Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов-менеджеров

Экспериментальноеисследование коммуникативной компетентности студентов-менеджеров

 
Организация и методыисследования
В нашем исследованиипринимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной ГуманитарнойАкадемии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса.Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст который от 18 до22 лет. Гендерный состав обследуемых: 23 девушки и 20 юношей.
Исследование состоялоиз четырех этапов:
Первый этап. Исследованияс помощью дифференциально-диагностическогоопросника (ДДО), разработанного под руководством Е.А.Климова ипредназначенного для определения интересов и склонностей человека. В основеметодики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предметутруда, на который они (профессии) направлены. На данном этапе по результатамтестирования можно будет судить о направленности личности, ее увлечениях исклонностях. Мы сможем выявить соответствие выбранной профессии с личностнымиориентирами испытуемых. Е.А. Климов выделил следующие виды профессий:
1. Человек- Техника (Ч-Т).Труд людей этой группы профессийсвязан спреобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовлениедеталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях,слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные,работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевыхпродуктов); обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживаниеоборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортнымисредствами и строительными машинами); восстановлением (восстановление иремонт технического оборудования, изделий); изучением (контроль и анализкачества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек — Человек (Ч-Ч).Труд людей этой группы профессийсвязан с воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитательдошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебныхзаведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник,медицинская сестра); правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работникмилиции и т.д.); организацией людей, руководством и управлением ими(администратор, менеджер и пр.); изучением, описанием, исследованием другихлюдей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек — Знаковая система (Ч-З). Труд людей этой группы профессийсвязан с преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист,почтальон и пр.); шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист,радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.); управлениемдвижения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.); составлением и хранениемдокументации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.); восстановлением,устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек — Природа (Ч-П). Труд людей этой группы профессийсвязан с преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевойпромышленности, рыбообработчик и пр.); обслуживанием, охраной флоры и фауны(работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.); заготовкойпродуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном,зоотехник и пр.); восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог ипр.).
5. Человек — Художественный образ (Ч-Х). Труд людей этой группы профессийсвязан с преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер,художник, режиссер, композитор и пр.); исполнением, изготовлением изделий пообразцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир,реставратор, оформитель и пр.); с воспроизведением, копированием, размножениемхудожественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
На второмэтапе исследования мы использовали тест «Ваш стиль общения», разработанный В.М.Шепелем. По результатам исследования данной методики уровень общительностииспытуемых можно соотнести с тремя стилями общения:
1. 34 балла именее. Низкийуровень общительности. Замкнутость, стеснительность, боязнь критики – основныехарактеристики людей данной категории.
2. 35-44балла. Средний уровеньобщительности. Адекватная оценка своих способностей, восприятия критики, умениеподдержать беседу, вести переговоры.
3. 45 баллови более. Высокий уровеньобщительности. Данной категории людей присущи агрессивность, наглость,демонстративность, желание добиться успеха любыми методами.
На третьемэтапе исследования мы использовали методику Ряховского «Оценка уровня общительности».Согласно его опроснику по результатам исследования испытуемым присущи следующиеуровни развития коммуникабельности:
30-31 очко. Низкий уровень. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда,так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людямнелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество,поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если неввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете этуособенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесьтолько таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера.Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдругполную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Ниже среднего. Вы в известной степени общительны и внезнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас непугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутахучаствуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, безвсякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-28 очков.Средний уровень. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотнослушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваетесвою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете навстречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний;экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Выше среднего. Вы весьма общительны (порой, быть может, дажесверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам,что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новымлюдьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотяне всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вамнедостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезнымипроблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очка. Высокий уровень. Вы, должно быть, «рубаха-парень».Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите приниматьучастие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас мигреньили даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о немповерхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь залюбое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самойпричине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской исомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 очка и менее. Вашакоммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны,вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судитьо проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы частобываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Серьезная работа недля Вас. Людям – и на работе, и Ома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вамнадо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себетерпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайтео своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
На четвертомэтапе исследования проводился анализ результатов тестирования, построениедиаграмм и интерпретация полученных данных. Результаты по отдельным методикамсопоставляются, делаются выводы, на основе которых разрабатывались рекомендациипо повышению уровня коммуникативной компетенции менеджеров как условияэффективной профессиональной деятельности.Анализ результатовисследованияРезультатынашего исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результатыисследования уровня коммуникативности студентов-менеджеров№ испыт. Количественные данные по результатам тестирования Тест 1 Тест 2 Тест 3 1             Ч-Ч 45 баллов 11 баллов 2             Ч-З 35 баллов 15 баллов 3             Ч-П 33 балла 21 балл 4             Ч-Ч 49 баллов 5 баллов 5             Ч-Ч 51 балл 12 баллов 6             Ч-Ч 52 балла 13 баллов 7             Ч-Ч 52 балла 5 балов 8             Ч-Ч 46 баллов 9 баллов 9             Ч-З 36 баллов 15 баллов 10           Ч-З 40 баллов 21 балл 11           Ч-З 39 баллов 13 баллов 12           Ч-П 43 балла 20 баллов 13           Ч-Ч 44 балла 15 баллов 14           Ч-Х 25 баллов 25 баллов 15           Ч-Ч 36 баллов 10 баллов 16           Ч-Ч 44 балла 16 баллов 17           Ч-Ч 33 балла 15 баллов 18           Ч-Ч 45 баллов 8 баллов 19           Ч-Ч 39 баллов 13 баллов 20           Ч-Ч 28 баллов 18 баллов 21           Ч-Ч 41 балл 12 баллов 22           Ч-Ч 48 балла 13 баллов 23           Ч-Ч 44 балла 5 балов 24           Ч-Ч 44 балла 9 баллов 25           Ч-Ч 36 баллов 15 баллов 26           Ч-Ч 40 баллов 21 балл 27           Ч-Т 31 балл 13 баллов 28           Ч-З 35 баллов 20 баллов 29           Ч-З 43 балла 12 баллов 30           Ч-Т 46 баллов 13 баллов 31           Ч-Ч 43 балла 5 балов 32           Ч-Ч 41 балл 9 баллов 33           Ч-Ч 42 балла 15 баллов 34           Ч-Ч 44 балла 11 баллов 35           Ч-Ч 39 баллов 15 баллов 36           Ч-Ч 36 баллов 21 балл 37           Ч-Ч 41 балл 5 баллов 38           Ч-З 34 балла 12 баллов 39           Ч-З 38 баллов 13 баллов 40           Ч-Х 31 балл 5 балов 41           Ч-Ч 45 баллов 9 баллов 42           Ч-З 42 балла 15 баллов 43           Ч-Ч 35 баллов 21 балл
Анализируя полученныеданные по результатам исследования уровня коммуникативной компетенциистудентов-менеджером и соспоставляя их с данными исследования средитоп-менеджеров среднего звена в г.Старый Оскол (по данным РА «МедиаПланер»)можно сделать вывод, что одним из факторов успешности профессиональнойдеятельности менеджеров является развитие навыков делового общения.
/>
В условиях динамично развивающегося российского рынка особоезначение приобретает коммуникативная компетенция менеджера, в силу еезначительного влияния на успешность руководства организацией. Важность наличияу руководителя навыков общения отмечают многие авторы, в том числе и крупнейшийамериканский специалист Стогдилл [1]. Доказано, что способность ккоммуникативной организации профессиональной деятельности определяет степеньпрофессионализма менеджера, обеспечивает эффективный выбор действий длядостижения целей через умение профессионального общения. Поэтомукоммуникативная компетенция является одной из определяющих степеньпрофессионализма менеджера [2]. В то же время специалисты по персоналу,агентства, занимающиеся бизнес-программами, бизнес-издания отмечают, чтоначинающим менеджерам не хватает социальных умений и навыков коммуникации,необходимых для эффективного руководства [3, 4, 5, 6, 7]. В связи с этимактуальным является развитие коммуникативной компетенции как у студентовстарших курсов, обучающихся по специальности «менеджмент», так и у начинающихменеджеров.
Эффективность обучения, обеспечивающего развитие коммуникативнойкомпетенции, во многом зависит от правильно подобранных методовобучения, т.е. от способа воздействия на слушателей для достижения поставленныхцелей обучения [8]. К методам обучения, которые целесообразно использовать дляразвития коммуникативной компетенции относят традиционные методы, методыактивного обучения, методы обучения на рабочем месте, тренинги, методыдистанционное обучение.
Традиционныеметоды обучения полезны при передаче информации опсихологии людей, о методах и приемах, используемых в общении. К традиционнымметодам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельнуюработу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизитьзатраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической идиалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковуюкультуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенциитрадиционные методы наименее эффективны.
Большиевозможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методахактивного обучения. К таким методам относят групповые дискуссии, case-study(разбор практических ситуаций), баскет-метод (принятие решения на основеполученной информации), деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможностьмоделировать реальные ситуаций и разнообразные аспекты профессиональнойдеятельности, находить решение конкретной задачи и ощутить последствия принятыхрешении [9, 10]. Методы активного обучения весьма эффективны, посколькупозволяют слушателям отработать навыки межличностного общения в типичныхрабочих ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение инаходить альтернативные способы решения проблем.
Всовременных социально-экономических условиях менеджеру необходимо постоянноповышать свой профессиональный уровень. К методам обучения на рабочем местеотносяткоучинг (обучение своих коллег профессиональному мастерству), наставничество(развитие подопечного в рамках профессии, помощь в построении карьеры и вопределении жизненных целей), стажировку (наблюдение за работой специалистовразных подразделений компании и выполнение задания под их руководством) иротацию (перемещение специалиста из одного подразделения в другое дляознакомления с различными направлениями работы организации) [11, 12, 13, 14]. Спомощью этих методов сотрудники смогут проанализировать и переосмыслитьсобственный опыт коммуникации, будут мотивированны вести себя определеннымобразом, освоят некоторые коммуникационные навыки в процессе общение сколлегами.
Тренингможновыделить как отдельную категорию в классификации методов обучения, так как онсочетает в себе активные методы наряду с традиционными методами. Информативнаячасть тренинга состоит из коротких лекций, а практическая часть может включатьв себя деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор практическихситуаций, что способствует более эффективному развитию коммуникативнойкомпетенцией. Этот метод обучения закрепляет и развивает необходимые знания,умения и навыки, изменяет отношение участников тренинга к собственному опыту иприменяемым в работе подходам в процессе проживания или моделированияспециально заданных ситуаций.
Тренингопределяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека моделиуправления своим поведением и деятельностью. Это многофункциональный методпреднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с цельюгармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг – эточасть планируемой активности организации, направленной на увеличениепрофессиональных знаний и умений, на модификацию аттитюдов и социальногоповедения персонала способами, сочетающимися с целями организации итребованиями деятельности [15]. Этот инструмент развития является планомерноосуществляемой программой разнообразных упражнений с целью формирования исовершенствования умений и навыков, повышения эффективности профессиональнойдеятельности. От других инструментов обучения тренинг отличаетсяограниченностью целей (применяется для достижения строго определенных, узкихцелей), поведенческой направленностью (помогает не столько расширить знаниясотрудников, сколько отработать определенные образцы и модели поведения),прикладным характером (больше, чем другие методы обучения, служитнепосредственному решению практических задач) [16]. Тренинг помогает осознатьсвои сильные и слабые стороны в учебной обстановке, максимально приближенной креальной действительности [17].
Тренингдает возможность поддерживать высокую активность и внимание участников спомощью специальных техник, отрабатывать на практике знания и умения,обмениваться опытом во время обсуждений [18]. Этот метод обучения наиболееэффективен для развития коммуникативной компетенции.
Повсеместновнедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют,электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемогоматериала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение можетспособствовать существенному снижению расходов на развитие персонала. Этоособенно важно для крупных и географически распределенных организаций сдесятками и сотнями тысяч сотрудников [19]. Дистанционное обучение позволяетсокращать время обучения на 30-50% и повышать прочность запоминания материалана 80% по сравнению с другими методами обучения [20].
