Реферат по предмету "Психология"


Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
человекиндивидуальность характер личность
Ктеоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционноотносят следующие вопросы:
■ исследованиеэлементов структуры индивидуальности, принципов их организации, формсуществования и функциональной роли в деятельности;
■ обнаружениекритериев распознавания разноуровневых свойств в структуре индивидуальности;
■ взаимодействиевысших и низших уровней в структуре индивидуальности;
■ созданиетипологии целостной индивидуальности.
Впсихологической науке исследование составляющих структуры индивидуальностиберет начало в исследованиях С. Л. Рубинштейна. С. Л. Рубинштейн утверждал, чточеловеческая индивидуальность может быть рассмотрена как воедино связаннаясовокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешниевоздействия. Совокупность внутренних условий он определял как синтез низших ивысших специфических свойств, выполняющих в деятельности определеннуюприспособительную функцию.
Вовнутренний мир человека С. Л. Рубинштейн включал: свойства высшей нервнойдеятельности, установки личности, систему мотивов и задач, которые ставит себечеловек, свойства характера, обуславливающие поступки, то есть те действия,которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям, испособности. Иначе говоря, это свойства, лежащие в основе общественно-значимогоповедения и деятельности.
Таким образом, С. Л. Рубинштейнпонимал индивидуальность как многоплановое образование и утверждал, что«протекание психических процессов происходит на разных уровнях». Согласно еговзглядам, в психологии формирующейся индивидуальности все, так или иначе,обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно извнешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних,не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренниеусловия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обуславливают тотспецифический круг внешних воздействий, которым данное явление можетподвергнуться. Поэтому одноплановый, плоскостной подход к психике человека естьповерхностный подход. С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальностьчеловека комплексно, во взаимодействии ее психических свойств и процессов.
Дальнейшееразвитие интегративная модель исследования индивидуальности получила в трудахБ. Г. Ананьева. Всесторонне исследуя проблему человека в современной науке, онпришел к выводу о необходимости рассмотрения человеческой индивидуальности состороны целостности, внутренней замкнутости ее основных свойств. Структураиндивидуальности, по Ананьеву, выглядит многоступенчатой, многоуровневой.Началом иерархического ряда служат первичные свойства индивида, включающиеобщесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма. Наследующем уровне — вторичные свойства индивида: темперамент, органическиепотребности, задатки. На третьем уровне человек рассматривается как личность.
Составляющимиличностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные ролиличности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей иценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер исклонности. На четвертом уровне человек рассматривается как субъектдеятельности. Структура этой подсистемы складывается из определенных свойствиндивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности.
Основойиндивидуальности, соответственно, является гармония свойств индивида, личностии субъекта деятельности.
Б. Г.Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальностиодно-, многозадачный тип детерминации. Он утверждал, что «структура личностивключает структуру индивида в виде наиболее общих комплексов органическихсвойств», признавая тем самым, что свойства низшего уровня выступают как общаяпричина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.
Такимобразом, С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позициипринципа аддитивности (совокупность, набор, симптомокомплекс свойств).
В. С. Мерлинпредложил иную концепцию индивидуальности. Целостную характеристику онобозначил как интегральную индивидуальность, содержащую целый ряд иерархическиорганизованных уровней.
В. С.Мерлин подчеркивал, что для того чтобы исследование индивидуальности былоинтегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количествоминдивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням.«Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразиеиндивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут бытьисследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как ивсякой большой системы, является исследование статистических связей междуотдельными свойствами». Разный тип математических связей — это показательразного типа детерминации. В этом отличие системной концепции В. С. Мерлина отконцепции Б. Г. Ананьева.
В. С.Мерлин убедительно показывает реальность существования между разноуровневымихарактеристиками индивидуальности не только одномногозначных, но и много-многозначныхсвязей.
