Реферат по предмету "Разное"


«Хотелось бы всех поименно назвать…»

«Хотелось бы всех поименно назвать…»Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России.Долоцкая сельская библиотека Устюженской ЦБСОформление: плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна; тонкие восковые свечи; портреты репрессированных или гонимых поэтов; живые цветы.Музыкальное и звуковое сопровождение: «Реквием» Моцарта; «Я не люблю» В. Высоцкого; «Обэриуты» В. Долиной»; «Анафема» А. Розенбаума; отрывки из поэмы А. Ахматовой. Мероприятие проводилось для учащихся старших классов, которые заранее получили задание. Тихо звучит «Реквием». Зажигается свеча, она будет гореть, пока звучит композиция.Библиотекарь: Чисты их имена, И горек голос лир, И дух высок, и словно осиянно... На вечны времена: Владимир.Велимир, Марина и Борис, И Александр, и Анна.Музыка умолкает, и в полной тишине идет перекличка из разных концов зала: Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали. Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме. Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован. Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством. Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям. Василенко Виктор, поэт, искусствовед, с 1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям. Андреев Даниил с 1947 года по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям. Терентьева Мария, Шаламов Варлаам, Домбровский Юрий, Ручьев Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям. Ученик: Который год мне не дает покоя Все то же неотступное виденье. В тот миг, когда державные часы На Спасской башне отбивают полночь. Когда еще не смолк, не отзвучал тяжелый звон- С двенадцатым ударом Они на площадь Красную вступают И начинают шествие свое – За рядом ряд, колонна за колонной, И, как штандарты воинских частей, Плывут над ними стяги, на которых, Как номера дивизий и полков, Стоят (голоса с мест) - 29-й, и 30-й, И 33-й, и 34-й, и 35-й, и 37-й, И все другие годы остальные.Библиотекарь:Эти убили, а эти ославили. Кто ж наши Каины? Кто ж наши Авели? Даже могил никаких не оставили, Горько в родимой земле им лежать. Нашим убитым, нашим замученным Мы даже памятник не поставили. Стыдно и не за что нас уважать. Ю. Левитанский.Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным поэтам России.3. Зажигается яркий свет. Диалог участников встречи Знаете ли вы, в чем обвинили поэта Гумилева? Он не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошел. Мешало понятие о чести. -Что такое честь? По словарю В. Даля, это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Поэтому отправляли на Лубянку тех. кто стремился в чистоте сохранить свою совесть. Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд.Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны. Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, нижних чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море. К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей. Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать на лечение за границу. Крестьянину-доносчику обещано 25% от конфискованного зерна. 58 статья содержала специальный 12 пункт о недонесении. Наказание - вплоть до расстрела. Можно ли оправдать или забыть такое? (Включается запись песни А. Розенбаума «Анафема»). Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными? Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что? Вспомните судьбу русских поэтов 19 века: Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Кюхельбекера.«Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию» (В. Кюхельбекер) Ученик: Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца - Русь! И на дне твоих подвалов сгину Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной. Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.Библиотекарь: Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилева. Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.