Реферат по предмету "Социология"


Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Общетеоретические аспектыгендерологии и феминологии

1.Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
1.1Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера
Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род».Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностеймужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) –социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический полиндивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.
Необходимость различать биологический и социальный пол впервыебыла обоснована в книге М. Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах»(1935), но сам термин «гендер» вошел в употребление в западной науке в 1970-егг., в отечественной науке – в 1990-е гг.
Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научноеобоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американскойнауке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография),философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесносопряжено с трансформациями постиндустриального общества.
Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии ифеминологии послужили:
1)        Втораяволна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар,Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женскихисследований» (women`s studies);
2)        Основныеположения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов(А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма,в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);
3)        Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследованияна телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснениечеловеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти,Э. Сартр и М. Хайдеггер);
4)        Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин«онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской»,способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка(Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новыйуровень (М. Фуко).
Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:
·         Всфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющеесянивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей,динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваиваютмужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования;
·         В политическойсфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможностьвлиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;
·         Эволюционируютсемейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины всемье. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формированияидентичности детей и взрослых;
·         Измененияв структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий)социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;
·         Впостиндустриальном обществе меняется репрезентация мужской и женскойсексуальности.
·         Характернойчертой современного общества является все более активная деятельность женщин всоциальной, экономической, политической и других областях – происходит феминизациясовременного общества
В 60–70 гг. ХХ века под влияниемженских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерныеисследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развитияможно выделить несколько этапов.
Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механическивключались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» – нерешал основных задач, т. к. ни одна из традиционных научных дисциплин немогла всесторонне осветить особенности социально-психологического статусаженщины в семье и обществе.
Второй этап. С начала 1980-х гг. началсяпроцесс интеграции женских исследований в высшее образование США. Вуниверситетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений(гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение влитературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарногоподхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. В тоже время междисциплинарный характер женских исследований указывал и на её интеграциюс традиционными отраслями знания – по этой причине появляются такие дисциплиныкак психология женщин, историческая феминология, женская литература. В этот жепериод появляется так называемая феминистская педагогика, рекомендующая превращатьстуденческую аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально иэмоционально вовлекать всех присутствующих.
С середины 80-х гг. ХХ века наметилсятретий этап в развитииженских исследований за рубежом. Он был связан с настоятельной необходимостьювключить в учебные университетские программы опыт меньшинств и при этомучитывать индивидуальные различия студентов. Чернонокожие женщины такжепотребовали включения в концепцию женственности расовых и классовых различий.Оформляется концепция множественной идентичности женщин.
Четвёртый этап начался с 1990 г. Внимание исследователейобратилось к международным проблемам женщин. В 1980-х — 1990-х гг. женские игендерные исследования активно проводятся в Европе. Изучаются такие темы, какгендерная идентичность и репрезентации; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера;сексуальность; насилие в отношении женщин и др. В 1996 г. при Гендерноминституте Лондонской школы экономики организована Международная сеть гендерныхисследований. Гендерные исследования проводятся в Восточной Европе и России,где гендерология и феминология получают статус университетской науки.
1.2 Понятие гендер, феминность, маскулинность, андрогинность
Понятие «гендер» является центральным и ключевым в гендерологии ифеминологии.
В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий«пол» и «гендер». Хронологически феминология сформировалась ранее, чемгендерология, которая появилась как следствие интенсивных гендерныхисследований в рамках предметных областей различных наук в последней третиXX в. Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма.
Одно из первых определений гендера возникло в связи с феминистскиманализом современного общества, критикой дискриминационного положения женщин.Гендер как инновационный научный и философский дискурс[1]впервые сформировался в США, где гендерные исследования получили статус официальнойучебной и научной дисциплины.
В культурной антропологии было предпринято категориальное обоснованиегендера. В статье антрополога Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводуполитической экономии» полов» (1974) «гендер» определяется как комплекссоглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.
Социология. Социолог Э. Гидденс, определяет понятие гендерследующим образом: пол имеет отношение к физическим, телесным различиям междуженщиной и мужчиной, понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальныеи культурные особенности. Если пол индивида биологически детерминирован, то род(гендер) является культурно и социально заданным.
Э. Оукли в работе«Пол, гендер и общество» (1972): разграничила понятия пол и гендер следующимобразом:
·         «Пол» (sex) является словом, которое соотнесено с биологическимиразличиями между мужчиной и женщиной: разница в воспроизводящей функции.
·         «Гендер» (gender) предмет культуры: он соотнесён с социальнойклассификацией на «маскулинное» и «фемининное».
·         Постоянство пола должно быть признано, но также должно бытьпризнано разнообразие гендера.
Современные социологиопределяют гендер как «черты личности и социальные позиции, рассматриваемыечленами общества как мужские и женские» (Дж. Масионис).