Взависимости от средств передачи информации можно выделить:
1.        обучениечерез сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственногоучастия преподавателя;
2.        обучениепосредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когдапреподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сетиИнтернет (синхронный режим);
3.        обучениес использованием технологии видеоконференцсвязи (синхронный режим), позволяющеесократить командировочные расходы и уменьшить временные затраты.
Выборвида дистанционного обучения зависит от зрелости технологии или программногопродукта, цены, экономического выигрыша и удобства использования. Следуетобратить внимание на то, что большой процент слушателей (около 85%) незавершают свое обучение [21]. Поэтому при дистанционном обучении следуетучитывать человеческий фактор и обеспечивать мотивацию сотрудников.
Каждыйиз рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимоучитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции менеджеранаиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Этокомбинация дистанционного обучения с другими методами обучения, которыеосуществляются под непосредственным руководством преподавателя или наставника.Дистанционное обучение следует использовать на первом этапе, когда обучаемыенакапливают знания о технологии эффективной коммуникации. Больше всего здесьподходит обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме безнепосредственного участия преподавателя и обучение с использованием технологиивидеоконференцсвязи в синхронном режиме. Можно их комбинировать с традиционнымиметодами. На последующих стадиях обучения, где происходит отработкакоммуникативных навыков и рефлексия участников, больше подходят методыактивного обучения.
Такимобразом, для развития коммуникативной компетенции менеджера следует сочетатьтрадиционные методы обучения и дистанционное обучение с активными методами итренингами. Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Еслиграмотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективноразвивать профессионально-коммуникативные умения. Традиционные методы идистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и уменияв области коммуникации. Активные методы и тренинги позволят овладеть навыкамипрофессионального общения, поработать над личными качествами, относящимися ккоммуникативной компетенции.

Источники и списокиспользованной литературы
 
1.        Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. –376с.
2.        Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2005. – С.126.
3.        Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институтпрактической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
4.        Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5.        Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 1996.
6.        Давыдов В.В. К проблеме совершенствования методов подготовкируководителей / В.В. Давыдов, B.C. Лазарев, С.Д. Неверкович // Психологияработы с персоналом в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / Под ред.Л.В. Винокурова. — СПб.: Питер, 2001.-С. 356-357.
7.        Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.-Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
8.        Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение впрактическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
9.        Зникина Л.С. Формирование профессионально-коммуникативнойкомпетенции менеджеров / Л.С. Зникина, Г.В. Неупокоева. – Екатеринбург:Уральский гос. пед. ун-т, 2004. – 145 с.
10.      Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.
11.      Крупник Е.П., Сирова Т.Б. Теоретические аспекты психологическойкультуры межличностных взаимоотношений // Мир психологии. – 2001. № 3, с. 40
12.      Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшенияобщения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
13.      Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).-Иркутск. “Символ”, 1995.- 608с.
14.      Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакциейАндреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
15.      Основы социально-психологической теории. Под редакцией БодалеваА.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
16.      Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.-216с.
17.      Психология и этика делового общения. – М., 1997.
18.      Раковский СМ., Самуйлова Л.Э. Обучение и развитие персонала в компании:методическое пособие: проект журнала Справочник
19.      Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения дляменеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.С. 23.
20.      Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФА-М;Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
21.      Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.- 220с.
22.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”,1995.-736с.
23.      Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие длястудентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическаяакадемия,1994.-222с.
24.      Чистякова М.И. Психоглинастика.М.: Просвещение: Владос,1995.-160с.
Приложение 1«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов
 
Инструкции: Методика представляет собой опросникиз двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и“б”). Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбратьтолько один вид. 1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Приложение 2Тест:«Ваш стиль общения»
Нам редкоудается взглянуть на себя «со стороны», а ведь у каждого человекасуществует своя излюбленная манера общения — то, что обычно называют стилем.Ваш стиль общения поможет определить данный тест. На каждые из 20-ти вопросовданы 3 варианта ответов: выберете тот, который вас устраивает.
1.        Склонныли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?
a.         Всегда.
b.        Иногда.
c.         Никогда.
2.        Каквы ведете себя в критической ситуации?
a.         Внутренне«кипите».
b.        Сохраняетеполное спокойствие.
c.         Теряетесамообладание.
3.        Какимсчитают вас коллеги?
a.         Самоуверенными завистливым.
b.        Дружелюбным.
c.         Спокойными независтливым.
4.        Каквы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
a.         Примитеее с некоторыми опасениями.
b.        Согласитесьбез колебаний.
c.         Откажитесеьот нее ради собственного спокойствия.
5.        Каквы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашегостола бумагу?
a.         Выдадитеему «по первое число».
b.        Заставитевернуть.
c.         Спросите,не нужно ли ему еще что-нибудь.
6.        Какимисловами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работыпозже обычного?
a.         Чтотебя так задержало?
b.        Гдеты торчишь допоздна?
c.         Яуж начал(а) волноваться.
7.        Каквы ведете себя за рулем автомобиля?
a.         Стараетесьобогнать машину, которая «показала вам хвост».
b.        Вамвсе равно, сколько автомобилией вас обогнало.
c.         Мчитесьс такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8.        Какимивы считаете свои взгляды на жизнь?
a.         Сбалансированными.
b.        Легкомысленными.
c.         Крайнежесткими.
9.        Чтовы предпринимаете, если не все удается?
a.         Пытаетесьсвалить вину на другого.
b.        Смиряетесь.
c.         Становитесьвпредь осторожнее.
10.     Каквы реагируете на фельетон о случаях распущенности в среде совремеенноймолодежи?
a.         Порабы уже запретить молодежи такие развлечения.
b.        Надосоздать возможность для молодежи организованно и культурно отдыхать.
c.         Ичего мы столько возимся с молодежью?
11.     Чтовы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
a.         Изачем я только на это нервы тратил(а)?
b.        Видимо,этот человек начальнику приятнее.
c.         Можетбыть, мне это удастся в другой раз.
12.     Какиечувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
a.         Страха.
b.        Скуки.
c.         Искреннегоудовольствия.
13.     Каквы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и вы опоздали на важноесовещание?
a.         Будетенервничать во время совещания.
b.        Попытаетесьвызвать снисходительность партнеров.
c.         Огорчитесь.
14.     Каквы относитесь к своим спортивным увлечениям?
a.         Обязательностараетесь выиграть.
b.        Ценитеудовольствие почувствовать себя вновь молодым.
c.         Оченьсердитесь, если проигрываете.
15.     Каквы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?
a.         Стерпите,чтобы избежать скандала.
b.        Вызовитеметрдотеля и сделаете ему замечание.
c.         Отправитесьс жалобой к директору ресторана.
16.     Каквы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?
a.         Поговоритес учителем.
b.        Устроитескандал родителям ребенка, обидевшего вашего.
c.         Посоветуетеребенку дать сдачи.
17.     Какойвы человек?
a.         Средний.
b.        Самоуверенный.
c.         Пробивной.
18.     Чтовы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
a.         Простите,это моя вина.
b.        Ничего,пустяки.
c.         Аповнимательнее вы не можете быть?
19.     Каковаваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?
a.         Когдаже, наконец, будут приняты конкретные меры?
b.        Надобы ввести суровые наказания!
c.         Нельзяже все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
20.     Какоеживотное вы любите?
a.         Тигра.
b.        Домашнююкошку.
c.         Медведя.

Приложение 3«Оценка уровня общительности» Ряховского
Этот тестпоможет вам определить уровень вашей общительности. Отвечать на вопросы следуетиспользуя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». Отвечайте быстро иоднозначно.
1.        Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ееожидание из колеи?
2.        Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить сдокладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или томуподобном мероприятии?
3.        Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4.        Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда небывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.        Любили ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.        Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться кВам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.        Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людямразных поколей трудно понимать друг друга?
8.        Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть Вамденьги, которые занял несколько месяца назад?
9.        В ресторане либо в кафе Вам подали явно недоброкачественное блюдо.Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10.     Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите сним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.     Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (вмагазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться отсвоего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12.     Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрениюконфликтных ситуаций?
13.     У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценкипроизведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этотсчет Вы не приемлите. Это так?
14.     Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точкизрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и невступать в разговор?
15.     Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в томили ином служебном вопросе или учебной теме?
16.     Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) вписьменной форме, чем в устной?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :