Реферат по предмету "Религия и мифология"


История возникновения христианства и развитие его догматики

Реферат
На тему:
«Историявозникновения христианства и развитие его догматики»
 

Введение
Как масштабноерелигиозное течение христианство появилось на Ближнем Востоке сравнительнопоздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическимии политическими противоречиями. Появляющаяся в таких условиях новая религия,претендующая на широкое распространение, должна была откликнуться на запросысвоего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но достаточно весомые вглазах миллионов людей пути и способы разрешения раздирающих обществопротиворечий. Новой религии следовало также решительно отказаться от этническойограниченности, свойственной ранним религиозным системам, например иудаизму.Это было необходимое условие, так как в противном случае она не смогла быовладеть умами людей, независимо от их происхождения и социального положения. Новаярелигия должна была быть достаточно интеллектуально развитой и насыщенной,включать в себя все то, чего достигли уже существовавшие до нее религиозныесистемы обширного ближневосточно – средиземноморского региона.
Христианство, как наднациональная религиозная система,возникло в условиях, когда почти весь ближневосточно – средиземноморский мирбыл объединен в рамках наднациональной Римской империи. Но первоначальные очагиэтой религии возникли не в центре этой могущественной империи: они появились наее периферии, причем на восточной и юго-восточной периферии, в освоенныхчеловечеством очагах цивилизации, где пласты культурной традиции были особенномощными и где всегда сосредоточивались центры пересечения различных идейных икультурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римскойфилософии, и религий Востока.

Иудаизм ихристианство
Вера во всемогущегоБога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражаеттрагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете, – собрании книг,священных как для иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная историяисполнена описанием скитаний еврейского народа, вырвавшегося их вавилонского иегипетского плена. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, которыйсам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировалсяпервоначальный вариант иудаизма – самой древней монотеистической религии.
Бог древних евреев,Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, дляхристианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком.Так ветхозаветная вера рассматривается как подготовка к Новому Завету, т.е.новому союзу человека с Богом. И действительно, несмотря на существенныеразличия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецоввпервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответитьхристианство.
При этом существуюти заметные отличия. Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему еврейскому народув целом, то Бог Нового Завета обращен к каждой личности, вне зависимости отнациональности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложногорелигиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам,сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен, прежде всего, квнутренней жизни и вере каждого человека.
Однако уже в ВетхомЗавете можно наблюдать жажду человека подлинной встрече с Богом и стремлениедуховно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Это стремление кдуховному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеженашей эры, ибо народ вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот разстали римляне. В ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народуместо для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось только ждать Спасителя,который по верованиям древних иудеев должен был спасти весь народ и стать воглаве царства. Но Спаситель (по гречески – Христос) не приходил, и оставалосьтолько задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь вовсе ненационально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью ивыступил Иисус.
На рубеже нашей эрыиудаизм переживал глубокий кризис. Несмотря на то, что число иудеев, поподсчетам современных специалистов, исчислялось в ту пору несколькимимиллионами и что солидные иудейские колонии распространились уже по всемуСредиземноморью, включая Египет и Малую Азию, конкретная историческая ситуацияи реальное соотношение сил все более очевидно вели иудейское общество ккризису. Кризис усилился после подчинения Иудеи Риму. Светская власть династииИрода не пользовалась авторитетом. Жрецы иерусалимского храма и близкие к нимпартии и группировки (фарисеи, саддукеи, зелоты) также теряли власть и влияние,чему способствовала и их явная зависимость от наместников Рима в Иудее.Неудивительно, что это состояние перманентного политического исоциально-религиозного кризиса вело к оживлению эсхатологических пророчеств,активизации деятельности различного рода сект с их ожиданием мессии, которыйвот-вот придет и от имени великого бога Яхве спасет запутавшийся впротиворечиях, но все же богоизбранный народ. Мессию ждали почти все со дня надень.
