Реферат по предмету "Религия и мифология"


Иудаизм: история развития и современное состояние

ФГОУ ВПО ПЮИФСИН России
Факультетподготовки государственных и муниципальных служащих
Кафедра общепрофессиональныхдисциплин
Специальность– «Юриспруденция»
Дисциплина: Национальныеи мировые религии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Тема № 19:«Иудаизм:История развития и современное состояние»
Преподаватель
Эдуардова И.Б. к.п.н.
Студент:
Сызаев Кажмукан Серикович
Курс 1 Учебная группа № 694
Псков 2010г.

Введение
Если спросить человека «сулицы», что для него означает иудаизм, девять из десяти ответят: суббота,праздники, синагога, законы питания, обрезание, траурный обряд. Но все это лишьмалая часть иудаизма системы, которая охватывает все стороны жизни: отношениямежду личностью и обществом, личные взаимоотношения, типы поведения, отношениямежду мужем и женой, между начальником и подчиненным, профессиональную иделовую этику, домоводство, взаимоотношения в общине, обществе и государстве.Другими словами, иудаизм — это искусство жить во всех его проявлениях.
Иудаизм – древнейшаямонотеистическая религия, которая вот уже более трех с половиной тысячелетийисповедуется еврейским народом.
Термин «иудаизм»происходит от названия самого многочисленного из 12 «двенадцати коленИзраилевых» — колена Иудина. С этим коленом еврейский народ всегда связывалсвои самые светлые надежды, потому что из него вышел святой царь Давид, и изнего же должен произойти Машиах (Мессия).
В качестве понятияобозначающего национальную религию еврейского народа это слово сталоиспользоваться лишь с конца XIX в.
Законы, которыерегулируют отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, чтоопределяют правила питания или порядок службы в синагоге.
Все части Торы,взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели созданию справедливогообщества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобиюБога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество,по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечествообретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых обязанностяхеврейского народа.
Евреи всегда знали, чтоим предстоит указать путь развития всему человечеству. Лишь в таком контекстемы начинаем понимать значение мицвот Торы и величие заключенной в них программ.

Глава I. История развития иудаизма
Происхождение религиознойсистемы иудаизма неразрывно связано с происхождением еврейского народа. Современноесостояние исторической науки позволяет связать его этногенез с движением вначале второго тысячелетия до н. э. западно-семитских племен к Восточномупобережью Средиземного моря из Месопотамии. Есть достаточно оснований полагать,что наименование «еврей», «иври» по-еврейски, происходит от глагола «авар»,«пересекать, переходить», иначе говоря «перешедший реку», имеется в ввидуЕвфрат по пути из Двуречья к морю. Эти данные, в общем, не противоречатизложенному в Священном Писании иудаизма — Торе и ТАНАХе.
1.1 Библейский период.Тора и ТАНАХ
Тора в широком смыслеслова обозначает Божественное указание, или вообще совокупность Божьихзаповедей, завещанных избранному народу. В другом, более узком, смысле Тора — это первые пять книг Священного Писания, составляющие по своему содержанию иконцепции единое целое. Другое название — Пятикнижие, наименование каждой книгиу евреев берется по первому слову еврейского текста. В первой книге Берешит (врусском переводе Бытие) рассказывается о сотворении мира и жизни первых людейна земле, всемирном потопе, спасшемся от потопа праведнике Ное и трех егосыновьях, один из которых — Сим стал прародителем родоначальника еврейскогонарода патриарха Авраама. Этот патриарх вместе со своим семейством идомочадцами по зову Всевышнего отправляется в Землю, Обетованную ему Богом,расположенную между берегами Иордана и Средиземным морем. Его сын Исаак и внукИаков (получивший второе имя Израиль) также являются патриархами еврейскогонарода. Двенадцать сыновей Иакова — Израиля: — Рувим, Симон, Леви, Иуда,Иссахар, Зебулон, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иосиф и Вениамин становятсявпоследствии родоначальниками колен еврейского народа или народа Израиля.Вторая книга Шемот (Исход) посвящена жизни народа Израиля в Египте, жестокомуугнетению, которому он стал подвергаться при фараоне, царствовавшем через многолет после прихода евреев в Египет. Затем повествуется о драматических событиях,связанных с Исходом евреев из Египта под водительством великого пророка Моисеяиз колена Леви, подвигнутого на этот подвиг Всевышним. Наивысшим событиемповествования является дарование Моисею на горе Синай самим Богом знаменитыхдесяти заповедей, высеченных на каменных плитах (скрижалях). Собственно с этогомомента окончательно закрепляется Союз между Богом и избранным народом. Болеетого, для иудаизма ключевое значение имело веление Бога, определившеедальнейшую судьбу и предназначение еврейского народа: «и вы будете у меняцарством священников и народом святым» (Исход 19:6). В дальнейшем судьба народаИзраиля складывалась в зависимости от соответствия его поведения этому Завету.В последующих трех книгах Пятикнижия — Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа),Дварим (Второзаконие) повествуется о полных тяжелыми испытаний странствияхнарода по Синайской пустыне на пути в Землю Обетованную. Вместе с тем, гораздобольше места уделено изложению свода гражданского законодательства, устройствапереносной скинии (шатра) Завета, где находятся скрижали, порядка службысвященников из числа потомков Аарона, брата Моисея, предписаний ритуальнойчистоты, жертвоприношений, праздников, нравственно-этических наставлений,социального законодательства и т.д. Последняя пятая книга содержит увещания инаставления Моисея своему жестоковыйному народу на пороге Земли Обетованной.Пророку не суждено было вступить на нее после сорокалетнего странствия евреевпо исходу из Египта. Моисей скончался на восточном берегу Иордана напротивгорода Иерихона и могила его неизвестна. Значение предписаний Торы, называемойтакже Пятикнижием Моисеевым, для последователей иудаизма выражается словами: «Вотпостановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою имежду сынами Израилевыми на горе Синая, через Моисея» (Левит 26:46) Поэтомуиногда иудаизм называется «мозаизмом», религией Моисея. Тора вместе с книгойПророков (по — еврейски Небиим) и книгой Писаний (по — еврейски Кетувим)составляет одну Священную Книгу у иудеев, называемую также Письменной Торой (вшироком смысле этого слова, то есть Законом). Будучи священной и у христиан,она получила у них название Библия от греческого слова, «та библиа» — книги,или Ветхий (Старый) Завет. Евреи называют ее по первым буквам еврейскогонаименования трех частей — ТАНАХ.
Книга Пророков включает всебя 19 книг, а книга Писаний 12. В ТАНАХе «Пророки» различаются на «Первых»или ранних, и «Последних». К циклу первых относятся книги (в русском написании)Иисуса Навина, Судей, две Самуила, две книги Царей. Как и в Торе, религиозныемотивы неотделимы от благочестия народа Божьего, деяний его вождей, царей исвященников.