Ученица: Показать бы тебе насмешнице И любимице всех друзей, ъ Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей- Как трехсотая, с передачею Под Крестами будешь стоять И слезою своею горячею Новогодний лед прожигать. Там тюремный тополь качается И ни звука,- а сколько там Неповинных жизней кончается... (С последними словами стихотворения включается пластинка с записью голоса Анны Ахматовой. Звучат «Вместо предисловия», «Посвящение»).Библиотекарь: Сын Ахматовой и Гумилева был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывод арестантов на отправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу. Страна умилялась «Колыбельной» из кинофильма «Цирк»: «Сто путей, сто дорог для тебя открыты». А в Часовой башне Бутырской тюрьмы не пела, а шептала своему сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева. Ученица: Утром рано на рассвете Корпусной придет. На проверку встанут дети, Солнышко блеснет. (Во время чтения звучит «Аве, Мария!»)Библиотекарь: Две тысячи репрессированных поэтов... Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели. Но они ни в чем не изменили себе. Они не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилеву на вопрос: можно ли ему писать стихи, быстро ответили: прозу - можно, стихи - нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок. Поэту Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для вас в лагере стихи?» Он ответил, не задумываясь: «Жизнь». Часто не на бумаге, а в памяти сохранялись многие стихотворные строки. Или свои стихи выдавались за стихи незапрещенных Блока или Твардовского (об этом вспоминает А.Солженицын). Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос «За что?» Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.Ученик: За что? Пусть Господь разберет, И движется длинный-предлинный Наш, к гибели нашей черед. Но, брат мой, вмурованный в камень, Пойми, мы недаром легли, Мы то, чем крепится фундамент Всей будущей жизни земли. А. Тришатов. Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горести и презрения.Ученик: Мы живем, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов слышны. А коль хватит на полразговорца. Так припомним кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны. Тараканьи смеются усища. И сияют его голенища. А вокруг его сброд толстошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет. Он один и собачит и тычет. Как подкову кует за указом указ- Кому в лоб, кому в пах. кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - малина И широкая грудь осетина.Библиотекарь: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев - это новая волна репрессированных поэтов. (Звучит песня Вероники Долиной «Обэриуты») Смерть Сталина в 1953 году не остановила лавину репрессий и предательств. Ученик: Пусть мне говорят: «Успокойся» - Спокойным я быть не сумею. Покуда наследники Сталина Живы еще на земле. Мне будет казаться, Что Сталин еще в Мавзолее. Е. Евтушенко Библиотекарь: Кандидат наук Васильев поздравил писателя Солженицына с пятидесятилетием. Вызвали в КГБ. Писатель Черных открыто выразил беспокойство по поводу того, что создается новый культ - культ Брежнева. Перестали печатать. Среди тех, кого «не одобряли» власти, был Владимир Высоцкий. (Звучит песня В. Высоцкого «Я не люблю»).Многие, слишком многие, не дожили до реабилитации. Многих еще предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь. «Забвение пережитого - смерть души», - говорил Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки. Ученица: Приснилось мне, что старые друзья Опомнились, раскаялись, вернулись И что ко мне, тревожа и дразня, Приветливые руки протянулись. И дружеские руки отстраняя, Я говорю без гнева и досады: - Друзья мои, не трогайте меня, Мне ничего ни от кого не надо. Е. Тагер.В зале наступает тишина, идет перекличка поэтов: Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Колыме. Плужников Евгений, уже больным туберкулезом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер. Васильева Елизавета (она же легендарная Черубина де Габриак), хромую, ее отправили по этапу на Урал.