Реферат по предмету "Экономика"


Сущность и содержание предпринимательской деятельности

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
на тему
Сущность и содержание предпринимательскойдеятельности
Выполнила:Лаврова Лариса Витальевна,
студентка2 курса факультета менеджмента
иинформационных технологий
заочногоотделения
Научныйруководитель:
АношинаЮлия Федоровна,
к.э.н., доцент
2009

Оглавление
Введение
1. Сущность и основные чертыпредпринимательской деятельности
2. Содержание предпринимательскойдеятельности
3. Задачи предпринимательской деятельности
4. Правовой фундаментпредпринимательства
5. Влияние внешней и внутреннейсреды на предпринимательскую деятельность
6. Формы предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Я выбралаэту тему для своей курсовой — потому что считаю предпринимательство двигателемпрогресса, именно предпринимательство всегда вливает новые силы и идеи вчеловеческую деятельность, обновляя и совершенствуя в конечном счете экономику.
Цель работы- раскрыть сущность, формы и особенности предпринимательской деятельности, т.к.хорошему менеджеру присущи многие качества хорошего предпринимателя. Дляовладения профессией менеджер необходимо изучить предпринимательскуюдеятельность.
Предпринимательствонеобходимо для любой экономики, как свежий источник идей, а иногда и места длярабочей силы, как свежая струя, вливающая силы и вносящая необходимые перемены.
Предприниматели- люди нашедшие в себе смелость, силы не идти по накатанной кале или плыть потечению, устроившись к «хозяину» на работу, они хотят самируководить, быть хозяевами своей жизни. Это первопроходцы, которые никогда неостанавливаются на достигнутом, их влекут перемены и совершенствование во всем.Они по-моему достойны восхищения. Пусть даже если их постигла неудача, онинаходят в себе силы начинать все с нуля. Предприниматели — упорные,трудолюбивые люди, обладающие ценным качеством — они готовы рискнуть, это оченьумные люди, которые готовы взять ответственность не только за себя, но и залюдей, работающих под их руководством. Они всегда полны новых идей, идут «нашаг вперед» всех остальных потому что предпринимательская деятельностьвсегда связана с новаторством.
Предпринимательствокак процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворенияпостоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функцияуправления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическаясущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялисьи упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточнопростое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. Вчастности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать,решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либозначительного»: отсюда «предприниматель» — «предпринявший»что-либо.
Принятосчитать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовалсяпредпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этимипроблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон.Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом ипредложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношенийпокупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектоврынка предпринимателями («предприниматель» — в переводе сфранцузского «посредник»).
Всовременной экономической литературе четкого определения сущностипредпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явленияподменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большомэкономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующееопределение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельнаядеятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода,осуществляемая от своего имени, под свою имущественную
ответственностьили от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [1].
Такойподход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, вчастности, в законе «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации»[2], Гражданском кодексеРоссийской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихсяпроблемой предпринимательства. Согласно современному российскомузаконодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — этосамостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная насистематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров,выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качествев установленном законом порядке[3].
Однако иэто определение не отличается полнотой. Предпринимательство можно определять сразличных позиций, таких как:
инициативнуюдеятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленнуюна получение прибыли;
прямуюфункцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
процессорганизационной новации в целях извлечения прибыли; · действия, направленные навозрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфическийвид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующихформах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинствопрактиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая еекак конечную цель предпринимательства.
Однакопредпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, скольконепрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводствомспроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающихпотребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этойсвязи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывногопоиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию иуслуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта,маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации,приносящие максимум производительности в каждой из стадий процессавоспроизводства.
В этомопределении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [4][4] наего потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организациипредпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Предпринимательство- это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципыноваторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессыпроизводства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.
1. Сущность и основные черты предпринимательскойдеятельности
Предпринимательскаядеятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночнойэкономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающеймассы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, чтоважнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев ииндивидов. Это — движущая сила поступательного развития современного рыночногохозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательствакак социально-экономического феномена.
Подпредпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связнуюс производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательнымвовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента,который может заключаться в различных моментах — поиске и освоении новогорынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующегопроизводства или основания нового предприятия; внедрение новых методоворганизации производства, контроля за качеством продукции, новой техники итехнологий; нахождение и использование новых источников материальных ифинансовых ресурсов.
Предпринимательствоявляется сферой профессиональной деятельности особой группы людей — предпринимателей.Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим насвой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе иматериальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала,но должен обладать правами на его использование, скажем, «пучком» изчетырех прав:
1) прававладения, то есть права исключительного физического контроля над благами;
2) праваиспользования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;
3) правауправления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использованиеблаг;
4) правана доход, то есть права обладать результатами от использования благ.
Чтобполучить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полномусобственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы).Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например,затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). приступая к предпринимательскойдеятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель долженрешить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить,для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качествомследующих логически связанных действий.
Во-первых,должна быть выработана предпринимательская идея, основывающаяся на возможностивозглавляемой предпринимателем фирмы и потребностях рынка. Эта идея воплощаетсяв конкретном образе какого-либо товара.
Посколькупредпринимательская идея возникает, как правило, на абстрактном уровне,зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Дляпоследней крайне важно наличие разнообразной достоверной объективнойинформации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночнойконъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:
1) Возможноли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности.
2) Каковона рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в которомвоплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения ростаспроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами.
3) Каковымогут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а такжесобственные затраты предпринимателя на его производство или издержкипроизводства.
Такимобразом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может бытьпредставлена следующим образом:
предприниматель> выдвижение предпринимательской идеи > оценка возможности реализациивыдвинутой идеи в практику предпринимательской деятельности > оценкапредпринимательской идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейсяна потребительском рынке > проведение необходимых расчетов для определениявозможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи >экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов >принятие предпринимательского решения.
Предпринимательствопо своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или иноедействие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Еслипредприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Рискпредставляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению сэкспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.
Предприниматель,чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска,тщательно анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно,важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требуетопределенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретнойэкономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзясбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошломопыте и проницательности.
Всовременных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в себя,по крайней мере:
способностьк творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательскойидеи, других описанных выше логически последовательных предпринимательскихдействий;
способностьк принятию решений и ответственности за них, к контролю за их выполнением.
умениеподобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров,стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве,улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.
Спереходом к экономике рыночного типа усиливается роль малого бизнеса. В странахс развитой рыночной экономикой малые предприятия преобладают. Они оперативноприспосабливаются к рыночным условиям, быстро обновляют ассортимент продукции,используют новшества, обеспечивают рабочие места для значительной частинаселения и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения.Малые предприятия укрепляют рыночную среду, привлекают средства населения вхозяйственный оборот, снижают социальную напряженность в обществе. Страны спереходной экономикой разрабатывают и осуществляют специальные программы поддержкии развития малого бизнеса.
 2. Содержание предпринимательской деятельности
Содержаниепредпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видамипредпринимательской деятельности (табл.1.1). В соответствии с принятойструктурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение,потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная,коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательскойдеятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в составчетырех главных сфер предпринимательства.
Таблица 1.1.Классификация предпринимательской деятельностиПризнаки классификации Характеристика предпринимательской деятельности
По сфере
деятельности Производственная Коммерческая Финансовая
Сфера
потребления По организационно-правовому статусу
Без образования
Юридического
лица
Частное
предприятие
Фермерское
хозяйство Общество с ограниченной ответствен-ностью
Малое
предприятие
Смешанное
товарищество
Закрытое или
открытое
акционерное
общество Совместное предприятие По отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная По количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная По масштабам производства и численности работников
Малое
предприятие
Среднее
предприятие Большое предприятие По территориальному признаку
Сельская,
районная
Городская,
областная
Региональная,
национальная Зарубежная По отраслевой принадлежности Строительная, текстильная
Метало-
обрабатывающая,
горнодобывающая
Пищевая,
судостроительная Энергетика, транспорт, связь
Внастоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: какстиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности вусловиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.
Анализируяразличные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательскаядеятельность — это реализация особых способностей индивида, выражающаяся врациональном соединении факторов производства на основе инновационногорискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшуютехнику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводитк снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливаетсяцена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговуюдеятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всегозакупить средства производства, точнее «угадывает», на какой продукт,в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособныйспрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К томуже предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычноделается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие- своеобразную компенсацию за этот риск.
Подпредпринимательским доходом следует понимать,прежде всего, дополнительный доход, доход отуправления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природнымкачествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторыпроизводства в зависимости от внешних условий.
Учитывая,что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенныхфункций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования,организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемоговоспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических,социальных и экологических потребностей общества (его членов) и полученияприбыли.
Предпринимательскаядеятельность может осуществляться:
1) путемнепосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;
2) путемпроизводства посреднических функций по продвижению товара от продуцента кпотребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типологияпредпринимательской деятельности (рис.1.1).

/> 
Предпринимательскаядеятельность — это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли,которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационнойпредпринимательской идее (рис.1.2).
Предпринимательскаяидея представляет собой выявленный воз/>можныйинтерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретнойэкономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредствомсовмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот,путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличиеминновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новаясистема управления производством, качеством, внедрение новых методоворганизации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Впредпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:
новаторскуюинновационную деятельность как предпринимательскую функцию (табл.1.3);
действияпредпринимателя как носителя и реализатора даннойфункции (рис.1.3).
Результатомкаждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленныхпредпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательскойдеятельности могут выступать:
получениеприбыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала,финансовых, ресурсных и материальных средств;
удовлетворениеспроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
Впроцессе функционирования производства или посреднической деятельности целимогут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
накоплениеденежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
улучшениесоциальных условий сотрудникам организации;
оптимизацияспроса покупателей на продукцию организации;
оказаниепомощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культурыпотребления и т.д.

/>
Рис.1.2 Общаясхема предпринимательской деятельности
Длядостижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательскойдеятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политикаорганизации определяет направление и методы осуществления предпринимательскойдеятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организациив сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.3. Задачи предпринимательской деятельности
Задачипредпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижениюпоставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление — это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельностипредпринимателя, второе направление — это комплекс задач, решениекоторых формирует эффективность процесса производства или посредническойдеятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижениероста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечениепроцесса производства необходимыми факторами производства; поиск источниковфинансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условияхконкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличениеобъема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговыхстратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидностиорганизации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
/> 
Рис.1.3 Действияпредпринимателя по разработке новшеств
 
Экономическаясущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализацииновых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии,организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциальногоспроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может бытькак индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамкахорганизации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализацииновых решений, новых подходов и т.п.
Основнымсубъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:
с потребителемкак основным его контрагентом;
с государством,которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника илипротивника;
c наемнымиработниками;
с партнерамипо бизнесу.
Взаимодействиепредпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешнимиорганизациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей,поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами,таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюденияустановленных форм, норм и правил сотрудничества.
Главнойсоставляющей сотрудничества в сфере предпринимательства является сделка,т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделкарассматривается как действие, направленное на установление, изменение илипрекращение правоотношений юридических или физических лиц в областипредпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка — это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеетсякоммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена — удовлетворениевсех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей илиполучение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделкасчитается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и формакоторого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров.
Основныминаправлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена,сфера торговли, сфера финансовых отношений.
В сферепроизводственных отношений используются такие формы сотрудничества, какорганизация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственнаякооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление поконтракту; подрядное производство и др.
Основнымиформами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются:бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерныеоперации, в которых участвуют три стороны и более).
В сфереторговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форварднаясделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямыхпроизводственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка обимпорте товара.
Взаимодействиепредпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится кфакторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которойосуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная илимеждународная).
Осуществлятьпредпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:
а) гражданеРоссии, не ограниченные по закону в своей деятельности;
б) гражданеиностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий,установленных законами РФ;
в) объединенияграждан — коллективные предприниматели (партнеры).
Российскоезаконодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностьювоеннослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и другихправоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственнойвласти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам,которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.
Предпринимательскаядеятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом,управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.
Объектамипредпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования,разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпускутоваров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главнымкритерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности.В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменовсоставляет примерно 20: 40: 40, причем основная их часть (свыше 70%) связана соказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. принеразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были занятыперепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.
Объектамипредпринимательской деятельности являются изготовленная продукция,выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что можетудовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке дляприобретения, использования и потребления.
Вконкурентной экономике учитываются не только внешние затраты (оплата счетовпоставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальныйдоход от альтернативного использования капитала — сдачи в аренду, ссуды и т.д.).Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить запредпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают инормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверхэтих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Неостанавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убыткаменьше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ(% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).
Такимобразом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированныхчастных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речьидет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителейинтеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.4. Правовой фундамент предпринимательства
КонституцияРФ от 12.12.1997 г., которая гарантирует единство экономического пространства,свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержкуконкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равнымобразом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Гражданскийкодекс РФ (ч. I принята 21.10 94, ч. II — 26.01.2002) — это своего рода «конституция»предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулированиерыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правовогорегулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех формсобственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видовпредпринимательской деятельности.
Федеральныезаконы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерныхобществах» от 26.12.2002 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях»от 12.01.2002 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.2002г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.2003г. № 14-ФЗ.
Федеральныезаконы Российской Федерации общего назначения: «О государственнойподдержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.2002 г., «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»от 22.03.2001 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.;«Об иностранных инвестициях» от 04.07.2001 г.; другие федеральныезаконы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные актыфедеральных и местных органов власти.
Нерассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России созданасовременная, достаточная и полная нормативно-правовая база дляпредпринимательской деятельности.5. Влияние внешней и внутренней среды напредпринимательскую деятельность
Осуществлениепредпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь приналичии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды. Это прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свободапредпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такоепредпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболееэффективным, действенным и максимально прибыльным.
Предпринимательскаясреда (рис.1.4) — общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формированияпредпринимательского капитала и использованиянеобходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободыпредпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода)самостоятельных (независимых) организаций.

/>
Эффективностьфункционирования и развития предпринимательства в значительной степениобусловлена внешней средой (табл.1.4):
государственнойполитикой в данной области;
деятельностьюместной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
внешнимиусловиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояниевнешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующихвоздействий, вырабатываемых субъектами управления.
Дляразвития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективномурегулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этомнеобходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целейсоциально-экономического развития страны, регионов и отдельныхсоциально-демографических групп населения.
Предпринимательствокак особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечениясамозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуетсяправительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах,где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большоераспространение получает так называемое уличное предпринимательство). Сутьгосударственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработкеконкретных мер по трем направлениям:
консультационноесопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательскихорганизаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
оказаниеопределенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре илипредоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сференалогообложения);
оказаниетехнической, научно-технической или технологической помощи маломощным вфинансовом отношении предпринимательским структурам.
Государственнойподдержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры домомента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательскихорганизаций.
Дляроссийской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития иподдержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм впроизводственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:
а) созданиесистемы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров,нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;
б) налоговыельготы и послабления;
в) целевыефонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансоваяпомощь на поддержку предпринимательских структур в России.6. Формы предпринимательства
Существуютдве формыпредпринимательства:
частная;
государственная.
Государственноепредпринимательство есть форма осуществления экономической активности отимени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления,которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлятьгосударственным имуществом (государственное предприятие) или б) органамиместного самоуправления (муниципальное предприятие).
Основнойструктурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является деловоепредприятие (фирма). Оно представляет собой хозяйственное звено,реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализациипродукции, выполнения работ и оказания услуг путем планомерного комбинированияфакторов производства. Предприятие самостоятельно осуществляет своюдеятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью.Выделяют следующие относительно стабильные основные структурные признаки,характеризующие отдельные предприятия:
высшиецели, которых стремится достичь предприятие (социально-хозяйственные, корпоративные);
производственныецели;
видыхозяйственной деятельности;
региональноерасположение;
организационно-правоваяформа;
собственникипредприятия;
связи сдругими предприятиями (система длительных производственных соглашений);
принципиальноеоснащение факторами производства (профессиональный уровень персонала,оборудование, технологии, информация);
качественноеразграничение предприятий (малое, среднее, крупное).
Будучи юридическимлицом, предприятие и фирма как субъекты предпринимательской деятельности впринципе однозначны. Вместе с тем в экономической практике термин «фирма»- это обобщающее понятие хозяйствующего субъекта и может включать как одно, таки несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило,подразумевают однопрофильное производство. Предприятие как юридическое лицоимеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятиеможет от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личныеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Уюридического лица должен быть самостоятельный баланс или смета, круглая печать,счет в банке.
В отличиеот сложившегося естественным образом рыночного порядка предприятия базируютсяна иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынокпредполагает обособление средств производства, предприятие — их концентрацию. Нарынке господствуют косвенные методы контроля, а внутри предприятия — прямые. Рынокисключает диктат, он основан на экономических стимулах. Предприятие, наоборот,предполагает единоначалие, административные формы управления.
Предприятия(фирмы) классифицируют по двум основным признакам:
формамсобственности на капитал (государственные и частные);
степениконцентрации капитала и количества работающих (малые, средние и крупные).
На государственныхпредприятиях учредителем и организатором производства является государство влице федеральных, региональных или муниципальных органов. Обычно такиепредприятия создают в тех отраслях экономики, которые не привлекают частныхпредпринимателей из-за чрезмерно больших первоначальных инвестиций илидлительных сроков их окупаемости, для изготовления общественно значимых видовпродукции, обеспечивающих национальную безопасность, осуществлениедеятельности, направленной на решение социальных задач, и др. Государственныепредприятия могут функционировать как акционерные общества, когдаединственным их учредителем и собственником акций являются центральные илиместные органы власти, и как унитарные предприятия. Последние неявляются собственниками закрепленного за ними имущества, которое находится уних в хозяйственном ведении или в оперативном управлении (казенныефедеральные предприятия). В первом случае предприятие, а не государствонесет имущественную ответственность по своим обязательствам, кроме ситуациибанкротства, вызванного действиями учредителя. Во втором случае государствонесет субсидарную (дополнительную) ответственность по долгам предприятияпри недостатке у него имущества, находящегося в федеральной собственности. Государственныепредприятия не свободны в своей хозяйственной деятельности и ценообразовании,поэтому их эффективность обычно ниже, чем у частных предприятий. Количествоунитарных предприятий (13, 8 тыс) не соответствует возможностям государства поуправлению ими и контролю их деятельности.
Частноепредпринимательство есть форма осуществления экономической активности отимени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) илипредпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы,в форме индивидуальной трудовой деятельности). Организационно-правовые формы частныхпредприятий следующие:
индивидуальныепредприятия, где собственником капитала является один человек, которыйсамостоятельно управляет им в своих интересах, получает всю прибыль (остаточныйдоход) и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия;
товарищества(партнерства) на паях, где объединен капитал нескольких лиц, совместновладеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат всемпартнерам, как правило, принимающим активное участие в деятельноститоварищества, и они несут полную ответственность по его обязательствам. Нарядус ними могут быть партнеры, ответственность которых ограничена суммой,вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью);
акционерныеобщества (корпорации), где пай каждого участника-акционера подтвержденценной бумагой — акцией, а его ответственность ограничена вкладом в данноепредприятие. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют толькотой суммой, которую они заплатили за акции. Корпорации имеют юридическийстатус, управление ими осуществляет верхний эшелон профессиональных менеджеров,работающих по найму.
Вразвитой рыночной экономике функционируют различные типы предприятий, восновном частные. В США, например, около 17 млн. разнообразных фирм, в томчисле свыше 70% индивидуальных, 8-10% товариществ, принадлежащих двум или болеелицам, и 18-20% акционерных обществ. При этом последние производят около 90%общего количества продукции и услуг.
