ВВЕДЕНИЕ
Семья составляет существенное звено в цеписоциального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельныхсемей: семья является первым базисом государства. Семья — это первичнаяячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семьеотдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит вкачестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастнымразделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту,интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведениемрода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми ипсихологическими отношениями. Семья — важнейший инструментиндивидуального становления личности. Именно здесь ребенок впервыевключается в общественную жизнь усваивает ее ценности, нормы поведения, способымышления язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта и житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагаетраздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они неисключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полнотусобственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной гармониив семье.
О любви. Эмоционально-психологической,нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякийбрак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья — этоестественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когдаона взаимна и когда мы любим искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь— это теорема, которую надобно доказывать каждодневно. Любовь — этоиндивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, впостоянной направленности мысли и дела к любимому человек, в свободном,бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.
Любовь, на мой взгляд, являетсянеотъемлемой и наиглавнейшей составляющей семьи. Если есть любовь «двоих» — есть и гармония в семье.
ЧАСТЬ I
У ИСТОКОВСТВНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ И ЛЮБВИ
ПЕРВОБЫТНАЯ СЕМЬЯ
Сплочению первобытногочеловеческого объединения, возникновению и развитию коллективизма способствовалне только процесс охоты, но и совместное потребление добычи, совершавшееся,видимо, как на это указывает археологический материал олдувайской эпохи, не наместе смерти животного, а на жилых стоянках. Отсюда следует, что видимо, мясополучали и те, кто не участвовал в охоте, а оставался на стоянке: женщины,дети, больные, инвалиды. Индивидуальной охоты в Олдувае, по-видимому, не былоиз-за низкой технической вооруженности древнейших охотников.
В отличие от охотысобирательство, как бы велика ни была его роль в балансе питания, носило лишьиндивидуальный характер и поэтому не могло стать таким важным фактором впроцессе гоминизации и возникновения общества, как охота.
Думается, что переход отсообществ обезьян к человеческим коллективам был результатом длительногоразвития.
Как пишет П. И. Борисковский, «в рамках старогокачества длительно и сложно вызревают элементы нового. Переход от стада обезьянк человеческому обществу нельзя представлять схематически, упрощенно. Это былсложный диалектический процесс. В стадах обезьян постепенно зарождалисьотдельные элементы человеческого общества. А с другой стороны, у древнейшихлюдей, архантропов, еще долгое время переживали отдельные элементы, характерныене для людей, а для обезьян». Мы вполне согласны с этим утверждениемисследователя, как и с другим: «С появлением творцов олдувайской техникиначинается история человеческого общества, первый этап первобытнообщинной общественно-экономическойформации — эпоха первобытного стада»...
А. Н. Рогачев считает, что, став еще в мустьерскоевремя постоянным и обязательным элементом культуры, жилище «ограничило действиебиологического закона единства организма и среды в отношении человека» и темсамым «задолго до появления неоантропа и верхнепалеолитической культурысовершился новый, третий после изготовления каменных орудий и добывания огнярешающий шаг выделения людей из мира животных».
При этом «поселения и жилища с самого своего возникновенияявлялись главными центрами производственной, домашнехозяйственной, общественнойи духовной жизни и во всех этих качествах сыграли исключительную роль вформировании и укреплении общественной сущности людей. Общественные отношениявозникающих людей, познавших огонь и начавших жить в жилищах, не могли бытьстадными, они выступали в своей первоначальной, первобытной, естественнойэлементарной форме семейно-родовых отношений, проще говоря, в осознаваемойродственной связи коллектива». В другой работе А. Н. Рогачев высказываетубеждение, что к началу мусте стадо исчезло полностью...
С. Н. Бибиков, обращает внимание на то, что в неандертальскихпогребениях в скальных убежищах Европы половой и количественный составзахоронений может быть выражен пропорцией: 20 детей: 9 женщин: 3 мужчин или 20:8:4.Если учесть, что в ту эпоху детская смертность была очень высока, то понятнопреобладание в захоронениях детей. Соотношение женщин и мужчин в захороненияхявно не соответствует тому, которое существовало в общинах неандертальцев. С. Н.Бибиков считает, что можно говорить о тенденции предпочтительного захороненияженщин и детей внутри жилища.
Женщины и дети в соответствии с этими нормами погребалисьв той среде, к которой они принадлежали со дня рождения. (Мужчины принадлежалик чужеродной половине общины.) Развивая мысль С. Н. Бибикова, можно предположить,что трупы мужчин было сложно доставлять в общины, из которых они происходили.Поэтому их погребали за пределами жилищ, а то и вовсе не хоронили. Однакомужских захоронений могло быть мало и потому, что мужчины часто погибали наохоте, вне жилища. Преобладание женщин в захоронениях в жилищах в этом случаелишь результат различия в преобладающих причинах смертности у мужчин и женщин ине помогает в решении вопроса о наличии или отсутствии у неандертальцев,равным образом
Итак, многие данные подтверждают высказанную еще всередине 50-х годов точку зрения А. П. Окладникова о том, что зачаткиматеринской родовой общины возникают в мусте и окончательно оформляются вверхнем палеолите. А. П. Окладчиков писал: «Прямыми указаниями на оформлениематеринского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а сдругой — широко распространенные изображения женщин, в которых можно видетьобразы женщин-родоначальниц, известных, по данным фольклора, например, уэскимосов и алеутов»...
ОБЩИННАЯ СЕМЬЯ
Весьма сложным и дискуссионным является вопрос охарактере брачно-регулирующих отношений в коллективах ранних гоминид.Утверждение Г. П. Григорьева (его разделяют также некоторые другие археологи),что общины состояли из семей, не опирается на какие-либо, хотя бы косвенные,данные о жизни архантропов, а есть лишь результат прямой и вряд ли правомернойэкстраполяции наших знаний об обществах современных охотников и собирателей наформирующееся общество архантропов.
Для решения поставленного вопросаинтересны общие соображения, высказанные Э. Каспари. Исследователь полагает,что у нас нет определенных данных о типе половых отношений у древних людей и,может быть, даже вообще не существует ответа на этот вопрос. Он считает, что впринципе были открыты три возможности:
1) моногамия, когда каждый мужчина участвовал в детопроизводстве с одной определенной женщиной;
2) полигамия, когда один или несколько мужчин принимали участиев воспроизводстве потомства, а остальные мужчины в этом участия не принимали,а в охоте участвовали;
3) промискуитет, без установления постоянных связей междумужчинами и женщинами.
В советской и зарубежной литературесуществуют различные гипотезы о причинах, этапах и механизме возникновенияэкзогамии.
По мнению многих исследователей,главной причиной, тормозившей развитие социальных норм у наших нижнепалеолитическихпредков, был зоологический индивидуализм, особенно проявлявшийся в безудержнойигре половых инстинктов и столкновениях из-за женщин в условиях господства встаде промискуитета.
Так, А, М. Золотарев писал, чтоэкзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормамповедения. Она явилась уздой, наложенной обществом на индивида первым средствомвоспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на дваэкзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений.Каждый из двух первоначальных родов, на которые разделилось стадо, стал «замиреннойсредой», т. е. коллективом, внутри которого были уничтожены браки.
Роль биологических предпосылок, ихвоздействие на процесс сложения общественных форм постепенно все уменьшались засчет возрастания значения социальных факторов. По-видимому, с появлениемчеловека современного физического типа роль биологических предпосылок всложении типов социальной организации и норм социального поведения сходит нанет.
С завершением формирования Homo sapiens и исчезновением неандертальцев по всей ойкумене завершаетсяи сложение общинно родового строя.
ГРУППОВОЙБРАК
Вместе с родом и Homo sapiens,мы вступаем в общее ню сформировавшихся людей. Пришедший на сменупервобытному стаду род был первым подлинно социальным организмом. Онпредставлял собой первое человеческое объединение, все особенности которогоопределялись потребностями развития производства, его фундаментом былиразборные отношения распределения. В нем не существовало никакой другойсобственности, кроме коллективной.
Однако на том историческом этапе нормальное функционированиепроизводства предполагало и требовало не только существования определеннойсистемы собственно производственных отношений, т. е. отношений собственности,распределения, но и отсутствия между членами производственного объединенияполового общении. Последнее было связано с характером половых отношений впредшествовавшем роду первобытном стаде. Будучи аномными (нарушающий обычаи,законы), они препятствовали производственной деятельности. Производство небыло еще в состоянии подчинить себе эти отношения, ввести их в определенныерамки. Оно смогло лишь вытеснить их из коллектива, т. е. превратитьпроизводственное объединение в полностью агамное (запрещающее половые отношенияопределенной группы, рода).
Агамия производственного коллективабыла необходимым условием нормального функционирования и развитияпроизводства. Она была не чем иным, как особого рода производственнымотношением. Как всякое производственное отношение, она носила объективный,материальный характер. Отражением этого объективного отношения было агамноетабу (строгий запрет).
В силу полной агамии род не мог существовать водиночку. Возникновение рода было одновременно и образованием дуально-родовойорганизации. Оба рода, составлявшие дуальную организацию, были социальнымиорганизмами. Вполне понятно, что и связь между ними носила чисто социальныйхарактер. Отношения между полами стали осуществляться теперь только в рамкахэтой социальной связи.
С появлением рода и дуальнойорганизации половые отношения стали социально упорядочены.На сменуагамии и промискуитету пришел брак, причем не между индивидам, а между ихгруппами.
Первой формой брачных отношений былгрупповой, дуально-родовой брак. Дуально-родовая организация была брачнойорганизацией, брачным союзом двух родов.
Роды, составлявшие дуальнуюорганизацию, связывали социальные отношения не по производству, а по детопроизводству. Социальные отношения по дето производству были столь жеобъективны, столь же материальны, как и производственные. Их объективностьбыла с неизбежностью обусловлена объективностью агамии производственногоколлектива. Производство не могло прямо, непосредственно упорядочить половыеотношения. Оно упорядочило их косвенно, породив полную агамию коллектива, атем самым и групповой, дуально-родовой брак. Таким образом, на заре родовогообщества наряду с материальными отношениями по производству существовалиматериальные социальные отношения по дето производству. Первые связывали членоврода, вторые — коллективы, входившие в состав дуальной, т. е. брачной,организации...
Таким образом, на заре родовогообщества производственные и дето произволе таенные отношения взаимно исключалидруг друга. Если люди принадлежали к одному хозяйственному коллективу, то междуними не могло быть половых отношений. Половые отношения были возможны толькомежду людьми, не связанными производственными узами, принадлежавшими к разным,совершенно самостоятельным в хозяйственном отношении социальным организмам.Входя в состав разных хозяйственных коллективов, люди имевшие право вступать вполовые отношения, должны были, разумеется, и жить раздельно.
В таких условиях связи междуиндивидами противоположного пола, принадлежавшими к разным коллективам,неизбежно должны были сводиться лишь к половым отношениям, носить сугуболичный характер. А это может означать лишь одно: между принадлежащими к разнымродам дуальной организации мужчинами и женщинами, взятыми не вместе, а поотдельности, брачных отношений не существовало. Их отношения не были брачными,не были браком. На первый взгляд такой вывод кажется парадоксальным.Попытаемся в этом разобраться.
Никто, вероятно, не будет спорить стем, что половые и брачные отношения далеко не одно и то же. Половые отношениямогут существовать и существуют и без брачных. Брачные отношения, включая всебя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальнаяорганизация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных,признанных обществом прав и обязанностей между связанными им сторонами. Там,где социальная санкция отношений между полами отсутствует, они не являютсябракам и в том случае, если имеют долговременный характер.
