Реферат по предмету "Сексология"


Половое воспитание российских школьников

Половое воспитание российских школьников
Концепция Российской Академии образования (проект)

В
самые сложные периоды развития страны российская семья проявляла высокую
стойкость и способствовала ее стабильности. Укрепление семьи — приоритетная
задача общества, и половое воспитание подрастающего поколения — одно из ведущих
направлений ее решения. Способность создавать крепкую семью и быть полноценными
родителями — качества, которые могут быть выработаны лишь целенаправленными
усилиями старшего поколения.

В
настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и
благополучием детей и подростков, основными причинами которой являются:
недостаточная нравственная устойчивость в сфере межполовых отношений,
отсутствие необходимых знаний в сфере здоровья, неспособность взрослых оказать
помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком.
Сегодняшнее положение — прямое следствие бесполой педагогики прошлых лет в столкновении
с экспансией «сексуальной революции».

Уже
с подросткового возраста увеличивается число болезней, передаваемых половым
путем. Рост числа венерических заболеваний, включая СПИД, в настоящее время
принял взрывообразный характер. Отмечается значительное число беременностей
несовершеннолетних, исходом которых являются аборты или юное материнство,
нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Растет
проституция несовершеннолетних. Поэтому необходимо более полное использование
воспитательных возможностей общества и школы в сфере нравственной ориентации
межполовых отношений и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного, и
способности быть полноценными родителями.

Половое
воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер,
направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения
к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному
развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям,
содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может
рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое
поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни.
Вместе с тем «половой вопрос» — это и социально-гигиеническая проблема,
связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их
семейного быта.

Сексуальность
— нормальное качество здорового человека. Реализация его сексуальных
возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах.
Половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу.

Сведения,
относящиеся к сфере межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений
иного рода тем, что они тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным
и физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества, Эти сведения
всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима.
Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать
школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.

Система
представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого
человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на
фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что
для одного является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это
касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и
того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и
искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет
деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

Ответы
на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в школе,
другие — из бесед с родителями, третьи — наедине с самим собой и хорошей
книгой.

Задача
школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая
бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно
опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и
характер физиологических сдвигов в организме учащихся.

В
половом развитии подрастающего поколения есть существенное противоречие,
которое определяет сложность полового воспитания. Это большой разрыв во времени
между половым и гражданским созреванием и еще больший — между половой зрелостью
и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении
созревают к 14—15 годам, большинство мальчиков к 16—17. Однако, половая
зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим
развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового
воспитания — сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии,
воспитать волю, умение руководить своими чувствами.

При
осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих
принципов:

Половое
воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями
учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.

Необходимо,
чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным
особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню
их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их
уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.

Учащиеся,
интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать
требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе из бесед с
приглашенными специалистами.

Семейные,
супружеские, интимные отношения — как бы их ни называть и какие бы аспекты их
не рассматривать, все это — различные уровни и формы духовного и физического
единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к
взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере
взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей — как черты личности —
необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания
учащихся, начиная с младших классов.

Половое
воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические вопросы,
включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости
будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также
соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных качеств человека
с определенными явлениями общественной жизни.

С
учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть
сформулированы следующим образом:

привитие
учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также
способности принимать осознанные решения;

формирование
у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и
ответственному родительству;

защита
(методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

обеспечение
учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность
понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям,
происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими
психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Объективная
сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом
противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и
общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя
предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной
революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений
целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а
индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного
предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы
нецелесообразно.

Необходимо
использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение
соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного
руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи,
медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Организационными
формами могут быть:

фрагменты
уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология,
литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить
соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия
по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как
предметов базисного учебного плана;

факультативные
занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям,
которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор
учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного
изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;

семинары
для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны
отвечать их запросам;

консультации,
организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Учитель
должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также
обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные
моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их
обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых
отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы
полового воспитания.

При
решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями
отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим
отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику.

Вопросы
межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами
здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере
межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода
за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и
репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов
в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в
соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность —
современной.

При
реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное
сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся.

Деятельность
школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой
особых центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи
подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть
ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае
необходимости воспользоваться их помощью.

Многие
предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались
на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий.
Достаточно отметить, в частности, трудности при реализации в школе предмета
«Этика и психология семейной жизни». Необходимо повышение компетентности учителя
в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно
ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и
родителей. Для студентов педвузов следует создать спецкурс с примерным
названием «Гигиеническое и половое воспитание с элементами сексологии» и
разработать соответствующее Руководство и пособия. Содержание этого курса
должно войти и в программу повышения квалификации учителей. Соответственно,
необходимо усиление работы по созданию книг и пособий для родителей. Лучшие из
этих книг должны быть включены в Федеральный комплект наряду с учебниками по
предметам.

Необходимо
предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме
полового воспитания учащихся России. Следует признать, что мы плохо знаем
подрастающее поколение с точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных
ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая
психология и не предполагали исследования подобных вопросов. Несомненно, что
наряду со скандальными проявлениями половой деморализации (см. выше) могут быть
обнаружены и тенденции противоположного плана, на которые следует опираться я.

Теоретически
сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового
(сексуального) просвещения. дело в том, что и первое, и второе основано на
информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне
знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация
способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и
устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому
отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда
легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для
того, чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в
яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также степень ее новизны и возраст,
в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть
нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.

Необходимо
учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы,
ситуации , воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо
нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе
и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому
подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии ,
даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».

Реализация
данной концепции потребует от педагогов и родителей совместных целенаправленных
усилий: лучшего знания учащихся и понимания мотивов их поведения, повседневной
и последовательной воспитательной работы. Необходимо также и повышение
сексологической грамотности старшего поколения — родителей и учителей в первую
очередь.

Концепция
разработана с учетом обсуждений на Проблемном совете РАО по вопроса полового
воспитания школьников. В работе этого Совета принимали участие специалисты в
области образования и здравоохранения, представители общественных и религиозных
организаций, средств массовой информации. В той или иной степени и форме их
мнение и содержание их выступлений учтены в тексте.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://iph.ras.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.