СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Национальныеособенности преподавания социологии в ВУЗах стран Западной Европы
2. Особенностипреподавания социологии в высших учебных заведениях США
2.1 Основные аспектысоциологического образования в США
2.2 Специфика и анализ программыпреподавания социологии
Заключение
Список используемойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Существеннымприобретением современного отечественного образования являются широкиевозможности всестороннего исследования разнообразных тенденций и направлений,характеризующих особенности обучающих программ в зарубежных университетскихцентрах. Это исследование помогает объективно оценить многообразие подходов кпостановке учебных курсов, посредством которых осуществляется профессиональнаяподготовка специалистов в сфере общественных наук, учесть зарубежный опыт вэтой области.
Актуальностьисследованияобусловлена следующими фактами. Известно, что в программах гуманитарного циклабольшинства западных университетов важное место занимает солидный блоксоциальных наук, одной из главных составляющих которого является социология.Будучи фундаментальной наукой об обществе и человеке, социология в большейстепени подвержена влиянию быстро меняющихся качественных и количественныхпоказателей и тенденций окружающего мира.
Цельработы – изучение особенностейпреподавания социологии в вузах США и Западной Европы.
Длядостижения поставленной цели решались следующие задачи:
— рассмотреть национальные особенности преподавания социологии в ВУЗах странЗападной Европы;
— изучить особенности преподавания социологии в высших учебных заведениях США:рассмотреть основные аспекты социологического образования, а так же произвестианализ программы преподавания социологии на примере программы профессора Ф.Бэрра.
Структурно работа представлена введением, двумяглавами, заключением и списком используемой литературы.
1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВУЗАХСТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Анализируясоциологию как предмет изучения в зарубежных вузах, следует отметить ееспособность в своем развитии прибегать к системному самоконструированию,создавать на основе этого междисциплинарные образования, что являетсяобязательным и объективным условием для формирования дисциплинарного ряда,составляющего современные программы социологического образования. Социологиякак бы охватывает различные уровни социального целого, интегрируя достижениявсех наук об обществе и человеке[1].
Рассматриваяанглийскую традицию преподавания социологии, необходимо констатироватьее близость к таким наукам, как психология, политология и экономика. ВКембридже, например, социология включена и преподается на факультете социальныхи политических наук.
Программапо социологии здесь включает несколько комплексных курсов: общий курс (введениев социологический анализ, сравнительная общественная социология, социальнаяпсихология, компьютерные и количественные методы в социологии), теоретическийкурс (социология отклонений и социальный контроль, социология политическихсистем, сравнительная историческая социология, социология религии, социологияиндустриального общества), объединенный курс социальных наук (психология исоциология, экономика и социология, социология и политика).
Особоевнимание в предлагаемых курсах уделяется истории социологии. В них включенывопросы эволюции науки, анализ различных учений в исторической ретроспективе,так или иначе связанных с развитием теории социологии («Дарвинизм исоциология», «Фрейд, психоанализ и XX век», «Франкфуртская школа», «Ключевыепроблемы теории феминизма» и др.).
Введущих университетах Великобритании в курсах по социологии важное местозанимают дисциплины, раскрывающие методы проведения социологическихисследований. В Оксфорде, например, читаются расширенный курс «Методысоциологического исследования», «Теория игр», «Социальнаястатистика», «Социологический анализ».
ВоФранции и Швейцариисоциологическое образование в последние годы в значительной степени связано сполитологическим. В Женевском университете, например, в программах по социологииполитический аспект был особенно усилен, когда в 1974 г. при департаментесоциологии факультета экономических и социальных наук была сформировананаучно-образовательная программа в области политической социологии. Даннаяпрограмма разрабатывалась при непосредственном участии таких институтов, как:Международный институт социальных исследований, Международная ассоциациясоциальной безопасности, Школа социальных и педагогических наук в Лозанне,Институт европейских исследований.
Всеперечисленные учреждения являются не только организациями-разработчиками, но ибазовыми структурами, в которых проходит трехлетняя практика студентов.Образовательная программа по политической социологии реализуется, помимосоциологического, еще на нескольких факультетах: экономическом, филологическом,права и медицинском. Студенты-выпускники, получившие специализацию пополитической социологии, профессионально пригодны для работы в государственных,международных организациях и частных предприятиях. Обучение начинается с вводныхкурсов, посвященных основным направлениям социальной политики в историческойретроспективе.
Например,анализируется роль государства в Европе и США от периода промышленной революциидо начала XX века. При этом выделяются следующиеисторические этапы[2]:
a) 1815-1848 апогейлиберализма;
б) 1848-1871гг. — новый этап возрастания роли государства;
в)1871—1914 гг. — оформление социальной политики под влиянием немецкого законодательства1880 гг.;
г)идеологии и социальная политика в свете русского, итальянского, немецкого,американского, швейцарского и японского опыта;
д)1945-1995 гг. — кризис государства в 80-е гг., падение коммунистического режимав России.
Особоевнимание уделяется анализу и воздействию на развитие социальной политики в обществеизвестных мыслителей, ученых, общественных деятелей — от Аристотеля до папы Римского.В последующий период — 3-й и 4-й годы обучения студенты изучают социальную иэкономическую политику в Европе и Швейцарии, проблемы социальной политики и национальнойбезопасности.
Анализируяпозиции социологии в научно-образовательных программах Женевского университета,нельзя не отметить ее влияние на формирование учебных программ, реализуемыхдепартаментом религиоведения. Базовыми теоретическими курсами здесь являются:«Социология религии», «Религия и общество», «Религиякак социальное явление».
Программапо социологии Женевского университета довольно близка по своему содержанию ксуществующей в Институте политических наук в Тулузе (Франция). Здесьполитологическое образование как бы опирается на социологические приемы иметоды. Основные курсы: «Социологические основы политологии»,«Социальная природа политических институтов», «Введение всоциологию политических систем», «Социальные движения и политическиеинституты» и др.
Особенностипреподавания социологии во французской Школе высших исследований в областисоциальных наук в Париже состоят в том, что в ее образовательных программахприсутствуют искусствоведческий и культурологический контексты. Лекционные исеминарские занятия распределены по тематическим блокам. Первый включаетдисциплины, изучающие введение в социологию искусств и культур. Второй —дисциплины по социологии общественного и природного пространства: Третий — дисциплины по социологии отдельных видов искусств и гуманитарных наук:филология, музыка, визуальное искусство. Четвертый -собственно социологическиекурсы (социология общественных движений, социология этики, социология здоровья,болезней и медицины). Семинары обычно организуются учеными и сотрудникамицентров социологических исследований, представителями служб занятости,различных общественных и профессиональных объединений.
Характеризуянемецкую школу преподавания социологии, следует отметить ее близость ктаким научным дисциплинам, как педагогика, психология, политология, наука оспорте. В университете г. Констанца, например, социологическое отделениеявляется частью факультета социальных наук, в который также входят отделениепедагогики и отделение теории спорта. В Тюбингенском университете социологиявключена в программы философского отделения гуманитарного факультета, гдепараллельно преподаются философия, педагогика, психология, теория спорта,политология, культурология.
Встарейшем берлинском университете им. А. Гумбольдта социальные науки, кудавключена социология, также преподаются на факультете философии. Студентыотделения социологии в течение первых двух лет получают общеобразовательную илибазовую подготовку. Преподавание социологии начинается с тематической программы«Введение в социологию», которую составляют курсы[3]:
— социальныеи политические теории;
— социальнаяструктура и политическое устройство в ФРГ;
— сравнительныйсоциологический анализ немецкого общества с обществами других стран;
— международныйпорядок современного мира;
— социальныеотношения и политические процессы; методы эмпирических социальных исследований.
С 5по 8 семестры проходит специализация. В течение этого времени студенты изучают:социальные аспекты деятельности предприятий, процессы социализации в мире и ихвзаимодействие, естественные движения народонаселения и демографию, развитиегородов и регионов как социальных объектов, социальные учреждения и культуру,политические административные системы, общественные объединения и социальнуюполитику, посреднические организации в управлении процессом принятия решений,технологии политического формирования воли, международные отношения,европейскую интеграцию, политическую теорию и политическую культуру[4].
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЯХ США
2.1 Основные аспекты социологического образования в США
Институциализациясоциологического образования в США за последние десять лет вполне закономернообратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологииимеет давние традиции.
Можно,кажется, до бесконечности рассуждать, что хорошо и что плохо в американскойсистеме социологического образования, но так и не приблизиться к существувопроса, если не понять главного, что характеризует американскую социологию —чрезвычайно высокого уровня социологической культуры. Точно определить еедовольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейшихаспекта[5].
1)Чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности. Восприятие общества как живогопроцесса видоизменения социальных форм, за которым скрываются судьбы конкретныхлюдей. Иными словами, к каким бы школам ни относился тот или иной американскийсоциолог, он никогда не теряет из поля зрения «человеческое измерение»теоретической или эмпирической деятельности в области социологии, которая менеевсего рассматривается им как наука об абстракциях. Назовем это «гуманистическимнервом» социологии.
2)Высокая степень управляемости общественными процессами внушает социологам чувство повышеннойответственности, причастности к решению кардинальных проблем в областиэкономической, политической и духовной жизни.В каком-то смыслеамериканские социологи ощущают себя представителями «социальной медицины», т.е.предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому выступаютисполнителями особой миссии, связанной с высоким общественным предназначением науки.
«Медицинский»подход к социологии требует от социологов подчеркнуто неформального, искреннеговнимания к индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненнымобстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению «гиппократовой клятвы»социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.
Чтоже касается ярко выраженного нравственного измерения социологической культуры вСША, то вполне ощутима его генетическая связь с протестантизмом, требующимповседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры ипрактической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантскойэтики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.
Поэтому,как представляется, не столько теоретические новации и достижения, достаточнохорошо известные по многочисленным публикациям у нас, сколько аксеологическнй исугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большуювысоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-тореальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.
Анализируяучебные планы и разработки, применяемые в американских университетах иколледжах, знакомясь с практикой преподавания, всякий раз убеждаешься, что ни стехнической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняетнравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения[6].
2.2 Специфика и анализ программы преподавания социологии
Состояниесовременной американской социологии, прежде всего университетской, не такое ужбезоблачное, как может показаться. И прежде всего это связано сорганизационно-финансовыми перспективами социологического образования в США.
Вцелом неуклонно сокращается финансирование социологических факультетов посравнению с другими университетскими департаментами, особенно школами бизнеса,юридическими школами, медицинскими факультетами. С одной стороны, снижаетсяфинансирование из общеуниверситетского бюджета и внешних источников(национальных и частных фондов развития социальных наук). С другой —социологические факультеты, включая ведущие, жалуются на уменьшение численностистудентов, специализирующихся по социологии или записывающихся на курсысоциологии в качестве непрофильной дисциплины. В результате факультетысоциологии испытывают все возрастающие финансовые сложности, которые нередковедут к весьма драматическим последствиям.
Причинытаких последствий весьма разнообразны. Развитие социологического образования вСША, достигшее сейчас необычайного размаха, столкнулось с тем, что в самомобществе объективно упала потребность в социологии, эмпирических исследованияхи социологических кадрах. Социальные науки, в том числе социология, в отличиеот экономики, в гораздо меньшей степени нашли точки соприкосновения с бизнесом— главным заказчиком кадров и источником финансирования. Тогда как чистогуманитарные науки, давно ориентирующиеся на некоммерческие фонды, практическине пострадали от непризнания их бизнесом.
Социологияоказалась сидящей между двумя стульями. С одной стороны, она слишкомгуманитарна, т.е. непрактична с точки зрения бизнеса. С другой, стороны,интенсивно развивавшаяся с опережением в течение десятилетий (к примеру, болеедвухсот университетов США имеют аспирантуры по социологии), она слишкомотдалилась от гуманитарных дисциплин и уже не в состоянии, подобно им, питатьсятолько подаяниями меценатов.
Негативныетенденции, разумеется, не могут поставить под сомнение ценность американскогоопыта организации социологического образования, но должны стать предметомсерьезного внимания тех, кто в нашей стране требует бурного развитиясоциологического образования любой ценой без разработки стратегического плана,без глубокого прогноза относительно того, как социология будет сочетаться сдругими общественными науками и социальными структурами, главным образом вусловиях свободного рынка.
Рассмотрими проанализируем материалы, отражающие специфику преподавания социологии вуниверситетах и колледжах США. Одна из особенностей этих документов — ихаутентичность. Они даются практически в таком же виде, в каком распространяютсяна американских факультетах.
ПрограммаI[7]
ПрофессорФэй Бэрр преподает курс «Введение в социологию» в двухгодичном колледже, гдеобучаются 3 400 студентов. Курс преподается в течение одного семестра в группахпо 35 человек. Он включает 50 занятий по 50 минут каждое. Ниже приводитсяадаптированный перевод программы в том виде, в каком он распространяется средистудентов, записавшихся на него.
1. Названиекурса: Социология 105.
II. Базовый учебник:Hess, Markson, Stain Sociology.
Любойимеющийся социологический справочник — по желанию студентов.
III. Задачи курса.Социология как наука осуществляет систематическое и практически ориентированноеизучение общества. Однако многие считают, что социология дискредитируетистинное знание о человеке и социальной среде его обитания, ибо эта дисциплина частопротиворечит суждениям здравого смысла. Учитывая сказанное, выделим следующиецели курса:
1. Научитьсяраспознавать, понимать и правильно оценивать сущность социальной среды, вкоторой находится социолог.
2. Научитьсяориентироваться в социальной структуре общества.
3. Подойтик осознанию того, что ни одна социальная система не может находиться всостоянии абсолютного покоя и что в ней всегда присутствуют хотя бы отдельныеэлементы подвижности.
4. Убедитьсяв необходимости точно интерпретировать социальные факты.
5. Входе развития способности правильно интерпретировать социальные фактыоткрывается возможность освоения конкретных приемов, используемых всоциологическом исследовании.
Кромеовладения основами социологии для успешного завершения курса студент долженпродемонстрировать:
А.Коммуникативные способности
а) Знаниеанглийского языка.
б) Овладениепрактическими приемами прикладных социальных исследований.
в) Развитиекритического и творческого мышления.
Б. Общееразвитие
а) Пониманиеосновных факторов развития личности, включая исторические и современные.
б) Представлениео различных системах ценностей и определение многообразия причин ихвозникновения и социального смысла.
IV. Структуракурса: В ходе занятий преподавание будет направлено на прояснение смысла,применение и иллюстрирование учебного материала. Определенное время будетуделено дискуссиям и работе в группах.
V. Правилаорганизации занятий:
А.Посещаемость '
а) Студентыобязаны регулярно посещать занятия и активно участвовать в дискуссиях. В случаепропуска занятия студент несет полную ответственной за освоение пропущенногоматериала. Правила колледжа обязывают факультет периодически представлять нарассмотрение администрации отчеты о посещаемости, на основании которыхсоответствующие органы колледжа перераспределяют и утверждают фонды,обеспечивающие проведение учебных занятий.
б) Несуществует положения, согласно которому пропущенные внутрисеместровые зачетымогут быть пересданы. В случае отсутствия студента в день сдач: зачета поуважительной причине, программа финального экзамена может быт соответственноизменена и дополнена за счет пропущенного материала. Желательно заранеепредупредить преподавателя о предполагаемом пропуске. Если необходимо — оставитьзаписку у секретаря факультета.
в) Контрольныесроки сдачи письменных работ указаны в программе, никакая отсрочка недопустима.Время сдачи входят в сетку учебных часов и не распространяется на другоеучебное время. Каждый день задержки со сдачей работы снизит Вашу оценку на 10зачетных очков.
Б.Общие положения
а) Отстудентов требуется прочитать рекомендованный учебник и быть в курсе всегоматериала, пройденного в классе.
б) Читаяпубликации в периодике, нужно быть готовым к обсуждению их содержания назанятиях.
в) Необходимоучаствовать в семинарских дискуссиях. Своим участием студент обязанпродемонстрировать научный подход к предмету обсуждения. В суждениях желательнобыть объективным и открытым. Особенно важен тот факт, что подобные занятияпомогают студентам выявить пробелы в собственных знаниях, развить стремление кпостоянному видоизменению собственных взглядов под влиянием полученнойинформации.
г) Отстудентов ожидается согласие со всеми правилами, касающимися учебной и научнойработы. Они перечислены в Справочной книге студентов и должны быть внимательноВами изучены.
VI. Требования, предъявляемыев рамках курса:
1.Зачеты. В рамках всего курса будут проведены внутрисеместровые зачеты иэкзамен. В каждый зачет включен материал, изучаемый студентом самостоятельно, атакже усвоенный на лекциях или семинарах за время, прошедшее после предыдущегозачета. Зачеты основываются на объективных требованиях: зачет состоит изустного ответа на вопрос и обсуждения письменного реферата. В итоговый экзаменв конце семестра войдет в основном материал, пройденный со времени сдачитретьего зачета, но также и в течение всего курса. Приблизительно за неделю доэкзамена Вы получите список основных социологических понятий, которыми должнысвободно оперировать.
2. Критерийоценки письменного реферата точно определен и изложен в приложении.
3. Составлениеи анализ автобиографии.
Цельданной работы в общем виде изложена в статье Райта Миллса «Социологическоевоображение». Там сказано, что социологу необходимо глубоко «осознать структурувзаимодействия человека и общества, своей личной биографии и хода мировойистории». Цель предлагаемой работы — дать студентам возможность изучить этовзаимодействие и таким образом узнать, каковы те социальные факторы, которыевлияют на Вашу жизнь, и Вашу индивидуальность.
Процедураисследования. Задание будет выполняться в течение всего семестра. Согласносоставленному Вами плану автобиографии опишите свое воспитание, личный опыт,состав и характер семьи, а также все важнейшие обстоятельства, которые повлиялина Ваше развитие.
Сроксдачи:
Приступайтек составлению своей биографии в хронологической последовательности. Не надо нис кем обсуждать, что именно включать в нее — это Ваше личное творчество.Окончательный вариант биографии может состоять из двух частей:
1. Хронологическоеописание событий жизни.
2. Анализбиографии в контексте отношений с людьми и событий, повлиявших на Вашу жизнь;или объединение в одно целое описание событий жизни и их анализ.
Автобиография
Вашапервая работа не будет оценена, она лишь позволит Вам поразмышлять наджизненным опытом, а преподаватель сможет узнать, на что Вы способны. Ему будетс чем сравнить Ваши дальнейшие работы. В процессе выполненияавтобиографического задания между Вами и преподавателем пройдет несколькообсуждений, связанных с этой работой.
Ниодна из представленных преподавателю автобиографических работ не подлежитоглашению и публичному обсуждению. Они будут прочитаны только преподавателем ивозвращены авторам. Первая работа хранится у преподавателя в течение первогосеместра, а затем возвращается Вам.
Автобиография2
Кконцу первого семестра Вы лучше поймете смысл «социального воображения» вопределении Р. Миллса, что должно сказаться на Ваших работах. Вам вновь следуеттщательно изучить статью Миллса (заказанную в библиотеке), чтобы на этот раз вбиографию вошло:
а)хронологическое описание истории Вашей жизни;
в)анализ взаимосвязи истории Вашей жизни и внешних условий, повлиявших на нее;
c)демонстрация Ваших способностей различать «личные обстоятельства» и«общественные факты»;
d) умениеприменять социологические термины, усвоенные в течение семестра. Для выполнениязадания Вам будут предоставлены специальные социологические справочнике исловари.
VII. Системаитоговых оценок за весь курс.
Вашаитоговая оценка будет определяться тремя зачетами, автобиографией изаключительным экзаменом. Система оценок такова:
Тризачета — максимум 100 единиц каждый = 300
Автобиография— максимум — 100
Заключительныйэкзамен — максимум =100
Всего500
Каждыйзачет, экзамен и реферат будут оценены по следующей шкале:
А(отл.) = 92—100. В (хор.) = 84—91
С(удовл.) = 70—83 D (удовл.) =60—69; F = 0—59
Итоговые500 зачетных баллов могут быть накоплены в течение всего семестра.
Вспорных случаях возможен субъективный подход при выставлении оценки. Вот почемуактивность на семинарах и посещаемость могут стать определяющими для итоговойоценки.
Несмотряна то, что теоретически можно накопить необходимое количество зачетных баллов,не выполняя последовательно всех требований, тем не менее для успешногозавершения курса нужно следовать всем принципам программы без исключения. Инымисловами, не буквально придерживаться основных правил обучения, а следоватьсуществу дела.
VIII.Присутственные часы преподавателя
Нарабочем месте в кабинете: (номер комнаты, время дня и день недели); Телефон.
Присутственныечасы преподавателя назначаются для работы со студентами. Если у Вас возникнутвопросы, связанные с нашим курсом, в указанные часы преподаватель окажетнеобходимую помощь. Если это время не совпадает с Вашим расписанием, можнодоговориться о более удобном времени. Помимо указанных присутственных часов,проводимых на рабочем месте, меня можно найти в библиотеке или, кафетерии.Всегда обращайтесь к секретарю факультета, прежде чем прекращать поиск.
Важныедаты нашего курса:
Корректировкарасписания
Сдачаавтобиографии
Сдачазачетов
Итоговыйэкзамен
Приблизительныйграфик курса:
Даты Главыучебника Тема
— 1 Самоанализи анализ общества
— 2 Социологическаяинициатива
Зачет1
— 3 Культурологическийаспект социологии
— 4 Социальнаякультура и группы
— 5 Личностьв обществе
Зачет2
— 4 Социальнаяструктура и группы
— 6 Социальнаянорма и отклонения
— 17 Преступлениеи наказание
Зачет3
— 9 Поло-возрастнаястратификация
— 7 Социальнаястратификация
— 8 Социальноенеравенство
— 10 Национальные,этнические и религиозные
меньшинства
Итоговыйэкзамен
Анализируяпрограмму курса «Введение в социологию» проф. Фэя Бэрра (Клейтон джуниорколледж), можно с уверенность сказать, что представляет несомненный интерес какс точки зрения общего содержания курса (изложенного в программе довольносхематично), так и с точки зрения общей культуры преподавания социологии вмладших (двухгодичных) колледжах США, т.е. на самом низком уровне, на том, накотором обычно ведется преподавание этой дисциплины в американских учебныхзаведениях[8].
Общиесоображения и оценка программы в целом
Преждевсего, надо обратить внимание на сам факт составления проф. Бэрром даннойпрограммы и стратегию ее разработки. Если отвлечься от деталей содержания, то вцелом она представляет собой своеобразный Договор, который профессор заключаетсо своими студентами. В Договоре записываются обязательства сторон (профессора,с одной стороны, и студентов, с другой), ход выполнения соглашения, егопрактические следствия и формы действия.
Вэтом, казалось бы, несущественном факте, как в капле воды отражаютсяхарактерные особенности системы преподавания социологии, всего института высшейшколы США, наконец, правовой культуры американского общества. В самом деле,обсуждаемая программа не только по форме, но, и по существу представляет собойДоговор. И не удивительно, что включение американского образования в системурыночных отношений не может не наложить серьезного отпечатка на характерпреподавания.
Студентыплатят учебному заведению некоторую сумму (покупают товар в форме званий), закоторую они вправе получить качественный продукт, упакованный соответствующимобразом (доступность и увлекательность курса), а также гарантию качества (т.е.соответствие уровня курса требованиям их будущего работодателя). Даже еслистуденты ничего не платят или платят крайне мало (в случае государственногоучебного заведения, к числу которых относится и тот колледж, о котором идетречь), то они все равно отдают преподавателю свое время. А это — капитал, бытьможет, еще более значимый, чем наличные деньги. Возможно, аналогия междупроцессом обучения и экономическими отношениями купли-продажи звучит нескольконатянуто, по существу все обстоит именно так.
Ужеповерхностное знакомство с программой создает впечатление того, чтопреподаватель не только заботится о научной эффективности курса, но и ограждаетсвои права с помощью тщательно разработанного нормативного документа. Причемречь идет не о каком-то исключительном случае, скорее напротив, о самомтипичном — общем правовом сознании американской нации.
Текстпрограммы размножается, а затем раздается студентам. Он широко используется вкачестве справочного материала, с которым обучающиеся сверяют процесс освоенияданного курса. Текст составлен таким образом, чтобы быть максимальноинформативным, инструментальным, инструктивным.
Акцентна договорных отношениях курса проф. Бэрра не означает, что мы ставим подсомнение научное и методическое качество. Напротив, легко себе представить, чтопреподавание курса по разработанной программе проходит весьма эффективно, т.к.она достаточно продумана, взвешена и логична. Если семестровый курс «Введение всоциологию», читаемый в провинциальном двухгодичном колледже, преподается стакой проработанностью и методической детализацией, то становится понятным,почему столь высока социологическая культура американского общества. Четкостьтребований, ясность структуры, определенность достигаемых задач (качествотовара) — все это присутствует в коммуникативном документе.
Стоитсделать несколько замечаний по поводу стиля программы, содержащегося в нейнравственно-психологического контекста. Речь идет о том, что профессор,выступающий с подобной программой, демонстрирует свое уважение к студентам. Ончрезвычайно высоко ценит их время (и как следствие — свое тоже), относится кним как к равным субъектам договора, повышая тем самым уровень их самоуваженияи мотивации. Подобная ясность намерений обеих сторон, четкость их правовыхпозиций в рамках читаемого курса снижает вероятность возникновения конфликтов идискомфорта в отношениях между студентами и преподавателем.
Обсуждениеметодики построения и планирований курса
Стоитобратить внимание на то, что в анализируемой программе указан учебник илиучебное пособие, используемое в качестве научно-методической базы курса. Таковапочти не нарушаемая традиция преподавания социологии и других дисциплин вамериканских вузах. Более того, ни один курс не будет разрешен к преподаванию,если он не подкреплен учебником, доступным всем студентам, либо вуниверситетской книжной лавке, либо в научной библиотеке. Жесткая привязкакурса к одному учебнику имеет свои как положительные, так и отрицательныестороны. Первых, правда, несравненно больше.
Студентыполучают возможность опираться на апробированный источник, страхующий их впроцессе прохождения курса и подготовки к контрольным зачетам. Преподаватель, зная,что все студенты пользуются одним и тем же источником, легко корректируетлекционную часть курса, включая в нее тот материал, который или поясняетнаиболее трудные разделы, или расширяет курс за пределы материала,содержащегося в учебнике. В результате экономится время не толькопреподавателя, но и студентов. Сокращается непроизводительное проговариваниетривиального материала, утомляющая аудиторию диктовка определений, понятий,таблиц. Наконец, начисто изживается чересполосица библиографических указаний преподавателя,когда от студентов требуется прочитать к занятиям отдельные главы, а то истраницы из доброго десятка самых разных книг, не дающих в совокупности единоговзгляда на предмет[9].
Конечноже, сфокусированность на единственном учебнике имеет свою отрицательнуюсторону. Экономия времени, рационализм оборачиваются удручающей унификациейиндивидуальности. Стремление облегчить подготовку студентов к лекциям исеминарам чревато иждивенчеством, ожиданием заранее приготовленного продукта,неумением самостоятельно искать источник информации и, что самое тревожное,желанием полагаться на одну единственную парадигму знания. Отсюда печальноизвестная одномерность американского интеллекта. Справедливости ради заметим,что этот изъян отчасти преодолевается или корректируется курсами более высокогоранга, особенно в аспирантуре. Хотя заложенные на ранних фазах духовногоразвития стереотипы сохраняются довольно долго, лишь частично видоизменяясь, ито скорее по своей внешней форме. Такова неизбежная «диалектика» рациональностии инструментализма, столь характерных для преподавания социологии вуниверситетах США.
Занесколько месяцев до начала чтения курса преподаватель делает заказ на основнуюи вспомогательную учебную литературу, используемую для данного курса. Заказпринимает университетский книжный магазин, гарантирующий к началу семестраналичие в продаже необходимого числа экземпляров книги. Благодарен тому, чтопреподаватель является потенциальным заказчиком большого числа учебнойлитературы, соответствующие издательства всячески задабривают их, предоставляябесплатные сигнальные экземпляры социологической и другой учебной литературы, постоянноинформируя о готовящихся изданиях и т.д.
Несмотряна то, что учебники и учебные пособия относятся в США к разряду самой дорогойкнижной продукции (в среднем учебник по введению в социологию стоит 30долларов), существует определенная система, позволяющая снизить расходыстудентов на учебную литературу. После окончания курса купленные книги, какправило, возвращаются студентами в магазин и позднее включаются в оборот, ноуже по сниженным ценам. Сам по себе подобный круговорот учебной литературывесьма эффективен. Правда, в итоге он приводит к тому, что американские студенты-социологипрактически не имеют своих личных библиотек, при всех обстоятельствах полагаясьна доступность библиотечных фондов и книжных магазинов.
Бесспорноговнимания заслуживает и та часть программы, в которой формулируется ираскрывается по пунктам задача курса. Что это дает? Особенности студенческого(да и не только студенческого) восприятия учебного материала таковы, чтослушатели отрицательно относятся к неочерченности рамок курса, неясности егоперспективы. Отсутствие определенности и четкой ориентированности в такихвопросах порождает у слушателей беспокойство, иногда — завышенное ожидание,недовольство стилем подачи материала. Всего этого весьма удачно избегает авторданной программы, ясно обозначивший то, что должны освоить студенты в рамкахпредполагаемого курса.
Примечательно,что в тот же раздел программы включен набор требований, предъявляемых кстудентам, который может гарантировать им успешное прохождение курса. Это иопределенный уровень знания английского языка, и коммуникативные способности, исклонность к аналитическому мышлению, а также интерес к социальной реальности.
Последнеетребование — интерес к социальной реальности — особенно важно. Онорассматривается на американских факультетах социологии как совершеннонеобходимое личностное качество будущих социологов-профессионалов, котороедолжно проявиться, быть может, раньше всех остальных и по возможности присутствоватьв человеке a priori. Вокруг этого интереса, становящегося главным мотивомформального изучения социологии, строится вся система социологическогообразования на факультете. Если студент первого курса равнодушен к явлениямокружающей социальной жизни в любых ее проявлениях, не стремится понять их,объяснить в меру своих познаний, то, видимо, следует ставить вопрос о егопрофессиональной непригодности. Ибо никакими методическими и дидактическимиприемами его уже не удастся приобщить к социологии как своеобразной «социальноймедицине». Вот почему в программе столь недвусмысленно подчеркиваетсянеобходимость обладания «чувством социального». Причем делается это открыто ичестно.
Любопытнорешается, вернее, обсуждается проблема посещаемости. Преподаватель сразу жеобозначает условия посещения лекций и возможные последствия пропусков занятий.При этом он требует от студентов не абсолютной, стопроцентной посещаемости (чтои в американских условиях едва ли допустимо), а демонстрации с их стороны мерыответственности за присутствие на лекциях! В случае предполагаемого пропускаони должны заранее поставить преподавателя в известность. Само по себе этоестественно, почти тривиально (хотя с другой стороны, практически никогда невыполняется). Но здесь важно иное — программа четко обозначает требование и темсамым заявляет о необходимости осознанной дисциплины и внутренней ответственности,а заодно и уважении к лектору.
Ещеодно требование, зафиксированное в программе, касается ритмичности ипоследовательности текущей подготовленности студентов к занятиям (будь толекции или семинары). Автор программы обращает внимание студентов на необходимостьзнакомства с текущей информацией в прессе и в телевизионных передачах,анализируемой сквозь призму социологии. С этой целью периодическая информацияможет использоваться в ходе дискуссий, что, во-первых, оживляет материаллекций, во-вторых, делает его несомненно более актуальным и, в-третьих,демонстрирует прикладной и практический характер социологии, способнойприносить реальную пользу в повседневной жизни.
Рассматриваяразличные аспекты программы проф. Бэрра, следует выделить, быть может, самыйоригинальный ее элемент. Таким элементом можно считать раздел программы,касающийся работы" с автобиографией. Бэрр предлагает превратитьавтобиографию каждого студента в своеобразный объект социологическогоисследования. Таким простым и общедоступным приемом достигается сразу нескольковажных задач. Прежде всего студенты обращаются к объекту, который, с однойстороны, находится. ближе всего к их собственному «Я» (что может быть болееинтимно, чем личная биография человека), С другой стороны, история частнойжизни превращается в элемент, клетку социально-исторического процесса,соединяет данное лично с социальной общностью.
Следуяобщей установке на пробуждение или возрождение у студентов чувства социальногоинтереса и социальной озабоченности, автор программы находит для этого весьмаудачный объект — автобиографию, которая идеально подходит к методическим иметодологическим целям курса. Вслед за Р. Миллсом подобный прием называется впрограмме «социологическим воображением». Превращение социологического анализаавтобиографии в важнейший составной элемент всего курса становится чрезвычайноважным этапом на пути воспитания у студентов социологической культуры мышленияи поведения.
Оценказнаний студентов
Системаконтроля знаний, полученных во время прохождения курса «Введение в социологию»,составляет сильную сторону программы проф., Бэра. Контроль за процессом«социализации» информации ведется в течение всего курса постоянно, равномерно исамыми разными способами.
Структураконтроля состоит из трех главных элементов: (а) три внутрисеместровых зачета,(б) автобиография, (в) итоговый экзамен. При учете их реализации в рамкаходного семестра очевидным становится «тотальное» сканирование знаний студентов,получаемых по данному курсу. Тем самым достигается простое, но важноепреимущество: студенты перестают видеть в системе контроля нечто враждебное ихинтересам, постепенно преодолевается психология деструктивного отчуждения. Ссамого начала студенты приучаются к мысли, что качество и объем приобретенныхзнаний будут обязательно зафиксированы, высвечены тем или иным образом.
Приемыконтроля и оценка знаний раскрыты в программе достаточно ясно, вряд ли ещетребуют дополнительного комментария. Но во всех формах контроля (зачеты,автобиография, итоговый экзамен) упор сделан на письменных формах общения состудентами. Иначе говоря, все эти формы работы осуществляются в письменнойформе. Такого рода особенность преподавания в американских вузах (не только насоциологических факультетах) крайне важна для понимания сути дела. Письменнаяработа гораздо больше, нежели устная способствует воспитанию дисциплинымышления, творческого обращения с материалом, четкости и объективности оценок.Будущие социологи приучаются к составлению письменной документации, что такжестановится немаловажным компонентом их социологический культуры.
Витоге отметим, что анализируемая программа профессора Бэра составлена в стиледружеской рекомендации, совета со стороны человека, заинтересованного вэффективном и психологически комфортном взаимодействии со студентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитоги о проведенном исследовании особенностей преподавания социологии в США иЗападной Европе на современном этапе, следует сделать следующие выводы.
Совершенноочевидно, что роль и позиции социологии как науки, изучающей социальные объектыв их взаимодействии, в гуманитарном образовании зарубежных университетов весьмавысоки. Достаточно сказать, что сегодня практически все общественные наукиактуализируются результатами социологических исследований, а их перспективы втой или иной степени определяются уровнем и характером развития социологии.
Вомногих университетах специализация в области социологии является важным, ачасто и необходимым дополнением общей профессиональной и специальной подготовкиспециалистов — гуманитариев.
Рассматриваянациональные особенности преподавания социологии в США и Западной Европе, можноотметить следующие характерные для каждой страны особенности. Например, вАнглии социология изучается в тесном соотношении с психологией, политологией,экономикой. А США же используется соотношение социологии с антропологическими,демографическими и географическими подходами. Ну, а в Германии социологиюизучают в тесной взаимосвязи с такими, казалось бы, несовместимыми дисциплинамикак наука о спорте.
Так жев работе приводится программа преподавания курса социологии, представленнаяамериканским профессором Ф. Бэром. Так же приводится краткий анализ даннойпрограммы.
Хочетсядумать, что некоторые явно положительные американские особенности преподаваниясоциологии можно использовать и в российской практике. Например, заслуживаетуважения, по моему мнению, доверительное отношение к самостоятельнойдеятельности студентов, доступность языка изложения курса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова Н.В. Прогресси традиции в науке. М.: Изд-во МГУ, 1991. 129 с.
2. АрхангельскийС.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.:- 1974.
3. Голосенко И.А.Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // СОЦИС. 1992.№8. С. 38-47.
4. Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социология: в 3-х томах. – М.: Академия. – 2000.
5. Карапетянц И.В. Опреподавании социологии в зарубежных университетах // СОЦИС, 2000. № 9. С.123-125.
6. Карапетянц И.В.Высшее гуманитарное образование за рубежом: структура и системы управления. –М.: РГГУ, 1999.
7. КантонистоваЕ.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС,1991. №9. С. 37-50.
8. Филиппова Л.Д.Высшая школа США. – М.: 1981.