--PAGE_BREAK--
При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по минимальной ставке 12%. Введен новый достаточно щадящий промежуточный процент налогового изъятия в интервале от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.
Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы. Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов на налогоплательщика и иждивенцев:
при доходе до 5000 руб. вычету подлежали 2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);
при доходе от 5000 до 20 000 руб. – 1 МРОТ;
при доходе более 20 000 руб. вычетов не производилось.
Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона.
В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок подоходного налога. Но 31.03.1999г. было принято очередное изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога. Таблица 2
Шкала ставок подоходного налога с доходов, полученных после 1.01.1999г. [4, с. 40]
Доходы
Ставка в федерал. Бюджет
Ставка в бюджеты субъектов РФ
До 30 000 руб.
3%
9%
30 001 – 60 000
3%
2 700 + 12% с суммы, превышающей 30 000
60 001 – 90 000
3%
6 300 + 17% с суммы, превышающей 60 000
90 001 – 150 000
3%
11 400 + 22% с суммы, превышающей 90 000
150 001 и более
3%
24 600 + 32% с суммы, превышающей 100 000
Таким образом, в 1999г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.
С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.
В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Так, 16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный бюджет, а 84% — в региональный бюджет.
Полностью изменена шкала подоходного налога. Таблица 3
Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г. [1, ст.6]
До 50 000 руб.
12%
От 50 001 до 150 000 руб.
6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000.
От 150 001 руб. и выше
26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.
В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:
— материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ (независимо от размера выплаты);
— суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.
Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о расширении вычетов и увеличении их размеров. Однако эти изменения затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Значение подоходного налога при формировании доходной части бюджета РФ
Формирование проекта бюджета на 2000г. сопровождалось разработкой пакета законопроектов об изменении налогообложения. В частности предлагалось снизить с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а также резко упростить шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым предусмотрены по доходам, полученным после 1.01.2000г. лишь 3 ставки налога, в том числе 12% при совокупном годовом доходе до 50 тыс. руб. Отказ от запретительной ставки 45%, которая могла вступить в действие начиная с 2000г., можно рассматривать в качестве наиболее серьезной из всех налоговых мер, принятых при рассмотрении бюджета на 2000г. в Государственной Думе.
Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9 млрд. руб. [См. Таблицу 4]. В соответствии с принятым согласительной комиссией по рассмотрению проекта бюджета на 2000г. решением, ставка зачисления этого налога в Федеральный бюджет против 1999г. снижена с 3% до 2%.[здесь и далее 5, с.39]Это соответствует доле в 15% от всей суммы подоходного налога. Таблица 4
Структура налоговых доходов бюджета. [5, с. 41]
В млрд. руб.
В % к итогу
1999г.(утверждено)
1999г.(ожидаемое)
2000г.
1999г.(утверждено
1999г.(ожидаемое)
2000г.
Налоговых доходов всего
456,03
467,78
675
100%
100%
100%
1.Прямые, в том числе
1.1. Налог на прибыль
39,45
73,59
63,45
8,1%
15,7%
9,4%
1.2. Подоходный налог
25,24
21,43
23,93
5,5%
4,6%
3,5%
2.Косвенные, в том числе
2.1. НДС
179,36
197,24
277,49
39,3%
42,2%
41,1%
2.2. Акцизы
101,64
77,22
119,9
21,3%
16,5%
17,8%
Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как общей суммы, так и доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета. На 2000г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в 159,8 млрд. руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по отношению ко всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля подоходного налога с физических лиц в 2000г. должна составить 11,6%.
Итак, рассмотрев кратко историю становления подоходного налога в России, его роль при формировании доходов бюджета и тенденции изменения, посмотрим, к чему же они привели, то есть рассмотрим особенности исчисления и взимания подоходного налога с 2001г.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ методики определения подоходного налога с 2001г. 2.1. Налоговая база и налоговые ставки налога на доходы физических лиц.
Для более полного освещения особенностей исчисления данного налога приведу основные понятия. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. В НК впервые определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом). По сравнению с действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК РФ значительно расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ. Так, начиная с 01.01.2001 к таким доходам в числе прочих доходов будет относиться и вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. Такая формулировка свидетельствует о том, что доходом от источника в РФ будет являться не только доход, полученный в результате определенных действий — за выполненную (совершенную) на территории РФ работу, но и любой доход, полученный в результате совершения иных действий (бездействий) в РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок определения налоговой базы. Теперь она будет определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Несомненно, самым значительным нововведением является введение единой ставки налога с 2001г. – 13%. На этот счет существуют противоположные мнения. Сначала я приведу мнения против такой ставки налога.
Противники единой ставки подоходного налога считают, что она не позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов физических лиц. В настоящее время в России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после введения в действия части 2 Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт. Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы лиц.
Однако, для того, чтобы понять, почему был принят именно этот проект налогового кодекса, необходимо рассмотреть причины, которыми руководствовались разработчики Налогового кодекса.
Ставка 13% не означает увеличение налогооблагаемых доходов низкооплачиваемых граждан, уплачивающих сейчас 12% подоходного налога и 1% в Пенсионный фонд. Для этой категории граждан (90% работников)[здесь и далее 10, с. 1] реформа сохранит нынешнее налоговое бремя. Однако, тот факт, что при действующем законодательстве только 0,1% доходов облагается по ставке 30%, означает, что с богатых налоги не собираются. Это и требует принятия радикальных мер для выведения фонда оплаты труда из теневого оборота. Единая низкая ставка налогообложения доходов граждан – главная (но не единственная) мера, призванная решить эту сложную задачу. На других мерах, например, о введении новых вычетов, призванных вывести доходы физических лиц из теневого оборота, я остановлюсь ниже.
По ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении следующих доходов [3, ст. 224 ]:
выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов;
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;
страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ;
процентных доходов по вкладам банка в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ¾ действующей ставке рефинансирования ЦБ по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных выше.
Налоговая ставка в размере 30% устанавливается по следующим доходам:
дивидендов;
доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.
Таким образом, кодекс намерен запретить распространенную сейчас депозитную схему ухода от налогообложения и резко упростить администрирование подоходного налога. Достаточно отметить, что резко уменьшатся масштабы декларирования доходов гражданами. По оценкам МНС количество подаваемых деклараций уменьшится с 4 млн. до 150 тыс. Декларации будут связаны с покупкой недвижимости или с налогообложением недобросовестных процентов, но это ничтожный слой. Работа в нескольких местах перестанет быть основанием для декларирования доходов.
Собираемость подоходного налога по ставке 13% оценивается специалистами на уровне 90%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены ставки 30% и 35%, налогооблагаемая база определяется как денежное выражение таких доходов. При этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.
2.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с действующим в настоящее время законодательством незначительно изменился и приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Большинство вычетов сохранено, но они систематизированы по группам. Кроме того уточнен порядок предоставления отдельных вычетов (льгот).
Изменились льготы чернобыльцам и инвалидам вооруженных конфликтов. Много нареканий у депутатов вызывает льгота чернобыльцам. Сейчас под нее попадает до 1 млн. налогоплательщиков. Однако ясно, что это преувеличение, столько людей не принимало непосредственного участия в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. К сожалению, действующее законодательство в других областях не позволяет уменьшить число льготников, а уменьшение льготы в абсолютных размерах привело бы к тяжелым социальным последствиям. Поэтому решено было установить одинаковые льготы в размере 3000 руб. в месяц для чернобыльцев и лиц, получивших инвалидность вследствие увечий, контузий и заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей.
Приняты вычеты в сумме 500 руб. в месяц – для героев СССР, РФ, инвалидов 1,2,3 групп, инвалидов детства, блокадников и др.
Вычеты в размере 400 руб. в месяц на каждого работающего, но пока совокупный доход не достигнет 20 тыс. руб. Вычеты расходов на содержание детей определены в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка.
Статьей 222 Налогового Кодекса РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право в пределах установленных размеров социальных налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Данная норма свидетельствует о том, что местные органы власти могут установить значительно меньший размер социальных и имущественных вычетов, чем это предусмотрено в ст.219 и ст.220 НК РФ, что соответственно повлечет за собой увеличение налогооблагаемой базы.
Социальные вычеты. Это новшество предусмотрено ст.219 НК РФ. В действующем в настоящее время законодательстве таких вычетов не существует.
Предусмотрена льгота по расходам граждан на медицинские услуги на сумму 25 тыс. руб. Кодексом предусмотрены неограниченные вычеты на лечение в сумме фактических затрат по перечню дорогостоящего лечения. Перечень утверждается Правительством. Кроме того, предусмотрена льгота по документально подтвержденным расходам на обучение детей на сумму 25 тыс. руб. в год. Эта льгота, по сути, — для обеспеченных слоев населения. Низкооплачиваемые граждане не имеют возможности ею пользоваться. И все же решение было принято, так как оно призвано стимулировать вывод оплаты труда за обучение из теневого сектора.
Все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода (года) при подаче физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган на основании письменного заявления. Данная норма говорит о том, что если физическое лицо захочет воспользоваться социальными вычетами, оно должно будет в обязательном порядке подать декларацию о доходах за год в налоговый орган, несмотря на то, что ст.229 НК РФ на это физическое лицо не возложена обязанность представлять налоговую декларацию. В противном случае льгота просто не будет предоставлена. Здесь опять прослеживается тенденция на легализацию доходов.
Имущественные вычеты. Планируется сохранить вычеты на продажу и покупку жилья. Учитывая, что сумма в размере 5000 МРОТ (417 тыс. или 14,5 тыс.$) не соответствует реалиям времени, при продаже жилья для продавца льгота увеличена до фиксированной суммы в 1 млн. руб. Наиболее радикальное предложение в этом вопросе заключалось в отказе от налогообложения доходов, полученных от продажи имущества, поскольку в противном случае возникает двойное налогообложение (граждане покупают имущество на личные деньги, которые уже прошли налогообложение подоходным налогом). С учетом этого имеет смысл облагать положительную разницу между стоимостью покупки и стоимостью продажи.
Но учитывая высокую инфляцию после кризиса, когда произошло резкое изменение курса рубля по отношению к доллару, это предложение потеряло смысл, так как для целей налогообложения учитываются только рублевые цены, которые будут значительно различаться и порождать повторное налогообложение. Поэтому было решено увеличить вычет до 1 млн. руб., если жилье находилось в собственности налогоплательщика менее 5 лет, а вычет на продажу прочего имущества (сейчас 1000 МРОТ) увеличить до фиксированной суммы 125 тыс. руб., если прочее имущество находилось в собственности менее 3 лет. При продаже жилья, находившегося в собственности более 5 лет, или иного имущества, находившегося в собственности более 3 лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
В целях стимулирования покупки недвижимости и легализации таких сделок вычет при покупке жилья будет увеличен до фиксированной суммы 600 тыс. руб. Срок предоставления такого вычета теперь не ограничен (сейчас – 3 года). Однако в эту сумму не включаются проценты по ипотечному кредиту, сели приобретение квартиры осуществляется за счет такого кредита.
Если в настоящее время льготу на приобретение (строительство) жилья можно получить при предоставлении соответствующих документов по месту работы физического лица, то начиная с 01.01.2001 право на получение указанного вычета предоставляется только по окончании налогового периода (года) на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы. То есть складывается ситуация, аналогичная социальным вычетам — для того, чтобы получить имущественный вычет, физическое лицо должно будет в обязательном порядке подавать декларацию о доходах за истекший год в налоговый орган.
продолжение
--PAGE_BREAK--