Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактика как теория образования и обучения

Реферат
на тему:«Дидактика как теория образования и обучения»
 

ДИДАКТИКАКАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ
Теория образования и обучения (дидактика) раскрываетзакономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя,определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организациюучебного процесса.
Термин «дидактика» происходит от греческого слова «didaktikos», что в переводеозначает «обучающий». Со времен Я. А. Коменского под дидактикойпонимается научная система знаний о том, чему учить и как учить школьников. Внастоящее время термины «теория обучения», «теория образования»более употребительны, чем термин «дидактика».
Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами иучеными прошлого (Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем).
Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как системунаучных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. На основефилософских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того временион написал свой знаменитый труд «Великая дидактика» (1658). В этойкниге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию,принципы (основоположения), методы, содержание обучения. «Великаядидактика» Я. А. Коменского оказала огромное влияние на развитиепедагогики во многих странах мира в последующие века.
Жан Жак Руссо в своем педагогическом труде «Эмиль, или Овоспитании» (1762) дал оригинальную характеристику возрастного развитияребенка, методов обучения, что оказало существенное влияние на развитиедидактики. Он предложил учебные занятия проблемного, поискового характера,говорил о необходимости связи обучения с непосредственными наблюдениями явленийприроды.
Систему начального обучения, так называемую теорию элементарногообразования, разработал И. Г. Песталоцци. Он считал, что в основе познания мирашкольниками лежат три элемента, форма, число, слово. Из них вырастают всепоследующие знания. Он разработал принцип наглядности обучения, хотя чрезмерноусложнил его и довел до абсурдных положений.
Однако некоторые приемы и методы начального обучения,разработанные И. Г. Песталоцци, используются, и сейчас. Своей жизнью ипедагогической деятельностью он показал, что любовь к детям, к своим ученикамявляется обязанностью всякого человека, переступающего порог школы.
Основоположником отечественной теории начального обучения по правусчитается К. Д. Ушинский. Он создал теорию начального обучения на основеглубокого понимания психологии ребенка, связи содержания образования с жизньюнарода. По его учебным книгам «Родное слово», «Детский мир»училось несколько поколений. В этих книгах отразились лучшие черты жизнитрудового народа, выраженные в его поэзии, сказаниях, сказках, пословицах, поговорках.Труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» для тоговремени являлся обобщением прогрессивных психолого-педагогических идей ивзглядов.
Оригинальные мысли об обучении высказал Л. Н. Толстой. Впедагогических сочинениях и учебных книгах он отразил опыт работы вЯснополянской начальной школе и свои наблюдения. В оборванных, грязных, худыхдетях он видел будущих Пушкиных, Ломоносовых, которые, по его словам, кишат вкаждой школе. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам унас или нам у крестьянских ребят?» Л. Н. Толстой высоко оценивал проявление«творчества и самостоятельности мысли у школьников. „Азбука“ Л.Н. Толстого и его четыре „Русские книги для чтения“ наряду с учебнымикнигами К. Д. Ушинского были самыми распространенными в начальных школахРоссии.
Русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов в своих сочинениях и статьях большое вниманиеуделяли воспитанию и обучению подрастающего поколения. Их мысли о развитиисамостоятельности, любознательности и интереса у детей, о повышении авторитетаучителя, научном содержании образования, критика догматических методов обученияявляются вкладом в разработку отечественной теории обучения.
Качественные изменения в теории и практике обучения произошлипосле Великой Октябрьской социалистической революции. Цели коммунистическоговоспитания, осуществление идеи гармонического, всестороннего развития личностилегли в основу разработки дидактики. Преподавание и учение сталирассматриваться „на основе марксистско-ленинской философии, в свете ленинскойтеории познания окружающего мира.
Большой вклад в разработку теории обучения внесла Н. К. Крупская.Ее мысли о содержании и методах обучения, качествах личности учителя создалиновое направление педагогических исследований, новый подход к разработке проблемдидактики.
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. С.Макаренко стали основами теории и практики воспитания коллектива и трудовогообучения.
Советская школа формировалась как единая трудовая политехническая.Впервые в истории человечества был создан новый тип учебного заведения, вкотором дети получали основы всестороннего развития.
Однако в период становления советской школы в теории и практикеобучения были допущены и некоторые ошибки. Например, были приняты комплексныепрограммы, в которых учебный материал располагался по циклам: природа,общество, труд. Учебные предметы потеряли самостоятельное значение. Школьникине могли получить прочных, систематизированных знаний по математике, русскомуязыку и другим дисциплинам.
