Реферат по предмету "Разное"


1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф

1.Философия,ее предмет и функции.Взаимосвязь Ф.и частных наук philos – люблю sophia - мудростьТермин "философия" обычно употребляется в трех значениях:- во-первых, философия это одна из форм мировоззрения;- во-вторых, философия - это особая наука со своим предметом исследования;- в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. . В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; духовная сфера жизни общества и т.д. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: 2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания.Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития.Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Так как частные науки традиционно ставят и решают проблемы отдельных сфер жизни человека и существования природы и мира, знания, получаемые этими науками, носят частный характер. Предмет и объект частной науки – определeнная часть мира. В отличие от этого, философия изучает окружающую действительность в целом, она изучает «всe, что есть». Поэтому знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание. 2.Понятие и стр-ра мировоззрения.Историч.типы М.Особенности философск.М. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; • вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений; • однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений; • поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).^ 3.Мифология и философия. Специфика философского знания.Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека;• вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); • однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.. Можно выделить следующие особенности философского знания: • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. 4.Античная философия: периодизация и основные чертыДревнегреческой (античной)называется философия, выработанная греческими философами.В своем развитии прошла четыре основных этапа. • демократический — VII — V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; • римский - I в. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков": • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. В их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен "перенос" человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса – как они мыслились мудрецами были "перенесены" на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии. К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение "сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру)• положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • внесли вклад в развитие логики; Для эллинистического периода характерно: • распространение антиобщественной философии кИников; • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам. Наиболее известными философами римского периода являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом)• допускалось существование богов; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита»)^ 5. Объективный идеализм Платона.Теория идей. Центральное место в философском творчестве Платона занимает учение об «идеях», или «эйдосах». Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она объективна, не зависима от времени и пространства, бестелесна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец. Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Мир идей обладает иерархией. На вершине пирамиды находится высшая идея – Блага. Миру идей противостоит мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о хар-ре взаимосвязи идей и вещей, Платон говорит о 3-х видах отношений: подражании, причастности и присутствии. Платон различает чувственное (вера, подобие) и интеллектуальное знание (мышление, рассудок).Познание чувственных вещей оставляет нас в мире недостоверного знания. В мифе «О пещере» Платон сравнивает этот вид познания с попыткой узнать вещь по ее тени, кот. она отбрасывает на стену пещеры. Истинное познание – это познание мира идей, кот.осуществляется разумной частью души. Платон одним из первых в античной литературе дает достаточно систематиче­ское представление об идеальном (утопическом) государстве, построенном по принципу справедливости. Свое учение он излагает в диалоге «Государство». В соответствии со своими задатками и способностями все граждане деляться на 3 разряда: ремесленники, воины и правители-философы. Пере­ход из одного сословия в другое маловероятен, каждый должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Высший принцип государственного устройства – справедливость. Под ней Платон подразумевает преданность своему делу и четкое выполнение своих обязанностей. Главная цель идеального гос-ва – достижение благой жизни.6.Философия Аристотеля (384 — 322, гг. до н. э.). В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: • 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником; 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в столице Македонского государства; воспитывал Александра Македонского; • 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Риторика", "Поэтика".. Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы,то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является;индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: • сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа. Регулирующим механизмом общества является государство. Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля). . Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики. 5.Античная атомистическая философия. Традиционное возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именем Левкипа и Демокрита. Существуют атомы и пустота, в которой атомы движутся и "сцепляясь" друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. Человеческая душа - это совокупность атомов; необходимое условие жизни – дыхание, которое атомизм принимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна: выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него "вырывается", но при вдохе атомы души возвращаются обратно в тело. Демокрит различает два вида существования: то, что существует "в действительности", и то что существует "в общем мнении" .к первому виду существования Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют "чувственных" качеств. Но чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Отношение чувственных качеств к атомам однозначно и в этом смысле истинно, но тем не менее Демокрит различал познание "темное" и "истинное", то есть Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за приделами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. В целом эпоха досократиков - ранняя греческая философия - чрезвычайно важный этап во всей европейской культуре. Получили мощный импульс развития не только абстрактное мышление "само по себе", но и многие науки - физика, астрономия и механика, многие отрасли математики, начало химии, психологии, теории музыки и архитектуры. Принимая исходные положения атомистики Демокрита, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. Руководимый этой мысль, Эпикур перерабатывает атомистическую теорию Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается механической внешней необходимостью, то Эпикур полагает, что это движение обусловлено внутренним свойством атома – его тяжестью, которая, таким образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано предположение Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на небольшой угол по отношению к первоначальному – прямолинейному – пути движения и, таким образом, переходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о самодвижении атома – оригинальный вклад Эпикура в развитие материализма. Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходимое условие свободы человека. 7.Проблема мира человека в истории философииФилософское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека.Человек является и субъектом, и объектом философского познания. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. 1) Степень понимания проблемы человека в качестве исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований.Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:1) изучение человека метафизикой (античность).2) изучение человека теологией (средневековье),3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).4) изучение человека биологией.Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм (концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо.) являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья.Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин. В средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональнму, а живой надежде. 8.Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики (Направление средневековой философии, занимавшееся теоретическим обоснованием религиозных догматов с помощью умозрительных, формально-логических аргументов) и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях.Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:1)И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.2)Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.3) Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:1)Вера принимает истинуистину о существовании Бога-творца2)· Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.4)· Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия. Разум же — это «естественный свет», воплощенный в истинах философии. Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.Свое внимание он уделял и рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник- Бог. Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина-Бог.· Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна.На вершине пирамиды - Бог.^ 9.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи возрождения Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.Отличительные черты идеологии Возрождения:1. антифеодальная направленность2. светский характер ( против церкви )3. гуманистическое мировоззрение4. обращение к культурному наследию античности.Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.10. Материализм и эмпиризм Бэкона. Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis – «знание» и logos – “понятие, учение ” и означает «понятие о знании», «учение о знании». К числу понятий, относящихся к теории познания, можно отнести понятие эмпирического уровня познания.Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувствительного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теорий). Представителями классического эмпиризма являются Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Новое Время (XVI–XVII вв.) – период в культурном и идейном развитии стран Европы, обозначивший крупные перемены в жизни людей. В эту эпоху возник новый тип культуры, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий мир. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли того времени, стала научная революция. Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Поскольку знания, получаемые нами, не всегда бывают истинны, то предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума человека от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет идолами и выделяет 4 их вида: # Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. # Идолы пещеры – это предрассудки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. # Идолы площади (рынка) – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. # Идолы театра (теорий) – это заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты. Для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма. Материализм Бэкона отмечен, определенным компромиссом, проявляющимся в теории принятия двух истин, а также и в его взглядах на "двойственную" душу человека. Хотя Бэкон и строго отделил друг от друга области исследований теологии и философии, но остановился перед вопросом: к которой из этих двух областей принадлежит человек? И однозначно ответил, что по своей телесности человек принадлежит к сфере науки и философии. Однако, когда речь идет о душе, он вводит различение разумной и чувственной души. Разумная душа становится предметом исследований теологии, тогда как чувственная душа принадлежит к сфере исследований философии. Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. К. Маркс и Ф. Энгельс констатируют, что настоящим родоначальником "английского материализма и всей современной экспериментирующей науки" является Бэкон.^ 11.Рационализм Декарта (лат. ratio разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в XVII – XVIII вв. в результате «торжества разума» (развития математики и естествознания), хотя его истоки можно найти еще в древнегреческой философии. Парменид, например, различал знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (полученное в результате чувственного восприятия).Культ разума вообще характерен для эпохи XVII – XVIII вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Такие идеи, с точки зрения материализма, можно назвать «генетическим кодом», передаваемым от поколения к поколению. По мнению Декарта, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до него оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная «истина в последней инстанции»). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение «мыслю, следовательно, существую» (cogito, ergo sum). Самое первое достоверное суждение («основа основ», «истина в последней инстанции») - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции, которая открыта нам опосредованно через ощущения). Дек


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сверхмалые дозы - большая загадка природы
Реферат Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Реферат Античность культурная база европейской цивилизации
Реферат The Role Of The Media (In Australia)
Реферат Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах
Реферат Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников
Реферат Современные методы контрацепции
Реферат Iii мировые финансы и торговля: гендерный анализ ирен ван Ставарен глобальные финансы и гендерные отношения введение
Реферат Король-Солнце мюзикл
Реферат The Death Penalty. Right Or Wrong
Реферат Идейно-композиционное значение сцены в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"
Реферат Понятие преступления и его виды
Реферат Учені-біологи України 2
Реферат Английский. Базовый курс для лингвистов, вопросы и билеты
Реферат Вплив біологічних флогогенних факторів на епітеліоцити піхви в експерименті