Реферат по предмету "Педагогика"


Информатизация образования

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1. Единая образовательная информационнаясреда университета
1.1 Информационное пространство вуза.Понятие
1.2 Цели создания системы
1.3 Функциональность
Глава 2. Информационное обеспечениеэлектронного обучения
2.1 Задачи информационного обеспечения всистеме преподаватель-обучаемые-администрация
2.2 Что нужно для использования сетевыхтехнологий?
2.3 Поиск информации в Интернете
2.4 Использование нового оборудования итехнологий
Глава 3.Электронные учебно-методическиекомплексы
3.1 Состав учебно-методическихкомплексов
3.2 Экономические аспекты создания ииспользования ЭУМК
Глава 4. Средства разработки иприменения электронных образовательных ресурсов
4.1 Основные факторы, влияющие на выборинструментальной среды для
разработки компьютерных средств обучения
Список литературы

Введение
Новыесоциально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существеннымповышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуютпоиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворитьвозрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранееполученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения вновых условиях становятся все менее эффективными.
Оструюпроблему в современных условиях представляет снижение уровня доступностикачественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставитьдалеко не все учебные заведения. Ведущие образовательные учреждения, обладающиеквалифицированными преподавателями и другими образовательными ресурсами, вподавляющем большинстве случаев концентрируются в крупных и прежде всего встоличных городах, где стоимость жизни значительно выше средней по стране.Учитывая многократное увеличение стоимости транспортных услуг, следуетконстатировать, что эти учебные заведения теряют свой общегосударственный илирегиональный статус. На пути к получению образования для многих граждан реальновозникают труднопреодолимые финансовые барьеры.
Вто же время нельзя не заметить того факта, что современный мир практически сталинформационно единым благодаря повсеместному применению средств информационно-коммуникационныхтехнологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональнойдеятельности десятков миллионов людей. Еще более широкие масштабы применениякомпьютеров и коммуникационных сетей в повседневной жизни.
Словосочетание«Информатизация образования», вынесенное в заголовок рассматриваемого учебногопособия, на взгляд человека непосвященного, выглядит парадоксально, посколькуобмен информацией между учителем и учениками лежит в основе обучения, взначительной мере определяя его сущность. Тем не менее, этот термин получилширокое распространение для описания процессов развития современныхобразовательных систем в тех случаях, когда речь идет о различных аспектахиспользования компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих информационныхтехнологий в обучении и управлении образовательными учреждениями. Цельинформатизации образования нельзя рассматривать в отрыве от целей самогообразования, которые изменяются по мере развития и усложнения научных знаний,накопления информации об окружающем нас мире. Если несколько десятилетий назадполученного в молодости образования человеку хватало практически на весь периодего профессиональной деятельности, то в настоящее время, например, за срокподготовки специалиста в области техники и технологий может дважды кардинальноизмениться состав применяемого промышленного или бытового оборудования. Безучета этого и других обстоятельств невозможно определить цели, организоватьпроцесс подготовки специалистов и обеспечить его требуемыми ресурсами.
Всовременных условиях образование должно рассматриваться не только и не столькокак овладение учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитиеу них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельномуполучению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь приэтом многообразными источниками информации. Изменение социальной практики исоответствующее изменение целей образования с неизбежностью влечет за собой иновое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией. Образованиекак результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков взначительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления,хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долейупрощения можно сказать, что образование является процессом информационным.Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий,направленных на повышение качества и эффективности работы с информациейучебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширеннымприменением компьютерной техники и средств телекоммуникации. Конечная цельинформатизации образования состоит в расширении и упрощении доступа граждан кполучению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в болееполном и оперативном удовлетворении их разно образных потребностей в знаниях иумениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества ирезультативности обучения. Достижение этой цели предполагает решениесовокупности взаимосвязанных научных и практических задач:
1.Развитие транспортной информационной инфраструктуры
Развитиетранспортной информационной инфраструктуры, обеспечивающее телекоммуникационнуюсвязанность образовательных учреждений различного уровня на основе примененияуже привычных для многих людей средств информационных и телекоммуникационныхтехнологий. В результате появляется реальная возможность обмена информационнымиресурсами учебного назначения не только между территориально распределеннымиобразовательными учреждениями, но и предоставление этих ресурсов территориальнораспределенным учащимся при многократном повышении оперативностиинформационного обмена. Технические характеристики современных информационныхсистем таковы, что информация любого вида и практически любого разумного объемаможет быть передана любому человеку в течение нескольких секунд или минут внезависимости от расстояния между пунктами отправления и приема данных. Повышениеоперативности информационного обмена позволяет сделать его интерактивным, чтостоль необходимо для организации образовательной деятельности.
2.Создание нового содержательного наполнения информационной среды образовательнымиресурсами, разрабатываемыми с учетом особенностей ихдальнейшегоприменения в учебном процессе.
Применениеновых носителей информации и средств ее обработки и отображения открывает новыевозможности и направления совершенствования информационных ресурсов учебногоназначения. Поэтому решение данной задачи должно включать анализ различныхвидов информационных ресурсов образования с позиций применяемых технологий ихсоздания, сертификации, тиражирования, хранения и применения в учебномпроцессе. Важно понять, каким образом информационные технологии воздействуют наспособы работы с традиционными образовательными ресурсами и как эти технологииприводят к возникновению новых информационных ресурсов обучения.
3.Массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведенийк эффективному применению информационно коммуникационных технологий иобразовательных ресурсов в организации и проведении учебного процесса. Определеннаячасть сотрудников образовательных учреждений всех перечисленных категорийдолжна получить углубленную подготовку в области информационно коммуникационныхтехнологий (ИКТ) с тем, чтобы в дальнейшем участвовать в разработке иорганизации применения информационных образовательных ресурсов, а также вобучении остальных сотрудников. Необходимо также осуществлять начальнуюподготовку учащихся, которые будут активно применять средства ИКТ в обучении.
4.Информатизация администрирования учебного процесса,суть которой заключается в том, что территориально распределенные учащиеся ипреподаватели применяют в обучении также распределенные образовательные ресурсы(например, фонды электронных библиотек, автоматизированное лабораторноеоборудование и другие необходимые им ресурсы). Здесь может оказаться полезнымопыт создания и применения корпоративных информационных систем промышленныхпредприятий и фирм с той оговоркой, что в учебном заведении «процесспроизводства» оказывается растянутым на 4—6 лет, т.е. на срок подготовкиспециалистов, если речь идет о высших учебных заведениях. Целесообразноеприменение ИКТ в образовании способствует повышению качества и результативностиобучения, изменяя годами выверенные стереотипы в организации учебного процесса,в соотношении объема и значимости различных видов занятий, повышая рольсамостоятельной учебной работы учащихся в достижении высоких творческихрезультатов. Роль преподавателя в учебном процессе также должна существенноизмениться под влиянием ИКТ. Центральное место преподавателя как практическиединственного носителя актуальной учебной информации, передаваемой учащимсянепосредственно во время учебных занятий, сменяется более скромной, но не менееважной ролью наставника, направляющего и корректирующего по преимуществусамостоятельную работу учащихся. Существенное влияние ИКТ оказывают на всесредства обеспечения учебного процесса: учебную литературу, техническиесредства обучения, лабораторное оборудование и др. Информационныеобразовательные ресурсы в виде мультимедийных электронных изданий, включающихнаряду с текстами и статическими иллюстрациями видеофрагменты и интерактивныекомпьютерные модели изучаемых объектов и процессов, становятся все болеевостребованными. Эти ресурсы обладают рядом преимуществ по сравнению с учебнойлитературой в традиционном печатном виде, среди которых: большое разнообразиесредств представления учебной информации, компактность ее хранения,оперативность поиска информации и внесения необходимых изменений и дополнений вее состав, простота тиражирования и доступа к учебным материалам территориальнораспределенных учащихся. В то же время на современном этапе электронныеобразовательные ресурсы не могут полностью заменить печатные учебные издания попсихологическим и эргономическим причинам. На современном этапе на сменунаблюдаемого еще совсем недавно разнообразия технических средств обучения приходитперсональный компьютер (ПК) как универсальное техническое средство обучения,обладающее средствами компактного и надежного хранения больших объемов учебнойинформации, ее быстрой переработки и наглядного представления. Включение ПК винформационные сети открывает неограниченные возможности оперативного обменаинформацией между участниками образовательного процесса, а также поисканеобходимой информации. Учебное лабораторное оборудование, содержащее в своемсоставе технические и программные средства ИКТ, становится информационнопрозрачным, его управляемость и производительность многократно повышаются.Такое оборудование принято характеризовать как интеллектуальное, т.е.обладающее зачатками искусственного интеллекта. Положительные свойства такогооборудования многократно возрастают, если оно становится доступнымтерриториально распределенным учащимся, управляющим ходом учебных экспериментовпо компьютерным сетям и получающим результаты экспериментов для дальнейшейобработки на персональных компьютерах, подключенных к информационным сетям.
Неменьшая роль принадлежит средствам информатизации в организации и документальномсопровождении учебного процесса. Можно сказать и о том, что эти средстваизменили подходы к документированию хода и результатов образовательногопроцесса, открыли реальные возможности для индивидуализации обучения учащихся.

Глава 1.Единаяобразовательная информационная среда университета
 
1.1 Информационноепространство вуза
Внедрениебыстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки длякачественно нового этапа развития вузов на основе формирования единойобразовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляеттехнически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системеобразования коренным образом модернизировать свой технологический базис,перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв коткрытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества.Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять другдруга как части единой образовательной среды. Использование новейшихинформационных технологий должно способствовать решению педагогических задач,которые сложно или невозможно решать традиционными методами. Для деятельностилюбого образовательного учреждения необходима специальная информационная среда,в которой взаимодействуют администраторы и участники учебного процесса.Особенностью функционирования учебного заведения является наличие разнообразныхпо содержанию и объему информационных потоков, а также большого количествапользователей, различные группы которых имеют разные информационные потребностии ограниченные права доступа к информации. Учебная, управленческая и архивнаяинформация должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа иразрушения. В целом образовательная информационная среда, построенная сприменением компьютерных и коммуникационных технологий, является жизненнонеобходимой средой функционирования учебных заведений. При отсутствии или недостаточнойполноте этой среды невозможно обеспечить открытый доступ к информационным итехническим ресурсам учебного заведения участникам учебного процесса,находящимся за его пределами, свободный график учебной работы, оперативноеполучение консультаций и многое другое.
 
1.2 Цели созданиясистемы
Основойсовременной образовательной системы является высококачественная ивысокотехнологичная информационно-образовательная среда. Цели создания единойобразовательной информационной среды можно сформулировать следующим образом:
•обеспечение максимальных возможностей индивидуализации «образовательныхтраекторий» потребителей услуг различных уровней и форм обучения, включаядистанционное, при соблюдении всех требований к качеству обучения всоответствии с государственными образовательными стандартами;
•повышение эффективности и качества обучения по многим дисциплинам, за счетметодически обоснованного применения информационных технологий в учебномпроцессе;
•повышение эффективности комплексного управления учебным процессом в рамкахуниверситета, а также эффективности использования кадровых и материальныхресурсов;
•обеспечение возможности комплексного взаимодействия технического университетасо школами, лицеями, техникумами, другими вузами, академическими институтами иотраслевыми предприятиями, зарубежными научными и учебными центрами, отдельнымилицами, заинтересованными в получении образовательных услуг.

1.3 Функциональность
ОсновуЕОИС составляет развивающаяся корпоративная информационно-вычислительная сеть университета,имеющая высокоскоростной выход в глобальные сети (Интернет). Для обеспеченияфункционирования единой информационной образовательной среды должны быть такжеразработаны специализированные программно-технические комплексы поддержкиинформационной инфраструктуры университета как компоненты распределеннойиерархической системы. В их состав входят:
•интегрированная распределенная информационная система обеспеченияобразовательного процесса;
•общеуниверситетская система корпоративной электронной почты;
•система интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса наоснове Интернет/ Интранет портальной технологии.
Принципиальнымпри реализации инфраструктуры является то, что всем корреспондентам должен бытьобеспечен удовлетворительный доступ к общим информационным ресурсам сиспользованием индивидуальных (на рабочем месте и дома) и общедоступных (вобщеуниверситетских и кафедральных классах, классах ПЭВМ в общежитиях,Интернет-киосках и т.п.) рабочих мест. Кроме того, необходимо наличиеобщедоступной адресной книги системы электронной почты [в адресной книге ОСЭПМЭИ (ТУ) зарегистрировано 15 тыс. пользователей], обеспечивающей какличностное, так и обезличенное общение, а также, средств интерактивноговзаимодействия с помощью Интернет/Интранет приложений [в МЭИ (ТУ) это комплексинформационных порталов и web-сайтов]. Важнейшую роль в организации единойинформационной среды играет интегрированная распределенная информационнаясистема обеспечения учебного процесса, на основе которой в ходе реализациибизнес-процессов создаются и хранятся основные информационные объекты. Данные оструктуре учебного заведения, персоналиях, учебная и распорядительнаядокументация, методическое обеспечение учебных курсов и т.п. доступны как в«клиент-серверной» системе, так и через Интернет/Интранет приложения.Телекоммуникационные средства, развиваются высокими темпами, поэтомуформирование единой образовательной информационной среды высших учебныхзаведений, не должно сдерживаться техническими условиями [в ИВС МЭИ (ТУ) внастоящее время объединено 2000 ПЭВМ, так как многие студенты имеют домакомпьютеры, подключенные к Интернету]. Информационным, содержательнымнаполнением единой образовательной информационной среды являются средстваподдержки учебного процесса, электронные библиотечные ресурсы. Центральным звеномтаких учебных компьютерных средств должны стать автоматизированныеучебно-методические комплексы. Основное наполнение ЕОИС — это интерактивныесредства поддержки учебного процесса, с помощью которых организуется обучение.Прежде всего, это программные средства учебного назначения (компьютерныеучебники, тренажеры, справочники, средства контроля качества усвоения учебногоматериала и др.). При организации обучения, особенно по инженернымспециальностям, необходимой компонентой является лабораторный практикум. Набазе современных технологий в МЭИ (ТУ) разработаны автоматизированныелабораторные практикумы с уда ленным доступом по компьютерным сетям. Новыевозможности для участников образовательного процесса предоставляются приреализации удаленного доступа 197 к электронным фондам библиотеки. Необходимоотметить, что реальное использование интерактивных средств поддержки учебногопроцесса определяется не степенью удаленности обучаемых и обучающих, а методологическимобоснованием организации конкретного учебного курса. Важным направлениемразвития и наполнения ЕОИС вуза является подготовка преподавательских кадров.Для этой цели используется Факультет повышения квалификации преподавателейуниверситета, на котором разработаны программа и методическое пособие дляпроведения занятий с преподавателями по ЕОИС.

Глава 2.Информационноеобеспечение электронного обучения
 
2.1 Задачиинформационного обеспечения в системе преподаватель-обучаемые-администрация
 
Придистанционной организации процесса обучения преподаватели, студенты иадминистрация учебного заведения разнесены в пространстве, а иногда и вовремени, поэтому для успешного функционирования учебного процесса необходиморешить следующие взаимосвязанные задачи:
•обеспечить своевременную доставку обучаемым учебных материалов;
•организовать дистанционное взаимодействие между обучаемыми, преподавателями иадминистрацией учебного заведения;
•обеспечить оперативное и надежное управление учебным процессом в условияхдистанционного взаимодействия.
2.2 Что нужно дляиспользования сетевых технологий?
Использованиесетевых технологий требует затрат учебного заведения и обучаемого. Длядистанционной формы обучения учебное заведение должно обладать достаточнымивычислительными мощностями и широкополосным каналом подключения к Интернету дляобеспечения круглосуточного доступа обучаемых, преподавателей и администрации кучебным ресурсам и средствам сетевого взаимодействия. Для небольших учебныхзаведений может оказаться целесообразным размещать учебные ресурсы накомпьютерах организаций-провайдеров Интернет. Последнее время появилисьспециализированные организации, предоставляющие услуги сетевого обеспеченияучебного процесса для учебных заведений.
Внастоящее время сетевые технологии встроены в большинство современных операционныхсистем и их использование не требует от пользователя особых усилий. Требованияк используемому аппаратному и программному обеспечению зависят от применяемых вданном учебном заведении информационных и программных средств обучения, ноналичие достаточно емкого жесткого диска (более 10 Гб), CD-ROM, звуковой картыявляется обязательным для работы с мультимедийными электронными ресурсами. Способподключения к Интернету определяется местожительством обучаемого.
Внастоящее время наиболее распространенными являются следующие способы подключенияк сети Интернет:
•через локальную сеть;
•по телефону;
•по кабельной сети.
Обычноподключение через локальную сеть осуществляется либо в организациях, либо в домашнихсетях. Для такого подключения обучаемому требуется выяснить условияподключения, купить и установить в компьютер сетевую плату (в настоящее времясетевая плата все чаще встраиваются в материнскую плату компьютера и прежде чемпокупать сетевую карту, следует выяснить, есть ли она в компьютере), протянутьсетевой кабель от точки подключения к своему компьютеру, настроить сетевоеподключение. Обычно персонал, отвечающий за эксплуатацию сети, обеспечиваетпользователей подробными пошаговыми инструкциями настройки сетевого подключениядля различных операционных систем. Это наиболее простой и производительныйспособ подключения к Интернету, обеспечивающий постоянный доступ. Оплатаподключения обычно определяется объемом данных, получаемым и передаваемым пользователем.Чаще всего трафик (передаваемый и получаемый объем данных) в локальной сетибесплатен, стоимость внешнего трафика варьируется в достаточно широкихпределах. Появились так называемые «плоские» тарифы, в которых определенаскорость обмена данными без ограничений на объем трафика. Подключение черезлокальную сеть предполагает кооперацию с другими пользователями сети по местужительства или работы. Реальная скорость передачи данных варьируется в оченьшироких пределах (от десятков килобит до единиц мегабит в секунду) иопределяется используемым способом подключения самолокальной сети к Интернету,а также количеством пользователей сети. Наиболее распространенным способомподключения является подключение по телефону через модем, который позволяетпередавать цифровые данные по аналоговой телефонной сети. Модемы бывают внутренние,устанавливаемые в корпусе компьютера, и внешние, представляющие собой отдельныеустройства. Модем подключается к телефонной линии и компьютеру. Организация,предоставляющая услуги доступа к Интернету (провайдер), устанавливает средствадоступа к Интернету (модемный пул) на телефонных станциях, пользователиподключаются к Интернету, набирая телефонный номер модемного пула. Передподключением к провайдеру необходимо ознакомиться с правилами подключения инастройки сетевого соединения, которые помещаются на web-сайтах провайдеров.Перед подключением рекомендуется распечатать и внимательно прочитать инструкциюнастройке сетевого подключения для операционной системы, установленной на компьютере,и последовательно выполнить все шаги инструкции. Обычно провайдерыпредоставляют пробный доступ, позволяющий потенциальным пользователям выяснитькачество соединения с провайдером (скорость передачи данных, устойчивостьсоединения). При этом обычно возможен доступ только к web-сайту провайдера.Качество соединения зависит от ряда факторов, включая качество телефоннойлинии, оборудование, установленное на телефонной станции, используемый модем.Скорость передачи данных варьируется от 10 до 40 кбит/с.
Обычнооплата модемного доступа к Интернету повременная и определяется временем суток— стоимость доступа к Интернету в ночное время существенно ниже дневного ивечернего, а у некоторых провайдеров ночной доступ свободный. Последние годыкомпании, предоставляющие услуги мобильной связи, дают возможность подключенияк Интернету с помощью мобильного телефона с использованием протокола GPRS.Однако, пока это достаточно дорогое удовольствие и едва ли его можнорекомендовать для использования в образовательных целях, через несколько летэтот способ доступа к Интернету возможно станет конкурентоспособным с обычныммодемным доступом и к этому времени появятся и достаточно дешевые устройства,сочетающие функциональные возможности мобильного телефона и обычного компьютера,которые можно будет использовать в образовательных целях. Еще одной новинкойпоследних лет является беспроводной доступ, позволяющий, избавиться отпроводной инфраструктуры и работать с компьютером, например, в любой аудитории.Однако следует отметить, что внедрение беспроводных технологий достаточнодорогое удовольствие, кроме того, внедрение беспроводного доступа целесообразнопри массовом использовании в учебном процессе ноутбуков. Далее необходимоупомянуть о цифровых технологиях, позволяющих обычную телефонную линиюиспользовать одновременно как для доступа к Интернету, так и для обычнойтелефонии. Это требует установки специального оборудования на сторонетелефонной станции и у пользователя. Скорость обмена данными может достигатьнескольких мегабит в секунду и обычно ограничивается условиями подключения ирасстоянием до телефонной станции. Оплата такого соединения определяетсяобъемом данных, передаваемых и получаемых пользователем. Пока использованиецифровых технологий рентабельно для подключения к Интернету несколькихпользователей — организации, домашней сети. Для индивидуальных пользователейэто дорогое удовольствие (на момент написания в Москве широко рекламируетсятариф «Стрим» — 1 Гб данных в месяц за 900 руб. при скорости соединения 256кбит/с). В городах используются сети кабельного телевидения, обеспечивающиевысокопроизводительный, качественный и постоянный доступ к Интернетуиндивидуальных пользователей. В этом случае необходимо приобретениеспециального кабельного модема. При интенсивном использовании Интернетастоимость постоянного кабельного подключения индивидуального пользователясравнима с модемным подключением. Кроме описанных выше способов подключения кИнтернету, существуют и другие, «экзотические» способы подключения, напримерспутниковый или по электрической сети. В каждом случае выбор определяетсянабором предоставляемых в данном населенном пункте услуг, их стоимостью икачеством. Основным инструментом доступа к учебным ресурсам является браузер.Так браузер Internet Explorer входит в состав всех операционных системсемейства Windows. Это не исключает использования других браузеров, например,бесплатного браузера Mozilla, версии которогоимеются не только для Windows, но и для других операционных систем, включаяLinux, другим широко используемым браузером является Opera. Для работы сэлектронной почтой и группами новостей используется специализированноепрограммное обеспечение, например Outlook Express, Outlook, The Bat. Для работыс учебными ресурсами возможно использование и специализированного программногообеспечения, разработанного учебными заведениями, получение и установка такогопрограммного обеспечения оговаривается подробными инструкциями для обучаемых.При подключении к Интернету необходимо соблюдать правила безопасности. Стандартныемероприятия обеспечения безопасности на стороне пользователя включают:
1.Регулярную установку обновлений для операционных систем, например дляоперационных систем семейства Windows это можно сделать на сайте Microsofthttp://windowsupdate.microsoft.com. В настоящее время актуальна установкавторого пакета обновлений для Windows XP (Service Pack 2), в котором основноевнимание уделяется вопросам безопасности. Общий объем пакета составляет более 250Мб, при загрузке на конкретный компьютер этот объем сокращается до 6080 Мб.Задачей системных администраторов учебного заведения является организациядоставки и установка данного программного обеспечения.
2.Установку и регулярное обновление антивирусных средств. Некоторые учебныезаведения имеют корпоративную подписку на антивирусные средства, например Dr.Web, их могут использовать обучаемые.
3.Желательно установить на своем рабочем месте межсетевой экран (иногда онназывается файрвол или брандмауэр), защищающий компьютер пользователя отвторжений извне. В настоящее время имеется большее число персональных межсетевыхэкранов, предназначенных для установке на компьютерах пользователей, например,Kerio Personal Firewall (http://www.kerio.com), распространяемый свободно, или AgnitumOutpost Firewall(http://www.agnitum.com/ru).
Следуетпомнить, что перечисленные выше средства дополняют друг друга и предполагаютсовместное использование. Порядок установки, и использования средствбезопасности должен быть обязательно указан в памятке для пользователей,распространяемой учебными заведениями. Необходимо предупреждать студентов, да исотрудников вуза о необходимости выполнения мер безопасности при работе в сети,в противном случае учебный процесс, интенсивно использующий общение через сеть,может быть прерван на часы, или даже дни, а также привести к утрате ценныхданных.
 
2.3 Поиск информации вИнтернете
Интернетявляется глобальным хранилищем информации, там можно найти все что угодно,нужно только знать, как и где искать, а также разумно относиться к найденнойинформации. С появлением Интернета и Всемирной паутины человек читающий сталчеловеком публикующим. Достаточно разместить рукопись на одном из web-серверов…В связи с этим рукописи публикуются, но редко читаются и почти никогда нерецензируются. В Сети можно найти совершенно безграмотные публикации сорфографическими ошибками на каждой странице, изобилующие достаточно страннымиидеями и ненормативной лексикой. Одним из ярких явлений последних лет являютсятак называемые блоги или живые журналы — дневники, публикуемые в сети. Иногдаони яркие и интересные, иногда от них волосы дыбом встают. Познакомиться сживыми журналами можно, например на www.livejournal.com. По одномуобразному выражению Интернет — это большая помойка, к найденной в Интернетеинформации необходимо относиться осторожно. В Интернете имеется достаточнобольшое число поисковых серверов, которые собирают и каталогизируют информациюиз Всемирной паутины и других источников (архивов групп новостей, FTP- серверови т.п.). Для поиска русскоязычной информации в настоящее время наиболеепопулярными являются поисковые серверы:
•http://gg.ru,
•http://www.yandex.ru,
•http://www.rambler.ru.
Неследует ограничиваться поиском информации на одном сервере, так как онииспользуют различные алгоритмы поиска, поэтому и результаты будут разными. То,что не может быть найдено с помощью одного сервера, легко отыщется с помощьюдругого. Для поиска русскоязычной информации лучше пользоваться российскимисерверами. В Интернете все быстро меняется, создаются новые поисковые серверы,закрываются старые. Технически поиск информации с помощью поискового серверапрост: наберите в адресной строке унифицированный указатель сервера, появитсяформа поиска, введите в ней ключевые слова. В данном случае нас интересовалипрограммные компоненты для технологии Microsoft ASP.Net, поэтому в форме быловведено компоненты asp.net. Дальше нужно нажать кнопку Поиск в Google,обеспечивающую передачу ключевых слов серверу. Сервер вернет ссылки настраницы, содержащие ключевые слова компоненты и asp.net,. В этом случае Googleвернул первые десять ссылок из 2330, имеющихся в базе данных. Это, пожалуй,слишком много, поэтому ограничимся просмотром первых десяти ссылок. Googleупорядочил их для нас так, чтобы наиболее полезные ссылки шли первыми(возможно, что у нас и у Google определения полезности несколько разные).Отметим, что ссылки сопровождаются краткими аннотациями, которые в большинствеслучаев помогает принять решение о том, просматривать ли страницу или ограничитьсячтением комментария. Для перехода к найденной странице достаточно щелкнуть назаголовке, например для первой ссылки достаточно щелкнуть мышью на подчеркнутомтексте ActiveX компоненты, утилиты, скрипты. Можно уменьшить число ссылок,возвращаемых сервером, уточнив, что же нам нужно. В данном примере кромеинформации о компонентах ASP.Net было бы желательно получить их, поэтомууточним запрос, введя загрузить компоненты asp.net. Может оказаться, что серверне возвратит нам ничего, в этом случае необходимо, исправить возможные орфографическиеошибки в запросе, переформулировать его, используя другие ключевые слова, изменитьязык запроса, сформулировав его по-английски, так как английский являетсяосновным языком Интернета. То о чем сообщалось выше, называется простыми запросами.Для работы с расширенными запросами необходимо щелкнуть на ссылке Расширенный поиск.Для выполнения сложных запросов поисковые серверы обладают собственными языкамизапросов. Если результаты поисков не удовлетворяют, не поленитесь прочитать насервере инструкцию по использованию языка запросов. Наряду с поиском поключевым словам большинство поисковых серверов предоставляют возможность поискас помощью каталогов — иерархических указателей. Выбрав интересующую тему,например Образование, щелкните мышью, и так постепенно уточняя запрос, можнодобраться до ссылок на интересующую информацию. Откуда поисковые серверы берутинформацию? Используются два основных источника информации. Во-первых,осуществляется сканирование Всемирной паутины с помощью специальныхпрограмм-пауков, «ползающих» по Всемирной паутине (паутинками служатгиперссылки). Паук загружает очередную web-страницу, анализирует гиперссылки,имеющиеся в ней, и загружает данные, опубликованные по этим гиперссылкам, послечего процесс повторяется. Таким образом, осуществляется обход Всемирнойпаутины. Полученная информация разбивается на слова, «сорные» слова (артикли,предлоги, местоимения) отбрасываются, строится нечто, похожее на предметныйуказатель книги: слова размещаются по алфавиту, с ними связываются ссылки настраницы. Это обеспечивает быстрый поиск информации с помощью поисковых серверов.Следует отметить, что русский язык из-за своей флективной (изменяющейся) структуры(много окончаний, приставок) достаточно сложен для анализа. Поэтому отечественнымиразработчиками (например, www.yandex.ru) создано специальное программноеобеспечение для морфологического анализа русских текстов. Это или подобноепрограммное обеспечение применяется практически всеми поисковыми серверами,работающими в русском сегменте Интернета. Вторым источником информации являютсясами публикаторы, заинтересованные в том, чтобы их web-сайты посещались. Дляэтого автор или публикатор должен зайти на поисковый сервер, заполнитьспециальную форму, после чего поисковый сервер поместит информацию о публикациив свою базу данных после соответствующей проверки, естественно. Авторызаинтересованы не только в регистрации на поисковых серверах, но и в том, чтобыссылки на информацию имели высокий ранг, т.