерамики с однотонной поливкой или росписью, изготавливаются куклы из дерева,бумаги, соломы, мины (в прошлом куклы наделяли магическим смыслом, их значениясохранилось в современной обрядности). Искусство плетения из бамбука корзин,ваз, вееров распространено на острове Кюсю, производство художественных изделийиз бамбука – на острове Сикоку и Хонсю. Традиционное искусство постепенновбирает в себя элементы современности.
Самураи. Повсюду в Японииможно увидит замки – величественные символы самурайского прошлого. Первые замкистроились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. Присегунах семейства Токугава, стремившихся к централизации власти, в каждойпровинции допускался только один замок правителя – дайме. Сегуны поддерживалимир, полностью контролируя страну. Они разделили общество на четыре класса:самураи (воины), крестьяне, ремесленники и торговцы. Самураям не позволялосьработать, они жили на налоги собираемые с крестьян. В отсутствии войн, аследовательно и постоянного занятие, самураи совершенствовались в боевыхискусствах и различных церемониалах, занимались медитацией дзен, развивалитеатр но. Многие виды японского искусства достигли своего расцвета благодарясамураям. Изогнутый самурайский меч – образец совершенного оружия. В немидеально сочетаются ударная мощь и гибкость. Эпохи самураев наступил конец в1868г., когда сегунат Токугава потерпел поражение от войск императора Мейдзи. Сэтого момента самураи ушли в историю. Жизнь и смерть самурая определялисьчетким кодексом чести. Наиболее драматическое выражение этого кодекса –ритуальное самоубийство. Оно называлось сеппуку (на Западе – харакири).Благодаря сэппуку самурай мог получить посмертную славу. Несмотря нафилософское (синтоиское ) отношение к смерти, большинство самураев все жеумерли весьма традиционно – от старости.
Гейши. На освещенныхночными фонариками улицах в районах Гиони Понтоте вы наверняка увидите гейш илимайко (учениц гейш) с тщательно набеленными лицами, одетых в яркие кимоно идеревянные сандалии. Это не «ночные бабочки» — это «феи вечера». Она обученымузыке, танцам и искусству ведения беседы, столь ценимым мужчинами. Сегодня вКиото молодые девушки продолжают постигать искусство гейши и по-прежнемуразвлекают богатых клиентов за закрытыми дверями. Слово «гейша» происходит от«гейко», что означает «дитя искусства». Гейша – это профессиональная хозяйка,развлекающая посетителей в чайном домике («отяя») исполнением традиционныхнапевов и игрой на музыкальных инструментах. Обучение гейши длиться много лет. Онадолжна владеть навыками проведения чайной церемонии, национальными танцами ипеснями, искусством аранжировки цветов, каллиграфии и игры на самисэне(трехструнной лютне). Только те, кто давно вхож в чайный дом гейши, могутвстретиться с ней. Новичков принимают лишь по рекомендации постоянных клиентов.Гейши появились сравнительно недавно, в 18 веке, однако и раньше многие девушкиисполняли подобную роль. В 7 веке в результате классового деления общества появилисьсабуруко («те, кто прислуживают»). Хотя большинство из них принадлежало кбедным семьям, некоторые имели хорошее образование, умели петь, танцевать иподдерживать беседу, поэтому их нередко приглашали развлекать богатыхаристократов. Позднее в конце 11 века, похожую роль стали исполнять девушки изобедневших аристократических семей. Их называли сирабёси – по названиютрадиционного танца. В 50-тые годы 18 века в Киото и Осаке появились новыеартисты, развлекающие публику, — гейко. Это были мужчины. Вскоре появилисьпервые гейши, а в конце 80-тых правительство издало «кодекс поведения»,регламентирующий их обязанности. Главная задача гейш развлекать гостей набанкетах и вечеринках.

10. Особенноститрадиционного сельского хозяйства
О японском традиционномсельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьмаотсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладание карликовых крестьянскиххозяйств мелкотоварного типа; ограниченные капиталовложения, направляемые наулучшение земель; слабость агротехнической базы, кабальная задолжностькрестьян. Однако сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью земель,распространенны двукратные, а на юге и в ряде других мест трехкратные урожаи, вусловиях муссонного и на севере умеренного климата.
По структуре японскоехозяйство многоотраслевое. Основа – земледелие, главным образом возделываниериса и других зерновых культур, технических культур и чая. Немаловажную рольиграет садоводство, огородничество и животноводство (которое развито слабее нежели,чем в других странах), лесной промысел, рыболовство и морской промысел.Повсеместно распространены условия чересполосицы, в результате чего основныеорудия труда являются ручными. Большое значение имеет овощеводство, разведениесахарной свеклы, сахарного тростника, выращивание чайных деревьев, цитрусовых,яблонь, груш, слив, персиков, хурмы, винограда, каштана, грецких орехов,арбузов, дынь, в теплица культивированных ананасов.
На протяжении многихвеков основным занятием было поливное рисосеяние. Этот хозяйственно-культурынйтип сложился в Японии еще до нашей эры в рамках культуры яёи. Японскоеземледелие издревле было пашенным. Примитивное легкое рало (суки), запряженноелошадью, а ещё чаще волом, являлось основным орудием обработки земли. В позднеесредневековье возрастает обнищание крестьян и всё большая раздробленностьземельных участков привели к вторичному распространению мотыжного земледелия.Основными орудиями стали заступы и мотыга (кува), имевшая много разновидностей– широкая, узкая, заостренная, трезубая, пятизубая и другие. Жатва риса производиласьсерпом (кана). Нож-топорик (ната) служил универсальным орудием и в поле, и всаду, и в лесу, для обрезки сучьев, расчистки кустарника, рубки тутовых ветвей,для шелководства.
Очень многие операции вяпонском традиционном хозяйстве делаются голыми руками, в частности, прополкагрядок (в Японии не только овощные, но и злаковые культуры — грядковые) инаиболее трудоемкая операция в рисоводстве – высадка рисовой рассады, котораяпроизводиться в мае-июне, когда ещё довольно прохладно. Стоя покалено в вязкомжидком или затопленных рисовых полях, крестьяне вдоль натянутой бечевки настрого одинаковых расстояниях друг от друга, высаживают отдельные росткизеленой рисовой рассады.
Древнейший хозяйственно культурныйтип, бытовавший ещё до земледелия, тип – прибрежных рыболовов и собирателей,пережиточно сохраняется в отдельных районах страны. Рыбацкие деревни издавнабыли беднейшими, так как лов ведется в оскудевших водоемах. Орудия рыбакавесьма разнообразны – сети, кошельковые неводы, удочки. Помимо ловли большуюроль играет сбор и добыча всевозможных продуктов моря – водорослей, морскихежей, ракушек, кальмаров, осьминогов. Всё это идет в пищу и высоко ценится.Водоросли собирают баграми, крючьями, для ловли осьминогов используют бакообразныегоршки. Их спускают на дно, прикрепляют к ним веревки с поплавками, наследующий день вытаскивают горшки, облюбованные незадачливыми осьминогами поджильё. В некоторых местах распространен промысел раковин-жемчужниц. Промыселпресноводной рыбы имеет очень небольшое значение по сравнению с морским. Изпресноводных рыб особенно ценятся небольшая рыбка похожая на форель «аю». Косновным объектам морского лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала,окунь, сайра, сардины, палтус, акула, рыба-меч и другие. На реке Нагара впрефектуре Гифу, сохраняется старинный способ промысла рыбы с помощьюдрессированных бакланов, удерживаемых ловцом за веревочку с кольцом, надетым нашею птицы. Сейчас этот способ является туристическим развлечением.
Лес – одно из главнейшихбогатств страны, занимает приблизительно 1/3 часть всей территории. Леса вЯпонии располагаются на склонах гор, что крайне затрудняет их эксплуатацию. Влесных хозяйствах Японии исторически сложились специфические формылесовладения. Господствующее место занимает частная собственность. В частномвладении находиться больше половины всех лесов, в тои числе бамбуковыенасаждения.
Промысел рыбы и морскихпродуктов ведется с плоскодонных лодок-шаланд. Эти небольшие суденышкивыполняют немаловажную роль и в прибрежном транспорте.
11. Традиционноежилище
Для традиционного одно-,двух этажного каркасно-столбового дома характерны раздвижные стены из рам,оклеенных вощеной бумагой или плотным картоном. Пол приподнят на небольшихсваях (до одного метра), большая часть поверхности пола покрыта циновками изрисовой соломы. Крыша высокая, черепичная или соломенная. Японцы, как правило,не пользуются кроватями, а спят на матрацах; столы, стулья, кресла ставяттолько в гостиной, в основном они сидят на полу, на плоских подушечках, обедаютза очень низкими столиками. Несмотря на разнообразие климатических условий,основной тип традиционного жилища японцев практически одинаков во всех районахстраны. Основная традиционная черта это тяжелая соломенная крыша с 4-мя скатамии характерным гребнем, типичным для старинных жилищ. Эта традиция восходит кперекрытиям полуземлянок «татэано», не имевших стен и у служивших убежищем неолитическихэтнических японцев. Такие постройки углубленные в землю на 1-1,5 м «этамуро»,сохранились кое-где и до наших дней, как подсобное помещение. Конструкция стеняпонского жилища генетически восходит к традициям малайско-австролазийскихнародов, выходцев из Юго-Восточной Азии. Эти народы принесли в Японию каркасно-столбовоежилище на сваях. Первоначально сваи были высокими 1-2 м (древние синтоистскиехрамы), сейчас они заменены низкими не более 0,5м бетонными столбиками,выступающими из фундамента, и с внешней стороны обшитые досками, так что снаружисвайная конструкция не видна, но принцип ее сохранился. Вся тяжесть крышипадает на центральные и угловые столбы каркаса, стены не выполняют несущейфункции и поэтому делаются тонкими, не из очень прочных материалов, обмазанныхглиной и отделаны побеленной дранкой, либо тонкой доской, или фанерой. Обычносплошными бывают только торцевые стены. Боковые же стены на большей частифасада дома, особенно с южной стороны отсутствуют. Мало и внутреннихперегородок, нет и постоянно настланного пола, все это заменяют подвижными щитами«татами», «седзи», «фусима», «амадо». Эти щиты нечто среднее междуархитектурной деталью и мебелью, нередко их забирают с собой при переезде издома. Почти вся жилая зона традиционного японского дома, кроме дощатого полаверанды, кухни и прихожей, покрыта соломенными щитами «татами», которые сделаныиз прессованной рисовой соломы и обшитые с обеих сторон циновкой из травы«игуса», уплотненны только по краям. Сверху татами содержат в идеальнойчистоте, т.к. при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходятв комнате по татами без обуви, даже домашней, а только в носках. В большихбалках, окаймляющих периметр дома, и разделяющих пол на застланные татамиквадраты, проделаны пазы. Им точно соответствуют такие же пазы в балкахпотолка. Между потолком и полом в пазах скользят многочисленные вертикальныещиты «анадо», сделанные из толстых массивных досок, находящихся в пазахнаружных, задвигаемых только на ночь или в ненастную погоду. За линией анадотянется «энгава» — неширокая галерея с дощатым полом, в пазах балок, отделяющихэнгаву от собственно жилой внутренней зоны дома, находятся «седзи» — рамы изсравнительно тонких реек, оклеенных полупрозрачной промасленной бумагой, вродекальки, которые служат занавесками для зрительной изоляции. В жаркую погодуможно сдвинуть все амадо, и все седзи и с боков дом превратится в открытуюверанду, насквозь продуваемую ветром. Балки расчленяющие плоскость пола ипотолка внутри дома, также снабжены пазами, в которых скользит «фусима» — реечные щиты, сплошь обшитые светлым картоном и окантованные черной деревяннойрамкой по краям, при закрытии которых дом превращается из одно комнатного внесколько комнатное жилище. Вдоль торцевых стен, устанавливают полки, прикрытыефусима и превращающие с большие закрытие стенные шкафы, куда убираетсяпостельные принадлежности и утварь. «Красным углом» японского дома являетсяугол в одной и торцевых стен, где помещается картина или свиток и ставится вазас цветами или какое-либо другое украшение. Дома горожан нередко 2-х этажные сдвориком внутри и снаружи, обычно при доме разбивают миниатюрный садик. И всовременных японских строениях стойко сохраняются структурные элементынационального японского жилища («футон» — матрац, подушечка – «азабутон»,обеденный столик – «цукуэ»).