Акционерныеобщества (АО) бывают закрытого и открытого типа. Закрытым АО считаетсято, в котором все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободнуюпродажу. Акционеры несут ответственность только в пределах внесенного капитала.Открытым (публичным) АО называется общество, акции которого свободнопродают и покупают без ограничений на рынке ценных бумаг. АО и акционеры несутответственность по обязательствам всем имуществом общества. Если в уставномкапитале АО есть доля государственного капитала, то оно называется смешанным.Одни АО могут участвовать в акционерном капитале других. Допустимым является и«взаимопроникновение» акционерных капиталов (система участий). Наэтой основе существует ряд типов акционерных объединений: синдикаты, тресты,концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы.
Синдикатпредставляет собой организационно оформленное соглашение, которое предполагаетсбыт продукции его участников и закупки сырья для них через единый орган,создаваемый в форме акционерного общества. Выполнение этих функций может бытьпоручено одному из участников соглашения. Участниками синдиката могут быть АО,тресты и концерны. Например, Ярославский, Московский и Омский шинные заводы в1991 году создали реализационную компанию — синдикат ЗАО «Сибур-шина»,которые проводит единую для них политику в маркетинге, ценообразовании,инвестициях, учете, создает общую товаропроводящую сеть.
Трестявляется более развитой, чем синдикат, формой объединения, при которойразличные предприятия объединяют в единый производственный комплекс. Они теряютсвою юридическую, производственную, коммерческую самостоятельность иподчиняются единому управлению из одного центра. В отличие от синдиката здесьсовмещены все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
Концерн — объединение производственного характера, создание которого, как правило,обусловлено необходимостью комбинирования, более тесного кооперированияразличных производств, а также централизованного контроля и управления этимипроцессами. Наряду с промышленными предприятиями в концерн входят торговые,транспортные и проектно-конструкторские организации, банки, страховые компаниии др. Значительное распространение во всем мире получил холдинг — органуправления концерном посредством холдинговой, или держательской компании. Онавладеет контрольными пакетами акций, входящих в концерн предприятий иорганизаций, с целью контроля и управления их деятельностью. В одних случаяхэто осуществляет специально созданная холдинговая компания, выполняющаяуказанные функции (чистый холдинг), в других — ими наделяют существующуюорганизацию (смешанный холдинг), состоящую в концерне. Холдинговая компанияможет не заниматься производственной деятельностью. Фактически холдингомявляются любое АО или банк, владеющие контрольным пакетом акций других АО.
Консорциум — это финансовая группа, объединяющая юридически и экономически самостоятельныеорганизации (предприятия, банки и др.) различных отраслей. Его создают длясовместного размещения займа, реализации крупных промышленных проектов илипроектов большой общественной значимости. В последнем случае участником можетбыть государство. Существование консорциума, как правило, заканчивается по мерезавершения проекта.
Финансово-промышленнаягруппа представляет собой зарегистрированный в установленном порядке рядюридически независимых предприятий, финансовых инвестициональных институтов,объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общейэкономической цели. При этом центральной (головной) компанией является илиспециализированная организация — управляющая компания, или ее функции выполняетвходящее в группу производственное предприятие, банк, финансовая или страховаякомпания. Финансово-промышленные группы могут быть межгосударственными,межрегиональными и региональными.
Особаяорганизационно-правовая форма предпринимательской деятельности — кооператив.Собственники средств производства в нем являются одновременно и работающими.Их доходы — это зарплата, которую они получают как работники, и прибыль,которую они имеют как собственники. В отличии от товариществ и акционерныхобществ, где можно использовать собственный и наемный труд, кооперативыдопускают лишь личную совместную трудовую деятельность их членов на основепринадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. Прибыльучастники кооператива получают в соответствии с трудовым вкладом, а не паем,как в товариществе.
Взависимости от степени концентрации капитала и количества работающих, а,следовательно, масштабов производственной деятельности, предприятияподразделяют на малые, средние и крупные. В рыночной экономике малыхпредприятий подавляющее большинство. Они быстро реагируют на изменение рыночнойконъюнктуры, способны часто обновляться. Малые предприятия постоянноподдерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысокимценам на продукцию, низким издержкам производства. Они действуют в техобластях, где нет необходимости создавать массовое производство с большимизатратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательствотрадиционно поддерживает государство, используя льготное налогообложение иантимонопольное законодательство. Средние предприятия в развитыхстранах, в отличии от малых, не так многочисленны, причем в настоящее времясуществует тенденция к сокращению их числа. Они не так мобильны, как малыепредприятия, и составляют значительную конкуренцию крупному бизнесу. Крометого, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшейконцентрации капиталов — на их долю приходится самый большой процент поглощений.Критерии отнесения того или иного предприятия к разряду малого или среднегодостаточно условны, в основном это численность работающих. В США к малым промышленнымфирмам относят компании с числом занятых до 500 и к средним — от 500 до 1000, вбольшинстве стран Западной Европы — до 50 и 500, Японии — до 30 и 300. В нашейстране малыми предприятиями считают в промышленности — с численностьюработающих до 200, в строительстве — до 150, науке — до 100, непроизводственнойсфере — до 25 и в розничной торговле — до 15.
Крупныепредприятия, имеющие как правило статус корпораций (АО), хотя их относительнонемного, составляют основу производственного потенциала экономически развитыхстран и создают большую часть их ВНП. Преимущества крупных фирм заключаются втом, что только им доступно массовое производство и широкое внедрениедостижений научно-технического прогресса, т.к. они способны на крупныеинвестиции и проведение серьезных научных разработок. Крупные корпорацииобладают устойчивостью, являются действенным инструментом внутри — имежотраслевого перелива капитала, их никогда не ликвидируют, как мелкие исредние, а только меняют владельцев. Одно из главных условий стабильнойэффективной деятельности корпорации — объединение капитала и диверсификацияпроизводства.
Конечно,каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеетсвои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многомсовпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагаетинициативность, ответственность, инновационный подход, стремление кмаксимизации прибыли. .
Основноеотличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что егодеятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государствоставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенныесоциально-экономические цели.
Угосударственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальныеисточники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерамигоспредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи напервый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мерепредставленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
1) значительныеи стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п.,предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступностькредитов на особо выгодных условиях;
3) экономияна масштабах производства;
4) широкиевозможности получения нового оборудования, включая лизинговые;
5) устойчиваясеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации опотенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимуществагосударственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могутявляться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению собщественными и тем самым — для извлечения сверхприбыли.
Заключение
Быть предпринимателемнелегко, будь это собственное дело или работа в структурах сложившейсякомпании, Нужно расширять возможности организации, отвечать на изменяющиесяпотребности общества и облегчить отдельным руководителям возможность приниматьпредпринимательские решения.
Организации,действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидатьсяизменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать идействовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищетвозможности намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншоввел слово предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и самидействия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целомприходится работать как предпринимателю.[5]
Список используемой литературы
1) Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., ИвановаТ.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. — М.: Изд-во РУДН,2005. — 407 с.
2) Большой экономический словарь. М.:Ин-т экономики, 1994. С.313.
3) Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономическойтеории. М.: Высш. шк., 1994.
4) Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.(Фундаментальная теория экономики): Учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°», 2003. — 594 с.
5) Гражданский кодекс Российской Федерации.
6) Конституция Российской Федерации.- М.: Издательство «Спарк», 1997. — 52 с.
7) Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С.Булатов, 2000.
Электронная версия, «Эколайн»,2000.
8) Мескон М.Х., Альберт М., ХедроуриФ. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1994 — 702 с.
9) Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.М.: “Экономика", 2002.
10) Райзберг Б.А. Основы экономики ипредпринимательства. М.: ТОО ”Вес", 2000.
11) Экономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002. — 431 с. — (Серия «Социально-гуманитарное образование»)
12) Экономика: Учебник для юристов /Под ред. доктора экономических наук, профессора Д.В. Валового. — М.: Издательство«Щит — М», 2002. — 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.