Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Конституционные основы управления системой физической культуры

Кандидат педагогических наук С.Э. Воронин,Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Концепцияразвития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005года [13], одобренная Правительством Российской Федерации, характеризуясовременное состояние отрасли, констатирует, что в настоящее время системауправления физической культурой и спортом в России не является оптимальной какна федеральном, так и на региональном уровне. При этом ее нормативная правоваябаза не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданинаРоссии на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценноестановление и развитие профессионального спорта. Поэтому одной из основныхзадач Концепцией определено совершенствование нормативной правовой базыфизической культуры и спорта.
Успешноерешение данной задачи во многом зависит от правильного понимания предметаправового регулирования: разнообразных общественных отношений, в которыевступают в процессе осуществления своей деятельности субъекты системыфизической культуры и спорта. В этой связи весьма важно иметь ясноепредставление о системе физической культуры и спорта и содержательныххарактеристиках видов деятельности ее субъектов, что позволит определитьадекватность выбора ими тех или иных правовых средств решения своих задач.
Работав данном направлении предполагает использование в первую очередь научногопотенциала как теории физической культуры, так и теории права.
Освещаявопросы правового регулирования государственного управления, Г.В. Атаманчук [2]подчеркивает основополагающее значение в этом конституции государства какнормативного правового акта высшей юридической силы в стране. Поэтому припроведении нашего исследования мы руководствовались следующим положением,обоснованным названным автором: каждый изучающий проблемы правовогорегулирования государственного управления призван знать все положенияКонституции РФ, относящиеся к организации и функционированию государства,подсистем и отдельных государственных органов и руководствоваться ими приосвещении соответствующих вопросов.
Конституционноеправо России — базовая для всей системы российского права отрасль,представляющая собой совокупность норм, устанавливающих основы конституционногостроя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, системуорганов власти и местного самоуправления. Как отмечает В.И. Гойман [5],конституционное право имеет особый способ воздействия — установление,юридическая конструкция которого такова, что оно не предполагает точноопределенных прав и обязанностей участников правовых отношений — конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращеныко всем или ко многим видам субъектов. Рассматривая основные социальные иправовые характеристики конституционных правоотношений, В.О. Лучин [10] указываетна то, что даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы,нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в нихустановлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любыесоциальные субъекты. Основываясь на изложенном, автор делает вывод означительном управленческом потенциале конституционных норм, который, ксожалению, еще в полной мере не востребован. Представляется, что такой выводнебезоснователен и по отношению к сфере физической культуры. В подтверждение такогопредположения можно привести следующий пример.
Наоснове глубокого анализа правовой базы физической культуры и спорта в РоссииА.П. Душанин и П.А. Виноградов [6] заключают, что она не получила необходимогонормативного наполнения; Федеральный закон «О физической культуре и спортев Российской Федерации» во многом противоречит другим законам по вопросамфинансирования, налоговых льгот, деятельности общественных объединений;Правительством России не принято содержательных постановлений о развитии физическойкультуры, в том числе — в виде федеральной программы. В систему правового инормативного обеспечения физической культуры авторы логично включают в первуюочередь «Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физическойкультуры и спорта)», не уточняя при этом, какая именно из ее статейимеется в виду. В тексте Конституции Российской Федерации (далее — Конституция)[8] словосочетание «физическая культура» встречается дважды: в статье41 о праве на охрану здоровья, пунктом вторым которой устанавливается, что вРоссийской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплениюздоровья человека, развитию физической культуры и спорта; в статье 72 опредметах совместного ведения, согласно подпункту «е» пункта 1которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятсяобщие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры испорта. Однако такой анализ текста Конституции не дает полного представления онормах, устанавливающих конституционные основы деятельности в сфере физическойкультуры и спорта. На это справедливо обращал внимание Н.Н. Бугров [4],рассматривая вопросы роли и значения Конституции СССР в развитии физическойкультуры.
