Федеральноеагентство по образованию РФ
Восточно-Сибирскийгосударственный технологический университет
Кафедра«МАЛП»
Курсоваяработа
Подисциплине: Электропривод бытовых машин
На темуАнализ электрической схемы холодильника «Бирюса-18»
Улан-Удэ
2010
Содержание
История развития брэнда «Бирюса»
Холодильник «Бирюса»
Устройство холодильника
Анализ электрической схемы
Компрессор
Поршневой компрессор
Рабочий процесс компрессора
Герметизация компрессоров
Наружная и внутренняя подвески
Конструкция мотор-компрессора снаружной подвеской
Проходные герметичные контакты
Датчик-реле температуры.
Пускозащитное реле
Проводка
Электролампа
Список литературы
Историяразвития брэнда «Бирюса»
ОАО «Красноярскийзавод холодильников „Бирюса“ – один из крупнейших российскихпроизводителей холодильной техники, обладатель множества национальных имеждународных наград. Компания производит холодильники с 1963 года. Засорокалетний стаж работы Красноярского завода холодильников „Бирюса“,его продукция завоевала популярность не только в Советском Союзе, но и зарубежом: бытовые холодильные агрегаты, а также различные модели морозильныхларей, шкафов-витрин и холодильных прилавков экспортировались в Европу.Оправившись после кризиса 90-х годов, ОАО КЗХ „Бирюса“ в последниенесколько лет стремительно увеличивает темпы своего производства. Улучшилосьтехническое оснащение холодильников, изменился их дизайн. И это привело к тому,что холодильникам „Бирюса“ вновь стали отдавать предпочтениероссийские потребители.
Крепкое „сибирскоездоровье“ под торговой маркой „Бирюса“
Сибиряки знают толк внастоящем морозе. Поэтому неудивительно, что именно в этом суровом краю, гдетечет кристально чистая красавица-река Бирюса, и был основан завод»Бирюса", названный в честь этой знаменитой, не раз воспетой поэтами,таежной реки. С 1963 года название «Бирюса» зазвучало почти в каждомроссийском доме – именно в этом году в Красноярске было начато производствобытовых холодильников. Лучшие отечественные специалисты работали на красноярскомпредприятии, чтобы дать стране современную модель самой нужной на кухне бытовойтехники. Новый завод отличало постоянное стремление к росту производства(отчасти это объяснялось тем, что холодильники “Бирюса” моментально завоевалиогромную популярность у жителей СССР, они буквально «сметались» изспециализированных магазинов).
Если завод к томувремени, как ему исполнился год, выпустил 18 тысяч холодильников, то в 1965году (через двенадцать месяцев) увеличил производство в восемь раз. Специалистызавода «Бирюса» продолжали наращивать производственные темпы, и вскором времени холодильники этой марки появились во многих домах жителей Союза.При этом улучшение качества технических характеристик и дизайна шло параллельнос ростом единиц продукции. Специалисты «Бирюсы» вели постоянный поискв области моделирования силуэта, внутреннего и внешнего оформленияхолодильников. Освоив производство морозильных камер, завод еще выше поднялся вглазах потребителя. К 1972 году на красноярском предприятии был налажен выпускхолодильников 35 различных моделей, что говорит о большом потенциале«Бирюсы» как разработчика и производителя. Этот факт сообщает также ио гибкой политике предприятия по отношению к потребителю: в заводских цехахвыпускались модели на любой вкус: маленькие и большие, вместительные и скомпактными камерами. Разнились также модели и по своимэксплуатационно-техническими характеристиками. В 1995 году на предприятии былоосвоено производство торгового холодильного оборудования. Начало этому положилавыпущенная «Бирюсой» линия горизонтальных морозильников-ларей. Затемкрасноярскими специалистами были разработаны модели холодильных шкафов-витрин,а также холодильных прилавков. Вскоре холодильники «Бирюса» нашливыход и на международный рынок: заводом выпускалось до 800 тысяч единицпродукции в год, из них только 500 тысяч холодильников оставалось в нашейстране, а остальные шли на экспорт. В Западной Европе быстро оценили выгодупокупки моделей холодильников, которые были дешевле продукции знаменитых местныхгигантов, но ничуть не хуже по качеству. Кризис 90-х серьезно потрепал нервыруководителям «Бирюсы», которые стремились сделать все, чтобысохранить высоту завоеванных позиций. Это было не раз отмечено зарубежнымиколлегами, с пониманием отнесшимся к трудностям в нашей стране. Так, в 1995году ОАО «Красноярский завод холодильников „Бирюса“ сталобладателем международной награды „Факел Бирмингама“, врученной застойкость и развитие в условиях социально-экономического кризиса. Международныепризы „Бирюса“ получала не раз: в 1993 году в Мадриде завод былнагражден за успех коммерческих предприятий, а 1994 году в Бельгии получил»Золотой глобус" за конкурентоспособность выпускаемой продукции, атакже за вклад в развитие экономики своей страны.