Такимобразом, гендер – достигаемый статус, конструируемый психологическими,культурными и социальными средствами, это система межличностноговзаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается ивоспроизводится представление о мужском и женском как базовых категорияхсоциального порядка.
Гендер –понятие многозначное:
а) гендер –это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности вобразовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности,семейной роли и репродуктивного поведения (Goffman, 1976). Данное определениепостроено через отнесение гендера к другим социостатусам (профессии,общественному, гражданскому статусу).
б) гендер –совокупность поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный,социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе(Money, 1965);
в) гендер –это организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, нетолько характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье, нои определяющая их социальные отношения в основных институтах общества,например, в социальных классах, в иерархиях крупных организаций и приформировании структуры занятости.
Пол – совокупностьморфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающихполовое размножение.
Гендер – система социокультурныхполовых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения междусобой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.
Мыостановимся на понятии гендер, данном в словаре гендерных терминов: Гендер – этосовокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые обществопредписывает индивидам в зависимости от их пола. Гендер – один из способовсоциальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, надоступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики[2].
Т.В. Бендас дает следующую трактовкупонятий маскулинность и фемининность:
Маскулинность (лат. masculinus – мужской) –набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящегомужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.
Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческихчерт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость,нежность, слабость, беззащитность и т.д.
Андрогинность– набор личностных и поведенческих черт,которые характеризуются как сильно выраженные мужские, так и сильновыраженные женские.
1.3 Объект и предмет гендерологии. Объект и предмет феминологии
Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование зарубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований врамках предметных областей различных наук
В отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин,гендерология (от англ. gender – род и греч. logos – учение) охватывает проблемыобоих полов, индивидов с различной гендерной и сексуальной идентичностью.
Объект гендерологии – закономерности социального конструирования пола
Предмет гендерологии – закономерности репрезентации социальных особенностейпола (гендер).
Каждый человек есть продукт сложного взаимодействиянаследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления,обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации,освоения определенных моделей поведения. Доминантная проблема гендерологии заключаетсяв том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каковхарактер отношений между полами, чем детерминируются это поведение и этиотношения. В различных культурах, в различные эпохи, господствуют своисобственные укоренившиеся твердые представления о том, каким должно бытьповедение мужчины и женщины.
Феминология (от латин. femina – женщина) – это наука о положении и ролиженщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина,новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовкеквалифицированных специалистов социальной работы.
Объект феминологии – закономерности социального положения женщин.
Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологическиезакономерности решения женского вопроса (дискриминация женщин, неравенствополов).
Отличие гендерологии от феминологии состоит в том. что научный интереспервой направлен на изучение проблем мужского и женского пола в равной степени.
Феминология исходит из того, что культуре присущи гендерная асимметрия,маскулинная доминация и неравенство полов. Таким образом, феминология,сформировавшаяся на волне женского движения, концентрируется на женских проблемах.
Темне менее, в науке возникает вопрос о соотношении объектов исследования научныхдисциплинк «феминология» и «гендерология»
Феминологиярассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социо-культурныхусловий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами испецифических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферахобщественной жизни. Таково современное определение феминологии. Отсюда следует,что главным объектом феминологии являются женщины.
Гендерныйподход должен включать постановку и решение андрологических проблем, пониманиесоциальной обусловленности мужского образа, содержания этого образа исоциальных ролей мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии иобщественного сознания. Аналогично анализу женских проблем в феминологии,подобный анализ должен составить предмет андрологии. В перспективе можноопределить предмет гендерологии как предмет феминологии плюс предмет андрологии.
Цельюгендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного обществаматриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской иженской половины человечества – в гармонии социального развития.

2.Количественные и качественные методы гендерных исследований
2.1 Понятие метода. Специфика методологиигендерологии и феминологии
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методологией в широком смысле называют систему принципов научногоисследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупностьисследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработкиданных.
Техникой называют совокупность специальных приемов дляэффективного использования того или иного метода.
Методика – это совокупность технических приемов, связанных сданным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой называют последовательность всех операций, общуюсистему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработкисоциологической информации. Методы могут заимствоваться, развиваться,переходить из одной научной сферы в другую.
Предметом гендерных исследований становятся социальные, политические,экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин. Онирассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же времягендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня ониактивно изучаются в социологии, философии, культурологии, искусстве,лингвистике, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальнойработы, геронтологии и т.д.
Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в 1980-егг, когда в университетах США были открыты соответствующие факультеты и кафедры;в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры,ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женскихисследований (women's studies) в американских университетах примерно на десятьлет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программфеминистских исследований (feminist studies).
