Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинский ГосударственныйТехнический Университет
КАФЕДРА «Экономической теории»
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему: «Государственный бюджет Казахстана:проблемы финансирования и использования»
Караганда –2008
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитииэкономической структуры любого современного общества играет государственноерегулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономическойполитики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственныйбюджет. Именно посредством финансовой системы государство образуетцентрализованные и воздействует на формирование децентрализованных фондовденежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые вРеспублике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферугосударственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходованияресурсов государства, дает политической власти реальную возможностьвоздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку,стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальнуюподдержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджет — важная предпосылка и средство осуществлениявоспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализациисоциальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулированиянаучно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иныхгосударственных функций. Соответственно, нормальное функционированиехозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений,без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, безналичия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход кэкономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокойреконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей,скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального иместного уровня, внебюджетных фондов.
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету иналогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государствомчленам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночнымвоззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формируетбюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага,общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукцияоборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования,управления).
Актуальность данной курсовой работы в том, что успехэкономического реформирования в Казахстане в большой степени зависит от того, вкаких направлениях пойдет преобразование системы государственного бюджетареспублики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиямвремени.
Целью данной курсовой работы является анализгосударственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества,его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы ибюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующиезадачи:
1) Изучениетеоретического материала по формированию и использованию государственногобюджета;
2) Анализпрактических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджетаРеспублики Казахстан;
3) Исследованиемакроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
4) Выявление путейсовершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.
Объектом исследования является государственный бюджетРеспублики Казахстан.
Предметом исследования:анализ статистического материала по динамике доходов и расходовгосударственного бюджета Республики Казахстан.
В качествеметодологической базы при написании курсовой работы были использованы трудыизвестных казахстанских авторов, а также данные Министерства ФинансовРеспублики Казахстан.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 1.1 Экономическая сущность и роль государственногобюджета
Распределительный процесс осуществляется, как известно, вдвух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостномраспределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджети т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс,осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичноераспределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно,финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.
Существование бюджета в качестве самостоятельной сферыраспределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждаетсяв соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средствнеобходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всегонародного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитиеэкономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовыхресурсов между составляющими его звеньями в интересах оптимальной структурыпроизводства. [1, с.69]
Существованиеспецифической бюджетной среды стоимостного распределения обусловлено такжеприродой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованныхсредствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, дляпроведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решениязадач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.Cсовокупность этих финансовыхотношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет»,объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенноговоспроизводства, природой и функциями государства.
В государственном бюджетереально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляетсягосударством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государствуобеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства,добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры,формировать в необходимых размерах средства для первоначального развитияпрогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются нарешающих участках экономического и социального развития, подготавливая условиядля успешной реализации экономической и социальной политики государства. [2,с.142]
Как особая областьстоимостного распределения государственных бюджет выполняет специфическоеобщественное назначение – служит удовлетворению общегосударственныхпотребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширениюпроизводства, связанные с необходимостью ускорения научно-техническогопрогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальнойструктуре общественного производства; образуются резервные фонды вобщегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производствуиздержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворениюколлективных потребностей и формированию фондов для содержаниянетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии,затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.
Итак, государственныйбюджет характеризуется следующими чертами:
— является особойэкономической формой распределительных отношений, связанной с обособлениемчасти стоимости общественного продукта, национального дохода, валовоговнутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворениеобщегосударственных потребностей;
— предназначен дляперераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориямистраны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов,опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости ифинансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
— выражает такую стадиюстоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движениемобщественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном«отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве инепроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются стоварно-денежными;
— пропорции и формыбюджетного распределения стоимости общественного продукта определяютсяпотребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими передобществом на каждом историческом этапе его развития;
— область бюджетногораспределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущуюроль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующихсубъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета сдругими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с егопомощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического,социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета настоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственнойсферы. [4, с.121]
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводствеопределяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджетараспределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежныесредства между различными отраслями народного хозяйства, секторамипроизводства, сферами общественной деятельности, экономическими районами итерриториями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономикув целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства.Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства,выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются дляобеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного(в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетноефинансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновьвводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяетбюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельныхпредприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности. [6, с.41]
Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфереявляются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития.Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственныхисточников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государствана просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру иискусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведениесоциально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большоезначение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслейнепроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственнойсферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фондапотребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.
1.2 Состав доходов и расходовгосударственного бюджета
Функционирование бюджета, связанное с формированием ииспользованием централизованного фонда денежных средств государства, происходитпосредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Онивыражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны,как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходыобеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходыраспределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственнымипотребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят отнаправлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства,осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях.При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы иметоды формирования доходов и осуществления расходов.
Подробный перечень и группировка доходов и расходовопределяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — этосистематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однороднымпризнакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органовгосударства. [7, с.72]
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связьбюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социальногоразвития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организацийи учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводныесметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.