Книга Иисуса повествует озавоевании Земли Обетованной коленами Израиля под водительством преемникаМоисея Иисуса сына Нуна, книга Судей посвящена жизни отдельных колен Израиля,расселившихся каждый на своей территории. Книги Самуила посвящены жизни этогопророка и переходу от племенного быта к монархическому. В первой книге Царствизображена картина царствования наследника Давида — Соломона. Вторая книгацарств живописует уже существование двух сравнительно слабых царств: северного- Израиля и южного — Иудея со столицей в Иерусалиме, где правили цари издинастии Давида.
Сущность их проповедейтакже состоит в поучении народа следовать Заповедям Божьим, стремиться кнравственному совершенству, не подражать окружающим народам в идолопоклонстве.Значение ТАНАХа для иудеев настолько велико, что он представляет собой, поточному определению Г. Гейне, носимое с собой Отечество евреев.
1.2 Эпоха соферов
Последнее историческоесобытие, упоминаемое в ТАНАХе, относится к V в. до н.э. Последующий периодеврейской истории продолжался до разрушения Иерусалима и Второго храмаримлянами в 70 г. н. э. Это время было переломным как для еврейского народа,так и для иудаизма. После окончания вавилонского пленения далеко не всеизгнанники вернулись в родные края. В пределах Персидского царства от Африки доИндии, в частности, и за счет прозелитов, складывается иудейская диаспора.После завоеваний Александра Македонского евреи включаются в системуэллинистической цивилизации. В результате народного восстания под водительствомМаккавеев, возникает независимое Иудейское царство, просуществовавшее со 140 г.до н. э. до 63 г. до н. э. Затем Иудея попадает в орбиту владычества Римскойимперии. Однако, иудейские законоучители – соферы, которые сумели сохранить и укрепитьосновные идеи иудаизма — веру в единого Бога, ценность существования каждогочеловека как творения Бога, высокую индивидуальную и национальную этику,гуманистическую социальную идею, немыслимую для массового сознанияэллинистического рабовладельческого мира. Вместе с тем, поскольку уже тогдабольшинство евреев проживала в диаспоре, возникло стремление сделать Священноеписание доступным читателям на самом распространенном тогда греческом языке.
В сер. III в. до н.э. в Александрии Египетской появляетсяперевод Библии на греческий язык, называемый иногда «Перевод 70 переводчиков»или «Септуагинта», который состоял из 70 человек, во главе которого находилисьпредседатель («наси») и глава верховного суда («ав бет дин»). Как правило,истина рождалась в спорах и дискуссиях между этими лицами.
К началу новой эрызаконоучитель Гиллель (наси) провозглашал, что любовь к людям и стремление кмиру и благодеяниям является лучшим путем к Богу и его заповедям. НапротивШаммай был сторонником, прежде всего строгого и неукоснительного соблюдениявсех тонкостей Закона. Среди самих евреев еще во время существованиянезависимого иудейского царства возникли три движения — саддукеи, фарисеи иессеи. Саддукеи были партией эллинизированной аристократии. Они отрицали принципбессмертия души, воздаяния после смерти, требовали буквального соблюдениязаконов Пятикнижия, отвергая трактовки учения мудрецов, то есть Устного учения,что вело к большому количеству жестоких судебных приговоров. Фарисеи (от евр. «перушим»- отделившиеся) — законоучители и мудрецы, они отстаивали право толкованияучения согласно правилам с логики. Они много сделали для гуманизации жизнипростого народа и одновременно для сохранения заповедей и традиции. Ессеи (отим. отца царя Давида Иессея) также стремились к соблюдению Закона, но,предсказывая гибель современного им погрязшего в грехах мира, практиковаликрайний аскетизм, уход в отдаленные поселения в ожидании близкого, как импредставлялось, прихода помазанника Божия — Мессии.
Вообще в начале новой эрысреди страдающего под римским господством еврейского населения получилираспространение мессианские настроения. Это привело к образовании в первом векен.э. в иудаизме общины, признававшей проповедника Иисуса, распятого всоответствии с приговором наместника Рима в Палестине Понтия Пилата пообвинению в государственной измене, Мессией (Христом по-гречески), воскресшимпосле смерти из мертвых. В последующие десятилетия, постепенно распространяясьсреди неевреев, это учение вышло за рамки иудаизма и стало мировой религией — христианством, сохранив в качестве Священного Писания еврейский ТАНАХ.
1.3 Иудаизм эпохисоставления Талмуда
После окончательнойутраты государственности и разрушения в 70 г. н. э. римлянами в ходе подавленияиудейского восстания Иерусалима и Иерусалимского Храма исчез единый еврейскийкультовый центр. В связи с этим особое значение приобрела проблема фиксацииединых правил и толкований, определяющих повседневную жизнь приверженцевиудаизма, находившихся в рассеянии по всему античному миру. Эту грандиознуюзадачу выполнили составители Талмуда («Изучение, наука», от корня еврейскогоглагола «ламад» — учить). Он представляет собой грандиозный по объему кодексрелигиозных, этических и правовых норм иудаизма. Его значение настолько велико,что верующие иудеи полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный,то есть ТАНАХ. Формально текст Талмуда представляет собой своего родаюридический комментарий, посвященный детальному разъяснению того, каким образомв различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного Писания, регулирующихвсе стороны еврейской жизни. Считается, что именно в Талмуде окончательносформулировано библейское законодательство, к библейским законам и запретамдобавлено множество дополнительных запретов, обрядов и регламентаций. Однакофактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э.до V в. н. э. В его составлении принимали участие около 2000 мудрецов. В Мишнекодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: оземледелии, о соблюдении субботы и праздников, о семейном праве, законыгражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем,связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны правильный еврейский с примесьюгреческих и латинских слов и выражений.
Содержание Талмуда весьмасвоеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждениймудрецов, а не в виде четко сформулированных положений и параграфов. Каждыйтрактат состоит их неразделимых элементов – Галахи (рассуждение законов) иАгады (нравственные поучения, притчи). После завершения Талмуд становитсясвоего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозногоеврейства всего мира.
1.4 Караимский раскол
В VIII в. возниклодвижение караимов, отвергавших авторитет Талмуда. Основатель движения Анан бенДавид из семьи Рош-галута и его последователи утверждали, что составителиТалмуда исказили смысл Священного Писания и, подобно протестантам вхристианстве, призвали к изучению непосредственно самого текста священных книгБиблии с тем, чтобы руководствоваться только прямыми ее положениями. Отсюда иназвание их «караим» (чтецы). Караимы ввели более строгие правила соблюдениярелигиозных ограничений и постов. Караимские идеологи призывали к изучениюклассического языка Священного Писания, полагая, что человеческий языкнесовершенен и нуждается в осмыслении. Первое время караимство получиломассовое распространение среди евреев Ближнего Востока и Египта. Они успешновосстановили традиции изучения еврейского языка и восприняли идеи сочетанияиудейской учености и рационалистической философии, восходящих к воззрениямиудейско-эллинского философа I в. н. э. Филона Александрийского. Благодаряблестящим трудам светил раввинизма Гаона Саадии (Х в.) и Моисея Маймонидавлияние караимского учения идет на убыль и оно превращается в незначительнуюгруппу в иудаизме. Теперь уже караимы изучают труды раввинистов и многоенегласно перенимают. В последующие века между караимами и раввинистами неотмечается серьезных идеологических конфликтов.
