--PAGE_BREAK--II – ненужные, никчемные. У этих людей не развито ни стремление к превосходству, ни социальный интерес. Это люди, для которых «вся жизнь в обиходе» — обыватели.
III – «пустые делатели добрых дел». У этих людей не развито стремление к превосходству, но развит социальный интерес. Такие люди не развивают своих способностей, не компенсируют своих слабостей и поэтому их участие в других и попытки сделать что-то доброе для людей могут обернуться злом.
IV – псевдокомпенсация. У этих людей есть стремление к превосходству, но социальный интерес варьируется от 0 до какой-то неизвестной отрицательной величины. Псевдокомпенсирующиеся – это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могут идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Если сравнить представления Э.Берна и А.Адлера о том, какой должна быть психически здоровая личность, то можно заметить, что отличительной чертой теории сценариев Э. Берна является то, что даже сценарий Победителя, это все равно сценарий, это все тоже родительское программирование только положительно направленное, с позитивной установкой и предписанием. В то время, как Адлер считает, что идеал психического здоровья — это человек, обладающий хорошо развитыми стремлением к превосходству и социальным интересом.
В своей работе Э.Берн пишет: «Силы человеческой судьбы страшны и грандиозны: деструктивное родительское программирование, подстрекаемое внутренним голосом, который древние называли Демоном; конструктивное родительское программирование, которому помогает жажда жизни и которое давным-давно названо фьюзис; внешние силы, которые мы называем судьбой; и независимые стремления, для которых у древних не было названия, поскольку это была привилегия богов и героев. В результате влияния этих четырех сил, которые, конечно, могут сочетаться, возможны четыре пути к финалу: сценарный, контрсценарный, насильственный и независимый». [3; 8, с.130]
Именно независимый путь является единственно верным выбором. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Поведение человека определяется заложенными в генах рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием, родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной изобретательностью. Но, свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других. Недаром, Берне говорил, что «Быть свободным – это ничто; стать свободным – это все».
Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве.
ГЛАВА II
Методы исследования
2.1 Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека
В первом разделе данной главе будет рассмотрен сценарный вопросник Э.Берна, позволяющий определить жизненный сценарий человека.
Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого аспекта и его взаимоотношения с другими аспектами. Удобнее это сделать, располагая вопросы в хронологическом порядке. По каждой теме формулируется один вопрос, предназначенный для извлечения максимума полезной информации. Включены и другие вопросы, которые помогут выяснить подробности.
В сценарном вопроснике вопросы приводятся в хронологическом порядке.
1) Дородовое влияние
Важнейший вопрос, который можно задать относительно влияния предков, таков: «Какой образ жизни вели ваши дедушка и бабушка?». Ответы на этот вопрос бывают четырех типов.
1. Гордость
2. Идеализация
3. Соперничество
4. Личный опыт
Следующий фактор, влияющий на жизненный сценарий человека – это сцена зачатия. Ситуация, в которой произошло зачатие человека, может оказать сильное влияние на создание его жизненного плана и предопределить его финал.
Реальная ситуация зачатия может быть названа установкой зачатия. Произошло ли зачатие случайно или в результате страсти, любви, насилия, обмана, злобы или покорности? Если зачатие было запланировано, планировалось ли оно холодно или тепло, просто или сложно, с предварительным обсуждением или по молчаливому согласию? В сценарии ребенка могут возникнуть те же особенности. [2, с.224]
Существуют случаи, когда оба родителя хотят ребенка, причем пол для них не важен. Если женщина, которая в детстве приняла решение выйти замуж и родить много детей, встречает мужчину, принявшего в детстве такое же решение, у их детей хороший старт. Если при этом возникают биологические трудности, ребенок становится еще ценнее, рождение ребенка может рассматриваться как настоящее чудо.
Место на геологическом древе – здесь решающий фактор — сценарий родителей. При прочих равных условиях дети следуют сценариям родителей, и это проще всего показать, проанализировав количество и порядок рождения детей в семье.
Часто люди подражают родителям в планировании собственной семьи.
Следующий этап – это имена и фамилии. Имена как указатели типа сценария особенно ясно выявляются в средней школе, когда мальчик или девочка читает об именах и прозвищах в мифологии и истории и когда товарищи более или менее жестко раскрывают перед ними скрытое значение его имени.
Существует четыре способа, с помощью которых имя приобретает сценарное значение: целенаправленно, случайно, по небрежности и легкомыслию и неизбежно.
2) Развитие в детские годы
Начальное сценарное программирование происходит в период грудного вскармливания младенца и осуществляется в виде коротких «протоколов», которые впоследствии могут быть развернуты в запутанные драмы. Именно в это время имплантируется ощущение благополучия и неблагополучия и умение различать их; именно это ощущение отличает настоящих и условных Принцев от настоящих и условных Лягушек. Э.Берн утверждает, что «только катастрофа может превратить прирожденного Принца в Лягушку; только чудо поможет прирожденной Лягушке стать Принцем». [2; 3, с.128]
Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующим финалом, ответ на вопрос: «Что происходит с таким как я?» Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям, как будут обращаться с ним другие и что значит «быть похожим на меня». Рано или поздно он услышит историю о ком-то, «похожем на него», и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или легенда об уличных гангстерах, которую он услышал на углу. Но, услышав это, он узнает и говорит: «Это обо мне!» и эта история становится его сценарием, и всю остальную жизнь он проведет, стараясь ей соответствовать. Судьбу индивидуума определяет не взрослое планирование, а решения, принятые в детстве. Неудивительно, что дети часто копируют жизненный план с сюжета любимой сказки. Удивительно то, что этот план сохраняется и в двадцать, и в сорок, и в восемьдесят лет и, в конечном счете, побеждает даже «здравый смысл».
Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, — эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.
Предписание – самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный выигрыш, обычно осложняются тем обстоятельством, что у большинства детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]
Родительские образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец – от родителя того же пола. В любом случае образец – это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:
а) героя, на которого он хотел бы походить;
б) злодея, которого мог бы простить;
в) тип человека, каким он хотел бы стать;
г) фабулу – набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;
д) набор персонажей, которые мотивируют переключения;
е) характер – набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.
Если позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.
В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.
Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями – за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии – это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.
3) Юность
У очень многих молодых людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное или иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.
Обычно в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание.
Наряду со многими переменами для этого возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.
То как человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» — это одна — две краткие выразительные фразы, говорящие каково любимое времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка – это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.
4) Зрелость и смерть
Ожидаемая продолжительность жизни может являться разрешением или не разрешением прожить столько-то лет, со стороны отца, матери, родственника или вымышленного героя. Человеку необходимо разрешение чтобы прожить больше, чем он себе отмерил исходя из своего сценария.
Сцену смерти можно считать ключевой в понимании сценария человека. Сцена смерти – это резюме жизненной цели человека. Надписи на могильной плите говорят о человеке то, выполнил ли он предписание своего сценария и следовал ли он своему антисценарию. Если человек отвечает, что у него не будет никакого могильного камня, этот ответ тоже имеет свой смысл. Тот, кто ни на что не надеется в жизни, не надеется и на смерть. [3;8]
Вопросы сценарного вопросника, сформулированные на основе всех этапов жизни человека с рождения до смерти, могут дать довольно полное представление о жизненном сценарии.
Такие разделы, как — «выбор терапевта», «сценарий в лечении» в данной работе не рассматриваются.
Берн считает, что проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека.
2.2 Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности
В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности.
А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание – это напоминание». [6, с.67] Также Адлер подчеркивает, что не бывает «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешнем положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя ко встречи с будущим, используя уже проверенный стиль жизни».
«Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит». [1; 6, с.67]
Метод ранних воспоминаний имеет ряд следующих преимуществ:
1) Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание.
2) Нет никакой нужды в том, чтобы пытаться установить «надежность» ранних воспоминаний. «Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые «принимаются»: их значение – в интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь».
3) Компактность и простота метода позволяет использовать его для групповых исследований.
Таким образом, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности: Объективный тест – это методика для получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность, при условии, что испытуемый:
а) либо не знает истинного значения своей реакции;
б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. [7, с.341]
Метод ранних воспоминаний имеет следующие ограничения.
Иногда люди не дают ответа или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; «Люди, которые говорят, что у них «нет ранних воспоминаний» — позволяют нам придти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают». В таких случаях человеку можно предложить человеку «придумать воспоминание».
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Шкала оценки зрелости психологической темы
В данном воспоминании присутствует тема удовлетворения желаний: «дело этого стоило», «залезли на дерево, потому что ягоды там вкуснее», что соответствует оральной стадии развития и подтверждает выводы, полученные при анализе первого воспоминания.
Так же есть забота об имуществе: «своим новым любимым сарафаном зацепилась за сук», «я шла домой расстроенной, так как порвала сарафан», «что мама меня обязательно будет ругать и накажет за то, что я испортила вещь» эти фразы в раннем воспоминании соответствуют анальной стадии развития.
В воспоминании «Любимая шелковица» описывается совместная активность со сверстниками: «я и моя подруга Инна пошли кушать шелковицу», что отвечает латентной стадии развития.
В качестве общего вывода, после анализа двух воспоминаний С, можно сказать, что С обладает плохо развитым социальным интересом и испытывает недоверие к окружающим людям и миру. Эти факторы получили свое отражение в формулах жизненного стиля: «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить», «Жизнь – это опасность, перед которой я бессильна», «Жить – значит принимать помощь других людей», «Жизнь — это неудачи, но всегда находиться кто-то, кто мне поможет».
5) воспоминание И-1.
«Зимний вечер»
Этот день я никогда не вспоминаю – обычный зимний день 86 года. Но только ему все же было суждено оставить отпечаток на все остальные дни моей жизни. Я смогла преодолеть результаты этого дня, живя полноценно и радостно, полностью забывая о том, что было…
Был зимний вечер. В детском саду уже забрали всех детей по домам. Скоро и за мной должны были прийти. Но что-то папа задерживался на работе, а воспитательница все нервничала, что должна сидеть со мной одной так долго. Была напряженная ситуация для меня, потому что я чувствовала себя виноватой. Я почему-то еще с детства не могла чувствовать на себе недовольство людей, полученное, главным образом, из-за меня.
Воспитательница жаловалась другой насчет того, что ей надо сидеть с этим ребенком, и крикнула из комнаты, чтобы я поскорее одевалась. Я так не любила крик (да и сейчас тоже), что готова была молча выполнить любое указание, чтоб только меня не ругали. Она вернулась и спросила, не хочу ли я в туалет. Я подумала, что это же заберет какое-то время, поэтому сразу же ответила нет. И когда мы уже одетые выходили из детсада она меня еще раз спросила тот же вопрос. И хотя мне действительно в тот момент уже хотелось в туалет, я опять сказала ей нет. Во-первых, мы уже были на улице и было неудобно возвращаться (я боялась, что она скажет, что говорила уже об этом), а во-вторых, она разговаривала со мной таким тоном, что хотелось побыстрее уйти от этого кошмара.
Так мы стояли на улице неопределенное время, но главное было холодно – ведь зима, снег. Я тогда очень замерзла и, конечно же, не вытерпела – уже домой я шла в мокрых штанах. За мной вскоре пришли, и я помню, когда шла по дороге домой – молчала. Папа что-то спрашивал, а мне хотелось молчать. Во-первых, было стыдно, а во-вторых, я почему-то знала в тот момент, что эту ситуацию я когда-то буду вспоминать. Хотя это был обычный день – день из детского сада, куда ходила 4-летняя девочка. Но все отличие состояло в том, что он положил начало для простуды, превратившейся в гораздо большее. Много лет детства были потрачены на больницы, диеты, ограничения в каких-то движениях и т. д.
Контент-анализ
1. Присутствующие в воспоминании люди.
1.1. Присутствие матери – мать отсутствует
1.1.г. Отсутствие матери в раннем воспоминании может проявляться у людей, у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала.
1.1.д. Отсутствие матери может наблюдаться в случаях, когда мать «проиграла игру»: ребенок не привязан к ней, не удовлетворен своей жизненной ситуацией.
1.1.е. Отсутствие матери в раннем воспоминании может быть связано с рождением в семье следующего ребенка и обусловленной этим «детронизацией» — свержением с трона.
1.2. Присутствие отца
1.2.а. Присутствие отца в раннем воспоминании может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенных отношений с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка.
1.2.б. Отец может присутствовать в раннем воспоминании избалованного ребенка, восстающего против строгого отца.
1.3. Братья и сестры — не присутствуют
1.4. Двоюродные братья и сестры – не присутствуют
1.5. Бабушки и дедушки отсутствуют
1.6. Посторонние чужие люди – присутствуют:
«забрали всех детей», «воспитательница все нервничала», «недовольство людей», «жаловалась другой»
1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними
1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность
1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному
2. Тип событий
2.1. Присутствует опасность – «Была напряженная ситуация для меня», «готова была молча выполнить любое указание, чтоб только меня не ругали», «я боялась, что она скажет», «хотелось побыстрее уйти от этого кошмара», «Я тогда очень замерзла» — Свидетельствует о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни.
2.2. Болезнь отражает страх перед ней и стремление лучше подготовится ко встречи с ней, став врачом, медсестрой – «живя полноценно и радостно», «он положил начало для простуды, превратившейся в гораздо большее», «Много лет детства были потрачены на больницы, диеты, ограничения в каких-то движениях и т. д.»
