Реферат по предмету "Религия"


СвСтефан Пермский-выдающийся миссионер Русской Православной Церкви

Предисловие 2
Замечанияо тематикеработы. 3
Жизнеописаниесв. СтефанаПермского 6
Пермскаяземля и еёсвятитель 6
ВыходСтефана напроповедь.Успех миссиив первые годы. 9
Победасв. Стефана надПамом-Сотником. 13
УчреждениеПермской епархии.О Стефане-епископе. 15
Смертьсвт. Стефана. 20
Особенностиобраза св. Стефанав коми фольклоре. 22
Стефанкак просветительзырян. Стефановаазбука. 25
Вхождениепермских земельв состав Русскогогосударства 32
Приложение: Зырянскаяазбука в еёныне известномварианте 34
Списоклитературы: 35

Предисловие

ИсторияПравославногомиссионерствазнает немалоподвиговпроповедничества, когда люди, открывшие длясебя истинухристианскойверы, желая еёдонести додругих, обращалив христианствоцелые народы.Их прославилаЦерковь в ликесвятых особогочина, называяэтих людейравноапостольными.Это и св. Нина, просветительницаГрузии, и ГригорПартев, усилиямикоторого армяне, бывшие язычники, стали первымв мире христианскимнародом, и солунскиебратья – Кирилли Мефодий –просветителиславян, и свт.Николай Японский, принесшийевангельскуювесть в синтоистскуюЯпонию, и многиедругие.
Но особовыделяютсяв этом ряду те, кто, проповедуяхристианство, смогли датьпросвещаемымнародам письменность, тем самым сумевпреобразитьисторическийоблик народа.
Отечественнаяэтнография, основаннаяна советской(кстати, далеконе самой худшей)научной школе, выделяет триосновных этапаразвитиячеловечества: дикость, варварствои цивилизацию.Средняя ступень– варварство– определяетсякак этап, начинающийсяс изобретениягончарногодела и заканчивающийсяизобретениемписьменности1.
Конечно, история и этнография, как и другиенауки, не стоятна месте, и сейчасразрабатываетсяновая периодизацияистории. Нонелепо отрицатьтот факт, чтопоявлениеписьменностипредставляетновый этап висторическомразвитии любогонарода.
С этой точкизрения равноапостольныйподвиг свт.Стефана Пермскогозаслуживаетособого внимания:«Таких святых, как СтефанПермский, наРуси мало. ВДревней Русиподобного, пожалуй, и несыскать: Стефанввел в ХристовуЦерковь соседнийдотоле бесписьменныйязыческийнарод. Другихчудес он несотворил, нипри жизни, нипосле смерти; по крайнеймере, агиографо них не пишет…»2.
Но ведь дляпрославленияугодника егочудотворения(или отсутствиетаковых) неесть непременноеусловие, темболее, когдаречь идёт омиссионерскойдеятельности.И можно с уверенностьюутверждать, что успех миссиисв. Стефана иесть самоеважное чудо, явленное Господомчерез пермскогосвятителя.Собственноговоря, рассказоб этом и естьосновная задачаданной работы.
Замечанияо тематикеработы.
Прежде чемприступитьк изложению, необходимосделать некоторыеуточнения, касающиесясодержанияреферата. Делов том, что согласноучебной программепятого курсапо предмету«История миссий»в 2004-2005 гг. студентампредлагаетсядевять тем, причём толькоодна из них –свободная(«Жизнеописаниевыдающегосямиссионеравашего края…»).
Честно говоря, даже обидно: например, камчатскомумиссионерусвт. Иннокентию(Вениаминову)посвящены целыхдве темы, а еслиприбавить сюдамитрополитаНестора (Анисимова), то получится, что третьпредложенныхтем – про Камчатку, а для почтивсех остальныхрегионов выборневелик – всегоодна «универсальная»тема.
Однако впроцессе написанияданной работыстановитсяочевидным тотфакт, что длярассказа отаком выдающемсямиссионере, каким был свт.Стефан, невозможноудержатьсяв рамках буквальнойформулировкивышеупомянутойтемы, т.е. ограничитьсятолько егожизнеописанием.Если так поступить, то роль св. Стефанав истории русскогоПравославияокажется нетолько недооцененной, да и простонепонятной.
Поэтому вданной работеследует подвергнутьрассмотрениюнесколько тем.Первая из них– собственножизнеописаниесв. Стефана.Во вторых, необходимопроследитьсудьбу изобретённойсвятителемзырянскойписьменностии её значениекак неотъемлемойчасти миссионерскогоподвига святителя.И, в третьих, понять рольСтефана в русскойколонизациикоми земель.Взгляд на этупроблему далеконе однозначени по сей деньвызывает немалодискуссий.
Так как даннойработе большаячасть источниковпредставляетсобой не книги, а статьи в различныхсборниках ипериодическихизданиях, вчисле коихиздаваемыйв РеспубликиКоми многостраничныйисторико-культурологическийжурнал «Арт», то сделатьобзор всейлитературыпо принципу«где про что»довольнозатруднительно–гораздо удобнееупомянутьконкретныеперсоналии.
В их числеследует отметить, прежде всего, св. ЕпифанияПремудрого, составителяряда жизнеописанийсвятых РусскойЦеркви, в томчисле и «ЖитияСтефана Пермского».Следует учесть, что Епифанийбыл лично хорошознаком со Стефаном1.
Труд св. Епифанияявляется основнымисточникомсведений ожизни и деянияхсвятителяСтефана.
Кроме того, в 2000 году издательствомправославнойгазеты «Вера Эском»была выпущенакнига «СвятителиПермские», одиниз разделовкоторой представляетсобой весьманеплохую компиляциюиз написанногосв. Епифанием«Жития», а такжесведений, внего не вошедших, а сохранившихсяв церковныхпреданиях.
В 1995 годуСанкт-Петербургскимиздательством«Глагол» былавыпущена книга«СвятительСтефан Пермский.К 600-летию со дняпреставления»под редакциейГ. М Прохорова, содержащаяЖитие СтефанаПермского воригинале спараллельнымпереводом насовременныйрусский язык, предварённоестатьей Прохоровао герое и автореэтого произведения.
Из учёных, занимавшихсяисследованиями, посвященнымсв. Стефану, следует отметитьП.Ф.Лимерова, зав. отделомфольклора ИЯЛИКНЦ УрО РАН, автора более60 работ по мифологиии фольклорукоми народа, а также В.В.Понарядова, занимающегосяпроблемойвозникновениядревнезырянскойписьменностии имеющеговесьма интересныйи заслуживающийдоверия взглядна эту проблему.
И, наконец, в данной работебыли использованынаучные статьи, опубликованныев сборниках«Христианствои язычествонарода коми»и «ХристианизацияКоми края и еёроль в развитиигосударственностии культуры», изданные вСыктывкаре.Выходные данныесм. в прилагаемомсписке литературы.
Жизнеописаниесв. СтефанаПермского
Пермскаяземля и её святитель

К западу отУральских гор, в бассейне рекВычегда, Печораи Кама, издревлежили угорскиеплемена, относящиесяк финно-угорскойязыковой группе, объединяемыеобщим названием«коми»: пермяки, зыряне, печораи др. Территория, ими населяемая, носила название«Пермь Великая».По поводупроисхожденияназвания «Пермь»есть немалогипотез, однако, скорее всего, это слово происходитот слова «парма», что в переводес коми языкаозначает «тайга».
