Ефимова М.В.
Впоследние годы в нашей стране наблюдается рост насилия, особенно средиподростков и молодежи. Это типичное явление для переломных моментов истории.Основную причину стоит, очевидно, искать в растущей бездуховности молодежи иподростков, неблаготворном влиянии средств массовой информации, особеннотелевидения, на формирующиеся умы и души. Мы можем говорить о “тлетворномвлиянии Запада”. В то же время в европейских странах накоплен богатый опытвоспитания подрастающего поколения.
Возможноли бороться с насилием безнасильственным путем? Ответ на этот вопрос можнонайти в недавней истории Германии. Тяжелая ситуация сложилась в ФРГ в конце80-х- начале 90-х годов. Она была обусловлена, с одной стороны воссоединениемВосточной и Западной Германии, с другой стороны вспыхнувшими конфликтами междунемцами и иностранцами, живущими в ФРГ.
Настроениянедовольства присутствием иностранцев, которые якобы занимают рабочие местанемцев, зрели давно. Среди молодежи увеличилось количество правых экстремистов,так называемых “skinheads”-бритоголовых. В ответ на это правительство ФРГсоздало специальную Независимую комиссию по предотвращению и устранениюнасилия, деятельность, которой в 1987-89 была направлена на изучение конфликтови применения насилия среди молодежи на улице, в школе, в семье. Результатомработы комиссии явились, в том числе учебные пособия ''Остановите насилие'' и''Демократия. Правовое государство. Насилие”. 1. На уроках социологии иполитики школьники под руководством учителей изучали такие проблемы как''правый экстремизм и его корни'', ''школа и насилие'', ''насилие, экстремизм итерроризм'', ''иностранцы в ФРГ''. Комиссией были подведены итоги опросанаселения и органов полиции, в которых большинство высказались забезнасильственное разрешение конфликтов.
Очевидно,что насилию и подчинению ему дети учатся еще в раннем возрасте в семье, водворе, в школе. Поэтому Педагогическим Центром Берлина был разработан проект“Школьно-педагогические меры по снижению насилия и готовности к нему средидетей и молодежи”, который начал претворяться в жизнь с 1990-91 гг. В проектвошли многосторонние исследования ученых-педагогов, учителей-практиков исоциальных педагогов по данной проблеме, которые были отражены в целом рядепубликаций, видеофильмах, фильмах на тему “школа и насилие”.
Особыйинтерес представляет, на наш взгляд, брошюра Джеми Уолкер “Безнасильственноерешение конфликтов в классе”, которая явилась результатомнаучно-исследовательской работы педагога, которая проводилась в 1987-91 гг. набазе основной школы им. Х. Цилле в Берлине. В семи классах с первого по шестойпроводились, как дети их называли, “уроки игры”, в течение семи месяцев 1-2раза в неделю.
ДжемиУолкер видит причину конфликтов между детьми и подростками в их нервозности,неспособности долго выдерживать напряжение, не реагируя непосредственно спомощью агрессии. Автор рассматривает различные типы конфликтов: внутри группыдетей одного пола, между мальчиками и девочками, между детьми разныхнациональностей, между учителями и учениками. Она приходит к выводу о том, чтодети и подростки просто не умеют, не научены мирно разрешать конфликты.Неприменение насилия определяется как основополагающий принцип, которыйисключает насилие в любой форме в межличностных, социальных и политическихотношениях.
Различаетсяперсональное и структурное насилие. Персональное насилие предполагаетнепосредственное субъектно-объектное отношение. Структурное насилие являетсяскрытой формой пренебрежения возможностей развития человека, которая частовоспринимается как естественная, иначе “социальная несправедливость. В школепримером структурного насилия может быть неравное отношение учителей к девочками мальчикам. Мальчикам уделяется две трети внимания. Таким образом, девочкамопосредованно дается понять, что они менее важны для учителя, что с годамиможет привести к снижению у девочек чувства собственного достоинства, кнеготовности защитить себя.
ДжемиУолкер определяет конфликт как столкновение интересов, потребностей или желанийдвух или более индивидуумом или групп, который может, но не должен разрешатьсяс помощью насилия. Для решения конфликта необходимо создание атмосферы доверия,уважения к каждой личности.
Сампроцесс разрешения конфликтов без использования силы Джеми Уолкер условноразделила на семь составляющих, семь элементов, лишь взаимопроникновениекоторых может обеспечить успешное решение проблемы: это,
уважениек себе и другим
умениеслушать и готовность понимать
интуиция,способность проникновения
самоутверждение
сотрудничествов группе
сознательностьи критическое мышление
фантазия,творчество, удовольствие
Уважениек себе и другим. Чтобы понять другого человека, необходимо прежде всегоуважать его, т.е. уважение является первой предпосылкой к разрешению конфликта.В то же время уважение к другому предполагает самоуважение. Самоуважение нужнои при отстаивании собственной точки зрения. Более робкие дети должныпочувствовать достаточно уверенности в себе, чтобы не бояться высказаться вгруппе.