2.3. Присутствует проступок: «я чувствовала себя виноватой», «Я почему-то еще с детства не могла чувствовать на себе недовольство людей, полученное, главным образом, из-за меня», «было стыдно»
3. Способ восприятия ситуации субъектом.
3.1. Преобладающие вид чувствительности
1) тактильный – «было холодно», «очень замерзла», «в мокрых штанах»
2) моторный – «выходили из детсада», «мы стояли», «я шла», «вскоре пришли», «шла по дороге домой»
3) слуховой – «крикнула из комнаты», «Она вернулась и спросила», «сразу же ответила», «еще раз спросила», «я опять сказала», «что она скажет, что говорила», «разговаривала со мной таким тоном», «молчала», «Папа что-то спрашивал»
3.2. Ощущения принадлежности.
«за мной», «со мной», «для меня», «я чувствовала», «Я почему-то», «еще на себе», «из-за меня», «чтобы я», «Я так», «чтоб только меня», «не хочу ли я», «Я подумала», «она меня», «мне действительно», «я опять сказала», «я боялась», «со мной», «Я тогда», «я шла», «За мной», «я помню», «мне хотелось», «я почему-то знала», «я когда-то буду» — «Я»-ситуация
«когда мы уже одетые», «мы стояли» — развитие социального чувства
3.3. Эмоции и чувства.
«Была напряженная ситуация для меня», «я чувствовала себя виноватой», «не могла чувствовать на себе недовольство людей, полученное, главным образом, из-за меня», «Я так не любила крик (да и сейчас тоже)», «было неудобно возвращаться», «я боялась, что она скажет», «хотелось побыстрее уйти от этого кошмара», «мне хотелось молчать», «было стыдно»
4. Дополнительные категории
Среда угрожающая, субъекта отвергают, субъект угнетен.
На основе данных контент-анализа, определим возможные формулы жизненного стиля:
«Жить – значит чувствовать вину за свои поступки»;
«Жизнь – это опасность, которую несет окружающий мир»;
«Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других»;
«Жизнь – это всегда страдания, но я ничего не могу изменить. Я жду, когда это закончится само»;
«Жить – значит терпеть и ждать»;
«В своих несчастьях виновата только я»;
«Я всем доставляю одни неприятности»;
«Жить – значит угождать другим людям, поступаясь своими интересами»
После беседы с И, подтверждение получили следующие формулы жизненного стиля: «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки», «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других», «Жить – значит угождать другим людям, поступаясь своими интересами». Формула — «Жизнь – это опасность, которую несет окружающий мир» была отвергнута.
Количественный анализ
1.Шкала оценки ранних воспоминаний
разделы
параметры
А. Поведение субъекта по отношению к среде.
1.отъединенное
1
2
3
4
5
6
7
общительное
2.пассивное
1
2
3
4
5
6
7
активное
3.агресивное
1
2
3
4
5
6
7
благожелательное
4.зависимое
1
2
3
4
5
6
7
независимое
Б. Индивидуальное эмоциональное переживание среды.
5.угрожающая, фрустрирующая
1
2
3
4
5
6
7
дружественная, заботливая
6.отвергающая
1
2
3
4
5
6
7
принимающая
7.утратил уверенность в себе, испытывает чувство несостоятельности
1
2
3
4
5
6
7
уверен в себе
8.угнетенная
1
2
3
4
5
6
7
радостен
9.с ним дурно обращаются
1
2
3
4
5
6
7
с ним хорошо общаются
Средняя величина по параметру – поведение субъекта, составляет 2,75, а по параметру индивидуальное, эмоциональное переживание среды – 1,2. Эти результаты отражают общее угнетенное состояние субъекта, непринятие его средой, дурное обращение и зависимое поведение по отношению к среде.
2.Шкала оценки зрелости психологической темы
В воспоминании «Зимний вечер» присутствует тема послушания, что соответствует анальной стадии развития. На основе этих результатов можно предположить, что И очень исполнительна, ответственна перед другими людьми. Это обстоятельство получило отражение и в формуле жизненного стиля: «Жить – значит угождать другим людям, поступаясь своими интересами».
Для подтверждения выводов полученных после анализ раннего воспоминания «Зимний вечер» и для получения более надежных результатов, проведем анализ еще одного воспоминания И.
6) воспоминание И-2.
«Манная каша»
Это произошло в детском саду. Почти никого не помню из тех детей, с кем была в группе. Запомнились только два мальчика, с которыми дружила. Одного звали Сережа, а второго – Андрей. Мальчики были братьями двойняшками. Только не очень похожие. Сережа был худой, а Андрей с такими пухленькими щечками. Помню один из обедов. Принесли нам кашу манную, которую я терпеть не могу. И сказали, кто не съест – не встанет из-за стола. Вижу, Сережка морщится – есть не хочет и не может, а Андрей – уплетает и говорит, как он любит кашу манную. От этого мне становилось еще хуже, потому что я смотреть на эту кашу не могу. Сережа отдал свою тарелку Андрею, и я подумала в тот момент, что мне бы тоже хотелось иметь такого всеядного брата, который бы съел эту гадостную кашу. Пока Андрей ел Сережину кашу, тому стало жалко меня, и предложил мне шепотом отдать и мою тарелку Андрею. Мне так хотелось, чтобы он согласился и мою кашу съесть – все-таки третья тарелка. Он согласился. Мы с Сережей остались голодные, но счастливые. Считаю этот случай за свою первую шалость и обман, потому что в конце обеда спросили: «Дети, всем понравилась вкусная каша?!». И я вместе с ребятами ответила – да.
Контент-анализ
1. Присутствующие в воспоминании люди.
1.1. Присутствие матери – мать отсутствует
1.1.г. Отсутствие матери в раннем воспоминании может проявляться у людей, у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала.
1.1.д. Отсутствие матери может наблюдаться в случаях, когда мать «проиграла игру»: ребенок не привязан к ней, не удовлетворен своей жизненной ситуацией.
1.1.е. Отсутствие матери в раннем воспоминании может быть связано с рождением в семье следующего ребенка и обусловленной этим «детронизацией» — свержением с трона.
1.2. Отсутствие отца
1.3. Братья и сестры — не присутствуют
1.4.Двоюродные братья и сестры – не присутствуют
1.5. Бабушки и дедушки отсутствуют
1.6. Посторонние чужие люди – присутствуют: «из тех детей», «два мальчика», «Одного звали Сережа, а второго – Андрей», «Принесли нам», «И сказали», «в конце обеда спросили»
1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними
1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность
1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному
2. Тип событий
2.1. Присутствует опасность – «кто не съест – не встанет из-за стола»
2.2. Болезнь и смерть отсутствуют
2.3. Присутствует проступок: «Мне так хотелось, чтобы он согласился и мою кашу съесть», «Считаю этот случай за свою первую шалость и обман» — Может свидетельствовать об огромном желании избегать проступков в дальнейшем.
3. Способ восприятия ситуации субъектом.
3.1. Преобладающие вид чувствительности
1) вкусовой – «кто не съест», «есть не хочет», «который бы съел», «мою кашу съесть», «остались голодные», «вкусная каша»
2) слуховой – «сказали», «говорит», «предложил мне шепотом», «в конце обеда спросили», «ответила»
3) зрительный – «был худой», «пухленькими щечками», «я смотреть на эту кашу не могу»
3.2. Ощущения принадлежности.
«я терпеть не могу», «мне становилось», «я смотреть», «я подумала», «мне бы тоже», «жалко меня», «предложил мне», «Мне так хотелось», «я вместе» — «Я»-ситуация
«Принесли нам», «Мы с Сережей» — развитие социального чувства
3.3. Эмоции и чувства.
«которую я терпеть не могу», «От этого мне становилось еще хуже, потому что я смотреть на эту кашу не могу», «мне бы тоже хотелось иметь такого всеядного брата», «Мне так хотелось, чтобы он согласился и мою кашу съесть», «но счастливые»
4. Дополнительные категории
Субъект активен, радостен, субъекта принимают, среда дружественная
На основе данных контент-анализа, определим возможные формулы жизненного стиля:
«Жить – значит постоянно себя контролировать»;
«Жизнь – это вина за совершенные мной поступки»;
«Я ничего не могу сделать сама. Я рассчитываю на помощь других»;
«Жить – значит ждать, когда тебя пожалеют»;
«Жизнь – это проступки, которые сходят с рук»
После беседы с И, подтверждение получили следующие формулы жизненного стиля: «Жить – значит постоянно себя контролировать», «Жизнь – это вина за совершенные мной поступки», «Жить – значит ждать, когда тебя пожалеют». Категорически была отвергнута формула: «Жизнь – это проступки, которые сходят с рук».
Количественный анализ
1.Шкала оценки ранних воспоминаний
продолжение
--PAGE_BREAK--Средняя величина по параметру – поведение субъекта, составляет 5, а по параметру индивидуальное, эмоциональное переживание среды – 4,4. Эти результаты отражают общее нейтральное состояние субъекта.