Специалисты “Бирюсы” всвое время пришли к правильному выводу: производство деталей и узлов на своемже предприятии, а не закупка у поставщика, позволит не только значительноснизить себестоимость, но и предохранит от нарушения сроков поставки (что неявляется редкостью), а также даст возможность контролировать качествопроизводимых в цехах завода деталей. Так, проповедуя систему вертикальнойинтеграции, специалисты ОАО КЗХ «Бирюса» добились того, что на одномиз заседаний правительства страны было принято решение о расширениипроизводства красноярского завода. Для осуществления задуманного пришлосьобратиться за помощью к японским поставщикам оборудования. Это было необходимодля того чтобы под эгидой ОАО КЗХ «Бирюса» был открыт новый завод попроизводству мотор-компрессоров – важнейшей части каждого холодильника. Послетого, как оборудование поступило, к поддержке иностранных компаний ужеприбегать не пришлось: ОАО КЗХ «Бирюса» своими силами в течение годапроводило реконструкционные работы в корпусах предприятия, а также монтировалоновое производственное оборудование. В 1997 году эти работы были завершены,после чего красноярское предприятие стало российским лидером по производствумотор-компрессоров. Новое оборудование позволило наладить выпуск шестисовременных моделей компрессоров, отличительными чертами которых можно назватьне только полную экологическую безопасность их применения (они работают созонобезопасными хладагентами), но и высочайшую производительность, благодарякоторой появилась возможность повысить объем выпускаемых моделей холодильников.
Безопасность новыхкомпрессоров было подтверждена сертификатом Госстандарта России, а такжесертификатом, выданным немецким сертификационным центром TUV, которыйподтвердил соответствие продукции завода европейским стандартам. Надежность,высокая производительность, а также достойные технические характеристикивыпускаемых ОАО КЗХ «Бирюса» комплектующих, послужили причиной тому,что красноярский завод стал крупнейшим российским поставщикоммотор-компрессоров, которые активно приобретаются различными предприятиями(большинство производимых в нашей стране холодильников снабжено компрессорамиименно этой марки). Условиям вертикальной интеграции отвечает и наличие украсноярского завода собственного сталелитейного производства, на которомизготавливаются литые составляющие.
Постепенно ОАО КЗХ«Бирюса» вернуло себе былой престиж, о чем свидетельствует полученныйзаводом в 2001 году диплом победителя всероссийского конкурса «1000 лучшихпредприятий России — 2001». А за год до этого сертификационный центр TUVпротестировал качество моделей продукции завода, после чего на Московскоймеждународной конференции по менеджменту качества ОАО КЗХ «Бирюса»был вручен сертификат соответствия качества продукции требованиям ИСО 9001-2000.В 2002 году завод получил звание Лидера региональной экономики в номинации«Автоматизация и механизация производственных процессов в областисерийного выпуска холодильной техники».
Тем временем, в цехах илабораториях предприятия по-прежнему велся поиск новых решений, что привело кзапуску в производство серии промышленных образцов медицинского оборудования.Так, холодильные шкафы, сошедшие с конвейера ОАО КЗХ «Бирюса»,идеально подходят для банков крови, поскольку в них бережно воссоздана среда,необходимая для хранения биологических жидкостей. В 2004 году знаменитыйкрасноярский завод «Бирюса» получил сразу две награды: премию«Русский Национальный Олимп» в номинации «Крупный бизнес.Промышленные предприятия», а также премию «Лучший российскийэкспортер» в номинации «Лучший экспортер отрасли». Вторая премияпоказывает, что ОАО КЗХ «Бирюса» добилось возвращения популярности намеждународном рынке. И эта популярность заслужена: холодильное оборудованиекрасноярского производителя экологически безопасно, отличается прекраснымитехническими характеристиками, продуманным элегантным дизайном, а такжепоистине «сибирским здоровьем» – мало какой производитель можетпохвастаться, что его продукция продолжает исправно работать на своеговладельца на протяжении нескольких десятилетий! Выпуск бытовых холодильниковпо-прежнему остается ведущим направлением деятельности ОАО КЗХ«Бирюса». Одним из условий качества этих единиц производстваявляется, помимо жесточайшего внутреннего контроля за технологическими процессами,тот факт, что большая часть составляющих элементов холодильника выпускается насамом заводе. Современные модели холодильников «Бирюса» могут наравных конкурировать с лучшими образцами иностранных производителей. Особеннопосле того, как в ассортименте фирмы появились модели с запененным испарителемморозильной камеры верхнего расположения. Наличие у морозильной камерыавтоматического режима «заморозки» позволит быстро и качественнопроизвести замораживание закладываемых в нее продуктов на полную глубину, с сохранениему них при этом всех питательных свойств. Особое же антимикробное покрытиеповерхностей позволяет сохранить вкусовые качества провианта, продлить срок егохранения, а также предотвратить в камерах развитие жизнедеятельности бактерий имикробов.