Но надо определенные права иобязанности по отношению друг к другу существовали у родов, составлявшихдуальную организацию. Каждый из них, строжайше воспрещая половое общение междусвоими членами, предписывал членам своей мужской группы вступать в половые отношенияс членами женской группы другого коллектива и соответственно членам своейженской группы — с членами мужской его группы. Этим социальное регулированиеполовых отношений на первых порах и ограничивалось.
Связи по дето производству былисоциально организованы только как отношения между группами индивидов, но немежду индивидами, взятыми в отдельности. Ни один конкретный мужчина не былобязан вступать в связь с любой женщиной другого рода, равно как ни однаконкретная женщина не была обязана отдаваться любому мужчине иного рода. Длякаждого конкретного члена, скажем, мужской группы одного коллектива обязанностьвступать в половые отношения с членами женской группы другого рода являласьлишь указанием на круг лиц, внутри которого он имел право искать половогопартнера, и только. Кто же из данного круга лиц становился его партнером и накакое время — это определялось лишь доброй волей вступавшие в связь. Вступлениев половые отношения лиц, принадлежавших к разным родам, не давало им никакихправ друг на друга и не накладывало на них никаких обязанностей по отношениюДруг к другу
Таким образом, половые связи междуиндивидами, как таковыми, не были социально организованы. Они были социальноупорядочены между ними лишь как между членами определенных групп.
Групповой брак, пришедший на сменуагамии и частичной агамии, не былни суммой, ни системой индивидуальных браков. При своем возникновении он никакне был связан с индивидуальным браком и существовал без него. Первоначальныйгрупповой брак был просто-напросто союзом двух родов, существование которогообеспечивало половые отношения между их членами …ОДНОСТОРОННИЙ МЕЖРОДОВОЙ БРАК
Возникновение одностороннегомежродового брака открывало определенную возможность расширения круга возможныхбрачных партнеров. Реализация ее достигалась путем заключения групповых брачныхсоюзов с родами, с которыми раньше таких отношений не существовало. Однако приэтом круг потенциальных брачных партнеров оставался все же ограниченным. Членыкаждой данной группы могли вступать в индивидуальный брак с членами только техродов, с которыми данный род состоял в брачном союзе, причем мужчины могливступать в брак лишь с женщинами родов, выступавших по отношению к данному как«жены», а женщины только с мужчинами родов, приходившихся данному «мужьями».
В дальнейшем развитии все этипредписания постепенно исчезают, и в конце концов сохраняется одна лишь родоваяагамия, а тем самым всего лишь требование вступать в половые отношения внеданной, сравнительно небольшой группы. Таким образом, экзогамия, которая напоздних этапах эволюции родового общества выступает как единственная, исключаяиндивидуальный брак, форма регулирования отношений между полами, представляетсобой не что иное, как пережиток группового брака, остаток брачно-групповогорегулирования …
СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ — ТЕМА ФИЛОСОФСКОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ
В этике с понятием любви связаны интимные и глубокиечувства, особым вид сознания, душевного состояния и действий, которыенаправлены на другого человека, общество и т. д. Сложность и важность любвипродиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическоеи духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное инеобъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и неттакого человека кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, безлюбви не может сформироваться моральный облик человека, не происходитнормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состояниилюбви. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть, впротивном случае не было бы человека. Так же как слепой знает что-то о свете,глухой — о звуках, так и человек — о любви. «То, что ты не любишь — писал Л. Н.Толстой, — не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе естьнечто мешающее любить… Твоя душа полна любви, но она не может открыться, иботвои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет...»
В процессе формирования личности человек впервые осознаетсвою конечность, ограниченность своего существования и т.п. и одновременно внем зарождается стремление преодолеть свою ограниченность. Любовь — это тожеодна из форм выражения этого стремления к совершенству (противоположногонесовершенству), абсолюту (противоположного относительному), вечности(противоположной преходящему). Не зря сама философия понимается как «любовь кмудрости». Это подчеркивает, с одной стороны, тот факт, что человек бесконечнодалек от истины (близки ей совершенные, бессмертные боги — те живут всоответствии с истиной), может ее только любить, но, с другой — то, что именнов любви к истине, стремлении к ней — отличие человека от других живых существ(которые ни к чему не стремятся).
Любовь как экстатический призвана преодолеть природныефизиологические рамки человека, индуцировать его вечное стремление кнедостижимому совершенству (также и в нравственном значении).
Этот аспект любви очень хорошо понимал Платон,который трактовал его как божественную силу, помогающую человеку преодолетьнесовершенство, помощницу ему на пути к вечной красоте, нравственности, выражающуювечную необходимость совершенствования. Направляя человека к чистому полету в«возвышенное», в вечность. Эрот пробудил человеческую душу, воодушевил еестремиться к непреходящей и абсолютной истине, эталону высшей нравственности,цели морали.
Концепция любви у Платона была первойпопыткой раскрыть сущность чистой любви, понять и осмыслить то, что отличаетэту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственногоудовлетворения.
Половой инстинкт отличается от любвитем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит отнашей чувственности, а его интенсивность — от степени нашей насыщенности.
Любовь же — другая сторона человеческой жизни она не сводитсяк удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления ипресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек,открыта для бесконечности и по своей сути антипрагматична. Наслаждение —антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, чтоих сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет,она неподвластна времени).
Любовь преодолевает не только ограниченность человека на путик совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку. «…Онасвязывает любящих, она создает такое соприкосновение и близость, котороесильнее осязаемого, это жизненная двойственность. Любящий онтологически близоклюбимому, его судьбе, какой бы она ни была» .
