РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт психологии, педагогики, социального управления
Кафедра возрастной и педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Основам психологии семьи и семейного консультирования
СУПРУГИ ОСТАЮТСЯ ВДВОЕМ. СУПРУГ ОСТАЕТСЯ ОДИН.
Исполнитель:
Захарова И.В.,
4 курс, гр. 2968
Научный руководитель:
Мальцева О.А.
к.психол.н., доцент
Тюмень, 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
1.2 Супруг остается один в результате развода
1.3 Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 2. Психологическая помощь при данном кризисе
2.1 Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
2.2 Психологическая помощь разведенным партнерам
2.3 Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 3. Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один»
Ключ к тесту по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один»
Заключение
Литература
Введение
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка, поскольку изменяется структура семьи – она снова трансформируется в супружескую диаду. Данный кризис может протекать гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме. Однако протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Взрослому ребенку необходимо приобрести свободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуют установления нового баланса близости—отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.
У пожилых пар также может возникать ненормативный кризис, при котором супруг остается один в силу развода, количество которых увеличивается в данный период или смерти второго супруга в силу возраста (Олифирович Н. И, 2006).
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:
— затруднение процесса сепарации выросших детей;
— сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);
— сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;
— нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И, 2006).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство (Олифирович Н. И, 2006).
Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.
Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:
— конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей;
— неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).
Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи, переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживания чувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижением социальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация или депрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт создания ребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачные контакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьми или новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование в профессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).
1.2 Супруг остается один в результате развода
Трудности прохождения этапа развития семьи, когда дети покидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количества разводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг в друге, актуализацией нерешенных конфликтов.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему (Олифирович Н. И, 2006). По полученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и более лет после него (Алешина Ю., 2009).
В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов.
Одна из концепций, описывающая распад эмоциональных отношений, была предложена Дж. А. Ли, которым были выделены следующие фазы:
1. Осознание неудовлетворенности.
2. Выражение неудовлетворенности.
3. Переговоры.
4. Принятие решений.
5. Трансформация отношений.
Такая очередность необязательна, прохождение данных фаз индивидуально для каждой пары. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор данной концепции, цикличность отношений, включающая предложенные им фазы, может повторяться всю жизнь.
Эмоциональная утрата в связи с разводом не будет столь острой, если пара сможет поддерживать контакты и после прекращения супружеских отношений.
Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются:
1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.
2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уважения партнера.
3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и принятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с бывшим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей.
В процессе развода ослабевают связи с общими знакомыми, осложняются взаимоотношения с членами расширенной семьи. Потеря или сокращение социальных контактов рождает чувство одиночества, которое, в свою очередь, может привести к депрессии, снижению трудоспособности, психосоматическим заболеваниям и др. Этот процесс нередко сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. Бывшие супруги после развода могут бояться вступать в новый брак, избегая повторения травматичного опыта (Олифирович Н. И, 2006).--PAGE_BREAK--
1.3Супруг остается один в результате смерти партнера
Серьезным испытанием для одного из супругов является утрата партнера в результате его смерти. Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Потеря члена семьи может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций (Олифирович Н. И., 2006).
Можно описать несколько типов реакций супруга на смерть партнера:
1.Адекватная реакция, включающая нормативное переживание этапов горевания, поиск внутренних семейных ресурсов для преодоления горя при сохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.
2.Полная концентрация на детях, поиск утешения в детско-родительских отношениях. Данная реакция может осложняться стремлением родителя найти воплощение умершего партнера в одном из детей, что затрудняет сепарацию данного ребенка от семьи.
3.Уход в собственные переживания и отстранение от семьи.
4.Быстрое включение в эмоционально близкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги). В этом случае велика вероятность непонимания со стороны детей, возникновение у них злости, агрессии, ощущения предательства умершего родителя (Олифирович Н. И., 2006).
К. Изард отмечает, что горевание имеет важное значение для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему «сжиться» с утратой, адаптироваться к ней (Олифирович Н. И., 2006).
Важная составляющая «работы скорби» заключается в выработке нового взгляда на себя, поиске новой идентичности. Типичное проявление скорби — тоска по умершему. Она сопровождается навязчивыми мыслями об умершем. Пропадает интерес к прежде важным событиям, к своей внешности. Подобные реакции отражают работу скорби, однако в случае их гипертрофии они могут приобретать патологический характер (Олифирович Н. И., 2006).
К патологическим симптомам,сопровождающим переживание горя, относят такие как: затянувшееся переживание горя (несколько лет); задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2-х и более недель); сильная депрессия; появление болезней психосоматического характера (язвенный колит, мигрени и т. д.); ипохондрия и другие. Работа с такими симптомами требует медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой или психиатрической помощи (Олифирович Н. И., 2006).
Работа горя завершена, когда семья, пережившая утрату, оказывается способной выполнять свои функции, осваивать новые роли, взаимодействовать с окружением, не прибегая к дисфункциональным паттернам жизнедеятельности (Олифирович Н. И., 2006).
Глава 2. Психологическая помощь при данном кризисе
2.1 Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики (Олифирович Н. И, 2006):
— выявление уровня сплоченности семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
— выявление взаимных претензий, обид и оценок супругами друг друга — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);
— выявление эмоционального фона семьи и некоторых параметров супружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);
— анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова).
В данный период существования семьи супружеская пара, которая долго была занята воспитанием детей, вынуждена отойти от привычных ролей. В качестве превентивной помощи с целью подготовки к выходу на пенсию супругам можно рекомендовать посещение групп поддержки, в которых принимают участие успешно адаптировавшиеся пенсионеры (Олифирович Н. И, 2006).
Психологическая помощь, направленная на адаптацию к выходу на пенсию, включает несколько этапов:
1. Осознание и принятие факта выхода на пенсию.
2. Коррекция представлений о данном периоде как окончании активной жизни.
3. Поиск новых интересов и планирование жизни на пенсии.
4. Помощь в осознании ресурсов семьи (нуклеарной и расширенной) для повышения качества функционирования в пенсионный период.
В работе с супружескими парами, переживающими данный нормативный кризис, рекомендуется проводить индивидуальную и (или) супружескую терапию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следующих проблем (Олифирович Н. И, 2006):
— заключение нового супружеского договора: перераспределение обязанностей и реорганизация свободного времени;
— ролевая реорганизация семьи;
— реорганизация детско-родительских отношений;
— принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной и личной).
2.2 Психологическая помощь разведенным партнерам
Одним из отличий консультирования разведенных от других проблем психологической коррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта. Важно также, чтобы психолог был осведомлен в различных юридических аспектах проблемы развода (Алешина Ю., 2009).
Основные направления консультирования разведенных партнеров:
1. При работе со страхом клиента не суметь обрести новую семью, психологу необходимо выяснить, что именно значит одиночество для конкретного человека, каких последствий развода он больше всего боится. Клиента следует ориентировать на более активную позицию в отношениях с другими людьми. Существует множество различных клубов и объединений, членом которых он может стать.
2. Обсуждая страхи клиента, связанные разводом, целесообразно использование приемов рациональной терапии. Например, говоря о возможном ухудшении отношения к клиенту со стороны референтной группы, следует подчеркнуть, что к человеку во многом относятся так, как он позволяет к себе относиться. Веселый, уверенный в себе и собственных решениях человек независимо от семейного положения будет вызывать к себе уважение и любовь.
3. Психологу необходимо помочь клиенту найти позитивные стороны в ситуации освобождения от конфликтных супружеских отношений. Нужно стараться повышать самооценку клиента: “У вас такая интересная работа”, “Вы такая привлекательная женщина” и т.п. (Алешина Ю., 2009).
Возможные этапы работы с разведенными партнерами:
1.Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д., испытываемых супругом (супругами).
2.Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации.
3.Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.
4.Поиск внутренних ресурсов супруга (супругов) и построение планов на будущее.
5.Оказание помощи в семейной реорганизации.