е. отображались пользователю первыми(более 90 % пользователей, обращающихся к поисковым серверам, просматриваюттолько первые три ссылки). Поисковые серверы ранжируют информацию либо по числугиперссылок на страницу, либо по числу обращений к страницам (здесь ситуацияупрощена, так как поисковые серверы используют более сложные алгоритмы, которыедержатся в секрете, чтобы избежать искусственного завышения ранганедобросовестными публикаторами). Поисковые серверы определяют число посещенийweb-страниц с помощью специальных счетчиков посещений, размещаемыхпубликаторами на своих страницах. Польза здесь обоюдная: автор видит, насколькопопулярна данная страница, а поисковые серверы используют данную информацию дляранжирования. Выше был рассмотрен поиск в Интернете с непосредственнымиспользованием поисковых серверов. В настоящее время популярность приобретаетпрограммное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя иоблегчающее поиск информации, по крайней мере, в двух направлениях: введенныйзапрос на поиск передается не одному, а нескольким поисковым серверам,программа также облегчает хранение, анализ и классификацию полученных данных. Вкачестве примеров таких программ можно привести Copernic Agent(http://www.copernic.com/) или отечественный ДИСКО Искатель(http://disco.ru/russian/products/finder.htm). Кроме поисковых серверов общегоназначения в Интернет имеются специализированные поисковые серверы, напримердля поиска рефератов (http://www.referat.ru),товаров и сравнения цен (http://www.price.ru).Для поиска научной информации, включая статьи, книги, публикации в Интернетеможно использовать сервис www.scirus.com (рис.7.6). Отметим также, что поиск в Интернете требует терпения и навыков,приобретаемых при проведении поиска.
2.4 Использованиенового оборудования и технологий
Основныминструментом в условиях дистанционного образования является стационарныйперсональный компьютер. Этот компьютер может быть подключен к Интернету иликорпоративной сети учебного заведения при использовании сетевых технологий,когда же используются локальные обучающие ресурсы, компьютер может быть, и неподключен к сети.
Использование«экзотического» оборудования, например личных ноутбуков и беспроводных сетей,позволяет проводить занятия в любых аудиториях вуза.
Новыеинформационные технологии используются не только в специализированныхдисплейных классах, которые обычно перегружены, и к которым нужноприспосабливать расписание, но и на обычных практических и лабораторныхзанятиях. Внедрение данного метода ограничивает только высокая цена ноутбука,едва ли от российского студента можно требовать его приобретения дляиспользования в учебном процессе. Использование ноутбуков влияет наиспользование образовательных ресурсов — в условиях очного обучения от учебногозаведения потребуется возможность подключения ноутбуков к корпоративной сетиучебного заведения и к электрической сети, а также организация беспроводныхсетей.Вперспективе гораздо большее влияние на технологию дистанционного обучения и,особенно, на электронные обучающие ресурсы могут оказать использование КПК(карманных персональных компьютеров) и мобильных телефонов. Особенностьюбольшинства этих устройств является отсутствие клавиатуры, низкое разрешениеэкрана, специализированные операционные системы, ограниченнаяпроизводительность процессоров и объем памяти. Тем не менее, эти устройствашироко применяются в быту — практически у каждого студента-москвича естьмобильный телефон. Отметим, что перевод существующих мультимедийных ресурсов наКПК и смартфоны связан с существенными затратами как в областипрограммирования, так и адаптации видео — и аудиоресурсов. В настоящее время всовременные интегрированные системы разработки программного обеспечениявстроены средства, позволяющие разрабатывать программные проекты для КПК исмартфонов, но даже в этом случае непосредственный перенос учебных ресурсов содной платформы на другую чаще всего неосуществим. Для сетевых электронныхресурсов представляется перспективным трансформационный подход. Каждый фрагментресурса хранится в промежуточном формате, например XML, который в настоящеевремя становится своеобразным компьютерным эсперанто, позволяющим обмениватьсяданными, понятными не только компьютерным системам, но и людям. Производные отXML языки используются для описания математических и химических формул, деловыхдокументов и даже графических пользовательских интерфейсов. При обращенииобучаемого сервер опознает используемую клиентскую платформу (ПК, КПК,смартфон) и преобразует данные из промежуточного формата в целевой,предназначенный для данного клиента. Серьезную заявку на мультиплатформеннуюсреду для сетевого образовательного программного обеспечения сделала фирмаMacromedia. Благодаря тому, что Flash-приложения исполняются на компьютере подуправлением проигрывателя Flash Player, можно эти приложения запускать наплатформах Windows 98/Me/2000/XP,Windows PocketPC, Linux,Solaris без необходимостивнесения изменений в приложение. Macromedia Flash представляет собоймногообещающую платформу для разработки программного обеспечения учебногоназначения, особенно виртуальных лабораторных практикумов, благодаря прекраснымграфическим возможностям и небольшим исполняемым модулям.