При производстве своиххолодильников специалисты ОАО КЗХ «Бирюса» широко применяютбезопасные с точки зрения экологии и здоровья человека технологии. Так,окрашивание некоторых элементов конструкции осуществляется с использованиемпорошковых красителей, признанных экологически безопасными. Внутренний дизайн«Бирюсы» нового поколения продуман так, чтобы внести в бытпотребителя удобство и уют: благодаря оснащению морозильной камеры запененнымиспарителем, она легко приводится в порядок. Наличие внутри холодильникамобильных полочек, которые при необходимости можно вынуть или переставить надругую высоту, позволяет использовать его для хранения емкостей разнойвеличины. Перенавешиваемые же двери решат любую проблему с планировкой кухни.
Холодильник«Бирюса-18»Тип холодильника Компрессионный Количество камер 2 Общий объем, дм3 260 Объем низкотемпературной камеры, дм3 60 Температура в низкотемпературной камере,°С -18 Потребляемая мощность, Вт 180
Оттаивание испарителя
холодильной камеры Полуавтоматическое Расход электроэнергии при температуре воздуха 25°С, кВт ч/сут 1,9 Габаритные размеры, мм 1455х580х600 Масса, кг 72,5
Устройствохолодильника
Холодильник двухкамерный,выполнен в виде напольного шкафа. Корпус шкафа холодильника и корпуса дверейизготовляют из стального листа с последующим нанесением защитно-декоративногопокрытия, внутренний шкаф и панели дверей — из пластмассы. Теплоизоляциейслужит пенополиуретан.
На боковой стенехолодильной камеры расположен блок приборов, который содержит терморегуляторТ-130, выключатель ВОК-2 и электрическую лампу РН 220-15-1. Лампа автоматическизагорается при открывании двери и гаснет при закрывании.
Оттаивание испарителяхолодильной камеры автоматическое, в период нерабочей части каждого циклаработы холодильного агрегата, которое обеспечивается с помощью терморегулятораТ-130 с плюсовой температурой включения и нагревателя, закрепленного на заднейплоскости испарителя.
Конструкция внутреннегошкафа и панели двери в холодильной камере позволяет осуществлять перестановкуполок и барьеров по высоте с интервалом 50 мм. Полки можно вынимать из холодильной камеры при открывании двери на 90°. Конструкция холодильниковпредусматривает возможность перенавески дверей с тем, чтобы они открывалисьсправа налево. Дверные проемы уплотняются эластичным уплотнителем с магнитнойвставкой. Низкотемпературная и холодильная камеры охлаждаются с помощьюлистотрубных испарителей.
Анализэлектрической схемы
/>
Рис. 1 Электрическаясхема холодильника Бирюса-18:
М — компрессор ХКВ6- 1ЛБУ; Р —реле Р1: Т — терморегулятор Т130; S — выключатель ВОК-2; Л — лампа РН 220-15-1: Н1, Н2 — электронагреватели; Х —распределительная колодка; Б, К, С — цвет проводов (К — коричневый, Б —белый, С — синий); 1, 2, 3, 4, 5 — номера на распределительной колодке
Компрессор
Компрессор — это газоваямашина, которая в отличие от двигателей не совершает работу, а потребляет ее.Компрессор является одним из основных и наиболее ответственных элементовхолодильного агрегата.
Буквенныеобозначения компрессоров
По номинальномуонапряжению и частоте тока:
1-го исполнения нанапряжение 220 В и частоту тока 50 Гц;
2-го исполнения нанапряжение сети 115 В и частоту тока 60 Гц;
По типу электродвигателяи пускозащитного реле:
Д с двухполюснымоднофазным асинхронным электродвигателем ДХМ холодильного агрегата ипускозащитным токовым комбинированным реле РТК;
Л с двухполюснымоднофазным асинхронным электродвигателем ЭД и двухполюсным однофазнымасинхронным электродвигателем с повышенным пусковым моментом (ЭДП), а также спускозащитным комбинированным реле Р;
По наличию устройствохлаждения:
Б без устройствадля дополнительного охлаждения;
М с устройством длядополнительного охлаждения;
По условиям эксплуатации:
УХЛ дляэксплуатации в районах с умеренным и холодным климатом;
Т для эксплуатациив районах с тропическим климатом.
ТехническиехарактеристикиКомпрессор
Работа на хладоне-12
Работа на воздухе Удельная масса, г/(Вт*год) Удельная энергоемкость Вт/Вт, не более
Номинальная
холодо-производительность, Вт(ккал/ч) Потребляемая мощность Удельная холодо-производительность м3/с (л/мин), не менее Объемная производительность м3/с (л/мин), не менее Потребляемая мощность, Вт, не более Масса, кг не более До 01.01.90 с 01.01.90 ХКВ6-1ЛБ УХЛ 145(125) 165 0,91 0,95
15х10-5(9,2) 175 9,7 0,0046 1,1
Масса,указанная в таблице, включает массу заправленного маслом компрессора без учетамассы пускозащитного реле и монтажных изделий.
Объемнаяхолодопроизводительность по воздуху и потребляемая мощностьопределяются на стенде при условиях, что:
· температураобмоток электродвигателя компрессора 85 ±10 «С;
· напряжениеноминальное ±2%;
· давлениевсасывания избыточное 0 — 1,96х103 Па;
· давлениенагнетания избыточное 78,5х104 Па.
Корректируемыйуровень звуковой мощности компрессоров в установившемсярежиме не должен превышать:
· 44 дБА — для 5-гои 6-го типоразмеров;
· 46 дБА — для 8-готипоразмера.
Сопротивлениеэлектрической изоляции компрессора между токоведущимичастями и кожухом должно быть не менее 10 МОм. Электрическая изоляция междутоковедущими частями и кожухом компрессора в холодном состоянии должнавыдерживать испытательное напряжение 1250 В.
Компрессордолжен сохранять работоспособность при отклонениях напряжения сети от —15 до+10% номинального значения.
Вхолодильных агрегатах отечественных бытовых холодильников используютисключительно герметичные поршневые одноцилиндровые компрессоры скривошипно-шатунным и кулисным механизмами и частотой вращения вала, соответственно,1500 и 3000 оборотов в минуту.Поршневой компрессорОпределениеи принцип действия
Поршневымназывают компрессор, у которого поршень совершает в цилиндревозвратно-поступательные движения. Простейший поршневой компрессор (рис. 2)состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень (между стенками цилиндра ипоршнем имеется небольшой зазор). Движение поршня обеспечивается кривошипно-шатунныммеханизмом от вала с приводным двигателем.
Вкрышке цилиндра расположены нагнетательный и всасывающий клапаны компрессора.За один оборот вала, т.е. за два хода поршня, в каждом цилиндре компрессорасовершается полный рабочий процесс. При движении поршня вправо (по рисунку) вконденсатор надпоршневом пространстве создается разрежение и пары хладагентавсасываются в цилиндр из испарителя через открывающийся клапан. При обратномходе поршня пары сжимаются и давление возрастает. Всасывающий клапан при этомзакрывается, а сжатые пары через нагнетательный клапан выталкиваются вконденсатор. Затем направление движения поршня меняется, нагнетательный клапанзакрывается и компрессор вновь отсасывает пары из испарителя. Таким образом,циклически повторяется весь рабочий процесс.Составпоршневого компрессора
Вкорпусе компрессора, изготовленном из чугуна, находится цилиндр и картер, вкотором расположен коленчатый вал. В нижней части картера залито масло длясмазки трущихся деталей компрессора. Коренные шейки коленчатого вала лежат в подшипниках,а к шатунной шейке прикреплен своей нижней головкой шатун.
Шейкавала,выходящая из картера наружу, уплотнена сальником, чтобы не было течи хладагентачерез зазор между валом и подшипником. На шейке вала напрессован маховик,который вращается вместе с валом от электродвигателя при помощи ременнойпередачи.
Шатунсоединен своей верхней головкой с поршнем при помощи поршневого пальца. Привращении вала поршень попеременно движется вдоль оси цилиндра от одногокрайнего положения до другого на величину двойного радиуса кривошипа. На поршненадеты кольца, трущиеся по зеркалу цилиндра и уплотняющие (благодаря своейупругости) рабочую полость цилиндра, чтобы пары хладагента не могли попасть вкартер.
