Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономическая теория 11

--PAGE_BREAK--6.    Рыночный механизм и справедливость распределения. Неравенство доходов и их причины. Определение бедности. Кривая Лоренца. Измерение степени неравенства посредством коэффициента
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров, или проще, механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос– это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
·                     Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»).
·                     Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
·                     Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
·                     Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
·                     Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.
Цена– денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой
Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен.
Справедливость распределения произведенного в экономике продукта между отдельными индивидами. Справедливость распределения иногда выражается через распределение дохода или богатства.
Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут сами обеспечивать себя необходимыми благами. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Абсолютная концепция бедности базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения.
Относительная концепция бедности базируется на соотношении показателей благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране. Рассматривается бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная концепция бедности базируется на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими опрашиваемыми.
Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.


По оси Х отмечается в процентах количество семей, получающих определённую долю денежного дохода страны, по оси Y — доход в процентах. Прямая которая отражает зависимость 25%-25%, 50%-50% и т.д. до 100%-100% показывает абсолютное равенство. Оттягивающаяся тетива — показатель неравенства. Чем ближе тетива придвигается к оси X, тем ниже стимул населения к труду.
7.    Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты. Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции
Совершенная конкуренция – идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:
— присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покуп-лей);
— возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его;
— равным доступом к инфор-ции и однородным продуктам.
При соверш. конкур. отдельный предприниматель либо отдельный покуп-ль не имеют возможности назначать цену. Производитель продает любое кол-во пр-ции по одной и той же цене.
Чистая конкуренция – конкур-ция, возникающая между пр-ми, продающими одинак. т-ры. При этом цены на т-ры опр-ся соотношением спроса и предложения.
При наличии конкур-ции на рынке произв-ли с целью получ-я мах-ной прибыли стремятся снизить издержки пр-ва на уд. пр-ции. В рез-те созд-ся возмож-ть сниж-я цены, что увел. объем продаж у производителя и его д-д.
Конкур. создает у произв-лей стимулы к постоян. разнообразию предлагаемых т-ров и услуг для завоев-я рынка. Самым эффек-ным сп-бом достиж-я этого явл-ся исп-ние научно-тех. усовершенствований и новинок в пр-ве. Внедрение достижений позволяет увел. производ-ть труда, что ведет к сниж-ю цены, приносящей фирме-новатору больший д-д.
Рез-том борьбы явл-ся пол-ка стимулиров-я сбыта, к-рая изучает потребит. спрос и создает нов. формы реал-ции т-ра. Все это с одной стороны увел. прибыли фирмы, а с др. удовлетворяет желания и потребности покуп-ля. В итоге выигрывает и потребитель и общ-во в целом.
8.           Издержки и доходы фирмы. Классификация издержек: постоянные, переменные, общие, средние, предельные, безвозвратные. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Издержки производства – это затраты на производство, которые несут предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли.
Различают:
— бухгалтерские (выступают как денежные выплаты связанные с приобретением необходимых ресурсов),
— экономические(альтернативные, т.е. вмененные; явные, т.е. внешние – связанные с использованием ресурсов принадлежащим сторонним организациям или лицам и выступают как денежные выплаты),
— неявные (связанные с использованием собственных ресурсов и компенсируются за счет прибыли), оцениваются с точки зрения альтернативной возможности. Элементом неявных издержек является нормальная прибыль, т.е. минимальное вознаграждение предпринимателя удерживающего его в рамках собственного предприятия.
В неоклассической теории издержки рассматриваются в различных временных периодах: краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.
Краткосрочные периоды – производственные мощности (основные средства) неизменны. В краткосрочном периоде различают: постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки — это затраты которые не зависят от объема выпуска продукции (арендная плата, расходы на рекламу, процент, займы, налоги), существуют и при нулевом объеме производства — FC.
Переменные издержки напрямую зависят от объема производства (сырья, з/пл рабочих) – VC.
Общие издержки (ТС)ТС = FC+VC (все затраты).
Средние издержки – затраты в расчете на одну единицу продукции АТС/АС. Выделяют средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки. Они определяются делением соответствующих затрат на объем продукции: АТС(АС) = ТС/Q; AFC=FC/Q; AVC=VC/Q.
 По мере увеличения объема выпуска средние постоянные затраты будут уменьшаться.
Предельные издержки – издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, определяются как изменение общих затрат при малом изменении объема выпуска: МС = ΔТС/ΔQ.
Предельные затраты зависят от того как изменяются переменные. Величина предельных затрат сначала убывает, но потом по мере увеличения переменных затрат начинает возрастать.
Между предельными, средними общими и средними переменными затратами складываются важные соотношения — если переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции выше предельных затрат, то они убывают с каждой последующей единицей произведенной продукции. Если средние переменные издержки становятся меньше совокупных, то значение средних переменных затрат начинает возрастать. Поэтому между этими двумя параметрами возникает равенство, когда средние переменные издержки принимают минимальное значение.
В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, следовательно, издержки все переменные (рис). До точки Е – положительный эффект масштаба, т.е. средние издержки снижаются при увеличении масштаба производства за счет высокого уровня разделения и специализации труда возможности использования более совершенной технологии и т.п., после точки Е – отрицательный эффект масштаба. Кривая средних общих затрат в длительном периоде имеет U-образную форму. В длительном периоде сначала на форму ATC действует возрастающий эффект масштаба, и величина средних общих затрат убывает. Но по мере роста объемов производства этот эффект исчезает, и общие средние затраты начинают увеличиваться.
9.           Несовершенная конкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Чистая монополия — это единственный продавец, который вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции.Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.
Монополист. конкуренция— рынок, характ-ся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном.
Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действия конкурентов. Но так как объем продаж каждого производителя не так велик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Основным методом конкурентной борьбы в условиях монополистической конкуренции является реклама.
Вход на рынок монополистической конкуренции довольно свободен и определяется размерами капитала и возможностью отыскать свою нишу на потребительском рынке.
Фирмы производят несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. Производство влечет за собой более высокие издержки на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем произошло бы в условиях чистой конкуренции. Потребители не выигрывают от наибольшего объема производства и наименьшей цены, которые наблюдаются при имеющихся издержках. Действительно, фирмы должны назначать более высокую по сравнению с конкурентной цену в долговремен. периоде, для того чтобы добиться нормальной прибыли.
Неценовая конкуренция – конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими средствами.
Определение цены и объема пр-ва: В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек: МR = МС.

10.      Рынки капиталов. Капитал и процентный доход. Ссудный процент, спрос на заемные средства и их предложение. Воздействие ставки ссудного процента на инвестиционные решения. Дисконтирование и инвестиционные решения
Капитал — имеющиеся средства производства, которые созданы и создаются людьми. Какая-то часть капитала может принимать вполне осязаемые формы (оборудование). Мелиорация земли представляет собой другую форму капитала; она включает в себя производство ирригационных работ, что увеличивает плодородие почв. И, кроме того, знание, умение и опыт являются примером человеческого капитала того или иного индивида.
Все хозяйственные агенты — те, кто берет деньги в долг или предоставляет средства для займов на условиях возвратности за плату в виде процента — оперируют на рынках, которые экономисты называютрынками ссудного капитала. Капитал, приносящий проценты, — это ссудный капитал. Любой доход является процентом на капитал.
Доход капитализируется по формуле v= N/ i,
где v — капитализируемая стоимость, N — постоянные ежегодные доходы, i — норма процента.
Спрос на инвестиции — это спрос на заемные средства, а ссудный % есть цена заемных средств. Инструментами могут быть кредитные ресурсы и ценные бумаги.
Ставка ссудного % показывает какой % от взятой в кредит суммы будет уплачиваться за пользование ею. По сути это доход, который получает собственник временно свободных денежных средств, позволяя пользоваться ими другому лицу. Ставка ссудного % один из стимулов высоких темпов роста объема национального продукта и развития отдельных отраслей.
Уровень ставки ссудного % зависит от спроса на кредит, однако под воздействием множества факторов он дифференцируется.
На уровень % влияют сроки ссуды, количество ссужаемых денег, конкуренция на рынке капиталов. Важное значение имеет степень риска, чем он больше, тем ссудный % выше.
Величина спроса на денежный капитал снижается с ростом ставки %. В состоянии равновесия предельная производительность инвестируемого капитала = предельной норме временных предпочтений, т.е. показателю того, что теряет предел инвестор отказываясь от немедленного исполнения своих собственных средств. Тем самым обеспечивается максимизация отдачи от инвестиций в масштабе общества, делается ровно столько капиталовложений сколько дают отдачу большую чем издержки.
Инвестиции – это вложения материальных или финансовых ресурсов в реализацию определенного экономического проекта. Поскольку владельцам денежного капитала все равно куда вкладывать средства, рынок обеспечивает выравнивание доходности капиталовложений и единую ставку %.
Принятие любого инвестиционного решения включает в себя сравнение издержек и ожидаемой прибыли, рассматриваемые в течение определенного временного интервала. Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков – затрат и будущих доходов. Полезность доходов получаемых в будущем считается меньшей, чем сегодняшняя на текущие доходы к будущему можно получить %, поэтому нужно специальным образом пересчитывать будущие поступления путем дисконтирования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.