2.Шкала оценки зрелости психологической темы
В воспоминании «Манная каша» присутствует тема удовлетворения желаний, что соответствует оральной стадии развития. Так же, можно заметить, оттенок непослушания, неподчинения, что по сути является проступком. Этот фактор может свидетельствовать о стойком желании у И больше не повторять своих ошибок. Это отражается в выбранной И формуле жизненного стиля: «Жить – значит постоянно себя контролировать». Проведя качественный и количественный анализ ранних воспоминаний И: «Зимний вечер» и «Манная каша», можно сделать вывод о том, что И испытывает чувство вины и несостоятельности. Она не позволяет себе ошибаться. В обоих воспоминания присутствует опасность, что стоит расценивать, как тенденцию сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. Все это нашло отражение в предпочитаемых И формулах жизненного стиля: «Жить – значит ждать, когда тебя пожалеют», «Жизнь – это вина за совершенные мной поступки», «Жить – значит постоянно себя контролировать», «Жить – значит угождать другим людям, поступаясь своими интересами», «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других», «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки».
3.2 Анализ сценарного вопросника
1) Анализ ответов А.
А является первым ребенком. Она живет в полной семье, имеет младшего брата, разница в возрасте с которым 3 года. «Бабушка и дедушка каждый день ходили на работу, после работы занимались хозяйством, воспитывали детей».
А – желанный, запланированный ребенок. Зачата была «после свадьбы, у нас дома», это говорит о родителях, которые во всем поступали «как положено» и строго соблюдали принятые в обществе нравственные нормы.
А была названа родителями в честь бабушки, которая, являлась уважаемым членом семьи. Следовательно, уже давая, дочери имя, родители хотели видеть в ней черты авторитетной бабушки. В детстве бабушка играла важную роль для А.
Происхождение своей фамилии А не знает, то, как называли А в детстве одноклассники и родители соответствует тому, как А называют сейчас – уменьшительно-ласкательные варианты имени. Полное имя нигде не упоминается. Интересно, что на своей футболке А пишет опять же свое уменьшительное имя. На спине футболки указывает свою фамилию. Это можно объяснить как то, что А считает: «Все относятся ко мне как маленькой девочке, и мне это нравится».
К горшку А приучила мама. «Сажала на горшок и говорила, А******, сейчас сходит на горшок и будет умницей, чистой девочкой. Ты уже большая девочка, поэтому некрасиво не ходить на горшок». Позитивное отношение матери в этот период сформировало у А положительный образ себя (Я+).
Родители в детстве казались А «просто замечательными». Сама себе А казалась веселой, так же как и мир. О других людях А думала, что «все люди хорошие, а есть и просто замечательные». Таким образом, у А формируется позиция Ты+ и Они+, что означает: «Меня все любят, и я тоже всех люблю».
На вопрос: помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не испытывать такое чувство, А отвечает: «никогда без совместного решения с родителями не приглашать к себе гостей на день рождения». Вполне вероятно, что подобных решений у А было много.
В начале вопросника А неуверенна в том, кто она победитель или побежденный и отвечает: «зависит от ситуации», тогда как уже в конце вопросника она уверенно отвечает: «победитель», в первый раз она не уверенна, она говорит, что ей никогда ничто не давалось легко.
Отношения между родителями А интерпретировала, как «родители любят друг друга», тогда как на вопрос, что вы при этом чувствовали, отвечает: «было жалко маму». Прокомментировать этот ответ А не смогла. Но вполне вероятно, что поведение матери А воспринимает как оптимальное для достижения гармонии и взаимопонимания в семье. «Надо вести себя так, чтобы тебя жалели и опекали, тогда все будет в порядке» — вот тактика взаимоотношений у А.
На вопрос, на каких людей ваши родители смотрели сверху вниз, отвечает: «на недостойных их людей», на вопрос: каких людей вы больше всего не любите, отвечает: «завистливых, злых, недоброжелательных, льстивых». Естественно, можно сказать, что эти «недостойные» и являются завистливыми, злыми, недоброжелательными.
Родители А снизу вверх смотрели на людей, «которые были высшего статуса». А больше всего нравятся «добрые, честные, веселые» люди». В этом ответе ярко выражена собственная характеристика А.
На вопрос, что происходит с такими людьми как вы, отвечает: «им тяжело в жизни, потому что те, кто наглые, прямые легче выживают в современном мире». Здесь можно увидеть родительское предписание «Не будь наглой. Преодолевай трудности самостоятельно, не ищи легких путей».
Родители говорили А «помогать взрослым, не обманывать, быть доброй». Когда, А была совсем маленькой, ей говорили «больше так не делай, что бы это было в последний раз». И А четко выполняет родительские указания и не повторяет своих ошибок.
