Реферат по предмету "Разное"


Автореферат диссертации размещен на официальном сайте гоу впо башкир

На правах рукописиДИДЕНКО Наталия ВасильевнаФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияА В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукУфа 2010 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» ^ Научный руководитель: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Гаязов Альфис Суфиянович ^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорБольшакова Земфира Максутовнакандидат педагогических наук, доцент^ Галанов Александр Борисович Ведущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Защита состоится « » ноября 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» http://www.bspu.ruАвтореферат разослан « » октября 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор Г.И. Гайсина^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Современные стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социальной сферы обусловливают изменение требований государства и общества к образованию. Система профессионального образования обладает готовностью ответить на вызовы времени при сохранении имеющейся фундаментальности и поликультурных приоритетов. В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы», в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» обозначены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации образовательной политики на всех уровнях управления. Данные документы раскрывают ряд положений образовательного права, пути разрешения многих проблем в образовательной сфере. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает на государственном уровне стратегию и основные направления развития образовательных систем, обозначает необходимость модернизационных процессов во всем образовательном пространстве. Актуальность модернизации образовательной сферы определяется также насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство на основе идей Лиссабонской конвенции (1997 г.), Болонской декларации (1999 г.). Выход на новую ступень развития среднего профессионального образования в большей мере проявился в интеграции инновационных форм образования, создании вариативных моделей обучения, переосмыслении управленческих стратегий. Приоритетный национальный проект «Образование» при относительно краткосрочной реализации стал катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России. Современные социально-психологические условия существования человека, характеризующиеся активной технологизацией производства, увеличением количества информации, необходимой для квалифицированного компетентного осуществления трудовой деятельности, приводят к необходимости владения информационными технологиями, навыками самообразования, конструкторскими умениями, способствующими «вхождению» молодого специалиста в быстро изменяющийся мир, формированию качеств, адекватных современным тенденциям развития общества и производства, необходимых умений и способов деятельности, позволяющих найти свое место в жизни, реализовать свои возможности и способности. Однако отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных образовательных учреждений от требований современного высокотехнологичного производства не могут обеспечить высокого качества профессиональной подготовки выпускников колледжей технической направленности. Углубляющееся несоответствие между требованием работодателя к современным специалистам – выпускникам среднего профессионального образования (СПО) и тем имеющимся уровнем подготовки, который обеспечивают учреждения среднего профессионального образования технического профиля, обусловливают необходимость инновационных процессов в СПО. Чтобы вслед за НТП изменилась и система образования, выполняющая государственный и общественный заказ, необходимо перейти от использования «экстенсивного», количественного подхода в развитии системы профессионального образования к «интенсивному», качественному наращиванию возможностей, перевести образовательные учреждения в режим развития на основе программно-проектного подхода, обеспечивая поступательное целенаправленное изменение всех компонентов образовательной среды, обеспечивающей достижение высокого качества результата – уровня профессиональной подготовки выпускников СПО. Различные аспекты эффективной организации образовательного процесса на инновационной основе в системе непрерывной подготовки специалистов в целом рассмотрены и проанализированы широким кругом исследователей. В работах К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Бездухова, М.Н. Берулавы, Б.С. Гершу-нского, С.А. Гильманова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Ю.Н. Кулюткина, Н.Д. Никандрова, В.А. Полякова, В.А. Сластенина, П.Г. Щедровицкого и др. содержится анализ современных тенденций развития образования и прогнозирование направлений его развития. Исследователи также отмечают недостаточную разработанность проблем совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений в условиях модернизации образования. Инновационная проблематика, представленная широким спектром рассмотрения вопросов, является стержневой в работах К.Ш. Ахиярова, В.П. Беспалько, О.С. Газмана, С.Ю. Глазьева, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудиса, Г.К. Селевко, И.С. Якиманской и др., теоретические положения педагогической инноватики в работах А.И. Субетто, А.В. Хуторского, Н.Р. Юсуфбековой и др., в которых находят отражение различные точки зрения на определение инновации, значимости инновационного процесса, анализируется проблема взаимосвязи инновационного и традиционного образовательного процесса, рассматриваются типы инновационного поведения личности и педагогических коллективов. Инновационные процессы в региональных образовательных системах изучались А.Ф. Амировым, А.С. Гаязовым, Н.Д. Малаховым, М.Г. Тайчиновым, Э.Ш. Хамитовым, Н.Ф. Хорошко, С.Д. Чуркиным, Ф.Г. Ямаловым и другими. Ведущие положения теории среды и средового подхода в педагогике изложены в работах А.М. Анохина, Л.П. Буевой, Л.В. Волковой, Б.З. Вульфова, Н.О. Гафуровой, В.А. Кайдалова, Г.Б. Корнетова, Л.Н. Куликовой, Т.Ф. Лошаковой, Ю.С. Мануйлова, Е.А. Михайлычева, Л.