Были допущены ошибки в организации и методах обучения. Был введентак называемый бригадно-лабораторный метод. Ученики изучали материалсамостоятельно по группам, пользуясь лишь консультациями учителя. Это снижалокачество знаний и роль учителя в учебном процессе. Классно-урочная формаорганизации занятий и предметное преподавание считались устаревшими.
Отрицательное влияние на теорию и практику обучения оказалапедология, которая подменяла собой научную психологию. Педологи при помощиошибочных тестов определяли умственное развитие ребенка. Например, семилетнемуребенку давали шесть тестов. Если он решил только четыре, то его умственноеотставание составляло 4 месяца, т. е. его фактический возраст составлял 6 лет 8месяцев в отличие от паспортного. Педологи считали, 'что педагогика должназаниматься только вопросами преподавания, а не учения школьников. Многиеученики согласно тестовым испытаниям педологов признавались умственно отсталымии направлялись в специальные школы. Их умственная неполноценность объясняласьлибо отрицательным влиянием окружающей среды, допустим низким уровнем культурыродителей, либо отрицательным влиянием наследственности. Воспитание и обучениетеряли ведущую роль в формировании личности школьников.
Центральный Комитет партии глубоко проанализировал недостаткишкольного образования того времени и вынес ряд постановлений, которыеопределили правильную перспективу развития школы и педагогической науки. Послепостановления ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе» (1931 г.), вкотором говорилось о путях перестройки учебного процесса, было введенопредметное преподавание, приняты новые учебные планы и программы. Учащиесястали получать систематические знания, политехническое обучение связывалось сусвоением основ наук. Больше учебного времени стало отводиться на изучениерусского и родного языков, математики. Возрос авторитет учителя.
Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме вначальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. определило, что основнойформой организации учебного процесса является урок с постоянным составомучащихся и определенным расписанием, твердым режимом в школе. Повысилисьтребования к учебным программам, укрепились связи между учебными предметами.Благодаря этому постановлению активизировалась работа с пионерами, внеклассная ивнешкольная деятельность. Были открыты Дома пионеров, станции туристов, юныхнатуралистов, клубы.
В феврале 1933 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «Обучебниках для начальной и средней школы». Предлагалось ликвидировать «рассыпныеучебники», «рабочие книги» и т. п., которые были распространеныв школах в тот период. Необходимо было создать стабильные учебники, которыемогли бы использоваться в школе в течение ряда лет. Это постановление оказалосущественное влияние на научность и систематичность учебника, егопедагогический и методический уровень.
В 1935 г. Советом Народных Комиссаров СССР и ЦК партии 5ылопринято постановление «Об организации учебной работы и внутреннемраспорядке в начальной, неполной средней и средней школе», в которомустанавливалась структура учебного года. Во всех союзных республиках учебныйгод в школах начинался с 1 сентября. Учебный год делился на четверти.Повысились требования к дисциплине учащихся.
Большое значение для развития теории обучения и всей,учебно-воспитательной работы в школе имело постановление ЦК ВКП(б) «Опедологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). В нем педологияобъявлялась лженаукой, в ее основе лежал реакционный «закон»педологии — полная зависимость развития детей от якобы неизменной среды инаследственности. Педологи не придавали решающего значения воспитанию вусловиях социалистического общества, в условиях новой, советской школы. Былираскритикованы и изъяты все педологические учебники и пособия. Ликвидированызаимствованные из буржуазной психологии и педагогики неправильные тестовыеопределения умственной одаренности школьников. Была восстановлена в своихправах педагогика как наука и авторитет учителя как воспитателя.
Эти постановления ЦК партии определили правильные пути развития советскойшколы и дидактики. Теория обучения как раздел педагогической науки сталауспешно развиваться. Преимущественно разрабатывались проблемы деятельностиучителя, подготовки учебных планов, программ, учебников.
Советская дидактика, основываясь на опыте работы школ идостижениях психологических и педагогических наук, успешно решает многиепроблемы преподавательской и учебной познавательной деятельности. Возникаютновые пути и перспективные направления реализации больших потенциальныхвозможностей всестороннего развития личности школьников.
Дидактика включает следующие категории:
Понятие и сущность процесса обучения. Обучение рассматриваетсякак необходимая сторона воспитания и развития подрастающих поколений, какусвоение учеником определенных сторон общественно-исторического опыта человечества.Наиболее сложным и />трудным являетсяпонимание противоречий и движущих сил процесса обучения.
Принципы обучения. Это исходные положения преподавательской иучебной деятельности. Понимание принципов обучения обеспечивает научный подходк содержанию, методам и организации обучения.
Содержание школьного образования. Этот вопрос раскрываетвзаимосвязи общего, политехнического, трудового, специального ипрофессионального обучения в общеобразовательной школе, рассматривает учебныепланы, учебные программы, учебники и пособия.
Методы обучения. Под методами обучения понимают рациональныеспособы и приемы работы учителя и соответствующие им способы изучения иусвоения учениками учебного материала.
Организация обучения. Основной формой организации учебной работы всовременной школе является урок.
В последние годы в связи с большим вниманием к разработке научныхоснов подготовки учителя в теории обучения специально выделяются и характеризуютсявопросы зависимости учебного процесса от качеств личности учителя, егоидейно-политической; общеобразовательной, психолого-педагогической.
Систематическое и последовательное усвоение дидактики поможетпонять все стороны учебно-воспитательного процесса, обеспечить творческий подходи педагогическое мастерство.
Основные термины. Теория обучения имеет свойственные ей понятия,термины, которые преимущественно используются в этом разделе педагогическойнауки. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование,учение, научение, самообучение, научность, систематичность, наглядность,доступность обучения, сознательность и активность учащихся, индивидуализация идифференциация обучения; урок, класс, практические и лабораторные занятия,учебные экскурсии, успеваемость и др.
Многие из этих терминов мы понимаем по здравому смыслу. Однакотакое понимание недостаточно для усвоения теории обучения. Нужно хорошо знатьнаучное содержание каждого из этих понятий.
ФИЛОСОФСКИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ
 
Философской, методологической основой дидактики являетсядиалектический материализм, марксистско-ленинская теория познания, котораяраскрывает общие закономерности познания человеком окружающего мира.Диалектический материализм — это наука об общих законах развития природы,общества, мышления человека. Познавательная деятельность! как учителя, так иученика совершается на основе общих закономерностей отражения человекомокружающего мира. Поэтому знание философии, изучение основных положенийдиалектического материализма помогает правильно понимать и определять местообучения в развитии человека, возможности и перспективы формирования личностиученика в учебно-воспитательном процессе.
Чем более глубоко дидактика основывается на философских положенияхдиалектического материализма, тем более глубоки и действенны ее теоретическиеположения и рекомендации.
Научными основами дидактики являются специальные науки:психология, анатомия и физиология, особенно детей и подростков,.школьнаягигиена, методики преподавания учебных дисциплин, а также соответствующиеучебным предметам науки.
Ученики мыслят, запоминают, забывают, бывают внимательными илиневнимательными. Они чувствуют, переживают, проявляют волю, упорство или,наоборот, малоработоспособны. У них формируются учебные навыки, умения,развиваются способности, формируются качества личности. Все эти процессы иявления изучает психология. Поэтому знание закономерностей психическогоразвития детей обеспечивает научность, надежность и основательность теорииобразования и обучения.
Ученики находятся на определенной стадии возрастногобиологического развития. Например, младшие школьники по своиманатомо-физиологическим особенностям существенно отличаются от подростков.Возрастная анатомия и физиология позволяют глубже понять влияние особенностейрастущего организма ученика на его умственное, духовное и физическое развитие.
Ученики в школе находятся в определенных санитарно-гигиеническихусловиях, которые могут благоприятствовать учебной деятельности или оказыватьотрицательное влияние, вызывая утомляемость, пассивность, раздражительность.
Школьная гигиена помогает глубже построить учебно-воспитательныйпроцесс на основе современных требований к растущему организму школьника ишкольной среде.
Ученик в школе усваивает учебный материал по определеннымпредметам. По каждой учебной дисциплине разрабатываются методики преподавания.Теория обучения, разрабатывая общие положения и рекомендации, опирается наметодики преподавания учебных предметов. В свою очередь каждая методика исходитиз общих научных положений и закономерностей теории обучения. Существует теснаявзаимосвязь дидактики и специальных методик.
Теория обучения основывается на изучении и обобщении передовогопедагогического опыта, практики работы школ. В свою очередь практическаядеятельность учителя становится более успешной, если основывается натеоретических положениях дидактики.
ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
Существуют большие потенциальные «возможности развития ивоспитания учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одна изважнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методыреализации этих возможностей.
Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных иволевых качеств личности, воспитание трудолюбия, желания учиться, формированиепознавательной активности и самостоятельности, совершенствование личности,последовательность, систематичность учебного материала — основные направленияразвития дидактики.
Большое значение для развития теории обучения имеет постановлениеЦК КПСС и Совета Министров СССР „О дальнейшем совершенствовании обучения,воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду“. Внем сосредоточивается внимание на улучшении трудового обучения ипрофессиональной ориентации учащихся в современных условиях общественного производстваи научно-технического прогресса, на необходимости глубокого усвоения знанийоснов наук и овладения трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве.Ставится задача неуклонное повышения эффективности и качества учебной работы,чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов и навыковсамостоятельной работы учащихся. Одна из задач дидактики состоит в активизацииобщего развития младших школьников, в создании специальных условий дляповышения общеобразовательного уровня развития. Большое значение здесь имеютнепосредственные наблюдения явлений природы, детские сочинения, опора на личныйопыт детей, последовательная логика подбора и изложения учебного материала. Другаязадача заключается в поисках возможностей сближения содержания учебныхпредметов с современной наукой. Исследователями (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)в процессе эксперимента в школе доказана возможность повышения уровнятеоретических знаний младших школьников, более глубокого формирования у нихабстрактного мышления.
Некоторые педагоги и психологи предлагают для успешного овладенияучебным материалом использовать теорию поэтапного овладения умственнымидействиями (П. Я- Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). Прежде всего нужно, чтобыучащиеся ясно и отчетливо осознавали мыслительную задачу. Затем следует этаппредметных (материализованных) действий, т. е. когда мыслительная деятельностьсовершается в основном с помощью специально подобранных предметов или ихзаменяющих рисунков, схем, чертежей и т. п. (например, ребенок, считая,передвигает кубики).
На следующем этапе умственные действия школьников становятсятеоретическими, однако протекают обязательно с опорой на внешнюю ситуацию.Например, ученик, выучивая материал, проговаривает про себя с помощьюречедвигательных реакций или вслух ход своих мыслей. Он может также, рассуждаятеоретически, обращаться к наглядным пособиям, текстам и другим материальнымучебным объектам.
Высшим этапом умственной деятельности считается такое мышление,когда умственные действия совершаются во внутреннем плане, без опоры на внешнююдеятельность. Это теоретическое мышление. Такая последовательность умственныхдействий и рассуждений может быть использована как один из путей реализациивозрастных возможностей усвоения знаний.
Перспективным подходом к совершенствованию учебного процессаявляется формирование проблемных ситуаций и задач в сознании учащихся, поисксамостоятельных решений, усиление внимания к познавательной активности учащихсякак фактору успешного овладения знаниями и умственного развития (М. Н. Скаткин,И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.).
Реализация возможностей умственного развития и достижениядоступности обучения заключаются также в связи содержания и методов учебногопроцесса с чувственным опытом ребенка, с механизмами чувственного познания (И.Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский, С. П. Баранов и др.). Успешность обученияво многом зависит от путей и форм связи учебного материала с предметами,явлениями окружающей ребенка действительности, с его личным опытом. Управлениечувственным познанием школьников делает „Обучение более глубоким,содержательным и доступным.
Современной задачей дидактики является разработка дидактическихоснов применения Технических средств в обучении (Н. М. Шахмаев и др.). Внастоящее время школы оснащаются современными техническими средствами иоборудованием. Однако не всегда учитель знает, как правильно их использовать.Педагогическое обоснование разумного применения технических средств повышаетрезультативность учебного процесса.
В настоящее время разрабатываются вопросы программированияотдельных тем и разделов учебного материала (Т. А. Ильина, Н. Ф. Талызина, В.П. Беспалько и др.). Программированные тексты, материалы, учебные пособиясоздают дополнительные благоприятные условия для усвоения знаний и формированиянавыков самостоятельной работы.
Задача совершенствования учебного процесса состоит также вформировании у школьников познавательных интересов, склонностей, положительныхмотивов учения, потребностей (Г. И. Щукина, М“*»А. Данилов, В. С.Ильин и др.). Это необходимая сторона учебно-воспитательного процесса, котораядолжна специально организовываться. Формирование ученика как личности с егодуховными и интеллектуальными потребностями является главным в этом подходе.
Важной задачей является, например, формирование личностныхвзаимоотношений детей в коллективе и их влияние на учебный процесс и др.
Комплексное решение задач дидактики в том, чтобы использовать всеположительное для создания полноценной теории обучения, позволяющей плодотворнореализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции учебногопроцесса. дидактикаучебный программирование образовательный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.