А знает, что после ее проступков всегда следуют негативные последствия. Но так же знает то, что если будет упорно трудиться, то обязательно получит вознаграждение.
А запрещали уходить без разрешения родителей, обижать младших, грубить старшим, лгать, трогать чужие вещи. Таким образом, дав в детстве как можно больше запретов, родители А на всю жизнь «застраховали» свою дочь от асоциального поведения. А должна четко различать, что приемлемо в обществе, а какое поведение осуждается. Благодаря этому у А редко возникают душевные терзания на тему что хорошо, а что плохо.
В детстве любимым сказочным образом А была Золушка, сказку читали или рассказывали мама, бабушка иногда папа. Когда читали сказку, говорили: «Тебе понравилась сказка? Вот будешь такой же, как Золушка!». (Сценарий Золушки, рассматриваемый Э.Берном, не применим в данном случае, здесь необходима иная интерпретация сказки). Для А Золушка выступает примером трудолюбия, терпения, женственности. Золушка милая, добрая ее все любят. И в конце концов, Золушка является Победителем. Она получает награду, которую заслужила – она становится Принцессой.
На вопрос, кто был любимым злодеем, А отвечает: «не было». Возможно, проявляется скрытая агрессия. А может считать, что иметь любимого злодея плохо, я ведь такая хорошая и добрая, мне нравятся только добрые герои. Отрицание своей «темной» стороны, скорее всего, вызвано родительскими наставлениями: «Будь доброй, никогда не злись, хорошие девочки не должны злиться».
Когда возникало трудное положение, мать А «долго думала, а потом действовала», отец А «не сидел на месте, а искал выход из положения». При этом, следуя теории сценариев, можно утверждать, что А, как и ее родитель противоположного пола, будет направлена на непременное разрешение проблемы с помощью длительного и тщательного обдумывания (как это делала ее мать).
Чувства, которые больше всего тревожат А это любовь и благополучие семьи. Больше всего нравятся чувства «конечно любовь, счастье». Интерес для анализа вызывает слово «конечно», которое А употребляет при ответе на многие вопросы. Похоже, что она удивлена самим вопросом и не представляет иного варианта ответа. Но в тоже время, это может быть не детская наивность, а опять же задавленная «темная» сторона А. «Мне нравятся чувства любви и счастья, потому что это хорошо, правильно. Я ведь хорошая девочка».
Любимое «если бы только» — «можно было вернуть время назад, может быть, было бы все по-другому». Это проявление детских иллюзий, мечты о счастье и власти над мифическим Временем.
Для А герой, это «человек, который реализовал себя в жизни, добился успехов самостоятельно». Здесь видна ориентация А на достижение, причем самостоятельное и обязательно успешное.
Худший человек в мире для А это человек «который ничего не делает и все жалуется на жизнь, ленивый». Это как раз и есть тот «злодей», который прячется в тени А.
К тем, кто мастурбирует А относится «спокойно», когда А мастурбирует сама она получает удовольствие. Позитивное отношение А к мастурбации, скорее всего, свидетельствует о «разрешении» испытывать новые чувства и определять их как «хорошие».
Любимое животное А — собака, стать А хотела бы «белым, пушистым котенком». Благодаря этим ответам можно определить позитивный тотем А. Собака – это преданность, верность. Котенок – это образ восприятия себя самой и окружающим миром. Люди смотрят на А, как на «воспитанную, добрую, честную, доброжелательную девочку». «Белый, пушистый котенок», это своего рода герб, эмблема А.
Кошмары у А бывают очень редко, во сне она видит в основном «розовый» мир. Самое хорошее, что А могла бы сделать со своей жизнью — это «хорошо устроиться в этой жизни», а самое плохое «покончить жизнь самоубийством». Опять, можно заметить, что социально не приемлемое поведение, такое как самоубийство, определяется как самое плохое, что может быть.
В качестве жизненного лозунга А цитирует: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Эти слова отражают стремление к самостоятельности и независимости у А. Так, через пять лет А собирается стать самостоятельной, через десять – женой и матерью. А планирует иметь 2 детей и вступать в брак один раз, как и ее родители. В старости хочет растить внуков, помогать детям. А предполагает, что у ее смертного одра будут «дети и внуки, а также муж». А сильно привязана к семье и дому. Так же, можно заметить, что по сценарию А, она должна умереть раньше своего мужа, только в этом случае А получит так называемый сценарный выигрыш.
После своей смерти А оставит своим близким такие сюрпризы: «дом и машина, а также большая сумма денег в банке».
А редко показывает, что страдает и предпочитает выглядеть счастливой, что вновь подчеркивает стремление А скрыть все «некрасивое и плохое». А считает, что «я всегда сама собой», тем самым она отрицает игру и возможность быть разной. Утверждение «Я всегда одна и та же» противоречит теории сценариев. В этом проявляется лишь частичное принятие себя, только своей светлой половины.
2) Анализ ответов С.
С единственный ребенок в семье, к рождению дочери мать отнеслась радостно. Бабушка и дедушка С часто переезжали, «в семье было взаимопонимание» — говорит о родителях матери. Позже в разговоре, С сообщает о бабушке и дедушке более чем противоречивую информацию: «Дедушку вообще не знала, он оставил бабушку, когда мама была маленькой». Добавив к этому то, что С жила с мамой, так как родители развелись, когда С была еще ребенком, можно сказать, что уже при первом ответе на вопросы сценарного вопросника С выстраивает защитный механизм типа: «Нет, нет, у меня все хорошо». Также, следуя теории сценариев, у С есть возможность в дальнейшем повторить «семейные сценарии» своей бабушки и мамы, то есть остаться без мужа с ребенком.
В семье С играла роль «младшего научного сотрудника». Это проявление эго-состояния Взрослый в Ребенке, его еще называют «Маленький профессор».
Имя С выбрала «бабушка с маминой стороны, просто понравилось имя». В детстве С называли «Солнышко, уменьшительно-ласкательными именами». Одноклассники называли С сокращенным, мужским вариантом ее имени. Свое полное имя С нигде не упоминает. Сейчас ее зовут английским вариантом имени (то же самое, когда Петю называют Питером), а также ласковыми вариантами имени. На своей футболке С пишет английский вариант своего имени.
Когда мать кормила С она говорила «Кушай, моя хорошая», такое отношение сформировало позитивное восприятие себя у С, (Я+). К горшку С приучила бабушка. При этом говорила: «так все делают, положено всем хорошим детям». Другими словами С получает установку: «Делай как все и ты будешь хорошей девочкой». Мир в детстве казался интересным, о людях С думала, что «они должны быть хорошими».
Во втором классе С решает, что она Победитель. Объясняет это тем, что на много повысила свою успеваемость, стала отличницей.
Родители (подразумевается только мать) С смотрели сверху вниз на алкоголиков. Больше всего С не любит «алкоголиков, наркоманов». Возможно, мать говорила С: «Никогда не становись такой как … Не будь алкоголиком или наркоманом». Предположения о том, как кто, она не должна быть, будут опущены с целью соблюдения этических норм и конфиденциальности исследования.
С считает, что такие люди как она добиваются многого в жизни. Под словами «добиться многого» С понимает иметь дом, машину, дачу, хорошо оплачиваемую работу.
В детстве мать говорила С, что бы она была послушной, тогда как любимый лозунг родителей — «ребенку нужно разрешить делать все, что он хочет». С утверждает, что ей ничего не запрещали делать. Мать говорила С, что «она своей ответственностью сама себя убивает». Здесь речь, скорее всего, идет о скрытых трансакциях со стороны матери. Родительское наставление может иметь вид: «Делай что хочешь. (Мне все равно, что ты с собой сделаешь)» или «Только попробуй сделать так как ты хочешь, и у тебя будут серьезные неприятности».
Любимые сказки в детстве «Руслан и Людмила», «Конек-горбунок». Сказки читала или рассказывала бабушка, отзывалась о прочитанном как о поучительных сказках. Любимым героем С был Конек-горбунок. Это образ верного друга, советчика. По Юнгу, Конек-горбунок является архетипом Мудреца. Цитата из сказки Ершова: «На земле и под землей он товарищи будет твой» подтверждает это. Таким образом, принимая во внимание детское эго-состояние «Маленький профессор», можно понять, почему образ Конька-горбунка столь притягателен для С.
Любимого отрицательного героя у С не было, что может говорить о скрытой агрессии, не желании признавать в себе что-то злое, не хорошее. С больше всего тревожат чувства «отверженности и одиночества», а больше всего нравятся чувства «заботы, любви и радости». Именно в последних С испытывает дефицит. С боится быть отверженной и испытывает потребность в любви и заботе.
От жизни С ждет благосклонности. Она боится трудностей и изо всех сил стремиться преодолевать жизненные неудачи.
Любимое «если бы только» — было бы больше времени; в бессмертие С не верит. Здесь видно, что С отказывается от детских иллюзий и, скорее всего, пессимистично воспринимает окружающий мир.
продолжение
--PAGE_BREAK--