Верхнийторец цилиндра закрыт головкой. Головка цилиндра состоит из двухкамер: всасывания и нагнетания. В каждой камере находится клапан,соответственно называемый всасывающим и нагнетательным. Клапаны расположены пообе стороны клапанной плиты и закрывают имеющиеся в ней отверстия, которыесоединяют камеры головки с цилиндром. К камере всасывания подходит всасывающийтрубопровод, соединенный с испарителем, к камере нагнетания — нагнетательныйтрубопровод, соединенный с конденсатором.Рабочий процесс компрессораЭтап1.
Придвижении поршня вниз рабочий объем цилиндра (объем цилиндра над поршнем)увеличивается и давление паров хладагента в нем падает.Этап2.
Когдадавление в цилиндре станет ниже, чем давление в камере всасывания головки (виспарителе), откроется всасывающий клапан и пары хладагента из испарителя повсасывающему трубопроводу будут поступать в цилиндр. Начнется процессвсасывания. Он будет продолжаться до тех пор, пока поршень, достигнув крайнегонижнего положения (нижняя мертвая точка) в цилиндре, не начнет двигаться вверх.Рабочий объем цилиндра будет уменьшаться, а давление паров, соответственно,расти.Этап3.
Кактолько давление паров в цилиндре превысит давление в камере всасывания головки,всасывающий клапан закроется и процесс всасывания закончится. Начнется сжатиепаров. Процесс сжатия будет происходить до тех пор, пока давление паров вцилиндре не превысит давления в камере нагнетания головки (в конденсаторе).Этап4.
Врезультате предыдущего этапа откроется нагнетательный клапан. Начнется процесснагнетания, т.е. выталкивание сжатых паров из цилиндра компрессора в конденсатор.
Небольшоеколичество сжатых паров хладагента на этапе 4 неизбежно останется в цилиндре.Это происходит потому, что при крайнем верхнем положении поршня (верхняямертвая точка) в цилиндре должен быть зазор между донышком поршня и клапаннойплитой, чтобы поршень не ударялся о нее своим донышком. Зазор создает вредный —мертвый объем, в который также входит объем, образуемый проходнымсечением отверстия в клапанной плите, соединяющего цилиндр с камерой нагнетанияголовки. Сжатые пары, оставшиеся в мертвом объеме (пространстве), будутрасширяться в цилиндре при последующем движении поршня вниз до тех пор, пока ихдавление, т.е. давление в цилиндре, не станет ниже, чем давление паровхладагента в камере всасывания головки.Вывод.
Придвижении поршня вниз происходит расширение паров, оставшихся в цилиндре, ивсасывание новых паров хладагента из испарителя, а при движении поршня вверх —сжатие паров и нагнетание их в конденсатор.
Герметизация компрессоров
Надежностьсохранения хладагента в компрессоре зависит от степени герметизациикомпрессора. Наиболее подвержены утечкам хладагента компрессоры открытого типа,имеющие сальники и разъемные части корпуса.
Длягерметизации такого компрессора тщательно обрабатывают плоскости разъемакорпуса, уплотняя их прокладками, и соединяют большим количеством болтов.Наиболее уязвимое для утечки хладагента место выхода вала из корпуса уплотняютсложными по устройству сальниками, однако и они недостаточно надежны. Крометого, надежность сальников значительно снижается с увеличением частоты вращениявала.
Учитываяпрактически неизбежные утечки хладагента, холодильники с компрессорамиоткрытого типа заполняют несколько большим количеством хладагента, чемтребуется для работы компрессора, и в процессе эксплуатации периодически егопополняют.
Лучшаягерметизация обеспечивается у полугерметичных компрессоров. Двигатель такихкомпрессоров заключен в кожух, который прикреплен болтами к корпусукомпрессора. При такой компоновке двигателя отпадает надобность в сальнике.Герметизация плоскостей разъема кожуха двигателя с корпусом компрессораобеспечивается тщательной их обработкой, а также применением уплотнительныхпрокладок. Наиболее надежная герметизация у герметичных компрессоров.Устройствогерметичных компрессоров
Компрессор,сопряженный с электродвигателем без промежуточной передачи и находящийся вместес ним в общем наглухо заваренном кожухе, называют герметичным компрессором или мотор-компрессором.При таком расположении компрессора с электродвигателем исключается надобность всальнике, обычно являющемся основным местом утечек хладагента. Роторэлектродвигателя насажен непосредственно на вал компрессора, а статор закрепленна корпусе компрессора или в кожухе.
Корпускомпрессора служит основной несущей частью, включающей в себя отлитый заодноцилиндр (не всегда) и коренные подшипники коленчатого вала. На корпусемонтируют все остальные детали компрессора и статор (не всегда) двигателя. Этимобеспечивается компактность конструкции мотор-компрессора.
Вотличие от компрессоров открытого типа поршневые кольца в мотор-компрессоре неприменяют, а необходимое уплотнение поршня в цилиндре достигается благодарямалым (0,01...0,02 мм) зазорам между ними. Клапаны (всасывающий инагнетательный) представляют собой упругие пластинки различной формы,изготовленные из тонкой (0,10...0,30 мм) высокоуглеродистой стали.
Всвязи с высокими требованиями, предъявляемыми к работе бытовых холодильников, вгерметичных компрессорах на линиях всасывания и нагнетания возле головкицилиндра устанавливают глушители для снижения шума, создаваемого пульсирующимипарами хладагента.
Отличительнойособенностью герметичных компрессоров является также наличие упругой подвескикомпрессора и двигателя, значительно снижающей шум и вибрации при их работе.Вибрация мотор-компрессора передается на шкаф холодильника, поэтому находящаясяв камере посуда может дребезжать. Особенно усиливается вибрация в моментыостановок компрессора.Наружная и внутренняя подвески
Дляустранения вибраций шкафа мотор-компрессор подвешивают на пружинах.
Существуютдва типа подвески:
· наружная;
· внутренняя.
Принаружной подвеске компрессор и двигатель жестко закрепляют в кожухе, а кожухподвешивают на раме на пружинах или опирают на них. Количество пружин вподвеске бывает от двух до четырех. Для того, чтобы трубопроводы соединенные скожухом не ломались при его колебаниях, и в то же время не препятствовалиработе пружин, их делают с компенсационными витками. Во многих агрегатах снаружной подвеской мотор-компрессора имеются болты, при помощи которых можно навремя транспортировки агрегата (холодильника) жестко закрепить мотор-компрессорна раме. При установке холодильника на месте его эксплуатации болтыотвинчивают.
Привнутренней подвеске компрессор с двигателем подвешивают на пружинах внутри кожуха,а кожух жестко закрепляют на раме. В этом случае мотор-компрессор болеекомпактен и все его наружные части жестко соединены друг с другом.Достоинстванаружной подвески:
· лучшие условияохлаждения обмоток статора благодаря хорошему тепловому контакту статора скожухом. При внутренней подвеске условия охлаждения обмоток ухудшаются, так какстатор не касается стенок кожуха и тепло от обмоток передается кожуху черезпары хладагента, имеющие относительно плохую теплопроводность;
· возможностьустранения дефекта в случае нарушения крепления подвески и появления стука. Привнутренней подвеске такая возможность исключается и холодильный агрегатприходится подвергать сложному ремонту.Достоинствавнутренней подвески:
· меньший уровеньшума работающего компрессора;
· вибрации почти непередаются на кожух.
Впоследние годы внутренняя подвеска мотор-компрессора нашла широкое применение.Основной недостаток ее — ухудшение охлаждения обмоток — компенсируютустройством температуростойкой изоляции обмоток, допускающей повышенный нагрев.
Конструкциямотор-компрессора с наружной подвеской
Принаружной подвеске компрессор (рис. 5) и статор электродвигателя помещены вобщий цилиндрический кожух и стянуты винтами. Кожух закрыт с двух сторонкрышками, приваренными к металлическому цилиндру. В одну из крышек (со стороныстатора) впаяны проходные контакты, через которые подается напряжениеэлектросети двигателю, а также штуцер (или трубка заполнения), через которыйхолодильный агрегат заполняют смазочным маслом и хладоном.
Кожухкомпрессора подвешен к раме на пружинах. Пружинная подвеска компрессораустраняет вибрации шкафа холодильника, потому что как бы ни был уравновешенмотор-компрессор, в периоды пуска и особенно останова двигателя возникаютбольшие колебания.
Водних холодильных агрегатах кожух подвешен на трех или четырех пружинах, вдругих опирается на две пружины, расположенные по направлению продольной осикожуха.
Наружную подвеску кожухаобычно делают регулируемой, что позволяет устранить дребезжание и снизить шум приработе холодильника. В зависимости от конструкции наружной подвески во многиххолодильниках применяют устройства, позволяющие при транспортировке жесткоприкреплять кожух компрессора к раме.
Проходныегерметичные контакты
Электродвигательмотор-компрессора холодильного агрегата питается через проходные герметичныеконтакты, установленные в крышке кожуха мотор-компрессора.
/>
Рис. 6. Проходныеконтакты:
1 — корпус; 2—токопроводящие стержни; 3 — стекло
Контакты представляютсобой три токопроводящих стержня 2 (рис. 1), залитых специальным стеклом 3 вобщий стальной корпус 1, приваренный к крышке кожуха. Стекло хорошо сцепляетсяс металлом и обеспечивает герметичность кожуха. Кроме того, стекло — хорошийэлектроизолятор.
Расположение контактовбывает различным. Выходные концы обмоток электродвигателя присоединены кконтактам внутри кожуха мотор-компрессора. Проходные контакты при изготовлениииспытывают на электрическую прочность напряжением 1000 В, а также на прочностьи плотность в воде давлением воздуха 1470 МПа в броневанне. Там же проверяютпрочность кожуха мотор-компрессора после приварки крышек.
С внешней стороны кожухана проходные контакты для соединения с электропроводкой агрегата надеваютспециальные съемные зажимы или колодки.
Датчик-релетемпературы Т-130 (ТРХ)
Прибор смонтирован впластмассовом корпусе 6 (рис. 3) и состоит из следующих основных частей:термочувствительной системы, узла настройки температуры замыкания контактов, механизмапереключения контактов и колодки с контактной группой, выводными клеммами ивинтом настройки дифференциала. Дифференциалом терморегулятора называютразность между температурой размыкания и замыкания контактов (при определенномнатяжении основной пружины). Чем меньше дифференциал прибора, тем в более узкихпределах будет поддерживаться заданная температура. В терморегуляторах бытовыххолодильников этот узел используют только для заводской регулировки прибора. Вомногих конструкциях терморегуляторов он отсутствует. Дифференциал изменяют припомощи винта, который, являясь ограничителем для перемещения силового рычага,приближает или удаляет момент перебрасывания перекидной пружиной рычага сподвижным контактом.
/>
Рис. Датчик-релетемпературы Т-130:
1 — термосистема, 2 —пружина, 3 — ползун, 4 — гайка, 5 — регулировочные винт, 6 — корпус, 7 —колодка, 8 — регулировочные винт, 9 — перебрасывающая пружина, 10 —контровочная пружина, 11 — рычаг, 12 — рычаг, 13 — ось
Упругим элементомтермочувствительной системы является сильфон. Узел настройки температурывключения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочноговинта 5 и контровочной пружины 10.
Зону нечувствительностинастраивают регулировочным винтом 8, установленным в колодке 7. Механизмпереключения контактов состоит из рычага 12, оси 13, рычага 11 иперебрасывающейся пружины 9.
Прибор работает следующимобразом. Сильфон термочувствительной системы 1 воздействует на двуплечий рычаг,шарнирно закрепленный на оси 13. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь поддействием усилий термосистемы и пружины 2, через пружину 9 и рычаг 12 замыкаетили размыкает контакты.
При повышении температурыконтролируемой среды контакты замыкаются, при понижении температуры на величинузоны нечувствительности — размыкаются.
При наиболее холодномрежиме ручка прибора повернута по часовой стрелке до упора, при среднем на125°, а при наиболее теплом на 250° против часовой стрелки. Средний режим ирежим „Тепло“ устанавливают по рискам на корпусе прибора. Приповороте ручки против часовой стрелки до упора на 320° от наиболее холодногорежима происходит принудительное размыкание контактов.
Прибор можноустанавливать как в камере холодильника, так и снаружи в местах, исключающихпопадание воды внутрь прибора при эксплуатации. Длина контакта капиллярнойтрубки со стенкой испарителя должна быть не менее 120 мм.
Датчик-реле температурыТ-130 предназначен для поддержания заданной температуры испарителя холодильнойкамеры двухкамерного холодильника путем замыкания и размыкания электрическойцепи холодильного агрегата.
Пускозащитноереле
Для запускаэлектродвигателя и защиты его обмоток от перегрузок в бытовых холодильникахприменяют комбинированные пускозащитные реле.
Пускозащитное реле типаДХР устанавливают на специальной площадке, приваренной к рамемотор-компрессора, и закрепляют скобой. Контакты пускового реле находятся вразомкнутом состоянии под действием упругой пластинки, к которой прикрепленякорь с подвижным контактом. Резкое размыкание контактов защитного реле (чтобыпредотвратить их подгорание) обеспечивается небольшим постоянным магнитом,закрепленным на корпусе реле под биметаллической пластинкой. Наличие магнитаспособствует также увеличению времени выдержки контактов в разомкнутомположении (для лучшего охлаждения обмоток выключенного двигателя).
Винтовые зажимы дляприсоединения проводов расположены на задней стенке реле и обозначены цифрами.К зажимам 1, 2 и 3 (рис. 8) присоединяют провод от проходных контактов кожухамотор-компрессора (от обмоток электродвигателя), к зажимам 4 и 5-соединительныйшнур с вилкой для включения холодильника в сеть, а также провода отэлектропатрона и выключателя лампы освещения холодильной камеры. К зажиму 4присоединяют провод от терморегулятора.
/>
Рис. 8. Схемапускозащитного реле типа ДХР:
1,2,3 — зажимы контактовпроводов; 4, 5 — зажимы контактов соединительного шнура
Реле РТП-1 в зависимостиот модификации устанавливают в нижней части рамы агрегата или непосредственнона проходных контактах на крышке кожуха компрессора и закрепляют специальнойскобой. Электропровода надежно соединяют с зажимами реле и терморегулятора припомощи съемных наконечников.
/>
Рис. Реле РТП-1
1 — сердечник, 2 — корпускатушки, 3 — катушка, 4 — фетровая прокладка,
5 — перекидная пружина, 6— корпус, 7 — контакты теплового реле, 8 — регулировочные винты, 9 —биметаллическая пластина, 10 — нагревательная спираль,
11 — неподвижный контактпускового реле, 12 — пластины неподвижного контакта пускового реле
Тепловое реле состоит изнагревательной стирали 10 (рис. 9), соединенной с биметаллической пластиной 9,контактов 7, последовательно включенных в цепь электродвигателя. Пусковое релеэлектромагнитного типа состоит из катушки 3 с сердечником 1, который своеймассой, нажимая на пластину 12 неподвижного контакта, удерживает контакты вразомкнутом положении. Неподвижный контакт 11 закреплен на корпусе реле.Обмотка катушки 3 пускового реле включена последовательно в цепь рабочейобмотки электродвигателя. При правильно отрегулированном реле запускэлектродвигателя происходит в течение 1-2 с.
Пусковое реле работаетследующим образом. При включении электродвигателя, когда ротор неподвижен, покатушке реле проходит ток (большой силы) короткого замыкания. Образующийся приэтом магнитный поток втягивает сердечник, в результате чего контакты релезамыкаются и включают пусковую обмотку. Обычно контакты пускового релеразомкнуты. По мере того как ротор электродвигателя увеличивает частотувращения, пусковой ток падает и сердечник, возвращаясь в первоначальноеположение, размыкает контакты, отключая пусковую обмотку.
Принцип работыпускозащитного реле заключается в следующем. Нагревательная спираль 10,последовательно соединенная с биметаллической пластиной 9 и с размыкающимиконтактами 7, включена в цепь рабочей обмотки электродвигателя. Реле включено стаким расчетом, чтобы при включении пусковой обмотки через нагревательнуюспираль проходил суммарный ток обеих обмоток. При рабочем токе контакты релеостаются замкнутыми. При повышении силы тока нагревательная спиральвоздействует на биметаллическую пластину, заставляя ее изгибаться, при этомконтакты размыкаются и электродвигатель останавливается. При остываниибиметаллическая пластина приобретает нормальное положение, контакты релезамыкаются и включается электродвигатель агрегата.
Проводка
Проводка с аппаратуройвключена в электрическую цепь холодильника параллельно проводке, питающейэлектродвигатель компрессора (или нагреватель генератора в абсорбционномхолодильнике), и действует независимо от работы электродвигателя или генератора.
В бытовых холодильникахприменяются электропатроны специальной конструкции, которые при возможномувлажнении предотвращают замыкание цепи.
Электролампа
Электролампы применяютмощностью 15-25 Вт (в зависимости от объема камеры) с латунным или алюминиевымцоколем типа Р-14 или Р-27. Во многих холодильниках электролампа закрытаплафоном или ограждена защитным устройством, предохраняющим ее от повреждений.
Лампа включаетсяавтоматически при открывании двери холодильника и выключается при закрывании.
Выключатель электролампыобычно расположен в простенке между корпусом шкафа и камерой и закреплен наоблицовочной накладке. Кнопка выключателя выступает наружу и при закрытой дверишкафа упирается во внутреннюю панель. Контакты выключателя нормально замкнуты.
Списокиспользуемых источников
1. Холодильники от Адо Я. Издание 2-е, Автор: С. Л. Корякин-Черняк
2. Бытовыехолодильники и кондиционеры. Автор: С. Т. Колач
3. Ремонт бытовыххолодильников. Автор: Максим Першин
4. Ремонт домашнихкомпрессионных холодильников. Автор: Кругляк И.
5. Холодильныемашины. Автор: Бараненко А.В.
6. Холодильныемашины и аппараты. Автор: Л. М. Розенфельд
7. Ресурсы сетиИнтернет