Российская Международная Академия Туризма
Уральский Институт Туризма
Курсовая Работа По программе: Социальная экономика и туризм
Тема: Туристская рента
Исполнитель: Карпов С. О.
(4 курс, заочное отделение)
Преподаватель: Николаенко В. Н.
Екатеринбург, 2003 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие туристскойренты
1.1.Экономическое значение туризма и туристской ренты…………………………………….4
1.2.Экономическая сущность туристской ренты ……………………………………………….6
1.3.Формы туристской ренты…………………………………………………………………...12
2. Модели применениятуристской ренты
2.1.Туристская рента в системе отношений собственности…………………………………..23
2.2.Принципиальные основы распределения и использования туристской ренты………….30
2.3.Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использованиятуристской ренты…………………………………………………………………………………32
Заключение.………………………………………………………………………………………….37
Литература ……………………………………………………………………………………….…...38
Введение
Законземельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднееон был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX— XXвв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономическойренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономическихшкол и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь:появились понятия — рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая,железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичнаяи т. п. Туристская рента как категория, а также методология и подходы кпроблеме разработки ее различных аспектов в современных российских условияхвпервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А.Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемынастоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специальногонаучного исследования — исследования, в котором теоретический аспект проблемысочетался бы с аспектом прагматическим.
Вданной курсовой работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ееэкономической сущности, форм образования, места в системе отношенийсобственности. Экономическое значение туризма итуристской ренты
Попрогнозам современных политологов и футурологов, будущее общество станет (и ужестановится!) постиндустриальным, то есть в качестве основной сферы хозяйстваоно будет иметь информацию и услуги, а основным видом ресурса станутэколого-оздоровительные и информационные технологии. Уже сейчас доля услуг вразвитых странах мира весьма и весьма значительна: в структуре валового внутреннегопродукта этих стран она колеблется в пределах 30 — 55 %. В Швеции, например,эта величина в отраслевой структуре валового внутреннего продукта нынесоставляет 55,6 %, в Дании — 53,5, Канаде — 53,5, США — 50,9, Великобритании — 50,8, России — всего 29,9 %1.
Всамой сфере услуг особое место занимает туризм -временные выезды (путешествия)граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. На долютуризма приходится около 10 % мирового валового национального продукта2,а в отдельных странах его доля еще значительнее: например, в Греции свыше 50%, в Мексике более 30 % валового внутреннего продукта. Россия занимает весьмаскромное место на мировом туристском рынке — менее 1,5 % мирового туристскогопотока. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала — менее 1 %. Объем всех платных услуг населению в 1995 г. составил около 40 трлнруб. в фактически действовавших ценах, из них туристско-экскурсионные услуги — всего 1,4 %.
Междутем туризм становится одной из ведущих и динамичных отраслей мировогохозяйства. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 г. количествомеждународных туристских поездок удвоится и составит 937 миллионов, апоступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.
Тенденциимеждународного развития туризма свидетельствуют о том, что и в России этасфера должна претерпеть радикальные изменения. Потенциальный динамизм развитияроссийского туризма объективно обусловлен целым рядом обстоятельств и причин.Как показал мировой опыт, туризм — это, во-первых, важнейший фактор ростанационального богатства и улучшения жизни нации в целом, во-вторых, важнейшаясфера притяжения рабочей силы, фактор обеспечения занятости населения,в-третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт,связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, кустарный промысел,производство товаров народного потребления; в-четвертых, одна из самыхвысокоэффективных сфер современной экономики, успешно конкурирующая с такимиотраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия. Приэтом туризм может быть эффективным сектором экономики на всей территориистраны, а не только в отдельных ее центрах.
Крометого, при умелой государственной направленности национальный туризм может стать«окном» на мировой рынок.
Наконец,необходимо отметить еще одну особенность туризма, имеющую важное значение длясовременной России. Речь идет о том, что сам характер туризма как особойсоциально-экономической сферы развития общества при умелой постановке деламожет успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, исоциально ориентированные цели развития общества. При этом социальный аспекттуризма должен выступать как цель, а рыночный его аспект — как средство еереализации. Социально ориентированный туризм может сочетать в себе оба этихначала: и служение интересам человека, общества в целом, и получение доходовкак на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Покаже в российском туризме преобладают коммерческие начала, к тому же разрушающиеэкономические основы государства, нации в целом. В 1992 — 1997 гг. доля Россиипо количеству принятых иностранных граждан в мировом туризме упала с 1,4 % до0,6 %. Максимальное количество иностранных граждан, посетивших Россию, былозарегистрировано в 1989 г. и составило 7,5 млн человек. В эти же годы доляРоссии по количеству поездок за границу в мировом туризме увеличилась с 0,8 %до 1,8 %. В 1988 — 1997 гг. численность граждан России, выезжавших за границу,увеличилась почти в 2,5 раза, а численность иностранных граждан, посетившихнашу страну, сократилась более чем в 2 раза. Доля выезда в национальном туристскомобороте ныне составляет 75 %, а доля въезда -25 %. Более чем трехкратноепревышение выездного туризма обусловливает вывоз из России миллиардов доллароввалюты, который не компенсируется соответствующим ввозом иностранной валюты. Вконечном счете дисбаланс выездного и въездного туризма выступает какдополнительный дестабилизирующий фактор разрушения экономики России. Очевидно,что будущее российского туризма — это социальный туризм, который предполагаетдоступность туристских услуг широким слоям населения.
ВРоссийской международной академии туризма разработана концепция социального туризмаи формула, ее реализации: саморазвитие, самофинансирование исамоуправление. Эту концепцию, в свою очередь, реализует коммерческий расчеттуристских предприятий.
Сфературизма в отличие от других отраслей народного хозяйства дает возможность реализоватьуказанную концепциюза счет собственных ресурсов, собственных финансовых источников.Один из важных внутренних источников этого рода -туристская рента. Данныйисточник не является единственным, но в современных условиях он может и долженстать одним из основных, практически — решающим.
В современных условиях, когдавырабатываются новые подходы в налоговой политике, когда вопрос о налоговойреформе в России стал злободневным и не терпящим отлагательств, — в сферетуризма не менее, а, может быть, более остро стоит вопрос о туристской ренте.Говоря о роли туристской ренты, можно вспомнить легенду о сфинксе, которыйобладает силой или омолодить путника, или его уничтожить — в зависимости оттого, сумеет ли этот путник (путешественник, турист) отгадать загадки сфинкса.Подобно сфинксу, туристская рента при соответствующих законодательных основахи мудрой социально-экономической политике государства может создатьнеобходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвитияи самоуправления туристской деятельности в любом регионе России. И напротив,полное забвение вопроса о туристской ренте может повести развитие туризма в Россиипо двум направлениям, которые одинаково гибельны: или постоянное упование надотацию из государственного бюджета, или безудержная коммерциализация туризма,который из-за этого скоро станет недоступным миллионам тружеников. Инымисловами, вопрос о туристской ренте -вопрос столь же экономический, сколь иполитический, социальный. Рассмотрим его более обстоятельно в постановочно-проблемномаспекте.
Экономическая сущность туристскойренты
Использованиекакого-либо явления в интересах общества и человека предполагает знаниеприроды этого явления. Социально-экономическая природа туристской ренты можетбыть раскрыта, если известны: 1) ее экономическая сущность; 2) формы ееобразования и бытия; 3) ее социальное содержание.
Туристскаярента представляет собой факторныйдоход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, вотличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие,фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Инымисловами, туристская рента — это доход владельца туристских ресурсов, в качествекоторого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органывласти, банк, самопредприятие, организация или физические лица,имеющие права собственности на эти ресурсы.
Ваграрном и добывающем секторах экономики образование ренты связано с правамивладения и хозяйственного использования земли и ее недр. В связи с этим ваграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода- земельная рента и ее разновидности, модификации — горная, нефтяная, газовая,водная и другие виды ренты.
В отличие от ресурсовземледелия и добывающих отраслей ресурсы в сфере туризмавесьмамногообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсамотносятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы,различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностьюдля рекреационной деятельности и потому могут быть использованы дляорганизации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится иинфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристскихорганизаций.
Полезностьтуристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха,лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она проявляетсяв комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах.Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальныхтуристских организаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целейпутешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отдых; 2) посещение знакомыхи родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия ипаломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатыйспектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.
Такимобразом,туристские ресурсы — это природные, исторические исоциально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрациииизучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребностилюдей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можнобыло бы условно разделить на три группы:
1) курортологические факторы;
2) общеоздоровительные и рекреационные факторы;
3) духовно-культурологические факторы.
В реальной жизни все видытуристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. Вэтом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сферхозяйства органически объединяют в себе природные, экономические и социальныефакторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременнымвоздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологическиестороны жизнедеятельности человека. Помня народную мудрость: «Не хлебомединым жив человек!», трудно переоценить социально-экономическуюзначимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовнобогатого не в том, чтобы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Туризм- одна из сфер жизни общества, которая предпринимает попытку дать ответ наэтот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данныйвопрос приобретает в наши дни.
Вусловиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночнуюоценку, т. е. все потенциальные факторы производства в процессе ихкупли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражениемрыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала — процент;туристские ресурсы в их рыночной оценке принимают форму ренты, коренноеотличие которой от других факторных доходов — заработной платы и процента — состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию онапредставляет собой добавочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует исходитьиз того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякийхозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль — результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности.
Имеютсяли в сфере туризма условия для образования добавочной прибыли — материальной основытуристской ренты? Для образованиядобавочной прибыли необходимы болееблагоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства иреализации туристских услуг и туристского продукта.Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основныхсегмента:
1) производство туристских услуг;
2) производство туристского продукта;
3) реализация туристского продукта;
4) потребление туристского продукта.
Туристская услуга — этоцелесообразная производственная деятельность предприятий и фирм поудовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма — это всякийсамостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется всоответствии с действующим законодательством страны и потому являетсяюридическим лицом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров иуслуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует напринципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затратыи результаты своей деятельности в целях максимизации коммерческого успеха.Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологическоймодели туризма, а туристское предприятие — наименьшей юридической единицей,которая создает и реализует эти услуги.
Всвоем движении на пути к рынку туристские услуги проходят стадии пакетированияи анимации, т. е. комплектуются в туристский продукт. Потребителю в сферетуризма предлагается обычно интегральный туристский продукт как совокупностьвещественных, материальных и нематериальных благ и услуг. Формированиецелостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, которыеготовят этот продукт для реализации в скомплектованном и законченном виде.Важную роль в процессе реализации турпродукта выполняют туристские агенты,доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие его. Процесспотребления туристских услуг происходит в туристском центре — непосредственнов местахих производства. Та часть туристских услуг, в которойпроисходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма.
Такимобразом,туризм в экономическом (рыночном)аспекте — это преждевсего рынок индивидуальных и коллективных услуг, пакет которых формируеттуроператор. А потребление туристского продукта как бы завершает воспроизводственныйцикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристскиересурсы как факторы производства тура — комплекса услуг в данной сфере.
Вусловиях рыночных форм хозяйствования и сами ресурсы, и результат ихиспользования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услугиприобретают все качества товара: потребительную стоимость (полезность) именовую стоимость.
По своему характерутуристские ресурсы количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно,выступают как экономическое благо, как товар. Качественно эти ресурсыразличны, дифференцировании.Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны,раритетны, единственны в своем роде не только в России, но и в мире.Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристскихресурсов в условиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различияв затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских организаций.Внешним выражением различий взатратах выступаютиздержки этихорганизаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференцируют в широкихпределах. Внешним выражением различий врезультатах хозяйственнойдеятельности туристских организаций выступаютдифференциацияпроизводительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Междутем на рынке туристских услуг формируется рыночная цена, которая может бытьниже или выше индивидуальной цены, вследствие чего образуется разность междурыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражением данной разности являетсядобавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основутуристской ренты. При этом в качестве исходного условия образования туристскойренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают длятуристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства иреализации туристского продукта.
Туристскиерасходы представляют собой стоимость товаров и услуг, использующихсянепосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения макроэкономическихпроцессов, эти расходы есть не что иное, как конечное потребление в системенациональных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляютсобой затраты (издержки).
Классическимивидами туристских затрат являются:
1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексныетуры;
2) расходы по размещению;
3) затраты на питание и напитки;
4) транспортные расходы;
5) затраты на рекреационные, культурные и спортивныевиды деятельности и мероприятия;
6)расходы на посещение магазинов;
7) прочие расходы туристских организацийвсехвидови форм.
Совершенно очевидно, чтоиздержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем туристскогопродукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристскогоресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержкипо туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальныхстоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы оттуризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек,т. е. отношения
Доходы от туризма .100,
Издержкипо туризму
илиДоходы от туризма
•100
Туристскиересурсы
как раз и выражают этиразличия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынкетуристского продукта.
Доходыпо своей природе — это результаты, а издержки и ресурсы — это затраты.Следовательно, в основе отношения доходов от туризма к издержкам или ресурсамтуристских организаций лежит общий принцип экономической эффективности,который выражается формулой
max Р max P
/>Э= —————, или Э =
min 3 minресурсы
т. е. эффективность туристскойдеятельности Э на микроэкономическом уровне — это максимизация результата Рпри минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процессаобразования туристской ренты образует повышенная эффективность хозяйствованияв сфере туризма. Формы туристской ренты
Всфере туризма имеются все необходимые условия для образованиятрех формтуристском ренты; монопольной, дифференциальной и абсолютной. При этомсовременная экономическая наука располагает теорией стоимости, теориейпредельной полезности и теорией неоклассического синтеза, которые при всехразличиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснитьобразование трех форм туристской ренты.
Монопольнаятуристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристскихресурсов уникального качества.Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественноони иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степениограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны всвоем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектовхозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания всовременных условиях,.они практически невоспроизводимы. Россия в целом,Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеютуникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие какМосковский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково инекоторые другие. К уникальным туристским ресурсам России можно отнести Эрмитаж,Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкиногорье, Музей Андрея Рублева и другиевеличайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордостьроссийской и мировой цивилизации.
Именноуникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходнойосновой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольнойпотому, что единичность и уникальность туристских ресурсов — основы этой ренты- ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы высшей формы несовершенствасовременного рынка— абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаевабсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременноестественной, или натуральной, монополией, так как в ее основе лежат дваисточника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствиезаменителей (субститутов) данного уникального туристского продукта на рынкетуристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещенияМосковского Кремля или Валаама — и вы поймете тщетность этих попыток: ихзаменить нечем.
Господствоабсолютной монополии на уникальные туристские ресурсы порождает на рынкетуристских услуг монопольно высокие цены на эти услуги (рис.3.1)./> /> /> /> /> /> />
Цена 1
/>
/>
Количество предлагаемых
услуг на туристском рынке
Рис.3.1. Формирование цены на туристские услуги в условиях абсолютной монополии
(1) и в условиях совершенной конкуренции (2)
На рынкесовершенной конкуренции малейшему увеличению спроса на туристские услугисопутствует соответствующее предложение, поэтому цена на эти услуги остаетсянеизменной.В условиях рынка абсолютной монополии появляется возможностьназначить для потребителя туристских услуг свою цену. Разумеется, эта ценапревышает предельные издержки.
Таким образом,абсолютная монополия отдельных туристских фирм, использующих уникальныетуристские ресурсы, порождает на рынке туристских услугмонопольную власть,которая выражается прежде всего в том, что указанныефирмы устанавливают нарынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточнопростой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английскийэкономист Абба П. Лернер (1905 — 1982) предложил использовать индекс:
Рм — МС />М = ,
Рм
где М - индексмонопольной власти;Рм - монопольная цена(от англ. monopolio price);MC- предельныеиздержки (отангл. marginal costs).
Смыслиндекса М в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой ипредельными издержками, тем больше сила монопольной власти, ибо в условияхсовершенной конкуренции рыночные цены равны предельным издержкам и,следовательно, сила монопольной власти равна нулю, в условиях монополизма ценавыше предельных издержек. Интервал между нулем и единицей и характеризует силумонопольной власти.
Предельныеиздержки в условиях современной России практически рассчитать трудно, поэтомуможно заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принципподхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числительи знаменатель умножить на количество реализованных туристских услуг Q, тов числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли,а в знаменателе — объем продаж турпродукта. Отношение между массой общейприбыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показывает,какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:
( Рм – АТС). Q/> М = .
Рм . Q
Экономическийсмысл приведенной формулы заключается в том, чтовысокая доля прибыли,получаемой данной туристской фирмой, является признаком силы ее монопольнойвласти. Высокая доля прибыли туристских фирм, монопольно использующихуникальные туристские ресурсы, одновременно свидетельствует о том, чтоэтифирмы получают добавочную прибыль, или сверхприбыль, — материальную основумонопольной туристской ренты.
Такимобразом, с точки зрения закона стоимости, источник монопольной туристскойренты заключен вмонопольно высокой цене на уникальный туристскийпродукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости.С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристскойренты заключен вмонопольной цене на уникальный турпродукт, котораяформируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой монополии. Сточки зрения закона стоимости, монопольная туристская рента — этодобавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамокнормальной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения,монопольная туристская рента — этонормальный доход от использованиятакого фактора производства туристских услуг, предложение которого абсолютнонеэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис.3.2)./> /> /> /> /> /> />
R S
R2 ….… .
R1 .… .
/>
Q1 QРис. 3.2. Образованиемонопольной туристской ренты
Нарис.3.2 использованы следующие обозначения: Q -количество туристскихресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1-количество уникальных туристских ресурсов; S — криваяпредложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply — предложение); D1 и D2- кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (отангл. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (отлат. rent -рента); r1 и R2 - монопольная туристская рента вусловиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсыуникального качества и предложением этих ресурсов.
Какследует из рис. 3.2, конкретная величина монопольной туристской ренты целикоми исключительно зависит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных покачеству туристских ресурсов, б) от их исключительной полезности и в) отобъема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса науникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер:онзависит от объема спроса на уникальный турпродукт. «Не потому дороготокайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот»*.«Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли…Фактически более правдоподобно обратное утверждение: цена земли потому ивысока, что высоки цены на зерно».
Еслистоимость земли определяется стоимостью выращиваемой на ней продукции (а ненаоборот), то, очевидно, стоимость уникального туристского ресурса определяетсястоимостью туристских услуг, которые может предоставить та или иная фирма впроцессе использования этого ресурса. Музей-усадьба Кусково — уникальныйтуристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-забедности широких слоев населения, ограниченности платежеспособного спроса.Соответственно мала и величина монопольной туристской ренты, которую ныне она(усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться местами. Нижебудет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спросана турпродукт при существующей на данный момент платежеспособности населения.
Дифференциальнаятуристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристскихресурсов неравного качества.Известно, что эти ресурсы характеризуются различной степенью функциональнойпригодности для отдыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; ониимеют различную степень комфортности, надежности, различные эстетические,духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы внеодинаковой степени удовлетворяют основные цели туристов. В этих условияхуже не уникальные, амассовые, основные туристские ресурсы условно можноразделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсовограниченно, в особенности ограниченно количество лучших и средних ресурсов.
Дифференциациякачества туристских ресурсов, их различная степень привлекательности порождаютобъективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибыли. в томслучае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы.
Механизмобразования добавочной прибыли — основы дифференциальной туристской ренты — сточки зрения закона стоимости, можно представить в следующем виде.
Использованиетуристскими предприятиями ресурсов неравного качества порождает дифференциациюпроизводительности индивидуального труда. По выражению К. Маркса,«труд исключительно высокой производительной силы функционирует какумноженный труд, т. е. создает в равные промежутки времени стоимость большейвеличины, чем средний общественный труд того же рода»1.Дифференциация производительности труда приводит к тому, что индивидуальнаястоимость турпродукта в отдельных предприятиях оказывается различной, чтонаходит выражение в различных уровнях издержек (затрат) в туристскихпредприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой турпродукт продают не поиндивидуальным, а по общественным (рыночным) ценам. При этом рыночная ценатурпродукта ориентируется на уровень затрат тех предприятий, которыеиспользуют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельствовызывается двумя фак- \\торами: количественной ограниченностьютуристских ресурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого немогут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристскиепредприятия, использующие ресурсы лучшего и среднего качества, на национальноми мировом туристском рынке получают добавочную прибыль, так как ихиндивидуальные издержки ниже общественных (рыночных). Эта разность между общественными,рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль — основу дифференциальной, или разностной, туристской ренты. Таков механизм ееобразования в рамках закона стоимости.
Механизмобразования дифференциальной туристской ренты достаточно убедительно можнообъяснить и в рамках закона спроса и предложения. В отличие оттуристских ресурсов уникального качества, предложение которых на рынкеабсолютно неэластично и единично, предложение туристских ресурсов среднего илучшего качества на рынке характеризуетсянизкой эластичностью, а иногда иполной неэластичностью. В противоположность туристским ресурсамуникального качества, существующим в абсолютно монопольном могуществе своейнеповторимости, средние и лучшие туристские ресурсы могут иметь заменители(субституты), их ограниченность не абсолютна, ибо потребитель-турист можетвыбрать другие варианты турпродукта. Тем не менее и эти средние, а также лучшиетуристские ресурсы, равно как и другие факторы производства (труд, капитал,организация, информация), количественно ограниченны, их предложение на туристскомрынке или неэластично, или имеет весьма низкую эластичность. И этих условийдостаточно, чтобы туристские ресурсы лучшего и среднего качества породилифакторный доход — добавочную прибыль, которая составляет материальную основудифференциальной туристской ренты.
Длянаглядности представим этот процесс графически. Предположим, на данномтуристском рынке в условиях совершенной конкуренции действуют три фирмы:фирма А располагает лучшим туристским ресурсом (ее гостиница находится всамом центре города);фирма Б располагает средним туристским ресурсом(ее гостиница находится на некотором расстоянииот центра города);фирма В располагает худшим туристским ресурсом (ее гостиница находитсяза городом, что требует значительных затрат на доставку туристов).Предположим, что все прочие условия у этих фирм одинаковы и равны. В такомслучае кривые средних валовых (АТС) и предельных издержек (МС)будут иметь вид, показанный на рис.3.3.
/>
а) б) в)
Рис.3.3.Образование дифференциальной туристской ренты у фирм А и Б
на основе местонахождения гостиниц. Транспортные затраты на
обслуживание туристов фирмы А (а), Б (б), В (в)
Посколькуречь идет о рынке совершенной конкуренции, линия спроса Dна туристский продукт (проживание в гостинице) у всех трех фирм будетгоризонтальной и зафиксирует одинаковый уровень рыночной цены Р\ на этиуслуги. Количество услуг Q\ такжеможет оказаться равным. Однако фирма А в рассматриваемых условиях получитзначительную сверхприбыль, так как ее общие средние издержки на транспортныеуслуги (АТС) минимальны или вообще отсутствуют. Фирма Б получит меньшуювеличину добавочной прибыли по сравнению с фирмой А, поскольку ей приходитсянести определенную величину общих средних издержек на транспортные услуги.Фирма В на транспортном факторе никакой добавочной прибыли не получит: ееместонахождение удалено от центра города столь значительно, что ей приходитсянести значительные издержки на транспортные услуги.
Линияпредельных издержек (МС) пересекает линию средних издержек в ееминимальной точке, которой является точка равенства средних и предельныхиздержек, то есть точка пересечения кривых МС и АТС. Сувеличением количества (объема) туристских услуг средние и предельные издержкирастут, при этом предельные издержки становятся выше предшествующих среднихиздержек. Каждая туристская фирма стремится установить на рынке такое равновесие,при котором ее предельные издержки были бы равны предельному доходу. Такойобъем услуг для фирмы оптимален. В нашем примере это уровень Р\. Однакоиндивидуальные средние издержки на транспортные услуги у всех трех фирм (А, Би В) различны. Более удачное расположение гостиниц у фирм А и Б принесет имфакторный доход -дифференциальную туристскую ренту. Из этого следует, что дифференциальнаятуристская рента — это факторный доход, который получают туристские фирмы врезультате использования лучших и средних ресурсов в условиях, когда предложениеэтих ресурсов или неэластично, или имеет низкую эластичность.
Обратимвнимание на особенность, которая имеет место в истории экономических учений ив современной экономической науке: дифференциальную земельную ренту признавалии ныне признают представители всех экономических школ и всехэкономико-теоретических направлений (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалли др.). Признание дифференциальной туристской ренты также не может подвергатьсякакому-либо сомнению. Сложнее обстоит дело с вопросом обабсолютнойтуристской ренте.
Классическаяэкономическая школа образование абсолютной земельной ренты увязывает смонополией частной собственности на землю. Не отрицая этот тезис, подчеркнем,что в отличие от государства частный собственник не отдает в аренду набесплатных началах даже самый худший участок земли. Однако это неисключает, а, напротив, предполагает научный поиск другихсоциально-экономических условий и факторов, которые порождают образованиетуристской ренты в процессе хозяйственного использования всякого туристскогоресурса, включая и худшие из них. Разумеется, подобная постановка вопроса нетрадиционна, но она должна быть высказана.
Всфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолютнойтуристской ренты на чисто рыночной основе вне зависимости от формы собственности на туристские ресурсы. Речь идето том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных,исторических и социально-культурных факторов по своим потребительскимкачествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор.Понятие «худший природный ресурс» как бы остается в пределах чистоприродной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурсобладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической,исторической и социально-культурной, духовной.
Вспомним еще раз цели,которые преследует турист: досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых иродственников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия ипаломничество; другие цели, включая удовлетворение физических, духовных иумственных потребностей. Все эти обстоятельства как бы подчеркиваютособуюсоциальную значимость даже худшего туристского ресурса.
Помере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг вцелом и прежде всего туристских услуг будет возрастать. Повышенный спрос натуристские услуги по сравнению со спросом на чисто материальные блага неможет не найти отражения в стоимости этих услуг и соответственно в стоимостиэтих ресурсов. Не случайно во многих странах смешанной и развитой экономикинорма прибыли в сфере рекреации и туризма выше, чем в земледелии и добывающихотраслях. Образно говоря, музей-усадьба при прочих равных условиях имеетбольшую полезность и потому стоит дороже, чем просто дом такого же типа натаком же по размеру и качеству участке земли. Наряду с дополнительнойполезностью относительно худших туристских ресурсов следует учитывать и тообстоятельство, что количественно эти ресурсы ограничены, из-за чего их предложениена рынке характеризуется низкой эластичностью.
Такимобразом, рыночный механизм образования трех форм туристской ренты различен.Монопольная туристская рента полностью базируется на уникальности и исключительнойполезности туристского ресурса, который имеет предельно высокий рыночный спрос,как правило, значительно превышающий рыночное предложение в силу его абсолютнойнеэластичности, что находит выражение в монопольно высокой цене на уникальныйтурпродукт. Дифференциальная туристская рента основана на различиях в качестве(уровне полезности) и ограниченности лучших и средних туристских ресурсов,предложение которых на рынке или неэластично, или малоэластично, что находитотражение в разности между рыночными и индивидуальными ценами на турпродукттех фирм, которые их используют. Абсолютная туристская рента предполагает, чтообычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границейформирования предельного продукта.
Предельныйпродукт может иметь физическое выражение в виде прироста туристских услуг отодной дополнительной единицы туристского ресурса и денежное выражение в видепредельного -физического продукта, представленного в рыночной цене. Предельныйпродукт выполняет важную роль в практике коммерческого расчета туристских фирм:он помогает определить долю отдельных факторов в общем результате фирмы,уровень заработной платы при найме дополнительной рабочей силы, даетвозможность свести к минимуму издержки и одновременно максимизировать прибыльи в конечном счете решить проблему замещения ресурсов. Если худший природныйфактор, равно как и средний, и лучший, одновременно выступает и как туристскийресурс, т. е. имеет дополнительную полезность,.появляются условия дляобразования абсолютной туристской ренты.
Всовременной экономической литературе «доход, обеспечиваемый любымфактором производства, у которого предложение временно сохраняет неизменнуювеличину, иногда называют квазирентой»\ (от лат. quasi- как будто, почти; reddita — отданная назад). Например, построеннаягидроэлектростанция после того, как полностью окупятся затраты на еесооружение, длительное время действует как «даровая» сила природы иприносит добавочную прибыль. Относительно худший туристский ресурс — любой музей-усадьба,имеющий полезность как турпродукт, — может приносить добавочную прибыль в формеабсолютной туристской ренты, если предложение этого ресурса длительное времянеэластично и в обществе на туристском рынке имеется спрос на данныйтурпродукт. То, что современное неоклассическое направление называетквазирентой, классики прошлого называли добавочной прибылью или сверхприбылью.Эту добавочную прибыль в сфере туризма с полным основанием можно назватьабсолютной туристской рентой.
Графически процессобразования всех трех форм туристской ренты на рынке туристских услуг в егомикроэкономическом аспекте, т. е. на уровне отдельных предприятий и фирм,представлен на рис. 3.4:
/>
Рис. 3.4.Образование трёх форм туристской ренты на рынке туристских услуг
Нарисунке буквенные символы означают: Q- количество туристских ресурсов на рынке туристскихуслуг; Q1- количество уникальных туристских ресурсов,предложение которых абсолютно неэластично и единично; Q2- количество лучших туристских ресурсов, предложениекоторых неэластично, но не единично; Qз — количество средних туристскихресурсов, предложение которых характеризуется низкой эластичностью и накоторые могут появиться заменители; Q4 — количество относительно худших туристскихресурсов, предложение которых характеризуется низкой эластичностью и накоторые имеются заменители; S1,S2, Sз и S4- кривыепредложений на рынке туристских услуг соответственно уникальных, лучших,средних и худших туристских ресурсов; D- кривая спроса на туристские ресурсы как следствиеспроса на туристские услуги; R-величина той или иной формы туристской ренты; R1- величина монопольной туристской ренты в условияхрыночного равновесия; R2 — величина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использованиилучших по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; Rз — величина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использованиисредних по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; R4- величинаабсолютной туристской ренты в условиях рыночного равновесия.
Наповерхности экономических явлений все три формы туристской ренты выступают какединая величина, как единый факторный доход. Это означает, что предприятия ифирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают толькоабсолютную туристскую ренту, т. е. факторный доход относительно небольшойвеличины. Те предприятия и фирмы, которые используют средние и лучшиетуристские ресурсы, получают абсолютную и дифференциальную туристскую ренту,т. е. факторный доход большей величины, чем в первом случае, а те, которые используютуникальные туристские ресурсы, получают все три формы туристской ренты — абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный доход этих туристскихпредприятий максимально высок. Практическая реализация всех рассматриваемыхпроцессов образования трех форм и совокупной туристской ренты осуществляетсячерез механизм рыночных цен на туристские услуги.
Проанализированныевыше закономерности образования туристской ренты отражают лишь чистоэкономический аспект проблемы. Для более глубокого понимания природы и механизмафункционирования туристской ренты следует от изучения сущности первого порядкаперейти к рассмотрению сущности второго, более глубокого порядка — к анализусоциальной природы туристской ренты.
Туристская рента в системе отношений собственности
Туристскаярента органически соединяет в себе целый комплекс не только экономических, но исоциальных связей и отношений. После того, как рента произведена и получена,начинаются процессы ее распределения, перераспределения и использования,которым, однако, предшествует процесс присвоения. Еще до того как туристскаяорганизация была создана, она начала приобретать, т. е. присваивать,туристские ресурсы. В процессе работы она присваивает результаты своейдеятельности. Узловым вопросом, определяющим социальное содержание туристскойренты, как раз и является вопрос о том, кто, в какой форме и в каком размере(объеме) присваивает этот факторный доход.
Всякаярента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности натот фактор, на те ресурсы, использование которых порождает ренту, традиционноименуемую соответствующим факторным доходом — доходом от земли, недр, воды,туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы:всякая добавочная прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогдастановится рентой, когда он поступает в распоряжение собственника ресурса.Соответственнотуристская рента есть форма реализации права собственности натуристские ресурсы.
Собственностькак система социально-экономических отношений присвоения включает четыреаспекта:
1)объект присвоения, т. е. что именно присваивает собственник;
2)субъект присвоения, т. е. кто конкретно присваивает данное благо или услугу;
3)форму присвоения, т. е. как присваивается данное благо или услуга, в какой форме- индивидуально или коллективно;
4)характер отношений присвоения между субъектами присвоения благ и услуг.
Первыйаспект этой системы характеризует материально-вещественное содержаниесобственности, второй — персонального, конкретного носителя присвоения, третийанализирует форму бытия и существования отношений присвоения, четвертыйаспект — социально-экономическое содержание отношений присвоения.
Применительнок проблеме туристской ренты эти четыре подсистемы отношений присвоения могутбыть охарактеризованы следующим образом.Объектом присвоения в сферетуризма являются туристские ресурсы и соответственно результаты хозяйственнойдеятельности туристских предприятий, в частности, туристская рента. Приэтом тот, кто владеет ресурсами, владеет и результатами хозяйственнойдеятельности.Субъектами присвоения туристских ресурсов и соответственноренты выступают туристские предприятия и государственные органы власти.Российским законодательством признаны вэкономическом аспекте три основныеформы присвоения: индивидуальная, коллективная и государственная, вюридическом аспекте признаны две основных формы — частная и государственная.Последняя, в свою очередь, может быть федеральной, республиканской и муниципальной.Из этого следует: передавая туристские ресурсы в частную собственность,федеральные и местные органы власти тем самым лишают себя права взиматьтуристскую ренту — факторный доход от туристских ресурсов. Решаясь на такойшаг, общество должно заранее просчитывать будущие последствия этой меры.
Однимиз самых сложных вопросов в системе отношений собственности является четвертыйаспект — вопрос о характере социально-экономических отношений между людьми поповоду присвоения благ и услуг. Уже в V в. н. э. знаменитое «Римскоеправо» определяет собственность как право владения, пользования ираспоряжения. При этом владение предполагает, что сам собственник или его представительимеет возможность исключительного контроля над ресурсами, благами, услугами.Пользование — это функция владения, при которой имеет место фактическое применениересурса, блага, услуги. Распоряжение — это функция пользования, при которойпринимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. В целомсобственность имеет все права полного присвоения, а составляющие триады — владение, пользование и распоряжение — есть формы неполного присвоения.Собственником уникального музея-усадьбы на правах полного присвоения может бытьгосударство (например, его федеральный орган власти), а вся триада неполногоприсвоения может быть передана туристской организации на правах аренды.
Вопросо содержании отношений собственности столь важен, что в современнойэкономической науке возникло целое направление — экономическая теория правсобственности. Согласно этой теории собственностью являются не ресурсы, а«пучок прав» (термин, введенный лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом), или доля прав по использованию ресурсов. Здесь проявляется явнаянедооценка экономической роли объекта присвоения и прежде всего роли факторовпроизводства, однако эта теория имеет и положительные аспекты: она пошладальше триады неполного присвоения и тем самым развила ее как вширь, так ивглубь. Современная экономическая теория прав собственности включает в себя 11основных элементов («веток») этого «пучка»:
1) право владения, т. е. право исключительного длядругих физического контроля над благами, ресурсами;
2) право пользования в собственных интересах, т. е. правоприменения полезных свойств благ и услуг для себя;
3) право управления, т.е. право решать, кто, как и в какомпорядке будет обеспечивать использование благ и услуг;
4) право на доход, т. е. право обладать результатами отиспользования благ и услуг;
5) право суверена, хозяина на капитальную стоимостьблага, услуги, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение илиуничтожение блага, услуги;
6) право на безопасность, т. е. право на защиту (иммунитет)от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу благ, ресурсов в наследство; 8)право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на использование благ и услуг способом, наносящимвред внешней среде или другим участникам права;
10) право на ответственность взыскания по долгам, т. е.возможность взыскания блага или услуги для уплаты долга, возможность вещи бытьотобранной для уплаты;
11) право на остаточный характер, т. е. право на автоматическоевозвращение вещи прежнему владельцу по истечении определенного времени, правона осуществление процедур и существование институтов, которые обеспечиваютвосстановление нарушенных полномочий.
Разумеется,перечисленные 11 основных элементов прав собственности не исчерпывают всехвидов и форм выражения отношений присвоения, которые могут иметь место вреальной жизни. Некоторые правоведы и экономисты насчитывают более 1500 видовправомочий в рамках полного права собственности. Однако перечисленные выше основныеэлементы прав собственности помогают выработать поведенческие отношения междупредприятиями в сфере туризма и органами власти. Эти правила «игры»должны быть такими, чтобы и органы власти, и сами туристские организации былимаксимально заинтересованы в высокой эффективности использования туристскихресурсов.
Вреальной жизни применение основных прав собственности может испытывать влияниедвух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всем «пучкомправ», состоящим из всех 11 «веточек», владеет туристская организация(фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсыиспользуются только в форме правового режима частной собственности. Туризм вданном случае приобретает исключительно коммерческую направленность в пользусубъектов частной собственности на туристские ресурсы. Общество и прежде всегогосударственные органы власти в этом варианте сознательно лишают себя прававзимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации правасобственника на туристские ресурсы. Часть туристской ренты государством можетбыть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеетместо в любом обществе. Возможность развития социальной направленности туризмав этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо рыночные,меркантильные правила игры, которым чужды интересы человека без кошелька.
Другаякрайность состоит в том, что всем «пучком прав», состоящим из всех 11«веточек», владеет государство в лице его федеральных,республиканских и местных органов власти. Это означает, что все туристскиересурсы используются только в форме правового режима государственнойсобственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы,агентства) оказываются не заинтересованными в экономических результатах своейдеятельности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства иреализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может статьреальностью.
Совершенноочевидно, что в сфере туризма нужна организация таких правил «игры»в отношениях собственности, которая учитывала бы принцип полиморфизма (отгреч. poly — много и morphe — форма). Это означает, чтоуказанный выше «пучок прав», состоящий из 11 элементов правсобственности, должен быть рационально поделен между субъектами присвоениятуристских ресурсов и соответственно между субъектами присвоения туристскойренты. Такими субъектами прав собственности являются органы власти(федеральные, республиканские, местные), с одной стороны, и туристскиеорганизации, которые непосредственно создают, реализуют и оказывают услуги, — с другой стороны. Только такие правила «игры» создают возможностьсоединить два прямо противоположных начала в развитии туризма: достижениекоммерческого успеха воимя интересов человека и общества в целом и воимя социальной направленности российского национального туризма. Самтуризм становится важнейшей отраслью социально-культурной сферы общества.
Утверждаяпринцип обязательного разделения «пучка прав» собственности междуорганами власти и туристскими организациями, необходимо избежать еще однойвозможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристскиересурсы,смысл которой состоит прежде всего в том, что к туристским ресурсамисключается свободный доступ. В противном случае ресурсы ничьи, они непринадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретномуоргану власти. Исключающий характер отношений собственности генетическипредопределяется тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеютлимитированный характер, а также тем, что нет места бесхозяйственности ибесконтрольности.Смысл спецификации прав собственности на туристскиересурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организациямидолжны быть поделены все 11 элементов «пучка прав''. Это обеспечитправовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений.Основными критериями для разделения „пучка прав“ должны быть два»золотых" правила: 1) данный элемент права надо отдать тому субъектудележа, кто может извлечь из него наибольшую пользу; 2) нельзя один и тот жеэлемент на равных правах отдавать одному и одновременно другому субъектуприсвоения туристских ресурсов, что может создать правовой беспредел итупиковость в вопросах присвоения.
Сучетом сказанного выше «пучок прав» собственности между органами власти(федеральными, республиканскими и муниципальными), с одной стороны, итуристскими организациями, с другой стороны, может быть поделен следующимобразом.
Органыгосударственной власти получают: А. Право полного отчуждения. Б. Элементыправ.
1. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление,изменение или уничтожение ресурса.
2. Право на безопасность, т. е. право на защиту отэкспроприации ресурса и от вреда со стороны внешней среды.
3. Право на передачу ресурсов в наследство.
4. Право на бессрочность обладания ресурсами.
5. Запрет на использование ресурсов способом,наносящим вред другим или внешней среде.
6. Право на ответственность взыскания по долгам.
7. Право на остаточный характер, т. е. автоматическоевозвращение вещи, ресурса прежнему владельцу.
Туристскиеорганизации получают: А. Право неполного присвоения. Б. Элементы прав.
1. Право владения, т. е. право исключительногофизического контроля над ресурсами.
2. Право использования, т. е. право примененияполезных свойств ресурсов для себя.
3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и вкаком порядке будет обеспечивать использование ресурсов. 4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ, ресурсов.
Следуетподчеркнуть, что перечисленные 11 элементов «пучка прав»собственности не исчерпывают всего многообразия отношений и что/реальная жизньбогаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование туристскихресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплексинтересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, таки органов власти — федеральных, республиканских и местных. В данных условияхвзаимный учет этих интересов предполагает полиморфизм, который наряду смногообразием форм присвоения предполагает учетприоритетов.Уникальность целого ряда туристских ресурсов, их мировая и историческаяценность не дают оснований для передачи их в полное отчуждение рамками частнойформы собственности: эти ресурсы должны принадлежать обществу в целом. Даннаяконцепция проистекает из всех мировых религиозных учений — Будды, Моисея,Мухаммеда, Христа, а также политических и всех социалистических учений.Например, Третьяковская картинная галерея и Лувр должны принадлежать обществу,которое их хранит и оберегает. Это понимали сами основатели и создатели данныхшедевров.
Другимисловами, современное общество и его выразители — органы власти — должныпровести учет и анализ состояния туристских ресурсов, дать им своеобразную кадастровуюоценку. В этом состоит исторический долг современного общества перед будущимипоколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсовпозволит четко определить отношения всех заинтересованных субъектов.
Взаимоотношениямежду органами власти и туристскими организациями по поводу прав собственностина туристские ресурсы можно представить следующим образом: органы власти — федеральные, республиканские и местные — получают право полного отчуждения;туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастровыхоценок органы государственной власти закрепляют туристские ресурсы за тем илииным органом власти — федеральной, республиканской и местной — на правахполного собственника. Затем эти органы власти вступают с туристскими организациямив договорные правовые и экономические отношения, которые могут иметь характераренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органами власти итуристскими организациями четко определяются и распределяются элементы правсобственности на данный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделение«пучка прав» собственности могло бы стать основой этих договорныхвзаимоотношений.
Четкоеразделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органамивласти и туристскими организациями позволит реально определить социальноесодержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальнуюнаправленность, если органы власти будут выражать интересы народа, широкихслоев общества. В то же время разделение прав собственности между участникамидоговорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности туристскихорганизаций. Туристская рента теперь становится объектом присвоения двухосновных субъектов присвоения туристских ресурсов: органов государственнойвласти и туристских организаций. В свою очередь, государственные органы властидолжны четко разделить права собственности на туристские ресурсы междуосновными представителями этой власти — федеральными органами, субъектамифедерации и местными органами. И тогда туристская рента в каждом конкретномслучае окажется или объектом присвоения только двух субъектов — местных органоввласти и туристских организаций, или объектом присвоения трех субъектов — федеральных органов власти, местных органов власти и самих туристскихорганизаций. Этот дуализм или триада субъектов прав собственности объективнопредопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресурсынаходятся в собственности местных органов власти и туристских организаций, вовтором — в собственности федеральных органов власти и туристских организаций,однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав иобязанностей по использованию туристских ресурсов федерального значения.
Анализотношений собственности, определяющих социальное содержание туристской ренты,позволяет более конкретно рассмотреть следующие важнейшие вопросы: а) принципыраспределения туристской ренты; б) механизм ее распределения; в) социальнуюнаправленность в процессе использования; г) механизм процесса использования туристскойренты.
Принципиальные основы распределения и использования
туристской ренты
Всякаянаука и прежде всего экономическая — не самоцель, а средство. Мы исследуемзакономерности и формы образования туристской ренты, изучаем ее социальное содержаниедля того, чтобы поставить это экономическое явление на службу обществу ичеловеку.
Закономерностиобразования туристской ренты и характер разделения прав собственности натуристские ресурсы предопределяют принципиальные основы распределения ииспользования туристской ренты.
Субъектамипроцесса распределения туристской ренты могут быть:
1) собственно туристские организации (предприятия,фирмы), непосредственно использующие туристские ресурсы как объект хозяйствана правах неполного отчуждения (неполного присвоения);
2) федеральные органы власти, если они являются собственникамиданных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения;;
3) республиканские и областные органы власти, если ониявляются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полногоили неполного отчуждения;
4) местные органы власти, если они являются собственникамиданных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения, а также в томслучае, когда туристские ресурсы находятся в собственности федеральных,республиканских или областных органов власти на правах полного отчуждения, аместные органы власти имеют право неполного отчуждения, т. е. обладаютнекоторыми элементами прав из общего «пучка прав» собственности.
Следуетотметить, что в действительности реализация федеральной, республиканской иобластной власти осуществляется через органы местной власти, вследствие чегоони всегда являются непременными участниками распределения туристской ренты.
Таким образом, первыйвывод, который неизбежно следует из теории прав собственности, — туристскаярента должна распределяться между туристскими организациями, у которыхобразуется этот факторный доход, и органами государственной власти, имеющимиправа полного или неполного отчуждения. В качестве конкретных представителейгосударственной власти всегда выступают местные органы власти, а в отдельныхслучаях — республиканские и федеральные. Следовательно, туристская рентастановится объектом распределения двух, а иногда трех субъектов распределения.
Этотпринцип раздела туристской ренты между двумя (а в отдельных случаях — междутремя) субъектами — самими туристскими организациями и соответствующимиорганами власти — предопределяется также факторами и причинами чистоэкономического характера. Дело в том, что процесс распределения — это не толькоследствие процесса производства (известно, что распределять можно то истолько, что и сколько создано); процесс распределения — это одновременно ифактор воздействия на хозяйственную деятельность самих туристских предприятий.При определенных условиях механизм распределения туристской ренты может статьфактором воздействия на эффективное использование туристских ресурсов. Болееконкретно это может выражаться в том, что туристская рента, во-первых, может идолжна стать источником покрытия затрат на отрицательные внешние эффекты,которые вызывает развитие туризма, во-вторых, может и должна стать источникомразвития туристской индустрии и туристской инфраструктуры.
Известно,что развитие туризма порождает не только положительные, но и отрицательныевнешние эффекты или косвенные издержки, некомпенсируемые затраты: загрязнениеводы, воздуха, мусор, шум, уничтожение элементов живой природы, разрушениесоциокультурного наследия и т. п. Все эти издержки экономического характерамогут быть компенсированы развитием инфраструктуры и индустрии туризма.Разумеется, выгоды от развития туризма превышают его издержки (как прямые, таки косвенные). Однако совершенно очевидно, что отрицательные внешние эффекты — явление реальное и что компенсироваться они могут лишь развитием современнойтуристской инфраструктуры и индустрии.
Насовременном этапе развития России решение указанных выше задач приобретает особуюостроту и прямой характер чрезвычайности. Острейшая необходимость использованиятуристской ренты на развитие самого туризма в современной Россиипредопределяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, практически нереальнобюджетное финансирование туризма как на макро-, так и на микроуровне в силудефицитности самого бюджета. Во-вторых, объем платных туристско-экскурсионныхуслуг населению России после 1990 г. неуклонно сокращается1.В-третьих, сам фонд накопления в национальном доходе и валовом внутреннемпродукте страны после 1990 г. неуклонно сокращается -и абсолютно, иотносительно. В-четвертых, наблюдается тенденция замедления темпов социально-культурного и спортивного строительства: только с 1992 г. ввод в действиедомов отдыха сократился в 5,5 раза, по сравнению с 1980 г. — в 36 раз, а посравнению с 1970 г. — в 110 раз2, за пять лет (1992 — 1996 гг.)прекратили работу 37 тысяч спортивных сооружений3. В-пятых,обострилась проблема сохранения целого ряда уникальных природных, историческихи социально-культурных памятников. Будущие поколения не простят того процессаразрушения, которое имеет место в России после 1990 г. Грозным символом этогоразрушения может служить нынешнее состояние мемориального комплекса«Родина-Мать» на.Мамаевом кургане в Волгограде.
Развитиетуризма тормозится целым рядом социально-экономических факторов каквнутреннего, так и внешнего характера: падением уровня жизни, диктатомантироссийского образа жизни со стороны средств массовой информации,отсталостью страны от мировых стандартов в развитии туризма и т. д.Общийвывод приведенной аргументациисостоит в том, чтотуристскаярента как факторный доход от хозяйственного использования туристских ресурсовдолжна направляться на развитие самого туризма и что субъектами распределениятуристской ренты должны стать туристские организации и соответствующие органывласти.
Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения
и использования туристской ренты
Китайскаяпритча, идущая от Конфуция, гласит: камень будем подогревать — цыпленка неполучим, яйцо будем подогревать — цыпленка получить можем, если будем его подогреватьтак, как требует того Природа. Мораль этой притчи в том, что источник развитиявсякого явления должен быть заключен в самом явлении, однако нормальноеразвитие всякого явления нуждается в хорошей внешней среде. Сказанное в полноймере относится к туризму, в частности, к процессам формирования в нем рентныхотношений.
Рыноктуристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды,которые неизбежно связаны с производством, реализацией и потреблением туристскихуслуг, однако каждый участник туристского рынка стремится эти издержкипереложить на других, а выгоды присвоить себе. Реальна и такая ситуация, когдаиздержки несут юридические и физические лица, непосредственно не являющиесяучастниками рыночной сделки, а выгоды получают продавцы туристских услуг.Непосредственные участники рынка туристских услуг — продавец (туристская организация)и покупатели (туристы, путешественники). Их отношения находят выражение в ценетурпродукта, в которой, однако, не отражается целый ряд затрат, реально имеющихместо и связанных с деятельностью туристских организаций. Типичным примеромтаких затрат и одновременно важным элементом внешних эффектов являетсязагрязнение воды, воздуха, окружающей среды. В этом случае фактическиебухгалтерские издержки туристских организаций, учитываемые в цене натурпродукт, оказываются ниже полных экономических издержек, которые реальнонесет общество с учетом внешних эффектов.
Внешниеэффекты по своей природе и по своим последствиям могут быть отрицательными иположительными.
Котрицательным внешним эффектам втуризме относятся: заторы и аварии на дорогах, авто- и авиакатастрофы,болезни,преступность, пожары, загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, уничтожение живойприроды, ущерб природной красоте, полное или неполное изъятие территории,пригодной для промысла или для сельского хозяйства, разрушениесоциально-культурного наследия и традиций и т. д.
