Осипенко Галина Борисовна, заведующая отделением музыкально – теоретических дисциплин, педагог музыкально – теоретических дисциплин высшей квалификационной категорииМузыкально – литературная гостиная,посвящённая творчеству Дмитрия Дмитриевича ШостаковичаГод 1915. Петроград. Серые колонны солдат, гулко печатая шаг, движутся к вокзалам – на фронт. Газеты пестрят списками убитых, сводками о передвижении войск. А никому не ведомый 9-летний мальчик Митя Шостакович, еще только начавший музыкальные занятия, сочиняет свою первую пьесу и называет ее «Солдат». Никто, кроме близких и друзей, не слышал эту пьесу, да автор и не претендует на известность. Просто он не может не высказаться о том, что волнует его самого и окружающих. Год 1941 год. Война, еще более страшная, вплотную подошла к стенам Ленинграда. Вражеские бомбы и снаряды обезображивают прекрасный город. И теперь уже известный всем композитор, профессор Ленинградской консерватории Д.Д. Шостакович создает свою «Седьмую симфонию» - величественный монумент той грозной и трагической эпохе. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать такую музыку!» - воскликнул тогда один известный американский журналист. Первое произведение создано мальчиком, второе – прославленным мастером. Нельзя поставить их рядом – так велика между ними разница, но есть нечто общее, что роднит их: интерес к современности, к тому значительному, что совершается вокруг. стремление всё это в музыкальных образах. Вторая симфония посвящена октябрьской революции. Будто механическая, мертвящая душу музыка Седьмой симфонии передает звериный облик фашизма. В одиннадцатой симфонии (1905 год) мы слышим мучительный вопль поверженной толпы, стоны и проклятия палачам. Двенадцатая симфония (1917 год) пронизана настороженной тишиной Дворцовой площади перед решающим штурмом Зимнего дворца, шквалом звуков, штурма, взметнувшихся победных фанфар. Для Д.Шостаковича характерно тонкое проникновение в сокровенные глубины человеческой психики. Собирательный образ героя его произведения – это образ человека, наделенного тонкой, чуткой душой, развитым интеллектом и большой восприимчивостью к окружающему. Произведения Д.Шостаковича очень многозначны: все сложно в этом мире, сложна и музыка, отображающая его. А может ли она быть лишь благозвучной, ласкающей слух, если отображает наше великое и трагическое столетие, на протяжении которого дважды разыгрывались кровавые трагедии, мировые войны, за которые человечество поплатилось десятками миллионов жизней. Д.Шостакович проповедует борьбу – страстную, непримиримую борьбу со злом. Значение личности композитора Д.Шостаковича не только в великом таланте. Можно быть одаренным художником и оставаться чуждым интересам своего народа. В творчестве же Д.Шостаковича гармонично сочетались огромная художественная одаренность и высокая гражданственность, верное ощущение своей эпохи. Д.Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Ленинграде. Отец его, инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем музыки. Обладая мягким, приятным баритоном, он с тонким вкусом исполнял на домашних вечеринках романсы и народные песни. Поэтичность, потребность в приобщении к искусству были присущи и другим членам семьи Д.Шостаковича. Чуткой к музыке была мать будущего композитора. В юности, учась в консерватории, она подавала немалые надежды как пианистка. И хотя раннее замужество и рождение детей помешали осуществлению этих надежд, она навсегда сохранила живой интерес к музыке и стала первой музыкальной наставницей своего сына. Успехи его поначалу не были блестящими, и ничто не предвещало того, что вихрастый, не очень покладистый мальчик станет впоследствии выдающимся музыкантом. Тем не менее, играя несложные пьесы, он неожиданно проявлял замечательно цепкую музыкальную память, абсолютный слух, а вскоре и упорство, что облегчило ему дальнейшие занятия, сделало их более интенсивными. Развитие талантливого юноши уже в стенах Петроградской консерватории протекало стремительно и бурно. Окружающих – и профессоров, и студентов - поражала яркая разносторонняя одаренность Д.Шостаковича, блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры. К окончанию консерватории Д.Шостакович создает Первую симфонию, которая определила его место в советской симфонической музыке. Д.Шостакович написал всего 15 симфоний. Мы еще раз обращаемся к Седьмой симфонии. 1941 год. Война перевернула всё, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там, в осажденном Ленинграде, оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор Д.Д. Шостакович. В его душе зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. История мирового искусства еще не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то время событий. Симфония была написана за несколько месяцев. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых, враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм. Самая значительная - первая часть симфонии. В музыке крайних разделов воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, по-звериному жестокий образ разрушительной силы, музыкальная характеристика которого дана в среднем разделе первой части. Этот образ уникален в мировой музыке сочетанием зловещей фантастичности и предельной конкретности: страшный сгусток всего самого мрачного, безобразно-уродливого, что может возникнуть не только в реальном, но и в вымышленном мире, но это не карикатура, а источник трагедии. Столкновение двух враждебных начал составляет содержание всей первой части симфонии.^ Звучит фрагмент 1 части 7 симфонии Седьмая симфония в МосквеНаверное, помните Вы, Как стужа тогда пронизала Ночные кварталы Москвы, Подъезды Колонного зала,Была непогода скупа, Снежком припущенная малость, Как будто бы эта крупа По карточкам нам выдавалась.Но город, окованный тьмой, С уныло ползущим трамваем, Был этой осадной зимой Прекрасен и незабываем.И эта ненастная мгла, В траншеях свиставшая хмуро, Никем до него не была Расписана как партитура.Над миром катилась гроза, Еще никогда на концерте Так близко не чувствовал зал Присутствия жизни и смерти.Как дом, от полов до стропил, Охваченный пламенем сразу, Оркестр, обезумев, вопил Одну музыкальную фразу.Когда композитор бочком Пробрался к подножью рояля, В оркестре смычок за смычком Проснулись, зажглись, просияли.Как будто из мрака ночей Дошли к нам порывы метели. И стразу у всех скрипачей С подставок листы полетели.Ей пламя дышало в лицо, Глушила ее канонада. Она прорывала кольцо Блокадных ночей Ленинграда.Гудела в глухой синеве, Весь день пребывала в дороге. И ночью кончалась в Москве Сиреной воздушной тревоги. Михаил Матусовский Исполняются следующие произведения Д.Д. Шостаковича в исполнении учащихся (или звучит фонограмма): Лирический вальс; Элегия; Вальс-шутка; Полька; Фантастический танец; Романс в исполнении струнного ансамбля. Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется стихотворением А.А. Ахматовой «Музыка», которое посвящается Д.Д. Шостаковичу. В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся, Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле И пела, словно первая гроза, Иль будто все цветы заговорили.