Реферат по предмету "Философия"


Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический

Выступление
Уровни научного знания: эмпирический, теоретический,метотеоретический
Подготовил
СысуевВадим Николаевич
КривойРог
2000

Научное знание и сам процесс егополучения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего вструктуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания.А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижениюзнания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический итеоретический этапы научного исследования.
Оснований для выделения эмпирическогои теоретического эта­пов в научном исследовании существует несколько. Вчастности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются ногносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемогознания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям,по соотношению чувствен­ного и рационального коррелятов познания и ряду другихпри­знаков.
По гносеологической направленностиэмпирический и теорети­ческий уровни исследования различаются тем, что наэмпириче­ском уровне познание ориентировано на изучение явлений и по­верхностныхсвязей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а натеоретическом этапе познания главной гносеологической задачей являетсяраскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основаноразличие в по­знавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания.Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, ана теоретическом — основной познавательной задачей является объяснениеизучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познанияпроявляется в характе­ре получаемых научных результатов. Основной формойзнания, по­лучаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и со­вокупностьэмпирических обобщений. На теоретическом уровне по­лучаемое знание фиксируетсяв форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущностьизучаемых явле­ний. Соответственно различаются и методы, используемые при по­лученииэтих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапепознания, являются наблюдение, экспери­мент, индуктивное обобщение. Натеоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез,идеализация, ин­дукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Различие между эмпирическим итеоретическим этапами позна­ния проявляется также в различном соотношениичувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности. Прежде чемобсуждать этот вопрос, следует остановиться на проблеме со­отношения паркатегорий «чувственное—рациональное» и «эмпи­рическое—теоретическое». Достановления в методологии и фило­софии второй пары категорий первая паркатегорий употреблялась в различных смыслах. Прежде всего «чувственное» и«рациональ­ное» использовались для обозначения двух видов познавательныхспособностей человека. Чувственная познавательная способность проявляется вощущениях, восприятиях, представле­ниях. Рациональность же проявляется испособности к понятийно­му мышлению, суждению и умозаключению. Во втором смысле«чувственное» и «рациональное» употреблялись для обозначения этапов и уровнейпознания, ступеней познания, типов знания. К на­стоящему времени второй смыслпонятий «чувственное» и «рацио­нальное» целиком закреплен за парой категорий«теоретическое—эмпирическое». «Чувственное» и «рациональное» характеризуют лишьпознавательные способности человека, но не этапы или виды знания. В своемиспользовании в человеческом познании они не оторваны друг от друга. Не можетбыть чувственного знания как такового и рационального знания как такового, хотяможно выделять эмпирический и теоретический тины знания. Соотношение жечувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и тео­ретическомпознании различное. В эмпирическом познании доми­нирует чувственный коррелят, ав теоретическим — рациональный. Соответственно различное соотношениечувственного и рациональ­ного коррелятов находит свое отражение и в методах,используе­мых на каждом этапе. Ясно, что метод наблюдения, используемый наэмпирическом этапе, базируется в основном на чувственной по­знавательнойспособности, но в той степени, в какой наблюдение имеет целенаправленныйхарактер, а его результаты фиксируются в языковой форме, оно включает в себя ииспользование рационального познания. Аналогичным образом, поскольку натеоретическом этапе в основном используется способность к абстрактно­му,понятийному мышлению, в нем доминирует рациональный кор­релят, но в тойстепени, в какой любое понятие ассоциируется с определенной совокупностьювосприятии, представлений и нагляд­ных образов, в нем присутствует ичувственная компонента.
Следует, однако, иметь в виду, чтопри всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познаниемне су­ществует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано напознание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уро­вень сущности, атеоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов вэмпирии. Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирическогопознания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должнавсегда иметь эмпирическую интерпретацию. Но при всей неопределенности границмежду эмпирическим и теоретическим знанием введение этих категории, безусловно,знаменовало собой прогресс в развитии методологии науки, посколькуспособствовало конкретизации наших представлений о структуре познавательнойдеятельности в науке. В частности, использование этих категорий позволилоуточнить структуру научного познания в целом, спо­собствовало формированиюболее конструктивного подхода к решению проблемы эмпирического обоснованиянаучного знания, привело к более полному выявлению специфики теорети­ческогомышления в научном исследовании, позволило уточнить ло­гическую структурувыполнения наукой основных познавательных функций, а также содействовалорешению многих фундаменталь­ных проблем логики и методологии научного познания.За послед­нее время советские философы внесли существенный вклад в разработкуэтих категорий. Учитывая разработанность этих категорий, мы рекомендуемстудентам для освоения их содержания обратить­ся к имеющейся литературе.
В настоящее время отрицатьфундаментальное значение этих категории в решении методологических проблемнауки невозмож­но, даже принимая в расчет существование всех тех расхождений,которые имеются между различными авторами по вопросу об ис­толковании сущностии содержания категорий эмпирического и теоретического. Однако следует заметить,что введение этих кате­горий и уточнение их содержания одновременносопровождалось и молчаливым, имплицитным принятием допущения о дихотомиче­скомхарактере этих категорий по отношению к общему представ­лению о структуренаучного знания, т.е. предполагается, что тео­ретическое и эмпирическое являютсябазисными, исходными методологическими единицами, на основании которых только ивозмож­но дальнейшее уточнение и детализация структурных представлений онаучном познании, или, другими словами, предполагается, что дальнейшиеструктурные подразделения в научном исследова­нии возможны только внутритеоретического и эмпирического уровней. Все, что выходит собственно за рамкитеоретического или эмпирического знания, к телу научного знания не принадлежит.
При всей важности категорийэмпирического и теоретического такого рода дихотомическое представление оструктуре научного знания к настоящему моменту исчерпало себя. Внутренняялогика методологических исследований все чаще и чаще ставит на повестку днявопрос о необходимости введения в методологию науки новой методологическойединицы, смысл и со­держание которой не сводимы к дихотомии эмпирического итеоре­тического. В этом новом базисном методологическом понятии фиксируетсясуществование в науке еще одного, третьего уровня знания, который находится надтеоретическим знанием и выступает в качестве метатеоретической,экстратеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. Взападной литературе такого рода попытки введения в философию науки, наряду скате­гориями теоретического и эмпирического, новой базисной методоло­гическойединицы наиболее откровенное свое выражение получили в ныне широко известныхметодологических концепциях Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун, не отрицая различиямежду теоретической и эмпирической деятельностью в науке, вводит принципиальноно­вое базисное методологическое понятие «парадигма», в котором фиксируетсясуществование особого типа знания в научном иссле­довании, отличающегося оттеоретического знания по способу сво­его возникновения и обоснования. Хотя вконцепции Куна в каче­стве парадигмы может выступать та или инаяфундаментальная теория, становясь парадигмой, она приобретает такие новые харак­теристики,которые по способам обоснования и функционирования уже не позволяют считать еетеорией. Парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительнойфункции, а является условием и предпосылкой определенного вида теоретическойдея­тельности по объяснению и систематизации эмпирического мате­риала.Аналогичный смысл имеет и понятие «исследовательская программа», вводимое вметодологию науки И. Лакатосом. Иссле­довательская программа также понимаетсяЛакатосом как опре­деленного рода метатеоретическое образование, содержащеенабор исходных идей и методологических установок, обусловливающих построение,развитие и обоснование определенной теории.
В литературе по методологии научногопознания за последние 15—20 лет также возник целый комплекс понятий, в ко­торыхнашли отражение различные элементы метатеоретического или экстратеорстическогоуровня научного познания. Одним из первых попытку введения подобного родапонятия предпринял А. А. Ляпунов в одной из своих статей, посвященных выявлениюособенностей строения научного знания. В частности, он предложил выделить всоставе научно-теоретического знания такой элемент, как «интертеория». Кинтертеорстическому знанию он относит «тот общий комплекс сведений, которыенеобходимо принимать во внимание при рассмотрении данной теории». Однако болееши­рокое хождение в нашей литературе для обозначения метатеоретического фонанаучно-исследовательской деятельности получило понятие «стиль мышления».Первоначально понятие стиля мышле­ния употреблялось в узком смысле этого словаи связывалось с фиксацией лишь отдельных сторон теоретической деятельности наразных исторических этапах развития науки. Так, Ю. Сачков, од­ним из первых внашей литературе попытавшийся уточнить смысл этого понятия, связывает стильмышления с определенными пред­ставлениями о структуре отношений детерминации исоответствен­но выделяет в истории пауки три стиля мышления:однозначно-детерминистский, вероятностно-статистический и кибернетический М.Борн связывает понятие стиля мышления с определенной систе­мой взглядов наструктуру субъект-объектных отношений в науке. Однако со временем смысл понятиястиля мышления расширяется настолько, что оно становится по своему объему исодержанию со­поставимым с куновским понятием парадигмы, и в нем пытаютсяохватить всю совокупность метатеоретических предпосылок науч­но-исследовательскойдеятельности. Именно так, например, опре­деляет понятие стиля мышления С. Б.Крымский. Под стилем мыш­ления он понимает определенный исторически возникшийтип объяснения действительности, «который, будучи общим для данной эпохи,устойчиво выявляется в развитии основных научных направ­лений и обусловливаетнекоторые стандартные представления в метаязыковых контекстах всехфундаментальных теорий своего времени». Еще более широкое понимание стилямышления содер­жится в работе Л. А. Микешиной «Детерминация естественнонауч­ногопознания».
Известного рода конкурентом понятия«стиля мышления» в литературе при фиксации метатеоретического уровняисследования выступает также понятие «картина мира». В работах некоторыхавторов она определяется таким образом, что стиль мышле­ния выступает лишь еесоставной частью, хотя, как и понятие сти­ля мышления, первоначально картинамира понималась в узком смысле слова и связывалась только с фиксациейопределенных ис­торически возникших представлений о структуре объективнойреальности.
Наряду с понятиями стиля мышления и картинымира для фиксации метатеоретического (или интертеоретического) уровня знания влитературе используются также такие понятия, как «собственные и философскиеоснования науки» (С.Т. Мелюхин, Ю.А. Петров), «теоретический базис научногопознания» (М. В. Мостепаненко), «условия познания» (П.С. Дышлевый) и др.
Сведение всех подобного рода понятийсвидетельствует о том, что и в нашей литературе по методологии науки давно ужена­зрела необходимость выделения в составе научного знания того, что мы покаусловно называем метатеоретическим уровнем зна­ния, введения новойметодологической единицы, которая вместе с понятиями теоретического иэмпирического позволила бы соста­вить более полное и правильное представление оструктуре иссле­довательской деятельности в научном познании.
Признание существования в составенаучного знания метатеоретического уровня сразу же поднимает целый комплекспроблем, касающихся гносеологической природы этого знания, его структу­ры,особенностей и тех функций, которые оно выполняет в ходе теоретическогоосвоения действительности, и ряд других проблем.
Встает вопрос о тех основаниях, накоторых можно проводить демаркационную линию между теоретическим уровнемисследования и его метатеоретическим основанием. Для решения этого вопросапрежде всего следует наложить некоторые ограничения на исполь­зование понятий«теоретическое мышление» и «теоретический уро­вень исследования». В широкомсмысле слова теоретическое мыш­ление отождествляется с научным мышлением ипротивопостав­ляется в этом отношении обыденному мышлению. Ясно, что при та­компонимании теоретического мышления то, что мы имеем в виду под метатеоретическимуровнем систематизации знания, относится к теоретическому мышлению. В болееузком смысле слова под теоретическим мышлением понимают мышление, направленное«на совершенствование и развитие концептуальных средств науки», на построение«теоретического мира» в противоположность эмпи­рическому мышлению, котороенаправлено «на установление свя­зей концептуального аппарата науки с реальностью,выявляемой в эксперименте и наблюдении». Но и три таком понимании теоре­тическогомышления метатеоретическая деятельность не выходит за его рамки. Ограничитьпонятие теоретического мышления мож­но, если связывать его с определеннымипредполагаемыми резуль­татами. В частности, можно считать, что результатомсобственно теоретического мышления, в узком смысле слова, является науч­наятеория. Тогда содержание теоретического мышления будет за­висеть от пониманиянаучной теории. Существует множество под­ходов к определению понятия «научнаятеория». Возьмем за осно­ву определение научной теории, даваемое в «Философскойэнциклопедии» М. В. Поповичем и В. Н. Садовским. «Теория — форма достоверногонаучного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой системувзаимосвязанных утверждении и доказательств и содержащая методы объяснения ипредсказания явлений данной предметной области». В теории в форме законоввыражается знание о существенных связях, обусловливающих воз­никновение исуществование тех или иных явлений, и это позволяет в функциональном отношениитрактовать теорию как систему опи­сания, систематизации, объяснения ипредсказания явлений опреде­ленной предметной области.
Если ограничивать теоретическоемышление процессами по­строения теорий, то в его состав следует включать всю тусовокуп­ность познавательных процессов, которые направлены на выдвижение,развитие и обоснование теоретических гипотез, а также тех мыслительныхпроцедур, в которых реализуются основные позна­вательные функции научныхтеорий: описание, объяснение, пред­сказание. В противоположность этому, наметатеоретическом уровне познания на основе определенных философских установок,обобщения результатов теоретической деятельности и самой прак­тики научногопознания фиксируются общие предпосылки теоретической деятельности. Еслиосновным элементом теоретического знания является закон, утверждение онеобходимых существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знаниеформули­руется в виде принципов различного порядка, в которых утвер­ждаетсянечто уже о самой теории и практике теоретической дея­тельности. В формепринципов формулируются требования, предъявляемые к самой научной теории. Крометого, можно доба­вить, что если теоретическое знание всегда выступает вопределен­ном контексте исследования как проблематическое знание, знание,подлежащее обоснованию и проверке, то метатеоретическое зна­ние в том жеконтексте условно рассматривается как непроблематическое, предпосылочноезнание, эмпирическому обоснованию и проверке не подлежащее. В связи с этимможно теперь пояснить смысл приставки «мета» в понятии «метатеоретическийуровень знания». Она имеет несколько смысловых оттенков: прежде всегоаристотелевский смысл — это знание, лежащее «за» теоретическим знанием. Далее,эта приставка законно может ассоциироваться и с ее семантическим смыслом,поскольку метатеоретическое знание фиксируется в метаязыковых контекстах поотношению к языку теории. И наконец, приставка «мета» может связываться спредпосылочным, непроблематическим характером этого знания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Реферат Философия. Ее роль в жизни общества
Реферат Домашняя учебная работа по английскому языку в начальной школе как условие развития навыков самообразовательной
Реферат Философские взгляды Платона, Аристотеля, Канта. Сущность бытия в истории философии
Реферат Desert Island Essay Research Paper Giligan and
Реферат Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Реферат Философия техники и гражданская авиация
Реферат Философия жизни 2 Историческая миссия
Реферат Философия в системе духовной культуры
Реферат Spring Essay Research Paper George Manley Hopkin
Реферат Философия Ницше философия завтрашнего дня
Реферат Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук
Реферат Философия XX века
Реферат Философия Платона 6
Реферат Проблема формирования билингвального сознания в лингвистике и лингводидактике