Реферат по предмету "Религия и мифология"


Значение крещения Руси

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего образца
«Алтайскийгосударственный университет»
Кафедраотечественной истории
Контрольнаяработа
Значениекрещения Руси
Выполнила: Студентка II курса
172 группы ОЗО ИФ
Проверил: ст. преподаватель
Чутчев В. С.
Содержание
Введение
1. Возникновениехристианства…………………………………………...…..2. Политические икультурные последствия Крещения РусиЗаключениеСписок литературы

Введение
Культураесть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубинучеловеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности.Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне иповерхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ можетиметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизацииявлять картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, напоследней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культурыпереживать эпоху упадка.
Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российскойправославной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Принятиехристианства вводилоРусьв семью европейских народов, аязычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированныхсоседей, относящихся к язычникам как к нелюдям.
Из этого одного различения ясно, какое исключительное значение имело вистории культуры христианство. Оно внесло в культуру человечества некий новый,благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанциюкультуры, ее подлинное естество, ее живую душу. Этот дух был чудесным образомвнесен во враждебную среду, иудейско-римскую, в атмосферу рассудочной мысли,отвлеченных законов, формальных обрядов, мертвеющей религии, жадно-земной волии жестоковыйного инстинкта. Этим актом культура не могла твориться; она моглатолько вырождаться. Этот путь вел к омертвению. И понятно, что люди этого акта(фарисеи) и цивилизация этого уклада (римская) не могли принять этогоблагодатного учения: они должны были остаться людьми и установлениями «этогомира» которым противопоставляют себя апостольские послания.
В своейработе я попытаюсь исследовать христианский тип культуры ее зарождение,развитие и значение Крещения Руси в мире. 
1. Возникновениехристианства
Крещение Руси —введение в Киевской Руси христианства как государственной религии,осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционнопринято относить к 988 году и считать началом официальной истории РусскойЦеркви. В более широком смысле — процесс распространения и укоренения православногохристианства в Древнерусском государстве.
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c«болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа,посланного Константинопольским Патриахом Фотием в начале или средине 860-х,вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX векаРусская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым)крещением Руси.
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевскаяобщина, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно,то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить “огнем и мечом”.Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей.Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздникипоклонения языческим богам с культами святых. образом шел процесс срастаниятрадиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгоевремя относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь кспасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощив земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, какпокровительницы всего живого, близкий и более понятный языческомумиросозерцанию.[1]
В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший кскладыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческиеэлементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.
Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. Найденные в районеМертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианстваиудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии,греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как формасоциального протеста против существующих общественных порядков, христианствополучило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, вотличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всехлюдей - это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду напереустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство далоотчаявшимся людям утешение.[2]
Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение дарованочеловечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозныхучений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороныиудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе незначит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение.Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создавсамобытное учение.
Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства.Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского иэтическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса,трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической,понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, идругие идеи Филона - о прирожденной греховности всех людей, о непрерывномтворении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие - оказализаметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учениеСенеки, его формулировка золотого правила морали также были воспринятыхристианством.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов,эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить ивзаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистическойрелигии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути кболее развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианствоформировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом.Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства,в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.
Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектоммногочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели кобразованию двух основных школ - мифологической и исторической.Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос - это неисторическая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называетИисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себягрехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, чтоХристос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальностьХриста, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельскихперсонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел. В последние годы большинстворелигиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.[3]
Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которыесформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этихобщин - вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехивсех людей посредником между Богом и человеком - Христом. К концу I -началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами ииудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин.Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их составвошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло иделение общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящиебогослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснилипророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общинытяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней такжеощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV векегонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константинехристианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.
Формирование самой христианской догматики происходило видейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии.На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, аседьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основыхристианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, быласосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога,воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:
•Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей):Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог исамостоятельная личность;
•боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христабожественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и какистинный человек. Божество и человечество соединились в нем;
•искупление. Христос пришел в мир, дабы принестиискупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;
•изображение образа Христа в человеческом облике.При этом Христос должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения,покорности, страдания и спасительной жертвы;
•необходимость изображать священные лица ипоклоняться этим изображениям.
Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении»Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещениюи «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) иКонстантинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символыверы святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощенииХриста); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).[4]
Еще более длительным был процесс формирования христианскихтаинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже -причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводиломиропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.
По мере распространения христианства происходило разделениехристианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного ивосточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыреавтокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская,Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделиласьКипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянскоедуховенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природеХриста), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксальногохристианства, поставило себя и свою церковь в особое положение(неортодоксальное христианство).
В результате Реформации (XIV—XVII века) наряду с католицизмоми православием возникает третье крупное направление в христианстве -протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.
Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольскимпатриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. Вподчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью наопределенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городскиеи сельские священники- т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовалочерное духовенство — монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е.духовную, посвященную служению Богу (отсюда одно из названий монаха — инок).Монахи брали на себя обет безбрачия, “поставляли” кадры для высших иерарховцеркви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом иоказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавалисьлетописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную,но и семейную, бытовую жизнь русских людей.
2. Политические и культурные последствия Крещения Руси
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточнойцерквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как ввероучении, но самое главное во взаимоотношении церковной и светской властей. Ввизантийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс)мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), аследовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов.Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулыархонтов, князей, стольников.
Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включилРусь в орбиту византийской государственности.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностьюликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжескимпатронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотнилет язычество играло важнейшую роль.
Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из нихсохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию — например, Масленица),некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовыесооружения (идолы, капища). Уничтожались представители реакционной русскойдуховной элиты: волхвы и ведуны.
Согласно традиционной агиографии Русской Церкви и мнению некоторых современныхисследователей, опирающимся на «Повесть временных лет», до полного укорененияхристианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения.Широко практиковалось многожёнство, в частности, сам Владимир I Святославичимел несколько сотен наложниц (автор «Повести временных лет» не указывает,расстался ли с ними Владимир после крещения). Предполагают, что начало года попринятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния последня весеннего равноденствия, как раньше.[5]
Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру.Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, котораяфактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личностьвыше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма. Свобода личностистала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Е.Спекторский, русский правовед и теоретик культуры, в своей книге «Христианствои культура» специальный раздел посвятил теме христианства и правовой культуры,где обосновал идею, что христианство создало основу для разработки проблемыестественных прав человека, а также выдвинуло мысль о правовом государстве,охраняющем права и свободы своих граждан и контролируемым ими.
Величайшей заслугой христианства является его универсализм:все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.
Христианство впервые сделало природу предметом дляпреобразующей свободной воли.
В христианстве формируется уважение к внутреннему миручеловека, чего не было, к примеру, в античной культуре. Совесть и христианскоечувство греха заложили основу для роста самосознания человека и стимулировалипоявление нового искусства и гуманитарных наук. Было создано не толькосамостоятельное христианское искусство, но и светская культура попала подсильное влияние христианства. Христианская культура стремилась возвысить людейнад бренным миром, подчеркнуть их нравственную силу. Строительство великолепныххрамов, иконопись, развитие музыкального церковного искусства, скульптуры,религиозной философии и многое другое - все это достижения христианскойкультуры.[6]
Невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов,ученых, которые не испытали бы на себе влияние Библии. На темы библейскихсказаний созданы известнейшие произведения. Эта книга являетсяконцентрированным выражением мудрости десятков поколений людей. Христианствооказало влияние и на другие религии. Достаточно вспомнить его влияние на ислам.
Значение Библии, как и всего христианства, выходит далеко запределы религиозных потребностей, поскольку устанавливает нормы человеческой нравственности,дает оценку поступкам, представление о личностном идеале. Поэтому более двухтысячелетий христианство служит источником вдохновения, морали, истины длямиллионов людей
Заключение
На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до вцелом (с оговорками) позитивной: «Принесенное к нам из Византии православиесломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целыевека держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизниистинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в немзвуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Самопьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству иподхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой —проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почвудля полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокогочиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами».[7]
Многие исследователи называют введение христианства «второй религиозной реформой» ВладимираI и даёт гораздо более взвешенную оценку: «Принятие христианства укреплялогосударственную власть и территориальное единство Древнерусского государства.Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь,отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другимхристианским народам. Принятие христианства сыграло большую роль для развитиярусской культуры».[8]

СписоклитературыИсточники:
1. Хрестоматияпо истории России: В 4-х т.,– Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.:И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова.– М.: МИРОС, Международные отношения,1994.
Литература:
2. Арсланов Р. А.,Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времендо ХХ века, –М.: Норма, 2001.– 536 с.
3. Брикнер А. Г.История Екатерины Второй. — М., АСТ, Классическая мысль, 2004.- 360 с
4. Ерасов Б.С.Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М.,1990.- 300 с..
5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: ПРИОР,2002.- 688 с.
6. Ключевский В. О.Курс общей истории, -М.: Наука, 1994.– 600с.
7. Миненко Н. А.История России с древнейших времен до второй половины XIX века,– Екатеринбург:Изд-во УГТУ, 1995.– 408с.
8. Культурология.Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.-348 с.
9. Культурология.Теория и история культуры / Рук. В.И. Добрынин. - М.,1996. – 402 с.
10. ЧистяковН.О. История отечественного государства и права. – М.: Юрист, 1996. – 442 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Письмо другу в англию.
Реферат The Mother Essay Research Paper Abortion is
Реферат Обгрунтування інвестиційного проекту
Реферат Иностранные подводные лодки в территориальных водах Швеции
Реферат Адреса педагогического опыта моу «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
Реферат Представительство и его правовая основа
Реферат Coarsening Of American Civility In Television Essay
Реферат Объект и предмет микроэкономики. Цена земли
Реферат Технология производства виноградных вин
Реферат Об рунтування основних виробничо-економічних показників діяльності підприємства
Реферат «Работа над живым материалом»
Реферат Оборотные средства и эффективность их использования 2
Реферат Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона
Реферат Выдающийся скульптор XIX в. - Огюст Роден
Реферат Оборотные средства предприятия общественного питания