Ксфере физической культуры и спорта имеет отношение широкий круг конституционныхправ и свобод. Конкретный перечень таких конституционных норм можно составить,основываясь на понятии реализации права. Видный российский правовед С.С.Алексеев [1] реализацией права называет претворение права в жизнь, реальноевоплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов, аодной из форм реализации — использование (форма реализации права, при которойсубъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой).Ответить на вопрос, какие именно нормы права используют субъекты правоотношенийв сфере физической культуры, можно с помощью понятия системы физическойкультуры и содержательных характеристик деятельности ее субъектов.
Теорияуправления физической культурой оперирует понятием «система», выделяяряд главных ее содержательных характеристик и признаков: 1) целостность,предполагающую совокупность конкретных процессов и объектов; 2) делимость, прикоторой система делится на подсистемы и элементы; 3) наличие системныхинтегральных качеств, т.е. таких новых свойств, которые не присущи ни одному изэлементов, образующих систему. Для организационной системы физической культурыи спорта характерно наличие определенной цели — физическое совершенствочеловека [12]. Рассмотрение данного вопроса, по мнению С.С. Филиппова [20],дает четкое, систематизированное представление о тех субъектах управления, гдеосуществляется физкультурно -спортивная деятельность. Такая деятельность,указывается далее, может быть представлена как личное участие в занятияхфизическими упражнениями и деятельность организационно-педагогическая, в томчисле по управлению физической культурой, ее подсистемами. Кроме уяснениясодержания физкультурно-спортивной деятельности через внутреннюю структуруявления (физическая рекреация, физическое воспитание, двигательнаяреабилитация, спорт) более полной характеристике системы физической культурыспособствуют представления о ней как о совокупности предметных ценностей.Физическая культура как совокупность предметных ценностей представленаматериальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечениянеобходимой эффективности физкультурной деятельности. Л.П. Матвеев, Ж.К.Холодов [11] к ним относят гимнастику, спорт, игры, туризм; систему специальныхнаучно-практических знаний; материально -технические средства и другие условияфункционирования физической культуры. Одну из групп ценностей в сферефизической культуры составляют, по определению Л.И. Лубышевой [9], интенционные(направленные) ценности: общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническоеи правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желаниезаниматься физкультурно-спортивной деятельностью.
Такимобразом, современные научные представления о физической культуре и правепозволяют представить систему физической культуры и ее конституционные основыследующим образом.
Физическиелица, занимающиеся физической культурой с целью удовлетворения своих личныхнематериальных потребностей, используют при этом такие компоненты физическойкультуры, как физическая рекреация и двигательная реабилитация. Конституционнуюоснову деятельности этой категории субъектов составляют нормы Конституции оправе каждого на охрану здоровья (п. 1 ст. 41), в связи с чем государствомпоощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитиюфизической культуры и спорта (п. 2 ст. 41). В развитие этих конституционныхнорм Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РоссийскойФедерации» [16] рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средствпрофилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокойработоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их кзащите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует праваграждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2ст. 1 Закона).
Физическиелица, в отношении которых осуществляется процесс физического воспитания — целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательнымдействиям и развитие физических способностей, в том числе процесспрофессионального физкультурного образования. Нормы конституционного права дляэтой группы участников деятельности в сфере физической культуры и спортаустанавливают право каждого на образование, гарантируют общедоступность и бесплатностьдошкольного, основного общего и среднего профессионального образования вгосударственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшееобразование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и напредприятии (ст. 43 Конституции).
ЗакономРоссийской Федерации «Об образовании» [7] установлены социальныегарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защитаобучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей идр. (ст. ст. 50-52 Закона).
Физическиелица, осуществляющие свою деятельность, приносящую заработок или доход, в сферефизической культуры и спорта, которая является объектом приложения их труда ихарактеризует их профессиональную специализацию. Основополагающие принципырегулирования деятельности указанных лиц установлены Конституцией, всоответствии с которыми: труд свободен; каждый имеет право свободнораспоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых(ст. 37).
Своеразвитие и конкретизацию конституционные нормы о праве на труд находят втрудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе Российской Федерации[15], который устанавливает понятия трудового договора, его содержание ипорядок заключения. Согласно Федеральному закону «О физической культуре испорте в Российской Федерации» работниками физкультурно-спортивныхорганизаций считаются лица, занимающиеся физкультурно -оздоровительной испортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательствомспортивную и профессиональную квалификацию. Названным Законом также определено,что деятельность спортсменов -профессионалов регулируется трудовымзаконодательством.
Организациии физические лица, выполняющие функции по обеспечению занятий населениемфизической культурой и спортом посредством создания материальных иинтеллектуальных продуктов или выполнения работ и оказания услуг. Конституция гарантируетсвободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную,государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8), придавая имстатус экономической основы конституционного строя. Конституционно закрепленоправо человека и гражданина на свободное использование своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная намонополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Установлено, что правочастной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметьимущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им какединолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Права и свободы человекаи гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства (ст. 55).
Организации,создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешенияспоров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях,направленных на достижение общественных благ.
Конституциейгарантируется право на объединение и свобода деятельности общественныхобъединений, запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение илипребыванию в нем (ст. 30).
Федеральнымзаконом «О некоммерческих организациях» [18] предусматривается, чтотакие организации могут создаваться для достижения социальных,благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей,для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта,удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защитыправ, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов,оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижениеобщественных благ (ст. 2 Закона). К их числу относятся фонды, учреждения,некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации, общественныеобъединения и иные организации.
Особенностиправового положения физкультурно -спортивных объединений определены Федеральнымзаконом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».Согласно статье 8 названного Закона порядок образования, регистрации,реорганизации и(или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций,союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом «Об общественныхобъединениях» [17] с учетом особенностей, предусмотренных вышеназваннымЗаконом.
Организации,осуществляющие функции государственного управления и местного самоуправления всфере физической культуры и спорта. Учитывая федеративное устройствороссийского госуда11рства, отметим следующие конституционные нормы.
Согласност. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится: установлениесистемы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органовгосударственной власти; установление основ федеральной политики и федеральныепрограммы в области государственного, экономического, экологического, социального,культурного и национального развития Российской Федерации. В совместном веденииФедерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования,науки, культуры, физической культуры и спорта (ст. 72). Система органовгосударственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общимипринципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77).
Всистему федеральных органов исполнительной власти входит и Государственныйкомитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Наряду суказанным Комитетом управляющую подсистему физической культуры составляют идругие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросыфизкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины,физической подготовки военнослужащих и сотрудников.
Действующееадминистративное, гражданское, финансовое законодательство предоставляеторганам государственного управления полномочия по непосредственному управлениюфизкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности.К формам непосредственного управления относятся акты органа исполнительнойвласти о создании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом,утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должностируководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется вформах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестацииобразовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг вобласти физической культуры, спорта и иных.
Местноесамоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемаяКонституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, егоисторических и иных местных традиций (ст. 130-133).
Введении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а такжеотдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местногосамоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развитияфизической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Основыместного самоуправления законодательно закреплены Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» [19].
Изизложенного следует, что конституционные права и свободы реализуются субъектамифизкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, конкретноесодержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов,достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Поэтому трудносогласиться с мнением о необходимости принятия широкого перечня законов оспорте: профессиональном, студенческом, юношеском, детском и т.п. Каксправедливо замечает Ю.А. Тихомиров [14], обосновывая общую концепцию развитияроссийского законодательства, увеличение числа законов не свидетельствует оповышении уровня правовой урегулированности общественных отношений и не даетнеобходимых результатов, поскольку отрывает их от целевых программ и другихактов. Рассматривая вопросы совершенствования законодательства о спорте, С.Н.Братановский [3] приходит к выводу о необходимости принятия наряду с законамипакетов подзаконных актов по вопросам физического воспитания и физкультурнойработы.
Проведенныйв данной работе анализ дает нам основания для следующего вывода. Повышениюэффективности управления системой физической культуры на современном этаперазвития законодательства будет способствовать не увеличение количестваотраслевых законов, а принятие и реализация соответствующих целевых программ — комплекса обязательных для исполнения всеми органами исполнительной властимероприятий, обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами изакрепленных правовыми актами. Такой, в частности, могла бы статьгосударственная программа по предоставлению населению возможности дляподготовки и выполнения нормативов всероссийского комплекса «Физкультура издоровье» — основы физического воспитания населения Российской Федерации.Законодательную же работу, на наш взгляд, следует сосредоточить на подготовке ивнесении изменений в действующие федеральные законы, имея в виду устранениеимеющихся в них противоречий и пробелов на основе выявления соответствия техили иных положений этих актов Конституции Российской Федерации.
Список литературы
1.Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексногоисследования. — М.: Статут, 1999, с. 114-115.
2.Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональныевопросы): Учеб. пос. — М.: ОАО «НПО „Экономика“, 2000. — 302 с.(Энциклопедия управленческих знаний, с. 156).
3.Братановский С.Н. Законодательство о спорте: проблемы развития исовершенствования // Государство и право, 1997, № 10, с. 21.
4.Бугров Н.Н. Конституция СССР и физическая культура и спорт: Учеб. пос. — Малаховка: МОГИФК. 1982, с. 7-13.
5.Гойман В.И. Система права. Общая теория права и государства: Учебник // Подред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999, с. 219-220.
6.Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спортав России // Теория и практика физ. культуры, 2000, № 6, с. 62.
7.Закон Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.№ 12-ФЗ) „Об образовании“. Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1996, № 3, ст. 150.
8.Конституция Российской Федерации. „Российская газета“, № 237,25.12.1993.
9.Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта ипути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры.1997, № 6, с. 10-15.
10.Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пос. для вузов. — М.:Закон и право, ЮНИТИ, 1997, с. 15-16.
11.Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. Введение в теорию физической культуры: Обучающаяпрограмма для студентов ГЦОЛИФКа. — М.: Издание Редакционно-издательскогоотдела ГЦОЛИФКа, 1985, с. 9.
12.Переверзин И.И., Бугров Н.Н., Вилькин Я.Р. и др. Управление физическойкультурой и спортом: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М.: ФиС, 1987, с. 9-11.
13.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р „ОКонцепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации напериод до 2005 года“. Собрание законодательства Российской Федерации,04.12.2002, № 44, ст. 4410.
14.Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Журналроссийского права, 1999, № 1, с. 17.
15.Трудовой кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2002, № 1, ст. 3.
16.Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ „О физической культуре испорте в Российской Федерации“. Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1999, № 18, ст. 2206.
17.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ „Об общественных объединениях“.Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930.
18.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ „О некоммерческихорганизациях“. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3.
19.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ „Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации“. Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506.
20.Филиппов С.С. Управление физической культурой: Учеб. пос. — СПб.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 1996, с. 13-15.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средневековое общество и истоки русской государственности
Реферат The Physics Of Scuba Diving Swimming With
Реферат 2006, Белгород,,, Е. Н. Киминчижи, ббк 67. 404
Реферат Новая Экономическая Система Украины
Реферат Формулы и функции в MS Excel
Реферат Исследование способов защиты микропроцессорной системы автоблокировки с тональными рельсовыми
Реферат Вивчення історичного роману у віршах "Маруся Чурай" Ліни Костенко в 11 класі
Реферат And Article About Smoking Essay Research Paper
Реферат Взаимоотношения Турции и США на современном этапе
Реферат Гуманистическая функция оценки в учебном процессе
Реферат Taiga Essay Research Paper many tributaries With
Реферат О необходимости изучения семантических особенностей аддиктивного поведения
Реферат Эволюционный процесс Факты не слишком известные но интересные мыльная история
Реферат Переважні права на придбання цінних паперів нової емісії як інструмент захисту інтересів інвесторів
Реферат Создание программы на языке Delphi 70