Реферат по предмету "Культура и искусство"


Антокольский М.М - русский скульптор

Российский государственный социальныйуниверситет
Филиал в г. Чебоксары
Специальность «Бухгалтерский учёт,анализ и аудит.

Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
Тема: «Антокольский М.М. – русскийскульптор»
 

Введение
Искусство скульптораприносит людям такие минуты, с которыми ничто не может сравниться.Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему скульптору реалисту, скоторым мы общаемся через его работы, способствуют нашему общему развитию,расширению художественного кругозора.
Русское искусство всегдапользовалось большой популярностью на родине и за рубежом. Многие работы становилисьподлинно народными. Искусство скульптора в наше время не так сильно продолжаетфункционировать в жизни общества, но все же остается одним из самых прекрасных видовискусства.
Из огромного количества выдающихся,талантливых, реалистичных русских скульпторов 2-й половины 19 века добившегосянебывалых высот в своем творчестве и истинно признанным в художественных иобщественных кругах является Антокольский Марк Матвеевич.
Эти индивидуальностиприковали к себе на целые десятилетия внимание публики и специалистов, сталиклассиками советской и, можно уже с уверенностью сказать, мировойкультуры. Вчем секрет этой притягательности? Разумеется, в блестящем таланте, щедроотпущенном природой. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимойдолей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главнойсоставляющей этого секрета стало его личностная реалистичность и стремление кхудожественной правде.
Попытаюсь болеепристально взглянуть на некоторые работы Антокольского.

Антокольский МаркМатвеевич
 
Антокольский Марк Матвеевич,выдающийся русский скульптор реалист, близкий к передвижникам. Антокольскийродился в 1843г. в городе Вильно, в небогатой европейской семье, скончался в1902 году. К рано пробудившемуся в нём интересу к скульптуре, он поступил в1862 году вольнослушателем в академию художеств в Петербурге. Его первымруководителем был известный скульптор Н.С. Пименов, после кончины, которогоАнтокольский занимался в мастерской И.И. Реймерса. Уже в период пребывания вАкадемии, благодаря сближению с И.Е. Репиным, И.Н.Крамским и В.В.Стасовым,Антокольский становится сторонником передового демократического направления вискусстве. Идейность содержания стремления к художественной правде являютсяосновой его творчества, взгляды на искусство. «Правда в искусстве, — писалАнтокольский В.В.Стасову,- выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должныбыть художественные формы, и тогда только создание может быть истиннымтворчеством.- Такой задачи теперешнего, реального искусства и того принципа ядержусь во всех моих работах»
Антокольский в первых — же своих работах отошел от обычных для Академии религиозных и мифологическихсюжетов, выступив против условных канонов скульптуры. Он воспринимал греческуюпластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внутреннегонастроения греков греческих идеалов. «Мы же,- говорил он,- должны любить своиидеалы, как греки любили свои».
Творческую деятельностьАнтокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости –«Портной»(1864), «Скупой»(1865). С большой наблюдательностью запечатлел онвзятые из реальной действительности и хорошо знакомые ему народные типы ижанровые сценки. В начальную пору творчества, в горельефе«Инквизиция»(1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, ксильным и мужественным характерам. В дальнейшем свои демократические взглядыАнтокольского воплотил в образах людей, жизнь которых была связана свозвеличением России, большими государственными преобразованиями и военнымиподвигами совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотическиечувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной имгалерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множестводругих образов. Именно этими произведениями определяется место Антокольского вистории русского искусства.
Уже первая работаскульптора на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1870-1871) царскоговеличия, а в простом монашеском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бынаедине с его тревожными мыслями о судьбах родины. Вместе с тем,психологический образ, созданный Антокольским, раскрывает в Грозном сложныйдраматизм характера. О впечатлении, произведённом появлением статуи на широкиехудожественные и общественные круги, свидетельствуют восторженные отзывысовременников, в том числе И.С.Тургенева и В.В.Стасова. Последний подчёркивал,что Антокольский, « по силе своего оригинального таланта, создал такоепроизведение, которое превзошло все прежние на эту тему». Под влиянием большогоуспеха статуи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим стремлениямАнтокольского, была вынуждена присудить ему звание академика в 1871 году.
К 1871 относятся также идругие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»),предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Статуя Ивана Грозногои эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского– большой статуи ПетраI(1872),в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра. Силаего характера, его государственный ум, прозорливость и энергия выдающегосячеловека, преобразователя русской общественной жизни 18 века и, вместе с тем, чертынеукротимого царя-самодержца, проводившего политику возвышения класса помещикови купцов за счёт жестокой и зверской эксплуатации крепостного крестьянства.Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицерапреображённого полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то жевремя как олицетворение исторической мощи русского государства. Благодаря такойтрактовке, исполненная в бронзе статуя приобретает, особую выразительность исилу, превосходя многие монументальные произведения других скульпторов 2-йполовине 19 века.
В годы длительного,связанного с тяжёлой хронической болезнью, пребывания в Риме и ПарижеАнтокольский обращается к темам морально – философского содержания. У него одназа другой появляются работы: «Христос перед народом»(1874г.), «СмертьСократа»(1876г.), «Спиноза»(1882г.), «Мефистофель»(1883г.), «Не от мирасего»(1888) и множества других образов. Во всех этих образах, трактованных сэтических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды исправедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем«друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». Но, уйдя на время от русскойисторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния,Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «СмертиСократа», или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле».Большей части в произведениях Антокольского этого времени имеется ложныйоттенок сентиментальной покорности. Поэтому вполне основательно следует считатьзамечания Стасова, который возражал против того, что Спиноза был изображёнслабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этогоплана – «Христос перед народом» — близка к подобным полотнам И.Н.Крамского иН.Н.Ге. В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как темуэтически социальную. Изображая Христа со связанными назад руками, он хотелпоказать его реформатором, восставшим за правду, за братство, за свободу.
За границей Антокольскийтяготился своей вынужденной оторванностью от России, в письмах к Стасову,дружбу с которым он поддерживал до конца жизни, он жаловался, что его жизнь вРиме пустая и серая. Он переживал по поводу упадка европейской скульптуры иживописи. Из Парижа Антокольский писал: «Париж, он, право, не по мне тампреобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты», этописьмо было написано С.И.Мамонтову в феврале 1880 года.
Глубоко ощущая свою связьс родиной, Антокольский постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским,Репиным и многими другими близкими ему людьми. Эпистолярное наследиескульптора, составляющее около 800 писем, поражает богатством мыслей исвидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активнымдеятелем русской художественной культуры. Непреклонно убежденный, что именноРоссия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства»,это письмо предназначалась В.В.Стасову, получившее 8 января 1883года.Откликаясь на всякое значительное событие, происходящее на родине, Антокольскийв 1875 году принял участие в конкурсе на памятник А.С.Пушкину и создал дваэскизных проекта памятника. В обширный перечень произведений Антокольскоговходят также портреты его знаменитых современников В.В.Стасова(1872Г.-1873Г.),И.С.Тургенева (1880г.). Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаютсястрогостью сходства, прямотой характеристики, живостью выражения.
В последние годы жизниАнтокольский вновь обратился к национальным историческим темам. С 1881г. по1891г. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобразив его в боевыхдоспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. В этом новомгероическом образе Антокольский воплотил патриотизм, смелость и силу русскоговоина, с чьим именем связано присоединение Сибири к многонациональному Русскомугосударству. Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца». Антокольский полагал,что патриотическая и исторические темы отвечают демократическим и национальныминтересам передовой русской культуры. В произведениях Антокольского получилиразвитие лучших традиций русской скульптуры.
Самыми важными чертамирусского искусства Антокольский считал стремление «понять человеческую душу,дух народа, его радости и горе, его настроение и стремление» эти строки былинаписаны в письме, которое предназначалось В.В.Стасову, полученному 8 января1883 года. Не удивительно, что Антокольский один из первых оценил своеобразиеталанта великого мастера русской исторической живописи В.И.Сурикова.
Страстная вераАнтокольского в русский народ, глубокая идейность его творчества,выразительность его пластического языка, его высокое реалистическое мастерствасвидетельствуют о первенствующей роли Антокольского в мировой скульптуре 2-йполовины 19 века.
Главные произведенияАнтокольского были собраны в Государственной Третьяковской галерее в Москве и вГосударственном Русском музее в Ленинграде. Помимо упомянутых, к числу наиболеезначительных произведений Антокольского относятся: «Безвозвратнаяпотеря»(1876г.), «Последняя весна»(1878), горельеф «Ярослав Мудрый»(1889) имножество других произведений. Некоторые памятники Антокольского, рассчитанныена связь с тем или иным архитектурным ансамблем, сохранились на местах, гдебыли установлены: такие памятники как К.К.Гроту в Ленинграде, надгробие М.А.Оболенскойв Риме ….

Список использованнойлитературы
Вулраиов Ф.И., Наши художники, т.1, 1889.
Ероже, Альбом русской скульптуры.произведения М.М.Антокольскиоко, 1893;
Собко Н.П., Словарь русскиххудожников, т.1, вып.1, 1893;
Стасова В.В., Мари Матвеевич Антокольский,его жизнь, творения, письма и статьи,, 1905.
Мастера искусства об искусстве, т. 4,1937.
Варшавский Л., Антокольский МаркМатвеевич.1843-1902, 1944.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.