Реферат по предмету "Разное"


§ Монголия Монголия в начале ХХ в. К

§ 8. МонголияМонголия в начале хх в.К началу XX в. Монголия не представляла из себя единой территории. Одна часть ее располагалась южнее пустыни Гоби и называлась Внутренней Монголией, а другая — Внешней (Халха). Внутренняя Монголия являлась составной частью Китая, а Халха, присоединенная к Ки­таю в конце XVII в., в период Синьхайской революции добилась статуса широкой автономии. В тот период там проживало порядка 600 тыс. человек, из которых около 500 тыс. являлись собственно монголами. Внешняя Монголия превратилась в тот период в объект острого соперничества между рядом государств, прежде всего Японией и Россией. Страна привлекала иностранные державы своим выгод­ным географическим положением, а также как рынок сбыта продук­ции и источник дешевого сырья. Монголия по европейским меркам была отсталым государством. Основным занятием населения являлось кочевое скотоводство. Промышленность отсутствовала, а торговля почти целиком находилась в руках китайского капитала. Население немногочисленных административных центров, самым крупным из которых была столица — Урга, состояло в большинстве из лам, китайцев, а также местной элиты. Подавляющее большинство населения исповедовало буддизм ламаистского толка. Религиозный лидер — богдо-гэгэн (хутухта) пользовался абсолютным доверием монголов. Почти половина мужского населения несла послушание в качестве монахов (лам) в буддийских монастырях (дацанах). Высшее ламаистское духовенство одновременно являлось крупными вла­дельцами земли и скота, в их подчинении находилось большое число зависимых аратов (крестьян). Буддистская религия, в частности ее ламаистская ветвь (возник­ла в XIV в.), наложила свой глубокий отпечаток на монгольское общество. В отличие от других государств Востока в Монголии широкое распространение получил принцип хубилгантства (пере­воплощения). Высшие ламы, включая богдо-гэгэна, не передавали свою власть и имущество по наследству. Они считались бессмертны­ми, а их души, как считали монголы, после физической смерти переселялись в тела тибетских младенцев, которых определяли путем специальной процедуры. Вот, например, как после смерти в 1870 г. седьмого хутухты проходили выборы нового, восьмого, монгольского религиозного лидера. Глава тибетских буддистов Далай-лама назначил несколько высших лам для поиска в Тибете из числа новорожденных мальчиков того, в которого переселилась душа умершего. Определив возможные кандидатуры, они записывали их имена на специальных табличках, а затем в Пекине представители Цинского двора по жребию выбирали одного из них. Мальчика до четырех лет воспитывали в резиденции Далай-ламы вТибете.а потом отправляли в Ургу, где его подготовкой к будущей деятельности занимались высшие ламы. Монголия в период автономии В1911 г. богдо-гэгэн Джебзун-Дамбахутухта VIII был возведен на престол, то есть, помимо религиозной, одновременно получил и высшую светскую власть. До того в истории Монголии духовный глава всегда был подчинен светскому правителю. Причину такого изменения следует искать в усилении к началу XX в. экономических позиций ламаистс­кой церкви как одного из крупнейших собственников пастбищ и скота (у одного только богда-гэгэна находилось в подчинении около 100 тыс. зависимых крестьян-аратов), а также в признании всеми монголами в ходе национального движения авторитета «живого Будды». Однако отсутствие традиции теократической формы правления приводило к проявлению острых противоречий внутри общества, особенно в связи со спецификой проблемы престолонаследия, так как после своей физической смерти, как уже отмечалось, согласно буддийскому канону, богдо-гэгэн должен был перевоплотиться в другого человека. Это вступало в противоречие с обычным, династи­ческим наследованием светской власти. Тем не менее установление именно такой формы государственно­сти отражало определенный компромисс, достигнутый внутри мон­гольского общества между светской и духовной элитой. Опасаясь обострения борьбы за власть богдо-гэгэн назначил новое правитель­ство из пяти министров, куда не вошли активные участники событий лета 1911 г. Тогда на совещании высших руководителей Монголии было принято решение об отделении от Китая и отправлено письмо российскому императору Николаю II с просьбой о поддержке. (Все русские монархи, начиная с Екатерины Великой, также считались у монголов перевоплощениями Будды.) Фигура нового правителя вызвала сильное недовольство у части элиты, считавшей, что во главе государства должен был находиться прямой потомок «золотого рода» Чингисхана. Вскоре некоторые из этих потенциальных претендентов скоропостижно скончались при невыясненных обстоятельствах. В новом правительстве активную роль стали играть выходцы из незнатной среды, выступавшие против сепаратизма местной знати, за централизацию страны вокруг фигуры богдо-гэгэна. Кроме того, в политическую жизнь теперь были вовлечены представители не­многочисленного монгольского национального капитала, чиновни­чество, нарождавшаяся интеллигенция. Они также выступали за радикальные преобразования в обществе на основе этнической само­бытности с элементами, привнесенными извне, в том числе и за создание определенных представительных учреждений с совещатель­ными функциями. Такой орган, состоявший из двух палат, был создан в 1914 г. указом богдо-гэгэна. Верхняя палата образовывалась высши­ми светскими и духовными руководителями, а нижняя — чиновниче­ством и администрацией низового уровня. За время его работы было высказано большое количество предложений в адрес богдо-гэгэна с целью совершенствования монгольской государственности. В тот же период в Монголии появились первые периодические издания, выпускавшиеся чиновничеством и интеллигенцией. Одна­ко не следует преувеличивать их влияние на умонастроения основ­ной массы населения, абсолютное большинство которого было полностью неграмотным. В 1913 г., в результате русско-китайских переговоров в Кяхте, проходивших без участия представителей Внешней Монголии, была подписана декларация, по которой эта территория признавалась Частью Китая на правах широкой автономии. В той обстановке это выглядело формальностью, так как у Китая уже не было возможности реализовать свои права на практике. Поэтому фактический протек­торат над автономией стала осуществлять Россия. В мае 1915г. было подписано теперь уже тройственное соглаше­ние между Китаем, Россией и Внешней Монголией, по которому последняя признавалась вновь внутренне самостоятельным госу­дарством, находящимся в вассальной зависимости от Китая. Прави­тельство Внешней Монголии оставляло в силе меньчжурское законодательство и учрежденный ими сословный суд. Кроме того страна лишалась права заключения договоров с другими государ­ствами, по которым предусматривалось решение политических и территориальных проблем. Россия и Китайская Республика брали на себя роль гарантов нового юридического статуса Монголии. Положение аратства — основной массы населения, в силу нарас­тания трудностей социально-экономического развития, продолжало оставаться очень тяжелым, что способствовало обострению внут­ренних противоречий в стране. Тем не менее можно вполне определенно сказать, что в 1911—1917 гг. монгольская государственность развивалась в целом поступатель­но, но этот процесс был прерван событиями в России, явившимися также рубежными и для Монголии. Они были враждебно восприняты верхушкой монгольского об­щества. Граница между двумя странами закрывалась, торговля прекращалась. Летом 1918 г. в Ургу с согласия монгольских лидеров вступили китайские войска и началась военная оккупация страны. В этих событиях также активно участвовала Япония. Главной целью китай­цев являлась ликвидация монгольской автономии, что и было осуще­ствлено от имени богдо-гэгэна в ноябре того же года. Взамен местной элите было гарантировано сохранение ее прав и привилегий.