Библиотекарь: Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса. (Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах, подготовленные заранее).Ученица: Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день, И в завтрашний ваш день, и в день грядущий, - Мы к вам идем - Куда ж нам друг без друга, Мы память, что жестока и горька, И мы ее горчайшая строка. Но в памяти - грядущему порука, Цена ж забвенья слишком высока. Ю. Левитанский. (Гасится свеча).Библиотекарь: Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили - они снова как будто с нами, все, кого мы назвали и о ком подумали.«С любовью к Родине моей»Сценарий мероприятияНикольская библиотека Устюженской ЦБСВедущий 1. Россия, Русь, - Куда я не взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою Россия старину, Твои леса, погосты и молитвы Люблю твои избушки и цветы И небеса, горящие от зноя И шепот ив у омутной реки Люблю навек до вечного покоя...- эти строки о России, о своей Родине написал наш земляк, известный русский поэт Н. Рубцов. Север Руси издревле был краем редкостной народной поэзии. Неохватные просторы с тёмными гребнями ельников, с весёлыми рощами березняков, с пахучими сосновыми борами манили русского человека. На крутых берегах зелёных рек воздвигались городища и селения, рубились из сосны дивные по красоте часовни, создавались белокаменные церкви. Всё это было созвучно великому северному простору!Ведущий 2. Край Вологодский издревле русский. Сколько в нём, этом краю лесов. Озёр, необъятных памятников зодчества, неброской, но удивительно милой и близкой сердцу красоты, поэзии. Не потому ли он дал столько поэтов, беллетристов, художников. Здесь родина выдающегося русского поэта Константина Батюшкова и писателя-народника П. Засодимского, собирателей народных песен Феодосия Савинова и В. Сиротина. На Вологодской земле выросли известные поэты Н. Рубцов, Александр Яшин, С. Орлов, С. Викулов, прозаики Владимир Тендряков, Валерий Дементьев. Произведения Василия Белова, И.Полуянова, О. Фокиной, А. Романова, В. Коротаева, литературоведа Гроссмана и других выпускаются в центральных издательствах, публикуются в столичных журналах и пользуются популярностью у читателей. /Обзор творчества Сергея Викулова, Ольги Фокиной, Александра Романова /Ведущий 1. Не исключение в литературной жизни области и наша Устюженская земля. Имена Алексея Васильева, Анатолия Гусева, Юрия Максина, Юрия Тимофеева, Алексея Громова, Елены Фрузенковой и других знакомы нашим землякам в первую очередь по страницам газеты «Вперёд», некоторых - по литературным сборникам.Ведущий 2. Россиянин я, Из той деревни, Что стоит на взгорке у реки, В той деревне девки - все царевны, Все цари в деревне мужики! (из стихотв. А. Гусева «Россиянин я ...»)Устюженский поэт А. Гусев рано ушёл из жизни, оставив после себя три книги стихов. Сейчас ему исполнилось бы ... Прошло более 40 лет после его смерти. Время беспощадно, а память людская переменчива. Но есть на свете сила, которая противостоит и суетности нашей жизни и даже самому времени. Это талант, закреплённый в деле, в любом добром деле. А талант не умирает. Стихи А. Гусева до сих пор находят своего читателя. А те стихи, что не успел написать поэт, шумят лесами и травами вокруг деревеньки Терентьево, откуда он родом, из многодетной крестьянской семьи Павла Ивановича и Анисьи Трофимовны Гусевых. Он, старший сын, с малолетства приобщался к честной трудовой жизни, к пленительной красоте родного края, к весёлому и чистому звону речки Мавруши. Отсюда он ушёл в большой мир, исходил много нелёгких дорог, став поэтом. Две первые книги были изданы в Таллине (1960,1962), где после окончания мореходного училища матрос Толя Гусев поднимал парус своей молодости в синеву Балтики и на суровом ветру учился жить стремительно и распахнуто. Третья и последняя книга «Сигнальный огонь» вышла в Вологде (1964). Вышла - по чёрной обложке красный взрыв - почти накануне смерти поэта. Анатолий Гусев был талантлив. Приехал, а лучше сказать, взлетел он балтийским ветром в Вологду весной 1963 года. Он был высок ростом, крепок статью, красив той удалой мужественностью, которая отличает людей решительных и душевно щедрых. Из под черного лихого чуба, нависавшего на лоб, мягко и печально светились умные глаза человека, уж много повидавшего и передумавшего на свете. Он не любил споров о поэзии - он любил споры о жизни. В жизни не все, как в поэзии. Но в поэзии всё так, как в жизни. В лучших, в высоких своих проявлениях, поэзия никогда не стареет. Мы это видим и на примере творчества Анатолия Гусева. Многие его стихи обжигают и заставляют задуматься, также как и пятнадцать - двадцать лет назад. А некоторые вырублены настолько остро и точно, что кажется - сделаны сегодня. В городе Пестове, есть одно тенистое, тихое, печальное место - там покоится Анатолий Гусев. На зеленоватом граните высечены две строчки:Россиянин я! Из той деревни, Что стоит на взгорке у реки... Туда приходят люди, знавшие Анатолия Павловича Гусева и приносят цветы. (Чтение стихотворений А.Гусева.)^ Васильев Алексей Алексеевич. Родился в Москве 10 марта 1933 года. Окончил лесотехнический техникум в г. Устюжна. Затем в Тамбове военное училище. Служил в Архангельской и Мурманской областях. Демобилизовался, жил в Тамбове. В 1966 году оказался в Якутии, в городе Мирный. С 1983 года проживал в городе Устюжна, которую считает своей родиной. В стихах Алексея Васильева скрывается характер сильный и независимый, но при всей сдержанности поэта душа его остаётся нежной, по - детски открытой красоте. Главное место в книгах занимает Сибирь, её суровая природа, необжитые края, поманивши лирического героя проверять себя в экстремальных условиях. В то же время в стихах А.Васильева ничего нет от легковесной и пустой «романтики», которой подчас переполнены «сибирские» стихи заезжих гастролеров. «Такая жизнь», - говорит поэт в одном из своих стихотворений, и он показывает жизнь во всей её сложности, не избегая проблем, в том числе и очень больших, чрезвычайно важных для сегодняшного дня. (Чтение стихотворений).^ Максин Юрий Михайлович. Родился в 1954 году в деревне Плосково Череповецкого района. Деды и прадеды - вологодские крестьяне, владевшие кроме землепашества многими ремёслами, родители - сельские учителя. Среднюю школу Ю.Максин закончил в городе Весьегонске Тверской области, педагогический институт в Москве. После его окончания вернулся в родные места и шесть лет работал учителем. С 1983 года - журналист районной газеты, живет и работает в старинном русском городе Устюжне. Первая публикация стихов Юрия Максина состоялась в 1982 году в газете «Вологодский комсомолец». Через десять лет в краеведческом альманахе «Устюжна» вышла в свет его первая книга стихотворений «Невостребованность страстей». Чуть позже появились первые поэтические сборники Юрия Максина - «Журавли» и «Разорванный свет», получившие отклик в прессе, в том числе и в московской. Совсем недавно, при поддержке Администрации Вологодской области, были изданы новые книги члена Союза писателей России Юрия Максина - «Тихой жизни круг» (серия «Вологда. 20 век») и «Который час сегодня на Земле?». Стихи Юрия Максина редкостно певучи, музыкальны. Они буквально просятся на музыку и не редко вдохновляют композиторов на создание песен и романсов.(Чтение стихотворений Ю.Максина)^ СИНОП - СЛАВА РОССИЙСКОГО ФЛОТАСоставитель: зав. МБО Бабаевской ЦБ Романова Т.А.Форма мероприятия: телефонная интеллектуальная игра.^ Цель мероприятия: развитие интереса к истории Отечества, воспитание чувств паириотизма и гордости за героическое прошлое Родины.Участники: учащиеся 9-11 классов.Рекомендации организаторам игры: Заранее составляется телефонный график работы с командами, табло для занесения ответов. На каждый вопрос - одна минута обсуждения. У телефона - капитан команды, который озвучивает вопрос ведущего и ответ команды. Подведение итогов в конце дня.^ Примерные вопросы:1.