12. Традиционнаяодежда
До срока расцвели
Цветы титибана…
Апрель…
Вот так же пахли рукава
Любимой…
Ки-но Цураюки.

Костюм как элементматериальной культуры японцев подвергся наиболее сильной европеизации. Нонекоторые элементы традиционного костюма не забыты и по сей день.
Национальным платьемявляется кимоно, покрой которого чрезвычайно прост. Через плечи человека перекидываетсяполотнище так, чтобы сзади и спереди они обвисали до полу, затем сшиваютсясзади по бокам (от линии талии и ниже). На руки накидываются ещё по полотнищу;в мужском костюме они свисают до талии, в женском – иногда ниже колен (чемдлиннее, тем наряднее) – это рукава. Они пришиваются по окату вокруг плеча ипрошиваются ниже манжет, таким образом, с внутренней стороны провисают и подмышкойполучается прореха – так шьется женское платье, в мужском – прорехи не бывает.Из узкой полоски ткани дошивают воротник шалькой и таким образом основнойэлементарный японский национальный костюм — халат кимоно готов. Кимоно бываютверхние и исподние, иногда поверх его надевают кофту «хаори». Кимонозапахивается с помощью пояса, который является непременной принадлежностьюкостюма – пояс (оби): у мужчин – узкий и завязывается ниже талии на бедрах; уженщин – напротив очень широкий, который завязывается на спине широким бантом,охватывая часть грудной клетки и закрывая большую часть подмышечной прорехикимоно. Прорехи и очень широкие рукава платья имеют функциональное значение: вяпонском очень влажном климате, вызывающем сильную испарину, они улучшаютвентиляцию тела. Так же мужские и женские кимоно отличаются по окраске, покроюи длине рукава.
Мужчины носят кимоно толькодома и на отдыхе, женщины, особенно домохозяйки, могут носить его иповседневно, и в качестве выходной парадной одежды, но не на работе. Всовременном мире великолепные по красоте и красочности кимоно можно встретитьна гейшах.

13. Традиционнаякухня
Изысканное блюдо
не пахнет чем-то одним,
прекрасная мелодия
не складывается из одноготона.
Кукай.
С европейской кухней Япониязнакома хорошо, но более распространена национальная пища. Основу её составляетпресный вареный рис, из которого готовят различные блюда, главное – это«гохан», то есть просто вареный рис в рассыпчатую без масла, соли и каких-либодругих приправ. Также всегда были распространены каши из других злаков, такихкак просо, но ими питалась только беднота, которым риса не хватало. Часто рискак основное блюдо заменяется различными видами лапши из пшеничной или гречишноймуки. Крахмалистые виды пищи – «сюсёку», то есть «главная пища». Все прочиеблюда – овощные, рыбные, мясные и другие – входят в категорию «фукусёку» — «дополнительная пища» и рассматриваются только как дополнение в сюсёку.
Из китайской кухни былозаимствовано большое количество соевых продуктов: коричневый жидкий соленый соус«сёю», в который макают овощи и рыбу во время еды; пресный соевый творог «тофу»- непременный компонент утреннего завтрака; паста из перебродивших соевых бобов«мисо», который используют для приготовления супов. В приготовлении дополнительныхблюд характерно стремление как можно меньше тратить природных качеств продукта.
Овощи – редька, капуста,огурцы подаются либо мелко нарезанными, квашеными, солеными, маринованными,реже вареными или обжаренными. Рыбу и морепродукты – осьминогов, кальмаров,раковинных моллюсков едят в сыром, реже в вяленом виде. Блюда из мяса и птицыне характерны для повседневного или домашнего питания. Говядину в пищуизначально запрещалось употреблять по религиозным воззрениям, затем она сталаэлементом праздничной пищи, а сейчас в небольших количествах входит вповседневный рацион питания. В японской национальной кухне очень мало не толькомяса, но и жиров. Молочные продукты долгое время в Японии совсем не былиизвестны, сейчас они потребляются повсеместно, но не в больших количествах. Изевропейской кухни наиболее популярна итальянская, блюда из которой, например,спагетти или ризотто, сравнительно близки к японской национальной кулинарии.Обычный напиток – крепко заваренный зеленый чай, реже лимонад. Из алкогольныхнапитков употребляют рисовую водку «сакэ» и «сётю», виски, пиво. Большоевнимание уделяется сервировке стола.
14. Духовнаяжизнь Японии
Индийская и китайскаяцивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседниестраны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а напериферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомство и синдуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшимкомпонентом той религиозной традиции, которая распространена довольно широко,был буддизм. Это видно на примере Японии. Современные японцы мало религиозны.Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний.Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придают большое значение,проводят в рамках буддисткой направленности.
Синтоизм – этомистическая религия, процесс формирования которой уходит корнями в глубокуюдревность и включает в себя все присущее первобытным народам формы верований икультов – тотемизм, магия, культ мертвых, культ вождей и др. Термин синто(«путь духов») впервые упомянут в исторической хронике «Нихон Секи» (720 год) –обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревлепочитались японцами. Древние японцы одухотворяли окружавшие их явления природы,растения, животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам,осуществляющим связь с миром духов – к магам, колдунам, шаманам. Позже ужеиспытывая влияние буддизма, и многое переняв от него, первобытныесинтоистические шаманы превратились в жрецов – каннуси («ведущие духами»,«хозяева ками»).
Пантеон синтоистическихбогов огромен и не имеет ограничений. Для отправления обрядов, молитв исвершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, которые перестраивалиськаждые 20 лет, так как духи именно столько времени могут находиться встатическом положении. Синтоиские храмы делятся на две части: внутренняя изакрытая (хондэн), посещающие храм входя в хондэн, останавливаются передалтарем, бросают в ящик перед ним деньги, кланяются и хлопают в ладоши, иногдамолятся иногда нет и уходят. Раз или два в году в храме бывают праздникижертвоприношения, когда сюда из синтая перемещается дух божества.
Синтоизм винтеллектуальном отношении, и с точки зрения философского осмысления мира, теоретическихабстракционных конструкций был недостаточен для быстро развивающего общества ипоэтому проникший с материками буддизм занял ведущие позиции.
Буддизм в Японию проник всередине 6 века, оказался оружием в острой политической борьбе знатный родов завласть. Буддизм в Японии распространился в форме Махаяны и немало сделал дляустановления и упрочнения развитой культуры и государственности. Не былосделано акцента на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицииколлектива в целом. Уже в законе «17 статей» (604 год), содержалась статья 10,в которой говорилось, что у каждого человека могут быть свои убеждения ипредставления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки приходилось действовать,сообразуясь с волей большинства. Буддизм очень укоренился в японской культуре.
В конце 7 века был издануказ об установлении алтарей и изображений Будды во всех официальныхучреждениях. В середине 8 века было принято решение о строительстве гигантскогохрама Тотайдзи в столице Нара, центральное место в храме заняла 16-метроваястатую Будды Вайрогана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Междусинтоизмом и буддизмом постепенно сложились отношения дружественногонейтралитета.
Конфуцианство в Япониибыло значительно слабее нежели в Китае, за индивидуумом предполагалось праворешать, определять и быть преданным той идее и тому патрицию, которого он самизбрал. Правда выбор делался лишь раз в жизни – за этим вступала в силупрактика верности до гроба и готовность умереть за веру или господина. Но правовыбора (пусть однократного, не для всех и не всегда!) в принципе все-такисуществовало. Японская традиция в сфере генеалогического древа отразилось всфере самурайской доблести.
История конфуцианствавосходит к раннему этапу развития цивилизованного государства, немаловажнуюроль сыграли китайцы и корейцы, привозившие не только конфуцианские тексты, нои нормы морали и образа жизни.
С 17 века, когда сёгуныиз клана Тогукава сумели объединить страну под своей властью. Сёгунырассчитывали, что конфуцианство даст им в руки дополнительные возможностиукрепления власти с помощи пропаганды идеи власть имущего. Усиливается рядпроповедников джуманского неоконфуцианства, например Ямадзаки Ансаи посчиталконфуцианство в джусианской трактовке истиной, он начал активную пропагандуидей Мэн-цзн с духом самурайского патриотизма и нормами древнего синтоизма.
В современной Япониисуществует большое количество религиозных сект, так как Сока-гаккай, котораяактивно развивается и Аум синрикё, которую правительство запретило.