Доходы классифицируются по четырем подразделениям:категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговыепоступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом;полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственныхинвестиций; общее финансирование.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядкевсе большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступленияхкласс означает налоговую группу, подкласс — вид налога, специфика — конкретноплательщика или объект налога.
В расходах предусмотрена функциональная и экономическаяклассификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются нашесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение,программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификацияпредставляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий иучастников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их поэкономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс,специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы,предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняютназначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товарыи услуги — заработная плата рабочих и служащих — основная заработная платарабочих и служащих.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко иадресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокойоперативности управления с применением средств автоматизации. [8, с.64]1.3 Бюджетный дефицит испособы его регулирования
В каждом бюджете желательно уравновесить, то естьсбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и присоставлении бюджета основным вопросом является достижение такого состоянияденежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходамиобразует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашениегосударственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств(в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств,образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году,зачисляются на специальные счета правительства республики и местныхисполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности,а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. [9,с.81]
При отсутствии такой необходимости решения обиспользовании данных средств принимаются соответствующими администрациями.Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета.Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояниефинансов. Если уровнем дефицита считается 2—3% от величины валового внутреннегопродукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпускагосударственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном ихроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства,которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностейтоварооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законовденежного обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненногоуровня населения. [11, с.94]
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а егоналичие вызывается следующими причинами:
1) общий спад производства в народном хозяйстве страны;
2) рост издержек общественного производства;
3) чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемыхтоварными массами;
4) преобладание в расходах бюджета значительныхсоциальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
5) большие объемы финансирования военных расходов, насодержание военно-промышленного комплекса, на управление;
6) крупномасштабный оборот «теневой» экономики;
7) непроизводительные расходы и потери в народномхозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетногодефицита:
1) государственные займы;
2) увеличение налогообложения;
3) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как впрямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно — путем выпускаказначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческимбанкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатораувеличивают количество денег в обращении. [12, с.49]
Фискальная политика в отношении бюджетного дефицитаосновывается на трех концепциях.
1. Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался цельюфискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую,антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджетаможет даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы ипадении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. Вэтом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повыситьставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить обаэти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падениепроизводства.
Политика сбалансирования бюджета может также усилитьинфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматическиувеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишкагосударство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либоувеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Влюбом из этих случаев усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласноэтой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно.Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличиваетрасходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономикигосударство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетныеизлишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом,проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета втечение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, чтоспады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что можетнарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция функциональных финансов состоит в том, чтоих целью является балансирование экономики в целом для достижениямакроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости.Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей,допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так ибюджетных излишков.
Такимобразом, после изучению теоретического материала по государственному бюджетуможно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовымпланом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, даетполитической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Бюджет,являясь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти иутверждаемых другой, выполняет утилитарную функцию — фиксирует избранныйгосударством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению косуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК 2.1 Анализ государственных доходов РК
Доходы бюджета выражаютэкономические отношения, возникающие у государства с предприятиями,организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формойпроявления этих экономических отношений служат различные виды платежейпредприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а ихматериально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые вбюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатомраспределения стоимости общественного продукта между различными участникамивоспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшегораспределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибопоследняя используется для формирования бюджетных фондов территориального,отраслевого и целевого назначения.
По состоянию на 1 ноября2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8млрд. тенге (приложение).
План государственногобюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % илиперевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.тенге, или на 41,3% (рисунок 1). Поступления от продажи основного капитала не исполненына 20,0 млрд. тенге. [15,с.1]

/>
Рисунок 1 — Отношениеденежных доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан заянварь-сентябрь 2008 г.
За отчетный период 2008года неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось:
— по корпоративномуподоходному налогу при плане 719,1 млрд.тенге в бюджет поступило 708,9млрд.тенге, или 98,6%. Недоисполнение на 10,2 млрд.тенге, связано со сдачейдополнительных расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чегообразовалось переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщикамиоплата налогов не производилась;
— по социальному налогупри плане 209,3 млрд. тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге, или 97,4%.Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки на 30% с 1 января2008 года.
— по налогу надобавленную стоимость (НДС) неисполнение плана составило 40,6 млрд. тенге, втом числе: НДС на ТВП неисполнен на 96,0% или недоисполнение на 6,2 млрд.тенге,НДС на импортируемые товары исполнен на 92,3% или недоисполнение — 34,4млрд.тенге. [15, с.2]
Вместе с тем по следующимвидам налогов наблюдается перевыполнение плана, так по индивидуальномуподоходному налогу – 7,9 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,4 млрд. тенге, налогуна транспортные средства – 1,8 млрд. тенге, поступлениям за пользованиеприродных и других ресурсов – 13,2 млрд. тенге, налогу на международнуюторговлю и внешние операции — 65,0 млрд.тенге.
По налогам с заработнойплаты исполнение плана обусловлено ростом налогооблагаемой базы: рост фонд заработнойплаты за январь-сентябрь т.г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 годасоставил 21,0%, среднемесячной заработной платы — 17,9%.
