- 1 - Приоритетные составляющие профессионализма современного педагога.Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ник ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.Л. Н. Толстой.«Учитель – лицо, которое обучает чему-нибудь», - читаем в словаре Ожегова. Однако, современное общество предъявляет к учителю гораздо более высокие требования, нежели просто обучение. Многие образовательные учреждения «рисуют» так называемую «модель выпускника», согласно представлениям о которой и планируется учебная и воспитательная работа в школе. Целью образовательного учреждения становится воспитание конкурентно- способной личности, обладающей функциональной и социальной грамотностью, профессиональной мобильностью, творческой активностью, нравственными качествами.Итак, какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать современный учитель? Во-первых, он должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет. Во-вторых, педагог должен научить школьников использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития. Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей - 2 - практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях. Должен ли современный учитель быть психологом? Безусловно! Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций. Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха. Да и в работе с родителями учитель – это, прежде всего, союзник, помощник, друг. Во все времена учитель был, есть и остается носителем общей и профессиональной культуры. А это понятие включает в себя множество составляющих. Педагог – личность публичная, окруженная повышенным вниманием. Поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Поведение учителя зачастую становится образцом для подражания ( особенно для учеников младших классов), поэтому учитель не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным… Главная составляющая понятия «культура» - это речь человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - считали древние. От того, насколько учитель владеет своим голосом, насколько развита его речь, зависит успех урока. Грамотную, красивую, яркую, эмоциональную, правильную речь хочется слушать, наслаждаться ею, вникать, запоминать сказанное.Учитель, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы в школе. В настоящее время вопрос этот, как никогда, стоит очень остро. В вихре - 3 - событий, когда искажаются исторические факты, переписывается история, рушатся устои и подменяются моральные принципы, нужно найти способы, слова, приемы, методы, чтобы современные дети не превратились в «Иванов, родства не помнящих», чтобы не потерялась связь времен и преемственность поколений. Все это может показаться слишком пафосным, но, только ставя перед собой высокие цели, мы можем добиться успеха.Еще одна составляющая профессионализма учителя – это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – первоочередная задача учебного заведения. Работа учителя заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на тему «Мое здоровье в моих руках»; привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях; организовать туристический поход или акцию здоровья; но и собственным примером ( занятие спортом, отказ от вредных привычек и т. д.) доказать всю важность здорового образа жизни. Не следует забывать, что профессионализм учителя включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером… С ним должно быть интересно! И наконец, еще одна важная, на мой взгляд, составляющая – это способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не переносить школьные проблемы домой, а домашние – в школу, и вовремя заканчивать рабочий день.^ Государственное образовательное учреждение дополнительного образования ( повышения квалификации ) специалистов Московской областиПедагогическая академия последипломного образованияФакультет профессиональной переподготовки педагогических работниковКафедра человековедения и физической культурыКонтрольная работа (эссе) «Приоритетные составляющие профессионализма современного педагога».Курс : «Профессиональный конкурс. Способы самопрезентации и самореализации»Научный руководитель _______________________ Слушатель курса: заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 24 г. Химки Ларюшкина Н. В.