^ Монголия в борьбе за независимость В стране было создано особое «Управление по умиротворению Монголии», в ведении которого пере­ шли все государственные дела. Установилась военная диктатура во главе с китайским генера­лом Сюй Шучжэном. Монгольская армия была распущена, лик­видированы органы государственного управления. В 1919 г. были приняты решения, по которым управление переходило к назна­ченным из Пекина чиновникам. Монголия также обязалась со­держать китайские войска на своей территории. Однако часть правящей верхушки и нижняя совещательная палата выступили против подобных планов. Все это сопровождалось ухудшением экономического положения большей части населения. Значительное количество недовольных сосредоточилось в Советской России, где и была заложена основа социалистической оппозиции. Советское правительство решило воспользоваться ситуацией и начало готовить почву для включения Внешней Монголии в сферу собственного влияния. Во главе оппози­ционного движения был поставлен младший командир бывшей монгольской армии Д.Сухэ-Батор. К лету 1920 г., когда на фронтах гражданской войны в России ситуация склонилась в сторону большевиков, руководство РСФСР предприняло попытки взять под контроль положение в Монголии, для чего на своей территории в марте 1921 г. создали Монгольскую народную партию (с 1925 г. — Монгольская Народно-революцион­ная партия). К тому времени в страну вторгся отряд барона Унгерна, который объявил себя сторонником восстановления монгольской автономии и изгнания оттуда китайцев. В феврале 1921 г. он занял Ургу и вновь возвратил на престол богдо-гэгэна. В ответ в Кяхте было создано Временное народное правительство, которое выдвину­ло лозунг освобождения Монголии от Унгерна, а также созыва Великого Хурала народных представителей, который должен был избрать постоянное правительство и утвердить конституцию. Вооруженные формирования Сухэ-Батора при решающей под­держке Красной Армии уже в марте 1921 г. освободили часть мон­гольской территории и стремились заручиться поддержкой монгольской элиты, недовольной Унгерном. В июне 1921 г. Унгерн начал выступление против Сухэ-Батора. Поддержку ему должны были оказать прояпонски настроенные правитель Северо-Восточного Китая Чжан Цзолин и атаман Семе­нов, также действовавший на территории Маньчжурии, 6 июня 1921 г. объединенные войска Д. Сухэ-Батора и РККА РСФСР заняли Ургу. Эти события получили название «народной революции». Внешняя Монголия вновь объявила о восстановлении своей независимости и создании Народного правительства. 5 нояб­ря правительство РСФСР признало его «единственно законным», что не могло не вызвать беспокойства в Китае, по прежнему считав­шем Внешнюю Монголию своей территорией. С того времени «мон­гольская проблема» на долгие годы стала одним из камней преткновения в китайско-советских отношениях.^ Монголия в 1921_1924 гг В стране на первом этапе из тактических соображений был сохранен монархический строй, но богдо-гэгэн был лишен реальной власти. Тем неменее ему оказывались все подобающие почести, в том числе и со стороны новых руководителей страны. Вся полнота власти перешла к Народному правительству, в состав которого вошли пробольшевистски настроенные деятели. Таким образом, в полити­ческой истории Монголии наступил новый этап, главный задачей которого было объявлено некапиталистическое развитие. На первом этапе (1921 — 1924) ограничивалась монархия,-лик­видировалась личная зависимость аратов, ущемлялись позиции традиционной элиты. По подобию ВЧК в 1922 г. для борьбы с «контрреволюцией» был создан специальный карательный орган — Государственная Внутренняя Охрана (ГВО), впоследствии реор­ганизованная в министерство внутренних дел. В 192-3 г. были учреждены местные органы самоуправления — народные хуралы вместо прежних, основанных на власти князей. В феврале 1923 г. при неясных обстоятельствах в возрасте 30 лет умер Д. Сухэ-Батор, что послужило поводом для новых властей к ужесточению внутренней политики, особенно в отношении духовен­ства. В следующем году скончался богдо-гэгэн, олицетворявший для монголов незыблемость монархической формы правления и высший духовный авторитет. Теперь новым властям предоставился реаль­ный шанс отказаться от прежних порядков. Однако юридический статус Монголии продолжал оставаться открытым. Руководство СССР, видевшее в революционном прави­тельстве Юга Китая во главе с Сунь Ятсеном своего потенциального союзника в регионе, стремилось маневрировать в данном вопросе. Так, в начале 1923 г. в совместном коммюнике СССР вновь подтвердил, что считает Монголию составной частью Китайской Республики. Взамен Сунь Ятсен согласился на присутствие «друже­ственных» советских войск на монгольской территории.^ МОНГОЛИЯ в 1924—1940 Второй этап (1924—1940) характеризуется установлением республиканской формы правления. В 19/4г. начал работу Великой Хурал, который утвердил Конституцию Монгольской Народной Республики (МНР). Урга была переименована в Улан-Батор (Красный Бога­тырь). На этом этапе была поставлена задача дальнейшей ликвида­ции эксплуататорских классов, ограничение религии в жизни общества и ряд других радикальных мер. В конституции был отражен некапиталистический характер стра­ны, запрещалась частная собственность на землю и ее недра. Изби­рательных прав лишались значительная часть бывшей светской и духовной элиты, а также ламы, проживавшие в монастырях. Религия была объявлена отделенной от государства. По всей стране как форма новой власти утверждались народные хуралы, но, как и Советы в СССР, они должны были прикрывать монополию правящей партии на реальную власть. В сложившейся ситуации СССР еще в мае 1924 г. вновь вынужден -- г подтвердить суверенитет Китая над Внешней Монголией. Но провозглашение МНР грозило подорвать дружественный характер только что наладившихся советско-китайских отношений. Тогда в качестве жеста доброй воли в 1925 г. из Монголии были выведены войска РККА СССР. Но Советский Союз активно продолжал вме­шиваться во внутренние дела Монголии и оказывал ей значитель­ную экономическую и политическую поддержку. Разрыв Гоминьдана с КПК в ходе революции 1925—1927 гг. дал повод советскому руководству еще больше укрепить свои позиции в юридически автономной, но фактически независимой Внешней Монголии, поставить ее руководство под свой контроль и помогать правящей партии проводить невиданный до этого «социалистиче­ский эксперимент» в стране, где до ее прихода не было заложено даже основ капиталистических отношений. В 1928 г. была разгромлена группа так называемых «правых» внутри МНРП, пытавшаяся противостоять быстрому переходу Мон­голии на «путь социализма», а в следующем году было принято решение о конфискации скота и «имущества феодалов» и его переда­че бедняцким хозяйствам. На практике это мероприятие сопровож­далось волной кровавых расправ с недовольными. В 1930 г. на съезде МНРП был взят курс на «сплошную коллекти­визацию» сельского хозяйства и раскулачивание зажиточных ара­тов. Результаты не замедлили сказаться: только за 1931 — 1932 гг. поголовье скота — главного богатства монголов — сократилось на треть. Одновременно из страны вытеснялся иностранный капитал. Руководство страны вынуждено было принимать срочные меры, обвинив в создавшемся положении так называемых «левых», но когда колхозы стали распускать, это вновь вызвало неудовольствие У министра внутренних дел X. Чойболсана и его сподвижников. Было сфабриковано дело об «антипартийной группе» во главе с премьер-министром П. Гендуном, по которому пострадало большое число людей. Тогда же было подавлено армейскими частями и органами госбезопасности восстание аратов, направленное против коллективизации. Начались также репрессии против буддистского Духовенства, обвиненного в пособничестве «контрреволюции». В первой половине 30-х гг. с помощью СССР в Монголии были построены первые промышленные предприятия — электростанции, несколько фабрик по переработке шерсти и выделке кожи и др. Началась кампания по борьбе с неграмотностью, создание системы бесплатного народного образования и здравоохранения. В 1936 г. Советский Союз, крайне обеспокоенный японским про­никновением в регион, подписал с правительством МНР Протоколо взаимной помощи, суть которого состояла в том, что если Япония попытается оккупировать Внешнюю Монголию, то это неминуемо приведет ее к войне с СССР. На территорию Монголии вошли советские войска. Этот демарш советской дипломатии вызвал крайне отрицатель­ную реакцию официального правительства Гоминьдана, посчитав­шего данный документ вмешательством во внутренние дела Китая. Однако затем, при подписании советско-китайского договора 1937 г., обе стороны вновь подтвердили свою прежнюю совместную пози­цию относительно статуса Монголии как составной части Китая. В свою очередь, руководство МНР (естественно, с подачи СССР) неоднократно давало понять, что не признает для себя обязательны­ми эти договоренности и считает Монголию суверенным независи­мым государством. В 1937 г., как и в СССР, в Монголии прошла самая сильная волна репрессий, которыми руководил X. Чойболсан. В рамках борьбы с религией было уничтожено около 70 тыс. лам (из 100 тыс.), закрыли почти все буддийские дацаны (монастыри). Равняясь на Сталина, Чойболсан начал чистку в армии, уничтожив там до 80% высшего командного состава. Было репрессировано большинство членов ЦК и его Президиума, в том числе премьер-министр А. Амар, председа­тель Малого Народного Хурала Д. Догсом и др. Слабость монгольской армии, к тому же подвергшейся широко­масштабной чистке, компенсировали советские войска, отбившие, в мае 1939 г. нападение японских войск на территорию МНР в районе реки Халхин-Гол. Установив свой полный контроль в стране, X. Чойболсан провел в 1940 г. съезд МНРП, на котором было объявлено о завершении «переходного периода» и начале построения в стране основ социализма. Накануне съезда X. Чойболсан прибыл в Москву, где получил от советского руководства директивы по выработке новой Программы МНРП и Конституции МНР, не внесшей существенных изменений в политическую систему Монголии (кроме отмены ущемления избирательных прав бывших эксплуататорских классов, содержавшемся в прежнем основном законе). Монголия Вопрос о юридическом статусе Внешней Монголии в 1941—1945 гг. вновь встал со всей остротой в советско-китайских отношениях после подписания Советским Союзом в апреле 1941 г. договора о ненападении с Японией, в частности дополнительной декларации о «взаимном уважении, территориальной целостности и неприкосновенности границ МНР и Маньчжоу-го». Китай заявил о ее непризнании, так как этим самым нарушалась, по словам тогдашнего министра иностранных дел гоминьдановского правительства, его «территориальная и администрация целостность». После начала Великой Отечественной войны Советского Союза Монголия превратилась в надежный тыл Красной Армии. В Советский Союз поставлялись продукты животноводства, лошади, изделия из кожи и шерсти для военнослужащих. На средства МНР была построена танковая колонна и авиационная эскадрилья. Однако Чан Кайши в то время отнюдь не отказался от идеи восстановить реальный суверенитет Китая над этой территорией. В этот период им высказывались идеи о монголах как народе, давно ассимилировавшемся с ханьцами, восстановлении там статуса автономии по типу соглашения 1915г. В ответ в 1944 г. МНР обратилась к СССР с просьбой о вхождении в него на правах союзной республики. И. В. Сталин отверг эту просьбу и высказался за сохранение статус-кво, т. е. фактической, а не юридической независимости. Эта же идея фигурировала в решениях Ялтинской конференции глав Антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. В Китае это вновь вызвало волну недовольства, что затем отчетливо проявилось во время встречи Сталина с Цзян Цзинго в Москве летом 1945 г. Итогом советско-китайского диалога по монгольской проблеме стало заявление от 14 августа 1945 г. о том, что китайское правительство признает независимость Внешней Монголии в ее тогдашних границах в случае, если монгольский народ выскажется за это в результате плебисцита.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 15
Реферат Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: теоретические аспекты и современная практика
Реферат Політичні ідеології
Реферат Правове регулювання участі прокурора в адміністративному судочинстві щодо захисту прав та свобод громадянина
Реферат Людина як субєкт і обєкт політики
Реферат Засоби загартування організму людини Вплив на кровоносну дихальну судинну системи серце об
Реферат Обеспечение прав и свобод личности во время вооружённых конфликтов
Реферат Роль математики в современном естествознании 2
Реферат Бюджетирование в крупных многоуровневых компаниях
Реферат Александр ІІ
Реферат Сюлли Прюдом
Реферат Навигационные комлексы Гланасс и Новстар
Реферат Создание системы общественной поддержки приоритетных экологических проектов
Реферат Объективная истина как цель доказывания
Реферат Возможности России по организации экологических туров