Д. Назаровой, В.Д. Семенова, Н.Е. Щурковой и др. Развитию средового подхода в образовании и актуализации понятия «образовательная среда» посвящены труды В.Н. Абросимова, Т.В. Аникаевой, И.А. Баевой, Г.Ю. Беляева, Л.А. Боденко, И.В. Крупиной, Л.Н. Куликовой, В.В. Рубцова, Л.И. Туктаевой, И.М. Улановской, В.А. Ясвина и др. В то же время особенности формирования инновационной образовательной среды, в том числе и в учреждениях СПО, изучены недостаточно. Предпосылками определения содержания и методов педагогического проектирования выступают положения, разработанные В.С. Безруковой, В.А. Болотовым, М.П. Горчаковой-Сибирской, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдовым, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, О.Е. Лебедевым, В.С. Родионовым, В.В. Рубцовым, А.П. Тряпициной. Реализация процесса управления в рамках программно-проектного подхода, ориентированного на организационно-управленческое проектирование целевых программ развития, рассмотрена в работах О.Е. Лебедева, А.М. Моисеева, П.И. Третьякова и др. Мы обратили внимание на недостаточность рассмотрения педагогических условий эффективного проектирования образовательных сред в учреждениях среднего профессионального образования. Ценные положения для разработки исследуемой нами проблемы содержатся в трудах Р.М. Асадуллина, Э.Ф. Зеера, В.П. Зинченко, В.М. Монахова, А.З. Рахимова, Ф.Ш. Терегулова, Д.И. Фельдштейна, Ф.В. Шарипова и других, освещавших проблему инновации с различных позиций. Разработки указанных исследователей способствовали накоплению, систематизации знаний и обобщению опыта по исследуемой проблеме. Анализ педагогических концепций, теорий и технологий, реализуемых в практике среднего профессионального образования, показывает, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения в области реализации инновационной деятельности, проблемы научно-методического сопровождения формирования инновационной образовательной среды (ИОС) в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля остаются недостаточно разработанными. Изучение литературы показывает, что авторы по-разному оценивают сущность инновационной образовательной среды, имеются разночтения в оценке их характеристики, структуры, психолого-педагогических условий формирования. Отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме формирования инновационной образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода. Работы данной тематики в основном отражают теоретические проблемы, но в них практически не раскрыты конкретные пути и содержание процесса формирования инновационной образовательной среды, столь важной для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов – выпускников учреждений СПО. Проведенный теоретический анализ исследований и изучение опыта формирования инновационной образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля позволили выделить противоречия между: – возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству подготовки специалистов – выпускников учреждений СПО, и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования инновационной среды учреждения среднего профессионального образования, обеспечивающей выполнение данных требований; – осознанием педагогическими коллективами и управленческими звеньями образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимости динамичной модернизации образовательного процесса на основе целенаправленного проектирования инновационной образовательной среды и недостаточной разработанностью педагогических условий разработки и реализации инновационных проектов. Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода? Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность темы исследования. ^ Цель исследования: обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода.^ Объект исследования: образовательная среда учреждения среднего профессионального образования технического профиля.Предмет исследования: процесс формирования инновационной образовательной среды учреждения среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода. В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой формирование инновационной образовательной среды учреждения среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода будет осуществляться успешно, если: – уточнена сущность и структура инновационной образовательной среды и процесса ее формирования; – формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля организовано как единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных проектов в рамках единой программы на основе структурно-функциональной модели, объединяющей целевую, организационно-управлен-ческую и результативно-оценочную составляющие, что обеспечивает жизненный цикл каждого проекта от постановки проблемы до оценки результатов, в котором завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды колледжа; – реализован комплекс педагогических условий, включающий: 1) определение стратегии развития инновационной образовательной среды колледжа, осуществляемое в ходе сетевого взаимодействия со стратегическими социальными государственно-частными партнерами; 2) создание сертифицированной системы менеджмента качества образовательной деятельности, составной частью которой выступает системный мониторинг, позволяющий своевременно выявлять и корректировать возможные отклонения в ходе реализации инновационной образовательной программы; 3) вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, выполняемую на производственной базе социальных партнеров. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования. 1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы и изучения инновационного опыта педагогических коллективов учреждений среднего профессионального образования, уточнить сущность и структуру инновационной образовательной среды колледжа технического профиля, а также процесса ее формирования на основе программно-проектного подхода. 2. Разработать структурно-функциональную модель формирования инновационной образовательной среды колледжа. 3. Выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода. 4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода. Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (сопоставление; анализ; синтез; конкретизация; обобщение; моделирование); социологические (анкетирование; интервьюирование; тестирование, метод экспертных оценок); эмпирические (изучение опыта работы учреждений СПО, нормативной и учебно-методической документации; педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы математической статистики и графического отображения результатов.^ Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области философии образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили); основные положения материалистической диалектики о всеобщей связи явлений, единстве теории и практики; концептуальные подходы и основные принципы модернизации образования (демократизации, гуманизации, непрерывности, дифференциации, развивающего и деятельностного характера образования и др.); положения системного (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.С. Ильин, Л.М. Кустов, Э.Г.Юдин), программно-целевого (О.Е. Лебедев, А.М. Моисеев, П.И. Третьяков и др.) подходов к исследованию образовательных систем. В качестве методологических ориентиров служили научные труды по модернизации, прогнозированию, проектированию и моделированию развития образования и педагогической науки. При разработке стратегии исследования мы опирались на фундаментальные работы по теории личности (А.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.); общей теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, М.С. Каган, М.С. Кветной, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); концептуальные идеи развития среднего профессионального образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, В.А. Болотов, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов, Н.Н. Михайлова, А.М. Новиков, И.П. Смирнов и др.).^ Экспериментальной базой исследования явились ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж», ГОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж», ГОУ СПО «Белебеевский машиностроительный техникум». Исследование проводилось с 2003 по 2010 годы в три этапа:^ На первом этапе (2004-2006 гг.) осуществлялся теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической научной литературе по проблеме; были определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат, составлен план экспериментального исследования, проведен констатирующий эксперимент.^ На втором этапе (2006-2008 гг.) уточнялась и корректировалась рабочая гипотеза исследования; определялись и разрабатывались организационно-педагогические условия научно-методического формирования инновационной образовательной среды в колледже технического профиля, выстраивалась структурно-фунциональная модель. Проводилась работа с педагогическими коллективами по вовлечению преподавателей в исследовательскую деятельность по инноватике; накапливался фактический материал по результатам опытно-экспериментальной работы и осуществлялся поэтапный анализ результатов, получаемых в ходе исследования. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, анализировались, проверялись и уточнялись выводы, полученные в ходе экспериментальной работы.^ На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) была завершена экспериментальная работа, уточнены теоретические и практические выводы, обобщены и систематизированы полученные результаты; разработаны научно-методические рекомендации по реализации модели формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода; уточнены исследовательские задачи на перспективу дальнейшей разработки проблемы; определена логика изложения материала и сформулированы выводы исследования; оформлены материалы диссертационного исследования.^ Научная новизна исследования состоит в том, что: – формируемая инновационная образовательная среда колледжа технического профиля рассматривается нами как единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных проектов от генерации идеи до ее внедрения, в котором завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды колледжа, что обеспечивает целостность и практикоориентированность в подготовке выпускников учреждений СПО; – разработана и предложена структурно-функциональная модель формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля, объединяющая целевую, организационно-управленческую и результативно-оценочную составляющие и ориентированная на обеспечение жизненного цикла инновационного образовательного проекта, включающего: а) постановку проблемы; б) реализацию проекта в образовательном процессе; в) оценку результатов; – выявлены, концептуально обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия формирования инновационной образовательной среды в колледже технического профиля в системе среднего профессионального образования на основе программно-проектного подхода (определение стратегии развития инновационной образовательной среды колледжа, осуществляемое в ходе сетевого взаимодействия со стратегическими социальными государственно-частными партнерами; создание сертифицированной системы менеджмента качества образовательной деятельности, составной частью которой выступает системный мониторинг, позволяющий своевременно выявлять и корректировать возможные отклонения в ходе реализации инновационной образовательной программы; вовлечение обучающихся в научно-исследователь-скую и опытно-конструкторскую работу, выполняемую на производственной базе социальных партнеров).^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: – уточнено понятие инновационной образовательной среды, характеризующейся как часть социокультурной, профессионально-образовательной среды, совокупность образовательных и профессиональных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с образовательными, научно-производственными, профессиональными (трудовыми) и другими объединениями и организациями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на инновационные цели опережающего образования и обеспечивают, с одной стороны, субъектам образовательного процесса социальную мобильность, способность адаптации к развивающейся внешней профессиональной среде и, с другой стороны – инновационность образовательного учреждения как способ и механизм высокого уровня его развития; – дано теоретическое обоснование структурно-функциональной модели формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода; – расширены имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможностях формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля.^ Практическая значимость исследования состоит в следующем: – разработана и внедрена сертифицированная система менеджмента качества применительно к образовательной деятельности колледжа; – разработана и реализована инновационная образовательная программа «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства», ставшая победителем всероссийского конкурса инновационных образовательных программ – 2007 в рамках ПНПО «Образование»; – положения исследования были внедрены в образовательный процесс ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительных колледж» в ходе реализации программы экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» – «Система менеджмента качества как условие реализации инновационной образовательной программы при подготовке конкурентоспособного выпускника (на базе международных стандартов серии ИСО 9000»), итоги зарегистрированы в Федеральном государственном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (рег. № ГР 01201055743); – разработаны научно-методические рекомендации по формированию инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода.^ Основные положения, выносимые на защиту. 1. Инновационная образовательная среда учреждения среднего профессионального образования, рассматриваемая как часть социокультурной, профессионально-образовательной среды, совокупность образовательных и профессиональных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с образовательными, научно-производственными, профессиональными (трудовыми) и другими объединениями и организациями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на инновационные цели опережающего образования. Инновационные цели обеспечивают: а) субъектам образовательного процесса – социальную мобильность, способность адаптации к развивающейся внешней профессиональной среде; б) образовательным учреждениям – инновационность как способ и механизм высокого уровня его развития. Инновационная образовательная среда, формируемая как открытая система, аккумулирует в себе целенаправленно создаваемые в образовательном учреждении на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающие выпускнику конкурентные преимущества в развивающейся профессиональной среде и дальнейшее сопровождение в течение всей его профессиональной деятельности взаимосвязанные компоненты ИОС: педагогические, организационно-управленческие, интеллектуальные, материальные, информационные, культурно-досуговые ресурсы, социальную поддержку студентов. 2. Формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля представляет собой единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных проектов от генерации идеи до ее внедрения. В данной последовательности завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды колледжа, обеспечивает целостность и практикоориентированность в подготовке выпускников учреждения среднего профессионального образования. 3. Структурно-функциональная модель формирования инновационной образовательной среды колледжа, выстроенная на основе единства целевой, организационно-управленческой и результативно-оценочной составляющих, ориентированная на обеспечение целостного жизненного цикла инновационного образовательного проекта. 4. Педагогические условия формирования инновационной образовательной среды в системе среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода. ^ Достоверность результатов исследования обусловливается опорой на известные теоретические концепции и методологические позиции, реализующие системный, деятельностный подходы; применением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования; проведенной опытно-эксперименталь-ной работой, подтверждающей эффективность предложенных педагогических условий; репрезентативностью выборки исследования; длительным характером эксперимента; использованием методов математической статистики, а также многолетним опытом педагогической, научно-педагогической и методической работы диссертанта.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, ход и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрения на всероссийских (Москва, 2006; Уфа, 2007, 2008), межрегиональных (Уфа, 2008; Нефтекамск, 2008), республиканских (Уфа, 2007-2009), межвузовских (Уфа, 1998-2002; Стерлитамак, 1998-2003; Челябинск, 2000, 2001) конференциях и семинарах, на ежегодных методологических семинарах Института проблем развития СПО (Москва, 2005, 2006), ФГУ «Федеральный институт развития образования» «Инновационная площадка как зона ближайшего развития современного образования» (Москва, 2008-2010). С целью обобщения и распространения опыта инновационной деятельности на базе ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» организованы и проведены республиканские семинары «Инновационные технологии в профессиональном образовании» (2007), «Проблемы и перспективы использования информационных технологий в образовательной деятельности» (2008); республиканское августовское совещание руководителей образовательных учреждений СПО, НПО «Современные формы взаимодействия рынка труда и системы среднего профессионального образования Республики Башкортостан» (2008); межрегиональный научно-практический семинар для руководителей образовательных учреждений СПО, НПО при участии ФГУ «ФИРО» «Инновационная деятельность как механизм развития профессионального образовательного учреждения» (Москва, 2008). Материалы исследования внедрены в практику работы педагогических коллективов и управленческих структур образовательных учреждений, на базе которых осуществлялась проверка разработанных положений.^ Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 9 приложений. Текст диссертации содержит 15 таблиц, 7 рисунков.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении дано обоснование актуальности темы исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, методы и этапы исследовательской работы, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определены и сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода» анализируется состояние исследуемой проблемы, раскрываются основополагающие понятия, уточняется сущность инновационной образовательной среды колледжа технического профиля, определяется ее структура, раскрываются особенности программно-проектного подхода и этапы проектирования инновационной образовательной среды колледжа, выявляется комплекс педагогических условий совершенствования процесса формирования инновационной образовательной среды на основе программно-проектного подхода. Необходимость развития системы среднего профессионального образования, направления которого обозначены в Концепции модернизации образования и в проекте «Российское образование – 2020», вытекает из глубокого понимания государством и обществом объективно высокой роли специалистов среднего звена в составе кадрового потенциала страны. В сложившихся условиях система среднего профессионального образования не ориентируется на запросы потребителей, ведет подготовку специалистов на основе собственных интересов, что несовместимо с новыми реалиями рыночных отношений. Это приводит к обострению внутренних проблем системы. Структура подготовки, номенклатура специальностей, содержание, формы, методы обучения и оценки качества подготовки специалистов, состояние учебно-материальной и дидактической базы, кадрового потенциала, научное обеспечение системы не отвечают современному состоянию и перспективам общественного и экономического развития. Очевидное отставание материально-технической и учебно-производ-ственной базы профессиональных образовательных учреждений от требований современного высокотехнологичного производства, слабое развитие информационной инфраструктуры, новых информационных технологий, отсутствие притока молодых специалистов-преподавателей не позволяют решать задачи актуализации и повышения качества подготовки специалистов среднего звена, особенно по наукоемким и высокотехнологичным специальностям. Текущие и перспективные задачи развития экономики, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Система государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров позволит сформировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, предъявить его системе профессионального образования, а также установить ответственность работодателей за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения – только бюджетополучателями. Важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям экономики является его способность быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям. Это одно из важных условий инвестиционной привлекательности образовательного учреждения со стороны как государства, так и социальных партнеров на рынке труда. Широкое использование нового поколения техники, технологий, особенно в области обработки информации, требует пересмотра перечня специальностей и введения новых направлений подготовки специалистов, способных адекватно и быстро реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптирующихся к быстро меняющимся условиям рынка труда. На современном этапе непрерывно возрастают требования к уровню подготовки специалистов, в том числе выпускников средних профессиональных образовательных учреждений, их готовности решать комплексные задачи профессиональной и социальной деятельности. Все более ощутимой становится конкуренция техникумов, колледжей на образовательном рынке, обостряется проблема трудоустройства молодых специалистов-выпускников. Качество подготовки специалистов является ключевой идеей развития современного образовательного учреждения и требует иных критериев его оценки. Задача состоит в том, чтобы существующие в каждом образовательном учреждении традиционные элементы качества объединились в одну систему. Важнейшим условием эффективного развития образовательного учреждения среднего профессионального образования является инновационное развитие образовательной среды каждого образовательного учреждения. Перед современной профессиональной школой стоят задачи развития в инновационном режиме, повышения качества этого процесса, пронизывающего все стороны деятельности образовательного учреждения, поиска оптимальной траектории саморазвития в условиях непрерывно меняющегося мира, траекторий развития личности обучающегося. Инновационный подход в работе коллектива способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов, повышению качества образовательного процесса и, в итоге, качества профессиональной подготовки выпускников. Инновационное развитие совокупного, целостного образовательного процесса, существующего как устойчивая система, состоит в том, чтобы подчинить общим целям все элементы этого процесса или воссоздать недостающие, понимаемые как инновационные элементы. Инновация – это процесс, который начинается с идеи и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей. Возникновение инноваций связано с изменениями общественной и педагогической ситуации, требующей получения качественно нового образовательного продукта, возникновением связанных с этим изменением противоречий в организации образовательного процесса, отношениях между его участниками, уровнем профессиональной подготовки и требованиями общества, наличием у педагогического коллектива и его руководителей мотива и побуждающих стимулов изменения образовательной ситуации, изменением во взглядах коллектива и руководителей образовательных учреждений на необходимость обновления всей системы их работы или отдельных звеньев образовательного процесса, новым видением целей и задач подготовки обучающихся, способов достижения этих целей и форм учебной и управленческой работы. Инновации ведут к таким изменениям в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-либо его составляющих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями. Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование человека. При этом предполагается включенность обучающегося в образовательное пространство, где он занимает активную внутреннюю позицию. Мы определяем инновационную образовательную среду (ИОС) как часть


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.