Имеютсямногочисленные исследования взаимосвязей свойств отдельных уровней интегральнойиндивидуальности как в зависимости от условий, так и от результативностидеятельности. Экспериментально была подтверждена гипотеза В. С. Мерлина оналичии много-многозначной связи между системами интраиндивидуальных иметаиндивидуальных качеств с опосредующим звеном — индивидуальным стилем деятельности.Проводились многочисленные исследования взаимовлияния свойств трех и болееуровней интегральной индивидуальности.
Пристальноевнимание при интегративном подходе к исследованию индивидуальности уделяетсявопросу о критериях обоснования относительной независимости, автономностиразнопорядковых классов свойств большой системы интегральной индивидуальности.
Сам фактобнаружения много-многозначной связи между разными уровнями индивидуальностиозначает их относительную самостоятельность, замкнутость и не сводимость друг кдругу. Обязательное условие автономности подсистем — наличие промежуточныхпеременных между сравниваемыми явлениями действительности, играющихсвязывающую, гармонизирующую или системообразующую функцию. По мнению В. С.Мерлина, в интегральной индивидуальности такую системообразующую функциювыполняет индивидуальный стиль деятельности. Подобный подход к обоснованиюотносительной автономности разнопорядковых свойств индивидуальности В. С.Мерлин называл транзитивным.
Дальнейшиеисследования, проведенные в школе В. В. Белоуса, позволили обосновать наличиеновых критериев выделения относительно самостоятельных подсистем большойсистемы «человек—общество», это: функционально-результативный (А. И. Щебетенко,2008), процессуальный (Н. В. Орлинкова, 2008), статистический и функциональный(А. Т. Найманов, 2010).
Не менееважным теоретическим аспектом концепции интегральной индивидуальности являетсявопрос о критериях принадлежности разнопорядковых свойств к высшим и низшимуровням интегральной индивидуальности. Данный вопрос связан со своеобразиемпонимания принципа иерархизации системы в концепции В. С. Мерлина. «В этойконцепции низший иерархический уровень рассматривается не как часть болеевысокого или генетически и функционально первичный по отношению к высшему, либо— более частный к более общему, но — подчеркнем это — они относятся друг к другукак часть к части целого. Иначе говоря, взаимодействие иерархических уровней,по В. С. Мерлину, — это взаимодействие относительно автономных и«равноправных» частей целого, в результате чего большая системаинтегральной индивидуальности и приобретает свои системные-интегральныекачества, которых нет ни у одной из ее частей».
Внастоящее время появилось несколько новых моделей изучения интегральнойиндивидуальности. Так, В. М. Русалов предлагает свой подход к рассмотрениюсоставляющих целостной индивидуальности. Он выделяет в индивидуальности двауровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, представленныйсвойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень,состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований).Темперамент В. М. Русалов относит к территории, на которой наметилась «встреча»дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.
Используя«метаязык» математики, В. М. Русалов убедительно показывает существованиеразновероятной (избирательно-стохастической) зависимостииндивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервнойсистемы, с одной стороны, и индивидуально-психологических личностныхобразований от психодинамических параметров индивидуальности — с другой.
Инойвзгляд на эту проблему мы встречаем у А. В. Брушлинского. Рассуждая с позициисубъектно-деятельностного подхода, он отмечает, что личность человека выступаеткак целостная система таких внутренних условий, необходимо и существенноопосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т. д.).Иначе говоря, не личность низводится до уровня якобы пассивных внутреннихусловий, а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качествеединой многоуровневой системы — личности, «вообще субъекта» (А. В. Брушлинский.
Формируясьи изменяясь в процессе развития, внутренние условия определяют тотспецифический круг внешних воздействий, которымданное явление, процесси т. д. могут подвергнуться. Другими словами, следуя его логике, любая личностьможет быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместес тем является субъектом этого воспитания, все более становящегосясамовоспитанием. Целостную систему внутренних условий субъекта, через которыетолько и действуют на него любые внешние причины, влияния и т. д., образуютмногообразные виды и уровни активности личности. Изучая такие типы активностичеловека, как язык, речь, мышление, А. В. Брушлинский утверждает, что ни однаиз функций человека (даже речь) не может его подменить и стать вместо негосубъектом мышления или другим видом активности.