Заключение
Япония во многихотношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливость, болееискренняя и менее церемонная, чем в Китае, — и рядом с ней острый меч самурая,смелость, отвага, готовность к самопожертвованию, которое можно поставить лишьрядом со слепым фанатизмом воинов ислама. Редкое трудолюбие в сочетании собостренным чувством чести и глубокой, до смерти преданности патрону, будь тоимператор, сюзерен, учитель или глава процветающей фирмы. Необычайное дляВостока чувство прекрасного, скромность и простота, лаконизм и необычайноеизящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суетнойповседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественнойприроды, в миниатюре представленной в маленьком, глухо огороженном дворике скамнями, мхом, ручейком и карликовыми соснами. Удивительная способностьзаимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения иных народов и ихкультуру, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское.
Существует своеобразныйсинтез внутреннего, веками воспитывающегося умения восхищаться и наслаждатьсярадостями жизни и красотой бытия и внешнего, стимулирующиеся официальныминормами буддистского стремления к строгости, к самоограничению создает крайнесвоеобразную эстетику. Суровая строгость и церемонность порождали умение найтискрытую красоту во всем, везде и всегда.
Искусство интерьера,умение подчеркнуть линию в одежде, наконец, изысканное, годами воспитываемоеумение расположить один единственный цветок так, чтобы украсить и осветить всёпомещение – результат многовековой буддийской эстетики. А искусство разбивкинебольших садов достигло в Японии виртуозности. Миниатюрные площадки умениеммастера-садовника превращаются в наполненные глубокой символикой комплексы,свидетельствующие о величии и красоте природы. Буквально на нескольких десяткахквадратных метров мастер устроит и каменистый грот и нагромождение скал, иручеек с мостом через него, и карликовые сосны, островки мха, разбросанныекаменные глыбы, песок и ракушки дополнят пейзаж, который с трех сторон всегдабудет закрыт от внешнего мира высокими глухими стенами. Четвертая стена – этодом, окна-двери которого широко и свободно раздвигаются, так что легко можнопревратить сад как бы в часть дома и тем самым в буквальном смысле слиться сприродой в центре большого современного города. Это – искусство, и оно стоитнемалого…
Япония – поразительноесоединение противоположностей: старого и нового, Востока и Запада. Это самаясовременная страна мира, сохраняющая в то же время традиции, имеющиетысячелетние истории.
После написания рефератамое отношение к Японии и японцам не только не ухудшилось, а диаметральнопротивоположно улучшилось. Я в восторге от того, что выбрала именно эту тему,мои знания в этой области приведут в изумление даже любителя «Странывосходящего солнца». Я получила не только воз новых знаний и эстетическоеудовольствие, но и практические навыки: чай теперь я пью минимум минутпятнадцать, наслаждаясь каждым глоточком; могу сшить себе кимоно; любуюсьпадающим снегом как завороженная; постигаю красоту цветов. Узнав столькоинтересного и необычного о Японии и её жителях, я загорелась желанием обязательнопобывать в этой «стране цветущей сакуры».

Список использованныхисточников
1. Васильев, Л. С. История религийВостока: учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. – М.: Университетскийкнижный дом, 2004. – 704 с.
2. Мещерякова, А. Япония, данная намв символах, флоре и фауне, людях и ощущениях / А. Мещерякова // Восточнаяколлекция. – 2002. — № 3. – С. 44 – 59.
3. Народы мира: историко-этногр.справочник / главный редактор Ю. В. Бромлей; члены ред. коллегии С. А.Арутюков [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 624 с.
4. Рогозин, Д. Икебана и бонсай –живые традиции японской культуры / Д. Рогозин // VITA. – 1997. — № 3. – С. 29 – 32.
5. Российская государственнаябиблиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. Google. Krygosvet @. ru /
6. Сахоко, К. Эти странные японцы /К. Сахоко, Т. Хама, Дж. Райс; пер. с японского Г. Дуткина, Д. Дуткина. – М.:Эгмонт Россия Лтд, 2000. – 72 с.
7. Страны и народы. Зарубежная Азия.Восточная и центральная Азия: в 20 т. / главная ред. кол. Ю. В. Бромией –академик [и др.]; ред. кол. Тома М. И. Сладковский [и др.]. – М.: Мысль, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.