Реферат по предмету "Социология"


Изучение отношения населения к здоровому образу жизни

Содержание
Введение
1. АНКЕТИРОВАНИЕ
2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВАНКЕТИРОВАНИЯ
3. Интерпретация данных
Заключение
Список литературы

Введение
Одной изважнейших задач социальной политики на современном этапе развития обществаявляется формирование здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Ведущая роль врешении этой проблемы принадлежит медицинским работникам, которые являются нетолько носителями первичной информации о состоянии здоровья населения, но иединственными реальными лицами, которые могут дать рекомендации каждомупациенту лечебного учреждения по коррекции его здоровья.
Проведеноанкетирование респондентов г.Саратова. Одновременно выяснялся уровень информированностипо вопросам сохранения здоровья. В анкетировании приняли участие 270респондентов различных возрастных групп. Анкета для опроса включала в себянесколько блоков. Вопросы анкеты были сгруппированы в блоки, отражающие ихотношение к своему здоровью, знание основ здорового образа жизни (ЗОЖ),доступность и качество профилактической помощи.
Оценкарезультатов анкетирования показала достаточную осведомленность последних опринципах ЗОЖ. Так, среди факторов, благотворно влияющих на здоровье населения,респонденты отметили рациональное, сбалансированное питание, хорошие семейныеотношения и материальный достаток.
Такимобразом, небрежное отношение к своему здоровью значительной части населенияявляется следствием дефицита гигиенической информации, а медицинские работникив общении с пациентами должны ориентировать их на адекватное здоровому образужизни поведение. Для формирования ЗОЖ населения необходимо учитывать мнениеврачей первичного звена здравоохранения, непосредственно занимающихся вопросамипрофилактики заболеваний.
На первом этапеисследования был произведен отбор диагностических критериев.
Второй этап – знакомствос методами экспертной оценки и приемами практико-ориентированных исследований.Завершается – подготовкой необходимой документации.
Третий этап – создание мониторинга.
Цель: провести анкетныйопрос и проанализировать результаты в соответствии с темой индивидуальногозадания, определяющего сферу общественных отношений.

1Анкетирование
В опросеучаствовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см.ниже).Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных бралось за100% и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.
Генеральнаясовокупность составляет 5000 тыс. человек обоих полов, различного возраста,проходивших плановое или незапланированное обследование в одной из больницСаратова. Выборка простая случайная. Множество всех единиц совокупности,обладающих определенным признаком и подлежащих изучению, носит в статистикеназвание генеральной совокупности.
На практике по тем илииным причинам не всегда возможно или же нецелесообразно рассматривать всюгенеральную совокупность. Тогда ограничиваются изучением лишь некоторой частиее, конечной целью которого является распространение полученных результатов навсю генеральную совокупность, т. е. применяют выборочный метод. Если всягенеральная совокупность – это 5000 человек, то мы формируем меньшуюсовокупность в 270 человек. Простая случайная выборка(собственно-случайная) есть отбор единиц из генеральной совокупностипутем случайного отбора, но при условии вероятности выбора любой единицы изгенеральной совокупности. Отбор проводится методом жеребьевки или по таблицеслучайных чисел.
Классификация вопросов ванкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиенысобственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянииздоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов,завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.