Столь напряженноожидавшийся мессия просто не мог не появиться. И он появлялся, причемнеоднократно. Все чаще то в одном, то в другом районе Иудеи руководителиотдельных сект и бродячие проповедники объявляли себя мессиями, призваннымиспасти иудеев. Обычно власти болезненно реагировали на проповеди подобныхдеятелей. Все самозванцы сразу объявлялись лжемессиями, и их деятельностьпресекалась. Это, однако, не могло приостановить процесс. На смену неудачникамприходили новые, и все повторялось снова. Иногда главы влиятельных сектоказывались достаточно могущественными, чтобы бросить вызов всесильному Риму. Врезультате следовавших за этим восстаний и войн (иудейские войны) Иудея какгосударство, а вместе с ней Иерусалим и иерусалимский храм во II в. н.э.перестали существовать.
Тем не менее, именно постоянные гонения на спорадическипоявлявшихся харизматических лидеров и пророков, чьи деятельность и проповеди вусловиях кризиса становились все более заметными и созвучными общим ожиданиям,и привели в конечном счете к укреплению в умах поколений идеи о великом мессии,Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб (приняв на себя грехилюдей) и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителемчеловечества. Эта идея и была взята на вооружение в тех раннихиудео-христианских сектах, которые стали появляться как в самой Иудее, так и вближайших к ней районах расселения евреев диаспоры (Египет, Малая Азия и др.)на рубеже нашей эры.
учение христианство иудаизмдогматика
Споры об ИисусеХристе
Легендарные преданияо божественном спасителе были собраны и детально изложены в четырех евангелиях(от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), составляющих основу христианского Новогозавета, важной части текста Библии. В евангелиях подробно, хотя ипротиворечиво, говорится о жизни Иисуса, его проповедях, деяниях,рассказывается о творимых им чудесах, о благоговевших перед ним последователях,о преследованиях Иисуса и о предательстве его Иудой, о распятии его на кресте ио последующем воскресении и вознесении на небеса. В евангелиях вина запреследования Иисуса, который и был мессией, Христом, хотя и неузнанным инепризнанным, возлагается на иудеев (само имя предавшего Иисуса одного издвенадцати ближайших его учеников-апостолов – Иуда, – как бы призваносимволизировать весь народ, не принявший и предавший пришедшего спасти егоИисуса). Римский наместник-прокуратор Понтий Пилат даже попытался было спастиИисуса от казни, но под давлением иудейских жрецов и наученной ими толпыотступил.
Евангельскиежизнеописания Христа, хорошо известные по вошедшим в обиход образам, фразам, помногочисленным описаниям и изображениям, создали облик божественного спасителя,великий подвиг которого, потрясший человечество, будто бы и открыл людям глазана истинную религию, христианство. Нет сомнений, что и сами евангелия, каксравнительно поздний документ (не ранее II в. н.э.), ився евангельская традиция – это в основном образно воспетая, ярко расцвеченнаяи явно нарочито персонифицированная запись событий, явлений и божественныхдеяний, уже встречавшихся ранее в других религиях. Вопрос лишь в том, все лиздесь заимствовано и сочинено или же в основе записанных в Евангелиях описанийжизни Иисуса есть какая-то реальная историческая основа, пусть дажевидоизмененная до неузнаваемости.
Еще сравнительнонедавно по этому вопросу шли ожесточенные споры в науке. Представители одной изавторитетных школ специалистов – мифологической – полагали, что никакого Христане было, не было даже никакого схожего с ним судьбой его прототипа, что воснове евангелической традиции лежат мифы, прежде всего хорошо известныйближневосточным религиям миф об умирающем и воскресающем божестве. Здесьотражен и известный миф о непорочном зачатии (связь бога с женщиной), имножество других мифологических сюжетов и представлений, заимствованных издругих религий. Справедливость построений этой школы в том, что мифологическаяоснова евангелической традиции – вне всякого сомнения, что заимствования ипереработка чуждых влияний в рамках нового синтеза действительно были важнейшейосновой, фундаментом христианства. Однако слабостью мифологической школы,предопределившей ее неудачи, было то, что эта концепция низводила христианстводо уровня эклектической системы и не признавала не столько даже оригинальностиэтой религии, сколько вообще какой-либо исторической реальности, лежавшей в ееоснове.
