Реферат по предмету "Философия"


Проблема смысла в теории Виктора Франкла

Министерство образования Республики БеларусьУО «БрГУ имени А.С. Пушкина»Творческая работа на тему:Проблемасмысла в теории Виктора Франкла
Выполнила студентка II курса, 24 группы
психолого-педагогическогофакультета.
Белоус Л.В.
Руководитель:
Луцюк Л.Ф.
Брест — 2006

ПЛАН
1. Общая характеристика Философииэкзистенциализма
2. Теория Виктора Франкла
1. Общая характеристика Философии экзистенциализма
С учетомсодержания понятия «рационализм» (от лат. «ratio» -разум) и противоположного емупонятия «иррационализм» (от лат. «irrationalis» ¾ неразумный, бессознательный) можноразделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические.Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо еесторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки. Существуютфилософские системы, представители которых делают упор на определенные духовныереальности, находящиеся за пределами рационального мышления или даже емупротивостоящие (воля, интуиция, инстинкт, бессознательное и т.д.). Дляпостижения такой реальности, по их мнению, необходимы вне научные, вне логическиесредства.
Иррационалистическиетенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии. Но особенноширокое распространение они получили на рубеже XIX-XX вв.в связи с осознанием кризисных явления в западной цивилизации. Иррационализмпроявился в таких течениях зарубежной философии, как философия жизни,экзистенциализм, герменевтика. На примере экзистенциализма можно выявитьнекоторые особенности иррационализма.
Экзистенциализм¾ «философия существования» ¾ в середине XX в. был одним из самых модных философских течений. Егонаиболее крупные представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции, Н. Абаньянов Италии, У. Баррет в США. Основная его тема ¾ духовный мир человека, судьбаличности в современном мире. Данная тема, близкая любому художнику, писателю,поэту, делает это направление популярным среди художественной, интеллигенции.Указанное обстоятельство побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языкуискусства.
Влияниеэкзистенциализма на массовое, сознание столь велико, что известный российскийпоэт А. Вознесенский заявил: «Самоезначительное, что дал XX векфилософии ¾ этоэкзистенциализм».
Различаютэкзистенциализм светский (Хайдеггер, Caртр, Камю) и религиозный(Ясперс, Марсель), хотя это различие достаточно условно.
Идеи,созвучные экзистенциалистскому стилю философствования, можно встретить и унекоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор,Ф. Достоевский, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). Однако оформление экзистенциализма как особогофилософского направления относится к концу 20-х годов нашего столетия. Егородоначальниками являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и КарлЯсперс (1883-1969). Именно появление в 1927 г. книги Хайдеггера «Бытие ивремя» ознаменовало становление нового философского направления. Основныеидеи этой книги были дополнены и развиты в других его работах, где всистематизированном виде изложены основные идеи философии существования.
Хайдеггерутверждает, что объективный метод познания, т.е. научный метод, обладаетэффективностью только при познании внешнего мира. Для изучения человека он негодится, потому что человек представляет собой особый вид бытия, отличаетсятем, что осознает свое существование и может сказать: «Я есть. Я знаю, чтоя существую, ибо я переживаю мое существование отчетливее, чем существованиечего-либо другого». Для обозначения этого бытия Хайдеггер пользуетсятермином «Dasein»,который обычно переводится как «существование» (иногда, как здесь, — «бытие»).
Естьодин способ постижения существования ¾ переживать это существование. Задачаэкзистенциального мышления и состоит в том, чтобы «высветить», понять«изнутри», «прояснить» всю гамму оттенков человеческогосуществования.
Существованиехарактеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает какодин из многих. Имеется, однако, более глубокий смысл человеческогосуществования. Дня обозначения этого смысла, используется термин «экзистенция»(от позднелат. «existentia» ¾существую) Экзистенция выражает глубинную основу, сущность  существования, неповторимость,уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человекатаким, каков он есть, то экзистенция указывает на заключающиеся в немвозможности.
Экзистенцияозначает способность человека осуществить свой выбор, раскрыть своивозможности, быть самим собой. Означает она и особое «летучее качествочеловека». Не каждый человек обладает экзистенцией. Это свойство должнопостоянно возобновляться тяжелой работой духа, углубляющегося «внутрьсебя». Экзистенция есть то, что трудно обрести и легко потерять. Например,представители религиозного экзистенциализма считают, что бытие человека попринципу наслаждения есть нулевая степень экзистенции, этический образ жизни ¾ начальная стадия экзистенции. Итолько религиозное существование человека ¾ полное осуществление экзистенции.
Базируясьна этих двух основных категориях, Хайдеггер описывает бытие отдельного человекав его повседневной жизни, рассматривает проблему его «неподлинной» иподлинной жизни.
Вреальной жизни человек вступает в контакт с внешним миром и другими людьми (Mitsein). Но в повседневном общении людейпроисходит растворение индивидуальности и неповторимости конкретного человека.Вырабатываются некоторые общие характеристики поведения, общий стиль жизни. Мывосхищаемся тем, что восхищает других, отдыхаем так, как отдыхают другие.Возникает как бы власть других, которую Хайдеггер определяет термином«безличное» (Man).
Существованиев Man ¾ это простейшая форма существования.Такой избитый и шаблонный образ жизни человек принимает как«извечный» и «естественный». Более того, лишь тогда человекчувствует себя спокойным и счастливым, когда отождествляет себя с коллективнымконформизмом, с этим всесильным Man.Повседневная жизнь позволяет ему скрыть от самого себя, что он«брошен» в мир и должен будет его когда-то покинуть. Man скрывает от человека егообреченность.
Существованиев Маn ¾ это неподлинная (неаутентичная)жизнь. Где-то в глубине такого, поверхностного существования скрываетсяэкзистенция, которая открывается лишь немногим людям. Несмотря на, казалось бы,неопреодолимую силу Man, человек всостоянии выйти за рамки неподлинного существования. Различные трагическиеситуации (например, смерть кого-либо из близких; серьезные моральные, конфликтыи т.д.) могут пробудить человека ото сна, показать чуждость окружающего егомира, его собственную одинокость. Эти ситуации Хайдеггер называет пограничными.
Впограничных ситуациях человек находится в состоянии тревоги. Тревога вырываетего из-под власти Man, изолирует отдругих. Она предоставляет его самому себе и обнажает правду о его одиночестве,об абсурдности существования, которую он хотел бы скрыть от самого себя. Впограничных ситуациях его существование может стать подлинным путем осознаниясвоей историчности, конечности и свободы. Во всем своем величии, в истинномсвоем смысле подлинное существование достижимо только перед лицом смерти".
Подлинныйчеловек — это человек, который осмыслил факт своего одинокого, уединенногосуществования. Он знает, что все его свершения будут перечеркнуты, что онодинок и обречен на смерть. Подлинный человек свободен еще и потому, что он неподвержен давлению Маn, Онне мыслит категориями, навязанными ему извне. Он ясно осознает, что егопоступки выражают его самого и ничего больше.
Конечно,Хайдеггер вынужден признать, что и в случае подлинного существования человекнуждается в других людях хотя бы для того, чтобы сохранить свою жизнь вбиологическом смысле. Человек нуждается в общении с другими людьми в процессе труда,обмена благами и информацией. Но такое общение, по мнению Хайдеггера, естьчисто «манипуляционное». При таком общении один человек рассматриваетдругого как средство для достижения своих целей. Тем самым человек отрицаетсвободу другого человека. А раз так, то невозможно подлинное общение междулюдьми, общение их экзистенций.
ОтсюдаХайдеггер делает вывод, что в своем личном существовании, в выборе путей своейжизни человек не может ожидать помощи от другого человека или коллектива.Человек должен отбросить обманы «любви», «общности»,«коллективной солидарности», ибо всякий коллектив подавляетчеловеческое в человеке. Тем самым индивид приходит к выводу, что он«брошен» и обречен на «трагическое одиночество» средидругих людей.
В такомслучае единственным, чем может руководствоваться индивид, является голос егособственной совести. В каждой ситуации, считает Хайдеггер, человек сам долженвыбирать, как ему поступить, не ожидая какой-либо помощи извне.
Отдаваяпредпочтение подлинной жизни, он выбирает волнение и озабоченность. Забота ¾ постоянный внутренний признакподлинного существования.
Для тогочтобы вести подлинную жизнь, человек должен «избегать толпы». Ондолжен избегать типичных для данного коллектива повседневных образцов жизни имышления. Человек должен уединенно выражать самого себя, жить в соответствии ссамим собой. Он должен, постоянно сознавать свою ничтожность и испытыватьчувство тревоги.
Итак,Хайдеггер делает предметом своего анализа некоторые устойчивые психологическиеструктуры повседневного существования человека, такие, как страх, тревога;забота и т.д. Их он считает чем-то более фундаментальным, чем, скажем,познавательная деятельность или процесс труда. Они образуют мир чувств,переживаний и эмоций человека. Экзистенциализм исходит из того, что на все,происходящее вокруг, человек реагирует прежде всего эмоционально, а нетеоретически и интеллектуально.
Чтоможно сказать по поводу таких заключений экзистенциализма? Действительно, рольэмоций в жизни человека огромна. Но превращение их в единственный предмет философскогоанализа ¾ крайность. Получается, что всемногообразные отношения и связи человека с миром рассматриваются только черезпризму его эмоций, причем эмоций в основном отрицательных. Из многообразныхформ жизнедеятельности человека фактически исключается производственная иобщественная деятельность. А ведь их положительное влияние на весь духовный мирчеловека, в том числе и на его эмоциональную жизнь, весьма значительно.
Отрицательнаясоциальная роль экзистенциализма состоит и в том, что, превращая смерть в смысли цель человеческого существования, он навязывает вывод о бессмысленностижизни. Проповедуя индивидуализм и одиночество человека, экзистенциализм темсамым обесценивает всю общественную жизнь и деятельность.ст
Но, каки для экзистенциализма в целом, человеческое общество, жизнь личности ¾ сплошное «недоразумение»,абсурд. Люди принципиально, одиноки, они обречены на взаимное непонимание.Каждый человек ¾ целый мир. Но эти миры не сообщаются друг с другом. Общение людейскользит лишь по поверхности и не затрагивает глубину души. Таковаэкзистенциалистская концепция взаимоотношений общества и личности.
Даваякритическую оценку экзистенциализму, необходимо отметить, что данноефилософское направление примыкает к субъективному идеализму, ибо вэкзистенциализме окружающий мир рассматривается через призму человеческойсубъективности, роль которой при этом явно преувеличена. Экзистенциалистыполагают, что от человека не зависит его принадлежность к определенномувремени, определенному народу, ибо, как они говорят, человек «брошен»в мир. От человека не зависит его характер, интеллект, начало и конец егосуществования в мире. Все это заставляет светских экзистенциалистов признаватьпомимо человеческого существования какую-то внеличностную реальность, которуюони называют «трансценденцией».
Трансценденцияпредставляет собой среду человеческого существования, мир его забот. Она, какоблако, окружает человека и находится в неразрывной связи с ним. Вот чтоговорит об этом сам Хайдеггер: «До тех пор, пока существование длится,есть также и мир… Если нет никакого существования, то нет и никакогомира».
Подобнаяточка зрения фактически предполагает отрицание объективности как пространства,так и времени; для экзистенциализма подлинное время ¾ это время, которое протекает междурождением и смертью человека. Представление же о времени, предшествующем началусуществования и следующим за его концом, не более чем абстракция.
Идеализмэкзистенциализма проявляется и в трактовке понятия «трансценденция».Религиозный экзистенциализм уверяет, например, что только в пограничныхситуациях, особенно в момент смерти, завеса таинственности несколькоприподнимается и человек может встретиться с трансценденцией. Причемтрансценденция, т.е. реальность, не зависящая от существования человека, ¾ это Бог.
Такимобразом, ключевыми понятиями экзистенциалистской философии выступают«существование», «экзистенция» и «трансценденция».Вокруг них и группируются основные идеи философии существования.
Характеризуяданную философию, следует обратиться еще к одной из ее центральных проблем ¾ свободе. Вокруг этой проблемы каквокруг оси вращается вся антропоцентристская, индивидуалистская философияэкзистенциализма.
Напомним,что, согласно Хайдеггеру, свобода есть не что иное, как подлинноесуществование. Несколько иначе выглядит понимание свободы у другого крупнейшегопредставителя светского экзистенциализма ¾ французского философа и писателя Ж.П. Сартра(1905-1980).
Важнейшимпринципом обоснования свободы у Сартра является положение о том, что существованиечеловека предшествует его сущности. И в этом состоит принципиальное отличиечеловека от всех других вещей. Если мы возьмем любую вещь, то для неехарактерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой.Например, из желудя может вырасти только дуб, а кошка всегда рождается кошкой.Здесь сущность предзадана заранее, затем уже приобретается существование.
Иноедело человек. Человек сначала существует, находится в этом мире и лишь затемсебя определяет. Человек неустанно созидает себя из ничего, поэтому он всегдасвободен. Человек, говорит Сартр, «обречен на свободу». Он устремлени непрерывно проецирует себя в будущее. Поэтому сущность человека ¾ это его замысел, проект, будущее.Человек есть то, чем он стремится быть. Все, что человек делает, зависит от егоиндивидуального выбора.
Сартр,конечно, не может обойти тот житейский факт, что в своих действиях человекограничен ситуацией, в которой он находится. Однако, считает он, каждый человекне только находится в ситуации, но и «образует ситуацию». Самаситуация, в которой оказывается человек, может быть от него не зависима, но отнего зависит отношение к этой ситуации. Даже заключенный, по мнению Сартра,свободен, потому что он может считать свою ситуацию либо ограничением; либоповодом к побегу.
Сартротрицательно относится к попыткам объяснять то или иное поведение ссылками наобстоятельства. Он говорит, что люди придумали идею детерминизма, чтобы либооправдать свою пассивность, либо снять с себя ответственность за совершенныйими выбор. Детерминизм ¾ это философия «оппортунистов» и «прохвостов»,которые пытаются снять с себя ответственность за свои поступки. У подлинногочеловека, который полностью отдает себе отчет в своей абсолютной свободе,ссылка на обстоятельства всегда вызывает протест.
Указываяна субъективизм Сартра, необходимо все-таки признать, что понятие внутреннейсвободы, свободы как качества личности действительно имеет место. Это такаясвобода, когда человек, имея определенные взгляды, убеждения, считаетнеобходимым придерживаться их, несмотря ни на какие обстоятельства. Он можетдаже умереть, но не поступится своими убеждениями.
Признаваяфакт наличия такой внутренней свободы, надо в то же время признать, что ее явнонедостаточно, когда речь идет об освобождении человека от рабства, от гнетасоциальных и природных сил. Для достижения подлинной свободы необходимореальное изменение обстоятельств, ограничивающих свободу. Такого пониманиясвободы экзистенциализм не приемлет.
Важнымвопросом, позволяющим выявить природу экзистенциализма, является вопрос о гносеологическихи социальных корнях этого философского направления. Экзистенциализм исходит изтого, что субъективность психики может быть выражена только методоминтуитивного проникновения. А этот метод выступает в форме интроспекции,самоанализа. Экзистенциализм абсолютизирует значение интроспекции, утверждая,что психика не может быть постигнута научным методом.
Анализируяэкзистенциализм, нужно видеть ту конкретную политическую и духовную ситуацию, напочве которой он возникал и распространялся. Экзистенциализм стал складыватьсяпосле первой мировой войны, в обстановке озлобления, и уныния, вызванной крахомкайзеровского милитаризма. Не оправившись еще от потрясений войны, человечествостолкнулось с новым политическим и идеологическим явлением ¾ итальянским и германским фашизмом,который попрал значительную часть ценностей западной цивилизации. Главными изэтих ценностей были свобода, достоинство и неприкосновенность личности.
Новаяволна экзистенциализма поднялась, во Франции в период оккупации и сразу послевторой мировой войны. Позор поражения и национальное унижение в периодфашистского террора, а также страстный протест против надругательства надсвободой человека ¾ все это способствовало распространению идей экзистенциализма.
Послевторой мировой войны мода на экзистенциализм распространилась по всему Западу,чему способствовало то, что он обращался к жизненно важным проблемам, которыеволнуют любого мыслящего человека (о смысле жизни, человеческой судьбе, овыборе своего жизненного пути, личной ответственности).