Что послужило формальным поводом Крымской войны 1853-1856 годов и отражено в Ультиматуме Николая 1?Ответ: Спор России и Турции из-за христианских святынь.Пояснение: Иерусалим и Вифлеем, расположенные на территории Османской империи, были священными городами для каждого христианина. Часть ключей от храмов находилась в руках католиков, часть - в руках православных христиан. Весной 1853 года Россия в Ультиматуме потребовала у Турции отдать предпочтение православным священникам в Вифлееме. Турция отказала.Источник: Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей.- М., 1999.- С.424-430 Сколько времени продолжался Синопский морской бой?а/ 2 дня, б/ около 4 часов, в/ 1 суткиИсточник: Тот же, что в №13. Назовите общее количество кораблей, которыми располагала в начале боя русская сторона? турецкая сторона?Ответ: У турков было 16 кораблей /14 парусников и 2 паровых/; У русских - 8 кораблей /6 больших линейных и 2 фрегата/Источник: В.Артемов. Крымская война 1853-1856.-М., 2005.-С.4-54. Каковы были потери русских и турецких войск в ходе Синопского сражения в технике и людях?Ответ: потери турок -15 кораблей и около 3000 людей, потери русских - ни одного корабля и 38 матросов убитыми.Источник: Бекир-Заде Э. Адмирал Нахимов.- М.,1999 –С.166; так же - Энциклопедия для детей.5. Суда, которые затопляли на входе в бухту, чтобы ее запереть, назывались: а/. Брамсель б/. Брандер в/. БрандавахтаИсточник: Бекир-Заде Э. Адмирал Нахимов.- М., 1999.-С.1666. Как назывались самые большие корабли и самые малые корабли, участвующие в Синопском сражении?Ответ: Самые большие - линейные корабли; Самые малые - бриг.Источник: Тот же, что и в №5.7. Вице-адмирал П.С.Нахимов, командующий эскадрой, был справедливым и строгим командиром, пользовался большой любовью и уважением моряков. Он любил повторять: «Матрос - есть главный двигатель на военном корабле, а мы /офицеры/ только...». Закончите высказывание, используя три варианта ответа:а/ пружины, б/ паруса, в/ якоря.Источник: Бекир-Заде Э. Адмирал Нахимов. - М.,1999.-С. 101.8. Адмирал Павел Степанович Нахимов сменил за годы своей службы много кораблей. Неизменным оставалось только место службы. Назовите этот город.Ответ: Севастополь.Источник: тот же, что и в №7. С.1139. Немаловажным шагом к положительному исходу боя для русской эскадры послужил тактический маневр по занятию исключительно выгодного положения по отношению к неприятельской эскадре, который был разработан и проверен еще Нельсоном, Ушаковым и Лазаревым - знаменитыми русскими флотоводцами. А в чем он заключался?^ Ответ: выгодное, то есть максимально приближенное положение на расстоянии не пушечного, а пистолетного выстрела. / Дистанция 1,5 - 2 кабельтовых/ Источник: тот же, что и №8. С. 15510. Как назывался флагманский корабль, на котором находился турецкий командующий Осман-паша? а/. Ауни-Аллах, б/. Фазли-Аллах, в/. Гюлли-СефидИсточник. Тот же, что и №10. С.155-15611. Эпизоды Крымской войны отображены на картинах многих живописцев. А кто автор картины «Синопский бой»?:а/. Айвазовский, б/. Красовский, в/. НестеровИсточник: В.Артемов. Крымская война 1853-1856.-М.,2005.-С. 6.12. Русские одержали блестящую победу, начисто разгромив турецкий флот в результате Синопского сражения. Почему адмирал Нахимов не разделял всеобщего ликования?Ответ: он предвидел негативные последствия битвы - ускорение вступления в войну на стороне Турции Англии и Франции, которые захотят взять реванш и не уступят главенство на Черном море. Так и получилось. Итоги Крымской войны - унизительный мирный договор, который лишал ее права иметь на Черном море крепости и военный флот.Источник: тот же. С.4513. В годы ВОВ в память о славном флотоводце П.С.Нахимове были учреждены ордена двухстепеней и медаль Нахимова. Кто награждался за заслуги орденом и кто медалью Нахимова? Ответ: орден - офицеры; медаль - матросы, старшины и сержанты. Источник: Митяев А. Книга будущих адмиралов.- М., 1986. - С.88-9214. Наиболее ярко и достоверно личность героя Крымской войны, адмирала П.С.Нахимова, сумел изобразить Виктор Зарудный в своем рассказе «Фрегат Бальчик». А как адмирал любовно называл молодых матросов? а) окунь; б) муха; в) карась.Источник: Бекир-Заде Э. Адмирал Нахимов.- М., 1999.-С.105^ 15. Огромные потери турок в живой силе во время Синопского боя случились из-за ошибки, допущенной Осман-паша. В чем она заключалась?Ответ: Перед боем Осман-паша опрометчиво приказал посадить на свои корабли войска, которые, видимо, должны были взойти на русские суда.Источник: Тот же. С.166.16. Немаловажное значение в бою имело превосходство российского флота в артиллерии. Русская сторона применила новое оружие. Как оно называлось?Ответ: бомбические пушки, стреляющие разрывными сферическими бомбами.Источник: Н.Шефов. Битвы России.- М., 2004.- С.512-51417. В Синопском сражении у турецкой стороны, как обороняющейся, были свои преимущества. Что особенно усиливало позиции турок?Ответ: береговые батареи.Источник: 100 великих битв.- М., 1998.- С.344-348.18. За успешные боевые действия в ходе Синопского сражения капитану 1 ранга, командующему кораблем «Париж», было присвоено звание контр-адмирала. Как его звали?Ответ: Владимир Иванович Истомин.Источник: В.Артемов. Крымская война 1853-1856.-М.,2005.- С.7Минувших лет святая памятьСценарий вечера-встречи двух поколенийКадниковская центральная библиотекаМЦБ Сокольского районаСоставители: Н.А. Хлебосолова - зав. отделом обслуживания Кадниковской ЦРБ, Н.А. Петухова - гл. библиотекарь отдела обслуживания. Редактор: В.Н. Чехлова - зав. методическим отделом.Вечер-встреча проводится для юношества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, которые во время войны были детьми. Также во встрече принимают участие работники ДК - исполняют песни. Стихи читают учащиеся. Используются кадры видеофильма «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».Оформление: Книжная выставка «Кадников в годы Великой Отечественной войны», плакаты «С Днем Победы!» - 4 экз.^ 1-й ведущий: Добрый день! Мы открываем вечер, посвященный большому всенародному празднику - 9 мая - Дню Победы в Великой Отечественной войне. Время стремительно идет вперед. Вот уже 62 года минуло со Дня Победы нашего народа над фашистской Германией. За это время выросли новые поколения людей, которые никогда не слышали залпов пулемета, грома орудий, не видели бомбежки городов. Заросли травой окопы и траншеи. На земле, опаленной войной и политой кровью сынов и дочерей нашего народа, идет, пусть и не всегда безоблачная, но мирная жизнь. И дай бог, чтобы война никогда больше не пришла на нашу землю, чтобы мы встречали этот праздник так, как написано в стихотворении известного вологодского поэта-фронтовика Сергея Орлова.Чтец: Когда это будет, не знаю, В краю белоногих берез Победу Девятого мая Отпразднуют люди без слез.Поднимут старинные марши Армейские трубы страны, И выедет к армии маршал, Не видевший этой войны.И мне не додуматься даже, Какой там ударит салют, Какие там сказки расскажут И песни какие споют.Но мы-то доподлинно знаем, Нам знать довелось на роду, Что было Девятого мая С утра в сорок пятом году.^ 2-й ведущий: В эти майские дни мы вспомним многое: достанем фотографии, где наши дедушки и бабушки, мамы и папы такие молодые; перечитаем письма с номерами полевой почты на конвертах-треугольниках, споем песни того времени, погрустим и порадуемся. И, конечно, будем чествовать ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла военного времени, тех, кто защищал нашу Родину на поле боя и кто трудился в тылу во имя Победы, не покладая рук./Представление приглашенных ветеранов/.Желаем Вам, дорогие ветераны войны и труда, крепкого здоровья, счастья семейного, благополучия, любви, заботы, понимания и поддержки близких вам людей.^ 1-й ведущий: Встречая 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, нельзя не вспомнить о том, как началась эта кровопролитная война. Давайте посмотрим документальную кинохронику начала войны. / ^ Показываются кадры видеофильма /.2-й ведущий: Военные историки подсчитали, что за 5,5 тысяч лет существования человеческой цивилизации в мире произошло около 15 тысяч войн, но Великая Отечественная война по людским потерям была самой кровопролитной, а по вооружению и военной технике - войной моторов.^ 1-й ведущий: Во II Мировую войну было втянуто 61 государство, военные действия шли на территории 40 стран. Под ружьем в вооруженных силах находилось 110 миллионов человек. Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом - общие потери населения всех стран составили более 50 миллионов человек, из них более половины - потери русского народа. Германия развернула на границе с Советским Союзом 3 крупные группировки войск: «Север», «Юг», «Центр» и 22 июня 1941 г. в 3 ч. 15 мин. вероломно, без объявления войны напала на нашу страну.^ 2-й ведущий: Начало войны для советских вооруженных сил и для всего народа было очень тяжелым, можно сказать, даже катастрофическим. Немецкая авиация в первые дни войны нанесла мощные бомбовые удары по крупным городам, группировкам войск, базам снабжения, арсеналам, аэродромам. Свыше 1000 немецких бомбардировщиков нанесли удары по 66 аэродромам из 100 в трех западных военных округах, где находилось до 70 % советской авиации. Только в первый день войны потери нашей авиации составили 1200 самолетов, 800 из них были уничтожены или повреждены прямо на аэродромах. За три недели с начала войны в Московском направлении немцы продвинулись на 600 километров вглубь нашей территории.^ 1-й ведущий: Под оккупацией оказались Литва, Латвия, почти вся Белоруссия, часть Украины, Эстонии и Молдавии. Создалась угроза захвата Киева, Москвы и Ленинграда. Враг упорно стремился в короткие сроки захватить самые важные политические и экономические центры Советского Союза. Над нашей страной нависла смертельная опасность: потеря своей независимости. 30 июня 1941 года был создан ГКО (государственный комитет обороны), который предпринял экстренные меры по мобилизации всех сил страны с целью остановить дальнейшее продвижение врага в глубь страны. Сотни тысяч, миллионы наших людей встали на защиту своей Родины.^ 2-й ведущий: С Вологодской земли ушло на фронт более 340 тысяч человек. Наши земляки воевали практически на всех фронтах Великой Отечественной. Они защищали Брест и Смоленск, Одессу и Севастополь, освобождали Киев и Минск, штурмом брали Кенигсберг и Берлин. Более 130 наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза, десятки тысяч награждены орденами и медалями. Но не всем было суждено вернуться домой с войны. Свыше 178 тысяч вологжан навечно остались лежать на полях сражений.^ 1-й ведущий: Не остался в стороне от войны и уездный город Кадников. Представим мысленно наш город в то время. Предвоенный Кадников - уютный, чистый, зеленый провинциальный городок, а люди в нем - добрые, открытые исердечные. По переписи 1939 года населения в городе насчитывалось около 1500 человек. Суббота, 21 июня 1941 года. В Кадниковской средней школе торжество, вечер выпускников 10 класса, а их было 26 человек. Получение аттестатов, музыка, танцы, мечты завтрашнего дня, радость родителей, учителей и, конечно, выпускников. И никто не знал, что завтра наступит человеческое горе. Днем 22 июня 1941 года Советское радио известило, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, и началась Великая Отечественная война.^ 2-й ведущий: Кадников был объявлен на военном положении. Городской совет работал круглосуточно. Шла мобилизация мужского населения города, кадниковцы встали на защиту своей Родины и показали примеры мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны. Сергей Николаевич Орешков в боях за Украину закрыл своим телом вражескую амбразуру, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названа улица в г. Кадникове. На счету летчика-истребителя Павла Осиповича Васильева 192 боевых вылета и 10 сбитых самолетов врага. Сегодня на нашем вечере присутствуют ветераны Великой Отечественной войны: Пахомовский Рафаил Георгиевич, Чеперегин Леонид Федорович. Рафаил Георгиевич, расскажите пожалуйста, как начался ваш фронтовой путь, какие награды имеете, где встретили День Победы?