Вторая из признанныхшкол, историческая, ныне явно преобладающая в религиоведении, исходит из того,что в основе евангельской традиции лежат какие-то реальные события. Но какие?На этот вопрос сторонники исторической школы долгое время не могли датьдостаточно убедительного ответа. Положение изменилось лишь сравнительнонедавно, в 40-х годах нашего века, после знаменитых кумранских находок. В 1946–1947 гг.в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашлиобрывки древних свитков. Рукописи (среди них были библейские тексты, уставыобщин, проповеди и т.п.) принадлежали мистико-аскетической секте ессеев, общиныкоторой располагались на рубеже н.э. в этом районе, вдали от густонаселенныхплодородных земель Палестины. Общины ессеев являли собой группы подвижников,живших коммуной, по большей части в монашеском стиле, без женщин и детей. Ихучение, основанное на принципах иудаизма, заметно отличалось от него. В текстахдоминировали эсхатологические пророчества о скором конце мира, о грядущем суденад грешниками. Ессеи осуждали богатство и стяжательство, стремились кнравственному очищению и, главное, ждали мессию из рода Давида (заметим, чтоевангельский Иисус – из этого рода).
В рукописях ессеев упоминается об «учителе справедливости»,который был, судя по всему, основателем секты, пророком-проповедником,выступившим против официального иудаизма и внесшим в его доктрину те изменения,которые позволяют считать эту секту переходной по характеру, т.е.иудео-христианской. Этого, конечно, еще недостаточно для сближения таинственнойфигуры «учителя справедливости» с мистической личностью Иисуса. Но,реконструируя гипотетический процесс, следует учесть все: и общую обстановку вИудее с напряженным ожиданием божественного вмешательства, и активныймессианизм, и деятельность харизматических пророков и «учителей», и дажепрактику наказания и разоблачения лжемессий. Имея в виду все это, можнопредставить, как обрывочные, но тесно связанные друг с другом общей идеейсобытия и явления, личности и деяния со временем слились в нечто единое ицельное, были персонифицированы в Иисусе, мессии из рода Давида. Этот мессия(Христос) пришел, проповедовал, демонстрировал чудеса, но не был признан, а, напротив,был осужден властями как лжемессия, распят на кресте; затем он, чудеснымобразом воскреснув, доказал миру свою божественность и через учеников ипоследователей даровал миру великие истины, легшие в фундамент христианства.
 
Основы христианскогоучения
В христианстве,вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливоощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, иидея умирающего и воскресающего божества из древневосточных религий. Позже, помере своего становления, христианство многое восприняло из эллинистическойфилософии, из учения стоиков (Сенеки) и др. Но суть новой религии не сводится кэклектической сумме заимствованных элементов. Оригинальность и сила ее в томновом, что возникло на базе сложного процесса религиозно-культурного синтезавсех этих элементов.
Основная идеяхристианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, иименно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов исвободных, богатых и бедных – все грешники, все «рабы божьи». Могут ли людиочиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы, которыйтяжелым камнем висит на человечестве? Да, могут. Но только в том случае, еслиони осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения отгрехов, если поверят в великого божественного спасителя, который был присланбогом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученическойсмертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь – верав великого и единого бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда нацарство небесное после смерти. Праведнику воздается на том свете, любой бедняки раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад, будетгореть в «геенне огненной». Кроме «того света», нечестивцам и грешникам грозити «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь, наземле.
Раннее христианство,вызревавшее в недрах оппозиционных официальному иудаизму и римским властям аскетическихсект и распространявшееся затем по всему эллинистическо-римскому миру, с первыхсвоих шагов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных истраждущих. Правда, это учение не звало на борьбу – и в этом смысле его никакнельзя считать революционным по характеру. Скорее, напротив, христианство былоальтернативой различного рода восстаниям и войнам, начиная с восстанияСпартака, которые сотрясали на рубеже нашей эры мощную Римскую империю. И вкачестве такого рода «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергиюугнетенных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым,даже выгодным для власть имущих, вскоре понявших это и принявших христианскоеучение в качестве господствующей идеологической доктрины. Однако это произошлопозже. Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучирелигией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям,подвергаясь жестоким гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальныхэлементов, даже революционного пафоса.
Пафос этот сводилсяпрежде всего к резкому неприятию сложившихся норм жизни. В одном из наиболееранних и радикальных по характеру текстов Нового завета – в Апокалипсисе(Откровение святого Иоанна Богослова) – с огромной силой прозвучало осуждениеРима, как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его«мерзостями». Ангел божий предрекает падение этого Вавилона, силы небесныепобедят мрак и мерзость, произойдет страшный суд, и на обновленной землевозникнет «новый Иерусалим» во всем величии своей славы, с древом жизни,активно плодоносящим во имя всеобщего блага. Мистическая форма Апокалипсиса неможет скрыть наполняющего его пафоса разрушения старой «мерзости» и грядущегообновления мира.