1.5 Еврейскаяфилософия
Начиная с Х в., центрдуховной жизни иудаизма перемещается в Европу. В мусульманской Испании втечение нескольких столетий продолжался так называемый «золотой век» еврейскойкультуры. В среде процветающих еврейских общин Испании появилась блестящаяплеяда ученых, писателей, поэтов, философов, писавших свои труды на прекрасномеврейском языке а также на классическом арабском. Наряду с созданием выдающихсяобразцов религиозной и светской поэзии, высокой степени развития достигларелигиозная философия иудаизма. В исследованиях Бахьи ибн-Пакуды, Авраамаибн-Эзры, Соломона ибн-Гебироля, Авраама ибн Давида прослеживается стремлениеслить воедино иудаизм и философию. Опираясь на методы и понятия греческойфилософии, они доказывали, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когдаречь идет о понятиях Бога, Божьего Провидения, природе человека, свободе воли ит.д. Весьма важным считалось дать еврейским ритуалам просвещенное философскоеобоснование, противодействовать суевериям и примитивному антропоморфизму.
Много внимания уделялосьпроблемам этическим. В последующие времена эти идеи посредством перевода многихтекстов на латинский язык оказали влияние на средневековую европейскуюфилософию. Вершиной развития религиозной философии иудаизма было творчествоупомянутого выше Моисея Маймонида (1135-1204 г). Он питал величайшее уважение кАристотелю и стремился посредством его философии обосновать иудейскуюрелигиозную традицию. Вместе с тем Маймонид полагал, что разум человека поприроде своей несовершенен, так что последнее слово всегда остается за Божественнымоткровением. Он утверждал, что для религии важно лишь признание, что мир былсотворен по воле Бога. Ключом к познанию Бога является, прежде всего интеллект,что подразумевает овладение всем циклом наук от астрономии до логики. Вечнаяжизнь души с Богом, по мнению Маймонида, представляется жизнью, полнойблаженного познания. Вместе с тем такое познание Божества, в конце – концов,приводит к любви к Богу, в желании подражать Ему в милости и справедливости.Подробно его идеи по философии иудаизма изложены в его знаменитой книге«Путеводитель заблудшихся», в которой сформулированы 13 принципов верыиудаизма, изложенные в прозаической и стихотворной форме; они вошли во всееврейские молитвенники и сегодня являются широко признанными среди верующих. Иэто несмотря на то, что его идеи вызвали критику как со стороны некоторыхраввинов за рационализм, так со стороны философов. В частности Хасдай Крескасиз Барселоны (1340 — 1410 гг.), включил в основные символы веры тезис о любви кБогу, отсутствующий у Маймонида. Напротив, положения о воскрешении мертвых и овоздаянии не казались Крескасу основополагающими, поскольку высочайший идеалиудаизма — служить Всевышнему, не рассчитывая на вознаграждение.
Следует добавить, чтоперу Маймонида принадлежит и большой труд «Мишна Тора». Как он писал, его цельюбыло создать книгу, каждый из тех, кто будет читать ее, изучив раньше ПисаныйЗакон, узнает из нее весь Устный Закон, и ему не понадобится изучать никакихдругих пособий. Труд этот характеризует очень гуманный подход к формулировкамталмудических законов в отношении всех людей и народов. Долгое время он былсамым авторитетным сводом, определяющим жизнь многих еврейских общин.
1.6 Каббала
Каббала (по-еврейскиполученное по преданию учение) — мистическое учение в иудаизме, окончательносформировавшееся к началу ХI в. Его основные принципы содержатся в сочинении«Книга Зогар», появившейся в 1300 г. в Испании. Зогар представляет собойкомментарий к этому разделу Священного Писания и в специфической формеразвивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления вмире, человеческой душе, сущности добра и зла, о Письменной и Устной Торе,Мессии, идее искупления и т. д. Характерными для Каббалы являются учение о Богекак «Эйн–Софе» (Бесконечном), и его проявлении в десяти «потоках света» — Сефирот (по — еврейски множественное число от «сефира»). Особое значение имеютсефирот «Хохма» (мудрость), «Бина» (понимание), «Даат» (знание) и особенно «Шехина»(повсеместное присутствие Бога в каждом элементе мироздания, в том числе и вжизни человека). Именно для воссоединения нарушенного изначального единстваЭйн-Софа и Шехины предназначена деятельность человека, чье тело представляетсобой как бы особый космос. Важнейшее мировое значение в этом смыслеприобретает миссия народа Израиля, которому как избранному была дарована Тора.
Согласно Зогару, в Торесодержится скрытый план Всевышнего для сотворения мира. Поэтому в ней каждоеслово и даже черточка приобретает характер скрытой тайны. Отсюда заключение,что пренебрежение изучением Торы, согласно учению Каббалы, как бы губит мир.Изощренные доктрины Зогара, богатая образная разработка еврейской религиознойжизни в связи с мировыми тайнами бытия а также с учением о судьбах душчеловеческих при жизни и после смерти послужили причиной ее огромнойпопулярности среди еврейского населения, особенно после массового изгнанияевреев, не пожелавших изменить своей вере, из Испании в 1492 г.
Изгнанники распространилисвои идеи среди еврейских общин тех стран, куда им удалось попасть. Особоезначение приобрели труды школы каббалистов, поселившихся в Сафеде (Цфате), насевере Палестине, находившейся тогда под властью Турецкой империи. Наиболеезнаменитым среди них был Исаак Лурия (1514-1572 гг.), развивший учение Зогара опереселении душ. При этом он подчеркивал, что тело человека также чисто, как идуша. Оно является священным сосудом, содержащим Божью искру, душу, поэтомутакже свято. По его учению, человек должен стремиться восстановить нарушеннуюпервоначальную Божественную гармонию в мире, имея в виду, что сегодня добро изло перемешаны, а Шехина изгнана. В этом смысле, по мнению Лурии, надо пониматьи рассеяние евреев, души которых должны спасти все человеческие души. МистикиЦфата были глубоко уверены в будущем избавлении Мира от зла и все их творчествои дела проникнуты оптимизмом и общечеловеческим гуманизмом. Именно там былосоздано большинство застольных песен, распеваемых во время празднования субботыв еврейских семьях.
В последующем, особенно вГермании и Восточной Европе, получила распространение «практическая» Каббала.Ее приверженцы сосредотачивали свое внимание не столько на философскихвопросах, сколько на соблюдении праведности жизни (хасидут), альтруизме,молитвах, экстатической медитации, мистицизме цифрового значения буквеврейского алфавита, почитания различных талисманов и т.д. Возникновениепрактической Каббалы в XII в. связано с резким ухудшением положения евреевЕвропы в период крестовых походов и усилением преследований.
1.7 Средневековыйраввинизм
Основным направлениемиудаизма в средние века, которые для еврейских общин продолжались до XVIII в.,оставалось все же продолжение традиций составителей Талмуда и гаонов Вавилонии.Ее название – «раввинизм» происходит от названия авторитетного в галахическом иритуальном законодательстве духовного руководителя еврейской общины – «раввин»(по-еврейски «рав» — учитель, почтенное лицо). Раввинизм начал формироваться вХ века среди еврейства центральной Европы (в основном Северной Франции иособенно прирейнской Германии). В отличие от евреев Испании – «сефардов» евреиГермании и соседних стран стали именоваться «ашкеназами» (от еврейскогосредневекового наименования Германии — страна «Ашкеназ»). Именно там к XII в.сложился немецко-еврейский разговорный язык «идиш». При сохранении еврейскогоалфавита его лексика большей частью заимствована из верхненемецких диалектов сбольшой примесью слов из иврита и других языков, прежде всего славянских.Грамматика идиша, в общем, аналогична немецкой. Позднее на этом языке особеннона востоке Европы возникла обширная литература.
Огромное влияние наразвитие традиций раввинизма оказали также труды представителей сефардскогоеврейства, в частности, Маймонида. Главной задачей этого стержневогонаправления средневекового иудаизма была разработка строгих правил внутреннейдисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины,способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии, независимоот изменявшихся внешних обстоятельств. Раввины продолжили дело вавилонскихгаонов в разработке и толковании положений Талмуда. Самым выдающимся из нихсчитается Шломо бен-Ицхак (1040-1105 гг.). Ему принадлежат комментарии кТалмуду, где он не оставил без объяснения ни одной фразы; они и сегоднясчитаются самыми авторитетными.
Гонения в ходе крестовыхпоходов, а затем в годы страшной эпидемии чумы, разразившейся в Западной Европев середине XIV века закончились изгнанием евреев из Франции в 1349 г. и упадкомеврейских общин западной Германии. Центр еврейской жизни перемещается вПольско-Литовское государство (Восточная Европа). Именно там к ХVI в.средневековый ашкеназский раввинизм сложился как законченная система. Вспецифических социально-политических условиях средневековой католической Польшиеврейское население выполняло роль торгово-ремесленного сословия, находящегосяпод личным покровительством короля и высшей аристократии страны.
В такой ситуации,иудейские общины стали не только религиозными, но и социально-политическимиавтономными объединениями. Всеми делами общины руководил особый совет –«кагал».Кагал руководил всеми сторонами жизни рядовых членов общины. Его верхушкаруководила сбором государственных податей, распределяла все виды повинностей,ведала кладбищами, синагогами, школами, регистрировала акты гражданскогосостояния, оформляла купчие на движимое и недвижимое имущество, торговыесделки, вела судебные разбирательства между членами общины. Последнимизанимались раввины и даяны (судьи религиозного суда), руководствуясьположениями Торы и Талмуда. В сомнительных случаях предусматривались обращенияк вышестоящему раввинскому суду. В более сложных ситуациях при конфликтах междукагалами устраивались даже специальные съезды раввинов и старшин. Обычно этопроисходило во время проведения больших торговых ярмарок. Позднее такие съездыстановятся регулярными и способствовали образованию высшего органа еврейскогосамоуправления в стране — Ваада (совета).
При этом особое вниманиеуделялось укреплению религиозного воспитания народа и прежде всего юношества.Это считалось важнейшей задачей раввина. Обычно он занимал должность рош — ешивы- главы талмудической высшей школы в городе, и одновременно следил заначальными школами – «хедерами». Все учебные заведения содержались за счетобщин. Учащихся в случае их бедности содержали и кормили более зажиточныеграждане. Мальчики изучали в основном Тору и Талмуд с самого раннего детства,девочкам обучение не считалось обязательным. Тем не менее, многие женщины, каки практически все мужчины были образованы в религиозном смысле, и могли читатьсвященные тексты на еврейском и арамейском языках, хотя разговорным был идиш.
Начиная с XVI в., вПольско-Литовское государство переселяются ведущие ученые раввинисты из другихстран. Ученик знаменитого пражского раввина Шолом Шахна (ум. в 1558 г.)учреждает талмудическую академию (ешиву) в Люблине. Из этой ешивы вышли самые выдающиесяраввины того времени.
Авторитет раввиновкоролевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложныхвопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Турции. В городах иместечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскуюрелигиозную литературу и труды ученых комментаторов. Есть основания полагать,что высоким уровнем развития еврейской духовности можно объяснить исключительномалое число ренегатов, перешедших в католичество. И это несмотря на то, чтокаждый иудей, совершивший обряд крещения, по законам страны получал дворянскоезвание (шляхетство).

1.7.1  Лжемессии
В XVII в. Польско-Литовскоегосударство, где проживало большинство приверженцев иудаизма всего мира, вступилов полосу упадка острого социального и национального кризиса. Во время этихпотрясений и особенно казацко-крестьянской войны, которая велась подрелигиозным лозунгом «защиты православия» сильно пострадали еврейские общины.Масса людей было убито, стало жертвой голода и эпидемий, бежало или былоуведено в плен, в частности союзниками казаков — крымскими татарами. Чудомуцелевшие общины были разорены, и вся старая кабальная система так и не смоглавосстановиться в прежнем виде. Во всем тогдашнем еврейском мире этикатастрофические события произвели впечатление приближающегося конца мира.Одним из последствий таких настроений было возникновение мессианского движения.Такая попытка была предпринята Саббатаем (Шабтаем) Цви (1626 — 1676 гг.). Цвиуверовал, что катастрофа польского еврейства является предвестником этого концаи что именно он помазанник Божий, и должен свергнуть власть султана над СвятойЗемлей, а также восстановить, согласно пророчеству, Израильское царство и статьего царем. Ему удалось завоевать восторженное доверие большого числа евреевТурции, Северной Африки и стран Европы, особенно Польши, Литвы и Украины. Основнойпринцип их веры выражается формулой: «Нет Бога, кроме Бога и Саббатай Цвипророк его». Они верят, что настанет время, когда все евреи уверуют в ихпророка. Во внутренней жизни они соблюдаются законы Моисея и еврейского права.Эта небольшая по численности (около 10 -15 тыс. чел.) тайная секта сохраниласьдо нашего времени под названием «денме» (по-турецки — вероотступники).
Другое лжемессианскоедвижение, идеологически в известной мере связанное с саббатианством, возникло вПольше. Его основателем был Яков Франк (1726 — 1791 гг.), он полагал, чтотеперь нет необходимости в сохранении еврейской нации. Он его сторонникивыступили против аскетических законов Талмуда и провозглашали, что человеческиестрасти являются искрами Божьими, находящиеся в душах людей. Если не давать имвыхода, то это будет препятствовать божественной гармонии. Такие взгляды,содержащие проповедь аморализма, встретили решительный отпор. В спорах сраввинами Франк и его сторонники провозгласили борьбу с Талмудом, клеветническиутверждая даже, что он разрешает проливать кровь христиан, а сами франкистыякобы придерживаются только книги Зогар. Католическое духовенство активноподдержало сектантов, и, в конце – концов, Франк и его последователи перешли вкатоличество, причем крестным отцом Франка был король Август III. Секта скороперестала быть религиозным явлением и прекратила свое существование бесследно.
1.7.2  Хасидизм
Хасидизм (от еврейскогослова «хасид», в тексте Библии «любящий Бога», «благочестивый») являетсяпоследним религиозным движением еврейского средневековья. Он возник в началеXVIII века в среде евреев Украины. У истоков движения стоял Израиль бен Элиэзер(1700-1760 гг.), прозванный также «Баал шем тов» (Бешт), что означает«обладатель доброго имени». Повсюду он привлекал к себе сердца простых людейпоучениями и проповедями. Отсюда его прозвище “тов” — добрый. Уже, будучипризнанным вождем нового движения, он поселился в подольском местечке (городке)Меджибож, куда уже при его жизни стекались десятки тысяч почитателей и учеников.В самое короткое время новое движение охватило большинство еврейского населенияУкраины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии.
Сущность религиозно-философского учения хасидизма заключается в признании того, что весь мир — этопроявление Божества. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютнымзлом, это только непонятное обычному человеку проявление Божества. Вместе стем, направление хасидизма, представленное школой Шнеура Залмана (Шнеерсона),связывает Божественный путь с интеллектом. В своей книге «Тания» Шнеур-Залманописывает различные свойства разума, познающего высший Дух терминами «хохма»(мудрость), «бина» (разум) и «даат»(знание). Это направление по первым буквамэтой триады именуется ХАБАД. Его центром было первоначально местечко Любавичи,а ныне он находится в Нью-Йорке.
Из философии хасидизмавытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людямтождественны. Люди все равноценны. А грешник только заблудший брат. Помогатьнадо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость ивоспламененность (душевное горение). Скромность проистекает из того, что все вмире творение Божества. Радость- отражение того, что все в мире созданоГосподом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюдавокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы.Сложился даже определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец,душевное горение — это постоянное стремление достичь чувства личного восторгапри выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье.
Можно указать, чтопоследователи Бешта и сегодня отличаются приверженностью к одежде его времени чернымсюртукам и шляпам, а также меховым шапкам особого покроя. После второй мировойвойны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работамнемецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизмастала доступной образованной общественности, в том числе, разумеется, ироссийской.
1.8 Реформизм. Эпоханового времени
Реформистское направлениев иудаизме возникло в Германии в начале XIX века. На его становление оказали содной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого веврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другойстороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванныеВеликой французской революцией. Мендельсон (1729 — 1786 гг.), стремясь изменитьположение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейскихкварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделалдля распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.
Ее сущность заключается втом, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующегоеврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором,не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимостирадикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться вжизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения тамфранцузских либеральных порядков, включавших в себя также гражданскоеравноправие евреев.
С появлением раввинов,получивших образование в европейских университетах, количество сторонниковреформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер(1810 — 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г. Бреслау(Вроцлав). По его представлениям, иудаизм — это только религия, евреи неявляются единым народом.
Концентрированнаядоктрина реформизма нашла свое выражение в декларации участников съезда егосторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г. Радикальномуизменению подвергся ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке,отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуальногооблачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правахс мужчинами.
Однако наибольшего успехареформизм добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. насъезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, арелигиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение «любиближнего как самого себя». Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты толькомешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцевортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовойподдержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитываетсяоколо миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог.Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браковдаже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозныйразвод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяетсяне только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д.В других странах позиции реформизма значительно слабее.
Иудаизм придает особоезначение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама,Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэль (Земля Израиля).Эта связь красной нитью проходит через ТАНАХ и другие религиозные текстыиудаизма. Поэтическими синонимами для ее наименования служат «Иерусалим», поимени ее священной столицы «Сион»-горы в центре Иерусалима. Почитание СвятойЗемли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там, внаселенном месте среди не евреев, чем вне ее пределов среди евреев. Верующиеполагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, причем религиозные общиныоказывали материальную помощь паломникам и отдельным переселенцам. Однаковоссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мессии — посланца Божия.
В XIX в. под влияниемуспехов национально-освободительных движений в Европе ряд представителейассимилированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции стали развиватьидеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи — это прежде всегонарод, который как и все народы имеет право жить в своем государстве,естественно не дожидаясь прихода Мессии. Главным идеологом этого движения былоснователь современного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист,опубликовавший в 1896 г. основополагающую работу «Еврейское государство».
Первоначально противполитического сионизма выступили наряду с реформистами подавляющее большинствопредставителей традиционного иудаизма, полагавших, что дело восстановленияеврейской государственности не может быть предметом усилий грешных людей. Нонебольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 г. в Вильно объединение«Мизрахи», присоединившееся к Всемирной сионистской организации. В ее воззванииутверждалось, что «Сион и Тора — это две святыни, дополняющие друг друга инуждающиеся друг в друге».
Катастрофа европейскогоеврейства во время Второй мировой войны сгладила эти противоречия. Однакохарактерно, что в Декларации о провозглашении независимости государства Израильот 14 мая 1948 г. отсутствует прямое упоминание о Боге. Позднее стало известно,что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующиетребовали обратного. В ходе сложных переговоров в текст было включенонейтральное выражение “Оплот Израиля”.
Сегодня отношенияортодоксального иудаизма с политическим сионизмом, олицетворяемого, преждевсего государством Израиль, можно охарактеризовать как весьма непростые.Электорат религиозных партий составляет примерно около 20 процентов избирателейв Израиле. Эти партии представляют как сионистов, так и несионистов, причембаланс между ними все время колеблется то в одну, то в другую сторону.Несионистские религиозные группы и движения полагают, что государство Израиль,провозглашающее себя еврейским, законно в религиозном смысле лишь «де-факто»,но не «де-юре». Сторонники этих немногочисленных движений не принимают участияв выборах, открыто выражают безразличие к судьбе государства и активносотрудничают с палестинскими лидерами. Но в целом, большинство иудейскихрелигиозных лидеров во всем мире положительно относится к государству Израиль,отказываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи. С другой стороны,среди значительной части граждан Израиля находит отклик идея рассматривать себякак представителей новой нации, идеологически более не связанной с еврейскойисторической традицией и принципами иудаизма.

Глава II. Современное состояние иудаизма
В качестве заключения кисторическому обзору, рассмотрим проблему тех изменений, которые произошли севреями и иудаизмом в новое время. Главными среди них были: изменениесоциального статуса и психологии евреев, ослабление безусловного авторитетаТоры, оживление еврейского национализма. Несмотря на то, что эти явления могутбыть рассматриваемы как независящие друг от друга, они в то же время тесносвязаны между собой. В результате ослабления средневековой религиозной общиныевреи во все большей степени попадали под влияние окружающих их культур и такихлиберальных понятий, как естественный разум и естественное право. Для тех, ктооказывался во власти этих влияний, практически ничего не оставалось непересмотренным, и практически все становилось предметом выбора и суда. Нужно лиоставаться иудеем, если да, то как? Совместим ли иудаизм с национальнойкультурой тех стран, в которых живут евреи, или нужно оставаться отделенным отнее? Являются ли Писание и раввинистическая литература единственными авторитетнымитекстами, или можно опираться на литературные произведения иных культур? Инаконец, должен ли иудаизм быть для его приверженца иудея единственным«законным» учением, или могут существовать иные, со своими моральными ирелигиозными требованиями?
Эти и многие другиевопросы вставали перед евреями с середины XVIII столетия. Как было замеченовыше, часть еврейства сопротивлялась переменам, но нигде решение идти навстречуновому или сопротивляться ему не принималось без тщательных раздумий. Каждыйчеловек должен был сделать определенный выбор. Соответственно современныйевреям мир характеризовался давлением этого выбора: либо противостоять силетрадиции и открыть для себя новый и более широкий мир, либо противостоять новымидеям современности, как представляющим собой угрозу традиционной истине иобычаям. Естественно, что только по краям спектра проблема выбора возникала встоль остром виде. Большинство евреев были склонны к компромиссу, хотя в раннийпериод и такое решение приходилось утверждать как нечто новое.
Процессы, начавшиеся вXVIII столетии, до сих пор представляют собой отличительную черту иудаизма. Всамом деле, двести лет — сравнительно небольшой промежуток времени, в течениекоторого могли бы быть выработаны ответы на вопросы, поставленные передтрадицией в два тысячелетия. В этом смысле иудаизм до сих пор все еще охваченпроцессом собственного реформирования, и возникающие при этом формы, как втрадиционных, так и в нетрадиционных слоях иудаизма отличаются крайней расплывчатостью.Примеры, приводимые ниже, являются типичными для своего времени евреев, привсем многообразии их взглядов на еврейскую религиозную традицию.
2.1 Израиль и США – двестолицы мирового иудаизма
Израиль. Сегоднягосударство Израиль является главным духовным и пространственным сосредоточениемсовременного еврейства. Культурные и политические достижения Израиля — центравозобновленной национальной жизни — служат предметом гордости евреев всегомира. Многие из них совершают «светские паломничества» к «гражданским святыням»нового государства – в Кибуцы (сельскохозяйственные коммуны), в Кнессет(парламент), в развивающиеся города пустыни, к памятникам Голокауста. Однипроводят время, занимаясь в университетах Израиля или просто путешествуя постране. Другие приезжают в Израиль со специфически религиозными целями, хотя одноне исключает другого. Существование в Израиле тысяч молитвенных домов исинагог, где воочию представлены обычаи евреев от Польши до Бухары, поражаетнаблюдателя широтой традиционной еврейской культуры с множеством форм еесовременных проявлений. Будучи настоящим микрокосмосом еврейского разнообразияи единства, сохраняющихся в течение веков, религиозная жизнь Израиля частозаставляет по-новому относиться к вопросу об идентификации еврея. Сама же земляИзраиля с ее археологическими руинами и античными укреплениями, будучинастоящим микрокосмосом неиссякаемой еврейской культуры, навевает размышления оеврейской истории и о необходимом ее продолжении. И не важно, верит человек илинет, все это объясняется современными евреями в религиозных понятиях, ичувства, пробуждаемые ими, понимаются как религиозный опыт.
Как ни парадоксально длястороннего наблюдателя, в этом заключается основополагающий момент современнойеврейской жизни, современного выражения иудаизма как национально-религиозной культуры.Неоднородность религиозной жизни в самом Израиле должна рассматриваться как весьмасложное явление. Если между атеистами и традиционалистами существует полярноеразличие, то последние занимают среднее положение между современными проявлениямитрадиционализма и ультраортодоксией. Вследствие политизации религиозных групп ивозросшего значения раввината, некоторые области закона находятся в веденииортодоксальных коалиций (например, контроль над разделами гражданского права,касающимися брака и развода; в некоторых городах контроль над печатью, работойобщественного транспорта и театральными представлениями по субботам). Такиеограничения часто рассматриваются неверующими как ущемление их гражданскихправ, и хрупкое равновесие нередко нарушается, когда та или иная группа решаетприсоединиться к их позиции. Вследствие крайней неуступчивости раввината в том,что, по его убеждению, относится к божественному закону, положение дел, прикотором большинство даже светски настроенных граждан полагают, что традиционнаяГалаха играет определенную роль в оформлении общего права в государстве,подвергается все большему испытанию. Недостаточное отделение государства ирелигии превратило противостояние религиозных и светских ценностей вПолитическую борьбу, в результате чего для умеренной позиции остается оченьмаленькое пространство. В Израиле имеется очень мало проявлений либерализма врелигии, а немногочисленные попытки в этом направлении часто сводились на «нет»традиционалистами, от которых либералы должны были получить политическоеодобрение и религиозное признание; или же такие попытки отвергались пекулярнымикругами, которые стали враждебны ко всем религиозным группам и с трудом могутсогласиться даже с недогматическими формами традиционализма. Однако коалициимежду традиционалистами и светскими партиями имеют место в случае, когдазатронуты вопросы политической безопасности, хотя мессианская мотивация первыхне будет разделяться последними.
Между традиционалистамитакже имеются большие различия. В их общей борьбе против секуляризма различныенаправления стараются определить еврейский характер государства. Спектртрадиционалистов включает в себя, с одной стороны, современных ортодоксов, чьяжизнь определяется Галахой, но они признают демократические институты западногогосударства, с другой — ультраортодоксов, которые либо открыто не признаютгосударство, либо хотят с помощью политической деятельности оказывать влияниена то, чтобы произошла тотализация норм Галахи в общественной сфере. Так какэти позиции означают совершенно различное отношение к вопросам о еврейскомхарактере государства, о западной демократии, о законе в государстве и еще вбольшей степени о мессианском характере нашего времени (т.е. является ливозвращение в Сион частью божественного исполнения древних пророчеств), взависимости от этого сформировались совершенно разные модели поведения. Быловремя, когда участники этой драмы и их отношения могли быть легко определены потому, насколько западной является их одежда, по характеру и размеру их головныхуборов, по тому, употребляется ли ими святой язык в повседневной жизни илитолько во время молитвы. Сегодня многие из этих различий выявить сложнее, ипоэтому крайние традиционалисты, включая новых эмигрантов из западных стран илиюных израильтян, со страстью призывают «возвеличить и упрочить Тору».
