Реферат по предмету "Экономика"


Теория конкурентных преимуществ М.Портера

--PAGE_BREAK--Глава 2.  Система показателей, определяющих
                международную конкурентоспособность
                — «конкурентный ромб»


Каждая страна применяет несколько приемов для повышения конкурентоспособности. Имеется целый ряд предпосылок перед тем, как начнется поиск нового преимущества. Сюда входят влияние страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях, а так же вес и роль этой страны, из-за которой образовались конкурентные преимущества.

М. Портер в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели:

1.   Факторные условия

2.   Условия внутреннего спроса

3.   Смежные и обслуживающие отрасли

4.   Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

5.   Роль случайности и политики государства


2.1.       Факторные условия
В состав данной категории были включены:

• людские ресурсы, характеризующиеся количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

• физические и природные ресурсы, определяемые количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

• научно-информационный потенциал, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

• капитал, т.е. денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, который может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

• инфраструктура включает транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Портер пояснил, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие. Второе важное положение – классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Принимая вышесказанное во внимание,  можно заключить, что конкуренция, основанная на факторных условиях очень сильна, хотя недолговечна и непрочна. В экономической истории существует много примеров, подтверждающих это. Например, Швеция имела конкурентное преимущество в виде богатейших залежей низкосернистого железа до тех пор, пока металлургический процесс на основном рынке – в Западной Европе – не изменился. Качество шведской руды перестало окупать высокие издержки ее добычи.

В наукоемких отраслях некоторые базисные условия, например, дешевая рабочая сила и обилие природных ресурсов, вообще не дают преимуществ. Для получения преимущества факторные условия должны быть заточены под определенные отрасли, например, специализированные кадры на предприятиях обрабатывающей промышленности, которые сложно создать в другом месте.

По Портеру недостаток отдельных базисных условий может служить даже сильной стороной, способствуя развитию и совершенствованию компаний. Примером этого может служить Япония, где нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Недостаток отдельных факторов должен, однако, компенсироваться преимуществами в других: для нововведений, например, нужна рабочая сила соответствующей квалификации.
2.2.       Условия внутреннего спроса
От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. Притом наибольшее значение уделяется не объему рынка, а его качеству и соответствию тенденциям развития мирового спроса. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок. Например, в Японии после окончания Второй мировой войны при восстановлении инфраструктуры была создана транзисторная связь, которая являлась более дешевым средством связи в горных условиях, чем проводная. Это привело к мировому лидерству японцев в отрасли радио связи[1].

Помимо сегментации спроса еще большее значение имеет «качество» потребителей, как производственных, так и частных. Компании выигрывают, если их потребители хорошо разбираются в товаре и требовательны к нему. К примеру, японские покупатели видеоаппаратуры прекрасно осведомлены о характеристиках предлагаемых моделей и часто меняют технику. Если японская компания может продать товар у себя дома, то она продаст его везде.

Специфические условия спроса данной страны могут создать для ее компаний конкурентное преимущество. Хотя телевизор изобрели американцы, лидером в производстве компактных телевизоров является Япония, т.к. там изначально требовались устройства, которые можно было бы убирать на ночь.

Если в качестве потребителя продукции выступает другая межнациональная фирма с высокими требованиями, то она может стимулировать поставщиков на усовершенствование своей продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3.       Смежные и обслуживающие отрасли
Следующим неотъемлемым показателем, определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

Конкурентоспособность некоторых отраслей зависит от оборудования и полуфабрикатов высокого класса, поставляемых фирмами из смежных отраслей. Например, производство полупроводников, программного обеспечения, а также торговля являются теми отраслями, которые обладают большим влиянием на другие. Производство компьютеров в США породило спрос на периферию и программное обеспечение. Компания IBMпри этом породила таких гигантов мировой компьютерной индустрии как Microsoft, Netscape, Intel.