Длячеловека как субъекта, развивающего и формирующего свои цели, которые могутбыть «только осознанными» (цели деятельности, общения, созерцания и другихвидов активности), сознание особенно существенно. При этом осознаются хотя бычастично некоторые мотивы, последствия совершаемых действий и поступков. Вместес тем, считал А. В. Брушлинский, «человек остается субъектом — в той или инойстепени — также и на уровне психического как процесса и вообщебессознательного».
Оригинальныйподход, основанный на системных принципах исследования индивидуальности, мынаходим в трудах современного отечественного психолога Б. Б. Коссова. «Личностьчеловека — наиболее обобщенная система психического отражения егожизнедеятельности», — утверждает он (Б. Б. Коссов, 2010, с. 20). Являясьосновоположником системно-стилевой концепции личности, Б. Б. Коссов считает,что «личность является многомерной и многоуровневой системой. Это вытекает ужеиз того, что она включает не только множество свойств, что делает еемногомерной, но и каждое свойство — обобщение связано с иерархизированнойподсистемой относящихся к нему ситуаций, видов жизнедеятельности (или проще —видов занятий, жизненных задач), в которых свойство проявляется» (там же, с.24).
Основоймногоуровневости структуры личности являются уровни, связанные с обобщениемжизненного опыта и соответственно — с разнообразием проявления личностныхсвойств в ситуациях жизни. Только изучение конкретной ситуации проявлениячеловеком тех или иных индивидуальных качеств может служить критерием оценкиего как личности. Природное и приобретенное в личности едины и в норменеразделимы, и не их различие образует иерархическую структуру личности,считает автор концепции. «Структурированность личности зависит отсформированности обобщений по тем или иным параметрам нравственности,мотивации, эмоциональности, волевой регуляции действий и пр. В результате, взависимости от характера обобщения один и тот же человек может быть, например,честным, трудолюбивым, общительным и пр. в одних ситуациях и условиях, нопроявлять иные, порой противоположные качества в других» (Б. Б. Коссов, 2010,с. 27).
Болеетого, реализуя принципы системного изучения личности, Б. Б. Коссов подчеркивает,что личность — это развивающаяся и динамическая система. В период становленияличности и с расширением сферы активной жизнедеятельности возрастают «мерностьи уров-невость личностной структуры». Развитие свойств-обобщений заисит отмногих внешних и внутренних факторов: способностей субъекта, направленности егоактивности, удовлетворения его потребностей (успешности действий) и т. д.Содержательно этот процесс определяется соотношением сфер жизнедеятельности ине сводится только к достижению все большей широты обобщения в образовании техили иных свойств. Процесс развития связан также с «повышениемдифференцированное™ ситуаций, видов собственной активности, в которых разныеполярности одного и того же свойства (общительность—замкнутость...) дают наиболеежелаемый и благоприятный для конкретного человека эффект. Изменение внешних ивнутренних условий жизни человека может приводить и к «переобобщению»— изменению свойств: смене их полярности или даже «угасанию»(невостребованности)» (там же, с. 27).
Такимобразом, сторонников указанных подходов к исследованию индивидуальностиобъединяет мысль о том, что оптимальной стратегией интеграции данных осоотносимости разнообразных особенностей человека являются лишь системныеисследования индивидуальности. Системный подход позволяет перейти отпостулирования «мозаичной» сущности индивидуальности к изучениюзакономерностей, связывающих разные ее уровни в субъекте психической деятельности(Т. Ф. Базылевич, 2008).
Принципысистемного исследования специфики индивидуальных особенностей широкоиспользуются в рамках концепции пограничной аномальной изменчивости личности,автором которой является известный отечественный психопатолог И. В. Боев.