Так, план поиндивидуальному подоходному налогу исполнен на 103,7%, при плане 212,6 млрд. тенгев бюджет поступило 220,5 млрд.тенге (таблица 1).
Таблица 1 — Исполнениедоходов государственного бюджета по налоговым поступлениям на 01.11.2008 года,тыс. тенге
  Наименование платежа Факт РБ на 1.11.2007 г. План РБ на 01.11.2008 г. Факт РБ на 01.11.2008 г. Отклонение
темп роста,
в %
  1 2 3 4 5 6
  Налоговые поступления 1 261 650 577 1 638 245 156 1 653 975 577 15 730 421 131,1
  Корпоративный подоходный налог 532 460 662 719 147 827 708 904 832 -10 242 995 133,1
  Налог на добавленную стоимость 525 231 385 600 304 573 559 698 119 -40 606 454 106,6
  1) НДС на товары внутреннего производства 148 661 033 155 382 634 149 166 612 -6 216 022 100,3
  2) НДС на импортируемые товары, всего 376 570 352 444 921 939 410 531 507 -34 390 432 109,0 Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
  /> /> /> /> /> /> /> />
По налогу на имуществоплан исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге в бюджет поступило 57,0млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. [15, с.3]
По налогу на добавленнуюстоимость при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или 93,2%, в том числе:
— по налогу надобавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 155,4 млрд.тенге в бюджет поступило 149,2 млрд.тенге, исполнен на 96,0%. По состоянию на 1ноября 2008 года возмещение из бюджета составило 177,3 млрд.тенге.
— по налогу надобавленную стоимость на импортируемые товары при плане 444,9 млрд.тенге вбюджет поступило 410,5 млрд.тенге, или исполнен на 92,3%. Невыполнение планасвязано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительнойи других отраслях экономики.
Всего по акцизам приплане 51,1 млрд. тенге в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%,неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на импортируемыетовары за счет снижения объемов покупательской способности подакцизныхавтомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на роскошныеавтомобили с большими объемами двигателя импорта;
По поступлениям заиспользование природных и других ресурсов при плане 108,8 млрд. тенге в бюджетпоступило 122,0 млрд. тенге, план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том числе:
Таблица 2 — Исполнениедоходов бюджета за использование природных и других ресурсов на 01.11.2008 годав сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
  Наименование платежа Факт РБ на 1.11.2007 г. План РБ на 01.11.2008 г. Факт РБ на 01.11.2008 г. Отклонение
темп роста,
в %
  Поступления за использование природных и других ресурсов 53 900 515 47 566 906 51 110 363 3 543 457 94,8 Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

— пороялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило  17,0 млрд. тенге, или102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполненияПрограммы добычи недропользователями;
— по плате за эмиссию вокружающую среду при плане 55,9 млрд. тенге в бюджет поступило 65,3 млрд.тенге,или 116,9%, обусловленные крупными поступлениями за сверхлимитные выбросы вокружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность впорядке специального природопользования, а также введением утвержденныхпостановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.07г. № 1314 базовыхи предельных ставок платы по эмиссии в окружающую среду.
Недоисполнение плананаблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являютсяразовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит отзаключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаруженийполезных ископаемых на контрактных территориях. [15, с.4]
По налогам намеждународную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как исущественный рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТПна сырую нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с17.05.2008г.) дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составилипорядка 189,8 млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей,взимаемых таможенными органами.
По неналоговымпоступлениям при плане на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактическипоступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).

Таблица 3 — Исполнениедоходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 годав сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенгеНаименование платежа Факт РБ на 1.11.2007 г. План РБ на 01.11.2008 г. Факт РБ на 01.11.2008 г. Отклонение
темп роста,
в % Поступления трансфертов 391 572 278 543 153 970 541 035 127 -2 118 843
  Неналоговые поступления 132 460 739 38 627 266 57 133 661 18 506 395 43,1
  Поступления от продажи основного капитала 7 222 407 7 788 016 6 222 845 -1 565 171 86,2
  Государственная пошлина 8 766 936 8 712 381 7 599 260 -1 113 121 86,7
  Прочие налоги 898 868 9 828 33 717 23 889 0,0
  Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
  /> /> /> /> /> /> /> />
Основноеперевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендовпо итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 годав сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, покоторым план в отчетном периоде не устанавливался.
По поступлениям отпродажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге.Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков,что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднениемв получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продажквартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второгоуровня республики.
Всего с начала года посостоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяногосектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.
Гарантированный трансфертиз Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 годаперечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализациибюджетных программ развития. [15, с.5]
Возникновение новогорыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавилоказахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственногобюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночнойэкономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.
Ситуация неплатежеспособностив сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются всистемно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностьюпредприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; сниженииреального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политикинепрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение навторостепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкойсобираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.2.2 Анализ расходовгосударственного бюджета РК
Врасходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладаетфинансирование социальной инфраструктуры — образования, здравоохранения, социальнойзащиты населения (45,4%), из экономических отраслей — транспорта и связи. [16,с.3]
Функциональнаягруппа — расходы на оборону — означает финансирование затрат на гражданскуюоборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Достаточновелик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств изместных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случаереспубликанскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи сболее высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеютналоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровеньналоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются длявыравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальныхединиц.
Таблица4 — Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)Категории поступлений и функциональные группы расходов Сумма, млрд. тенге Удельный вес, % Расходы 299,3 100,0 Государственные услуги общего характера  10,4 3,5 Оборона  4,2 1,4 Общественный порядок и безопасности 11,3  3,7 Образование  71,1 23,5 Здравоохранение  46,7  15,5 Социальное обеспечение и социальная помощь  20,0 6,6 Жилищно-коммунальное хозяйств 22,0 7,3 Культура, спорт, информационное пространство 12,8   4,2 Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйствои охрана окружающей среды   2,6 0,9 Промышленность, строительство и недропользование  0,6  0,2 Транспорт и связь  20,9  6,9 Прочие  22,1 7,3 Обслуживание долга 0,4  0,1 Официальные трансферты  54,2 17,9 Кредитование  3,1 1,0 Дефицит (профицит) бюджета  +11,2 Финансирование дефицита (использование профицита) 3,6 Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008
Чтокасается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общейдоли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениямфинансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающееместо (рисунок 2):
— жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
— здравоохранение — 86,1%;
— образование — 84,0%;
— культура, спорт, информационное пространство — 73,2%;
— транспорт и связь — 62,8%.
Довольнозначительны объемы расходов по другим группам:
— финансирование экономики в целом — 46,4%;
— управление (государственные услуги общего характера) — 29,9%;
— общественный порядок и безопасность — 23,4%.
/>
Рисунок2 — Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельнымфункциональным группам
Состави структура поступлений и расходования средств государственного бюджета РеспубликиКазахстан зависят от факторов, определяющих степень социально-экономическогоразвития административно-территориальной единицы: наличия производственныхобъектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры,статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.
Аналогичнаситуация внутри местного уровня — в бюджетах городов, районов. Так, в бюджетеКарагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% — на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений,соответственно, 40% и 60%, неналоговых — 27% и 73%, то есть в пользу низовыхбюджетов, а субвенций — 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетовгородов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладаютрасходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%),в областном бюджете — расходы на социальное обеспечение и социальную помощь(11,7%). [16, с.9]
Областнымипредставительными органами утверждаются стабильные нормативы распределениядоходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а такжедолговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджетырайонов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов игородов в областные бюджеты.
Формированиебюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которыеразрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование иреализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ — государственные исполнительные органы и подведомственные им государственныеучреждения.
/>
Рисунок3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов РеспубликиКазахстан 2007 г.
Государственныеисполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических ифизических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путемкредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональныхинвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствованиеосуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительныхорганов; их порядок определяется Правительством.
Включаемыев бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняютсяруководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениямигосударственных исполнительных органов.
Вбюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разныхуровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы,-средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджетадминистративно-территориальной единицы на законодательной основе полностью илив фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые извышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящемубюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета.Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджетана новый бюджетный год или на основе постановления, распоряженияуполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местныхбюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов — «общегосударственные налоги».
«Бюджетноерегулирование» проводится путем передачи части поступлений отобщегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостаткесобственных доходных источников для полного выполнения территориальнымиорганами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налоговна общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и«регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходовсохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций,бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и другихтрансфертов. [16, с.11]2.3 Макроэкономическиепоказатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
Макроэкономическиеусловия исполнения государственного бюджета 2008 года характеризуютсясохранением тенденции экономического роста в условиях благоприятной конъюнктурымировых рынков сырьевых ресурсов.
Ростреального ВВП 2007 по сравнению с 2006 годом составил 9,4% и происходит вусловиях укрепления национальной валюты, роста международных резервов страны(таблица 5).
Какпоказывают данные таблицы 2, расхождения между прогнозными и фактическидостигнутыми показателями в отчетном году по сравнению с 2006 годом увеличилисьот 2 до 5 раз. В частности, мировая цена на нефть (смесь BRENT) за один баррельв 2006 году прогнозировалась на уровне 26,0 долл. США, фактически сложилась науровне 28,9 долл. США, а в 2007 году – 27,1 долл. США и 38,3 дол. США,соответственно. Это, в определенной степени, способствовало недостаточнообоснованному планированию доходов и расходов республиканского бюджета. [17,с.3]
Основную долюв валовом внутреннем продукте составляет промышленность (31,1%), объемпроизводства которой за отчетный период составил 3 733,8 млрд. тенге, что на10,1% больше по сравнению с 2006 годом. В горнодобывающей промышленности объемпроизводства возрос на 12,7% за счет роста объемов добычи природного газа на25,3%, сырой нефти и попутного газа – 13,4 процента. Рост объемов продукцииобрабатывающей промышленности составил 8,9 процента. Объем валовой продукциисельского хозяйства за рассматриваемый период увеличился на 0,1% и составил693,3 млрд. тенге.
В 2007 годуинвестиции в основной капитал составили 1 530,6 млрд. тенге или с ростом посравнению с 2006 годом на 10,6 процента. При этом за отчетный год в добычунефти и природного газа инвестировано 35,3% от общего объема инвестиций восновной капитал, операции с недвижимым имуществом – 18,5%, транспорт и связь –15,2% и обрабатывающую промышленность – 9,8 процента. [17, с.5]
Таблица 5 — Сравнительные макроэкономическиепоказатели развития Республики Казахстан в 2006-2007 годах (млрд. тенге) 2006 2007 прогноз факт факт ВВП 4 368,0 4 612,0 5 083,0 Темп роста реального ВВП,% 108,3 109,2 108,1 Объем промышленного производства 2 649,0 2 794,4 2 958,3 Инвестиции в основной капитала 1 396,0 1 259,0 1 536,0 Индекс инфляции 5,5 6,4 5,4 Экспорт, млн. долл. США 392,8 201,0 13 655,0 Импорт, млн. долл. США 8 240,0 9 031,0 10 401,0 Кредиты банков экономике 840,0 978,1 1 224,6 Денежная база 253,0 316,9 406,9 Денежная масса 954,0 969,9 1 198,4 Уровень монетизации,% 21,8 24,8 23,6 Золотовалютные резервы, млн. долл. США 4 346,0 4 959,0 6 216,0 Дефицит бюджета, в % к ВВП 1,9 1,17 -1,8 Курс тенге к доллару США 127,0 124,0 121,0 Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США за баррель 26,0 28,9 27,1
Внешнеторговыйоборот Казахстана (без учета неорганизованной торговли) в 2007 году составил 32877,5 млн. долл. США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 54%, в том числеэкспорт – 20 096,2 млн. долл. США (увеличился на 56%), импорт – 12 781,3 млн.долл. США (увеличился на 52%). Активизация внешнеторговой деятельностиреспублики во многом была обусловлена высоким уровнем цен на мировых рынкахсырья. Так, за 2007 год средняя мировая цена на нефть марки «Брент» составила38,3 долл. США за баррель, что на 11,2 долл. США выше, чем прогнозировалось вцелом за 2006 год и на 9,4 долл. США выше уровня цены 2006 года. В результате,продолжается тенденция роста доли сырьевой продукции в казахстанском экспорте:если в 2007 году доля минерального сырья в общем объеме экспорта составляла68%, то в 2007 году уже 72,0 процента. [17, с.7]
Такимобразом, структурный анализ ВВП показывает, что в 2007 году сохраняласьэкспортно-сырьевая направленность развития экономики, которая по прежнему взначительной мере зависела от конъюнктуры мировых цен на нефть.
Проводимая в2007 году денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстанпозволила удержать инфляцию в установленном в среднесрочном плане «коридоре»,сохранить устойчивость финансового рынка и банковского сектора. Вместе с тем, вотчетном году по сравнению с 2006 годом индекс инфляции увеличился с 6,4 до 6,9процента.
Кредитыбанков второго уровня на 1 января 2008 года составили 1 484,3 млрд. тенге ивыросли по сравнению с 2007 годом на 51,8 процента. При этом доля долгосрочныхссуд составила 65,7% или 608,4 млрд. тенге. Объем депозитов в банковскойсистеме составил 1 255,4 млрд. тенге и увеличился на 71,2%, в том числедепозиты населения – 441,2 млрд. тенге (увеличились на 31,5%). В то же время,за отчетный период значительно возросли заимствования казахстанских банковвторого уровня на международном рынке. Кроме того, активно осуществляетсявнешнее заимствование частным сектором, что сказалось на росте внешнего долгастраны, объем которого в 2007 году увеличился на 39,9% (до 32,0 млрд. долл.США) по сравнению с 2006 годом. При этом в структуре внешнего долга долячастного сектора, не гарантированного государством, возросла с 84,2% в 2003году до 89,5% в 2007 году.
Международныерезервы страны, включая деньги Национального фонда, увеличились на 68,2% исоставили 14 404,0 млн. долл. США.
Монетарныеусловия способствовали развитию экономики ускоренными темпами. Так, денежнаябаза составила на конец 2007 года 577,9 млрд. тенге и расширилась по сравнениюс началом года на 82,4 процента. Аналогично возросла и денежная масса до 1634,7 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с началом года на 68,5 процента.Уровень монетизации составил 28,2%, что на 4,6 процентных пункта вышепрогнозного показателя.
Высокийуровень мировых цен на основные товары казахстанского экспорта способствовалзначительному притоку валютных средств, что привело к укреплению национальнойвалюты по отношению к доллару США. С начала года тенге укрепился по отношению кдоллару США на 9,3% в номинальном выражении. Вместе с тем, укрепление тенге поотношению к доллару США не способствовало усилению позиций отечественнойпродукции на внутреннем рынке в силу недостаточной ее конкурентоспособности.
Итогиисполнения республиканского бюджета за 2007 год свидетельствуют о том, чтоПравительству Республики Казахстан в ходе реализации бюджетной политики, восновном, удалось выполнить поручения, вытекающие из Послания ПрезидентаРеспублики Казахстан народу Казахстана на 2007 год. Правительством РеспубликиКазахстан проводилась работа по поддержке реального сектора экономики за счетсредств республиканского бюджета.
Вместе с тем,по-прежнему сдерживающее влияние на темпы роста экономики оказывают ежегодноенедофинансирование расходов и неосвоение выделенных средств, наличие в течениегода в свободных остатках значительных бюджетных средств при одновременномувеличении заимствований Правительством Республики Казахстан.
Вышеприведенныефакты свидетельствуют о том, что Правительством Республики Казахстан не вполной мере были использованы все инструменты по усилению конкурентоспособностиказахстанской экономики и рычаги для более интенсивного повышенияэкономического роста республики.
ВВП на душунаселения планируется довести до уровня 6543 долларов США к 2009 году, что в1,77 раза превысит уровень 2005 года (таблица 6).
Таблица 6 — Прогнозосновных макроэкономических показателей Республики Казахстан на 2007-2009 годыНаименование показателя 2007 2008 2009 Индекс потребительских цен, в % в среднем за год 5-7 5-7 5-7 Экспорт товаров, млн.долл.США (ФОБ) 29850,7 31248,2 33312,4 Импорт товаров, млн.долл.США (ФОБ) 23433,1 25955,7 28755,8 Добыча нефти и газового конденсата, млн. тонн 64,0 70,0 78,0 Мировая цена на нефть (смесь Brent), долларов США за баррель 54,0 53,0 50,0 Изменение производительности труда, в % к предыдущему году 10,5 8,0 8,1 Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Всреднесрочном периоде сохранится тенденция опережающего роста услуг посравнению с производством товаров. Производство товаров будет расти в среднемна 6,7 % в год, а производство услуг на 10,7 %.
Темп приростапроизводства промышленной продукции в среднем за 2007-2009 годы составит 6,1 %,в том числе в обрабатывающей промышленности 6,7 %. Наибольшие доли впроизводстве услуг занимают торговля, транспорт, связь, а также различныеуслуги предприятиям. В 2007-2009 годах ожидается дальнейший рост этих отраслей.Услуги транспорта возрастут в среднем на 7,6 %, объем предоставляемых услугсвязи на 20,7 %. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9,9 %.[17, с.8]
Рост валовойпродукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднем составит 102,7 %,рост объема строительных работ — 110,7 %.
Расширениеинвестиционного спроса будет связано, в первую очередь, с внутреннимиисточниками финансирования инвестиций, получаемых за счет собственных средствпредприятий. Темпы роста объемов инвестиций в основной капитал составят впланируемом периоде в среднем 114,3 %.
Положительноесальдо торгового баланса в 2007-2009 годах в среднем будет составлять свыше 5,4млрд. долларов США в год.
Ускоренноеэкономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности трудана 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысяттемпы роста реальной заработной платы.
На основепроведенных анализов расходов, доходов а макроэкономических показателейгосударственного бюджета Республики Казахстан можно сделать выводы:
— По состоянию на 1ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполненына 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2846,8 млрд. тенге.
— Расходыгосударственного бюджета Республики Казахстан составили 299,3 млрд. тенге.
— План государственногобюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % илиперевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на20,0 млрд. тенге.
Ускоренноеэкономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности трудана 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысяттемпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развитияэкономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всехосновных факторов роста экономики.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИРАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
В целяхдальнейшего совершенствования системы государственного бюджетапредусматривается принятие Закона Республики Казахстан «О внесенииизменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан повопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан идеятельности Национального Банка Республики Казахстан».
Основнымизадачами данного законопроекта в сфере совершенствования бюджетного законодательстваи в целом бюджетной системы являются:
1)постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяныхпоступлений.
С цельюреализации Концепции Национального фонда вводятся новые понятия — «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».
Консолидированныйбюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов городареспубликанского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяногосектора и переводов их в Национальный фонд.
Нефтянойдефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений изНационального фонда, за вычетом расходов бюджета;
2)ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
Инвестиционныепроекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ(подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятыхгосударственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодныхпосланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванныйперечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы,соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличиетехнико-экономического обоснования с положительным заключением экономическойэкспертизы;
3) соблюдениявсеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
В реализациювышеназванного законопроекта будут внесены соответствующие изменения идополнения в действующие нормативные правовые акты.
По вопросу недополучениядоходов от операций с капиталом. В соответствии с проектом Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной нарассмотрение Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента сприватизации государственного имущества на обеспечение его эффективного управленияс целью улучшения финансово-экономических показателей государственныхпредприятий.
Приоритетом приобеспечении эффективного управления государственного имущества будет являтьсяклассификация объектов государственной собственности по признакам, определяющимспецифику управления и определение цели государственного управления по каждомуобъекту управления (или группе объектов).