Глава 3.Электронныеучебно-методические комплексы
 
 Электронныеучебно-методические комплексы(ЭУМК) — представляют собой объединение учебно-методических,программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полнуюсовокупность образовательных услуг (организационных, методических,теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других),которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины идля данной формы обучения (очной, очнодистанционной, дистанционной). ЭУМКдостаточно дорогие продукты и поэтому должны допускать использование при различныхвидах обучения, например виртуальные лабораторные практикумы можно использоватьне только при дистанционной, но и очной и очнодистанционных формах обучения вкачестве дополнения к реальным лабораторным практикумам. Использование ЭУМКпозволяет перенести образовательный процесс из аудиторий вуза домой студентам,которые могут выполнять обязательные задания не только по расписанию, но и вудобное для них время, например по вечерам и выходные дни, что немаловажно длясовременной молодежи, сочетающей обучение с работой.
3.1 Составучебно-методических комплексов
ЭУМКдолжны полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включатьв себя:
•средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
•средства поддержки практических занятий;
•лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемыхучебным заведением формах обучения;
•средства поддержки выполнения курсовых проектов и расчетных заданий;
•средства контроля знаний при изучении дисциплины;
•средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучениядисциплины;
•методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельныхобъектов в ее составе;
•средства управления процессом изучения дисциплины.
Невсе перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если поучебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства ихподдержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятсяучебники, учебные пособия, задачники, методические разработки. В дальнейшембудем называть их электронными изданиями (ЭИ). Информационная составляющаяявляется электронным аналогом обычных книг и брошюр. Перечислим отличия отобычных книг:
•возможность использования наряду со статическими текстами и изображениямимультимедийных ресурсов (звука и видео);
•возможность оперативного и интеллектуального поиска информации;
•наличие встроенных средств навигации, позволяющих пользователю переходить косновной странице издания, предыдущей, следующей странице издания, просмотретьоглавление всего издания или его раздела. Все сказанное выше моделируетиерархически-линейную структуру издания. Возможно использование и других формнавигации, например «географической» карты издания в случае сетевой структурыиздания;
•возможность оперативного внесения изменений после публикации. Электронныеиздания обычно существуют в различных представлениях. Возможно представлениеизданий в формате текстового процессора, например Word, публикация издания впереносимом формате, например Adobe PDF. Следующей формой публикации ЭИявляется публикация во Всемирной паутине в формате HTML1. По сравнению сформатами текстовых процессоров выразительные возможности данного вида публикациинесколько беднее, чем возможности текстовых процессоров, однако их вполнехватает для решения практически всех задач обучения. Здесь же необходимоотметить и существенно отличающиеся требования к публикации во Всемирнойпаутине, в локальной сети и на рабочем месте пользователя. Связано это сразличающейся на порядки пропускной способностью каналов передачи данных. Еслиразмер порции данных (кадра ЭИ), доставляемых пользователю за один раз недолжен превышать 100 кб для издания, публикуемого во Всемирной паутине, длялокальной сети это могут быть несколько сотен килобайт, для локальнойпубликации — мегабайты. Основным инструментом для работы с ЭИ, публикуемых во Всемирнойпаутине является браузер. Следует отметить, что, несмотря на наличиестандартов, основные браузеры по-разному отображают одну и ту же информацию,особенно динамическую, более того, для отображения информации на некоторыхустройствах, например карманных компьютерах и смартфонах используются различныетехнологии. Все это приводит к необходимости создания набора версий одного и тогоже издания или преобразования одного представления в другое. Магистральнымпутем для динамического преобразования различных видов представленийэлектронных изданий являются технологии XML, которые позволяют описыватьструктуру и взаимоотношение различных фрагментов документов в форме, котораялегко воспринимается как компьютерами, так и пользователем. На базе XML разрабатываютсяразличные языки, позволяющие описывать воспроизведение различных видовинформации, например MathML используется для описания и представления математическихформул, а SMIL — мультимедийных ресурсов. Таким образом, ЭИ должны допускатьмноговариантное представление, возможно, с различной функциональностью для работыс помощью различных пользовательских агентов. Минимальный состав версий ЭИдолжен обеспечивать работус ЭИ на персональном компьютере и распечатку его набумаге. Электронное представление ЭИ позволяет хранить их на любых электронныхносителях и доставлять через сеть. Следует отметить, что ЭИ — это наименеетрудоемкая составляющая ЭУМК. Лабораторные практикумы представляют собойнаиболее трудоемкую и спорную составляющую ЭУМК. Дело в том, что лабораторныеработы, выполняемые на компьютере дистанционно, не всегда и не во всемравнозначны работам, выполняемым на реальном оборудовании. Использованиедистанционных лабораторных практикумов существенно зависит от учебнойдисциплины и требует вдумчивой методической проработки, определяетсяпреподавателями-предметниками, соответствующими методическими советами. Присоздании лабораторных практикумов используются либо реальное оборудование,доступ к которому осуществляется дистанционно, либо модели изучаемых процессови оборудования. В первом случае обучаемый дистанционно взаимодействует среальным оборудованием, что требует весьма значительных затрат. Кроме того, не любоеоборудование и технологические процессы позволяют осуществлять доступ группам обучаемых(нельзя одновременно и независимо управлять одним и тем же оборудованиемнескольким обучаемым, это требует мультиплексирования и накладываетопределенные ограничения на характерные времена протекающих процессов). Вовтором случае модели позволяют обучаемому получать доступ к процессам иоборудованию, использование которых в учебных заведениях практическиневозможно, дают возможность произвольно менять временные масштабы изучаемыхпроцессов. В то же время обучаемый при проведении виртуальных лабораторныхработ взаимодействует не с реальным оборудованием и технологическими процессами,а с моделью, адекватность и подробность которой зависят от реализации. Кдостоинствам этого подхода необходимо отнести низкие требования к аппаратнымсредствам, возможность использования в сетевом и локальном вариантах. Выборподхода к созданию лабораторного практикума определяется особенностями учебнойдисциплины, а также материальными, финансовыми и кадровыми возможностямиорганизации. В техническом образовании практические занятия в основномпосвящены решению различных задач, поэтому для проведения их необходимы:
•подборка задач;
•примеры решения типовых задач;
•методические указания по решению задач;
•консультации преподавателя;
•справочная информация;
•средства решения задач (компьютерные модели, средства проведения инженерныхрасчетов).
Разницапроведения практических занятий при очном и дистанционном видах обученияопределяется организацией взаимодействия между обучаемым и преподавателем, атакже степенью взаимодействия между обучаемыми. В очном образованиипреподаватель может управлять ходом решения задач в реальном времени, направляяобучаемых, комментируя и объясняя типичные ошибки. Взаимодействие междуобучаемыми позволяет быстрее находить решения, кроме того, обучаемые получаютопыт совместной работы. В заочном образовании, обучаемый получает комплект,состоящий из задачника, задания, методических указаний, примеров решения задач,справочных материалов. Участие преподавателя сводится к проверке полученных попочте решений. Дистанционный вариант проведения практических занятий отличаетсяот заочного возможностью оперативного общения между обучаемым и преподавателем,а также между обучаемыми. Поддержка выполнения типовых расчетов и курсовогопроектирования похожа на практические занятия, но связана с доставкой большихобъемов информационных и справочных материалов обучаемому, а также необходимостьюиндивидуального взаимодействия с преподавателем для получения консультаций.Здесь при обсуждении взаимодействия обучаемых с преподавателями перечислимпросто реализуемые способы общения между преподавателем и обучаемыми в заочноми дистанционном формах обучения:
•общение по электронной почте — этот способ общения является предпочтительным,позволяя его участникам читать и подготавливать сообщения в удобное для нихвремя;
•общение через web-форумы, организуемые на web-серверах учебного заведения, либосредствами ЭУМК — эти средства легко позволяют организовать групповое общение;
•общение с помощью служб мгновенных сообщений и чатов;
•видеоконференции, такой вид общения в настоящее время практически неприемлемдля учебных заведений по техническим и экономическим показателям, он возможендля корпораций, обладающих собственными магистральными сетями.
Общениемежду преподавателем и обучаемым осуществляется с помощью электронной почты,форумов и служб мгновенных сообщений, в ряде случаев при необходимости полученияобучаемыми больших объемов данных на CD-ROM целесообразна их пересылка пообычной почте. Учебные ресурсы объемом не более 10 Мб могут быть загружены либос web — либо ftp-серверов. Первые два способа общения являются асинхронными ине требуют присутствия сторон в определенное время и в определенном месте. Всвою очередь, общение между преподавателем и обучаемыми требует определеннойсистемы документооборота и внутренних регламентов, определяющих процедурырегистрации, хранения переписки, а также время реакции на сообщение. Службымгновенных сообщений и чаты являются синхронными видами общения и требуютоперативного взаимодействия, а следовательно, жесткого расписания проведенияконсультаций. Взаимодействие с администрацией имеет характер напоминаний, различныхизвещений, требующих гарантированной доставки, например извещений об оплате учебныхматериалов. Общение между администрацией и обучаемыми должно в обязательномпорядке фиксироваться в системе документооборота и осуществляться с помощьюрассылки сообщений по электронной почте с помощью списков рассылки и публикацииобъявлений на портале учебного заведения. Средства взаимодействия междупреподавателем и обучаемыми могут быть вынесены из состава ЭУМК иподдерживаться на уровне учебного заведения, например электронную почту,форумы, чаты целесообразно совместно использовать ЭУМК по несколькимдисциплинам. Отдельные компоненты ЭУМК, технологии их создания подробнорассматриваются в отдельных главах книги, но несколько слов необходимо сказатьо средствах управления ЭУМК. Основным их назначением является индивидуализацияпредставления ЭУМК для конкретного обучаемого и фиксация действий пользователя,включая выставление и хранение оценок. Например, если обучаемый может бытьдопущен к выполнению лабораторной работы только после сдачи коллоквиума, то упреподавателя должны быть средства, предотвращающие доступ данного обучаемого клабораторным стендам до сдачи коллоквиума. В ЭУМК должны присутствоватьсредства распределения индивидуальных заданий для выполнения лабораторныхработ. Желательно, чтобы среди средств управления ЭУМК присутствовалинструмент, позволяющий формировать индивидуальные планы изучения дисциплиныобучаемыми, включая разделы учебника, лабораторные работы, практическиезанятия.
 
