Реферат по предмету "Социология"


Социальная революция Спенсера

Содержание
Введение. 2
1.Органический подход к обществу. 3
2. Эволюционный подход к обществу. 7
Заключение. 14
Введение
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии.Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса.Основными сочинениями являются «Основания психологии» (1872);«Основания социологии» в 3 т. (1876-1896); «Основанияэтики»(1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.
В светеэволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлосьсамосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру,своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из нихсостоит из определенного количества относительно автономных элементов и этимотличается от биологических организмов. Данное обстоятельство рождало важноетребование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должнапоглощать и растворять в себе отдельную личность.
Спенсер в целом не настаивал нанеобратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, онпридерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное иестественные, природное окружение.
Человек становится социальнымсуществом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганическиесоциальные системы. Спенсер считает численный рост популяции, потребовавшийсядля выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередьспособствовала бы выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовыхнавыков.
Эволюционная теория Спенсераблагодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно,более гибкой, хотя и теряет свою цельность. Спенсер, особенно в ранних своихработах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянноприсутствующим. 1. Органический подход кобществу
Спенсер опирался на идеюсходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход кобществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их какживые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразнымиструктурно функциональными взаимозависимостями.
Существование социальногоорганизма находится во власти двух процессов — дифференциации и специализации.Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность,ведет к усложнению структур, позволяет материальным и. духовным формамразвиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперированиеотдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированныхсоциальных «органов».
Из последних образуетсяцелостная система жизнеобеспечения, где каждый «орган» выполняет своиособые общественные функции — управляет, защищает, поддерживает порядок,обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет духовные потребности сограждан ит.д.
В социальном организмесуществуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения — производящая,распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты инормативные системы религиозного, морального, правового и политическогохарактера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал«церемониальные нормы», включающие обычаи, обряды, ритуалы,традиционные церемонии и т.п. С помощью всех этих норм в обществеподдерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины.
Основным психологическиммеханизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системой является страх.С помощью «страха перед живыми» в обществе и государствефункционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха передмертвыми» — религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живойорганизм, должно бороться за существование. Борьба для него — это условие егоразвития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждаетсильнейший, т.е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями.
В борьбе за выживание исамоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходитчерез два основных этапа, которым соответствуют две социально-историческиеформы государственности.
1) Примитивное (военное)государство отличается Хищническими ориентациями и видит в войне главную цельсвоего существования. Весь образ жизни его населения подчинен милитаристскимпринципам. Механизмы социализации нацелены на воспитание будущих воинов,дисциплинированных, воинственных, отважных, готовых к самопожертвованию.Индивидуальное «я» целиком подчиняется корпоративному «мы»И воспринимает как должное жесткую, тотальную регламентацию всех сторонсоциальной жизни.
2) Индустриальное государствоориентировано на организацию хозяйственно-экономической жизни. Чтобы экономика,промышленность эффективно функционировали, обществу необходимы мир, защищенностьчастной собственности, политические права и свободы граждан, стабильныйправопорядок.
Надежным гарантом прочностисоциального порядка является динамика интегративных процессов. Общим основаниемсоциальной интеграции является соблюдение принципа соразмерности получаемыхвыгод оказываемым услугам. Спенсер указал четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогеннаякооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых,одновременно осуществляемых целей;
2) не вполне однороднаякооперация, где одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей,осуществляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, гденеодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, гденеодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей.
Данная типология имеет важноезначение для понимания природы социальных связей внутри гражданского общества.Отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезныдля благосостояния всей социальной системы в целом и для успешнойжизнедеятельности входящих в нее индивидов.
Развивая эту мысль, Спенсерписал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизньдостигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто.
Основное требование заключаетсятут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержаниежизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются еюпри естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не долженстрадать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что онне должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров.
После того, как жизнь будетоблегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условийдобровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласнозаключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение вовзаимном обмене услугами сверх договора». 2. Теория социальной эволюции Спенсера
Общество индустриального типаосновывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении.Оно характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которуюподразумевает любая коммерческая сделка. Сотрудничество, за счет которогосуществует многообразная активность общества, становится добровольнымсотрудничеством.
И поскольку развитая стабильнаясистема, склоняющаяся к социальному организму индустриального типа, создаетсебе, как и развитая стабильная система животного, регулирующий аппаратрассеянного и нецентрализованного вида, она стремится также децентрализоватьпервичный регулирующий аппарат за счет привлечения от различных классов ихоспариваемой власти".
Спенсер подчеркивал, что степеньсложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии.Относительно недифференцированные общества могут быть«индустриальными», по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании«индустриального общества»), а современные сложные общества могутбыть военными.
Определяющим общества каквоинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее,наличие или отсутствие конфликта с окружением. Если классификация общества павозрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическоеизображение, та воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостнымвзглядам на будущее человечества.
Спенсер ни в коей мере не был,как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейногопрогресса. Эта становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общуюсхему эволюции.
Спенсер выдвигает концепциюоднолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапычеловеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида отдетства к зрелости. «Как между детствам и зрелостью нет коротких путей,дающих возможность избежать утомительного процесса роста и развития пасредствам незаметного приращения, так же нет другого пути от низших формсоциальной жизни к высшим, кроме как минуя небольшие последовательныеизменения. Этот процесс нельзя сократить и его следует пройти с должнымтерпением».
Спенсер, особенно в ранних своихработах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянноприсутствующим. «Изменение от однородности к разнородности проявляется впрогрессе цивилизации в целом, а также в прогрессе каждый нации; она до сих парпродолжается с возрастающей скоростью». Но в своих зрелых произведенияхСпенсер возможна, под влиянием разочарований в связи коллективистским"курсам, который приняло английское общества к концу XIX, в., признает, что хотяэволюция человечества в целом остается уверенной, определенные общества могутне только прогрессировать, на и отступать вспять.
Спенсер в целом не настаивал нанеобратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, онпридерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное иестественные, природное окружение.
Спенсер, подчеркивая отличиесвоей концепции от концепций сторонников теорий однолинейных этапов, таких,как, например, Конт, писал: «Таким образом, среди других ошибочныхконцепции возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества,представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным,как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, чтосоциальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единогоряда, а, классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам».
Эволюционная теория Спенсераблагодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно,более гибкой, хотя и теряет свою цельность 3. Эволюционный подход к обществу
Спенсер анализирует социальныеинституты в связи с общей матрицей, в которую они укладываются по-разному. Онубежден: "… то, что, с точки зрения наших мыслей и чувств, являетсякрайне плохим обустройством, подходит к условиям, при которых лучшееобустройство просто неприемлемо". Он предупреждал против общей ошибкисчитать обычаи, которые кажутся странными или отталкивающими по современнымстандартам, не имеющими никакой ценности: «вместо того, чтобы пройти мимоних как не имеющих значения, считающихся отталкивающими предрассудкамипримитивного человека-дикаря, мы должны поинтересоваться, какую роль они играютв социальном развитии»
При рассмотрении социальныхинститутов Спенсер подчеркивает непредвиденность последствий деятельностичеловека, показывая, что они являются не результатом преднамеренных стремленийи мотиваций субъекта, а возникают вследствие функциональных и структурныхпотребностей. «Определяют условия, а не намерения… Тип политическойорганизации, и не является предметом намеренного выбора». Спенсерпризывает рассматривать институты с учетом двойного аспекта их эволюционногоэтапа и функций, которые они поддерживают на этой стадии.
Спенсер отличался необыкновеннойэрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. ТворчествоСпенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказалобольшое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взглядыСпенсера сформировались главным образом под влиянием достижений естественныхнаук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер горячо защищал принципыиндивидуальной свободы и, свободы конкуренции. Всякое вмешательство вестественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнениюСпенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших засчет лучших».
Спенсер выступал за ограниченноероли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи илизаботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, посколькуона ведет к усилению государственной бюрократии.
Спенсер выделяет три видаэволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все ониподчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут бытьсведены к законам низших фаз.
Так, в надорганической эволюциивыступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире.Общество — часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как илюбой, как и любой, оно не создано искусственно, в результате«общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяетпредставления Гоббса, о том, что человек в естественном состоянии «взначительной мере антисоциален».
Человек становится социальнымсуществом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганическиесоциальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считаетчисленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособлениясоциальной организации, которая в свою очередь способствовала бы выработке иразвитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержаниеэтой естественной эволюции — социализация человека.
На этой основе он переходит отобщего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития.Социология завершает философскую систему Спенсера.
Спенсер уделяет значительноевнимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критикемногочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, чтообщество часть природы и подчиняется закону «естественнойпричинности». Спенсер опровергает не только теологические представления обобществе, но и теоретиков «свободной волю», философов, приписывавшихрешающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественномудоговору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавшихна отсутствие повторяемости в общественной жизни.
История, по мнению Спенсера, неявляется продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельныхличностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получитьестественное обоснование в законах социальной эволюции. Ссылки нанеповторимость и уникальность исторических событий опровергаются очевиднойстатистической регулярностью повседневных поступков людей, к тому же абсолютнойповторяемости в мире нет вообще.
Задача социологии, по Спенсеру,- изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действиевсеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от волиотдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этимсоциология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двухгрупп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных,единичных.
Размышляя о спецификесоциологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социальногопознания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдатьпод микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно; путем сравнениямножества данных. Социальные факты для Спенсера — это такие явления, в которыхпроявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций,усложнение политической организации и т.п.
Спенсер не предлагает четкихкритериев объективности наблюдения в социологии. Обобщая исследовательскуюпрактику он тщательно перечисляет возможные трудности, растянутость социальныхявлений во времени, что затрудняет установление причинно — следственных,мифологизацию исторических событий: трудности отделения фактов от оценоксвидетелей исторических событий, влияние стереотипом массового сознания, в томчисле сословных и классовых предрассудков.
Для понимания спенсеровскогоопределения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальныхинститутов. Спенсер не дает строгого определения этого центрального политологиясвоей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальныеинституты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальныеинституты обеспечивают превращение асоциального по природе человека всоциальное существо, способное к совместным коллективным действиям.
Институты возникают в ходеэволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора»как ответ на рост численности популяции; согласно общему закону — прирост ассыприводит к усложнению структуры и дифференциации функций
Социальные институты — органысамоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма — взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучениисинхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтовкак структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но онпревратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитиепроблематики и методов социологии.
Как и Конт, Спенсер начинает ссемьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапыэволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамиираскрывает взаимосвязь между типом общества н типом семьи, исследует изменениявнутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.
Следующий тип социальныхинститутов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последниепризваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи,обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжаютдействовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации,особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованномобществе.
Третий тип институтов — политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповыхконфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликтыи войны сыграли решающую роль в становлении политической организации иклассовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания однихнародов другими, а как следствие подчинения внутренней организации обществазадачам войны.
Война разделила первобытныегруппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов икрестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала созданияполитических институтов, т.е. центральных органов власти, армии, полиция, судаи т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление институтасобственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которыевыполняет любая политическая организация, порождает сходство социальногоустройства различных обществ.
Война и труд — те силы, которыесоздают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военныхконфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания большевсего сплачивают и дисциплинируют общество.
В последующем объединяющей силойстановятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступаетместо внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения ролигосударства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежноведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе«Социальная статика» он сформулировал закон «равнойсвободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что онхочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, поСпенсеру, ограничивается не государственным принуждением, а свободой другогочеловека).
Следующий тип — Церковныеинституты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозныхинститутах, а именно церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов иколдунов. Появлению — касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта кастасоздает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни,поддерживая традиции, обычаи, верования.
Завершают типологиюпрофессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделениятруда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группылюдей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают, производственнуюструктуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода отвоенизированных обществ к индустриальным.
Промышленные институты принимаютна себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения;Спенсер был воинствующим противником социализма. Попытки глобальногопланирования он называл «социалистической химерой». Социальный прогресспредполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы,в то время как социализм требует от людей невозможного и приводит лишь к ещебольшему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейскаяцивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.
Теория социальных институтовСпенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институтыобщества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит отвсех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любомобществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основныхинститутов, в противном случае начинается регресс или распад «социальногоорганизма».
Заключение
Человек становится социальнымсуществом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганическиесоциальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считаетчисленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособлениясоциальной организации, которая в свою очередь способствовала бы выработке иразвитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержаниеэтой естественной эволюции — социализация человека.
На этой основе он переходит отобщего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития.Социология завершает философскую систему Спенсера.
В социальном организмесуществуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения — производящая,распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты инормативные системы религиозного, морального, правового и политическогохарактера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал«церемониальные нормы», включающие обычаи, обряды, ритуалы,традиционные церемонии и т.п. С помощью всех этих норм в обществеподдерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины.
Спенсер выделяет три видаэволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все ониподчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут бытьсведены к законам низших фаз.
Эволюционная теория Спенсераблагодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно,более гибкой, хотя и теряет свою цельность
Список использованных источников
1) А.И. Кравченко.Социология. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002. -508с.
2) З.Т. Голенкова,М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов. Общая социология.: Учебное пособие. – М.: Гардарики.2005. – 474 с.
3) Общаясоциология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф.А.Г. Эфендиева. -М.: ИНФРА-М,2005-654с.
4) Ю.Г. Волков,И.В. Мостовая. Социология. Учебник для вузов. –М.: Гардарики. 2000. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Причины и условия преступного поведения
Реферат Женщина с воздетыми руками: мифологические аспекты семантики образа
Реферат Ананда
Реферат Фразеологизмы с зоонимами в английском и русском языках
Реферат Библия современности
Реферат Аналіз раціонального обгрунтування буття Бога
Реферат Аркаим - суперобсерватория древних ариев?
Реферат Бихевиористские концепции религии
Реферат Спроектировать двенадцатипульсный составной управляемый выпрямитель с параллельным включением вентилей
Реферат Асы и ваны
Реферат Анализ космологического аргумента существования Бога
Реферат Использование данных налогового учета и отчетности при проведении внутреннего налогового контрол
Реферат § Монголия Монголия в начале ХХ в. К
Реферат Божества в индуизме
Реферат Особенности межличностных отношений младших школьников в классах с развивающим и традиционным обучением