Совершенно очевидно, чтокаждая группа в государстве Израиль видит соответствие образцу еврейскогохарактера государства в своем собственном лице. Политический компромисс поразделению светского и религиозного образования является не чем иным, какследствием того факта, что каждая группа привержена исключительно своимценностям. Так, например, когда традиционалисты объединяются, с тем чтобы ценностиГалахи определяли собой медицинскую этику (включая такие вопросы, как аборт,вскрытие трупов и некоторые другие), светские партии часто отвергают эту позициюпо политическим причинам, а необязательно на основе затронутых ценностей.Равным образом светские предложения, касающиеся гражданских свобод и демократическихправ, часто с презрением отвергаются традиционалистами только потому, что онибыли поддержаны людьми неверующими и не придерживающимися Галахи. Борьба идеткаждый день, так что о будущем характере еврейской жизни в государстве Израильможно только догадываться. Высокий коэффициент ультратрадиционалистов в семьяхи увеличение их в числе избирателей рассматриваются ими как положительноесвидетельство возможного политического господства. Такое развитие событийвызывает серьезные опасения между более либеральными традиционалистами и,конечно, среди светских израильских евреев. Последние надеются, что древнийидеал объединения еврейского народа заставит всех искать примиряющего компромисса.
Соединенные ШтатыАмерики. Если для евреев Израиля насущной необходимостью является нахождение объединяющегоконсенсуса, чтобы преодолеть их политико-религиозную поляризацию, тонеобходимость культурного выживания для евреев Соединенных Штатов, живущих в условияхмноголикого политико-религиозного плюрализма, и является таким консенсусом.Основанная на принципе отделения религии от государства, религиозная жизньАмерики побуждает соответственно различные религиозные и этнические образованияк укреплению своих общинных позиций. В случае с евреями это означает развитиенациональных и региональных объединений, включающих в себя религиозные инерелигиозные группы. Так как эти объединения ответственны за всю еврейскую(региональную и национальную) общину, дух плюрализма и примирения превалируетобычно даже там, где религиозные различия бросаются в глаза. Кроме того, таккак евреи составляют религиозно-этническое меньшинство, для них необходимооставаться объединенными с целью отстаивания своих интересов на местном игосударственном уровнях. Особенно остро эта проблема стояла в прежниедесятилетия, когда евреи ограничивались в пользовании некоторыми медицинскими иобщественными институтами, а также лимитировались неофициальными квотами призачислении в университеты и при приеме в государственные учреждения или частныефирмы. По этой и другим причинам евреи Америки образуют партии, поддерживающиесовместные политические действия и признающие роль малых групп. Естественно,что это значительно влияет на их религиозную жизнь. Язвительная вражда междулибералами и ортодоксами, некогда общая по всей Европе, никогда не былаотличительной чертой еврейской жизни в Америке. Ее религиозный и общинный обликсформировали главным образом евреи, эмигрировавшие в XIX века из Европы и России.Ранние волны немецких евреев принесли с собой реформированную идеологию,вдохновленную Гейгером, и произвели ряд изменений в литургии (сокращенныемолитвы, пение на национальном языке или параллельное пение, совместные местадля мужчин и женщин). Сформировалось либеральное отношение к требованиямГалахи: пищевые и субботние предписания ослаблены или от них отказались совсем,традиционный головной убор необязателен. Преданность американским идеалампривела в ранний период к отрицанию евреев как народа (а также и сионизма) и кпопулярности идеи универсального братства. Тот факт, чтопервая реформистскаяраввинистическая школа была основана в Охио, символизирует собой главенствующуюв ранний американский период ориентацию на среднеевропейские страны. Во многихотношениях реформированный иудаизм перенимает черты протестантизма и частопревращает раввина из ученого в проповедника, который в культовом одеянии сидитза возвышенной кафедрой лицом к собранию. Результатом отхода от традицииявилось то, что многие из этого собрания живут вообще без связи с религией,осуществляемой через раввина, и смотрят на религию как на время от времениповторяющееся субботнее действо с минимальным влиянием на их ценности и образжизни в течение недели. В последние годы реформированный иудаизм получил болеетрадиционное понимание как авангард литургических изменений, происходящих,однако, в рамках традиционных категорий; его нынешней чертой является такжеподдержка государства Израиль. Борьба реформированного иудаизма зауниверсальные и социальные ценности, против злоупотреблений и нарушенийгражданских прав в Соединенных Штатах и за рубежом выражает собой моральноесамосознание американского еврейства.
Евреи, приехавшие вАмерику в конце XIX и в начале XX века, привезли с собой старые традиционныепредставления и тогдашние их компромиссные варианты. Консервативный иудаизм,например, происходит из более умеренно реформированных групп Европы, которыенастаивали на строгом подходе к традиционному изучению Торы и благочестию, хотяи признавали исторический характер иудаизма. В Америке консерваторы допускаютнекоторые изменения литургии и Галахи, но делаются они с величайшейосторожностью. Так, если некоторые консерваторы вводят во время богослуженияпараллельное чтение на английском языке и допускают общие места для мужчин иженщин, то сохраняется строгое отношение к пищевым запретам и субботнимпредписаниям, а литургия и по содержанию, и по языку остается в рамкахтрадиции. Как это всегда было принято в консервативных кругах, местный раббиосуществляет контроль за религиозной жизнью своей общины, однако теперь онконсультируется со своим «комитетом по ритуалам» и находится под моральным руководствомраввинистического комитета «Закон и обычай» в консервативной ешиве. Результатомвсего вышесказанного является широкий спектр моделей поведения и убежденийсреди тех евреев, которые входят в консервативные общины. Этот плюралистическийхарактер сохраняется даже в таких спорных случаях, как разрешение на поездки всубботу или на работу, связанную с приготовлениями к празднику, в вопросе отом, могут ли женщины вызываться для чтения Торы или исполнять обязанностираввина. Последнее является новым обстоятельством для консервативных евреев,так как лишь совсем недавно стали принимать женщин в раввинистические школы(общая служба в реформированных ешивах существует уже более нескольких десятковлет).
Евреи из Восточной Европысоставляют ортодоксальные американские общины, которые придерживаютсятрадиционных взглядов на вопросы авторитета, религиозной практики иобразования. Тем не менее, допускаются посещение светских школ и занятиясветскими науками. В так называемой «современной ортодоксии» подчеркиваетсязначение крепких корней, уходящих в традицию, однако принимаются и деловаядеятельность, и широкие социальные контакты с окружающим нееврейским миром. Естественно,что по поводу таких компромиссов возникают споры, но «современная ортодоксия»настаивает, что борьба за подобную интеграцию соответствует духу традиции,которая всегда была открыта для широкого мира образования и экономики, хотя ипринимая его с осторожностью (или живя в двух сферах). Более традиционныеортодоксы в Соединенных Штатах, многие из которых прибыли в страну после второймировой войны, вообще отрицают контакты с внешним миром и живут в изолированныхрайонах, где, как они утверждают, могут сохранить ценности и образ жизнииудаизма, основанного на «правде Торы». Для них современность — сплошноебезбожие и угроза всему тому, что они считают святым. Эти чувства относятсятакже к их идеологической борьбе за души светских евреев и к их попыткамвернуть последних назад, к истинной традиционной дороге.
К числу знаменательныхизменений последнего времени в современной еврейской жизни Америки относитсяувеличение роли дневных школ, особенно среди ортодоксов и консерваторов.Образование в этих школах совмещает серьезное изучение классических еврейскихисточников с не менее серьезным изучением светских предметов, но все это врамках традиционных ценностей. Феномен дневных школ отражает возросшее значениетрадиционного образования среди американских евреев и является формойинституционализации нового пути интеграции евреев в западную культуру. Обарелигиозных направления, в соответствии со своим пониманием и отношением кГалахе, имеют возможность отстаивать свои преимущества и ценности. Дополнениемк дневному и вечернему еврейскому образованию является опыт, полученный веврейских летних лагерях. Он углубляет восприятие юными евреями иудаизма ипомогает им выработать те модели поведения, которые являются критерием идентификацииеврея и дома в условиях традиционной культуры и в светском окружении. Системаобразования для взрослых, финансируемая синагогами, стремится углубить знанияпо еврейской истории и иудаизму среди старших поколений. Группы по изучениюТоры для мужчин были всегда обычным явлением для ортодоксов, однако теперьсреди «современных ортодоксов» возникают также группы для женщин. Вконсервативных и реформированных направлениях многие из таких групппредставляют собой кружки (хавурот) близких друзей, которые могут встречатьсяна маленьких молитвенных собраниях, входящих в структуру более широкой общины.Движение Хавура всегда настаивало на свободном устройстве этих маленькихсобраний, характер молитв и привязанность к традиции в которых определяются ихчленами. Отсутствие иерархии обеспечивает равное участие мужчин и женщин всоответствии с различными типами литургических инноваций. Некоторым образомновое движение идет дальше идеологии старших поколений Америки. Его серьезноеотношение к традиции, которое, однако, не является догматическим и стремитсяотражать ценности участников движения (свободное самовыражение, совместность),представляет собой новый синтез традиции и современности — явление, находящеесяв стадии становления и исключительно американское. Можно добавить, чтосовместное участие мужчин и женщин в этих группах, как в общинах реформистов,так и в особенности в консервативных синагогах, является принципиальнымизменением огромного значения в традиционной еврейской жизни. Весь смысл этогоизменения не может быть еще оценен. Можно только предположить, что равноеучастие мужчин и женщин, а также равно для них понимаемое благочестие будутиграть большую роль в еще формирующемся либерально-традициональноммировоззрении. Конечно, одним из ощущаемых уже теперь результатов движенияХавура, а также активного привлечения в иудаизм женщин является то, что идея онеобходимости для евреев самим активно формировать свою собственную религиознуюжизнь все больше усиливается. Формы и особенности еврейской жизни в Израиле иСоединенных Штатах конца XX в вряд ли могли быть предсказаны век назад, поэтомуследует думать, что в будущем возможны новые виды синтеза и новые идеалы.Современный еврейский ученый и мыслитель Симон Равидович однажды назвал евреев«вечно умирающим народом». Но евреи и иудаизм обновляются и вечно возрождаютсявновь. Какими они будут завтра, зависит от них самих. Хотя еврейская традициявключает в себя догматические и недогматические учения, гибкое и строгоеотношение к Закону, главным, что определяло их структуру, их содержательнуючасть, были метагалахические ценности: любовь к добру, справедливость и Ахават Исраэль— «любовь к народу Израиля». Современные евреи верят, что главенствующая роль именноэтих ценностей определит собой судьбу древней и молодой религии иудаизма вбудущем.

Заключение
Итак, иудаизм — этовыражение религиозности еврейского народа с древности до наших дней, то, как онстремился создать и прожить жизнь, исполненную святости перед Богом. С однойстороны, это единообразие, принятое религиозными общинами на всей территориираспространения иудаизма вот уже в течение многих веков. Но с другой — этовыражение религиозности, имеющей многочисленные исторические вариации. Никогда будучистатичным, иудаизм менял своих приверженцев и не давал им покоя, точно так жекак и сам менялся и не знал покоя из-за них в различные времена и в различныхобстоятельствах. Это соотношение постоянства и изменчивости находится в центреиудейского уклада жизни и системы верований.
Понятия «народ Израиля»или «еврейский народ» кажутся теперь чисто религиозным конструктом. Однако ониостаются актуальными и для евреев, потерявших связь с религией или дажепринявших другую веру — в той степени, в которой они сами и/или их окружениепродолжают считать их евреями. И, если рассматривать иудаизм максимальношироко, можно, по всей видимости, говорить об иудаизме, практикуемом евреями,не считающими себя религиозными иудеями. Этническое самоопределение евреевсодержит в себе и религиозный элемент. Веру в свою причастность к еврейскомународу в целом (т.е. к «народу», состоящему из различных этнических групп, необъединенных ни государством, ни какой-либо иной социальной структурой) можнорассматривать как минимальное определение иудаизма, а стереотипы поведения,связанные с этой верой — как религиозные практики.
Исходя из вышеизложенногоматериала, попробую задать такой вопрос: «можно ли рассматривать иудаизм какодну из мировых религий, возвещающих человечеству свою универсальную истину,или же это архаичная, замкнутая в этнических границах и не претендующая навсеобщность традиция?»
Казалось бы, ответочевиден: да, это ограниченная, этническая религия. Ведь в самом иудаизме лишьевреи считаются обязанными придерживаться Торы во всей ее полноте. Однако, еслитолько выйти за рамки религиозных представлений и обратиться к фактам, картинаокажется несколько иной.
Хотя религиярассматривает многочисленные еврейские общины как рассеянные по свету частиединого народа Израиля, их этническое единство отнюдь не очевидно. Общиныразличаются весьма существенно по языку и культуре; члены этих общин могут дажепринадлежать к разным расам. Любой человек, независимо от происхождения, можетвойти в такую общину, приняв иудаизм. При этом он меняет не только образ жизни,но и предков: он получает право и обязанность вместе с другими евреями говоритьв молитве «Благодарим Тебя… за то, что дал в наследие отцам нашим землюпрекрасную...».

Список литературы
1.  Барац А. Лики Торы. — М. Иерусалим,1995.
2.  Вайн Ш.Т. Новый путь в иудаизме: Бытьевреем, веря в разум и чувство собственного достоинства.- М., 1998.
3.  Вук Г. Еврейский образ жизни.Иерусалим — М., 1993.
4.  Иегуда Галеви. Кузари. Пер. Г.Липш.-Иерусалим 1980
5.  Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.-М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
6.  Лаврентьева Е., Булахова У., ЛавровичЕ., Медведько Ю., Шевченко А.: Все религии мира. Антология; Под ред. Е.Кузьминой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
7.  Маймонид. Предисловие к Мишне Тора(русский перевод см. Айзенберг И. Что такое Тора?
8.  Мандельштам Л.И. Из записок первогоеврея-студента в России(1839-40). Пережитое, I. СПб., 1910.
9.  Пилкингтон С. М. Иудаизм. М. 1999.
10.  Писманик М. Г., Вертинский А. В.,Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред.проф. Писманика М. Г.) М: ЮНИТИ", 1998.
11.  Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшиезнания о еврейском народе, его истории и религии. М. — Иерусалим, 1999.
12.  Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М.,1993.
13.  Штейнзальц А. Творящее слово. М.,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.