«Возмужавшая любовь — условие, при котором сохраняетсяцелостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь — это активная силачеловеке, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от грубого, иобъединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувствоизоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранитьсвою индивидуальность. В любви реализуется парадокс — два существа становятсяодним, и одновременно их двое. Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, аактивное действие, состояние, в котором любишь, но вовсе не влюбленность.Любовь связана с отдачей, а не с восприятием. Однако надо иметь в виду, чтоодна из самых распространенных ошибок считать, что отдача — это значит отказ отчего-то, жертва. Эта позиция характерна для людей, которые готовы отдать в томслучае, если сами приобретут, пожертвовать, но с целью получить подтверждениезначимости своей жертвы в глазах других. Для характера продуктивного,созидающего процесс отдачи приобретает совсем другой смысл. Этот процесс длянего — выражение высшей возможности. В процессе отдачи я открываю свою силу,могущество, богатство. Это возвышенное ощущение жизни и своих способностейнаполняет меня радостью. Я ощущаю себя переполненным, щедрым, живым, счастливым.Отдавать радостнее, чем брать, не потому, что это означает отказ от чего-либо,а потому, что это мое жизненное самовыражение сфере материальных вещей (давать— значит быть богатым). Не тот человек богат, которому многое принадлежит, аименно тот, кто много отдает. Скупец — нищ независимо от того, сколько емупринадлежит. Тот, кто может от чего-либо отказаться, чувствует себя богачом. Носамая главная сфера отдачи — царство гуманизма, в котором человек отдает себячасть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость,понимание, задачи, юмор интересы и т. д. Отдавая эту часть своей жизни,подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни,углубляя смысл жизни другого. Отдавая от души, человек не может не получитьтого, что идет от другого, таким образом объединяясь в чувстве радости заобретённое.
Возможности любви зависят от степениразвития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в которомчеловек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие приобретает сознаниесвоей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какойу человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боитсялюбить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ееэлементы:
— забота как активное отношение к жизни и благосостояниютого, кого мы любим, труд на пользу других;
— отзывчивость как готовность «отозваться» на призыв другого,просьбу и т. п.;
— уважение как способность видеть человека таким, какой онесть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей);это возможно только тогда, когда любовь свободна;
— познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядетьдруг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких.Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себяи другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истиннуюсущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления онем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать егодо самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви. В современномкапиталистическом мире любовь отвечает, указывает Фромм, общему социальномуположению: автоматы не могут любить. Семья тоже образуется в соответствии собщим господствующим законом рынка, как «единая упряжка, как хорошо смазанныеотношения между двумя людьми, остающимися чужими друг другу, и не достигающиминастоящей близости, однако очень мило обходящимися друг с другом истарающимися жить по возможности приятнее». Это — «эгоизм вдвоем», подменяющийлюбовь близостью, его можно считать и «сумасшествием вдвоем». Примеромпсевдолюбви Фромм считает и сентиментальную любовь, переживаемую лишь ввоображении, а не в реальных отношениях. Она связана с подменой любви«заменителями»: фильмами, романами и т. д. В современном западном миревластвуют только две «нормальные» формы любви: любовь как удовлетворениеполового влечения и как «работа в общей упряжке», бегство от одиночества.
Любовь возможна лишь в том случае,когда два человека вступают в связь сознательно и, следовательно, каждому надонайти в себе центр этой «сознательности». Только в таком центре, «центресуществования», человек является самим собой, только здесь его жизненная сила,только здесь основа любви. Любовь, которую осознают в таком виде,— непрерывныйпризыв; в ней нет места отдыху, а есть движение, рост, общий труд; находятсяли двое в согласии или в конфликте, в радости или в горе — все это вторично всравнении с тем фактом, что эти двое воспринимают друг друга глубиной своегосознания, что они не чувствуют друг друга, а живут друг другом так же, каксобою. Есть только одно, подводит итог Фромм, доказательство любви — глубинаотношений, жизненная сила каждого любящего. Это тот плод любви, по которомуможно судить, есть ли она вообще.
Как писал Гегель: «Истинная сущностьлюбви в отказе от самого себя, забвении себя в другом, и все-таки в этойраздвоенности и забвении прежде всего человек найдет себя и будет собоюуправлять».
Л. Н. Толстой отмечал, что настоящая любовь возможна тогда,когда другого ставишь выше себя, и вырастает она из отказа от себя,самопожертвования. Любовь тогда любовь, если это самопожертвование. Ееневозможно перенести на лучшие времена или условия (например, материальные);любовь или «здесь и сейчас» и вся сразу (не существует половинчатой любви), илиее вообще нет. Любви не бывает в будущем; любовь — это действие единственно внастоящем. У человека, не испытывающего любви в настоящем, нет любви». Любовь,так же как и добро, невозможно отложить и перенести на завтра. Она абсолютноконкретна и делает самого человека реальностью, дает ему возможность переживатьсебя реально — в абсолютной конкретности и целостности. Единственно реалентот, кто чувствует, страдает, сопереживает, любит, жаждет...» .
Это чувства, появившиеся без особого усилия, в процесселичного общения, их ценность в том что они необходимы человеку как чему-тоцелому, а не как взятому в отдельных его особенностях, «Любовь, дружба» — этовлечение к самому предмету любви, выросшее из совместной жизни, взаимнойобщности взглядов на многие вещи. Основное душевное состояние здесь — «духовныйпокой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означаетхолодную расчетливость или слепую импульсивную страсть.
В середине века христианствотрактовало любовь как некий принцип нравственности, наиболее глубокораспознающий человеческую сущность. Под любовью подалась некая внутренняя силачеловека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без усталираспространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию.
Любовь — это состояние, в котором человек способенпочувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальныхролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить,только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшуюценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек нефункция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именнопоэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существованиядля другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысласуществования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая,развивая в нем хорошее, положительное, ценное.
И, наконец, любовь — это одно из проявлений человеческойсвободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать:работать, даже совершать зло, но не любить) — ни другого, ни самого себя.Любовь — дело свободной инициативы, она основа самой себя. У нее нет внешнихпобудителей, она не сводится ни к умозаключениям, ни к природным влечениям,инстинктам. Нередко она хорошо понятна разуму, и поэтому многие сближаютлюбовь и разум, противопоставляя их иррациональной вере.
Арнольд Хейнлинк в своем вышедшем в1665 г, труде «Любовь» разделяет ее на два подвида — чувственную и действеннуюлюбовь.
Чувственная любовь еще несама нравственность, а награда за нее (можно принимать, можно не приниматьее). Она выражается как телесная и чувственная любовь, то есть страсть ижелание (так же душа связана с телом); сама по себе она не плоха и не хороша;и, так же как духовная любовь есть подтверждение того, что наши действиянаходятся в зависимости от разума и высшего закона нравственности (люди,однако, этого не ценят).
Действенная любовь какцеленаправленное, твердое желание к действию выражается в трех формах. Первая— любовь-уважение — формирует нравственность как готовность действовать повелению разума. Вторая — любовь-доброжелательность — не может быть преступной,плохой, ибо является одной из черт Бога. Третья — любовь-стремление, склонность— характеризует деятельность как нравственную наиболее глубоко.
В древнем обществе, когдапредставления о личности (ее ценности, самостоятельности, независимости)находились в зачаточном состоянии и индивид был растворен в коллективе как ведином целом, где его действия и побуждения были подчинены интересам коллектива,соответственно понималась и любовь. Мифология как мировоззрение древнихрассматривает любовь не столько как факт личной жизни, сколько как универсальныйкосмический процесс, в котором человек только участвует, но не играет ведущуюроль. В этом смысле решались и две основные проблемы: с одной стороны, вопрос оединстве человечества и вселенной, с другом — понятие о властвующей в немполяризации (где центром является оппозиция мужского и женского). Важным былвопрос (актуальный для любой культуры): как возможен тот факт, что единое самопо себе человечество «выражено в двух полах, в двух организациях тел — вмужчинах и женщинах»? Где тот объединяющий момент, который преодолеваетфизиологическое отличие полов, их отчужденность? Человечество, подчеркиваетсяво многих древних памятниках, несмотря на физиологические отличия, в своейсущности едино. Об этом свидетельствуют мифы, об изначально едином, здоровом,неделимом существовании людей.
ЧАСТЬ II
ЛЮБОВЬ КАКСПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Философскийанализ феномена любви есть, прежде всего, анализ формальных, «чистых» условийлюбви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегосянеизменным в культурных различных формах, в различных исторических эпохах.
Любовь — одно из фундаментальныхсвойств человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода.Любовь — это событийное определение человека, поскольку она не имеет никакихвнешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение любвис помощью какой-либо причины (например, красота, ум, сила и т.п.), ибо, еслитакие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а естьтолько ее имитация. Всегда найдутся сотни, тысячи людей более красивых, болееумных, более сильных, и непонятно, где критерий выбора, почему я остановился наэтом человеке, а не на другом. Любят не за что-то, любят, потому что любят,хотя психологически любовь всегда объясняют конкретными причинами, и любящийискренне верит в то, что его избранник самый красивый и самый умный.
Человек делает добро, поступаетпо совести не потому, что преследует такую цель, а потому, что он добр,совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить,даже когда обнаруживается, что любимый на самом деле не обладает особымидостоинствами. Но любящему часто нет до этого дела, его душу переполняетогромная энергия, требующая выхода, он находится в стихии любви, в которой нетолько творит сам себя как человека, но и пытается творить других. В этомсмысле любовь к ближнему, к человеку есть творчество, излучение творческойэнергии.
Интенсивность любви,следовательно, объясняется и определяется способностью любить, а не предметомлюбви. Гораздо важнее причины, по которым человек любит, важнее то, чтопроисходит с человеком, какие внутренние изменения происходят, какраскрывается его душа. Любовь определяется не содержанием чувственного опыта,который всегда случаен, но развитостью человеческих качеств любящего.
Любовь не объясняется нифизическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческогосуществования. Нет таких законов природы, по которым мы должны любить другдруга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается вышесвоей природной стихии. Когда мы видим людей, которые расстаются, нас это неудивляет. Долго любить друг друга нельзя: чувства приедаются, притупляются. Но,если мы видим людей, которые любят друг друга всю жизнь, и умирают, как всказке, в один и тот же день, то для нас это всегда чудо. Этого не должно, бытьни по каким, природным законам, но это есть. По-видимому, любовь встречаетсяочень редко, и огромное большинство людей любви не переживает, аудовлетворяется только ее имитацией, убеждает себя в том, что любит,довольствуясь на самом деле лишь суррогатом любви.
Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятсялюбви, так как для нее нужна внутренняя свобода, готовность к поступку, нужнаживая душа. В этом смысле любить — это жить в постоянной самоответственности,заботе и тревоге, и это совсем не совпадает со счастьем в будничном,повседневном значении этого слова. Любить — значит быть живым в самом точномсмысле этого слова. Часто люди (пусть бессознательно) понимают, что живуттолько тогда, когда любят, что только любовь вырывает их из монотонноймеханической повторяемости повседневного быта.
Любовь, как и все фундаментальные выражения бытиячеловека, является тайной. Тайна в философском смысле — это не то, что где-тоспрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна — это то, что лежитна поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. Человеку, никогда неиспытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. Если полюбит —узнает.
Любовь стоит у самых истоков существования человека:его психическая защищенность и уравновешенность, его способности и талантызакладываются материнской любовью. Лишенному этой любви, выросшему вравнодушной и отчужденной атмосфере всю жизнь плохо — он чувствует себяодиноким, даже если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остроощущает не уютность и неустроенность своего бытия, опасную хрупкостьокружающего мира.