Умениеслушать и готовность понимать. Ни одно творческое конструктивное решение неможет быть принято без готовности открыто высказать свое мнение и умениевыслушать мнение другого. При этом под умением слушать понимается умениевникнуть в позицию второй стороны. Ребенок может с вниманием слушать кого-либо,зная, что он также будет услышан и понят.
Поэтомутак необходима способность проникновения, интуиция. Часто нужно понять нетолько поведение человека, но и его причину.
Самоутверждениебез насилия не должно быть ни пассивным, ни агрессивным. Надо научить детей иподростков осуществлять свои желания и потребности, не принося вреда другим,самоутверждаться, защищать свои права оптимальным способом. Они должныпонимать, что может произойти, если кто-либо ведет себя агрессивно, илинаоборот, пассивно, не отстаивая свои интересы.
Сотрудничество.Разрешение конфликта возможно на основе мирного взаимодействия двух сторон.Поэтому так важно научить учитывать чужие потребности и желания, отодвигать назадний план свои собственные, пока не будет найдено совместное решение. Этоможет произойти тогда, когда дети поверят, что и другие готовы учитывать их потребностии желания.
Сознательностьи критическое мышление являются важнейшими аспектами безнасильственного решенияконфликтов. Они подразумевают не только способность критической оценкиконфликта, но и готовность изменить свое мнение на основании новой информацииили нового понимания ситуации. В основе многих конфликтов лежит неэффективноеобщение, и их можно разрешать подробным обсуждением проблемы.
Фантазия,творчество, удовольствие. Решающим фактором в разрешении конфликтов безприменения силы является поиск самостоятельных решений, без вмешательстватретьей стороны. При этом возможно рассмотрение любых самых фантастическихрешений проблемы. Часто учителя пытаются найти виноватого или навязать своюточку зрения, что не может привести к желаемому результату. Существует поройсразу несколько вариантов решения проблемы и естественное сопротивление детей,которым хочется найти свое. Фантазии и творчеству можно и нужно учитьсясознательно.
ДжемиУолкер подробно описывает дидактическую программу, в которой реализуютсяописанные выше аспекты. Проведение данной программы требует от учителей такихкачеств как уважение к ученикам, умение признать свои ошибки, гибкостьмышления, толерантность.
Дидактическаяпрограмма состоит из шести тематических сфер:
Знакомствои расслабление.
Укреплениечувства собственного достоинства
Коммуникация
Кооперация
Равноправноеобщение между мальчиками и девочками.
Решениеконфликтов без применения насилия
Каждаясфера включает в себя тематические коммуникативные, вербальные и подвижныеигры. Игры первой сферы используются в начале работы над проектом дляукрепления коллектива и в ходе всего проекта в качестве набольшихразвлекательных пауз.
Игрыи упражнения второй сферы “Укрепление чувства собственного достоинства” должныпомочь детям и подросткам осознать свою собственную значимость как личности.Признание здесь получается независимо от успехов в учебе. Эти игры помогаютодним раскрепоститься, другим — научиться сдерживаться. Интерес представляетигра “Место, где я чувствую себя хорошо”, в которой ребята рисуют это место, азатем описывают его.
Игрытретьей сферы “Коммуникация” должны дать детям понять, насколько эффективно ониобычно сообщают взрослым свои чувства, желания и потребности и как этот процессможно улучшить
Упражнениячетвертой части “Кооперация” призваны научить ребят совместно добиваться общейцели, вносить в работу малой группы свои идеи и учитывать идеи других.
Цельюигр пятой сферы является осознание детьми и подростками специфичных для каждогопола образа действия и проблем, а также ликвидация предубеждений в отношенияхмальчиков и девочек.
Игрышестой тематической сферы учат детей различным стратегиям безнасильственногорешения конфликтов.
ДжемиУолкер подчеркивает, что обучение безнасильственному решению проблем иконфликтов – сложный, долгий, многогранный процесс. Однако последовательноеиспользование игр разных сфер дает положительные результаты. Согласнонаблюдению автора, в подавляющем большинстве классов по окончании экспериментазначительно улучшились взаимоотношения между детьми и учителями, немецкимидетьми и детьми других национальностей, мальчиками и девочками. Положительныерезультаты проекта позволяют использовать его в условиях российской школы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru