«Двойники» Раскольникова Петр Петрович Лужинч.1. гл.З; ч.II. гл.5; ч.IV, гл.2,3; 4.V, гл.1,3 Аркадий Иванович Свидригайловч.1, гл.З; ч.IV, гл.1,3, ч.VI, гл.2-6 Преуспевающий предприниматель, будущий адвокат, человек выгоды и наживы. Впервые о нём мы узнаём из письма матери к Р.: «Человек деловой и обеспеченный; служит в 2-х местах и имеет капитал, но угрюм, высокомерен». Порочный человек, склонный к насилию и разврату (картежник, вечно в долгах, испытывает страсть к детям, попадает в тюрьму, избивает до смерти жену, хочет жениться на 15-летней). «Я развратный и праздный». Женитьба на Дуне («муж ничем не обязан жене, а жена должна считать своего мужа за благодетеля»), берет в жены девушку бедную, спасает ее от нищеты. За это она должна всю жизнь оставаться рабой Лужина. Нравственный цинизм: «Единоличное злодейство позволено, если главная цель хороша». Его единственная цель - сладострастие. Разумный эгоизм и личная выгода превыше всего: «^ Прогресс движется эгоизмом, личным интересом, чем больше богатых людей, тем богаче общество». «Я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить...» «^ Возлюби прежде всего одного себя» - принцип жизни, «экономическая» теория: «Больше всего на свете он любил деньги, которые были добыты собственным трудом или другими средствами. Принцип вседозволенности ради достижения желаемого. «Убитый тобой всегда будет жить в тебе» Принцип вседозволенности ради достижения желаемого:« Я все могу купить». Пытается искупить свои грехи - влюбленный в Дуню, бескорыстно помогает ей, дает 10 тысяч и т.п. может материально помочь людям, но этого слишком мало, чтобы быть человеком. Он не мог заглушить мучения совести ни вином, ни женщинами. По принципу "все допустимо" он жить не мог. Другого выбора у него не было.На протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел:1) избавляет Дуню от позора; 2) помогает Дуне, избавится от Лужина; 3) взял на себя устройство семьи Мармеладовых НО: «Добрые дела не возродят потерянную душу» - итог жизни. Раскаяние и самоубийство. 100 рублей (кредитка), подсунутые в карман Соне, обвинение ее в воровстве Задание: Объясните слова Достоевского о героях, являющихся «двойниками» Раскольникова: «Между ними есть общая точка...одного поля ягоды...» (Что общего между Раскольниковым и этими героями?). Как встреча с Лужиным и Свидригайловым повлияла на Раскольникова и его идеи?Образ Сони Мармеладовой в романеОбрести Христа – значит обрести собственную душу Ф.М. Достоевский^ 1. Имя героини выбрано автором не случайно. «София» (с греч.) означает мудрость. Кроткая, добрая, способная к сочувствию и состраданию, глубоко верующая.^ 2. Жилищные условия: «Сонина комната походила на сарай, имела вид неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Во всей комнате почти не было мебели, желтоватые, всюду обшарпанные обои - бедность была видима…»3. Занятия: О том, что Соня пошла по «желтому билету» (выдаваемый проституткам вместо паспорта), мы узнаем от ее отца (Мармеладова в распивочной). Она жертвует собой ради спасения семьи (голодных младших брата и сестер), помогает отцу (он выпрашивает у нее на опохмелку последние 30 копеек). Она жертвует ради других, покоряется судьбе, переступает через нравственные законы. 4^ . Евангельские мотивы в образе Сони Мармеладовой: Соня Евангелие блудница Мария Магдалена, последовавшая за Христом, тоже была блудницей Соня живет (снимает комнату) у портного Капернаумова В Евангелии упоминается город Капернаум, где проповедовал Иисус. «Юродивая» - называет ее Раскольников. «юродивые» - религиозные подвижники, которые скрывали собственных добрые качества и навлекали на себя оскорбления. Цифр в романе не случайны: Соня отдает 30 целковых Екатерине Ивановне, отцу на похмелье отдает последние 30 копеек. Иисуса Христа Иуда предает за 30 сребреников. Соня постоянно читает Евангелие, её вера чиста, из этой книги она черпает свои душевные силы. Достоевский показывает и хочет убедить нас в том, что источник обновления жизни не в борьбе, а в нравственном усовершенствовании личности. «Вечная Сонечка» - жертва, на которой «мир стоит». Живет по законам смирения и самопожертвования, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Сохранила душевную чистоту, отзывчивость, несмотря на греховность жизни (проституция). Верит в «воскрешение» Раскольникова (читает ему библейскую легенду о воскрешении Лазаря). Надежда Раскольникова на духовное возрождение. Едет за Раскольниковым на каторгу: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Сонечкина теория — “теорию Бога”, не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.ВОПРОС: Роль Сони в духовном возрождении Раскольникова?(письменный ответ на вопрос)