Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Умственная самостоятельность студентов как критерий успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения

Умственная самостоятельность студентов как критерий
успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения

Миллер Дмитрий Андреевич, учитель иностранного языка, выпускник Института
Иностранного Языка и Литературы Удмуртского Государственного университета

Современное
общество в своем стремительном развитии постоянно требует от индивида адекватных
изменений. Человеку, чтобы всецело состояться в данном обществе приходится
учитывать его потребности. В этой связи высшее образование приобретает
первостепенное значение, как один из определяющих факторов, влияющих на
профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого
высшего образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом
позитивное развитие всего общества.

Одним
из показателей успешности образования является самостоятельность студентов,
которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в
процессе преодоления учебных трудностей.

О
важности самостоятельной работы в познании окружающей нас действительности
писал известный немецкий педагог Адольф Дистерверг (1760-1866): "Развитие
и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только
возбуждение: Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат
образования:" [4, 155].

Развитие
самостоятельности студентов требует постоянного совершенствования методов и
подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения
различных педагогических инноваций не только оптимизирует весь учебный процесс,
но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся.

Современные
и уже хорошо себя зарекомендовавшие педагогические подходы и теории организации
самостоятельной работы студента постепенно внедряются в процесс обучения.
Однако, этот процесс протекает очень медленно и сопряжен с множеством
трудностей.

Студенты
и преподаватели привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно
идут на введение новых форм и технологий обучения. В реальном опыте организации
аудиторной самостоятельной работы в высшем учебном заведении не наблюдается
достаточного качества обучения. Преподаватель дает знания в готовом виде,
аудиторная самостоятельная работа носит на занятиях репродуктивный характер,
традиционные формы ее организации - задания, упражнения, работа с учебником,
конспектирование, не требуют от студента высокого умственного и творческого
напряжения.

В
этой связи, образовательные технологии организации самостоятельной аудиторной работы,
которые предполагают, прежде всего, активное участие студента в процессе
обучения, равноправные субъект-субъектные отношения между студентом и
преподавателем, использование в процессе обучения новых информационных
образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля
приобретают большое значение.

Под
развитием обучающегося в широком смысле слова понимаются психические и
физические изменения человека, переход в любых его свойствах от простого к
сложному, от низших форм к более к высоким [6].

С
умственными способностями, по мнению И. Э. Унт, тесно связана способность
учащихся, самостоятельно усваивать знания, предполагающая наличие у них
соответствующих интеллектуальных умений [6].

В
исследовании И. А. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем
сформированности следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему,
умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный
результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить
вопросы и т.д. [7].

По
мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А.
Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый,
Т. И. Шамова) [1, 2, 3, 5, 6], формирование и развитие качеств умственной самостоятельности
неразрывно связаны с увеличением объема и улучшением качества аудиторной
самостоятельной работы в процессе обучения.

Данный
тезис в полной мере подтверждают результаты проведенного нами исследования.
Исследование было проведено на базе лаборатории по проектированию аудиторной
самостоятельной работы (ЛПАСР) среди студентов третьего курса института
иностранных языков и литературы (ИИЯЛ) Удмуртского Государственного
Университета (УдГу).

В
ходе исследования выделены 20 учащихся контрольной и экспериментальной группы
студентов.

Программой
экспертной оценки были предусмотрены следующие неварьируемые условия:

студенты
контрольной и экспериментальной группы обучаются на 3 курсе факультета ИИЯЛ;

для
обеих групп английский язык является основным, а немецкий -вторым ИЯ;

одинаковая
наполняемость групп (по 10 человек);

в
ходе проведения эксперимента группы занимались по учебному пособию
"Tangram ";

у
студентов примерно одинаковый оценочный показатель успеваемости по второму
иностранному языку;

практическое
исследование проводилось в обеих группах в форме экспертной оценки.

Варьируемыми
условиями эксперимента являются:




НАИМЕНОВАНИЕ ГРУПП





ВАРЬИРУЕМЫЕ УСЛОВИЯ







Контрольная





Работа в традиционном режиме по учебнику.







Экспериментальная





Работа в ЛПАСР, в режиме аудиторной СР, с использованием
различных образовательных технологий






Исследование
проводилось в течение семестра. В процессе эксперимента использовались
следующие методы исследования: метод экспертной оценки, метод беседы, метод
изучения учебной документации, метод анализа продуктов учебной деятельности

В
процессе аудиторной самостоятельной работы у студентов экспериментальной группы
в ЛПАСР реализовывались различные образовательные технологии: поисковая,
проблемная, проектная, оценочная, игровая, модульная и другие.

Студенты
имели свободный доступ к обширной учебно-технической базе лаборатории:
библиотеке справочно-литературных источников (словарям, книгам, журналам,
проектам), учебным программам на информационных носителях, аудио, видео и компьютерным
ресурсам.

Приведем
пример опытно-экспериментального занятия по немецкому языку. Тема занятия
"Kleidung"- "Одежда".

На
первом вводно-мотивационном студенты в процессе обсуждения с преподавателем
пришли к выводу, что им необходимо научиться общаться с продавцом одежды, чтобы
выбрать красивую, удобную и недорогую вещь, аксессуар.

На
следующем операционально-познавательном этапе студенты составляли диалог в
режиме общения "покупатель-продавец". При выполнении данного учебного
задания студенты интенсивно использовали учебно-технические ресурсы
лаборатории.

Затем
студенты в диадах инсценируют диалог, который является конкретным решением
поставленной учебной проблемы.

На
заключительном рефлексивно-оценочном этапе студенты после презентации придуманного
ими диалога активно оценивают собственные диалоги и диалоги товарищей на
предмет эмоциональности, лексической и грамматической корректности и логичности
отдельных монологов.

Проведенное
нами исследование показало, что у студентов экспериментальной группы в целом
высокие показатели развития следующих качеств умственной самостоятельности:
критическое мышление; умение видеть проблему; умение прогнозировать; творческое
мышление; умение задавать вопросы.

По
сравнению с контрольной группой в экспериментальной группе оказалась наиболее
выражена динамика развития следующих качеств умственной самостоятельности:
умение перерабатывать информацию; положительная реакция на новое;
инициативность; разрешение проблемных ситуаций.

Показатели
средних значений развития качеств умственной самостоятельности студентов
экспериментальной и контрольной группы на начальном и заключительном этапе
исследования




Качества умственной самостоятельности студентов





Среднее значение развития качеств умственной
самостоятельности (в%)







Экспериментальная





Контрольная







Начальный этап





Заключительный этап





Начальный этап





Заключительный этап







1. критическое мышление





61%





87%





74%





77%







2. инициативность





56%





87%





64%





64%







3. умение видеть проблему





56%





81%





60%





63%







4. умение задавать вопросы





60%





81%





64%





59%







5. умение перерабатывать информацию





56%





81%





58%





60%







6. положительная реакция на новое





59%





93%





56%





71%







7. разрешение проблемных ситуаций





50%





90%





61%





64%







8. эрудированность





54%





84%





51%





66%







9. умение прогнозировать





66%





84%





43%





67%







10. творческое мышление





60%





87%





58%





64%






Таким
образом, результаты данного исследования позволяют прийти к выводу, о том, что
обучение в лаборатории по проектированию аудиторной самостоятельной работы
позволяет апробировать и научить студентов различным образовательным
технологиям. В свою очередь подобная организация обучения не только
оптимизирует процесс обучения, но и непосредственно положительно влияет на
развитие умственной самостоятельности студентов. У обучаемых действительно
развиваются познавательные навыки и умения, активизируются мыслительные
процессы, формируется высокая мотивация на упорный напряженный труд.

В
этой связи внедрение аудиторной самостоятельной работы и инновационных подходов
к ее организации в учебный процесс является качественным шагом вперед всей
системы высшего образования, так как данный процесс способствует продвижению
студентов от образования и получения знаний к умениям и навыкам
самообразования.
Список литературы

1.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы для
изучающих иностранный язык. - М.:АРКТИ, 2002. - 176с.

2.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432с.

3.
Самостоятельная работа в обучении иностранного языка в школе и в вузе. Сб.
науч. тр. Ленинградский пед. ин-т. - Ленинград, 1990. -86с.

4.
Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные аспекты. Сборник
материалов международной научно -методической конференции / под ред. А. А.
Баранова и Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2004. -268с.

5.
Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; Под
ред. Т. И. Шамовой. -М.: Издательский центр "Академия", 2002. -384 с.

6.
Унт Э И. Индивидуализация и дифференциация образования. -М.: Педагогика, 1980
-128с.

7.
Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд -во
Михайлова В. А.: Изд -во "Полиус", 1998. -639 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :