--PAGE_BREAK--
Кредитование
под
обеспечение
дебиторской задолженностью
При рассмотрении управления дебиторской задолженностью отмечалось, что получение коммерческого кредита оформляется либо договором с указанием условий оплаты и выпиской счета-фактуры или накладной, удостоверенных подписью покупателя, либо выдачей им товарного векселя. Эти документы и векселя могут использоваться предприятием в качестве обеспечения краткосрочных банковских заимствований.
Существует несколько видов банковского кредита, обеспеченного дебиторской задолженностью. Наиболее распространенными являются следующие:
вексельный кредит, или учет векселей банком;
кредит под залог долговых требований (счетов дебиторов);
факторинг.
Вексельный кредит, или учет векселя банком. Простым векселем называется безусловное письменное обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму в установленное время конкретному лицу.
По правилам Женевской вексельной конвенции наименование «вексель» должно содержаться в тексте документа. Если это слово находится только в заголовке, документ не считается векселем.
Также делает вексель ничего не значащим отсутствие в тексте документа выражения «обязуюсь безусловно оплатить».
Документ не будет считаться векселем, если в нем в явном виде не указано место платежа или местонахождение плательщика.
Также обязательным является указание срока платежа (либо его конкретная дата, либо фиксированное время с момента составления векселя, либо по предъявлении, либо через фиксированное время после предъявления).
Если срок не указан, вексель оплачивается по предъявлении.
При согласии банка предприятие, имеющее вексель, может учесть его в банке, т.е. продать банку вексель до наступления срока платежа, и получить его номинальную сумму за вычетом выплачиваемого банку вознаграждения, которое включает в себя плату за немедленное предоставление денег и за риск, который несет банк в связи с возможными неплатежами по векселям при наступлении срока их погашения.
При учете векселей процент взимается не с суммы, получаемой заемщиком, а с номинальной суммы векселя, а процентная ставка называется учетной, или дисконтом.
Процесс учета векселя складывается из следующих процедур: предприятие передает вексель в банк, предварительно сделав на его обороте передаточную надпись (индоссамент), дающую банку право требовать уплату по векселю;
банк кредитует покупателя на сумму, равную номинальной величине векселя за вычетом учетного процента;
при наступлении срока платежа банк реализует свое право на получение денег по векселю.
Величина вексельного кредита, который может получить предприятие, как, впрочем, и любого другого, находится под контролем банка, т.е. банк согласен учитывать векселя только на определенную сумму. Обычно максимальный размер вексельного кредита предприятию не должен превышать средней величины дебиторской задолженности, образующейся в результате продаж в кредит. Для банков вексельное кредитование снижает, но не устраняет риск потерь по учтенным векселям. Чтобы его минимизировать, банки предпочитают учитывать краткосрочные коммерческие векселя, например выдаваемые в качестве предоплаты под поставку товаров или выполнение работ. Такие векселя связаны с производством и обеспечены обычными ресурсами предприятия. Кроме того, для снижения риска вексельного кредитования банк может ограничивать прием векселей, выписанных одним эмитентом (векселедателем), какой-то определенной суммой.
Кредитование под залог долговых требований (счетов дебиторов). Коммерческие векселя, подтверждающие приобретение товара в кредит, как правило, выписывают при относительно крупных сделках. Обычно же продажи с отсрочкой платежа оформляют на предприятии открытием субсчета покупателя и учета на нем подписанных покупателями товарных или товарно-транспортных накладных и счетов-фактур, представляющих обязательство оплатить полученные товары. Эти обязательства покупателей могут быть использованы в качестве залога при получении банковских ссуд. В случае получения ссуды под залог обязательств покупателей предприятие уступает банку права на получение по ним денег. Такая уступка прав называется цессией.
Следует отметить, что передача банку прав на получение причитающихся предприятию денег не освобождает его от ответственности за взыскание платежей. В этом основное отличие данного вида кредита от учета векселей и факторинга. Кредитование под залог счетов для банка рискованнее, чем учет векселей. Чтобы снизить риск, банки учитывают качество кредитуемой дебиторской задолженности, т.е. надежность плательщиков по счетам. Объем предоставляемого кредита всегда меньше суммы платежей по заложенным обязательствам. В зависимости от их качества он находится в пределах 50...80% номинальной стоимости залога.
Наряду с надежностью полученных в залог документов банк интересуется также их структурой, отдавая предпочтение крупным счетам, так как банки ведут учет по каждому сданному в залог документу в отдельности. Затраты же на учет от суммы счета практически не зависят. Они одинаковы и для крупных, и для мелких счетов. Поэтому у предприятия, предоставляющего залог из 10 товарных накладных по 1 млн руб. каждая, вероятность получения кредита выше, чем у предприятия с 10 тыс. накладных по 1 000 руб., которому может быть отказано в кредите просто из-за больших расходов по обслуживанию такого количества документов.
При желании проблему издержек по учету можно избежать, используя общую цессию, при которой банк учитывает только общую стоимость заложенных обязательств и суммарный объем поступлений по ним. Но в этом случае сумма кредита, на которую может рассчитывать заемщик, будет относительно невелика по сравнению с залогом, составляя около 1/4от номинальной задолженности.
Открытие кредитования под цессию включает в себя следующие процедуры:
получение согласия банка на предоставление кредита под залог платежных документов (требований);
составление списка передаваемых в залог документов с указанием плательщика, срока платежа и суммы, которую он должен уплатить;
подписание заемщиком и банком договора о предоставлении обеспечения и выписка предприятием простого векселя на сумму получаемого до указанного срока кредита;
учет банком выписанного предприятием векселя и предоставление ему соответствующего кредита. В течение срока кредита его
погашают главным образом за счет поступлений по заложенным
счетам.
К тому же, предоставляя кредит под залог дебиторской задолженности, банк обычно не берет на себя обязанности по ее взысканию, о чем должно заботиться предприятие.
Факторинг. Факторингом называется продажа предприятием своих долговых требований специальной компании, называемой факторинговой, которая занимается взиманием платежей по долгам. В результате такой продажи предприятие немедленно, т.е. до выплаты их покупателями, получает деньги и освобождается от работы по учету задолженности и ее взиманию. Обычно факторинговая компания является дочерним подразделением банка, создаваемым специально для ведения такого рода операций.
Свои услуги факторинговая компания предоставляет не бесплатно, а за определенную плату, взимая скидку (дисконт) с номинальной стоимости приобретаемых долговых требований. В отличие от банковского кредитования под залог дебиторской задолженности, при котором функция кредитования и функция взыскания дебиторской задолженности поделены между банком и заемщиком, при факторинге они объединяются, освобождая кредитополучателя от работы по взысканию задолженности.
Использование факторинга в качестве источника краткосрочного кредитования позволяет предприятию освободиться от дебиторской задолженности, но требует от него соответствующих издержек, которые, прежде чем прибегнуть к факторингу, необходимо сопоставить с затратами на получение заемных средств из других источников. Во что предприятию обойдется кредитование посредством факторинга можно рассчитать следующим образом:
определяют величину дебиторской задолженности, ликвидируемой в результате факторинга;
вычисляют оборачиваемость (число оборотов в год) данной дебиторской задолженности;
определяют удельную процентную ставку, приходящуюся на
один оборот;
определяют стоимость кредитования, т.е. рассчитывают среднюю годовую процентную ставку. Она равна произведению удельной процентной ставки на оборачиваемость дебиторской задолженности.
Факторинг как способ кредитования применяется в основном мелкими и средними предприятиями, так как позволяет им экономить на ведении учета и избегать потерь, обусловленных долговыми неплатежами отдельных клиентов.
2. Управление кредиторской задолженностью предприятия.
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй «дилеммой» является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.
Вывод.Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач — максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности — которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль — наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес); 2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций); 3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам); 4) использование собственного «экономического превосходства»
Средства инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая — относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть «бесплатным». Вторая особенность — возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) «распылены» между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
Финансовый (денежный) кредит,как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, «создание» солидных балансовых показателей. Не смотря на «дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно «рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой «гибкостью», как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.
Товарный кредит.Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный «кредит» предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.
Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет «неформальных» платежей руководству или служащим компании.
Украинское законодательство, помимо беспроцентных товарно-кредитных отношений между предприятиями, содержит возможность предоставления/получения товарного кредита и под процент (см. ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий»). Следует отметить, что в Украине товарный кредит наибольшее распространение получил в связи с реализацией промышленных товаров населению. Корпоративный же менталитет украинских предпринимателей, в основном, пока не готов «смириться» с необходимостью платить проценты за «висящую» кредиторскую задолженность, поэтому гораздо проще продать товар по «завышенной» цене, чем вести речь о каких-то процентах, которые являются более «справедливой» формой компенсации, так как зависят от сроков оплаты.
Экономическое превосходство.Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные «правила» игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит — нарушать эти самые договорные отношения без «особых» последствий для собственного «превосходящего» бизнеса).
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
монопольное положение покупателя на рынке (монопсония); различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика; маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в «состоянии» диктовать свои условия или требовать выполнения «всех» обязательств, так как может оказаться без «нужного» заказчика); покупатель «обнаружил» организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора («пробелы» в учете и контроле, юридическая «несостоятельность» и т. д.).
Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как «неизбежный». Она хотя и позволяет временно использовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.
Вывод.Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать «возможности» каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких «отсрочек» могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного «невольного» кредитора.
СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Как мы уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее «плановые» характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия — это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.
Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент «кислотного теста», который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:
1. они оперируют такими понятиями как «краткосрочные» или «текущие» обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
2. расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило «грант» или «дотацию», что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).
Устранить подобные «недочеты» в системе анализа состояния предприятия позволяют:
В первом случае— например, проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или (если необходимо) недельным периодам).
Во втором случае— определять среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей здорового состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При этом, как мы уже отмечали, данное «непревышение» должно быть достигнуто в отношении как можно более дискретного ряда значений (сроков): годовая кредиторская задолженность должна быть не больше годовой дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти дневной дебиторской соответственно и т. д.
При достижении данного «временного баланса» дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и «баланса их стоимости»: то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности (при этом «нормальный» размер наценки в расчет не принимается).
Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--