3.2 Экономическиеаспекты создания и использования ЭУМК
Существуюттри основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовемих условно медийный, игровой и издательский.Медийный подходпредполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производствамедийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процессеявляется продюсер, организующий работу профессиональной команды сценаристов,дизайнеров, редакторов, операторов и программистов. В этой команде авторыучебного контента играют далеко не основную роль, конечный вид ресурса и методыего применения определяются используемыми технологиями. Именно так в настоящеевремя в основном осуществляется разработка мультимедийных электронныхучебников. Из-за большого объема мультимедийного контента в качестве средыраспространения таких ЭУМК используются либо CD-ROM, либо DVD. Эксплуатируютсяони либо индивидуально на локальном компьютере обучаемого, либо в корпоративнойсети учебного заведения, их использование через Интернет едва ли целесообразноиз-за большого объема трафика, необходимого для передачи мультимедийногоконтента, а также ограничений по полосе пропускания соединения. Стоимостьмедийных ЭУМК высокая, такой подход используется только при созданиивысокотиражных ЭУМК для общеобразовательных дисциплин.Игровой подходиспользуется при создании высокоинтерактивных тренажеров и имитаторов сиспользованием элементов виртуальной реальности. Такой подход применяется длясоздания имитаторов сложных и дорогостоящих технических систем, включаялетательные аппараты, энергетические системы, системы вооружений. Аппаратные ипрограммные средства дают обучаемым практически полную иллюзию взаимодействия среальной системой, но обладают очень высокой стоимостью. Обычно разработкатакого рода электронных ресурсов начинается с создания так называемого «движка»,который является моделью изучаемого объекта и его окружения. На создание такого«движка» уходят годы. Создание тренажеров и имитаторов на основе готового«движка» менее трудоемкий процесс, который сводится к созданию дизайнавиртуального окружения, настройке параметров объектов виртуальной реальности и«движка». Издательский подход основывается на использовании «подручных» средств,текстовых процессоров, легко осваиваемых систем программирования, пакетов дляпроведения расчетов. Он позволяет создавать электронные ресурсы собственнымисилами преподавателей, сотрудников учебного заведения, студентов и аспирантов.
Качествооформления ЭУМК, разработанных с помощью данного подхода ниже, так как графикаи анимация создаются непрофессионалами, в то же время и стоимость производствагораздо ниже. Пожалуй, только издательский подход применим к созданию ЭУМК поспециальным курсам, их создание в рамках медийного и тем более игрового подходавряд ли оправдано по экономическим причинам.
Присоздании ЭУМК необходимо учитывать фактор времени отечественная высшая школастареет, возможно, что через пять лет некому будет проводить занятия по рядуспециальных дисциплин, что приведет к прекращению подготовки по некоторымспециальностям. Одной из возможных мер снятия остроты проблемы являетсясоздание в оперативном режиме ЭУМК по специальным дисциплинам с целью фиксациизнаний и методического опыта преподавателей.

Глава 4.Средстваразработки и применения электронных образовательных ресурсов
 
4.1 Основные факторы,влияющие на выбор инструментальной среды для разработки компьютерных средствобучения
 
Дляразработки компьютерных средств обучения используются различные программы,которые обычно называются инструментальными средами (ИС). Степень совершенстватой или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновкеучебного материала, включая современные средства мультимедиа и гипертекста,типами упражнений и тестов (с множественным выбором, числовым ответом,конструируемым ответом и др.), удобством пользовательского интерфейса и т.п.Однако все эти «ухищрения» создателей инструментальных сред (систем)предоставляют разработчикам компьютерных средств обучения (КСО) лишьпотенциальные возможности для реализации своих дидактических идей.Проектирование КСО является своего рода искусством, и курсы, подготовленныеразными авторами в одной инструментальной среде, могут существенно различатьсяпо их дидактической эффективности. В то же время, слабые стороны конкретной ИСмогут наложить существенные ограничения на возможность реализации пожеланийавтора КСО.
Преждечем рассматривать отдельные ИС и проводить их сравнительную оценку длявыработки рекомендаций, необходимо более подробно описать требования к отдельнымфункциям ИС, т.е. определить насколько полно решаются ими как дидактические,так и другие задачи, которые возникают при создании конкретных КСО.
Поназначению КСО делятся:
•на информационные (электронные конспекты лекций, справочники и др.);
•средства для практических занятий (задачники, практикумы и др.);
•компьютерные модели (тренажеры, лабораторные работы, деловые игры и др.);
•средства для тестирования и контроля знаний, умений и навыков;
•обучающие (включают в себя все предыдущие).
Дляреализации целевых функций КСО инструментальная среда должна состоять изследующих подсистем (модулей):
•представления учебной информации;
•создания (или сборки) и редактирования учебной информации;
•управления представлением учебной информации (переходы, навигация, оглавления,поиск и др.);
•организацииконтроля усвоения знаний, умений, навыков (ЗУН), в том числе:
вводаи анализа ответов;
организациисценария контроля ЗУН;
принятиярешения по результатам контроля по одному вопросу и контрольной серии;
•управления обучением, в том числе:
управлениясвязями между компонентами КСО; генерации последовательности предъявлениятестов;
управлениястратегией обучения;
сбораи обработки статистики о ходе обучения;
•инструментария разработчика, включающего в себя средства:
визуальногопроектирования и редактирования;
интерфейсаразработчика — панели инструментов, редактирование методом Drag and Drop,справочная система, контекстная справка, работа с шаблонами, мастера созданиясложных элементов, печать слайдов и структуры;
автоматизациипроцесса создания и отладки учебного курса;
реализациифункций управления проектом и поддержки совместной деятельности коллективаразработчиков;
реализациифункции администрирования (разграничения прав доступа, обеспечения безопасностиданных и др.);
формированиядистрибутива продукта и создания программы его установки;
•проигрывания учебных материалов с помощью стандартных программ, входящих всостав операционной системы (ОС) или в комплект поставки ОС, например MSInternet Explorer; с помощью специализированных программ—проигрывателей;
•настройки готового курса преподавателем в зависимости от цели конкретногозанятия;
•доставки содержания КСО учащемуся, разделяющиеся
наавтономные;
насетевые, которые, в свою очередь, можно использовать
влокальных сетях;
 вглобальных сетях.
Прихарактеристике инструментальных сред следует учитывать следующиепрограммно-технические и экономические факторы:
•поддерживаемые вычислительные платформы;
•требования к минимальной конфигурации вычислительной системы;
•обеспечение защиты продукта и его компонентов от несанкционированногокопирования и использования;
•стоимость и срок действия лицензии;
•наличие и размер лицензионных отчислений за распространение созданных продуктов;
•условия сопровождения (период бесплатного сопровождения, стоимостьконсультаций, обеспечение технической поддержки по телефону и Интернету и др.);
•условия предоставления обновленных и новых версий.
Немаловажнымифакторами являются требования к компьютерной квалификации разработчиков,легкость освоения и применения инструментария.

Список литературы
1. Информатизацияобразования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышенияквалификации/ Под общ. ред. С.И. Маслова. – М.: Издательство МЭИ, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.