/Выступление Пахомовского Рафаила Георгиевича/1-й ведущий: Для вас, уважаемый Рафаил Георгиевич, и для всех участников встречи исполняется песня «Дороги»./Песня «Дороги» - муз. А. Новикова, сл. Л. Останин, исполняют работники ДК/1-й ведущий: А как же жил Кадников в эти военные годы? С 1 сентября 1941 года была введена карточная система на все продукты питания. Суточная норма рабочего была 500 г. хлеба, служащего - 400, иждивенца - 200. А из остальных продуктов в магазинах остался только фруктовый чай. За хлебом очереди занимали с ночи. Вечерами жили с затемненными окнами. Строго следили, чтобы не проникал свет на улицу, иначе могли бомбить. Электрического освещения не было и зажигали коптилки - нитки, пропущенные через железную трубочку с бортиками и отпущенные в бутылочку с керосином. Сегодня на нашей встрече присутствует Творогова Екатерина Александровна, детство которой совпало с началом войны. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось?/Выступление Твороговой Екатерины Александровны/ 1-й ведущий: Для вас, уважаемые женщины, в подарок песня./«Темная ночь» - муз. Н. Богославского, сл. В. Агатова, исполняют работники ДК/^ 2-й ведущий: В начале войны фашистские полчища теснили наши войска и занимали нашу территорию. Трудно было под Москвой, окружен был город Ленинград. Город Кадников начал принимать эвакуированное население Ленинграда и области. Прибыл детский сад фабрики «Скороход» - 180 человек вместе с обслуживающим персоналом. Прибыл государственный архив Карелии. Его разместили в Ильинской церкви. Наше правительство заключило союзнический договор с США и Англией о совместной борьбе против фашизма и взаимной помощи. Америка и Англия обязались поставлять нам военную технику, в том числе автомашины и самолеты, а также одежду и продукты питания. Все это переправляли транспортом через океан Архангельска и Мурманска, а затем железной дорогой к месту назначения.^ 1-й ведущий: Часть самолетов разгружалась в контейнерах на станции Сухона, перегружалась на баржи и по реке доставлялась на левый берег у Рабанги. В Рабанге была 3-я группа инженера Часовикова, где эти самолеты собирались, облетывались и отправлялись на фронт. Аэродром был в городе Соколе, между деревней Слобода и лесом, на так называемых «бродах». Поступление иностранной техники потребовало обучения летно-технического состава для работы на них.^ 2-й ведущий: С этой целью осенью 1941 года в г. Кадникове был построен аэродром между улицей Красной и деревнями Филяево, Ерденево и Лопатино. Егс строили жители Кадникова и колхозники близлежащих деревень. (Все делалось вручную, до 300 лошадей работало на перевозке стройматериалов). Когда строительство было закончено, в город прибыла воинская часть 27-го запасного


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости военнослужащих
Реферат Форма правління політична система політичний режим та опозиція Ізраїлю
Реферат Стихийные бедствия. Приоритетные, примитивные мероприятия по опасности стихийных бедствий
Реферат Стихотворение В.В.Маяковского Хорошее отношение к лошадям. Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Организация деятельности предприятия по производству паркета
Реферат Финансовый анализ муниципального унитарного предприятия "Пшада"
Реферат Финансовое самообеспечение коммерческого предприятия
Реферат Работа электрических органов рыб
Реферат Миома матки кистома левого яичника история болезни
Реферат ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Реферат Baseball In Puerto Rico Essay Research Paper
Реферат Математическая модель взаимодействия подсистем производства сельхозпродуктов в районных АПК
Реферат О жизни и творчестве И.Бунина
Реферат Расчет тяговой подстанции
Реферат Ставлення кадетів до Української державності в період Центральної Ради березень-липень 1917 р