Современныекоми представленытремя этносами– удмурты, коми-пермякии собственнокоми (или «коми-зыряне»– термин в настоящеевремя практическивышел из употребления).
В 14 веке зырянаминазывали группуплемён, жившеев бассейне рекиВычегды. Лишьпозже к числузырян сталиотносить идругие племена, живущие и ксеверу от Вычегды– вплоть доустья Ижмы.
Численностькоми-зырян внастоящее времясоставляетболее 300 тыс.человек.
С древнихвремён зыряне, как и другиекоми-племена, занималисьохотой, собирательством, скотоводством, и отчасти –земледелием.По вере онибыли язычниками, которые, однако, имели смутноепредставлениео ВерховномБожестве –Творце всегосущего, котороеони называли«Ен», которомуони не приносилижертв и не устраиваликумирниц, предпочитаяпокланятьсяболее низшимбожествам, принося имжертвы1.
Так продолжалосьдо тех пор, покане появилсячеловек, которыйпоставил себецель обратитьзырян к христианскойвере. Это былсв. Стефан Пермский, сын соборногоустюжскогопричётчикаСимеона, пофамилии Храп, родившийсяв 1340 году от Р.Х.
Существуетточка зрения, что ещё задолгодо рожденияСтефана былопредсказаноо нём св. ПрокопиемУстюжским. Попреданию, ПрокопийУстюжский былбогатым немецкимкупцом, приплывшимв Новгород ипринявшимсвятое крещениеот прп. ВарлаамаХутынского.Раздав всё своёимуществонищим, он принял«юродственноежитие» и былочень почитаемнвогородцами, но, не терпямирской славы, ушёл в Устюг.Скончался блж.Прокопий в 1303году1.Незадолго досвоей смертион предсказалрождение ибудущий миссионерскийподвиг Стефана: как об этомповетсвуетархимандритМакарий «…когда сей Христаради юродивыйчудотворецвстретилсяв Устюге в выходившейпосле вечернегопения отроковицейМарией, будущейматерью пермскогопросветителя, он, поклонившисьей до земли, изрёк о нейслова: «се, грядётматерь великогомужа, учителяПермского».»2.
Св. ЕпифанийПремудрый, други агиограф СвСтефана, пишет, что он «былродом русский, происходя отнарода славянского, от стороныДвинская, отгорода, называемогоУстюг»3.Однако возможно, что мать Стефанапроисходилаиз дома крещёногозырянина поимени Дзебас(Тайник)4.
Поэтому он, вероятнеевсего, с детстваот матери зналзырянский язык.
Епифанийописываетотрока Стефанакак весьмаблагоразумного, выросшего вдевственности, чистоте и целомудрии.Еще ребёнкомСтефан былотдан учитьсяграмоте, которуюосвоил менеечем за год.
С малых летвоспылала внём любовь кБогу, и он решилпокинуть отчийдом. И еще в юности, в «младые годы», как пишет Епифаний, Стефан принялпостриг в городеРостове в монастыресв. ГригорияБогослова, впостриге принявимя, совпавшеес его мирскимименем. Постриженон был игуменоммонастыряМаксимом попрозвищу Калина.
«И плодыспасения умножив, и в законе Господнемпоучаясь деньи ночь, был Стефансловно древоплодовитое, посаженноеблиз исходящихвод и частонапояемоеразумом БожественныхПисаний, и оттудапрорасталагроздь добродетелей, процветалоблаголепие, которое и плодсвой в своёвремя дало»1.
В среде братииСтефан отличалсяиноческимусердием, удивлявшимкак монахов, так и простыхлюдей.
Стефан прилежночитал книги, пытаясь наиболееглубоко понятьих смысл. Выучилинок также игреческий язык.
Но был у негов душе замысел– пойти в Пермскуюземлю и проповедатьевангельскуювесть у пермян.Стефан многослышал о Пермскойземле, и знал, что это – дикийкрай, ещё нетронутый христианскойпроповедью.Населяли еголюди, приносившиежертвы идолам, занимавшиесяволхованиямии колдовством.
И замысливтак, он пришёлк епископуГерасимуКоломенскому, наместникумосковскогомитрополита, и испросилблагословенияотправитьсяв языческуюземлю.
ЕпископГерасим, видяего благоедерзновение, исповедалСтефана и благословилего: «…Так ступайже и свети людям, пребывающимво тьме, живущимв стране вотьме идолослужения, наваждениякумирского, и поведай им:«Образумьтесь, люди бесчувственные, и покоритесьсыну человеческому! Для чего суетитесьвы? Увидите, как восхитилГосподь преподобнагосвоего». Ступайже и будь проповедникомверы, исповедникомистины и благовестникомЕвангелияХристова».2
Следуетотметить, что, повествуя обэтом периодежизни св. Стефана, св. Епифанийчрезвычайномногословен, и в частности, подробно рассказываето миссионерствесв. Апостолов, скрупулезноперечисляяте страны, вкоторых каждыйиз этих апостоловпроповедовал, при этом каждыйраз отмечая, что в Пермскойземле никтоиз апостоловне был. Из этогофакта вытекаетсо всей очевидностьюто, что Епифаний, хоть и не называетнапрямую Стефанаравноапостольным, но всё же ставитего миссию водин ряд с миссиейапостольской.
ВыходСтефана напроповедь.Успех миссиив первые годы.

Миссия св.Стефана началасьс г. Пырас (ныне– г. Котлас), кудаон прибыл осенью1379 года, где многопроповедовалзырянам о ложностиих богов. В тевремена главнымибожествамизырян былиВойпель («ночноеухо» – повелительхолода и непогоды)и Йомала. Такжепокланялисьони солнцу, огню, воде, деревьями животным.Знали они иВеликого Духа, называемогоЕн, но считалиего бесконечнодалёким и недоступнымдля поклонениялюдей. Особымпочётом в средезырян пользовалисьтуны – волхвыи кудесники.Они и сталиглавными врагамиСтефана1.Прошло немаловремени, покаречи его тронулисердца язычников, но после ужесами жителипросили проповедниканаучить иххристианскойвере.
СвятительвозблагодарилБога за первыйуспех проповеди, построил часовнюво имя св. НиколаяЧудотворца, и, взяв с собоюнесколькоспутников изчисла новообращённых, отправилсядалее, вглубьПерми.
Многие, слышавшиепроповедьСтефана, уверовалии пожелаликреститься.Но было и немалотех, которыеотвергли его, и от которыхпришлось преподобномупретерпетьнемало скорбейи поношений.Св. Епифанийрассказывает, как толпакрамольниковпыталась сжечьсв. Стефана.Однако Господьпо усердныммолитвам Стефаназащитил Своегоугодника2.
Из Пырасасв. Стефан сосвоими спутникамидобрались доселения Гам.Но гамичи, подстрекаемыежрецами, кинулисьна него с неистовымикриками и угрозами, желая убитьего. Однако итут Господьхранил его: видя кроткийи смиренныйвид Стефана, слыша речи егона родном дляних языке, жителисела сменилигнев на милость, и стали вниматьпроповедистефановой.
Однако, проповедуяв Гаме, Стефанпонял, насколькоместный народпредан идолослужению, и рассудил, что, пока небудут истребленыместные идолы, успеха ждатьне придётся.И тогда Стефан, выбрав время, когда возлекумирницы взаповеднойроще не былонарода, поджёгеё. Гамичи, заметивдым, сбежалисьвсем селом наместо сожженияидолов, и смотрелина святителясо страхом инедоумением, не зная, чтоделать: однипризывали убитьего, другиеговорили, чтоубийство «посламосковского»чревато опаснымипоследствиями, и считали, чтопоруганныебоги сами должныза себя отомстить, третьи же говорили:«Беда, что онне начинаетпервым, вотесли бы он хотьоднажды начал, мы бы растерзалиего»1.Здесь имеетсяв виду то, чтоСтефан, обращаязырян в христианство, действовалтолько силойслова, и никогдане прибегалк насилию, идаже при угрозефизическойрасправы никогдане отвечалударом на удар, являя собойобразец христианскойкротости исмирения.
В «ЖитиеСтефана», составленномсв. Епифанием, есть подобноеупоминание, но там оно относитсяк несколькодругому местуи времени, аименно – в разделе«Жития», названном«Поучение», где приводитсяпроповедьСтефана в селеУсть Вымь. Внём говорится:«… Не можем мысостязатьсяв словах с игуменомтем, что из Москвыпришёл. Еслисилой и притеснениемне прогонимего, … то наполнитсявся наша земляучением его.Но дурной унего обычай: никогда неначинает онраспри первым, чего мы от негоожидаем.… Еслибы дерзнул онпервым начатьраспри, то мыбы растерзалиего, и быстробы взята былаземлёю жизньего, и памятьо нем с шумомсгинула. Нопосколькудолготерпеливон, не знаеммы, как одолетьего»2.
В основу жеуказанноговыше источника(«СвятителиПермские.Жизнеописания, акафисты ичудеса…») положенаобработкацерковныхпреданий освятителе, ив нём событиеописано какпроизошедшеев селе Гам.
Это разночтениеобъясняетсяследующимобразом: и вГаме, и в Усть Выми, недалекорасположенныхдруг от друга, были языческиесвятыни (в Усть Вымипроизрастала«прокудливаяберёза» – см.ниже), и обекумирницы былиуничтоженысв. Стефаном, что вызвалогнев местногонаселения.
Но кромеэтого, у коминарода существовалобычай, весьмапохвальныйс точки зренияхристианскойморали: бытьинициаторомнасилия, т.е.нападать первым, считалосьаморальным.Более того, этот обычайраспространялсяи на животных: в коми сказке«Прокудливаяберёза» (сказкаговорит обуничтоженииеё св. Стефаном)славный охотникпо имени Кузь, будучи не наохоте, однаждыповстречалсяв лесу с медведем.Не желая нападатьпервым, Кузьпопыталсяуклонитьсяот схватки, идаже уступилмедведю дорогу.Но медведь неоценил благородногопоступка инапал на Кузя, и только тогдатот убил медведя1.
Поэтому дваотрывка рассказываютне об одном итом же, а о двухпохожих случаях, тем более, чтооба они произошлив одном и томже году – 1379.
После просвещенияГама Стефанотправилсядалее вверхпо Вычегде идошёл до меставпадения в неёреки Вымь. Здесьрасполагалосьзырянскоепоселение, возле которогосвятительпостроил себекелью. В полукилометреот него находиласьпрокудливаяберёза: «Слово«прокудливая»имеет тот жекорень, что и«кудесник», а потому означает, что именновозле нее сособым успехомшаманили главныежрецы-кудесникизырян. То былаглавная святынявсей ПермиВеликой. Стефансобственноручносрубил ее исжег. С воплямигнева и ужасасбежалисьзыряне спасатьбожество. Амежду тем онопозорнейшимобразом превращалосьв пепел, не всилах изменитьсвою горькуюучасть. И опять, готовый к смерти, Стефан молился, воздев руки, и ничего неотвечал нагневные крикиязычников. Иопять его готовностькротко принятьлюбую участьобезоружилаврагов»1.
Эти сведения, безусловно, также следуетотнести к разрядупреданий, т.к.агиограф берёзуне упоминает.Он лишь рассказывает, что «Стефан, Богу помолясь, молитву сотворив, отправилсяс некое место, где была главнаякумирницапермян, и попыталсяидолов их разорить, ниспровергнувжертвенникиих, и богов ихсровнять сземлею. И Божиюсилою главнуюих кумирницуон зажёг и пламенемзапалил…»2.
Но зато Епифанийв своём произведениицелую главупоучению, сказанномусв. Стефаномв Усть Выми, в связи с сокрушениемидолов, в которойон призывалзырян оставитьязыческиезаблуждения.«…Зачем поклоняетесьвы идолам, ипочитаете их, и богами называетеих, истукановидольских? Кумиры ваши– это кускидерева бездушные, дело рук человеческих.Они рты имеют– и не говорят, уши имеют – ине слышат, глазаимеют – и невидят… А христианеверуют в Бога, и чтут, и славятЕго. И я вам говорю, что Он естьистинный Бог, и нет инагоБога, кромеНего…»3
И многие жеуверовали, слыша словаСтефана, а многиеже осталисьв язычестве.и не было мирамежду ними, какпишет Епифаний.
В Усть Вымиже св. Стефанпостроил первыйхрам на зырянскойземле, названныйим в честь ПресвятойБогородицы.Как пишет св.Епифаний, Стефанпостановилпраздноватьпраздник воздвиженияцеркви 25 марта.
Победасв. Стефана надПамом-Сотником.
--PAGE_BREAK--
Но распространениехристианстване могло нетревожитьместных жрецов.Доселе встречавшиесясв. Стефануволхвы не моглипротивостоятьему. Но выше пореке Выми жилглавный жрецзырян, волхвпо имени Пам.Как и многиеколдуны зырянскиеон фактическибыл одним изместных князей, и имел своейстолицей укрепленноеселение Княжпогост.СогласноВычегодско-Вымскойлетописи, Памнеоднократноучаствовалв вооружённомпоходе на Стефана, но при этомтрижды терялзрение и помолитвам святогопрозревал1.
А в самомначале миссииСтефана, противясьраспространениюновой веры, когда подкупамии подарками, а когда и силой, пытался отвратитьот христианствановообращённыхзырян, но большихуспехов в этомне достиг, иэто приводилоего в ярость.
В конце 1380 года, т.е. спустя годс момента появлениясв. Стефанав Перми, он сталсобиратьсяв путь, чтобылично вступитьв борьбу соСтефаном, надеясьуничтожитьи посрамитьего.
Св. Епифанийпишет, чтоновообращённыезыряне отнеслиськ этому намерениюПама с изряднойдолей скепсиса:«Безумныйстарец, зачемты похваляешься, надеясь победитьистенного рабаБожия? Ведь сейСтефана и боговваших с землёйсравнял, и несумели они емуповредить, асо знаменитыхкумиров снялпокрывала ипобросал ихсвоему служкепо имени Матвейка, и тот сделализ них штаныи портянки иизносил всёбезо всякойдля себя напастии вреда. Сделалэто всё Стефанне прибылиради, но дляпоруганияидолов»2.
«Пойду ипосрамлю вашегоучителя», –решил Пам ивступил в спорсо св. Стефаном.
СостязаниюПама со св. Стефаномв труде св. Епифанияпосвящен целыйраздел1, первая частькоторого посвященаспору об истиннойвере. Этот диспутдлился, каксвидетельствуетЕпифаний, целыесутки («…весьдень и всю ночьбез пищи и безсна пребывали»).
В основепервого аргументаПама лежалатипично языческаяточка зрения: чем большебогов, тем большепомощников:«… у вас, христиан, один Бог, а унас множествобогов, множествопомощников, множествопоборников.Дают они намловлю: все, чтоесть в водахи что есть ввоздухе, и болотах, и дубравах…».Боги зырянские, по версии Пама, помогают вохоте, а такжесообщают вестииз дальнихстран.
Св. Стефанже, возражаяему, говорит:«Можно ли, окаянный, бахвалитьсятем, что тымногобожиюследуешь имножество боговупоминаешь? Скорее устыдитьсясего подобалобы, ибо сказано: да постыдятсявсе, служащиеистуканам, хвалящиесяидолами своими!(Псал. 96:7)». Бог –всемогущ, наполняющийнебо и землю, и Его проповедовалиапостолы, в товремя как богиязыческие естьбесы, а идолысозданы рукамичеловека.
Пам, видя, чтоего аргументопровергнут, выдвинул другой: с его точкизрения, религиязырян естьосвящённаявеками и поколениямитрадиция, отвергатькоторую недопустимо, если не предложитьвзамен гораздоболее возвышенноеучение: «Ведьотцы наши идеды, и прадеды, и пращуры такжили, – я ли лучшеих окажусь? Небыть сему никогда.Поведай же мне, какую истинузнаете вы, христиане, что дерзаететак хулить нашуверу?».
В ответ св.Стефан рассказало творении мираБогом, о сотворениипервых людей, о ПромыслеБожием о мире, и о распятииХриста.
Но кудесник, выслушав Стефана, его словам неповерил, и, несумев победитьв споре, решилустрашитьСтефана, вызвавшисьпройти черезогонь и воду, и предложивтоже самоесделать Стефану, так как былуверен, чтоСтефан на этоне согласитсяникогда.
Но св. Стефанпринял егопредложение, сказав: «я неповелеваюстихиями, нохристианскийБог велик, идус тобою»1
Были прорубленыдве прорубиво льду, а наокраине селабыла подожженаотдельно стоящаяхижина. Сотворивмолитву, святой, взяв Пама заруку, как и былоусловлено, чтобы идтивместе с ним, пошёл в огонь.Но тут Пам, увидев, что Стефанготов пройтиэто испытание, стал порываться, не желая идтивместе со Стефаном.
Также Памотказался иот другогоиспытания: войти вместесо Стефаномв одну прорубь, а выйти в другую, ниже по течениюреки.
Видевшиеэто зыряневознегодовалина Пама и спросили:«Старый пес!… Скажи, окаянный, почему не вошелты ни в огонь, ни в воду и темвсячески посрамлен?»
Обратяськ народу, Стефанспросил, кемсчитать Памапосле всегопроизошедшегои что с ним сделать.Народ ответил:«Обманщикапредать смерти! Если оставитьего в живых, оннаделает тебепакостей!».Однако св. Стефанотказался этосделать, мотивируяэто тем, чтоХристос послалего не убиватьлюдей, а учитьих.
В итоге Памвынужден былуступить СтефануПермь, а самвместе со своимродом ушёл вСибирь и нареке Обь основалселение Алтым, жители котороговплоть до конца19 века хранилипамять о немкак о первомпоселенце2.
А благодарныйБогу св. Стефанпостроил храмсв. Николаю нареке Вишере.
УчреждениеПермской епархии.О Стефане-епископе.

После победысв. Стефана надПамом числожелающих принятьхристианскуюверу выросломногократно.Желающих креститьсябыло стольмного, что зачастуюсвятителькрестил людейв реках Вымии Вычегде.
Успехи Стефанав обращениизырян к веребыли стольвелики, чтозаставилистефановыхземляков вспомнитьо предсказанииблаженногоПрокопия. Итогда многиеблагочестивыеустюжане сталиохотно жертвоватьна благоустроениепермских храмов, а также многиедуховные лица, узнав о подвигахСтефана, пошлив Пермь, желаястать егопомощниками.
Таким образом, росла паства, пополнялсяи клир, и Стефанрешил идти вМоскву, чтобыпросить прислатьв Пермь епископа.
Но не толькомногочисленностьпаствы былатому причиной.Другая же причинабыла в удалённостипермских земельот Москвы. Как, немного преувеличивая, говорит св.Епифаний, «Прямоскажем, непременнотребовала землята епископа, поскольку домитрополитаи до Москвыотсюда далеко; как далекоотстоит Царьградот Москвы, такжедалека от Москвыотдалённаяземля Пермская»1.
Прибыв вМоскву в 1383 году, св. Стефан рассказалкнязю ДмитриюИоанновичуи митрополитуПимену о своейпроповеди средизырян, и объяснилнеобходимостьиметь в тойземле епископа.Это означалосоздать восемнадцатуюепархию РусскойЦеркви, иличетвёртую –из числа епархийна русскомсевере2.
Стал вопросо кандидатуре.Сам св. Стефанна эту должностьне стремился.Но ни князь, нимитрополитне нашли болеедостойногокандидата, чемСтефан.
И поэтому, как гласитмосковскаялетопись 6891 г.от Сотворениямира (1383-1384 от Р.Х.), митрополитПимен рукоположилсв. Стефана всан епископа.
Возвращаясьобратно, Стефанприбыл в свойродной городУстюг, где смолитвой припалко гробу св.Прокопия, которыймного десятилетийназад предрёкего миссию.
Вернувшисьв землю зырянскую, святительсделал местомнахождениясвоей кафедрысело Усть Вымь, а первая назырянской землецерковь сталаназыватьсякафедральнымсобором.
Став епископом, св. Стефан, како том пишет св.Епифаний, «…по-прежнемузаведённыхпорядков держался, и дело обычноеисполнял… Играмоте пермскойучил их, и книгиписал им, и церквисвятые ставилим, и монастыриприготовлял, и в монахи постригал, и игуменов имназначал, исвященников, попов и дьяконовсам поставлял.
И чудо можнобыло видетьв земле той: где преждекапища идольскиеи кумирницыжертвенныебыли, и жертвенникиязыческиестояли, здесьцеркви святыевоздвигнулись, и монастыри, и молельнивыросли…»1.
Близ Усть Вымиосновал свт.Стефан и первыйв Коми краемонастырь, называвшийсяМихайло Архангельский, просуществовавшийдо секуляризационныхвремён Екатерины-2й, а именно до1764 года.
Стефан создавалшколы, странноприимныедома и богадельни, основал рядмонастырей: кроме Михаило Архангельскогов Усть Выми, архангельскийв Яренске, атакже два –Спасский иСтефановскийв районе Усть Сысольска(ныне г.Сыктывкар).
Из коми преданийизвестно, что, поднимаясьвверх по Вычегде, св. Стефан дошёлдо того места, где ныне находитсяУльяновскиймонастырь, тогда же Стефаноми основанныйи названныйим во имя СпасаНерукотворного.
Также существуетпредание о том, что на рекеПечора существовалТроицкий монастырь, основанныйтакже свт. Стефаном2.В этом местенаходится нынег. Троицко Печорск, центр самогоюго восточногорайона РеспубликиКоми.
Также ходилсв. Стефан и насевер: дойдяпо реке Вашкадо селенияВендинга (ныне– в Удорскомрайоне), св. Стефанпоставил тамдеревянныйкрест.
Таким образом, за время своегомиссионерствасвт. Стефанлично сумелохватить своейпроповедьюне менее третинынешней РеспубликиКоми, т.е. территорию, равную, например, Греции в еёнынешних границах.
Но в епископскомсане Стефанупришлось заботитьсяне только оделах духовных.Приходилосьтакже защищатьепархию отврагов внешних.Пермская земляи до этогонеоднократноподвергаласьнападению бандвогулов (манси), совершавшихиз-за Ураласвои хищническиенабеги.
Так было ив 1385 году.
Узнав о нападениивогулов, св. Стефантотчас же отправилв Устюг гонцас просьбойприслать ратныхлюдей для отпораврагам, велелжителям перенестивсё своё имуществона два укреплённыххолма – к соборуи монастырю, и готовитьсяк обороне. Самже он, помолившисьБогу о помощи, совершил крестныйход вокругвладычнегогорода, и, облачившисьв святительскуюодежду, с духовенствоми некоторымииз зырян поплылвверх по Вычегденавстречунеприятелю.
«Вогулы, суеверныеязычники, издализаметили ладьюСтефана. Словноогнём горелоего никогдане виданноеими святительскоеоблачение, асам он показалсяим как бы мечущимв них огненныестрелы. Принявего за страшноговолхва, в ужасебросились онибежать, оставиввсё награбленное.С тех пор вовсю жизнь Стефанани единождыне смели ониподойти и напастьна Усть Вымь, боясь могущественного«туна-чернечаСтэпэ» и беспокоилитолько однихотдалённыхверхневычегодскихзырян»1.
Кроме того, страдала Пермскаяземля и от набеговновгородцев.Тем более, чтоучреждениемосковскиммитрополитомПермской епархиибыло воспринятокак посягательствона каноническуютерриториюНовгорода. Иэта проблемабыла с успехомрешена св. Стефаном: лично прибывв Новгород, Пермский святительдобился расположенияк себе новгородскогоархиепископаАлексия, знавшихо подвигахпроповедника, а также уважениявеча. Результатомдипломатическоймиссии сталото, что вечерешило запретитьходить новгородскимукшуйникамв Пермскиеземли.
С пребываниемв Новгородесвязано появлениеодного историческогодокумента, называемого«Поучениепротив стригольников», которое являетсяодним из важныхисточниковсведений обэтой ереси. Этиеретики неверили в БожественностьИисуса Христа, отрицали загробнуюжизнь, не признавалицерковнуюиерархию иТаинства.
Связь Поучениясо СтефаномПермским основываетсяна присутствииего имени взаглавии этогопоучения ободном из егосписков: «А сиесписание отправила святыхапостол и святыхотець дал владыценаугородскомуАлексею Стефанвладыка Перемыскийна стригольникы»1.
Когда в зырянскойземле случилсянеурожай, тоСтефан открылсвои житницы, раздавая хлеббезвозмездно.Также он отправилпослание великомукнязю ДмитриюДонскому послание, в котором, рассказаво бедствиях, просил о приостановлениисбора податейс пермян. КнязьДмитрий, тронутыйплачевнымположениемзырян, приказалне толькоприостановитьсбор податей, но и проститьнедоимки последнихлет. Убытки же, понесённыеепархией, князьвозместилщедрыми дарами.
В 1390 году митрополитКиприан вызвалСтефана в Москвуна Собор. Проезжаямимо Троицкогомонастыря(будущей лавры), основанногопрп. СергиемРадонежским, свт. Стефан изза недостаткавремени не смогзаехать в монастырь, чтобы повидатьпрп. Сергия.Остановившисьна дороге, онлишь прочиталмолитву «Достойноесть», поклонилсяв ту сторону, где находиласьобитель, мысленнообратившиськ прп. Сергию, произнёс: «Миртебе, духовныйбрат мой».
В этот моментпрп. Сергийсовершал трапезувместе с братией.Уразумев преподанноеему св. Стефаномблагословение, встал из застола, сотворилмолитву и, доземли поклонившись, сказал: «Радуйсяи ты, пастырьХристова стада, и мир Божийпребывает стобою».
На недоумениебратии преподобныйответил: «Вэтот самый часепископ Стефан, идущий в Москву, стал противмонастырянашего и поклонилсяСв. Троице инас, смиренных, благословил»2.
Смертьсвт. Стефана.

В 1396 году митрополитКиприан сновапригласил св.Стефана в Москвупо делам церковным.
Однако Господьоткрыл св. Стефану, что это будетего последнеепутешествие, и что он никогдабольше не увидитземли Пермской.
И тогда онпризвал к себесвященнослужителейи мирян и обратилсяк ним с последнимпоучением, вкотором онрассказал освоей близкойкончине, и завещалукреплятьсяв вере, отвергатьот себя еретикови раскольников, а также предостерёгот искушениявозвращенияв прежнее язычество.
Произнесяпоучение, он, трижды благословилпредстоящих, св. Стефан оставилвладычныйгород, а народещё некотороевремя стояли плакал, глядяв ту сторону, куда поехалсвятитель.
Прибыв вМоскву к Пасхе(2 апреля), св.Стефан вскорезаболел и посленемногих днейболезни почувствовал, что его смертьсовсем близка.
«Все поспешилипосетить болящего: иноки и бояре, митрополити сам великийкнязь, и всехс радушиемпринимал блаженный, превозмогаясебя и стараясьскрыть своеизнеможение.Пред самоюкончиною, призваввсех своихспутников, Стефан долгобеседовал сними, убеждалпребыватьтвёрдыми ввере, завещалим отвезтиобратно в Усть Вымьего святительскиеризы, книги идомашние одеждыкак последнийпамятник изалог любвиего к своейпастве»1.
Умер свт.Стефан в праздникПреполовенияПятидесятницы,29 апреля (9 маян.ст.) 1396 года.
Вот как описываетпохороны святителяего агиограф– св. Епифаний:«И когда преставилсяСтефан, собралосьпровожать еговеликое множестволюдей: князья, бояре, игумены, попы, и городскиелюди, и прочие.И проводилитело его с почестями.Сотворив надним подобающеенадгробноепение, предалимогиле благородноетело его, похоронивв преславномграде Москве, в монастыреСвятаго Спаса, в церкви каменной, у входа в неес левой стороны.
И многиескорбели, тужилио нём, вспоминаядобродетельнуюжизнь его, идушеполезноеучение его, иблагонравиеего. Но болеевсего тужилио нём новокрещеныелюди пермские»1.
Такой вотобраз святителяСтефана сохраниладля нас СвятаяЦерковь – образревностногомиссионера, мудрого пастыря, да и простоискреннегохристианина, не корыстиради, а из любвик Богу и к людямпринесшегоспасительнуювесть в дикиеязыческие края.
При этом самсвятитель несчитал плодысвоих трудовсобственнойзаслугой, и вовсем полагалсвою надеждутолько на Бога.
Распространяяевангельскуювесть, апостолзырян никогдане прибегалк насилию, адействоваллишь словом, силой верысвоей. И этимон стяжал себелюбовь просвещённогоим народа зырянского, в памяти которогоон остался непросто какпервосвятитель, а как народныйгерой.
ПочитаниеЦерковью св. Стефанакак местночтимогосвятого началосьпрактическисразу же послеего кончины.Позже, в 1472 годуПахомий Сербсоставил службусвт. Стефану.А в 1547 году состоялосьпричислениесвт. Стефанак лику общероссийскийсвятых2.
Особенностиобраза св. Стефанав коми фольклоре.

И вот насталовремя сказатьнесколько словоб образе Стефанауже не в соборнойпамяти Церкви, а в народномтворчествекоми народа.Уже само посебе то, чтохристианскийсвятительстановитсягероем фольклора, есть случайуникальный.Можно вспомнить, пожалуй, толькосвт. НиколаяЧудотворца, одного из самыхпочитаемыхво всём христианскоммире святых, которого европейскоемифотворческоесознание превратилов Санта Клауса, аналога русскогоДеда Мороза.
Однако этоаналогия лишьчастичная: оСанта Клаусевспоминаютлишь раз в году.Стефан же сталодним из основныхперсонажейкоми фольклора:«Дошедшие донаших днейповествованияо Стефане Пермскомне имеют чёткихжанровых границ.Их можно отнестикак к историческимпреданиям, топонимическимлегендам, легендамоб основаниимонастырейи церквей, таки к рассказамо колдунах…Народныепредставленияо Стефане зачастуюоблечены вмифопоэтическуюформу и лишеныреальной основыоб условияхи обстоятельствахжизни этогоисторическогоперсонажа. Вотношении его, равно как идругих историческихлиц – героевнародных преданий, действуютизвестныезаконы, по которымразвиваетсяи бытует народнаяпроза»1.
Поэтомуфольклорныйобраз Стефанаотличаетсяот образа, созданногоагиографом:«…Епифаний, как никто другойпонимает, чтохристианство– это религияСв. Писания, поэтому емуважно показать, что именнопросветительскаядеятельностьСтефана убеждаетязычниковпринять крещение.Переводя книгина пермскийязык и обучивпермян грамоте, он сделал доступнымдля них СловоБожие, и, просвещённыеСловом, онипринимаютверу»2.
В то же времяв народныхпреданияхакцент делаетсяименно на чудесах.Так, в «повестио Стефане Пермском», составленнойв 19 веке на основеустных преданий, рассказывается, что однаждына Стефана состороны Княжпогостанапали язычникиво главе сПамом Сотником.Они три разапытаются убитьСтефана и сжечьего келью, нослепнут и молятСтефана вернутьим зрение. Взаменони расчищаютв лесу местопод строительствоцеркви, и тридня Стефанкормит их, деляна всех всегоодну рыбинуи один каравайхлеба1.
В народныхсказанияхпротивникамиСтефана являютсятуны – могущественныеколдуны, которымподвластныи стихия воды, которая, попредставлениямзырян естьобиталище злыхдухов, и связанас загробныммиром, и стихиилеса. Туны вэтих сказанияхпредстают ввиде полудемоническихсуществ. Так, тун с. Туглимимеет заячьюгубу и медвежьилапы, и умеетпревращатьсяв щуку, у тунас. Корткероспо имени Айки– железноетело.
Все туны –бессмертны, но их всё жеможно убитьособым образом: повернувшисьспиной, нагнуться, и пустить стрелуили копьё междуног.
И Стефан, вступающийв противоборствос тунами, сампредстаёт вобразе такогоже, но болеемогущественногоколдуна, и поэтомусхватка Стефанас колдунами– это состязаниев магии.
Так, в состязаниис туном селаТыдор Паляйкойсв. Стефан шёлпо воде, а колдунплыл под водой.Видя силу своегопротивника, Стефан произноситзаклятие (немолитву!), и тунначинает задыхаться, и выныривает.И в этот моментСтефан бьетего по головекрестом и убиваетего.
Крест какорудие борьбыиспользуетсяи в борьбе Стефанас колдуном КыртАйкой и печорскимтуном Кыской, перегородившимиреки железнымицепями, чтобыникто не могпроплыть пореке, не заплативим дань. В обоихслучаях Стефанбьет по цепямкрестом, и онилопаются.
Также крествоспринимаетсякак магическийпредмет, имеющийогромную силу: в сказке «Прокудливаяберёза» одиниз зырянскихвоинов рассказываетсоплеменникам:«Идёт к намСтефан роч1со спутниками.Но брони, нимечей у нихнет. Но самоестрашное у нихзнаете что? Амулет: двепластинки –одна длинная, другая короткая, одна на другуюположенные, накрепко спаянные.Амулет им и имеч, и бронь».
«Знаю я этотамулет, – говоритдругой геройсказки, побывавшийна Руси, – Крестего называют.Непреоборимаего сила. Неберёт его меч, и стрела неразит, и чарыколдовскиеон рассеиваеткак дым»2.
Но, тем неменее, в народныхпреданиях вобразе Стефанаугадываетсяиное отношениепо сравнениюс традиционнымобразом колдуна:«В образе Стефанауловимы черты, присущие новомукультурномугерою: он появляетсяизвне, приноситс собою новуюверу (как новоеблаго), вступаетв борьбу с местными, сокрушая ихстарую веруи мораль. Испытаниянового герояпроисходятв результатепреодоленияим мифическизначимых длятрадиционногосознанияпрепятствий»3.
Такими мифологическизначимымипрепятствиямиявляются щука, в которуюпревращаетсяколдун Ошлапей, и которая имеету народов Северасакральныйсмысл.
К Стефанувраждебны илесные силы, олицетворяющиенижний мир. Тотже Ошлапейумеет превращатьсяи в медведя.Стефан и егопобеждает: выпустив в негострелы особымобразом: через«промежностьног» (см. выше), что означаловозможностьпопасть в иной, оборотный мир, где живут предкии духи нижнегомира. Стрелыпоражаютоборотня медведя(с которым связаныпредставленияо тотеме рода)и возвращаютколдуна в мирживых4.
В этом ключестановитсяпонятным то, почему церковноепредание обуничтожениисв. Стефаном«прокудливой»берёзы нашлосвоё отражениеи в фольклорекоми народа.
С одной стороны, это событиеесть реальныйфакт – данныйэкземпляррастениядействительносуществовал: пень срубленнойберёзы св. Стефаниспользовалкак престолдля им же основаннойАрхангельскойцеркви (при еёперестройкеэтот пень былразрублен накусочки и растащенместным населением)1.
Но с другойстороны, следуетпомнить, чтодерево в языческоймифологиимногих народовимело и сакральноезначение. Так, например, удревних скандинавовбыла легендао Мировом Древе– ясене Игграсиле:«Игграсиль, мировое дерево, дерево судьбы, растёт в центреМидгарда. Ветвиего поднимаютсявыше Асгарда.Вся вселеннаязависит отмирового дерева.Дерево имееттри корня. Одинопускаетсяв подземныймир Хель, другойв мир гигантовмороза, и последний- в мир людей…»2.
В коми сказкеже рассказывается, что Стефанпрактическибез отдыхарубил эту берёзу, и она стоналачеловеческимиголосами, мужскимии женскими, просившимине рубить её, и из неё теклакровь. А когдаСтефану удалосьеё срубить, тоиз её стволаполезла всякаянечисть3.
Так что влегенде обуничтожениисвященнойберёзы в сказочныхобразах показаналомка Стефаномязыческоймодели мира, которую онпроизвёл проповедьюновой веры.
Также и войнас колдунамиесть аллегорическоеотражениеборьбы двухвер: языческой, выражениемкоторой быликолдуны, ихристианской, которую принёссв. Стефан.
Поэтомународные преданияможно рассматриватькак оценку коминародом миссиисвт. Стефана, и оценка эта, хоть и весьманеобычна поформе, но, несомненно, высока.
