Содержание
1. Уровни бюджетнойсистемы.
2. Роль федеральныхналогов в формировании доходов бюджета
3. Сущности видов бюджета Список используемой литературы
1. Уровни бюджетной системы
Бюджетнаясистема Российской Федерации – целостная совокупность бюджетов всех уровней,основанная на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.
Бюджетнаясистема Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов,существующих на территории России, и является составной частью финансовойсистемы.
Статья 10Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от20.08.2004 №120-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
1) федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включаетфедеральный бюджет РФ, 21 республиканский бюджет республик, 55 краевых иобластных бюджетов, бюджеты двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджетавтономной области, 10 бюджетов 10 автономных округов, 29 тысяч местныхбюджетов (районные, городские и поселковые бюджеты).
Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляетправовую форму бюджетов каждого уровня.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондовразрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектовРоссийской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РоссийскойФедерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовыхактов представительных органов местного самоуправления либо в порядке,установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается регулированиеопределенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправленияэти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовымиактами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами обюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальныхобразований.
Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год,который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельностисоответствующих государственных или местных органов.
Рассмотрим подробно уровни бюджетной системы РФ.
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ)каждоемуниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — формаобразования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующегомуниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных формобразования и расходования денежных средств для исполнения расходныхобязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификациейРоссийской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые наисполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи сосуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местногозначения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых засчет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельныхгосударственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетовгородских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуютконсолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселениймогут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов,других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации даетхарактеристику бюджету субъекта Российской Федерации (в ред. Федеральногозакона от 20.08.2004 №120-ФЗ).
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — формаобразования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнениярасходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, заисключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии сбюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваютсясредства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектовРоссийской Федерации в связи с осуществлением органами государственной властисубъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектовРоссийской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных впунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательствсубъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федеральногобюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальныхобразований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учетамежбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированныйбюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 (в ред. Федерального закона от20.08.2004 №120-ФЗ) федеральный бюджет это — форма образования и расходованияденежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнениярасходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иныхформ образования и расходования денежных средств, предназначенных дляисполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, заисключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральнымизаконами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этимибюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов итерриториальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированныйбюджет Российской Федерации.
2. Роль федеральныхналогов в формировании доходов бюджета
В бюджетестраны ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных формсобственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются нафинансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственногоуправления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашениегосударственного долга, создание государственных материальных и финансовыхрезервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
Мобилизуемыеналоговые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизньэкономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета,особенности его формирования и расходования служат важным показателемэффективности экономической политики, проводимой государством. В условияхрыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены нагосударственное регулирование и стимулирование экономики, финансовоеобеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.
Рольфедеральных налогов в доходной части бюджета в современных условияхзначительна.
Федеральныеналогипредставляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которыеустанавливаются высшим органом законодательной власти федеративногогосударства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральныйбюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектовФедерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база,режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Они создаютоснову доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболеедоходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильностьрегиональных и местных бюджетов. Эти налоги и сборы обязательны к уплате навсей территории Российской Федерации (НК РФ, ст.12). Объекты налогообложения,перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогови их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательныморганом Российской Федерации.
Рассмотримсистему федеральных налогов Российской Федерации. Согласно ст. 13 НК РФ всостав федеральных налогов и сборов включаются: (в ред. Федерального закона от29.07.2004 №95-ФЗ)
1) налог надобавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Средифедеральных налогов в РФ к прямым налогам можно отнести налог на прибыльорганизаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог,единый налог при применении упрощенной системы налогообложения; к косвенным — акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, таможенныепошлины.
Большинствофедеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налоговсубъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее,компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограниченарамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы,ст. 53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. Впределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерациивправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режимналогообложения.
Рассмотримкакие виды федеральных налогов и в каких нормативах поступают на различныеуровни бюджетной системы России.
В федеральныйбюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (Бюджетный кодекс РФ,Глава 7, Статья 50, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):
налога наприбыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога вфедеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранныхорганизаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации черезпостоянное представительство, а также в части доходов, полученных в видедивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — понормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделепродукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и непредусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налогав федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу20 процентов;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключениемпищевого, — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельноетопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей- по нормативу 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территориюРоссийской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезныхископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезныхископаемых) — по нормативу 40 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфеРоссийской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации,за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) привыполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газгорючий природный) — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) привыполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключениемгаза горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнениисоглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов(исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (повнутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;
водного налога — по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговымкодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — понормативу 100 процентов;
государственной пошлины — по нормативу 100 процентов.