В основе гендерного исследования лежит гендерный анализ – это процесс оценкиразличного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими илипредлагаемыми программами, законодательством, государственным политическимкурсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ – этотакже сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономикеи обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем, поискарешений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для пониманиясоциальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почемуполитические, экономические, социальные и иные факторы по-разному влияют наженщин и мужчин.
2.2 Методы гендерных исследований
В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарныхи естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиционнойнаучной методологии.
Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы какиз естественно-научных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук.Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методовпсиходиагностики, количественных и качественных методов социологии, методаисторизма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук,количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение,что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, аскорее междисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).
В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используютсяметоды социологии[3].
Различают количественную и качественную исследовательскиеметодологии.
В количественных – массовых социальных исследованиях конкретныйчеловек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представительопределенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представительопределенной группы.
– В результате количественного исследования накапливаетсямассив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носятстатистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.
– Философской методологией таких исследований выступаетпозитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким жеспособом, каким изучается физический мир естественными науками.
В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид,организация или определенная социальная практика.
– Это малые выборки, где нет строгого требования к количествуинформантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).
– В результате сбора данных исследователь получаетсовокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу,описательному анализу.
– Выводы не носят такой статистической определенности истрогости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характерпредположений.
Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных вгендерных исследованияхКоличественные Качественные
Массовый опрос
(анкетирование, формализованное интервью Первичные данные Свободное интервью Невключенное наблюдение Включенное наблюдение Анализ статистики госуд. служб Вторичные данные Анализ данных, полученных другими учеными Изучение записей, современных и ист. документов Анализ личных документов Анализ газетных публикаций, обзоров
Выделяются методы исследования, которые наиболее частоиспользуются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).
Биографический метод. Центральным объектом исследования на основебиографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с егонепосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследованиястановятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальнойреальности.
Предмет биографического метода – жизненный опыт личности. Эти документывключают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, историиперсонального опыта, устные и личные (personal) истории. Д. Берто называетбиографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком.
Case-study. В методологическом аспекте биографический метод иногдаможет рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study).
Метод сase study предусматривает использование различных техникдля получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он ширебиографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объектаисследования: это может быть предприятие или цех, организация или малаясоциальная группа.
Биографическое интервью. Принято различать три основных типа «историйжизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеалеочерчивает весь жизненный опыт субъекта.
Наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путемпрямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, вкоторых они могут быть зафиксированы наблюдателем.
Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношениямежду исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методологиянаправлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расовогонеравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном напозитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.
Критическая этнография это практика эмпирического исследования, подразумевающаяне только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательнуюманеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационнуюнаправленность работы ученого.
Этнографические исследования социальной работы, социальногообслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношенияхмежду социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самойслужбы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разнымиспециалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах(Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).
Анализ текстов как деконструкция.
1.        Количественныйанализ. Ученые могут анализировать тексты, используя компьютерные программы,подсчитывающие частоту употребления слов, что помогает выявить скрытые смыслы,заложенные в большом количестве документов.
2.        Качественный(интерпретативный) контент-анализ. Ученые анализируют одно и тоже явление(например виктимация женщин) используя дневники, письма, сочинения и другиеличные документы, где содержится личное мнение людей.
3.        Дискурс-анализ.Он предполагает детальное рассмотрение риторических приемов, с помощью которыхв тексте осуществляется аргументация. Часто данный вид анализа текстов применяетсяпри изучении текстов СМИ, которые играют важную роль в производстве ивоспроизводстве значений, укладывающихся в типизированные схемы (Е.Р. Ярская-Смирнова,2004).
Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работеявляется гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи(Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы:
1.Констатация проблемы.
2.Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по
теме экспертизы.
3.Гендерный анализ существующих правовых норм.
4.Гендерная характеристика отраслей права.
5.Соответствие российского законодательства нормам
международного права.
6.Гендерная реконструкция государственного управления.
7.Экономический и институциальный анализ.
8.Проблема эффективности.
При проведении гендерной экспертизы необходимо опираться на гендерныеиндикаторы />/> — это указатели или измерители, использующиеколичественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений,происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерныеиндикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительноопределенного нормативного стандарта. Это необходимая составляющая, в сочетаниис другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельностигосударства как в общих проектах, так и в специальных инициативах,осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половыхгрупп населения.
2.3 Акционистские и партисипаторные гендерныеисследования в социальной работе
Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрениерезультатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований,что ведет за собой изменение социальной реальности.
Термин «акционистское исследование» в 1944 г. был предложенсоциальным психологом К. Левином, которому принадлежит идея о том, чтолучший способ изучить социальные системы – это изменить их. Другая идея состоитв том, что, проходя через процесс коллективного исследования, индивиды вбольшей степени готовы воспринимать изменения.
Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистскогосоциального исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов решениясоциальных проблем, трудностью внедрения этих результатов является их формулированиев научных терминах, несколько удаленных от возможностей и потребностей реальнойпрактики, от непосредственных задач социально-политического контекста.
Партисипаторные гендерные исследования. В исследовании обычно предполагаетсяболее или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком,исследователем и исследуемыми людьми. Те, кого мы исследуем, фактически лишенывозможности влиять на процесс написания нами научной статьи или на создание пакетарекомендаций.
Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным являетсяго, что исследование, как и рекомендации, разрабатывается представителямисообщества, той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению.Т.е. исследователями становятся рядовые социальные работники.
Такие исследования базируются на понятии критического знания. Немецкийфилософ Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, которое возникаетиз рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право исправедливость, и побуждая нас занять активную ценностную позицию. Такой подходреализуется в партисипаторных исследованиях, актуальных сегодня в феминистскихисследованиях социальной политики и социального обслуживания, как и в практикегендерно-чувствительной социальной работы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

3. Историческоеразвитие феминологии
3.1 Начальныйпериод развития феминологии
Внимание к проблемам женщин изначальнопроявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе,истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальнойработе проследить эволюцию восприятия и понимания сущности женщины, её роли иместа в обществе – значит понять историю женского вопроса, причины его возникновения,оценить исторически сформировавшиеся подходы к его разрешению и увидеть перспективысвоего профессионального общения и взаимодействия с женской аудиторией.
Андрогинный идуалистический подходы к пониманию проблемы пола. Основополагающие принципыпатриархатной философской традиции были сформулированы представителями афинскойшколы Сократом, Платоном, Аристотелем (V–IV век до н.э.), в философии которыхразум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство.
Постулируется бинарная оппозиция разума и тела, в которой разумассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступаетмужское начало (таких как духовность, сознание, рациональность, активность,внешнее), а тело – с серией негативных характеристик, которые репрезентированыженским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность,внутреннее).
Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, аженское – объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики вцелом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом.
Философскоезнание рассматривает сущность гендера на основе двух основных подходов.
·         Дуалистический– базируется на идеях дуализма (противопоставления, бинаризма), ведущего к господствумужского начала и признанию только за мужчиной права быть собственно человеком(основоположник – Аристотель).
·         Андрогинныйподход осмысления гендера базируется на идеях андрогинной природы человека (Платон)признающих за человеком сочетание мужского и женского начал, ихвзаимодополнительности.
Платон в своих трудах «Пир»,«Государство», «Законы», «Тимей» и др., ввел понятие андрогинов и высказалмысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошелк идее равноправия полов. Он использовал миф об андрогинах (от греч. andros –мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами иженщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделилих на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинкиединого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могутобрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке, например,ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до55 лет.
Миф об «андрогине»служил основанием для объяснения полового деления людей. Идея андрогинии былапротивоположна по своему содержанию дуализму, как мировоззренческому принципу.В восточной культуре, наиболее близкой андрогинии по смыслу является наличие Яни Инь – мужское и женское начала, предполагающие взаимодействие и взаимопроникновение,т.е. гармонию.
Аристотельвыступил противником идей Платона об уравнении женщин с мужчинами,руководствуясь принципом биологического детерминизма. Аристотель проводитчеткую грань между мужским и женским – все мужское считается эталоном, всеженское – маргинальным. Его представления о женщине, были основаны на дуализме– иррациональном противопоставлении мужчины и женщины, мужского и женского.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) всвоих сочинениях «Политика», «О возникновении животных» и др. рассматривалследующие проблемы отношений между мужем и женой в семье; способы сокращенияизбытка народонаселения; роль женщины и мужчины в обществе; разделение трудамежду полами; сущность мужчины и женщины и т.д. Он считал, что гармоничныеотношения в обществе возможны, только если население будет достаточномалочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: с помощью запрета мужчинеиметь детей до 37 лет, а женщине – до 18 лет; путем умерщвления больных детей;установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.
Таким образом, рассуждая о роли мужчины иженщины в обществе, в сочинении «Политика» Аристотель приходит к выводу, что«первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находитсяв подчинении»[4].
В ДревнемРиме социальный статус женщины был намного более высоким, чем в античнойГреции. Во многих отношениях женщины в Древнем Египте были наиболеераскрепощенными в данную эпоху (Webster, 1873).
Доминированиемужчин и подчинение женщин считалось общепризнанной и не подлежащей сомнениюданностью и любые попытки других авторов ее оспорить были сопряжены с большимитрудностями. Большинство философов и мыслителей прошлого обосновывалидоминирующее положение мужчин в обществе и подчиненное положение женщин(основной признак патриархатной культуры).
В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:
1) патристика (I–V в.) – зарождение и развитие христианскойфилософии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» –Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристикженского из философского мышления и культуры.
2) схоластика (VI–XIV в.) – период философии зрелогосредневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на
философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуредопускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональныйконтроль.
Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета(«от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женойрегламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».
Социальное положение женщин в эпохуСредневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открытоуничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, ихживыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возрастадевочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. Взамужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметьсобственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод,овдовев – вторично выйти замуж и т.д.
Муж, наоборот, не имел по отношению к нейникаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё былокакое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак онобезраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, необеспечив её ничем.
Западноехристианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина,который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляетсобой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне,но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственностиобраза Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, цельюкоторого, в отличие от языческого, было не только рождение детей и ведениесовместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека,что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.
В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.)автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатомразделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) являетсяэмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумнойприроды (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и женукак две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.
Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философиикак греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность,является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуреассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменностиплотского начала.
ФомаАквинский связал свои воззрения с патриархатными идеями Аристотеля. ВXIII в. Ф. Аквинский осуществил переводческую деятельность, в ходекоторой были переведены многие, малоизвестные до этого работы Аристотеля. Ввоззрениях Фомы Аквинского наиболее четко кристаллизировались дуальныеоппозиции в отношении мужское и женское – женщины это воплощение греха, «путь кдьяволу». Привнеся зло в мир, женщины должны быть восприняты как опасные ииррациональные создания (Stock, 1978).
Апогеемсредневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молотведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторыпредставили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическоеуничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe(fides) minus – вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широкораспространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI–XVII в.
Зачаткамифеминизма мы с полным основанием можем считать творчество Кристины Пизанской(1364–1430) – одна из немногих женщин – «дочерей образованных отцов» – писавшихот лица женщин и в защиту прав женщин в средние века, была поэтом,писательницей и историком при дворе короля Франции Карла VI в концеXIV-начале XV вв. В «Книге о граде женском» (1405) – Кристина, защищаясвой пол, представила список женщин, достойных восхищения из-за своихдобродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделалапредположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы статьравными мужчинам. Вовлечение в полемическую переписку с некоторыми из известныхтогда мужчин-гуманистов, создало Кристине Пизанской репутацию защитницыженского пола и положило начало трехсотлетним литературным дебатам обобщественном положении женщин, известным под общим названием «спор о женщинах»(querelle des femmes)[5].
ГуманистыРенессанса посчитали необходимым предоставить женщинам образование. Это сталозначимым шагом по пути эмансипации слабого пола. Гуманизм Ренессанса былоснован на работах античной культуры. Авторы Ренессанса, как Л.Б. Альбертив труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. Автор пояснялв этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и,следовательно, более полезны. Работа Л. Альберти была типичной для той эпохи вотношении женщин, что являлось инспирированием античных традиций. Первойработой итальянских гуманистов, посвященной женскому образованию был труд«Изучение литературы» Л. Бруни. В этом исследовании автор касается толькообразования для женщин из аристократии. Основой всего обучения для женщин,также как и для мужчин, он считал латинский язык и стиль латыни в письме.
В Англиипервым актом защиты права женщины на образование было опубликование работы«Отче наш» Эрамуса в 1524 г. В предисловии Р. Херда к этой работесодержались призывы к защите женского образования. Эрамус в работе «В похвалуФолли» считал, что образование необходимо для женщин, так же как и для мужчин.В своем диалоге «Образованная молодая женщина» он защищает женское образованиекак помощь в нравственном воспитании женщин, в ответ на средневековыйантиинтеллектуализм христианства.
В эпоху Возрождения Т. Мор (1478–1535) всвоей «Утопии» описал идеальное государство. В труде «Утопия» автор продолжил линиюР. Херда и Эрамуса.В нем занятиямужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а такжерелигиозная деятельность, служба в армии (для женщин вместе с мужьями). На высшихдолжностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а насходстве характеров, супружеские пары подбирают родители. Таким образом,Т. Мор высказал идею о равенстве способностей мужчин и женщин к разнымзанятиям и к обучению, а также осветил проблему гендерных отношений.
Т. Кампанелла в «Городе солнца» рисуетидеальный город. Образование мужчин и женщин не различается, в том числе иобучение военному искусству, не различается и их одежда. Однако занятия у нихнесколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщинырожают. Семьи нет, а проблема подбора партнеров для рождения детей решается спомощью астрологии. Т. Кампанелла высказал идею о равенстве способностейполов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности иповедения и жестко регламентировал гендерные роли.
В целом,несмотря на развитие гуманистического мировоззрения в Европе, исследователиставят под сомнение актуальность «Ренессанса» в отношении женщин(Дж. Келли).

3.2 Понятие женского вопроса. Социалистическая и либеральнаятрактовки женского вопроса
Европейские просветители обосновали идею естественных правчеловека. Однако часть просветителей не распространяли это на женщин.