Сегодняэкзистенциализм как самостоятельное философское направление становитсядостоянием истории. И все же он оставил неизгладимый след в европейской имировой культуре. Мысль о том, что центральной проблемой философии являетсяконкретный человек, прочно утвердилась в современной философии. Марксистскаяфилософия, к сожалению, почти не обращалась к экзистенциальным пробле мам (жизнии смерти, бытийных переживаний человека).
Наоснове философии экзистенциализма в психологии возникает гуманистическоенаправление. Освещение проблем смысла, свободы и ответственности наиболее яркопрослеживается в трудах Виктора Франкла. 2. Теория Виктора Франкла
Сегодня мы, по сути,имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во временаФрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент ужене столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколькоот глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты. Всемножатся признаки того, что ощущение отсутствия смысла становится все более распространеннымявлением. Сегодня уже и коллеги чисто психоаналитической ориентации, имарксисты отмечают это.
Человек не долженспрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и естьтот, к кому обращен вопрос. В отличие от животных инстинкты не диктуютчеловеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции недиктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно,ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том,чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм),либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Человеческое бытие всегдаориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или накого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, ккоторому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человекосуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдаетсебя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большейстепени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализоватьсебя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы егосчастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла,в частности с помощью химических препаратов. На самом деле нормальное ощущениесчастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, апредставляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее В норменаслаждение никогда не является целью человеческих стремлений. Оно является идолжно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижениецели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья,счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно. И поэтому незачем стремитьсяк счастью, незачем о нем беспокоиться, если у нас есть основание для него. Болеетого, стремиться к нему нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметомсвоих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но темсамым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает. Чем сильнеечеловек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает.
Смысл нельзя дать, егонужно найти. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можнолибо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самымпонятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизнисмысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либобессмыслицу, либо субъективный смысл. Смысл не только должен, но и может бытьнайден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом,совесть-это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тотединственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.
Совесть принадлежит кчислу специфически человеческих проявлений, и даже более чем специфическичеловеческих, ибо она является неотъемлемой составной частью условий человеческогосуществования, и работа ее подчинена основной отличительной характеристикечеловеческого существования — его конечности. Совесть, однако, может и дезориентироватьчеловека. Более того, до последнего мгновения, до последнего вздоха человек незнает, действительно ли он осуществил смысл своей жизни или лишь верит в то,что этот смысл осуществлен.
Мы живем в векраспространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитаниедолжно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачиватьсовесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащеесяв каждой отдельной ситуации. В век, когда десять заповедей, по-видимому, ужепотеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять10000 заповедей, заключенных в 10000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь.Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной — значитзаполненной делами), но и сам он приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма- этих двух следствий экзистенциального вакуума. Ведь только бодрствующаясовесть дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму ине склоняться перед тоталитаризмом.
Смысл — это всякий разтакже и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требованиемомента», которое, однако, всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторимакаждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек. Каждыйдень и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл.Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл. Из всегоэтого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуациик ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации,в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и неттакого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможностьосуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать,всегда неповторим.
Феноменологический анализнеискаженного непосредственного переживания, которое мы можем наблюдать упростого «человека с улицы», переведя его затем на язык научной терминологии,помогает увидеть, что человек не только ищет смысл в силу своего стремления ксмыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотретьсмысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобыпереживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежнойситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способенвидеть смысл. Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которойон не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможностьпродемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображениестрадания в достижение на человеческом уровне.
В жизни не существуетситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем,что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — вчастности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, — также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти кним с правильной позиции и с адекватной установкой.
Человек в состоянии дажебезвыходную ситуацию превратить в победу, если рассматривать ее подчеловеческим углом зрения. Поэтому даже страдание заключает в себе возможностьсмысла. Само собой разумеется, что речь здесь идет только о ситуациях, которыенельзя устранить, нельзя избежать и нельзя изменить, о страдании, которое неможет быть устранено. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя.Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческоев человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именнотам, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменитьситуацию, — именно гам мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.