Многочисленные исследования,проведенные автором концепции и его учениками, позволяют рассматриватьиндивидуальность человека во взаимосвязи его антропологических,конституциональных, нейрофизиологических, нейрохимических, личностных свойств,причем в континууме от нормы — пограничной аномальной изменчивости д невызывающей сомнения патологии. Диагностически значимыми для исследованияиндивидуальности, по мнению сторонников данной концепции, являются «не отдельновзятые и регистрируемые симптомы к качества в их количественномвыражении, а выявление типа интегральных взаимоотношений между психологическимипараметрами с последующим представлением их в виде обобщенныхпсихолого-математических моделей, характеризующих специфические функциональныесостояния», и как следствие — индивидуальное своеобразие человека.
Такимобразом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальностиможет воссоздаваться при системном видении объекта изучения, в контекстекоторого свойства отдельных частей целого определяются закономерностямиразвития его внутренней, целостной структуры.
Современныеисследования, проведенные в школе В. В. Белоуса, позволяют наметить путисоздания модели типологии интегральной индивидуальности.
В своеймонографии, В. В. Белоус предлагает следующую типологию интегральнойиндивидуальности:
1. Творческий тип интегральной индивидуальности.
2. Новаторский тип интегральнойиндивидуальности.
3. Созерцательный тип интегральнойиндивидуальности.
4. Реактивный (брутальный) типинтегральной индивидуальности.
Описаннаявыше типология интегральной индивидуальности является по своей сутивероятностной, то есть свободной и изменяющейся. Переходы внутри одной группыили одного класса интегральной индивидуальности в другой зависят от разныхобъективных и субъективных факторов, а именно: от вида деятельности, внутреннихусловий, то есть личностной позиции человека, мотивации, социальнойадаптированное™, а также возрастных этапов развития, для которых характернысвоеобразные внутрисистемные связи индивидуально-психологических качествличности.
Прикладнойаспект интегративного подхода к исследованию индивидуальности связан с широкимспектром практических направлений исследований, которые закономерно вытекают изтеоретических постулатов, рассматриваемого подхода.
Системные исследованияиндивидуально-психологических особенностей человека затрагивают такие вопросыприкладной психологии, как:
■ исследованиеструктуры индивидуальности в зависимости от внешней и внутренней детерминации(обнаружение системообразующих факторов в организации подсистеминдивидуальности);
■ изучениеусловий развития и саморазвития индивидуальности;
■ исследованиевозрастных особенностей становления индивидуальности.
Исследованиюсистемообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности былипосвящены многочисленные прикладные исследования в научных школах В. С. Мерлина,В. В. Белоуса, Б. А. Вяткина, А. И. Щебетенко, В. М. Русалова, Э. А. Голубевойи др.
Кнастоящему времени утвердилось положение о том, что системообразующую функцию вструктуре интегральной индивидуальности могут выполнять такие свойствасубъекта, как индивидуальный стиль деятельности и общения, ценностные ориентации,религиозная активность, мотивация достижения, адаптированность, познавательнаяактивность личности.
Однаконе только внутренние свойства субъекта, но и объективные требования деятельностимогут выполнять системообразующую функцию в структуре индивидуальностичеловека. В результате многочисленных экспериментальных исследований обнаруженыфакты, свидетельствующие о том, что условия жизнедеятельности подростков,различия социума, этническая принадлежность, способы развивающего обученияспособны влиять на специфику взаимодействия разноуровневых подсистем вструктуре индивидуальности.
Управлениеобъективными условиями деятельности и ситуации наряду со встречным процессомпозволяет изменить «внутренние условия» субъекта, а именно, «внутренниеусловия», то есть уникальность личности способна преломлять «внешние»воздействия, создавая условия для развития собственной активности, субъектностиличности.
Определениероли «внешней» и «внутренней» детерминации, а также их взаимодействия приисследовании структуры индивидуальности позволяют обосновать принципыпедагогического воздействия, необходимые и достаточные для развитияиндивидуальности на различных возрастных этапах. В рамках интегративного подходаобоснованы педагогические принципы управления саморазвитием интегральнойиндвидуальности. Стратегия интегративного исследования индивидуальностипредполагает изучение ее как динамической, саморазвивающейся системы.