Стефанкак просветительзырян. Стефановаазбука.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Просветительскаяже деятельностьсвт. Стефанаимеет в себедве составляющие, неразрывносвязанные междусобой. Во-первых, известно, чтосв. Стефансоздал зырянскуюписьменность, позже вышедшуюиз употребления.Во вторых, перевёл на комиязык несколькокниг, в том числеПсалтирь, иперевёл церковныеслужбы на комиязык (в том числеБожественнуюЛитургию). Последнеевызвало необходимостьсоздания новыхслов для обозначенияпонятий, которыхдо того у зырянне было.
Св. Епифанийпишет о этомтак: «… не толькопросветил ихкрещениемсвятым, но играмотой ихснабдил, и разумкнижный даровал, и письму ихобучил. Ибо самон грамотуновую составил, неизвестнуюранее азбукупермскую сочинили теми письменнымисловами написали передал имновые книги, кои пермянедотоле никогдане имели. Докрещения упермян не былограмоты, непонимали онинаписанногои вовсе не знали, что такое книги.Были у них лишьсказители, коирассказывалио жизни, и омироздании, и об Адаме, и оразделенииязыков и прочеебаяли и лгали, а не сообщалиистины, и таквек свой и всегоды свои напрасноони растрачивали»1.
Более лаконичнои ёмко раскрытьсуть просветительскогоподвига свт. Стефана, чем это сделалсв.Епифаний, пожалуй, невозможно.
Однако вопросывсё таки остаются:
Почему св.Стефан не использовалготовый алфавит(например, неадаптировалрусский), а изобрёлновую письменность?
Действительноли зырянскаяписьменностьнастолькоуникальна, илив её основуположена какая тодругая?
И, наконец, почему онаисчезла и каковаже в этом случаееё роль в просвещениикоми народа?
В этих трёхвопросах можноразобраться, если начатьсо второго.
Образецзырянскогоалфавита приведёнв приложениик данной работе.Данный алфавитсодержит 24 буквы, однако, св. Епифанийупоминает, чтоих было 26. Двебуквы утраченыбезвозвратновместе с текстами, где они были.Ведь на сегодняшнийдень до насдошли лишьскудные остаткиэтого письма– всего лишь236 слов связноготекста1.
По поводугенеалогиизырянскогописьма существовалонемало гипотез.Однако наиболееубедительнаверсия В.В.Понарядова, сыктывкарскоголингвиста, автора рядаработ по сравнительнойтипологии иистории древнепермскойписьменности.
Проведённыеим исследованияпоказывают, что похожимина греческиеили грузинскиемогут бытьпризнаны неболее 3-5 букв, а на скандинавскуюрунику не похожани одна.
При этомисследовательотмечает, чтонеобходимоучитыватьодновременнодва критерия: буквы должныиметь не толькографическоесоответствие, но и обозначатьзвуки, сходныепо звучанию.
И в результатепроделаннойработы В. Понарядовпришёл к выводу, что древнепермскаяписьменностьнаиболее тесныесвязи имеетс древнетюркскойруникой: аж 16из 24 пермскийбукв имеютсходство сдревнетюркскимизнаками дляпередачи сходныхзвуков2.Он же утверждает, что в 13-14 векахименно тюркскаяруника имелана зырянскойземле ограниченноехождение, анекоторые изэтих знаковиспользовалисьзырянами вкачестве «пасов»– знаков рода, которыми зырянеотмечалипринадлежностьземли к томуили иному клану.
С этой точкойзрения полностьюсогласен П. Ф.Лимеров, исследователькоми фольклораи мифологии, который считает, что именносвязь стефановскогописьма с тюркскойруникой объясняет,«… почему вочень сжатыесроки, с 1379 по 1382год была просвещеназначительнаячасть ВычегодскойПерми, причембыли построенышколы, переписывалиськниги, рукополагалисьсвященникииз местногонаселения, открывалисьхрамы, так чтоуже спустявсего три годапосле началакатехизацииязычников всталвопрос об открытиидля них епархиальногоправления»1.
И поэтомутот факт, чтосв. Стефан нестал изобретатьчто-то ранееневиданное, а взял за основууже существовавшуюписьменность, нисколько непринижаетвеличие егомиссионерскогоподвига.
Теперь остаетсявопрос о том, почему погибластефановскаяписьменность.Сам собоюнапрашиваетсяответ: она погиблав результатеисчезновениятекстов, которыебыли написаныею.
Правда, справедливостиради надо отметить, что существуети иная точказрения: «…причинойзабвениястефановскогоалфавита моглабыть и внутренняяязыковая ситуацияна территорииПерми (вспомнимперечислениенародов в Житии).Созданная наоснове одногоиз диалектовпермского языкафинноугорскихнародов, расселённыхв бассейнеВычегды, письменностьне отражалавсего многообразияэтнолингвистическихособенностейновопросвещенныхпермян, и очевидно, не имела желаемогобыстрогораспространения»2.
Эту точкузрения легкооспорить. Делов том, что разговорныеязыки многихнародов мираимели (и имеют), множестводиалектов, нопри этом литературныйязык, как правило, един, и возникаетон на базе одногоиз этих диалектов.Так, например, итальянскийязык в раннеесредневековьеимел нескольковесьма непохожихдруг на другадиалектов, нок концу 13 векацентр экономическойи культурнойжизни Италиипереместилсяв Тоскану, итосканский(флорентийский)диалект выдвинулсяна первое место, и, потеснивостальные, далначало литературномуитальянскомуязыку3.
И если лингвистическаяпестрота немешала творчествуДанте и Петрарки, то как аналогичнаяситуация моглабыть препятствиемдля миссиисв. Стефана? И не погиб же, в конце концов, латинскийалфавит вместес Римской империей!
Так что причинаисчезновениязырянскогописьма всё-такисвязана сисчезновениемтекстов.
И здесь надосказать офилологическом(или лингвистическом– как правильно?)творчествесвт. Стефана.Для проповедина зырянскомязыке ему пришлосьсоздавать новыеслова для выражениятех понятий, без которыхпроповедьхристианствабыла бы невозможна.И этот аспектдеятельностисв. Стефана невсеми оцениваетсяудовлетворительно: так, митрополитЕвгений (Болховитинов), живший в 19 веке, считал, чтопроизошедшаяв последующиестолетия послеСтефана заменабогослужебногоязыка с зырянскогона славянский, и как следствиеэтого – забвениеписьменности, произошла из-затого, что «Темнотапермских книгпри самом началепереводовдолженствовалабыть и длясовременниковпотому, чтовысокое церковныхкниг красноречиеи обилие немогло находитьсоответственныхсебе выраженийна необразованном, бедном и дикомзырянскомязыке, оттогосв. Стефан дляпереводов своихсам выдумывалмногие неупотребительныеу зырян слова, производя ихиз зырянскихкорней, а некоторыепринужден былвводить и русские…»1.
Ну что тутможно возразить? Известно, чтоправо прецедентов– самое сильное, даже если прецедентимеет местобыть позднее.То есть нужнонайти хотя быодну личностьв истории, котораярешала бы сходнуюзадачу, и посмотреть, как оцениваетистория результатыэтого решения.
И такая прецедентнаяличность есть.Это – ЭлиэзерПерельман, известный подименем Бен-Иегуда, живший на рубеже19 и 20 вв. Будучиумереннымсионистом, онмечтал не толькоо том, чтобыего народ вернулсяв Землю Обетованную, но и, живя в этойземле, говорилна своём, еврейском, языке. Но вотбеда: тогдасамым еврейскимязыком был (даи сейчас является)английский, ибо на нём говоритполовина евреевмира. Собственноже еврейскийязык (иврит)уже около двухтысяч лет былмёртвым языком, на котором былинаписаны священныекниги, но нанём уже давноникто не говорил.Поэтому Бен-Иегудастал образовыватьновые словаиз уже известныхпо священнымкнигам. И егоподход оказалсястоль живуч, что в современномиврите есть«свои» словадаже для такихпонятий, какмотоцикл («офноа»)и компьютер(«махшев»)1.
И св. Стефанза 500 лет до Бен-Иегудыдействоваланалогичнымобразом, используядля обозначенияновых понятийслова, образованныеиз уже известныхи понимаемыхвсеми: «…терминотворчествона материалекоми языкаимеет давниетрадиции, восходящиеко временамСтефана Пермского, при которомкоми язык сталязыком религиознойлитературыи богослужения.Стефаном былиизобретенытакие термины, как «быдкутысь»– Вседержитель,«вежасны» –освятиться,«видзан» –«спасение»и др.»2.
Поэтомунаиболее вероятнойпричиной гибеликниг на зырянскомязыке, а с ними– и зырянскойписьменности, стали следующиесобытия:
Царь ИванIII, который, с цельюослабленияНовгорода, в1492 году принялрешение передатьВологду и еёокрестностив состав Пермскойепархии.
Тем самымцарь Иван III оказалепархии, чтоназывается,«медвежьюуслугу»: Пермскаяземля находитсяслишком далекоот центральнойРоссии и в тевремена быламало заселена, и епископы всёчаще «наезжали»в Вологду, современем сделавеё своим постояннымместом жительства3.
Позже, ужепри епископеМакарии, в 1571 году, кафедра ужеофициальнобыла перенесенав Вологду иполучила названиеВологодско-Великопермская.
А в 16 веке, царьИван Грозный, любивший Вологдуи всяческиспособствовавшийеё возвышению, укреплял зависимостьПерми от неё.Для упрочениятакой зависимостирешено былоперевести всёбогослужениекоми церквейна славянскийязык. Возниклогонение назырянскуюписьменность, в результатечего были сожженыпрактическивсе книги, втом числебогослужебные, написанныена зырянскомязыке, а те, ктопытался спастикниги от уничтожения, подвергалисьрепрессиямсо сторонывластей1.
То есть царьИван Грозныйтак и не понялтого, что этническаясамобытностьникак не препятствуетединству государства…
Вхождениепермских земельв состав Русскогогосударства

А вопрос отом, каким жеобразом на этусамую этническуюсамобытностькоми народаповлияла миссиясв. Стефана, ипо сей деньостается спорным.
В среде отдельныхпредставителейсовременнойкоми интеллигенциираспространенаточка зрения, что миссионерскаядеятельностьсвт. Стефанапривела к чутьли не порабощениюкоми народасо сторонырусских. Так, например, одиниз таких представителейпишет: «Не будетбольшогопреувеличенияи натяжки, еслискажем, чтопервый наместникмосковскихкнязей в Комикрае, СтефанХрап, прозванныйПермским, иканонизированныйправославнойцерковью каксвятой, своейагрессивно-насильственноймиссионерскойдеятельностьюпричинил чудовищныйи непоправимыйурон самобытной, подлинно национальнойязыческойкультуре коминарода и благополучиюКоми края вообще…»1.
Однако, помнению П.Ф.Лимерова, именно благодарямиссионерствусв. Стефанакоми народ исохранил своюсамобытность.Дело в том, чтодаже если и небыло бы Стефана, то зыряне всёравно были быкрещены, таккак к тому времениих земли оказалисьв зоне активногорусского влияния.Кроме того, западная частьеё (по рекамЮг, Сухоне иДвине) уже былаколонизированарусскими поселенцами, и этот колонизационныйпоток неизбежнодвигался бывверх по Вычегдетем путём, которымшёл св. Стефан, так что Пермьбыла бы крещенавсё равно…
«Другойвопрос, какимобразом произошлобы крещение? Как показываетопыт, принятиехристианстваинородцамив пределахРуси, как правило, приводило ких ассимиляции…Скорее всего, крещение иассимиляцияпермян прошлибы также незаметно, как это случилосьс мерей, муромью, весью – финно-угорскиминародами, территориальноболее южными, чем Пермь»1.
Но история, благодаря св.Стефану пошладругим путём:«…созданиеПермской епархиив 14 веке остановилоколонизационныйпоток, двигавшийсяв северо-восточномнаправлении«полуночныхстран»… ДлярусскогосредневековогоменталитетаПермь оказаласьвключённойв состав «освоенных»территорий, земель, населённыхтакими жеправославнымихристианами.Вследствиеэтого, крестьянскаяколонизациякак бы обтеклапермские земли, только захвативс запада ещё«неосвоенные»территориибассейна СевернойДвины, Мезении Пинеги»2.
Но миссиясв. Стефанабыла важна идля самой России– Пермскаяепархия сталафорпостомраспространенияхристианствав Сибири: четвертыйепископ Пермский, свт. Иона проповедовалверу Христовуи у других народов, родственныхзырянам, в числекоторых былиостяки (ханты)и вогулы (манси), часть из которыхжила на Урале, на территориинынешнихТроицко-Печорскогорайона РеспубликиКоми и северо-западнойчасти Свердловскойобласти3.
Поэтомунеизвестно, какими бы окольнымипутями пошлабы историяРоссии и РусскойЦеркви, еслибы в городкеУстюг не появилсябы на свет человек, расслышавшийв своем сердцепризыв Спасителя:«Итак идите, научите всенароды, крестяих во имя Отцаи Сына и СвятагоДуха, уча ихсоблюдать все, что Я повелелвам; и се, Я с вамиво все дни доскончания века.Аминь» (Мф,28:19 20).
Приложение: Зырянскаяазбука в еёныне известномварианте
Отсканированопо изданию :
св. ЕпифанийПремудрый.Житие СтефанаПермского.Сы-р, 1993, стр 15

/>


Списоклитературы:
св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993
Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г. М. Прохорова. СПб, 1995.
Рогачёв М.Б. Летопись Коми края. М., 1998.
Арсеньев. Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889г.
Сказание о святом Стефане. Сы-р, 1992 г.
Родники пармы '93. Сы-р, 1993г.
Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса. Сы-р, 2000 г.
Сказание о святом Стефане. Свод разнообразных преданий, историй и сведений о жизни и трудах свт. Стефана… Сы-р, 1992г.
Православная Газета, г. Екатеринбург, № 8 (31), 19 (32) 1995г. Арт, 1997 г.
Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы-р, 2001 г
Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Т.2 Сы-р, 1996г.
Арт, №2, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные параметры безопасности жизнедеятельности
Реферат Алюминий и его сплавы Характеристика алюминия
Реферат Технология выращивание лука
Реферат К парадоксу близнецов
Реферат Система качественных показателей для оценки достижения идеальности ТС
Реферат А. Ю. Епихин Сыктывкар 2004 Безопасность личности в уголовном судопроизводстве Учебное пособие
Реферат Вращение планет вокруг Солнца
Реферат Коричневые карлики
Реферат Adobe premiere cs 4 Обзор интерфейса и главного меню программы Adobe® Premiere® cs4
Реферат Дидактическая концепция К.Д. Ушинского: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения
Реферат Семейство розоцветные
Реферат 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф
Реферат Анализ рынка труда в России
Реферат Две замечательные теоремы планиметрии
Реферат Методы визуального наблюдения метеоров