--PAGE_BREAK--
Налоговая нагрузка = Уплачено налогов / Выручка * 100% =
1484,26 / 37861,15 * 100% = 3,9%
Основная сфера деятельности – торговля (строительными материалами). Средняя нагрузка для данной отрасли – 3,8%.
Получается, что, нагрузка выше средней, это означает, что выездная проверка не грозит фирме.
2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
Методика
По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.
Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.
В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика – это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.
По итогам 2009 года ООО «Лотос» получила убыток в связи с чем, налоговая инспекция попросила предоставить объяснения в произвольной форме.
Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ: «Наша организация в 2009 году развивала новое направление продаж. Для того чтобы завоевать нишу на рынке, нами была произведена большая организационная работа по поиску клиентов в связи с чем, был увеличен штат сотрудников, что повлекло увеличение расходов на оплату труда, транспортные расходы, арендную плату, были привлечены кредитные средства в связи с чем, появились расходы на уплату процентов».
Налоговый инспектор принял объяснения и в план проверок на 2009 год ООО «Лотос» не включил.
3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.
Методика
Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%
На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг – ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС все-таки ведет работу по дифференциации данного критерия.
К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий, реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение — редчайший случай.
Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.
Отчасти этот показатель может быть спланирован, но нужно ли это делать, и в какой степени – зависит от конкретной ситуации. Дополнительным ориентиром может служить расчет средней доли вычетов по НДС по вашему региону (данные могут быть получены из отчетности ФНС по форме 1-НДС, регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений).
С большой вероятностью эту долю можно назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди подавляющего большинства.
При расчете доли вычетов за 9 месяцев 2009 года ООО «Лотос» получили 91%:
Доля вычетов за 9 мес. = Сумма вычетов по НДС за 9 мес. / Всего исчислено НДС = 810 тыс.руб. / 890 тыс.руб. * 100% = 91%
Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале — 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:
Доля вычетов за 12 мес. = (810 тыс.руб. + сумма вычетов по НДС за 4 кв.) / (890 тыс.руб. + 297 тыс.руб.) * 100% ≤ 89%
Сумма вычетов по НДС за 4 кв. ≤ 0,89 * (890 тыс.руб. + 297 тыс.руб.) –
-810 тыс.руб. = 246 тыс.руб.
Следовательно, вычеты за 4 кв. 2009 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2009 года.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Методика
Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».
Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:
1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).
Т расходов ≤ Т доходов
Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.
Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.
Выбирая кандидатов на выездную проверку, инспектор проанализировал декларации по налогу на прибыль ООО «Лотос» за 2007 и 2006 года.
Показатель
Период
Темп роста
показателя
Сопоставление
показателей
2008
2009
Налоговые доходы
39413,81
37861,15
0,96
0,91
0,96
Налоговые расходы
1617,72
1484,26
0,91
Темп роста доходов выше темпа роста расходов.
Основания для включения ООО «Лотос» в план выездных проверок нет.
2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»).
Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги.
Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно, показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой – на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.
Добавим к данным налоговой отчетности данные финансовой отчетности и сопоставим их.
Показатель
Период, (млн.руб.)
Темп роста показателя
Сопоставление показателей
2008
2009
Налоговые доходы
39413,81
37861,15
0,96
0,92
≠ 0,91
0,96 0,96
Налоговые расходы
1617,72
1484,26
0,91
Бухгалтерские доходы
39413,81
37861,15
0,96
Бухгалтерские расходы
1615,5
1486,5
0,92
Соотношение не сохраняется. Однако в «Приказе об учетной политике предприятия» предусмотрено начисление амортизационной премии, что объясняет увеличение налоговых расходов по сравнению с бухгалтерскими в год закупки основных средств (2006 год) и уменьшение в следующем периоде (2007 год).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Методика
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.
Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.
В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:
-неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);
-недолгий опыт работы в компании;
-низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).
Для расчета средней заработной платы за 12 месяцев 2007 года ООО «Лотос» использовали следующие данные ФОП – 320 тыс. руб., средняя численность – 5 чел.
Средняя зарплата = Фонд оплаты труда / (Средняя численность * кол-во месяцев) = 320 тыс.руб. * (5*12) = 5333 руб.
Средняя заработная плата по отрасли «Торговля» — 5688 руб. Следовательно, придется делать копии с заявлений сотрудников о переходе на неполный рабочий день, о предоставлении отпуска без содержания, с табелей учета рабочего времени и оправдываться перед налоговой.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).
Методика
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
Для ЕСХН – доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, об общей выручке – из отчета о прибылях и убытках.
Для УСН:
-доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (проверяется по реестру юридических лиц);
-средняя численность работников за налоговый (отчетный) период составляет не более 100 человек (проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой чиновники будут искать недочеты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением (возможное искажение численности персонала);
-остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. рублей (по сдаваемой отчетности проверку выполнить невозможно, в декларациях по УСН нет такого показателя, а баланс не сдается);
-налоговая может потребовать инвентарную ведомость основных средств;
предельный размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).
Для ЕНВД:
-площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
-площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания составляет не более 150 кв. метров;
-количество имеющихся автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
-общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.
Проверка может производиться как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в данном случае такова – если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с целью получения налоговой выгоды.
Проверка производится по данным представленной декларации, дополнительно могут быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых листов и другие документы).
Примеры «опасных» налоговых схем с участием «упрощенцев»:
компания, занимающаяся оптовой торговлей, привлекает дружественную компанию на «упрощенке» для реализации товара по договору комиссии, причем торговая наценка целиком остается в распоряжении комиссионера и облагается по ставке 6 %.
компания, владеющая торговым центром, сдает в аренду все его площади нескольким «упрощенцам», те в свою очередь передают эти площади в субаренду конечным арендаторам по цене в семь-девять раз дороже.
7. НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год.
Методика
Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме их доходов превышает 83 %. Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма, должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Методика
Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим Постановлением:
-налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
-налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.
Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:
-невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
-отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
-совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Как видно, приведенные высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговики могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в, то, же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика. Сейчас судьи стали вникать в содержательную часть экономических операций и в их целесообразность.
Иными словами нужно убедить суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности, действительно имел место. Т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учете должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.
Примеры позиций ВАС относительно ряда ситуаций, когда он признал решения налоговых органов недействительными:
Покупая товар через взаимозависимые компании, предприятие не становится недобросовестным (определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11691/08).
Ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не дает оснований автоматически признавать организацию участником схемы (определение ВАС от 16 октября 2008 г. № 13702/08). Надо еще доказать, что сделка между зависимыми фирмами заключена по ценам ниже рыночных с целью неправомерно возместить налог (постановление ВАС от 4 марта 2008 г. № 13797/07).
По мнению Конституционного Суда РФ: обоснованность расходов, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение КС от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Методика
Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив Уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам, или внести в отчетность исправления. Основаниями для Уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:
ошибки в налоговой декларации (расчете);
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.
Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.
10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами.
Методика
Имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причем с изменением места постановки на учет (переход в другую ИФНС).
Отметим, что «переезды» всегда настораживают налоговиков. Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».
11. Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Методика
Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учета:
-рентабельность продаж;
-рентабельность активов.
Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.
Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом. В приложении к приказу о принятии Концепции тоже приведен перечень этих данных, который ежегодно будет обновляться.
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы» формы № 2).
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Затраты на производство * 100%
Основные возможные причины низкой рентабельности аналогичные тем, о которых уже говорилось в связи с убыточностью и опережающим ростом расходов:
-мизерная наценка;
-скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
-высокая конкуренция – нельзя продать товар дороже рыночной цены;
-значительное удорожание сырья;
-привлечение более квалифицированной рабочей силы, и т.д.
Определим рентабельность продаж ООО «Лотос».
Прибыль от продаж по строке 050 формы № 2- 1760 тыс. руб.
Расходы по строкам 020, 030 и 040 формы № 2: 16391 тыс. руб., 112 тыс. руб., 258 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--