По вопросу расширениядоходной базы местных бюджетов. Во внесенных Правительством на рассмотрение ПарламентаРеспублики Казахстан предложениях о внесении некоторых изменений и дополнений вЗакон Республики Казахстан «О бюджетной системе» уже учтеныупоминаемые автором предложения по расширению перечня поступлений, включаемых вместный бюджет, путем передачи им некоторых источников поступлений. Это оченьширокий перечень, начиная от сборов за проезд по платным государственнымавтомобильным дорогам местного значения заканчивая поступлениями изъятыхдоходов, полученных от безлицензионной деятельности казино, тотализаторов иигорного бизнеса.
По децентрализациибюджетной системы. Однимиз показателей децентрализации государственных функций является отношениерасходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходовгосударственного бюджета с 2007 года по первое полугодие 2008 годасвидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета красходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 2007 году до 1,56 по состояниюна 1 июня 2008 года.
Вышеназваннойдецентрализации предшествовала реализация следующих мероприятий. В рамкахподготовки проекта Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджетена 2008 год» был проведен функциональный анализ расходов государственногосектора Республики Казахстан.
С целью рационализациифункций государственных органов и исключения дублирующих функций в процессеадминистративной реформы государственного управления была осуществлена попыткаустранения излишних уровней и звеньев управления путем передачиподведомственных организаций государственных органов, выполняющих функцииуправления, надзора и контроля государственных органов в состав государственныхорганов. В рамках реформирования административной и бюджетной системы былиопределены государственные органы, ответственные за выполнениевышеперечисленных государственных функций.
Роль государственногосектора в настоящее время ограничивается только теми видами деятельности,которые не могут эффективно реализовываться частным сектором. Учитывая, чтовиды деятельности, относящиеся к частному сектору, все еще будут осуществлятьсягосударственными предприятиями, существует необходимость дальнейшая работа поопределению границы бюджетной сферы для разделения государственного и частногосекторов.
Функция выплаты пенсий посолидарной системе и государственным социальным пособиям, по инвалидности,потере кормильца и по возрасту принята на республиканский бюджет. При этомПравительство исходило из принципа обязательности и равномерности социальныхвыплат на территории всей страны.
Другим моментомдецентрализации является предоставление права местным исполнительным органамосуществлять заимствование. В 2007 году местными исполнительными органамипривлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти деньги нужно вовремя отдать, недопуская просроченных долгов. Избежать местных дефолтов поможет системаинвентаризации и мониторинга задолженности, оценка эффективности региональныхинвестиционных программ и прогнозирование денежных потоков.
По планированию бюджета. Бюджетная комиссия образована УказомПрезидента Республики Казахстан в марте 2000 года. Она интенсивно работает надзакреплением финансовой стабильности в стране, расширением финансированиясоциальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в планируемых расходах.
В основу разработкибюджета на 2009 год заложен принцип среднесрочного бюджетного планирования,основные параметры государственного бюджета определяются на основеИндикативного плана социально-экономического развития Казахстана на предстоящийсреднесрочный период.
Правительством определеныследующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечениянациональной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан пообслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств наоборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВПна 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией инаркобизнесом;
2) в части социальногоразвития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальныхпособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуппротиводиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимыхмедицинских препаратов.
3) в части обеспеченияэкономического роста: направление средств на погашение кредиторскойзадолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; наинвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в частиинфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство иобеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формированияпрофессионального Правительства – направление средств на административныерасходы центральных государственных органов.
Главная причинабюджетного кризиса — недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценкесобираемости налогов. При этом нужно учитывать некоторые объективныеобстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.
Первое. Попытка сразупостроить в Казахстане налоговую систему, характерную для стран с развитойэкономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система неучитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делаетее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора втеневую экономику, вывозится за границу.
Второе. Ужесточениеналогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на негоособые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путемадминистративного давления без формирования для предприятий действенныхэкономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операцийи вытеснения денежных суррогатов.
Третье. Решая задачусущественного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только наснижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, неокажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующейналоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет дляКазахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношениястали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несетогромные потери.
Стратегическимнаправлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение.Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходитсякомпенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или неимеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которыедолжны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнееоткрываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.
Второе направление — дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготыопределяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом.Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного видадеятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властныхструктурных уровнях.
Третье направление — изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа отналогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли,зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощныестимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутреннихинвестиций.
Заключение
Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулированияфинансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществлениявластных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическуювласть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов,разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольноутилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществленияуправления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономическойполитике является производным продуктом, он полностью зависит от избранноговарианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однакоименно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов иреально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет,фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношениерасходов по отраслям и территориям, является конкретным выражениемэкономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределениенационального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступаетинструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционнойактивности, повышения эффективности производства, именно через бюджетосуществляется социальная политика.
По состоянию на 1 ноября2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8млрд. тенге.
План государственногобюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % илиперевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на20,0 млрд. тенге.
Чтокасается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общейдоли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениямфинансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающееместо, например:
— жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
— здравоохранение — 86,1%;
— образование — 84,0%;
— культура, спорт, информационное пространство — 73,2%;
— транспорт и связь — 62,8%.