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислениюналоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов,предусмотренных специальными налоговыми режимами (Бюджетный кодекс РФ, Глава 8,Статья 56, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):
налога на прибыль организаций по ставке, установленной длязачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — понормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделепродукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «Осоглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальныхналоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет ибюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 80 процентов;
налога на доходы физических лиц — по нормативу 70 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин,дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных)двигателей — по нормативу 60 процентов;
(в ред. Федерального закона от 19.12.2005 №159-ФЗ)
акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 процентов;
акцизов на пиво — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — понормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезныхископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезныхископаемых) — по нормативу 60 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) привыполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (заисключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов(исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30 процентов;
сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100процентов;
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, — по нормативу 90 процентов;
единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по местурегистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
В бюджетыпоселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов исборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: (Бюджетныйкодекс РФ, Глава 9, Статья 61, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):
налога надоходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговыедоходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности- по нормативу 90 процентов;
единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по местурегистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы отследующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальныминалоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 процентов;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности- по нормативу 90 процентов;
единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 процентов;
Бюджетное устройство Россиипредусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой вдоходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являютсяотчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местныхналогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; вРоссийской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит отспецифики территории, ее населенности и уровня развития. Кроме того,органам местного самоуправления предоставлено право получать в местный бюджетпредусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов РоссийскойФедерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которыхрасположены вне территории данного муниципального образования.Размерыминимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальнымиобразованиями на постоянной основе, определяются законодательными(представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долейфедеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями,производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РоссийскойФедерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный(представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает всоответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образованиядоли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе,исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанныхналогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долейзаконодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации можетустанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты отрегулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременнойоснове (не менее чем на три года).
Рольотдельных федеральных налогов в формировании консолидированного бюджета Россиивесьма существенна.
В 2006 годуосновная часть консолидированного бюджета (около 4700 млрд. рублей, или 87%общего объема поступлений) сформировано за счет пяти федеральных налогов: НДС — 960,45 млрд. рублей (18% всех поступлений); налога на прибыль организаций — 1514,58 млрд. рублей (27,8%); платежей за пользование природными ресурсами — 1162,52млрд. рублей (21,7%); акцизов — 231,36 млрд. рублей (4,3%), и налога на доходыфизических лиц — 800,56 млрд. рублей (15%). (см. Таблица 1)
Таблица 1.Консолидированный бюджет РФ
Всего поступило Млрд.руб. Млрд.руб. 2004 год 2005 год 2006 год
Налоги и сборы в консолидированный бюджет
3 741,86
4 896,65
5350,18 из них: Налог на прибыль организаций 867,76 1 353,78 1514,58 Налог на доходы физических лиц 574,19 707,37 800,56 Налог на добавленную стоимость: 749,08 1 025,66 960,45 Акцизы 202,37 236,15 231,36 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 529,19 928,63 1162,52 Другие налоговые поступления 819,27 645,06 680,71
3. Сущности видов бюджетаФедеральныйбюджет.Черезфедеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределениявнутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны междуотраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Нафедеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов властии управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособностигосударства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.Средствафедерального бюджета являются главным источником финансирования структурнойперестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса,развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоенияновых территориально-производственных комплексов.Федеральныйбюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемыйФедеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджетявляется основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через негомобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономическогоразвития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Присоставлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемыхразмерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджетстроится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики
Региональныебюджеты.
Региональныебюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены дляфинансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управлениясубъекта Российской Федерации.
Бюджетысубъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системыРоссийской Федерации. Бюджет субъекта РФ — это форма образования и расходованияденежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальныхобразований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджетсубъекта РФ.
В современныхусловиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечитькомплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной инепроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастаетих координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Процедураутверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичныпроцедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенныеотличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизмарегионов — каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство(комплекс нормативных актов).
Тем регионам,в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом поРоссии, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федеральногобюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляетсяпомощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которыхсбор федеральных налогов на одного жителя менее 95% от среднероссийского уровняи условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета,предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящеевремя большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджетапутем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
Местныебюджеты.
Финансовойбазой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные имущественныеправа, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять,рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными вих ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местныебюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатовпроизводства. Через них общественные фонды потребления распределяются междуотдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируетсяи развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевойпромышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых такжеявляются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местныебюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст.14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как формуобразования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечениязадач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
За последниегоды на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированиюсоциальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база небыла расширена. Существующая практика, при которой до 60% от суммы налогов,собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральныйбюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% (в муниципальныхобразованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др.областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходиморешить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же запоследние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированногобюджета РФ сократилась с 28% до 21%, а доля расходов возросла с 29% до 31%. Изобщих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42% всех расходов насоциальную политику, 57% — на здравоохранение и физкультуру, 42% — на культуруи искусство, 66% — на жилищно-коммунальное хозяйство, 67% — на образование.
Такимобразом, важнейшие направления государственной политики финансируются не сфедерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопросабюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основахместного самоуправления в Российской Федерации», установивший единуюметодологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ.
Однако беззакрепления за местными бюджета минимальных размеров доходов, отвечающихпотребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно.
Вне федерального бюджета образуются государственные внебюджетные фондыденежных средств, управляемые органами государственной власти РоссийскойФедерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
— социальное обеспечение по возрасту;
— социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерикормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
— социальное обеспечение в случае безработицы;
— охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс РФ 2006 г.
2. Налоговый кодекс РФ 2006 г.
3. Бюджетная система РФ подред… М.В. Романовского. М., Юрайт, 2001 г.
4. Вахрин П.И. Бюджетнаясистема РФ. М., «Дашков и К», 2002 г.
5. Финансы под ред. В.МРодионовой, М., Финансы и статистика, 2002.