Любовь парадоксальна по самой своей сути. Во-первых,любовь всегда возникает тогда, когда любить нельзя. Вся художественнаялитература построена на описании этого конфликта — от Ромео и Джульетты донаших дней. Во-вторых (и это вытекает из первого положения), любовь всегдасвязана со смертью — или потому, что препятствия оказываются непреодолимыми,или потому, что любовь каким-то образом связана с гармонией бытия, с жизньювселенной, и для нее главный враг — распад, смерть.
Многие мыслители подчеркивали примат любви надтеоретическим научным познанием. Любовь не только конституирует человека какличность, но и является средством более глубокого, а потому и более точногооткрытия реальности.
Только в состоянии любви возможна встреча с внутреннимсуществованием мира. «Мысль разума», которой дана лишь внешняя предметность,всегда должна сопровождаться «мыслью сердца». «Сердце» не есть некая отдельнаяинстанция, противоположная разуму, но есть целостность внутреннего бытия, однимиз излучений которого может быть и разум. Сердце противостоит лишь отрешенному,оторванному от этой целостности разуму. То, что не дано сердцем, вообще недано в точном смысле слова, не затрагивает человека и, в конечном счете,делает невозможным объективное познание. Отношение к окружающему через «мысльсердца» есть отношение любви.
Несколько слов надо сказать о психоаналитическойтрактовке феномена любви. Зигмунд Фрейд, выдающийся австрийский психиатр,полагал, что вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами — Эросом иТанатосом — инстинктом любви и инстинктом смерти. Эрос — мощнейшая силачеловеческой психики; как бы человек ни развивал свою культуру, своисоциальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство отживотного состояния, определяет все его развитие. Выдающиеся личности — это,по Фрейду, всегда люди с мощным половым инстинктом, которые смогли претворитьего (сублимировать) в приемлемые для общества культурные формы — в творчество,политику, науку и т.д. Вся исторически развивающаяся человеческая культура естьобуздание любовной жизни, и первые собственно культурные законы направленысначала на запрет сексуальных отношений между родственниками, а потом и наограничение сексуальной жизни вообще, например, браком. Но многочисленныезапреты, наложенные на сексуальное наслаждение со стороны культуры, сказалисьи в том, что позднейшее разрешение его в браке уже не давало человеку полногоудовлетворения. Правда, и неограниченная половая свобода не приводила, по Фрейду,к лучшим результатам. Ценность любовной потребности тотчас понижалась, еслиудовлетворение становилось слишком доступным.
Люди начали создавать условные препятствия, чтобынаслаждаться любовью. Там, где не было таких препятствий, любовь былаобесценена, а жизнь пуста. Настоящую психическую ценность любви дали, согласноФрейду, аскетические течения христианства. Никакие предшествующие эпохи ненаполняли любовь таким глубоким и сильным напряжением чувств, воли, памяти.
Культура всегда находится в разладе с сексуальнойжизнью. Человеческие гениталии не проделали вместе со всем человеческим теломразвития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, ипотому любовь, считает Фрейд, в основе своей осталась такой животной, какой онабыла испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, а когда ихпытаются обуздать, подавить, это приводит к серьезнейшим нарушениям психики,к неврозам. Поэтому вообще невозможно найти равновесие между требованиямиполового влечения и культуры, ибо иначе в будущем человеческий род вообще быпрекратился в силу ею необычайно мощного культурного развития.
Человек не удовлетворен культурой, которая резкообуздывает его свободу; в том числе и сексуальную, не дает ему возможностиполного удовлетворения своих сексуальных позывов. Но именно эта неспособностьполового влечения давать полное удовлетворение, становится, по Фрейду,источником величайших культурных достижений — ибо половая энергия переходит вкультурную деятельность. Какие еще мотивы могли бы заставить людей находитьдругое применение своим сексуальным импульсам, если бы они в половойдеятельности могли быть полностью счастливы? Полностью счастливый человекничего не стал бы делать для развития культуры.
Таким образом, любовь, прежде всего сексуальнаялюбовь, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не простосвязывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы,нации в одно большое целое — человечество.
ТЕМАЛЮБВИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема любви всегда была очень близка русской философии,много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях В.Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Франка. Любовь, по общему мнениюрусских мыслителей, — это феномен, в котором наиболее адекватно проявляетсябогочеловеческая сущность личности. Любовь — важнейшая составляющаячеловеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви — в половыхособенностях человека, в брачных отношениях — русские мыслители открываюттрансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек естьсамая великая и самая глубокая тайна Вселенной.
Так, удивительный, яркий и неповторимый писатель ифилософ В.В. Розанов считал, что пол — это не функция и не орган, иначе не былобы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы само излучающимиявлениями. Пол — это второе, едва просвечивающее в темноте лицо —потустороннее, не от мира сего. Никто, по Розанову, и не считает источникижизни посюсторонними. Касание мирам иным гораздо более непосредственнопроисходит через пол и половое общение, более чем через разум или черезсовесть. Секунда зачатия человека — естественное построение ноуменального,глубинного плана его души. Тут и более нигде и никогда, хоть на секунду, носоединяются «пуповиной» земля и таинственное, не астрономическое, небо. Огонекновой зажигаемой жизни не от мира сего.
Исходя из такой метафизики пола, Розанов создает исвою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека,природы, истории, Бога, трансцендентного. Но связывает все это любовь, именночувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительныевоздействия, драгоценна, велика и загадочна тем, что пронизывает всечеловечество какими-то жгучими лучами, но одновременно и нитями прочности.
Брак, согласно Розанову, должен быть основан на любви,на половом инстинкте в самом глубоком метафизическом его смысле. Теперь жезачастую он является продолжением холостых удовольствий. Его строгая идействительная, в самом сердце зиждущаяся моногамия, или «вечность», теперь, поРозанову, вовсе недостижимы, они реально не осуществляются. Стоит лиудивляться, что пол, исключенный из «дыхания», из религии, не пронизываемыйэтим дыханием, не высвечиваемый религиозно, лег в основу «пассивной» семьи иноминально религиозного (лишь в минуту венчания) брака. Отсюда очень малоеколичество счастливых семей. Это, согласно Розанову, семьи, где сильно«животное» (в вышеприведенном смысле) начало, где члены семьи сбиты в «кучу»,копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них естьчувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на самый ритм брака,его реальное и длительное существо. В такой семье дети почитают своихродителей, почитают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол.Дети — религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Этокак разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но лишь вэтой связи постигается существо ребенка, неразрывная связь мужа и жены, любовьдо гроба.
Пренебрежение полом, его бездонной трансцендентностью,постепенно, по Розанову, ведет к вырождению, к потере связи с «землей», с«материнством». Великая задача женщины, по его мнению, — переработать нашуцивилизацию, увлажнить ее сухие черты влажностью материнства, а «деловитость»ее — безгрешностью и святостью.
Любовь, по мнению другого видного русского мыслителяН. Бердяева, лежит уже в ином плане бытия, не в том, в котором живет иустраивается человеческий род. Любовь вне человеческого рода, она не нужнаему, перспективе его продолжения и устроения. В любви нет перспективыустроенной в этом мире жизни. В любви есть роковое семя гибели Ромео иДжульетты, Тристан и Изольда погибли от любви, и неслучайно их любовь несла ссобой смерть. Любви всегда присущ безысходный трагизм в пределах этого мира.Над любовью нельзя ни богословствовать, ни морализировать, нисоциологизировать, ни биологи-зировать, она вне всего этого, она не от мирасего, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира. Любовь скинута совсех мирских расчетов, и поэтому проблема пола, брака и семьи решалась внепроблемы любви.
Любовь — свободное художество. В творческом акте любвираскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого черезоболочку природного мира, через кору, лежащую на всяком лице. Это есть путь краскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает олице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чемвесь мир.
Не любящий знает лишь поверхность лица, но не знаетего последней тайны.
Права любви абсолютны и безусловны. И нет такойжертвы, которая не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произволаличности, нет безудержного личного желания. В любви воля более высокая, чемчеловеческая. Именно божественная воля соединяет любящих, предназначает ихдруг другу. Поэтому любовь всегда космична, нужна для мировой гармонии, длябожественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно бытьнеразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовь — грехпротив мировой гармонии, против начертанного в мировом порядкеандрогинического образа. И вся трагедия любви — в мучительном искании этогообраза, космической гармонии.
Одно из самых больших и доступных человеку чудес,говорит Семен Франк, — это непостижимое чудо явления другого, второго «я».
В любви человек действительно может «выскочить изсобственной кожи», прорвать скорлупу своего эгоизма, своего абсолютного, ни счем не сравнимого значения. В любви «ты» — не просто мое достояние, разъясняетФранк, не просто реальность, находящаяся в моем владении и существенная лишь впределах моего само бытия. Я не вбираю «ты» в себя, напротив, сам «переношусь»в него, оно становится моим только в том смысле, что я сознаю себяпринадлежащим ему. Здесь впервые открывается возможность познания изнутри,познания другого в его знаковости и единственности через сопереживание. Этопознание есть тем самым и признание. Лишь на этом пути, через любовь «ты»становится для меня вторым «я». В любви «ты» открывается как личность, намстановится доступным откровение святыни личности, которую мы не можем нелюбить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, озверелом человеке.
Конечно, не существует совершенной, «чистой» любви,потому что никогда до конца не снимается момент чуждости «ты». Капля горькогоразочарования содержится в самом интимном и счастливом отношении «я — ты».Всегда остается не преодоленным некоторый осадок несказанного, невыразимого,лишь самому себе молчаливо открывающегося одиночества. Мое внутреннее одиночество— это мое своеобразие, это моя субъективность, от которой нельзя избавитьсяникаким трансцендированием, никакой сверхсильной любовью. В этом смысле и самаяинтимная любовь даже не имеет права пытаться проникнуть в это одиночество,вторгнуться в него и преодолеть его через его уничтожение, ведь это значило быразрушить само внутреннее бытие любимого. Любовь должна быть — Франк приводитслова P.M. Рильке — нежным сбережением одиночества любимогочеловека
В самой своей сути любовь есть религиозное восприятиеконкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала.Всякая истинная любовь есть, с точки зрения Франка, религиозное чувство, иименно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Всеостальные виды любви — эротическая, родственная — суть лишь зачаточные формыистинной любви, цветок на стебле любви, а не ее корень. Любовь как религиозноечувство в своей основе не есть просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленнаяценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не есть настоящая любовь.Любовь, наоборот, постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценностьсамой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого мы,по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, которое этот обликвыражает — к тварному воплощению божественного начала в человеке. Иллюзорноеобоготворение эмпирически-человеческого преобразуется в благоговейно-любовноеотношение к индивидуальному образу Божию, к богочеловеческому началу, котороеесть в любом, самом несовершенном и порочном человеке.
Религиозная, христианская суть любви не имеет ничегообщего с рационалистическим требованием всеобщего равенства и альтруизма,который постоянно вновь и вновь возрождался во многих идейных течениях — отсофистов пятого века до коммунистического «Интернационала». Нельзя любить какчеловечество, так и человека вообще, можно любить только данного, отдельного,индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любящая мать любиткаждого своего ребенка в отдельности, любит то, что есть единственного,несравнимого в каждом из ее детей. Универсальная, всеобъемлющая любовь не естьни любовь к «человечеству» как некому сплошному целому, ни любовь к «человекувообще»; она есть любовь ко всем людям во всей их конкретности и единичностикаждого из них.
Такая любовь объемлет не только всех, но и все вовсех, она объемлет полноту многообразия людей, народов, культур, исповеданий ив каждом из них — всю полноту их конкретного содержания. «Любовь, — говорилФранк, — есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, таоткрытость душ и, которая открывает свои объятия всякому проявлению бытия кактакового, ощущает его божественный смысл»'.
Как общая установка любовь впервые открытахристианским сознанием. В христианстве сам Бог есть любовь, то есть сила,преодолевающая ограниченность, замкнутость, обьединенность нашей души и всесубъективные ее пристрастия. В любви к другому человеку дело обстоит так, какесли бы обретенное мною через самоотдачу «ты» даровало мне мое «я», пробуждалоего к истинно обоснованному, положительному, бесконечно богатому бытию. «Я«расцветаю», «обогащаюсь», «углубляюсь», впервые начинаю вообще подлинно«быть» в смысле опытно-осознанного внутреннего бытия, говорит Франк, когда я«люблю», то. есть самозабвенно отдаю себя и перестаю заботиться о моемзамкнутом в себе «я». В этом и заключается чудо или таинство любви, которое привсей его непостижимости для «разума» самоочевидно непосредственному живомуопыту».
Любовь к людям как природное расположение и сочувствие,не имеющее религиозного корня и смысла, есть нечто шаткое и слепое, поскольку,считает Франк, истинное основание любви к ближнему заключается в благоговейномотношении к божественному началу личности, т.е. в любви к Богу. Если Бог естьлюбовь, то иметь и любить Бога и значит иметь любовь, т.е. любить людей. Следовательно,наше отношение к ближнему, ко всякому человеческому и ко всякому живомусуществу вообще совпадает, по Франку, с нашим отношением к Богу. И то и другоесуть единый акт преклонения перед Святыней. Любовь и вера здесь совпадают междусобой. Любовь — радостное и благоговейное видение божественности всего сущего,непроизвольный душевный порыв служения, удовлетворение тоски души по истинномубытию через отдачу себя другим — эта любовь, говорит Франк, есть самасердцевина веры.
Христианство, будучи поклонением Богу, естьодновременно религия Богочеловека и Богочеловечности, и оно является религиейлюбви, ибо открывает в таком естественном чувстве, как любовь, великоеуниверсальное начало, норму, идеал и цель жизни. После распространенияхристианства мечта о реальном осуществлении всеобщего царства братской любвине может уже исчезнуть. Человек, утверждает Франк, часто попадает на ложныепути в стремлении установить это царство, чаще всего видит этот путь черезпринудительный порядок, но любовь может — вплоть до просветления мировогобытия — лишь несовершенно и частично реализовываться в мире, оставаться лишьпутеводной звездой. И тем не менее, считает Франк, если душа узнала, что любовьесть оздоровляющая, благодарствующая сила Божия, никакое глумление слепцов,безумцев и преступников, никакая холодная жизненная мудрость, никакие приманкиложных идеалов — идолов — не могут поколебать ее, истребить это знаниеспасительной истины.
Стремление к установлению всеобщего царства любвичерез принудительный порядок обнаруживает, что вера русскогоинтеллигента-революционера обязывает его к ненависти — ненавидеть всех и все,что мешает осуществлению его утопических идеалов. Ненависть, по Франку, способствуетразрушению и является двигателем разрушения, тогда как любовь есть двигательтворчества и укрепления. Разрушительные силы иногда нужны в человеческой жизнии могут служить творческим целям, но замена всего творчества разрушением,вытеснение всех социально-гармонизирующих аффектов дисгармонирующим началомненависти есть нарушение и искажение нормального соотношения сил внравственной жизни. Конечно, человеческая жизнь пронизана борьбой, человекчасто наталкивается на препятствия, встречается с врагами, но борьба всегдадолжна рассматриваться как временное, необходимое зло, она не может без вредадля общества долго препятствовать социальному сотрудничеству. Литература,искусство, наука, религия вырождаются, когда в них борьба с чужими взглядамивытесняет самостоятельное творчество новых идей. Нравственность гибнет, когдаотрицательные силы порицания, осуждения, негодования начинают преобладать в моральнойжизни над положительными мотивами любви, одобрения, признания сосредоточенностьна недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит дажемаленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрываетглаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, тоих любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.
Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем российскомобществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, кзабвению того факта, что любовь — это не сентиментальное чувство, не капризнастроения и не ослепляющая болезнь, это вообще не только и не столькочеловеческое качество или способность, а объективный закон существованиячеловеческого мира. Любовь — это усилие во что бы то ни стало остаться живым,не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненависти, насилию, автоматизмумышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любить — это и желание быть любимым.Любовь, и смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметомтелесность и душевно-эмоциональную усладу. От взаимного обладания и взаимнойотдачи. Она проявляется также и самоотверженности, самоотдаче и возникающем наэтой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположностиобразуют в любви единство. Любовьоказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение,на выявление ее творческих потенций
Нравственная природа любви выявляетсяв ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно длянепосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальнойнеповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимыйчеловек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения,заостренное чувство восхищения длительной радости, муки сомнения, страдания ивообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональныхпереживаний. Кто действительно любит, верит, по словам СН. Булгакова, не можетне верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительнымидостоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качественезаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует этуценность.
О проблеме любви можно говоритьбесконечно. Эта тема актуальна во все времена и для всего мира. Это всего лишьчувство, но самое прекрасное из всех чувств. «Так давайте же будем любить другдруга и нашей любовью изменим этот мир к лучшему»!СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семья «Энциклопедия в двух томах»,М. 1987
2. Философия любви «Энциклопедия вдвух томах», М. 1994
3. Учебник философии под редакциейСпиркина, М. 1999
4. Журналы «Вопросы философии»,№1-10, 1997
5. Журнал «философия и общество», №7,1998
6. К. С. Льюис «Любовь, страдание,надежда», М. 1989
7. Журнал «Человек», №1, 1997