В теории гендерно дифференцированного воспитания Ж. Ж Руссо,которую он изложил в романах «Эмиль или о воспитании» и «Юлия или новая Элоиза»,ярко выражена просветительская идея о том, что женское начало обладает рядомпозитивных качеств, которые отсутствуют у мужчин и которые оказывают важноепозитивное влияние на процесс формирования мужского субъекта (С. Жеребкин,2001).
Ж.-Ж. Руссо являлся сторонником традиционных ролей женщины. Мыслительобосновал свой взгляд по проблеме женщин в произведении «Эмиль, или оВоспитании». Известный своими идеями о свободном воспитании, в вопросахсоциальном статусе женщины он оказался на более консервативных позициях.
Ж.-Ж. Руссо обосновал принцип женской природосообразности. Онсчитает, что «все дело в том, чтобы быть тем, чем создала нас природа».Ж. – Ж. Руссо критиковал Платона, за то, что он хотел уравнять мужчини женщин в вопросе военного искусства: «женщина дороже стоит как женщина, но нехороша в качестве мужчины», таким образом, Ж.Ж. Руссо был активным сторонникомсохранения женской идентичности, ее природосообразности.
В XIX в. в социальной мысли начал фигурировать новый термин –«женский вопрос». В чем его суть?
О.И. Шафранова отметила, что «женский вопрос» по своей сутине является исключительно женским, т. к. он включает в себя не тольконеобходимость эмансипации, но и «вопросы взаимоотношений мужчины и женщины,семьи и брака, охраны и защиты материнства и детства – т.е. вопросы социальногохарактера, которые затрагивают интересы обоих полов в равной степени».
Т.А. Карченкова в диссертационном исследовании дает следующееопределение понятия «женский вопрос»: «совокупность проблем правового, социального,политического, экономического, ценностно-нормативного характера, от решениякоторых зависит общественный и семейный статус женщин».
Социализм.Идеи об освобождении женщин выразились в русле теорий о классовой борьбе(А. Бебель, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), где женщины представлялисьугнетенным классом, подобным пролетариату.
Освободительныеидеи Великой французской революции в XIX веке стали опорой для феминизма,который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи,лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставалисьдве фразы: «Мужчина и женщина – вот социальный индивид», произнесеннаясоциалистом Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение правженщины есть общий принцип всякого социального прогресса», – сформулированнаяШарлем Фурье.
Идеи западной сексуальной революции предвосхитил французский социалистШ. Фурье, который предлагал функции традиционного брака (быт, воспитаниедетей, забота о пожилых) передать обществу, а мужчин и женщин, освобожденных отэтих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения. Людимогут сами выбирать тип этих отношений: воздержание; частая смена партнеров;групповые отношения; длительные отношения одной пары.
Ф. Энгельс напрямуюувязывает неравноправие полов с классовым неравенством, считая угнетениеженщины мужчиной первой формой классового угнетения. Муж в семье представляетбуржуазию, жена – пролетариат. Энгельс вывел формулу о «двойном угнетении»,которому подвергаются женщины пролетарского класса в буржуазном обществе: ониугнетены как класс и как пол. По мере того как женщины будут вовлекаться вобщественное производство, равноправие будет усиливаться. С победой социализмав положении как женщин, так и мужчин произойдут значительные перемены:необходимость в существовании семьи отпадет, так как все ее хозяйственныефункции и воспитание детей возьмет на себя общество. Тогда женщина будетпо-настоящему равноправна с мужчиной, и единственной основой для бракаостанется любовь.
А. Бебель в работе «Женщина и социализм» предпринял анализ статусаженщины в различные эпохи. Он считал что женщинам необходимо организовать своедвижение. Он активно продвигал свою идею среди немецких женщин из рабочегокласса, чем способствовал его формированию. А. Бебель известен как сторонникзаконодательного оформления социальной защиты женщин.
Основной тезис классического марксизма состоит в том, чтопоскольку женщины-работницы угнетены капиталистической системой в той жестепени, что и мужчины, а разделяет женщин принадлежность к разным классам, постолькуне существует единых специфически женских интересов, отличных от классовых.Объединение женщин из разных социальных слоев возможно только для борьбы запреобразование капиталистического общества в социалистическое.
Анархизм. Анархисты считали, что институт брака является одной изформ закрепощения женщины. Следовательно, его необходимо разрушить и заменитьдругими формами упорядочивания половых отношений мужчины и женщины (свободнаялюбовь). Подобные идеи были распространены в Европе и США (Э. Голдман).
Либеральныеидеи о равноправии полов. Одним из основоположников движения за женскоеравноправие считается английский философ и социолог Дж.С. Милль.Работы Дж.С. Милля аккумулировали в себе идеи относительноискоренения гендерного неравенства в обществе.