Портер считает, что главным преимуществом наличия местных поставщиков является даже не возможность быстрого доступа к дорогостоящим ресурсам, а та роль, которую играют местные поставщики в процессах нововведений и повышения уровня производства. Конкурентоспособность возникает в результате тесных производственных связей, кластеров между промышленностью и поставщиками мирового уровня. Такие поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий, фирмы получают быстрый доступ к информации, новым идеям и воззрениям, к инновациям поставщиков.

Наличие у страны конкурентоспособных родственных отраслей является не менее важным фактором. Родственными называются такие отрасли, «в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценности, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как компьютеры и программное обеспечение».[2] Так, например, развитию фармацевтической отрасли в Швейцарии способствовал успех страны на мировом рынке в производстве красителей, а доминирующее положение Японии на рынке роботов объясняется хорошо развитой металлургией.

Портер пришел к выводу, что добивается конкурентного преимущества, как правило, не отдельная отрасль, а кластеры отраслей, в которых компании интегрированы по вертикали или горизонтали и сконцентрированы в рамках одного географического пространства. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей. Такие гиганты шведской индустрии металлообработки как KSF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electroluxизвестны во всем мире.

Средства массовой информации, коммерческая реклама играют весьма непосредственную роль в конкурентоспособности товаров. Считается, что Швеция и Германия отстали в данной области из-за того, что на местном телевидении запрещена коммерческая реклама.
2.4.       Структура и стратегия фирм,
             внутриотраслевая конкуренция
Майкл Портер считает, что конкурентная позиция страны тесно связана с тем, как управляются национальные компании и какова их структура. В Италии большинство фирм, работающих во фрагментированных отраслях, являются средними и малыми предприятиями, управляемыми мелкими собственниками или семейством. Германия лидирует в сложных отраслях с большой долей технологической составляющей. Высшее руководство имеет, как правило, высшее техническое образование, а компании иерархичны по практике управления и организации.

Состав инвесторов тоже влияет на деятельность компании. Например, в Германии и Швеции он отличается постоянством, что характеризует целевую направленность фирм на долгосрочные перспективы, может быть, даже в ущерб сегодняшней прибыли. Здесь аккумулируются инвестиции на НИОКР для предприятий «зрелых» отраслей. В США, наоборот, инвесторы жаждут быстрой прибыли и часто изменяют портфельный состав ценных бумаг. Руководство компаний получает бонусы по итогам годам, соответственно оно также не заинтересовано на долгосрочную перспективу фирменного развития. Это несколько негативно влияет на развитие некоторых отраслей.

Престижность работы в определенной отрасли повышает ее конкурентоспособность. На упадок британской промышленности повлияло то обстоятельство, что талантливая молодежь не видела эту сферу перспективной для карьерного роста. В США молодые люди отдают предпочтение финансам, аудиту, праву, информационным технологиям в ущерб остальной промышленности.

Самым главным движимым фактором в данной группе является внутриотраслевая конкуренция. Отечественные конкуренты лучше стимулируют процесс совершенствования продукции, чем иностранные. Ведь макросреда для всех одинакова: одно государство, одна правовая и налоговая система, один рынок сырья, капитала, рабочей силы и других факторов производства. Подтверждение вышесказанного можно в очередной раз наблюдать на примере Японии, где в каждой экспортной области работает десяток, а то и больше конкурентов. При этом экономия на масштабах осуществляется за счет международной деятельности.

Постоянные «трения» в кластерах отраслей заставляют компании постоянно диверсифицировать и улучшать продукцию, вводить инновации, преодолевая инерцию и соглашательства между конкурентами.
2.5.       Роль случайности и политики государства
Детерминанты, определяющие национальные преимущества, создают в отдельных отраслях особую внутреннюю среду. Однако в истории большинства успешных конкурирующих отраслей сыграл свою роль и случай, то есть такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и влиять на которые не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства. Примерами таких событий могут быть: изобретения, крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсах валют, резкий подъем мирового или локального спроса, военные конфликты и т.д.

М. Портер не включил государство в свой «конкурентный ромб», однако в описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, оно занимает особое место. По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование развития инноваций.

На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Правительство устанавливает местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является крупным покупателем различной продукции (товары для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения, и т.д.). Оно может формировать условия развития отраслей такими способами, такими как контроль над рекламными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы. Однако, несмотря на то, что правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной конкурентоспособности, это влияние неизбежно оказывается частичным.

Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса по Портеру заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. Политики избираются на достаточно короткий срок, и политика правительства в конечном итоге потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Она может лишь улучшить шансы достижения высокого уровня конкурентоспособности в краткосрочном периоде, но у нее недостаточно сил, чтобы самой создать конкурентные преимущества, потому что на это должно уйти не одно десятилетие.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3.  Стадии конкурентного развития государств
Анализ ромба конкурентоспособности любой страны позволяет определить степень ее развития, экономическую структуру и преобладающий тип конкурентоспособности национальных фирм в мировой экономике. Группа ученых, возглавляемая М. Портером, провела классификацию отдельных стран по уровню конкурентоспособности в мировом хозяйстве в определенном временном интервале. В результате проведенной работы ученые выделили 4 основные стадии конкурентного развития экономики в соответствии с 4 основными движущими силами конкурентоспособности, или стимулами, определяющими ее развитие в отдельные периоды времени, а именно: факторами производства, инвестициями, нововведениями и богатством. Каждая стадия развития конкурентоспособности характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией деятельности фирм. Стадии также существенно отличаются по уровню государственного вмешательства в экономику и основным направлениям экономической политики. На первых трех стадиях происходит рост конкурентоспособности национальной экономики, что проявляется в увеличении национального благосостояния, в то время как нахождение страны на четвертой стадии конкурентного развития означает замедление роста и начало спада. Выделение данных стадий позволяет показать, хотя и весьма схематично, как развивается экономика, какие специфические проблемы встают перед национальными фирмами на каждом этапе развития и каковы основные силы, обеспечивающие ее рост или застой.
3.1.       Стадия, движимая факторами
На данной стадии практически все национальные отрасли, успешно действующие на мировом рынке, достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе благодаря базисным факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для выращивания урожаев различных сельскохозяйственных культур или имеющейся в изобилии полуквалифицированной рабочей силой. Другие детерминанты развиты слабо. Данный вид конкурентного преимущества резко ограничивает набор отраслей и сегментов, в которых фирма может конкурировать.

Национальные фирмы, как правило, производят продукцию с невысоким уровнем добавленной стоимости. Конкуренция между фирмами внутри страны ведется исключительно на основе снижения цен на продукцию в отраслях, которые требуют несложной и широкодоступной технологии. При этом технологию получают, в основном, от других стран путем покупки иностранного капитального оборудования. Создание собственных технологий ограничивается имитацией полученных иностранных технологий.

На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранные фирмы, так как на этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями продукции. Внутри страны спрос на экспортируемую продукцию может быть незначительным или вовсе отсутствовать. Этим объясняется и слабость экономики данных стран, происходящая от сильной зависимости экономического развития от динамики цен на сырьевые ресурсы, продукты и товары, составляющие основные статьи экспорта страны и от колебаний мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос и относительные цены. В экономике, опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров, что часто становится возможным благодаря применению протекционистских мер. Однако расширение диапазона местной промышленности таким путем не дает конкурентного преимущества на мировом рынке, так как уровень конкурентоспособности отечественных фирм, производящих товары-заменители недостаточно высок.

В настоящее время на факторной стадии находится Россия. Это легко подтвердить наличием большой зависимости от сырья (нефть, газ), от мировых валютных курсов (доллар, евро), от уровня мировых цен. Кроме России на этой стадии так же находятся страны третьего мира, отчасти такие развитые государства как Канада и Австралия. После Второй мировой войны с факторной стадии начинался подъем Японии и Южной Кореи[3].
3.2.       Стадия, движимая инвестициями
Основной движущей силой экономического развития страны на данной стадии являются инвестиции, осуществляемые национальными компаниями. В результате активной инвестиционной деятельности страна получает иностранные технологии, однако эти технологии, как правило, на поколение отстают от мировых лидеров, поэтому национальные фирмы не только применяют их, но и пытаются усовершенствовать.