Кположительным внешним эффектам втуризме относятся: доходы нетуристских организаций в связи с увеличениемпотребителей и оказанием услуг, непосредственно не входящих в пакеттурпродукта; рост зарплаты в регионе в связи с развитием инфраструктуры;увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счетналоговых сборов и сбора пошлин; поступления-нетто в иностранной валюте и т. д.При этом эффект мультипликации оказывает положительное влияние на роствалового национального продукта. К положительным внешним эффектам в туризмеотносятся также факторы и последствия социального характера: развитиеобразования, усвоение опыта других стран и народов, развитие медицинских услуг,реализация духовных потребностей, взаимообогащение культур. В отличие отсовременных российских средств массовой информации туризм, в частностивнутренний, не развращает, а обогащает человека нравственно, духовно, воспитываяв нем патриота.
Сопоставлениеотрицательных и положительных эффектов показывает эффективность влияниятуризма на окружающую экономическую и социальную жизнь. Важно, чтобы этоотношение было больше единицы. Формула дейстственности внешних эффектов в сферетуризма может иметь следующий вид:
Позитивнаядейственность Положительные внешние эффекты
/>внешних эффектовв = .
сферетуризма Отрицательные внешниеэффекты
Наличиевнешних эффектов свидетельствует о том, что истинная предельная полезностьтуристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различна,ибо туристский рынок не улавливает последствий как отрицательных, так иположительных внешних эффектов.
Туристскиеорганизации и потребители не хотят нести затраты по сохранению окружающейсреды, содержанию дорог, а также затраты социального характера. Однако эти жетуристские фирмы не жалеют туристских ресурсов и финансовых средств в погонеза максимальным чисто коммерческим результатом. Напротив, при наличии явных положительныхвнешних эффектов туристский рынок направляет на производство данноготурпродукта недостаточное количество ресурсов и средств. Типичный пример: музейприносит выгоду не только тем туристам, которые его посещают, но и региону,обществу в целом. Истинная предельная полезность туристских услуг, которыепредоставляет музей, для общества неизмеримо выше, чем предельная полезностьэтих услуг с точки зрения рынка и отдельного туриста, оплачивающего этиуслуги.
Сказанноепозволяет заключить, чтов учете как отрицательных, так и положительныхэффектов туристский рынок терпит «фиаско». Во-первых, он невключает в рыночные цены социальные издержки по компенсации отрицательныхвнешних эффектов, оставляя решение этих задач третьим лицам, которые неявляются непосредственными участниками рынка. Во-вторых, туристский рынокигнорирует многие положительные внешние эффекты, так как с точки зрения рынкаони не имеют денежного выражения, хотя их социальная (духовная, культурологическая, историческая и т. п.) ценность очевидна.
Вподобных условиях возникает острая экономическая и социальная необходимостьучесть влияние внешних эффектов, т. е. найти средства для финансированиязатрат социального характера, вызванных отрицательными внешними эффектами, иодновременно найти способы поддержки тех туристских организаций, которые несутобществу и регионам положительные внешние эффекты, недооцененные рынком.
Существуютдва основных подхода к решению этой проблемы:
• государственное вмешательство;
• разделение прав собственности.
В экономической литературедлительное время эти два подхода рассматривались как нечто прямо противоположное.Одни экономисты — сторонники только государственного вмешательства — предлагали, чтобы государство облагало налогом те предприятия, которыепорождают отрицательные внешние эффекты. Данный налог, по их мнению, призванпокрыть социальные издержки. Предприятия включают его в свои издержки,следовательно, внешние эффекты превращаются во внутренние затраты. Другиеэкономисты полагали, что эту проблему можно решить на основе разделения правсобственности. И если частные и социальные издержки всех участников правсобственности определены, то, значит, внешние эффекты ими учтены. Инымисловами, ' права собственности обретают экономический смысл, если каждыйучастник прав собственности несет свои издержки и каждый участник готов идти навзаимные уступки и обязательства.
Вреальной жизни решение проблемы учета внешних эффектов надо искать, используяоба подхода: и вмешательство государства, и разделение прав собственности. Приотсутствии двоякого подхода решение проблемы видится только одно: или чистоналоговое, или чисто рыночное. Следует помнить, что при отсутствии вмешательствагосударства, нет и реального участника прав собственности, который взял бы насебя возмещение социальных издержек.
Вданных рекомендациях предпринята попытка доказать, что в сфере туризма можнорешить проблему учета внешних эффектов за счет туристской ренты на основе разделенияправ собственности между государственными органами власти и туристскимиорганизациями, не применяя при этом никакого дополнительного налогообложениядля покрытия социальных затрат.
Наличиевнешних эффектов — как положительных, так и отрицательных — свидетельствует отом, что проблема туристской ренты — проблема не только микро-, но и макроэкономическая.Отрицательные внешние эффекты, порождаемые деятельностью туристскихорганизаций, необходимо компенсировать так же, как и социальные затраты по ихустранению. Эти затраты, как правило, сами туристские организации не несут, аесли и несут, то частично, не в полной мере. В данных условияхорганы власти- федеральные, областные и местные — как участники прав собственности берут насебя возмещение социальных издержек по туризму. Чтобы реализовать этуэкономическую функцию, органы власти должны иметь реальный финансовый фонд дляпроведения комплекса мероприятий по устранению влияния отрицательных внешнихэффектов. Практически это содержание и развитие всей инфраструктуры туризма.Источником такого фонда финансирования всех указанных социальных затрат может идолжна стать туристская рента.
Конкретнойформой финансирования всех социальных затрат в сфере туризма могла бы статьтуристская рента как особая статья доходов и расходов бюджетов соответствующихорганов власти. Источниками доходной части рентной статьи в бюджетахсоответствующих органов власти должны быть:
1) 5%-ная ставка от валовой выручки туристских организацийво всех процессах реализации услуг по внутреннему туризму;
2) 10%-ная ставка от валовой выручки в процессах реализацииуслуг по выездному туризму.
Косновным расходным статьям этой рентной части в бюджетах соответствующихорганов власти можно отнести:
1) финансирование инфраструктуры внутреннего отечественноготуризма;
2) субсидирование (или дотирование) въездного туризма стем, чтобы изменить нынешнюю тенденцию развития национального туризма в прямопротивоположном направлении: на первых этапах в сторону выравнивания, а впоследующем — в сторону превышения въездного туризма над выездным;
3) финансовую поддержку отдельных туристских организаций,использующих особо ценные национальные туристские ресурсы, в тех случаях,когда эти туристские организации создают положительные внешние эффекты.
Этотвновь создаваемый централизованный фонд туристской ренты, законодательнозафиксированный в бюджетах соответствующих органов власти, позволит без какихбы то ни было дополнительных налогов решить основные проблемы развитиянационального туризма в интересах России.
Заключение
Развитие национального туризманевозможно только на основе бюджетного финансирования в форме дотаций илитолько на основе безудержной коммерциализации, поскольку туризм — явление нетолько экономическое, но и социальное, явление не только рыночное, но идуховное, культурологическое. В этих условиях рынок туристских услуг неотражает адекватно влияния внешних эффектов, как положительных, так иотрицательных. Полезность и ценность туристских услуг с точки зрения общества ис точки зрения рынка различны. Возникает объективная необходимость длягосударства в лице его федеральных, республиканских и местных органов властииметь реальный экономический механизм, который позволил бы придать сферетуризма высоконравственную и гуманную направленность. Таким инструментом вэкономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.
Литература
1) Козырёв В. М. Туристская рента: Методические рекомендации — М.: Финансыи статистика, 1998 г.
2) Козырев В. М. Туристская рента: Учеб. Пособие – М.: Финансы истатистика, 2001 г.