При оказании психологической помощи разводящимся супругам очень важна поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянии они часто чувствуют себя одинокими, брошенными и т. д. Позитивное влияние на психологическое состояние разводящихся супругов в этот период оказывают помощь и поддержка со стороны близких людей — родственников и друзей, что может существенно облегчить последствия развода (Олифирович Н. И, 2006).
2.3 Психологическая помощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера
Смерть близкого не только является источником болезненных переживаний, но и предоставляет возможность личностного роста для горюющих членов семьи. Консультант, работающий с семьей, может помочь ее членам реализовать эту возможность (Олифирович Н. И., 2006).
Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующие направления:
1. Информирование о психологических закономерностях горевания и о том, что это длительный процесс.
2. Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горевания:
— Помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи.
— Оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью потери.
— Помощь в реорганизации жизни семьи после смерти одного из ее членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов). Важно, чтобы ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Семейный ритуал дает возможность каждому выразить свои личные чувства к ушедшему, позволяет чтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так и за ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников (Олифирович Н. И., 2006).
— Помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).
3. Поддержка и помощь членам семьи в планировании своей дальнейшей жизни. продолжение
--PAGE_BREAK--
Психологическая поддержка в работе с семьями, переживающими потерю, занимает большую часть консультативного процесса. Она подразумевает полноценное присутствие психолога, наблюдение за происходящим и проявление чувства сострадания, при сохранении личных границ. Задачи консультанта: быть рядом и слушать; не форсировать результат; проявлять уважение и принимать то, что происходит; видеть пользу в выражении членами семьи их скорби; позволить себе стать человеком, на которого члены семьи могут опереться (Олифирович Н. И., 2006).
Важным элементом в работе с потерей является включение членов семьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поиске внутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса (Олифирович Н. И., 2006).
Глава 3. Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один»
Тест по главе 1. «Феноменология кризиса»
1. «Опустевшим гнездом» называют:
А) семью, выполнившую свои родительские функции, когда дети выросли и покинули дом
Б) семью, никогда не имевшую детей
В) семью, находящуюся в процессе отделения детей от родителей
2. Решение задач данного кризиса осложняется если:
А) выросшие дети (молодая семья) проживают совместно с родителями
Б) родители пытаются структурировать жизнь выросших детей
В) сохраняется профессиональная деятельность одного из супругов
3. Появление новых сфер для их самореализации, возможность осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей – это:
А) неотделимый от данного криза процесс
Б) деструктивный выход из данного кризиса
В) конструктивный выход из данного кризиса
4. Семьи, переживающие данный нормативный кризис чаще всего обращаются с такими проблемами как:
А)воспитание детей
Б) переживание чувства отстраненности от детей; соматизация или депрессивные состояния супругов;
В) адаптация супругов друг к другу, налаживание отношений семьи с внешним миром
5. Увеличение количества разводов на этапе ухода детей из родительской семьи часто связно связаны с:
А) сексуальной несовместимостью супругов
Б) актуализацией супружеских конфликтов, не решенных на предыдущих этапах
В) невозможностью самореализации супругов
6. Основной задачей развития семьи на данном этапе является:
А) адаптация к потере социальных ролей и социальной активности
Б) налаживание отношений семьи с внешним миром
В) решение вопросов воспитания детей
7. Желание разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания характеризует:
А) принимающую стратегию поведения в ситуации развода
Б) манипулятивную стратегию поведения в ситуации развода
В) агрессивную стратегию поведения в ситуации развода
8. Адекватная реакция на смерть партнера характеризуется:
А) концентрацией на детях, поиском утешения в детско-родительских отношениях.
Б) нормативным переживанием этапов горевания, поиском внутренних семейных ресурсов для преодоления горя при сохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.
В) быстрым включением в эмоционально близкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги).