Таблица 1 Анкета
Анкета «Будемздоровы!»
Уважаемыйучастник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированиюздорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будетпредложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиляжизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает вашобраз жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильныхответов.
Сначала,дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.
1. Какизвестно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд,полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?
1. Именно такой.
2. Иногда бывает, что выобходитесь без завтрака или обеда.
3. Вы вообще непридерживаетесь какого-либо режима.
2. Регулярно ли выделаете зарядку?
1. Да, это для менянеобходимость
2. Иногда делаю
3. Нет, не делаю вовсе
3. Часто ли выиспользуете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?
1.        Регулярно (какминимум два раза в месяц)
2.        Иногда (2 — 3раза в пол года);
3.        Нет, не делаювовсе.
4. Если Вы студент,ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:
1. Очень низкая.
2. Низкая.
3. Средняя.
4. Высокая.
5. Очень высокая.
В данном случае взависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателейлибо замечаний руководящего начальства.
5.        Хорошо ли Выспите?
1.        Очень плохо.
2.        Плохо.
3.        Удовлетворительно.
4.        Хорошо
5.        Очень хорошо.
Теперь подумайте надвопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.
6.        Часто ли Выболеете?
1.        Никогда.
2.        Редко
3.        Иногда.
4.        Довольно часто.
5.        Часто.
7. Страдаете ли Выхроническими заболеваниями?
1.        Да.
2.         Были раньше
3.        Участились впоследнее время.
4.        Не замечал (а).
5.        Нет.
8.        Соблюдаете липравильный режим дня?
1.        Нет.
2.        Редко.
3.        Иногда.
4.        Часто
5.        Да, всегда.
Подумайте, пожалуйста,насколько сильно влияют на Ваше здоровья негативные факторы. Для этого ответьтена следующие вопросы:
9.        Часто ли Выустаете?
1.        Почти никогда неустаю.
2.        Иногда устаюочень сильно.
3.        Да, почти всегдасильно устаю.
10. Занимаетесь ли Выкаким-нибудь видом спорта?
1.        Да, я регулярнопосещаю спортзал.
2.        Периодическипосещаю спортивные секции.
3.        Нет, я вообще неувлекаюсь спортом.
11. Курите ли Вы?
1.        Да.
2.        Нет.
3.         Редко.
12. Употребляете ли Выспиртное?
1.        Нет, даже пиво.
2.        Иногда бывает.
3.        Выпиваю довольночасто.
13. Пьете ли Вы кофе?
1.        Очень редко, восновном предпочитаю чай.
2.        Пью не большеодной чашки в день.
3.        3. Пью его оченьмного.
Теперь заполните,пожалуйста, данные паспортички анкеты.
14. Ваш пол.
а) женский
b) мужской
15. Возраст.
а) от 18 до 36 лет
b) от 36 до 60 лет
16. Состав семьи(количество человек)
а) 1
b) 2
c) 3
d) 4
е) 5 и более
17. Ежемесячный доходсемьи в рублях.
1.        до 5000 рублей.
2.        5000-7999 рублей,
3.        7000- 9999рублей.
4.        10000-20000рублей.
5.        более 20000рублей.
Спасибо. Подписыватьанкету не нужно.
2. Обработка результатованкетирования
После того, как заполненывсе анкеты, они обрабатываются и результаты можно представить виде своднойтаблицы:
Таблица 1
Общие результатыанкетирования в процентах1 Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас? 1. Именно такой 12,2 2. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда; 13,2 3. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима 74,6 2. Регулярно ли вы делаете зарядку? 1. Да, это для меня необходимость 28 2. Иногда делаю 62,5 3. Нет, не делаю вовсе 9,5 3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)? 1. Регулярно (как минимум два раза в месяц) 19 2. Иногда (2 — 3 раза в пол года); 47 3. Никогда или очень редко 34 4. Насколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 – очень высокое -2 -1 +1 +2 3,8 5,2 43 12,3 35,7 5.
Хорошо ли вы спите?
Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо -2 -1 +1 +2 12,2 19,8 35,9 20,7 11,4 6.
Часто ли вы болеете?
Шкала: -2- никогда, +2 – часто -2 -1 +1 +2 2,3 17,3 29,8 41,3 9,3 7.
Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?
Шкала: -2-да, +2 – нет -2 -1 +1 +2 3,2 9 49 19,8 19 8.
Соблюдаете ли вы правильный режим дня?
Шкала: -2- нет, +2 – да -2 -1 +1 +2 3 2,1 9,4 44,3 41,2 9 Часто ли вы устаете Почти никогда не устаю; 14 Иногда устаю очень сильно; 46 Да, почти всегда сильно устаю. 40 10 Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта Да, я регулярно посещаю спортзал 19 Периодически посещаю спортивные секции; 46 Нет, я вообще не увлекаюсь спортом 35 11 Курите ли вы? да 58 Нет 22 редко 20 12 Употребляете ли вы спиртное? Нет, даже пиво 42 Иногда бывает; 49 Выпиваю довольно часто. 9 13 Пьете ли вы кофе? Очень редко, в основном предпочитаю чай; 30 Пью не больше одной чашки в день; 27 Пью его очень много. 43 14 Пол 1. Женщина 63 2. Мужчина 47 15 Возраст 1. 18- 35 лет 45 2. 36- 55 лет 38,7 Более 56 лет 16,3 16 Состав семьи 1. Один человек 11,1 2. Два человека 23,2 3. 3-4 человека 59,5 4. 5 человек и более 6,2 17 Ежемесячный доход семьи 1. до 5000 рублей 13,4 2. 5000- 7999 рублей 34,1 3. 7000- 9999 рублей 48,2 4. 10000- 20000 рублей 2,2 5. более 20000 рублей 1,8
Таблица 2 Цель опросаВопрос Тип Целевое назначение вопроса Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас? функционально-психологический Уточнить режим дня Регулярно ли вы делаете зарядку? вопрос-фильтр Узнать отношение к зарядке Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)? функционально-психологический Узнать отношение к прогулкам Насколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 – очень высокое функционально-психологический Узнать отношение к успеваемости Хорошо ли вы спите? вопрос-фильтр Узнать отношение к сну Часто ли вы болеете? вопрос-фильтр Узнать отношение к количеству болезней Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? вопрос-фильтр Уточнить количество хронических заболеваний Соблюдаете ли вы правильный режим дня? вопрос-фильтр Узнать отношение к режиму дня Часто ли вы устаете вопрос-фильтр Узнать отношение к утомляемости Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта вопрос-фильтр Узнать отношение к видам спорта Курите ли вы? вопрос-фильтр Узнать отношение к курению Употребляете ли вы спиртное? вопрос-фильтр Узнать отношение к спиртному Пьете ли вы кофе? вопрос-фильтр Узнать отношение к кофе Пол контрольный Уточнить пол Возраст контрольный Уточнить возраст Состав семьи контрольный Уточнить состав семьи Ежемесячный доход семьи контрольный Уточнить доход семьи
3. Интерпретация данных
В даннойглаве при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будутуказываться — где это возможно — в процентах. Всего обработано 270 опросныхлистов (143-женщины, 127-мужчин).
Быловыявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г.Саратованачинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку,спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего это выявлено тем, что вовсех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-хгодов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виденовых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это оченьдействовало), открываются в больших количествах различные фитнес- клубы испортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будемнадеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация превратится вздоровую.
Рассмотримвсе тенденции подробнее:
К сожалениюне уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть нарисунке 1:

