Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Наркотики и подростковая субкультура

Наркотики и подростковая субкультура

В.М. Сорокин

Институт специальной педагогики и психологии

Санкт-Петербург, Россия

Распространение
наркотических средств и рост наркоманий являются одной из существенных
составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с
ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние несколько
лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к
наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией
к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься
как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности.
Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует
расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере
формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой
подростковой субкультуры. Это с одной стороны приводит к резкому увеличению
потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд
модных, с другой стороны - отодвигает на задний план его стоимостные
характеристики. Таким образом увеличение предложения на рынке сбыта наркотиков
не приводит к снижению цены.

Следует
отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения
моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной
связи. Новый, модный наркотик находит пользователей не только среди лиц,
имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает
к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования.
Одним из атрибутов нового, модного наркотика обычно является его
"безопасность", способность особым, необычным образом изменять
сознание и сведения о его употреблении в референтных группах. Все это делает
наркотик особенно привлекательным для групп подростков в периоде
экспериментирования. Кстати, отметим, что все перечисленные атрибуты являются,
безусловно, мистическими, однако их эмоциональная заряженность существенно
снижает уровень критического отношения к ним. В сочетании с повышенной
внушаемостью подростка атрибутивные свойства способны серьезно повлиять на его
поведение. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует
однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как
правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо
положительное отношение к наркотикам. Но даже если это отношение искренне, оно
всегда в своей основе амбивалентно, противоречиво и непоследовательно. Наркотик
в сознании подростка спроецирован всегда в настоящее время и почти никогда не
переносится в будущее. Интерес к употреблению наркотиков сочетается с
опасениями и страхами за возможные последствия. В групповом поведении
проявление страха подавляется либо волевым усилием, либо путем такого защитного
механизма как рационализация. Амбивалентность в отношении к наркотикам в
молодежной субкультуре проявляется в том, что сам наркотик может вызывать
интерес, но отношение к наркотикам окрашено отрицательно. Последнее
обстоятельство, скорее всего, свидетельствует о влиянии механизма вытеснения.

Основой
амбивалентного отношения является расхождение между групповыми и
индивидуальными представлениями о сущности наркотиков, некоторая
незавершенность и противоречивость групповых представлений, не дающих ответов
на многие вопросы подростка. По мере формирования зависимости от употребления
психоактивных веществ эти противоречия между групповым и индивидуальным
сознанием существенно стираются, сами противоречия перестают осознаваться.
Высказанное означает, что вторичная профилактика должна строится не на основе
бесспорных положений, высказываемых безоговорочной форме - а в диалоговой,
эвристической манере.

Специфика
массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не
только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые -
молодые", но, прежде всего по признаку "современные -
несовершенные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических
атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентаций, традиций,
поведенческих стереотипов, экспектации является особая укорененность в
настоящем. Современность переживается подростком с психологической точки зрения
принципиально иначе, чем взрослым. Тенденции настоящего молодым человеком
воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же с позиции своего опыта
придерживается более относительного взгляда и более взвешанных оценок. В этой
связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут
современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что
знание о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются
с ощущением нового к ним отношения.

Нами проведено
исследование с использованием метода семантического дифференциала, дающего
возможность оценить не столько сферу значений (значений, понятий) о наркотиках,
сколько смысловую сферу, т.е. характер внутреннего отношения и переживаний.
Такие понятия как "наркотики", "современный",
"модный", "стильный" оказались очень близко расположены в
едином семантическом пространстве. При чем понятие "наркотики"
получило высокие, положительные оценки по шкалам "сила" и
"активность", шкала оценок могла иметь либо нейтральную, либо положительную
оценку, что как раз говорит об амбивалентном отношении. Лежащие в основе
амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед
наркоманией как тяжелом заболевании нейтрализуется путем рационализации. В
подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс
употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие
психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет
избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек
- подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к
наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная
валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации.

Еще одной особенностью
психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от
взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не
всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она
представляется взрослому. Сам по себе этот факт известен давно и хорошо описан
в рамках экзистенциальной психологии и психотерапии. Чем старше становится
человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче
и разнообразнее по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических
мероприятиях, обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают
жизни, не всегда достигают своей цели. Этим указаниям, абсолютно справедливым,
должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно
на это направлена стратегия позитивной профилактики, т.е. не система запретов и
запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных
возможностях.

В структуре
представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое
место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть
весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании
подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность
свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма
расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной
организации свободного времени.

В смысловом
пространстве подростков понятия "наркотики" и "свободное
время" оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как
спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для
подростка очень близка такому понятию как экстремальность, что в процессе
профилактической работы может быть эффективно использовано путем замены одного
на другое.

Подростковая
субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и
обществу в частности. Изменения происходящие в обществе активно ассимилируются
и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы
можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. В отечественной
педагогике и психологии это понятие стало активно обсуждаться в середине 60х
годов. Через короткое время литература и кинематограф стали интенсивно
эксплуатировать образ трудного подростка. Постепенно список характеристик
типичных для кризисного возраста, увеличивался от скромных указаний на
эмоциональную лабильность и временного снижения интереса к учебной деятельности
до сексуальных эксцессов, агрессивности, побегов из дома и т.д. При этом
внутренняя сторона, сама субъективная жизнь человека в подростковом возрасте
оставалась вне сферы внимания. Наиболее глубокие работы в этой области
И.С.Кона, выполненные в начале 70х годов, остались попросту невостребованными.
Но главное состоит в том, что подростковый кризис, как один из многочисленных
вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее.
Беспроблемный подросток стал выглядеть как странное исключение.

Подростковая
субкультура очень быстро ассимилировала образ трудного подростка и начала его
активно расширять и обогащать. Теперь уже педагогика и психология шли сзади и
только фиксировали "новообразования". В данном случае мы столкнулись
с интересным социальным феноменом "выученной кризисности".

Миф о трудном
подростке, который мы сами создали, воплотился и начал существовать независимо
от учебников психологии. В культурах, в содержании которых нет представлений о
трудных подростках, отсутствуют и сами трудные подростки, за резкими
исключениями.

В современной
подростковой субкультуре представления о кризисе возрасте являются весьма
распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть
беспроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики по своей сути
есть новый атрибут подростковой проблемности оправдывающий их и укореняющий их
в молодежной культуре.

Поэтому одним
из стратегических направлений профилактики наркоманий и формирования
представлений о здоровом образе жизни является, на наш взгляд, изменение
представлений о подростковом возрасте, основанных не на поведенческих
описаниях, а на глубоком анализе психологии их субъективности и отказ от идеи
тотальной кризисности подросткового возраста.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.