На данной стадии для повышения конкурентоспособности проводится улучшение факторов, а также анализ стратегии, структуры и соперничества фирм. Несмотря на то, что конкурентоспособность национальных фирм по-прежнему опирается на преимущества в факторных издержках, другие, более прогрессивные факторы уже на данном этапе начинают увеличивать свою долю в конкурентоспособности. 

Конкуренция осуществляется в относительно стандартизированных, чувствительных к изменению цен сегментах рынка, и ассортимент продукции отражает потребности внешнего рынка. Технологии производственных процессов улучшаются, но новые не создаются. Однако круг отраслей, в которых страна может успешно конкурировать здесь гораздо шире, чем на предыдущей стадии. Как правило, несколько национальных отраслей проявляют инициативу в достижении конкурентоспособности на основе инвестиций, а затем процесс распространяется на другие отрасли.

Внутренний спрос на этой стадии характеризуется сравнительной узостью, так как уровень жизни в стране еще невысок,  а отрасли, способные удовлетворить разнообразный потребительский спрос, еще находятся на стадии становления. В некоторых отраслях внутренний спрос на экспортируемые товары почти отсутствует. Тем не менее, именно в отраслях, где имеется большой крен внутреннего рынка в сторону сегмента, в других странах игнорируемого, страна будет добиваться наибольших успехов.

На этой стадии смежные и обслуживающие отрасли относительно слабо развиты. М. Портер отмечает, что получение конкурентоспособных преимуществ за счет активного инвестирования возможно только в определенной группе отраслей, а именно там, где: велика экономия на масштабе, требуются большие капиталовложения, велика доля издержек на зарплату, осуществляется выпуск стандартизированной продукции и имеются каналы получения технологий.

Проведение активной инвестиционной политики, которая отвечает долгосрочным задачам экономического роста, требует наличие определенного социального согласия на осуществления таких реформ, ведь данная экономическая стратегия предполагает отказ от части текущего потребления в пользу будущего. На этой стадии роль государства очень велика, ведь именно государственная политика создает конкурентные преимущества страны в мировой экономике.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.3.       Стадия, движимая инновациями
Как правило, страны, находящиеся на данном этапе характеризуются высоким экономическим потенциалом. У них развиты практически все виды отраслей. Конкурентное преимущество базируется на высокой производительности труда, компании менее подвержены уязвимости от колебаний валютных курсов, цен на рынках ресурсов и прочего. Теперь не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя инновации. Эта стадия отличается от предыдущей тем, что фирмы не только усваивают зарубежные технологии и методы, но и создают свои. Для инновационной экономики характерно увеличение доли сферы услуг в структуре экономики.

Фирмы в инновационной экономике могут конкурировать на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности, они конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями. Роль государства на данной стадии сводится к косвенному стимулированию инновационного развития фирм, при этом в создании факторов основная роль принадлежит фирмам.

На инновационной стадии возрастает значимость стратегии компаний. Местные компании разрабатывают стратегии интернационализации, международные и глобальные  стратегии своего развития.

На инновационную стадию развития первой вышла Великобритания, чуть позже ее преодолели США, Германия, Швеция и другие развитые страны. Сейчас практически все развитые страны мира находятся на данной стадии. Причем, если Великобритания, Германия и Швеция вступили в данную стадию еще на рубеже XIX-XXвв., то Италия и Япония в 1970-е гг., а такие государства как Израиль, Сингапур, Тайвань и вовсе недавно.
3.4.       Стадия, движимая богатством
Переход страны на четвертую стадию считается началом упадка. Это связано с основной движущей силой данной стадии – богатством. Как доказал М. Портер, стремление страны поддерживать богатство на одном и том же уровне непременно приводит к экономическому спаду. Это объясняется тем, что мотивация инвесторов, менеджеров и индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям и инновации, то есть совершенствованию. Резко падают инвестиции в реальный сектор экономики. Инвесторы больше ориентируются на вложения в финансовые активы. Количество венчурных предприятий уменьшается, а на смену руководителям-новаторам приходят финансисты. Растет количество слияний и поглощений фирм, что создает лишь иллюзию прогресса, не создавая нового бизнеса и не усиливая конкурентоспособность существующих. Часто они еще больше замедляют нововведения. Для обеспечения финансовой базы социально ориентированного государства повышается уровень налогообложения. Высокие налоги подрывают стимулы к труду и предпринимательству, а социальные гарантии способствуют иждивенчеству.

Индикаторы спада экономика при входе в эту стадию малозаметны, т.к. потребители продолжают лояльно относиться к национальным компаниям. Однако, как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие посредством «декластеризации».

Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в отраслях и местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. Снижение темпов роста заработной платы и рабочих мест, растущая безработица еще более снижают заинтересованность в росте эффективности производства, что ведет к дальнейшей потере рыночных позиций. Начинается снижение уровня личного дохода населения, что отрицательно влияет на качество и разнообразие внутреннего спроса.

Конкурентное преимущество может сохраниться в некоторых отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или в хорошо развитых смежных отраслях.

По портеру, классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х годов была Великобритания.

Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями прогрессивного продвижения страны на более высокие стадии являются механизмы формирования факторов производства, мотивация, внутриотраслевая конкуренция, совершенствование спроса, недостаток отдельных факторов, способность к созданию нового бизнеса.
Глава 4.  Международная конкурентоспособность России 4.1.       Анализ конкурентоспособности России
             по М.Портеру
Факторные условия. Россия имеет множество унаследованных преимуществ: огромная территория, богатые природные ресурсы, это позволило ей развить добывающую и лесную промышленность.

К неблагоприятным условиям можно отнести климат. Россия является одной из самых холодных стран мира, что обуславливает повышенные энергоемкость производства и стоимость рабочей силы. Отопление занимает большую долю в общем объеме энергозатрат промышленности. Капитальное строительство дороже, чем в других странах, в связи с тяжелыми климатическими условиями (по сравнению с Европой оно в 2-3 раза дороже и менее долговечно), поскольку вызывает необходимость прокладки глубоких коммуникаций, двойного остекления, строительства более толстых стен.

К благоприятным факторам относится обеспеченность природными ресурсами, именно их наличие обеспечивает текущую конкурентоспособность страны. Россия обладает одними из крупнейших в мире разведанными запасами природного газа, апатитов, бурого угля, нефти, железной руды, никеля, олова, цинка, урана, меди, свинца, золота, алмазов, платины, палладия. Но и в этой области существует целый ряд проблем, связанный с трудностью добычи и транспортировки полезных ископаемых.

Пример России наглядно показывает, что согласно теории Портера обилие факторов может тормозить развитие страны из-за их неэффективного использования. Наличие ресурсов не стимулирует прогресс обрабатывающей, высокотехнологичной промышленности. Обеспеченность большими запасами нефти и газа не приводит к разработке энергосберегающих технологий.

России, однако, удалось использовать некоторые неблагоприятные факторы, которые сыграли положительную роль в развитии страны. Например, удаленность от рынков сбыта при наличии рек и морей стимулировала развитие целого ряда отраслей – судостроения, развития портов и сети железных дорог.

Людские ресурсы являются одним из главных благоприятных факторов и конкурентных преимуществ РФ. В России хорошо развиты системы среднего и высшего образования, что объясняет хороший общий образовательный уровень населения. Почти треть населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование. По абсолютным показателям подготовки специалистов Россию до последнего времени опережали только США. Наиболее сильной стороной российского образования являются точные науки, уровень преподавания которых намного превосходит аналогичный показатель многих развитых стран. Однако в целом ряде областей университетское образование отстает от ведущих мировых учебных центров. Главными недостатками являются недостаточно прикладной характер образования и его направленность на традиционные отрасли, в то время как современное развитие требует подготовки кадров в новых отраслях науки.

В послевоенный период конкурентное преимущество создавалось в основном благодаря низкой заработной плате. Однако невысокая производительность труда делает издержки по заработной плате вовсе не такими низкими. Другими проблемами являются демографическая, проблема безработицы и проблема «утечки мозгов».

Фактор капиталавсе еще остается для России неблагоприятным. Еще в Советском Союзе политика, сконцентрировавшая в руках государства определенный капитал, направляла его не на стимулирование ключевых эффективных отраслей, а на создание гигантских предприятий-монополистов. В 90-е годы произошел глубокий спад инвестиционной активности. В последние годы наблюдался стремительный рост капиталовложений, в том числе и иностранных, однако этот рост не сопровождался улучшением структуры вложении: доля инвестиций, приходящихся на обрабатывающие отрасли, не превышал 7%, малая доля инвестиций приходилась на развитие наукоемких производств. Кроме того события последних месяцев, а именно мировой финансовый кризис, привели к резкому сокращению иностранных капиталовложений в Российскую экономику.

Российская банковская система сильно уступает по уровню технической оснащенности, качеству и ассортименту услуг. Приток инвестиций за счет сбережений граждан ограничивается малопривлекательными условиями вкладов и недоверием граждан, поэтому российские банки не играют большой роли в финансировании промышленности, как, например, в Японии или Германии.

После приватизации и акционировании предприятий в 90-е годы стал развиваться рынок акционерного капитала. Однако до сих пор нехватка национальных законов в этой области и высокий уровень налогообложения сдерживают развитие этого рынка и привлечение институциональных инвесторов к финансированию российских предприятий.

Научно-технический потенциал мог бы стать одним из главных конкурентных преимуществ России, однако в последнее десятилетие произошло его разрушение, причем основы этого процесса были заложены еще в СССР. Главной причиной было то, что российская наука, как и экономика, была закрытой. Основными недостатками в этой области можно было назвать огромную долю ассигнований на оборону, относительно невысокий удельный вес прикладных исследований и незначительное участие частных фирм в НИОКР.

Сокращение финансирования научных исследований в 90-е годы с 4% ВВП до 0,7% привело к ухудшению ситуации в этой области. Резко уменьшилось число ученых, причем за счет молодых и перспективных кадров. В условиях низкой зарплаты наиболее мобильная часть ученых ушла из науки в бизнес, или эмигрировала за границу. В начале 80-х годов в России около 70% фундаментальных и прикладных разработок соответствовали мировым показателям, а 20% даже превосходили мировой уровень. К концу 90-х годов данные показатели снизились соответственно до 25 и 7%.

В последние несколько лет расходы на НИОКР начали расти, однако в настоящее время Россия лишь фрагментарно участвует в международной конкуренции инноваций, а эффективность инновационной политики продолжает ухудшаться.

Многие ценные технологии, которыми обладала наша страна, были проданы в первые годы после развала Союза. Большинство существующих уникальных технологий трудно поддаются коммерциализации и преимущественно это технологии отраслей военно-промышленного комплекса, хотя также имеются и конкурентоспособные технологии в области информатизации, голографии, создания новых материалов, систем глобального мониторинга окружающей среды, лазерные и биотехнологии.

В последние годы в России проводится государственная политика, направленная на создание новой модели национальной инновационной системы, в том числе механизмов взаимодействия науки и производства и поддержки инновационного бизнеса.

Инфраструктура в России не соответствует мировому уровню. Многие виды транспорта находятся на пределе эксплуатационных возможностей из-за высокой степени износа. Производительность труда на транспорте низкая. К мировым стандартам близок лишь трубопроводный транспорт, в основном газопроводы. Но этот вид транспорта является энергоемким и дорогим. С распадом СССР Россия потеряла многие незамерзающие порты.

Другие виды инфраструктуры, такие, как финансовые, информационные и телекоммуникационные, необходимые для ведения современного бизнеса развиты недостаточно, за исключением нескольких крупных городов. Их развитие сдерживалось долгое время государственной монополией в большинстве отраслей.

Условия спросаявляются одним из самых слабых детерминантов «ромба» в России. Относительно невысокий уровень доходов населения ограничивает спрос на передовые товары и услуги. Во многих отраслях потребители недостаточно требовательны (производство мебели, обуви, одежды), что усиливается отсутствием в стране развитой системы сбыта. Лишь в крупных городах стремительно развивается сеть крупных торговых центров, на большей территории страны превалирует мелкая розничная торговля. Почти во всех отраслях слабо развиты связи между потребителями, посредниками и производителями.

Родственные и поддерживающие отрасли. Россия имеет малое число развитых кластеров, что ослабляет конкурентоспособность страны. Количество отраслей с высокой вертикальной интеграции невелико. Наиболее развитыми кластерами можно считать энергетику, сталелитейную отрасль, ВПК, выпуск транспортного оборудования и связанное с ним машиностроение, станкостроение, аэрокосмическую отрасль. Отрицательным фактором является невысокая географическая концентрация производств. Даже наиболее развитые кластеры являются неполными, что снижает их международную конкурентоспособность.

Быстро развивающейся сферой в последние годы являются средства массовой информации и реклама, которые стали важными поддерживающими отраслями для целого ряда производств.

Нехватка важных родственных и поддерживающих отраслей является причиной слабости России в ряде областей. Например, отсутствие кластера в области производства компьютеров ставит даже потенциально сильных производителей в заведомо невыгодное положение по отношению к иностранным конкурентам.

Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Структура и стратегия российских фирм нуждаются в совершенствовании. Причина слабости в этой области можно объяснить жесткой структурой управления экономикой и наличием государственной собственности в СССР. Все это лишало производителей необходимых стимулов.

Избыток рабочей силы и сильные профсоюзы не стимулировали технологический прогресс, который является важнейшим источником конкурентного преимущества. Принятие трудового законодательства и появление возможностей для увольнений с целью снижения издержек положительно сказалось на мотивации работников. Слабой стороной российских компаний является малый практический опыт и отсутствие систем профессионального менеджмента, хотя в последние годы ситуация стала меняться к лучшему.

Самым слабым звеном в России является недостаточный уровень внутренней конкуренции, что вызвано наличием в течение длительного времени государственной монополии и планового хозяйства, закрытостью национального рынка. Препятствием конкурентным условиям служит также политика льгот и привилегий неэффективным предприятия из-за высокого уровня коррупции, низкого качества административного управления и по социальным соображениям. Недостаточно развитый спрос и наличие монополий также способствуют ослаблению конкуренции, нехватка которой затрудняет международный успех большинства крупных компаний. В этой области есть и положительные сдвиги: выход на международный рынок некоторых крупных российских компаний, но преимущественно в сырьевых отраслях.

Роль государства.В России государство традиционно играет большую роль в экономике. В послевоенное время государство сосредоточило в своих руках все ключевые ресурсы и сыграло важнейшую роль в развитии капиталоемких отраслей. Однако государственная монополия, планирование и регулирование экономики оказали негативное влияние на конкуренцию. В 90-е годы в этой области произошли изменения, однако доля государства в ВВП и степень регулирования остаются высокими. Коррупция и власть государственных чиновников не способствуют выполнению государством тех функций, которые оно должно выполнять согласно теории М. Портера. Государство создало недостаточно механизмов для совершенствования факторов. Недостаточно эффективно действуют антимонопольные законы. Однако в последние годы ситуация в этой области начала меняться. Отмечаются успехи в проведении макроэкономической политики страны.

Роль случая. Как и в ряде других стран, наиболее важным событием для России стала Великая Отечественна война, которая дала толчок многим переменам. Однако Россия, в отличие от других стран–победителей, недостаточно использовала случай для поиска новых конкурентных преимуществ.

Перед Россией стоят задачи повышения производительных возможностей деловой среды, постепенного изменения роли государства и бизнеса в экономике страны, создания преимуществ, связанных с характером спроса, мотивацией работников, образованием кластеров, необходимых для ведения конкуренции в новых условиях мировой экономики. Необходимо совершенствовать участие страны в территориальном разделении труда, совершенствуя производственно-финансовые связи с мировыми державами. В этом случае на базе концентрации и централизации производства и капитала конкурентные производства будут реализовывать крупные компании, преимущественно экспортного направления, складывающиеся в финансово-промышленные группы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.