Рисунок 1
Характеристикарежима питания респондентов в процентом соотношении
/>
Немного лучшеобстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно илипериодически – рисунок 2
Рисунок 2
Выполнениезарядки респондентами в процентном соотношении
/>
Большеполовину анкетируемых пытаются использовать выходные дни для активного отдыха:
Таблица 2
Отношениереспондентов к активному отдыху и спортуХарактеристика Количество респондентов % Регулярно активно отдыхают 51 19 Иногда активно отдыхают 127 47 Никогда не отдыхают активного 92 34 Итого 270 100 Посещают спортзал постоянно 51 19 Иногда посещают спорт. секции 124 46 Не занимаются спортом 95 35 Итого 270 100
Рисунок 3
Успеваемостьреспондентов в процентом соотношении
/>
При этомбольшая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее каквысокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии,и психическом здоровье людей.
Состояние снау респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемостиочень оптимистические: более 80 процентов респонедентов болеют редко и несклонны к хроническим заболеваниям.
То есть мыможем заметить, что отношении к спорту и активному отдыху приблизительноодинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.      
Рисунок 4
Диаграммазаболеваемости и хронических болезней в процентах
/>
Рисунок 5
Уровеньутомляемости респондентов
/>
Такжеанкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергаютсебя непосильным нагрузкам, в следствии чего сильно утомляются.
Данный фактор,безусловно, является негативным.
В сферевредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116часто пьют кофе. Для того, чтобы рассмотреть данную статистику подробнеесоставим таблицу сопряженности по половому признаку:
Таблица 3
ТаблицасопряженностиПол Курят Не курят Всего Мужчины 30 (а) 97 (b) 127 (а+b) Женщины 28 (с) 115 (d) 143 (с+d) Итого 58 (а+с) 212 (b+а) 270
Коэффициентконтенгенции рассчитывается по формуле:
/>
/>
Коэффициентконтингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, онвсегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связьмежду переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вреднойпривычки курения невелика.
При этом 85человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки,из них 112 даже несколько, так как 297 человек это больше, чем общее числореспондентов – 270.

Заключение
Здоровье — одни из компонентовчеловеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно изусловий успешного социального и экономического развития. Спросите больногочеловека «может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач,связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него доболезни?» Ответ будет четким и однозначным — нет, ибо в настоящее время он нездоров.
Здоровье — неоценимоесчастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из насприсуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность,энергию и достичь долголетия. Здоровье человека — это главная ценность жизни.Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшатьсмолоду, с первых дней жизни ребенка.
Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт нетолько биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошовписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); «В цепи человек сталпоследним звеном и лучшее всё воплощается в нём», т.е. процесс продолжается и вдальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позициичеловека — быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков иправнуков.
Проведя анкетирование,можно прийти к выводу, что здоровье жителей Саратова в целом хорошее, но онинедостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда иотдыха, злоупотребляют никотинов и кофеином, что в будущем может привести к ихухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них людизрелые – люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходовв пределах 5000 – 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводитьразъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению,через печатные средства массовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Абаскалова Н.П.Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов всистеме «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. — 48 с.
2.        Агаджанян Н.А.Адаптация и резервы организма. — М.: ФК и С., 1985. — 176с.
3.        Айзман Р.И. ссоавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996. — 19 с.
4.        Амосов Н.М.Раздумье о здоровье. — М.: ФиС, 1987 .- 63с.
5.        Андрейченко Л.А.Философия. Ставрополь, 2000.
6.        Антропова М.В.Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическаякультура в школе. — 1993, № 3. — 28 — 36с.
7.        Баладанов О.Ю.,Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления иприумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитиефизической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональнойнаучно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. — Ставрополь:Изд-во СГУ, 2002. — с. 172 — 174.
8.        Бальсевич В.К.,Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ.физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
9.        Бальсевич В.К.,Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория ипрактика физической культуры. 1994, № 4. — с. 3 -5.
10.     Беляев Н.Г.Возрастная физиология. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 103с.
11.     Беляев Н.Г.,Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. //Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях:Материалы научно-практической конференции. — Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. — с.30 — 31.
12.     Брехман И.И.Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, — 1987. — 125с.
13.     Валеология:Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред.О.Л. Трещевой. Омск, 1999. — 70 с.
14.     Виноградов П.А.Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.: Мысль, 1990. — 288 с.
15.     Виноградов П.А.,Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивнойработы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с.24-26, 39-40.
16.     Волков Н.И.Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практикафизической культуры. — 2001, № 8. — с. 9 — 12.
17.     Гневушев В.В.,Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. Система биоэкономическойпсихомоторной оздоровительной физической культуры. — Ставрополь: Изд-во СГМА,2002. — 31 с.
18.     Гундаров И.А.,Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. — 30с.
19.     Гущина С.В.Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи,колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спортав современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практическойконференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — с.177 — 179.
20.     Дубровский В.И.Валеология здорового образа жизни. — М.: Флинта; Retorika., 1999. — с.1-35.
21.     Дуркин П.К.,Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населенияРоссии. //Теория и практика физической культуры — 2002, № 8. — с. 2 — 5.
22.     Жулина Г.В. Кпроблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровьячеловека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях:Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летиюФФК СГУ. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — с. 179 — 181.
23.     Зусманович Ф.Н.Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. — 56 c.
24.     Иванов К.П.,Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головногомозга. — Л.: Наука, 1979. — 215 с.
25.     Кардашенко В.Н.Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническимпрогрессом // Гигиена и санитария. — 1973, №3. С. 66-68.
26.     Колгушкин А.Н.,Короткова Л.И. Лекарство от простуды. — М.: Знание, 1989. — 76с.
27.     Колчинская А.З.Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. — Киев: Наукова думка, 1991.- 208 с.
28.     Коростелев Н.Б.слагаемые здоровья. — М.: Знание, 1990. — 120с.
29.     Лаптев А.П.,Полиевский С.А. Гигиена. — М.: ФкиС, 1990. — 94 с.
30.     Лопотенко А.В.,Тстеблецов Е.А., физическая культура иее видыв реальных потребностях молодежи.// теория и практика физической культуры. — 1997, № 6. — с. 26.
31.     Лубышева Л.И.Концепция формирования физической культуры человека. — М: ГЦОЛИФК, 1992. — 120с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Іменники – назви рослин та їх використання в усній народній творчості
Реферат Конструктивная математика
Реферат Красная цилиндрическая змея
Реферат 1. Определение миссии и стратегических целей организации
Реферат "Влаштування І обладнання кабінетів комп'ютерної техніки в навчальних закладах та режим праці учнів на персональних комп'ютерах" дсанПіН 5 009-98
Реферат Анализ материальных ресурсов на примере предприятия по производству жевательной резинки ООО Орбит 2
Реферат Численные методы для решения нелинейных уравнений
Реферат Вещно-правовые способы защиты права собственности 2
Реферат Инвестиционная политика коммерческих банков Российской Федерации»
Реферат Ктезибий
Реферат Analyation Of Candy In Of Mice And
Реферат Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов
Реферат Expository Essay Essay Research Paper Expository Essay
Реферат Психологические основы физической культуры
Реферат Клиника и лечение трихинеллеза