Самоактуализация — это неконечное предназначение человека. Это даже не его первичное стремление. Еслипревратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие ссамотрансцендентностью человеческого существования. Подобно счастью,самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла.Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находитво внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализироватьсебя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется.
Существующие возможностивсегда носят преходящий характер. Будучи, однако, единожды осуществленными, ониосуществлены уже раз и навсегда, и хотя они уже в прошлом, они тем самымсохранены, спасены от тлена, от исчезновения, они нашли прибежище в прошлом.Они не безвозвратно потеряны в нем, а, напротив, надежно укрыты. Ведь то, чтооднажды произошло, не может быть отменено, не может быть изъято из прошлого.Разве не обстоит все как раз наоборот — оно помещается в прошлое? Это и накладывает,глубоко и окончательно, печать ответственности на человеческое бытие. Мы видим,что к бремени выбора, сопутствующему любому решению о выборе единственной необходимостисреди ряда возможностей, добавляется еще одно — гнет времени. Бремя выбора — ктому же под гнетом времени — побуждает человека к тому, чтобы по примеру потенциализмаставить должное в один ряд с возможным, равнять первое по второму и в конечномсчете устранять напряжение между сущим и должным. По сути, человек подчиняетсяэтим самым закону равновесия, характерному, как известно, для неврозов (итолько для неврозов).
Однако как человеческийфеномен свобода — нечто слишком человеческое. Человеческая свобода-это конечнаясвобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию поотношению к ним. Условия не обусловливают его полностью. От него – в пределахего ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может такжеподняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение. Вконечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается;скорее эти условия подвластны его решению. Сознательно или бессознательно онрешает, будет ли он противостоять или сдастся, позволит ли он себе бытьопределяемым условиями. Человеческая свобода подразумевает способность человекаотделяться от самого себя.
Духовность, свобода иответственность — это три экзистенциала человеческого существования. Они непросто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее дажеони конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека — этоне просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не простоприсуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным.Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному.
Необходимость и свободане принадлежат к одному и тому же уровню. На том уровне, на которомлокализуется зависимость человека, невозможно обнаружить его автономию. Поэтомураз мы касаемся проблемы свободы воли, мы никоим образом не должны допускатьконтаминации уровней бытия. Там же, где нет контаминации уровней бытия, невозможени компромисс точек зрения. Так, нельзя представить себе компромисс между детерминизмоми индетерминизмом. Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне;свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью. Таким образом, причинныецепи остаются всегда и везде замкнуты, и в то же время они разомкнуты в высшемизмерении, открыты для высшей «причинности». Бытие, вопрекипричинности в узком смысле слова, более того, по законам собственной причинности,- это всегда открытый сосуд, готовый к восприятию смысла. В обусловливающеебытие проникает воздействующий смысл.
Что касается свободы, тоона представляет собой свободу по отношению к трем вещам, а именно:
1. По отношению квлечениям.
2. По отношению кнаследственности.
3. По отношению к среде.
Экзистенциальный анализпризнает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумяособенностями: одним ограничением и одним дополнением.
1. Экзистенциальныйанализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не можетделать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.
2. Экзистенциальныйанализ не признает человека свободным, не признавая его в то же времяответственным. Это означает, что человеческая свобода не тождественна не тольковсемогуществу, но и произволу.
Будучи свободным, человекявляется существом, свободно принимающим решения. Инстанция, перед которой мынесем ответственность, — это совесть. Если диалог с моей совестью — этонастоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос,является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. Последнее«перед чем» оказывается возможным выяснить путем более пристального иподробного феноменологического анализа, и «нечто» превращается в«некто» — инстанцию, имеющую облик личности. Более того — этосвоеобразная сверхличность. Мы должны стать последними, кто не решался назватьэту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: бог.

Литература
1. Кириленко Г.Г.,Шевцов Е.В. Философский словарь: справочник студента.- М.: Филологическоеобщество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002г.- 704с.
2. Философия/Подред. Н.И. Жукова. Пятое изд., исправленное и дополненное.- Мн.: НТЦ «АПИ»,2000.- 352с.
3. Франкл В.Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем./Общ. Ред. Л.Я. Гозмана,Д.А. Леонтьева; Вступ. ст. Д.А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.-367с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.