9. Одним из патологических симптомов, сопровождающих переживание горя является:
А) навязчивые мыслями об умершем
Б) пропадание интереса к прежде важным событиям, к своей внешности
В) задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2-х и более недель)
10. Горевание необходимо для того, чтобы:
А) обеспечить внешние проявления скорби по умершему
Б) позволить индивиду структурировать воспоминания и мысли об умершем
В) позволить индивиду «сжиться» с утратой, адаптироваться к ней
Тест по главе 2. «Психологическая помощь при данном кризисе»
1. В качестве подготовки к выходу на пенсию супругам рекомендуется:
А) посещение групп поддержки с участием успешно адаптировавшихся пенсионеров
Б) отсрочка выхода на пенсию (продолжение профессиональной деятельности) одним из супругов
В) постепенное сокращение режима рабочего дня
2. Одной из проблем, которые необходимо разрешить в ходе психологической помощи супругам, переживающим данный нормативный кризис является:
А) предотвращение стремления к структурированию жизни молодой семьи
Б) преодоление соматизации одного или обоих супругов
В) ролевая реорганизация семьи
3. Одно из основных отличий консультирования разводящихся от других проблем психологической коррекции является:
А) акцентрирование консультантов положительных сторон ситуации
Б) поддержка консультантом позиции и точки зрения клиента
В) более ярко выраженная информирующая позиция консультанта
4. Возможные этапы работы с разведенным супругом (супругами):
А) проработка чувств, выявление фрустрированных потребностей, переосмысление опыта, поиск внутренних ресурсов, помощь в семейной реорганизации
Б) поиск внутренних ресурсов, переосмысление опыта, выявление фрустрированных потребностей
В) помощь в семейной реорганизации, проработка чувств, переосмысление опыта
5. При работе со страхом разводящего супруга не суметь обрести новую семью целесообразно:
А) ориентировать клиента на сохранение супружеских отношений
Б) ориентировать клиента на более активную позицию в отношениях с другими людьми (участие в различных клубах и объединениях и т.п.).
В) поддерживать позицию клиента
6. Консультант при работе с супругом, потерявшим партнера, может помочь ему в реализации возможности:
А) создания новой семьи
Б) переосмысления полученного опыта
В) личностного роста горюющего клиента
7. Семейный ритуал при работе с супругом, потерявшим партнера в результате его смерти, позволяет (написать самостоятельно): ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. При работе с семьями, переживающими потерю, большую часть консультативного процесса занимает: продолжение
--PAGE_BREAK--
А) помощь в реорганизации семьи
Б) информирование по поводу психологических закономерностей переживания горя
В) психологическая поддержка консультанта
9. При работе с потерей с потерей члена семьи, важным элементом работы является:
А) переосмысление полученного опыта
Б) удержание членов семьи от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний
В) сглаживание негативных эмоциональных состояний членов семьи
10. После ухода повзрослевших детей из родительской семьи важной задачей супружеской пары становится (написатьсамостоятельно)______________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту
Ключ к тесту по главе 1. «Феноменология кризиса»
1. а
2. а
3. в
4. б
5. б
6. а
7. в
8. б
9. в
10. в
Ключ к тесту по главе 2. «Психологическая помощь при данном кризисе»
1. а
2. в
3. в
4. а
5. б
6. в
7. Выразить чувства к ушедшему, чтить память умершего члена семьи и получать поддержку, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников.
8. в
9. б
10. Изменение привычных ролей и принятие новых, налаживание диадных отношений
Заключение
Для большинства людей прямые родительские обязанности прекращаются в поздней взрослости. В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенности браком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Первоначально могут возникать некоторые сложности, потому что, когда не отвлекают дети, людям нужно заново научиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Кроме того, пары, которые сообщают при опросах об удовлетворенности, превышающей средний уровень, часто говорят, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Он стал для них источником утешения, поддержки и душевной близости (Шнейдер Л.Б., 2000).
Таким образом, когда дети выросли и покинули дом, а супруги остались вдвоем, их основной задачей становится построение и развитие супружеских отношений, у них появляется возможность заниматься творчеством, заботой друг о друге и о внуках.
Литература
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — www.litportal.ru, 11.2009
2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006
3. Шнейдер Л.Б. Психология семенных отношений, Курс лекции. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000