Одним из первых этот либеральный философ выдвинул концепцию «полногоравенства» полов, которая включала юридическое равенство, исключающеекакие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственныхинтересов. Женщины облагались налогами наравне с мужчинами, но их права навладение собственностью были существенно ограничены: замужняя женщина терялаправо распоряжаться своим имуществом и заключать договоры. Милль считал, что всовременном обществе судьба человека должна определяться только его личнымиспособностями, а не тем, родился он мужчиной или женщиной.
Эссе Дж.С. Милля «О подчинении женщины» представлялобольшой интерес для общественности и за короткий промежуток времени былопереведено на основные европейские языки. Инновационная теория Дж.С. Миллясводилась к тому, что при создании соответствующих социальных условии угнетенныйпол (т.е. женщины – авт.) мог бы внести огромный вклад в дело общественного прогресса.
Рассматривая проблему «рабства женщин», Дж.С. Милль, как иШ. Фурье, критиковал институт брака, который поглощал права, свободудействий и собственность женщин. В труде «О подчинении женщины» он писал, что«любой шаг на пути прогресса сопровождался соответствующим поднятием общественногоуровня женщин – что есть мерило цивилизации народа или века для историков ифилософов». Высказанная Дж.С. Миллемидея, что у женщин могут быть свои интересы, отдельные от интересов мужа илисемьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» – социальнойгруппы, осознающей наличие собственных интересов, не совпадающих с интересамидругих групп, а иногда и противоречащих им (Каменская, 2007).

3.3 Научно-философскиепредпосылки формирования феминологии
Второстепенная и приниженная социальнаяроль женщин обнаруживается в работах Ф. Ницше, З. Фрейда,А. Шопенгауэра. Идея о андрогинности человека обнаруживается в трудахФ. Шлегеля и О. Вейнингера.
Ф. Шлегель выдвинул идею о целостнойличности, которая соединяет в себе личностные характеристики мужчины и женщины.Он считал, что «мужественность» и «женственность» представляют собой нехарактеристики отдельных полов, а два принципа, которые вместе образуютцелостную человеческую личность. «Различие полов – лишь внешняя стороначеловеческого существования… В действительности мужественность и женственность,как их обычно понимают и практикуют, являются опаснейшими помехамичеловечности, которая, согласно древней легенде, находится посредине и можетпредставлять собой лишь гармоническое целое, не терпящее никакого обособления».В отличие от многих предшественников, он советовал мужчинам развивать недостающиеим женские качества, например, эмоциональность, а женщинам – мужские, например,рациональность.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечалразличия в мужском и женском способах восприятия: мужчины хорошо воспринимаютотвлеченные идеи, а женщины целиком погружены в чувственную, сиюминутную реальность.женщины неспособны к бесстрастным суждениям и не могут, например, быть судьями.Этим самым он показывает, что мужская реакция – норма, а женская – отклонениеот нее, что неприемлемо с позиции современной науки, и утверждает ограничениеодного пола по сравнению с другим.
Этика О.Вейнингера, Ф. Ницше. На рубеже XIX и XX в. проблема пола была широкообсуждаемой в рамках предметных областей многих наук (философия, история,культурология, социология, педагогика).
О. Вейнингер.Австрийский философ О. Вейнингер в работе «Пол и характер. Принципиальноеисследование» (1903 г.) отметил, что все биологические организмы – отпростейших и до человека – определяются совмещением в них мужского и женскогоначал: «каждый человек колеблется между мужчиной и женщиной». Таким образом,этот ученый вновь поднял вопрос об андрогинности человека.
Однако О.Вейнингер не являлся первым ученым, обосновывавшим андрогинный подход кпониманию природы пола человека. Немецкий философ О. Вейнингер, глубокоповлиявший на отечественных мыслителей, начал с понимания андрогинной природычеловека и в итоге приходит к принципиальному выводу, что «женщина… совершеннолишена возможности развиваться, разве только через мужчину».
Эта проблема рассматривается психологом К.Г. Юнгом с точкизрения учения об архетипах коллективного бессознательного. Андрогинностьчеловека К.Г. Юнгом была сведена к учению о женском архетипе Анимы у мужчини мужском архетипе Анимуса у женщин.
Ф. Ницше. Основное значение философии Ницше в преодолениипатриархатной традиции в философии состоит в том, что он разработал логическиеоснования, во-первых, для введения феномена женского в философский и культурныйдискурс и для теории женской субъективности, строящейся на неклассическихпринципах мышления.
В работе «Женственность» З. Фрейдизобразил женщин завидующих мужской анатомии и заключил, что «фемининными»чертами являются пассивность, зависимость и склонность к подчинению. Мужчин жеон считал активными и стремящимися к власти. Любое отклонение от этих эталоновсчиталось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности,стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчин) былоназвано фаллическим. Влияние З. Фрейда на науку и культуру было велико, что намногие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине,которое не подвергалось сомнению.
В середине 1920-х гг. критика идейЗ. Фрейда прозвучала от К. Хорни, которая отметила, что идеи оженщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что«зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщины, она возразила,что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать.

4. Развитие феминологии в России
4.1 Концепцииженского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.
Т.А. Карченковав исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIXвека» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:
1)патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами:женщина – мать, мужчина – общественный деятель),
2)экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства,эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу сточки зрения воспроизводства нового поколения)
3)эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которыемогут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)
Социальныйстатус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесьвыявляются два направления – гуманистическое и консервативное.
Гуманистическоенаправление женского образования было представлено в работах русскихпедагогов-гуманистов (В.Г. Белинский, Н.А. Вышнеградский,П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский идр.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностьюкаждого человека, независимо от пола.
Выделяютсяследующие концепции женского вопроса:
– консервативная,
– демократическая
– радикальная
Главный тезиспублицистов консервативной ориентации (М.Н. Катков, Н.С. Лесков,М.Н. Погодин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, П.К. Щебальский идр.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны заниматьподчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин – семья, аосновное предназначение – рождение детей.
Представителидемократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, КД. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентироваливнимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодолениянеравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических иполитических реформах.
Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай,Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев,Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах среволюционным переустройством общества.
4.2 Тема пола в русской философии
В России проблемы пола обсуждались в работахтаких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков,Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставлениепсихологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С.Н. Булгакова,мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы;женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты.В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины вкультурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственностииграла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировойистории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, алишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной итворческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степеньюее влияния на мужчину.
О.А. Воронина подчеркивает глубиннопатриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философиисуществовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциациимаскулинного и фемининного:
1)        в русской философии и теологии пола дифференциациямужского и женского начал рассматривается как метафизический илидуховно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такуюдифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип;
2)        в русской философии расставляются иныекультурно-символические акценты: то, что в европейской философской традицииассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, врусской культуре ассоциируется – через категорию любви – с фемининным, женскимначалом.
Таким образом, очевидно, что и философскиепредставления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принципдифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не толькодихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность.Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию.
Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философииконца XIX – начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русскиефилософы в вопросах пола оказались под влиянием работы О. Вейнингера «Поли характер».
В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины иженщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания.
В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскуюпроблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которыеопределили дальнейшее развитие русской философии пола – тему андрогинностичеловека и тему Вечной Женственности.
Н.А. Бердяев в работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола илюбви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина ине женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному емудвижению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женскийобраз, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственноепризвание, в «недомужчину».
Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи огреховности любви мужчины к женщине.
В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901),«Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русскойфилософии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятиефилософа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.
4.3 Изучениепола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советскойвласти
Ученые в России отмечали, что чистомедицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не можетобъяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областямчеловеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать этупроблему с биологической, антропологической, философской, социологической,психологической, педагогической и др. точек зрения.
В работах П.Е. Астафьева, вышедших в1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологииполов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки»выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота сменыпсихических актов и событий) и по нему различает психические типы мужчин иженщин.
Таким образом, призвание женщины заключаетсяв том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинамсвойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способностьк сосредоточению внимания, сильная воля.
Работа Л.П. Кочетковой «Вымираниемужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальныйстатистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в Россиидаже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, которые делаетавтор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу.
В Советской России общественно-политическаяатмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларированоформальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалосьсуществование различий между полами, и в отечественной науке на долгое времяпсихология, педагогика, социология становятся «бесполыми».
Вопросы пола интересовали ученых и онипроводили свои исследования: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов,И.М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детейЕ.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др., что имеловажное значение для построения гендерного подхода.
К сожалению, подобные исследованияпрекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденныйперерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервалонаучный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Економічна основа оподаткування доходів фізичних осіб та його роль в умовах ринкових відносин
Реферат Психологическая типология К. Юнга и ее реализация в практике делового общения
Реферат Бухгалтерский уч т и расч т налогов поступающих в бюджет
Реферат Обязательства из причинения вреда
Реферат Effective Teacher Essay Research Paper An effective
Реферат Национальная политика в Карелии
Реферат AttīSTĪbas pedagoģijas un psiholoģijas centrs
Реферат Criticism Of Angela
Реферат Как заставить работника работать, или мотивация персонала в организации
Реферат Билеты по методике обучения иностранным языкам
Реферат финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка
Реферат Программное обеспечение почтового обмена
Реферат Features Of Radio Adverts Essay Research Paper
Реферат Какие риски для здоровья появились в связи с развитием информационн
Реферат Структура философского знания