Состояниебольшой системы интегральной индивидуальности может описываться как состояниесистемы в определенный момент времени, и тогда мы имеем дело с анализомсинхронической («одновременной»), статичной структуры интегральной индивидуальности.С помощью теоретической модели интегральной индивидуальности можно описать(используя математический и философский метаязыки) сам процесс развития системыинтегральной индивидуальности путем сравнения ее синхронических структур. Неменее важным оказывается изучение изменения, трансформации структуры системы,которые происходят в различные временные интервалы. То есть интегральнаяиндивидуальность представляет собой структуру, развернутую во времени, —диахроническую («сквозьвременную»), пластичную структуру. Исследованиедиахронических структур позволяет реализовать принципыфункционально-генетического подхода, который открывает возможности дляисследования условий не только развития, но и саморазвития индивидуальностичеловека.
Возрастныеособенности развития интегральной индивидуальности являются предметоммногочисленных исследований, в которых обнаруживается специфика структуриндивидуальности с дошкольного возраста и до периода поздней зрелости. Какуказывает В. В. Белоус, «внутриуровневые связи свойств характеризуют сущностьданного возраста; межуровневые — условия существования возрастной структурыиндивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единствовнутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненногоцикла человека в целом».
Учетинтегративных показателей возрастных изменений индивидуально-психологическихкачеств личности при создании обучающих развивающих, коррекционных программзначительно увеличивает и положительный эффект, поскольку позволяет варьироватьмежуровневые связи за счет изменения системообразующих факторов, различающихсяв зависимости от возрастных особенностей становления индивидуальности человека.
Такимобразом, принципы интегративного исследования индивидуальности в современнойпсихологии связаны с реализацией системного подхода, основываются на методахмеждисциплинарных исследований и на примере конкретных достижений в психологиииндивидуальности позволяют исследовать взаимодействие «внешних» и «внутренних»,социальных и биологических, объективных и субъективных условий развития индивидуальности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системногоподхода. М.: Наука, 2008. —270 с.
2. Буякас Т. М, Зевина О. Г. Опыт утвержденияобщечеловеческих ценностей — культурных символов — в индивидуальном сознании //Вопросы психологии. 2007. № 5.
3. Гойя Ш. М. Влияние типа темперамента надинамические особенности речемыслительной деятельности школьников в спокойной изатрудненной ситуации " Теоретические и прикладные проблемы подготовкиучителя иностранных языков. Пятигорск, 2010. — 22 с.
4. Гоов В. В. Экспериментальное исследованиевозрастной динамики личностно-мотивационной сферы сельских школьников //Человек как интегральная система. Межвуз. сб. науч. трудов. Ростов-на-Дону, 2008.С. 106-120.
5. Макарова К. В. Своеобразиеструктуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальныхусловий жизнедеятельности. Автореф. дис.… канд. психол. наук.Ростов-на-Дону, 2007. — 20 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия,2009. —478 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютерные информационные системы в аудите
Реферат Конфигурация для ведения бухгалтерского учета "Участник внешнеэкономической деятельности"
Реферат Командное товарищество в Республике Казахстан
Реферат Концепция бухгалтерской отчетности в РФ
Реферат Коммерческие предприятия
Реферат Контроль виконання бюджетів і аналіз відхилень. Напрями процесу планування
Реферат Контроль и ревизия на предприятии
Реферат Комплексный анализ хозяйственной деятельности на примере ООО "Фаворит"
Реферат Контроллинг на предприятии
Реферат Комплексная задача по составлению бухгалтерского отчета промышленного предприятия
Реферат Четыре модели бизнес-образования в России
Реферат Комп`ютеризовані методи аудиту
Реферат Протез плеча с тремя управляемыми функциями. Ортопедический аппарат на верхнюю конечность
Реферат Определение сознаваемого и неосознаваемого в мотивации
Реферат Концепция бухгалтерской отчетности