Революционный пафосраннего христианства нашел свое отражение в акцентировании внимания на двухважнейших сторонах новой религии. Во-первых, на проповеди ею всеобщегоравенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство«рабов божих», даже в этом своем качестве лозунг всеобщего равенства не мог непривлечь к себе внимания. Правда, в некоторых евангелических текстахоправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам, но, тем не менее,провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской империистоило многого. Во-вторых, на осуждении богатства и стяжательства («скорейверблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небесное»), наподчеркивании всеобщей обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»).
Конечно, здесь нет активнойреволюционности, но сам факт провозглашения эгалитарных принципов и следованияим был вызовом господствующим общественным порядкам. Неудивительно, что членамипервых христианских общин (особенно после перемещения в начале нашей эрыусилиями сторонников и последователей апостола Павла центра нового учения спериферии империи в Рим) оказались, прежде всего, обиженные и угнетенные,бедняки и рабы, неимущие и изгои.
Для раннегоХристианства характерно разнообразие группировок, течений, между которыми небыло согласия по ряду важнейших вопросов вероучения; всеобщими были лишьненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление от его ига, вера вблизкое пришествие бога-спасителя и установление на земле «царства божьего» воглаве с Христом. Этой верой проникнут древнейший из дошедших до нас памятниковхристианской литературы – Апокалипсис (2-я половина 1 в.). Из Апокалипсисаявствует, что к этому времени христианская мифология, догматы и культ ещё несложились; нет упоминания о какой-либо церковной организации и др. Апокалипсисотразил в первую очередь бунтарские настроения народных масс, угнетённыхРимским государством, однако он свидетельствует о наличии в Христианство этогопериода и иного течения: помимо духа сопротивления, выражены идея долготерпения,призыв к пассивному ожиданию исхода борьбы божественных сил с антихристом инаступления «тысячелетнего царства». В процессе эволюции Христианство,изменения социального состава общин и приспособления к реальным условиямбунтарские настроения в Христианство постепенно отходили на второй план. Во 2в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно «нести свой крест»,уповая на сверхъестественное избавление, на «божью волю». В вероучении всёбольше подчёркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал, по сути,обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временемстрадание стало выступать в Христианство в качестве необходимого условия длядостижения блаженства в «загробном мире» («многими скорбями надлежит нам войтив царствие божие» – Деяния, XIV, 22).
Победа течения,призывавшего к примирению с существующими порядками, знаменовала новый этапразвития раннего Христианство «Второе пришествие» Христа отодвигалось внеопределённое будущее. Этот этап развития Христианство можно проследить по т.н. Посланиям апостола Павла (конец I – 1-я половина II вв.). В нихподчёркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимоподчиняться; дети должны повиноваться родителям, жёны – мужьям, а рабы – господам(Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена тенденция радикальногоразрыва с иудаизмом [впервые здесь формулировалось обвинение иудеев в убиенииХриста (Первое послание к фессалоникийцам, II, 15)], сопровождавшаясяформированием христианской идеологии. Облик Иисуса Христа стал приобретатьчеловеческие черты (правда, в посланиях нет ещё подробностей о его земнойжизни). Христианство предстаёт как более или менее сложившаяся религия (сосвоими догматикой, символом веры и обрядностью) в сочинениях (около 150) первогохристианского апологета Юстина, где жизнеописание Христа во многом совпадало севангельскими повествованиями. Юстин уже подробно описывал различныехристианские таинства, формулировал, правда в самом общем виде, символ веры. Взавершенном виде жизнеописания Христа предстают в евангелиях. 4 из них (отМатфея, Марка, Луки, Иоанна), признанные складывавшейся христианской церковью«богодухновенными» (написанными по внушению бога), были включены ею в Новыйзавет и явились основными священными книгами Христианство Канонизация(признание Священным писанием) христианской церковью новозаветных евангелий во2-й половине 4 в. свидетельствовала о завершении процесса мифотворчества,создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки радиискупления грехов рода человеческого. В евангелиях наиболее четко из всехписаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу (»… не противьсязлому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», – Матфей,V, 39) и загробном воздаянии блаженством за земные страдания. Проповедьгрядущего царства в евангелиях теряет свою прежнюю антиримскую направленность,звучит призыв к примирению с властями предержащими, с «языческой» императорскойвластью (в уста Христу вложено изречение: «…отдавайте кесарево кесарю, а божиебогу», – Матфей, XXII, 21).
Появление церковнойорганизации
 
Первые христианскиеобщины заимствовали от предшественников, сект типа ессеев, черты аскетизма,самоотречения, благочестия и прибавили к ним обрядовые ритуалы причащения митраизмаи многое другое, включая торжественный акт крещения в качестве символа веры.Эти общины были достаточно замкнутыми. Во главе их стояли харизматическиелидеры – проповедники, «учителя», осененные «благодатью» пророки, которыеобычно прислушивались к своему «внутреннему голосу», имели «видения», слышали«глас божий» и потому считались имевшими бесспорное право на лидерство.Естественно, что вначале каждый из этих харизматических лидеровруководствовался своим пониманием основ новой религии.
Изменения в христианскойидеологии во 2–3 вв. были тесно связаны с изменением первоначальногосоциального состава христианских общин. В христианские общины в большомколичестве стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетиясуществования христианских общин все их члены считались равными, отсутствовалособый аппарат управления, то с середины 2 в. идёт усложнение организации.Состоятельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств,приобретали значительное влияние; всё чаще они занимали должности епископов идьяконов, ведавших общинным имуществом, хозяйственными делами общины.Постепенно в руках епископов сосредоточилось управление христианскими общинами;от прежнего демократического принципа не осталось и следа, возник монархическийепископат. Епископы, дьяконы всё больше обособлялись от массы верующих. Дляобоснования их привилегированного положения постепенно выработалось учение обособой «благодати», ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей имисключительное право совершать религиозные обряды, быть наставниками остальныхчленов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церковнаяорганизация, разделённая на клир (духовенство) и мирян. Начал складыватьсяинститут монашества. Укрепление связей между отдельными общинами способствовалопроцессу образования единой христианской церкви, управляемой епископами.Складывавшаяся церковь всё решительнее отказывалась от демократических тенденцийпервоначального Христианства и стремилась сначала к компромиссу с языческойимператорской властью, а затем и к прямому союзу с рабовладельческимгосударством, что вызывало протест значительной части христиан и способствоваловозникновению ересей (эбионитов, новатиан, монтанистов и др.). Еретики, какправило, выступали в защиту принципов первоначального Христианство
Формированиехристианской догматики
С формированиемцерковной организации разрабатывались и всё более усложнялись культ и догматикаХристианства. Для выработки единого вероучения была начата канонизацияопределённых христианских писаний. При включении в Новый завет тех или иныхпроизведений церковь проявила стремление отвергать сочинения, отражавшиедемократические тенденции первоначального Христианство, бунтарские настроения.В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут добиться не толькобедные (как это часто подчёркивалось на раннем этапе развития Христианство), авсе верующие в Христа, выполняющие церковные обряды, подчиняющиеся церковнойдисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первоначальные общинные собрания,трапезы-вечери превращались в богослужения. Обряды всё более усложнялись,впитывая в себя культовые действия религий древнего мира. Таким образом,вырабатывались основные христианские таинства, праздники, богослужение,сохранившиеся с той или иной модификацией до наших дней.
Складывавшаясяхристианская церковь стала представлять собой значительную силу. Римскиеимператоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическуюсоперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы в период кризиса 3 в.жестоко преследовали христиан, приравнивая к политической неблагонадёжности ихотказ от жертвоприношений в честь римских богов (гонения на христиан во 2-йполовине III – начале IV вв. приимператоре Деции, Валериане, Диоклетиане). Однако в дальнейшем, распознавсущность идеологии, характер и значение деятельности христианской церкви,императоры для обеспечения покорности народных масс стали опираться нахристианскую организацию. Церковь использовалась в IV в. также дляборьбы за императорский престол. Получивший поддержку христианской церквиимператор Константин I (правил в 306–337), оставаясь «язычником», объявилХристианство официально дозволенной религией. В 325 император созвал 1-йВселенский собор из представителей церковных верхов. На соборе был принят«Символ веры», был оформлен союз между императорской властью и церковью. НаВселенских соборах 325 и 381 был закреплен догмат о Троице. Император ФеодосииI (379–95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так Христианство изгонимой религии превратилось в государственную, освятив социальные порядки,которые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. Христианская церковьвела ожесточённую борьбу не только с язычеством, но и с ересями внутриХристианство Победе Христианство над языческими религиями способствовали такжеи культовые заимствования из них. В христианской культе распространилосьпочитание святых, мучеников, ангелов; они явились большей частью преемникамибогов древних религий.
Главной особенностьюхристианства является то, что догматы христианского вероучения считаютсянеизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новомпоколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупностьправил, регулирующих взаимоотношения между людьми.
Важнейшим в развитиипонятия «церковь» стала идея ее непогрешимости – ошибаться могут отдельныехристиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила СвятойДух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная с IV в.христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемыеВселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась системавероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила,определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включенасовокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, обществе.Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственныенаставления, которые к совокупности и составили го, что официально былоодобрено и названо церковью кодексом христианской морали.
Первый Вселенскийсобор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры – краткийсвод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развиваетсозревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости,абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догматахристианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первомувнутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначальногопервоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святогоДуха (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» отОтца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так каквсе лада христианской Троицы существовали всегда – «предвечные – и равны подостоинству – «равночестны».
Человек, согласнохристианскому учению, сотворен «по образу и подобию» Бога. Однако грехопадение,совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха.Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» грехи людей, пострадав завесь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищаютчеловека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению,«принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающеммире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается,одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина,в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом начеловека связано характерное только для христианства понятие «таинства» – особогокультового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщаетсяверующим невидимая благодать божья», то есть которое призвано реально ввестибожественное в жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение,причастие, непосед, (покаяние), церковный брак, миропомазание, елеосвящение(соборование), священство (посвящение в священнослужители).
При императореКонстантине христианство становится господствующей религией, находящейся полопекой государственной власти. В этом же веке между восточным и западнымхристианством намечается раскол. В 40-х гг. V к. наблюдается постеленное ослаблениеЗападной Римской империи, заканчивающееся, в конце концов, ее крушением. Этоспособствовало тому, что влияние римского епископа (папы) значительно возросло.В 1054 г. произошло разделение православной и католической церквей, ипоявились римско-католическая и православная церкви. В основе раскола лежалконфликт византийской теологии священной державы – подчиненного по отношению кмонарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсальногопапства.
Уже в V–VII вв.в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилосьмонофизитское направление христианства. В отличие от диофизитов, составляющихбольшую часть христиан, признающих в Иисусе Христе две природы – божественную ичеловеческую, монофизиты постулировали наличие только одной Божественнойприроды (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. НаХалкидонском Вселенском соборе монофизиты потерпели поражение, а их учение былоосуждено как ересь.
В V в. возниклои другое направление – несторианство (по имени константинопольского патриархаНестория), которое учило, что Иисус не бог и не богочеловек, а человек, ставшийобителью божества. Как и монофизитское направление, несторианство осудили какересь на Эфесском сборе.

Заключение
Рожденная около 2000лет назад христианская религия прошла сложный путь от рождения и становления дорасцвета, упадка и последующей интеграции в современную общественную жизнь. Назаре своего рождения христианство имело много общих черт с иудаизмом, древнимиязыческими культами и мифами, однако в процессе становления обрело собственнуюуникальную специфику.
Христианствосформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смысловлежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться навсей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовываласьглавным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себепрактическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразованииприроды и общества, в построении основ правового государства, уважающего праваи свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека моглапоявиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новыесмыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие новогоискусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Самаидея о том, что существование мира и человека есть восходящий историческийпроцесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Список литературы
 
1.  Васильев Л.С. Историярелигий востока. М.: Университет, 2002.
2.  Каутский К. Происхождение христианства. М.: изд. полит.лит., 1990.
3.  Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницыистории. М.: Политиздат, 1989.
4.  Элиаде М. История веры и религиозныхидей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Академический проект, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.