Довольнозначительны объемы расходов по другим группам:
— финансирование экономики в целом — 46,4%;
— управление (государственные услуги общего характера) — 29,9%;
— общественный порядок и безопасность — 23,4%.
Ускоренноеэкономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности трудана 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысяттемпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развитияэкономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всехосновных факторов роста экономики.
Правительством определеныследующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечениянациональной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан пообслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств наоборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВПна 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией инаркобизнесом;
2) в части социальногоразвития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальныхпособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуппротиводиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимыхмедицинских препаратов.
3) в части обеспеченияэкономического роста: направление средств на погашение кредиторскойзадолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; наинвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в частиинфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство иобеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формированияпрофессионального Правительства – направление средств на административныерасходы центральных государственных органов.
В сфересовершенствования государственного бюджета Республики Казахстан и в целомбюджетной системы являются:
1)постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяныхпоступлений.
2)ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
3) соблюдениявсеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
Такимобразом, государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущимзвеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую,так и политическую роль в любом современном обществе.
/>Списокиспользованных источников
1.  Лившиц А.Я. Введение в рыночнуюэкономику. М., 2002
2.  Общая теория финансов: Учебник /Л.А.Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. –М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
3.  Булатов А.С. Экономика. М.: Бек.2001.
4.  Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.:АО Санкт-Петербург оркестр, 2000
5.  Илларионов А. Экономическая политикав условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросыэкономики 2007 №4.
6.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.:Финансы и статистика,1993
7.  Чепурин М.Н. Курс экономическойтеории. Киров: АСА. 1995
8.  Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва1994г.
9.  Курс экономической теории: учебник –4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
10. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.:изд-во МГТУ. 2000
11. Мельников В.Д. Основы финансов:Учебники для вузов — Алматы. 2005.
12. Среднесрочная фискальная политикаПравительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
13.Кемпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс М., т.1,2, 1992
14.Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень»,том 1-2, Алматы, 2008 г.
15. Официальный сайт Министерствафинансов Республики Казахстан www.minfin.kz
16. Доклад Министра финансов РеспубликиКазахстан Жамишева Б.Б.по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008года и задачах на второе полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz
17. Елубаева Ж.М. Бюджетная системаРеспублики Казахстан: становление и перспективы развития: Автореферат. дис.… к. э. н. Алматы, 2005.
18.Итоги социально-экономическогоразвития Республики Казахстан за 1 полугодие 2008 года и задачи на 2 полугодие2008 года, г. Астана, август, 2008 год
19.Отчёт Счетного комитета об исполненииреспубликанского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства),Астана, 2008
20.Официальный сайт Министерстваэкономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz
21.Справка по государственному,республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Приложение
Исполнение доходов государственного бюджета на 01.11.2008 года в сравнениис аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенгеНаименование платежа Факт РБ на 1.11.2007 г. План РБ на 01.11.2008 г. Факт РБ на 01.11.2008 г. Отклонение
темп роста,
в % 1 2 3 4 5 6 Налоговые поступления 1 261 650 577 1 638 245 156 1 653 975 577 15 730 421 131,1 Корпоративный подоходный налог 532 460 662 719 147 827 708 904 832 -10 242 995 133,1 Налог на добавленную стоимость 525 231 385 600 304 573 559 698 119 -40 606 454 106,6 1) НДС на товары внутреннего производства 148 661 033 155 382 634 149 166 612 -6 216 022 100,3 2) НДС на импортируемые товары, всего 376 570 352 444 921 939 410 531 507 -34 390 432 109,0 Акцизы, всего 17 738 951 19 432 765 18 380 423 -1 052 342 103,6 1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего 380 748 623 063 1 355 591 732 528 356,0 2) Акцизы на импортируемые товары 17 358 203 18 809 702 17 024 832 -1 784 870 98,1 Поступления за использование природных и других ресурсов 53 900 515 47 566 906 51 110 363 3 543 457 94,8 Сборы 918 757 1 042 494 1 136 721 94 227 123,7 Налоги на международную торговлю и внешние операции 121 734 504 242 028 382 307 057 017 65 028 635 252,2 Прочие налоги 898 868 9 828 33 717 23 889 0,0 Государственная пошлина 8 766 936 8 712 381 7 599 260 -1 113 121 86,7 Неналоговые поступления 132 460 739 38 627 266 57 133 661 18 506 395 43,1 Поступления от продажи основного капитала 7 222 407 7 788 016 6 222 845 -1 565 171 86,2 В С Е Г О доходы (3 категории) 1 401 333 723 1 684 660 438 1 717 332 083 32 671 645 123 Поступления трансфертов 391 572 278 543 153 970 541 035 127 -2 118 843 ИТОГО 1 792 906 002 2 227 814 408 2 258 367 210 30 552 802 126 Таможенные платежи и налоги 515 663 059 705 760 023 734 613 356 28 853 333 142,5
  Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
  /> /> /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.